Ндс и санаторно курортное лечение

Опубликовано: 22.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 декабря 2018 г. N 03-07-07/93607 О применении НДС в отношении услуг санаторно-курортной организации

Вопрос: В ходе проведения отделом внутреннего аудита было указано следующее замечание: "За период аудита (2016-2017 годы) и до настоящего времени (25.05.2018 года) отдыхающими в количестве 229 человек была произведена доплата за проживание в номерах повышенной комфортности на общую сумму 4466,9 тыс. рублей, в том числе НДС - 681,4 тыс. рублей.

В соответствии с пп 2. пункта 2. и пп. 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация медицинских услуг, услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками.

Вместе с тем, при улучшении условий проживания, стоимость лечения остается прежней.

За весь период аудита изменения по улучшению проживания в номерах без получения санаторно-курортных услуг не производились.

Таким образом, необоснованно было удержано и перечислено в бюджет с отдыхающих НДС в общей сумме 681,4 тыс. рублей."

ООО поясняет, что при оказании санаторно-курортных услуг населению в соответствии с утвержденным прейскурантом и согласно пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ при оформлении клиента в нашем санатории предоставляется освобождение от НДС только за санаторно-курортные услуги, оформленные бланком строгой отчетности в виде путевки или курсовки.

Для подтверждения освобождения от налогообложения НДС в момент заезда оформляется бланк строгой отчетности с указанием категории номера, продолжительности лечения и суммы стоимости оплаченной услуги в соответствии с утвержденным прейскурантом цен санатория по категориям номеров.

В случае обращения клиента на следующий день после заезда или позднее о переселении в номер повышенной комфортности или получении питания в зале "Люкс" предлагается оформить доплату за улучшение условий проживания или питания с взиманием НДС по ставке 18%.

В связи с вышеизложенным, ООО просит официально разъяснить применение налогового законодательства в Российской Федерации:

Являются ли объектом налогообложения по НДС полученные доплаты за улучшение условий проживания или питания при получении от клиента, находящегося на санаторно-курортном лечении, при смене категории номера?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в отношении услуг санаторно-курортной организации Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

На основании подпункта 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, освобождаются от обложения НДС.

В связи с этим в налоговую базу по НДС не включаются суммы оплаты стоимости услуг санаторно-курортных организаций, указанные в путевках или курсовках, являющихся бланками строгой отчетности.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Услуги российских санаториев, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей, которые учреждения оказывают по путевкам или курсовкам, не облагаются НДС. Минфин напомнил, что такие документы оформляются на бланках строгой отчетности.

В налоговую базу не включается стоимость услуг, указанная в путевках или курсовках.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Следует отметить, что особенностью санаторно-курортной деятельности является то, что при оказании медицинских услуг, санаторно-курортные организации вправе использовать льготу, установленную подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в отношении медицинских услуг.

Напомним, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №499 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности»:

«Медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, санаторно-курортной, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, применение методов традиционной медицины, а также заготовку органов и тканей в медицинских целях».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождены от налогообложения платные медицинские услуги, оказываемые населению по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утвержденному Постановлением Правительства.

Напомним, что перечень таких услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 года №132 «Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (далее Перечень №132). Согласно пункту 4 Перечня №132, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость:

«4. Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно - курортных учреждениях».

Пример 1.

Санаторий ООО «Колос» оказывает платные стоматологические услуги.

Будут ли облагаться НДС данные услуги?

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 6 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) услуги, оказываемые при наличии соответствующей лицензии населению медицинскими и санитарно - профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 года №132 «Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

Согласно данному Постановлению не подлежат налогообложению НДС услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях.

На основании Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №499 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», к числу медицинских услуг, оказываемых санаторно-курортными учреждениями, относятся стоматологические услуги.

Следовательно, оказание санаторием платных стоматологических услуг населению при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности не облагается налогом на добавленную стоимость.

Заметим, что льготы, установленные пунктами 1 и 2 статьи 149 НК РФ, отнесены налоговым законодательством в разряд «обязательных» льгот, от которых налогоплательщик НДС отказаться не вправе.

Помимо этого, подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ установлено, что освобождаются от налогообложения:

«услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности».

Обратите внимание!

Чтобы иметь возможность применения данной льготы, необходимо соблюдение двух условий:

· путевки или курсовки должны являться бланками строгой отчетности, которые утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 10 декабря 1999 года №90н «Об утверждении бланков строгой отчетности»;

· санаторно-курортные организации, в которые реализуются путевки, должны быть расположены на территории России.

Однако нужно иметь в виду, если организации не выгодно использовать данную льготу, то налогоплательщик от нее может отказаться. Основание - пункт 5 статьи 149 НК РФ, согласно которому:

«Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года».

Обратите внимание!

Санаторно-курортная организация будет начислять НДС, если ее услуги не оформлены путевками или курсовками, признаваемыми бланками строгой отчетности.

Услуги посредников при реализации путевок облагаются по ставке 18%.

По вопросу правильности применения льготы по НДС существует многочисленная арбитражная практика, в частности - Постановление ФАС Центрального округа от 9 июля 2004 года №А14-896/04/33/24, Постановление ФАС Московского округа от 10 августа 2004 года №КА-А41/6763-04 и так далее.

Санаторно-курортные организации наряду с основным видом деятельности, как правило, осуществляют и иные виды деятельности, например, оказывают услуги общественного питания, ведут розничную продажу сувенирной продукции, оказывают услуги по прокату и так далее, подлежащие налогообложению в соответствии с нормами главы 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Напомним читателю, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается главой 26.3 НК РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог) может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности (пункт 2 статьи 346.26 НК РФ):

1) оказания бытовых услуг;

Федеральный закон от 18 июня 2005 №63-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Закон №63-ФЗ) внес изменения в подпункт 1 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, согласно которым с 1 января 2006 года систему налогообложения в виде ЕНВД можно применять при оказании бытовых услуг, «их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению».

Таким образом, Закон №63-ФЗ с 1 января 2006 года дает ссылку на «Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93» (утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 года №163), хотя и до принятия Закона №63-ФЗ налогоплательщики при определении перечня услуг, относящихся к бытовым, руководствовались этим же классификатором. Как указано в письмах Минфина Российской Федерации от 11 марта 2005 года №03-06-05-04/53 и от 2 декабря 2004 года №03-06-05-04/65 применять иные классификаторы неправомерно.

В статье 346.27 НК РФ дается понятие бытовых услуг:

«платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению».

Иными словами, оказание тех же услуг организациям подлежит налогообложению в соответствии с общим налоговым режимом. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина Российской Федерации от 11 марта 2005 года №03-06-05-04/53.

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров и так далее.

Согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в пункте 4 статьи 346.26 НК РФ, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ.

Налогоплательщиками являются организации, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Рассмотрим несколько примеров применения системы налогообложения в виде ЕНВД санаторно-курортными организациями.

Пример 2.

Санаторий ООО «Колос» предоставляет своим отдыхающим за отдельную плату услуги по прокату лыж, санок, велосипедов, услуги бани и так далее.

Обязан ли санаторий исчислять и уплачивать ЕНВД в отношении данных видов деятельности?

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется наряду с общей системой налогообложения, а именно, в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг населению.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов).

Услуги по прокату лыж, санок, велосипедов отнесены ОКУН в состав услуг проката предметов спорта, туризма, игр (код 019406), а услуги бани в состав услуг бань и душевых (код 019100), и оба вида данных услуг относятся в состав бытовых услуг.

Следовательно, так как стоимость услуг пункта проката и бани не включена в стоимость санаторно-курортной путевки, то услуги, оказываемые санаторием за отдельную плату, являются предпринимательской деятельностью санатория и в отношении которых санаторий подлежит обязательному переводу на уплату ЕНВД.

Пример 3.

В стоимость санаторно-курортных путевок, приобретаемых отдыхающими в санаторий «Колос», входит четырехразовое питание в столовой. Площадь столовой для обслуживания отдыхающих равна 90 кв. м.

Подлежит ли санаторий ООО «Колос», в части услуг по организации питания отдыхающих, переводу на уплату ЕНВД?

В рассматриваемом примере питание отдыхающих является неотъемлемой частью их санаторно-курортного обслуживания в целом и входит в стоимость путевки. Для санаториев Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17), в подгруппе 8514000 «Услуги санаториев и прочих оздоровительных учреждений» предусмотрен отдельный вид деятельности 8514110 «Проживание, лечение и обслуживание (входящее в стоимость путевки)».

Таким образом, питание отдыхающих, стоимость которого включена в общую стоимость санаторно-курортной путевки, самостоятельным видом деятельности не является и, следовательно, переводу на уплату ЕНВД не подлежит.

Следует отметить, если в столовой, кроме отдыхающих, регулярно питаются за отдельную плату посторонние лица (это могут быть и отдыхающие, в путевку которых не включено питание), то в части оказания услуг общественного питания данным лицам санаторий обязан уплачивать ЕНВД в общеустановленном порядке.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Более подробно с особенностями оказания услуг в области здравоохранения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Услуги в области здравоохранения».

Об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг санаторно-курортных и иных оздоровительных организацийВ соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

1. Об услугах, оказываемых санаторно-курортными организациями, и услугах, оказываемых организациями отдыха.

Статьей 15 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» установлено, что санаторно-курортными организациями являются организации, осуществляющие лечебный процесс, имеющие статус лечебно- профилактических организаций и функционирующие на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке.

То есть санаторно-курортные организации являются организациями здравоохранения, осуществляющими свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность, выданную в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2007 № 30.

Конкретные виды работ (услуг), которые санаторно-курортная организация вправе осуществлять на основании лицензии, указаны в Порядке организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 № 323 (зарегистрирован Минюстом России 07.06.2007 № 9613).

Что касается иных оздоровительных организаций, то они в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие постановлением Госстандарта от 06.11.2001 № 454-ст, могут быть созданы в виде пансионатов, домов отдыха, заповедников, спортивно-оздоровительных организаций и иных форм, которые не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность.

2. Об услугах, которые могут быть включены санаторно-курортной организацией в стоимость санаторно-курортной путевки.

Санаторно-курортная путевка, форма которой утверждена приказом Минфина России от 10.12.1999 № 90н, выдается лицу только при наличии медицинских показаний, что подтверждается предъявлением соответствующей медицинской справки.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности деятельность санаторно-курортных учреждений (код 85.11.2) - это лечение, профилактика и оздоровительные мероприятия на базе лечебно-профилактических учреждений. Проживание и питание рассматриваются как обеспечение условий пребывания в санаторно-курортной организации.

Таким образом, санаторно-курортная организация, как медицинская организация, оказывает прежде всего услуги по медицинской помощи, а услуги по питанию и проживанию являются сопутствующими, неразрывно связаны с первыми и являются необходимыми для надлежащего оказания услуг по медицинской помощи.

В связи с этим санаторно-курортная организация при оформлении санаторно-курортной путевки не может включать в нее только услуги по питанию и (или) проживанию.

3. О правомерности санаторно-курортной организаций продавать путевки и курсовки на питание и (или) проживание не по форме санаторно-курортной путевки, а по иным формам путевок в оздоровительные учреждения, утвержденным приказом Минфина России от 10.12.1999 № 90н.

В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий деятельность санаторно-курортной организации и определяющий объем ее полномочий. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предмет, цели и направления деятельности санаторно-курортной организации определены в ее учредительных документах.

В связи с этим в зависимости от того, какие виды деятельности прописаны в уставе санаторно-курортной организации, например, деятельность молодежных туристских лагерей, кемпингов, детских лагерей на время каникул, пансионатов, танцплощадок, библиотек, спортивных объектов, деятельность по организации отдыха и развлечений и иные, и при наличии в случае необходимости на их осуществление специальных разрешений (лицензий, сертификатов и др.), санаторно-курортные организации могут предоставлять услуги только по питанию и (или) проживанию и использовать своей деятельности путевки и курсовку по формам №№ 1-3, утвержденным приказом Минфина России от 10.12.1999 № 90н.

О.И. Романова, начальник отдела косвенных налогов
УФНС России по Оренбургской области

Федеральная налоговая служба (ФНС) разъяснила порядок применения льготы по налогу на добавленную стоимость для путевок в санаторно-курортные и детские учреждения, являющиеся бланками строгой отчетности.

Это разъяснение было получено в ответ на запрос председателя экспертного совета по туризму при Комитете по социальной политике, члена Совета Федерации Игоря Фомина. Он сообщил порталу "Интерфакс-Туризм", что получил обращения от общественных организаций в сфере туризма о том, что территориальные налоговые органы требуют уплаты НДС на путевки санаторно-курортных организаций и детских оздоровительных лагерей, не имеющих медицинской лицензии.

Документ: Запрос председателя экспертного совета по туризму при Комитете по социальной политике, члена Совета Федерации Игоря Фомина (стр.1, стр.2)

"В соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности", — говорится в ответе главы ФНС Михаила Мишустина

Документ: Ответ ФНС на Запрос экспертного совета по туризму при Комитете по социальной политике ( стр.1 , стр.2 )

Как уточняет глава ФНС, операции, указанные в статье 149 Кодекса, не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 149 Кодекса). При этом федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность не упоминает организацию отдыха.

"Кроме того, согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.11.2007 № 32262/МЗ-14, доведенному до налоговых органов письмом ФНС России от 17.01.2008 № ШС-6-03/28@, оздоровительные организации могут быть созданы в виде пансионатов, домов отдыха, заповедников, спортивно-оздоровительных организаций и иных формах, которые не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность. Учитывая изложенное, для применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг организаций отдыха, оформленных путевками (курсовками), являющимися бланками строгой отчетности, лицензия не требуется", — говорится в письме главы ФНС.

И.Фомин, комментируя ответ ФНС, подчеркнул, что он однозначно трактует освобождение от налога на добавленную стоимость услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей. "Для получения льготы услуги должны быть оформлены путевками (курсовками), являющимися бланками строгой отчетности. И это единственное условие. Данная позиция ФНС очень важна для санаторно-курортной отрасли и граждан, так как освобождение от НДС означает сохранение возможности приобретения путевок по более низким ценам", — сказал сенатор.

Источник: ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ, 22/06/2018


Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:

- Оперативные юридические консультации – от 3 000 руб.
- Семинары и вебинары по вопросам изменений законодательства 2017-2018
- Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм
- Договоры для турфирм: готовые формы, индивидуальная разработка, аудит и корректировка
- Аутсорсинг: юридическое и бухгалтерское обслуживание туристических компаний
- Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов
- Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взыскания

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 23.08.2016 года

Медицинское учреждение оказывает платные медицинские услуги, которые в соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС. В перечне оказания данных услуг целый раздел выделен как "услуги терапевтической косметологии". На все услуги, оказываемые в учреждении, получен один код ОКВЭД 85.11.1. При этом оказываются такие услуги, как пилинг, введение ботулотоксина внутримышечно, проведение восковой депиляции, прокол мочек ушей, механическая чистка лица и т.д. Согласно номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004, это простые медицинские услуги. Медицинское учреждение имеет лицензию на ведение медицинской деятельности, в которой в том числе указаны данные виды деятельности. В соответствии с лицензией оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях.

Должны ли данные услуги облагаться НДС? Должна ли организация получить отдельный код ОКВЭД на данные услуги?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Операции по реализации косметологических услуг населению в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях освобождаются от налогообложения НДС при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Таким образом, операции по реализации услуг населению признаются объектом налогообложения НДС.

Из норм п. 1 ст. 39, абзаца второго пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ следует, что в целях главы 21 НК РФ реализацией услуг организацией признаются возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В статье 149 НК РФ содержится перечень осуществляемых на территории РФ операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения по НДС, но выводятся из-под налогообложения. При этом в соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения НДС) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства РФ.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

В целях главы 21 НК РФ к медицинским услугам относятся, в частности, услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абзац третий пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а также услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию (абзац второй пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых, независимо от формы и источника их оплаты, не подлежит обложению НДС (далее - Перечень N 132), утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001.

В перечне не раскрываются названия конкретных услуг, которые являются услугами по диагностике, профилактике и лечению: последние перечислены по местам их оказания.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждена Номенклатура медицинских услуг (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н). В данной Номенклатуре выделена специальность "Дерматовенерология и косметология" (008) в подразделе класса "В". При этом упомянутая в вопросе номенклатура работ и услуг в здравоохранении, утверждённая Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004, согласно письму Министерства здравоохранения РФ от 28.07.2016 N 12-3/3060709-65, носит рекомендательный характер и может применяться только в части, не противоречащей Номенклатуре медицинских услуг.

Классификации видов экономической деятельности и информации о них представлены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенном в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД)*(1), однако понятие "медицинские услуги" в нем не используется.

В ОКВЭД в Разделе N "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" указаны виды деятельности в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (класс 85). К ним относятся, в частности, деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных (подгруппа 85.11.1), врачебная практика (группа 85.12), стоматологическая практика (группа 85.13), прочая деятельность по охране здоровья (группа 85.14) и прочие.

По мнению Минфина России, освобождение от налогообложения НДС в отношении косметологических услуг (терапевтических) не применяется (смотрите письма Минфина России от 25.11.2011 N 03-07-07/77, от 11.02.2009 N 03-07-07/07). Минфин России мотивирует это тем, что косметологические услуги не подразделяются на лечебные и косметические и относятся к коду 85.14 "Прочая деятельность по охране здоровья" в соответствии с ОКВЭД*(2).

В письме Минфина России от 17.04.2013 N 03-07-07/12996 по вопросу отнесения конкретных видов услуг по косметологии к услугам, освобождаемым от налогообложения НДС согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, финансовое ведомство порекомендовало руководствоваться письмом Минздрава России от 25.12.2012 N 14-2/2150277.

В пределах своей компетенции Минздрав сообщил, что работы (услуги) по косметологии, за исключением отдельных позиций (А16.01.031 "Устранение рубцовой деформации", А22.01.003 "Лазерная деструкция ткани кожи", А24.01.004 "Криодеструкция"), не могут быть освобождены от налогообложения на добавочную стоимость согласно части второй пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ (услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию). Касательно вопроса отнесения согласно части третьей пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ работ (услуг) по косметологии к услугам, оказываемым населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ, сообщено, что он не входит в компетенцию Департамента медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России.

Вывод о том, что услуги косметологических подразделений медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках амбулаторно-поликлинической помощи, при наличии соответствующей лицензии НДС не облагаются, был поддержан и судьями в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 N 09АП-17283/2009. В постановлении указывается, что услуги косметологические относятся к медицинским услугам (врачебным процедурам), выполняются врачом-косметологом в соответствующих косметологических кабинетах только на основании выданной лицензии.

В письме ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@ было рассмотрено обращение по вопросу налогообложения НДС косметологических услуг, оказываемых в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях. Позиция, выраженная в данном письме, согласована с Минфином России (письмо от 29.12.2014 N 03-07-15/68344).

ФНС России в письме заостряет внимание на Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).

В п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности указывается, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

То есть перечисленные в Перечне работы и услуги, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной медицинской помощи, составляют медицинскую деятельность.

Поскольку косметология поименована в Перечне, то этот вид медицинских работ и услуг может быть организован и выполнен при оказании первичной, специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.

Пунктом 2 Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, утвержденных приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования), также установлено, что при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги) в том числе по косметологии (пп. 4 п. 2 Требований).

Учитывая изложенное, ФНС России приходит к выводу, что реализация населению косметологических услуг в рамках первичной специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях освобождается от налогообложения НДС при наличии соответствующей лицензии. При этом ФНС России считает необходимым отметить, что косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 к косметологическим и указанные под кодовым обозначением 081501 этого классификатора, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Отметим, что и Минфин России указывает на то, что медицинские услуги, предусмотренные в приказе Минздрава России от 11.03.2013 N 121н, не подлежат налогообложению НДС на основании нормы, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, при наличии соответствующей лицензии (письмо Минфина России от 22.10.2015 N 03-07-14/60747).

С учетом мнения, изложенного в письме ФНС России от 20.03.2015 N ГД-4-3/4474@, а также в письме Минфина России от 22.10.2015 N 03-07-14/60747, полагаем, что операции по реализации косметологических услуг населению в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях могут быть освобождены от налогообложения НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ при наличии у организации, оказывающей данные услуги, соответствующей лицензии.

Отсутствие единого подхода к рассматриваемому вопросу в разъяснениях Минфина России и ФНС России (согласованных с Минфином России) может являться свидетельством наличия в налоговом законодательстве неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, которые в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должны трактоваться в пользу налогоплательщика (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 09.12.2008 N А06-2176/2008).

В заключение всё же напомним, что во избежание налоговых рисков организация может воспользоваться правом, предоставленным пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за разъяснениями по рассматриваемому вопросу в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России. При этом выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему Минфином России, ФНС России в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111, пп. 1 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, письмо Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-211).

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), п. 6 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584, юридическое лицо обязано представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ. Непредставление такого уведомления является административным правонарушением, за совершение которого организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.

Согласно п. 39 ч. 2 ст. 8 Закона N 294-ФЗ осуществление деятельности в сфере обращения медицинских изделий (за исключением проведения клинических испытаний медицинских изделий, их производства, монтажа, наладки, применения, эксплуатации, в том числе технического обслуживания, а также ремонта) подпадает под перечень указанных выше видов деятельности.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой действующего в настоящее время классификатора ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) с 1 января 2017 г.

Коды ОКВЭД в отношении юридического лица также включаются в Статистический регистр хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр). Органы статистики вносят коды ОКВЭД в Статрегистр в отношении конкретного юридического лица:

- первоначально - на основании сведений, предоставленных регистрирующим органом о самостоятельно определенных хозяйствующим субъектом кодах ОКВЭД при государственной регистрации;

в последующем - указывается код фактически сложившегося в обследуемом периоде основного вида деятельности, определенного по данным статистического наблюдения (п. 7 Положения о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистре Росстата), утвержденного приказом Росстата от 05.08.2005 N 122).

Таким образом, осуществление организацией деятельности не поставлено законом в зависимость от того, внесены ли сведения об этом в ЕГРЮЛ путем указания на соответствующий код ОКВЭД.

Однако несоблюдение обязанности по сообщению в регистрирующий орган информации об изменении сведений о кодах ОКВЭД, соответствующих фактически осуществляемым видам деятельности, может явиться основанием для привлечения организации к административной ответственности.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

*(1) Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 г., с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 г., с установлением переходного периода до 1 января 2017 г. и последующей отменой действующего в настоящее время классификатора ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) с 1 января 2017 г.

В ОКВЭД 2 к деятельности в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (класс 85) отнесены виды деятельности, перечисленные в разделе Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг". Как указано в преамбуле к данному разделу, этот раздел включает предоставление деятельности в области здравоохранения и социальных услуг, которая включает широкий диапазон мероприятий - от медицинской помощи, которую обеспечивает обученный медицинский персонал в больницах и других организациях, а также мероприятий по уходу по месту жительства, которые включают некоторые мероприятия по охране здоровья человека, до социальных услуг без привлечения специалистов в области здравоохранения. При этом раздел Q также не содержит такого понятия, как медицинские услуги.

*(2) В письме Минэкономразвития России от 24.09.2009 N Д05-4535 также сказано, что подкласс 85.1 "Деятельность в области здравоохранения", код 85.14 "Прочая деятельность по охране здоровья", включает косметологические услуги без деления на терапевтические и хирургические, а также без деления их на лечебные и косметические.

Читайте также: