Поступления ндс как индикатор экономической активности на внутреннем рынке

Опубликовано: 18.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджиева Асият Ибрагимовна

В статье рассмотрена ключевая особенность налога на добавленную стоимость, которая состоит в том, что налогом облагаются цепочки вновь создаваемой добавленной стоимости. Автор утверждает, что это следует из заложенного в конструкцию налога принципа "зеркальности", который подразумевает, что начисленный с реализации налог на добавленную стоимость принимается к вычету на каждой последующей стадии реализации. По мнению автора, динамика поступлений, будет во многом зависеть от тенденции изменения макроэкономических показателей , что связано с объективной ограниченностью дальнейшего повышения эффективности налогового администрирования.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аджиева Асият Ибрагимовна

Value added tax as indicator of economic activity in the domestic market

The article considers a key feature of value added tax, which consists in the fact that the chains of newly created added value are taxed. The author claims that this follows from the principle of "mirroring" laid down in the tax structure, which implies that the value added tax calculated on the sale is deductible at each subsequent stage of implementation. According to the author, the dynamics of revenues will largely depend on the trend of changes in macroeconomic indicators , which is associated with the objective limitation of further increasing the effectiveness of tax administration.

Текст научной работы на тему «НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ»

шениях был абсолютным, и этот факт не вызывал сомнений ни у современников, ни у исследователей. Абсолютно непонятным остаётся факт, как вусловиях примитивного баланса сил могли достаточно долго существовать и играть значительную роль государства (даже города-государства), которые не обладали значительным военным потенциалом. Модель баланса сил может объяснить отношения между ведущими "центрами силы", соперничающими друг к другом. Она, однако, не объясняет все другие отношения (в том числе сложившиеся между этими центрами и их клиентами), которые в совокупности и составляют международные отношения своей эпохи.

Но во второй половине XX века впервые возникает иерархия государств, имеющая в комплексе качественных признаков их развития объективную природу, что уже означает приобретение системы прежнего формата третьего измерения. Затем вследствие глобализации высших этажей иерархии государств возникают наиболее значимые процессы мирового развития, чем не только закрепляется становление третьего измерения системы международных отношений, но ему делегируется и системообразующая роль.

Тем самым было положено практическое начало процесса становления внутриглобаль-ных отношений как отношений внутренних (или более близких по своей природе к внутренним, чем к международным, хотя бы тем, что эволюционируют именно последними). В системе внутриглобальных отношений межгосударственные сохраняют и даже наращивают объёмы и значение, но перестают быть международными, становясь частью внутренних (понятно, что это не окончательный факт, а лишь тенденция). Однако становление внутриглобальных отношений не будет происходить прямолинейно хотя бы потому, что государства начинают всё сильнее сопротивляться девальвации их суверенитета. Силы, заинтересован-

ные в глобалистской основе, находят поддержку в сепаратизме, а также в тех правящих режимах, которые, не имея достаточной популярности внутри собственных стран, с особой остротой нуждаются во внешней поддержке. [5.С.109]

С другой стороны, стало очевидно: хотя глобализация и свободный рынок и сделали государства менее подверженными управленческому давлению, однако до тех пор, пока не выстроена система управления глобальным обществом, роль национальных правительств на мировой арене не только не уменьшалась, но и, наоборот, возрастала. Однако, в любом случае можно уже сегодня констатировать, что глобализация побуждает правительства делиться с другими институтами своими полномочиями, сохраняя роль высшего правового, политического и морального авторитета. Именно в реализации функций правовой, политической и моральной регуляции следует видеть источники влияния государства на многочисленные глобальные сети.

1. Адаманова З.О., Кальченко Т.В., Курочкина И.Г. Мировая экономическая система: потенциал развития и трансформация: миография / 3.0. Адаманова, Т.В. Кальченко, И.Г. Курочкина. - Симферополь: ИП Хотеева Л.В., 2017,- 21 б с.

2. Кальченко Т.В. Глобальна економка: навчаль-ний поабник / Т.В.Кальченко. - Киев : КНЕУ, 2009. - 364 с.

3. Глобальна економка: навч. nociö. / Д.Г. Лук'я-ненко, А.М. ПоручникД.В. Кальченко, Н.М. Рябець, I.B. Тимк1в та ¡н / за заг. ред. д.е.н, проф. Лук'янен-ка. - КиТв: КНЕУ, 2017.- 164 с.

4. Кальченко Т.В. Современные трансформационные практики глобальной экономики: монография / Т.В. Кальченко: Palmarium Academic Publishing.-2018,- 132 с.

5. Кальченко Т.В. Кризис национальной государственности в постиндустриальной парадигме развития: экономические причины и последствия // Ученые записки Крымского ¡нженерно-педагоги-ческого университета. Выпуск 47. Экономические науки. - Омферополь: НИУ КИПУ, 2014.- С.107-112.

VALUE ADDED TAX AS INDICATOR OF ECONOMIC ACTIVITY IN THE DOMESTIC MARKET

Adzhieva Asiyat Ibragimovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Accounting, North-Caucasus State Academy, Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic

The article considers a key feature of value added tax, which consists in the fact that the chains of newly created added value are taxed. The author claims that this follows from the principle of "mirroring" laid down in the tax structure, which implies that the value added tax calculated on the sale is deductible at each subsequent stage of implementation. According to the author, the dynamics of revenues will largely depend on the trend of changes in macroeconomic indicators, which is associated with the objective limitation of further increasing the effectiveness of tax administration.

Keywords: VAT; indicators; tax value; tax service; business activity.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАКИНДИКА ТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ

УДК 336.22 ВАК РФ 08.00.12

В статье рассмотрена ключевая особенность налога на добавленную стоимость, © Аджиева А.И., 2019 которая состоит в том, что налогом облагаются цепочки вновь создаваемой добавленной стоимости. Автор утверждает, что это следует из заложенного в конструкцию налога принципа "зеркальности", который подразумевает, что начисленный с реализации налог на добавленную стоимость принимается к вычету на каждой последующей стадии реализации. По мнению автора, динамика поступлений, будет во многом зависеть от тенденции изменения макроэкономических показателей, что связано с объективной ограниченностью дальнейшего повышения эффективности налогового администрирования. Ключевые слова: НДС; показатели; величина налога; налоговая служба; деловая активность.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - один из ключевых бюджетообразующих налогов, доля которого в консолидированном бюджете РФ составляет порядка 20%, в федеральном бюджете - более 30%. Более того, относительно объема ВВП сумма поступления НДС находится на уровне 3% уже на протяжении ряда лет (2014 -2018 годы).

В то же время НДС-один из наиболее сложных налогов в аспекте администрирования и прогнозирования налоговых поступлений, поскольку он охватывает результаты всей финансово-хозяйственной деятельности компаний [1, 68].

Ключевая особенность налог на добавленную стоимость состоит в том, что налогом облагаются цепочки вновь создаваемой добавленной стоимости. Это следует из заложенного в конструкцию налога принципа "зеркальности", который подразумевает, что начисленный с реализации НДС принимается к вычету на каждой последующей стадии реализации.

Фундаментальной базой для исчисления налога на макроуровне выступает объем конечного потребления на внутреннем рынке, за вычетом соответствующих льгот и освобождений [2,105].

Так, например, в международной практике широко распространен показатель с-еШаепсу, который рассчитывается как отношение поступившего НДС к объему конечного потребления по данным системы национальных счетов, помноженного на среднюю ставку налога. Это, по сути, является показателем, отражающим качество налогового администрирования. Согласно этой методике, показатель С-еШаепсу в России ежегодно растет, и в 2018 году он составил 0,29.

Средний уровень этого показателя среди стран ОЭСР составляет 0,6, самый высокий в Новой Зеландии - около 1.

Однако такие сравнения не всегда корректны, поскольку они не учитывают, прежде всего, законодательные условия, так как уровень ставок и налоговых льгот может существенно отличаться даже в странах, сопоставимых по уровню экономического развития.

Кроме того, показатель конечного потребления на внутреннем рынке не учитывает важный временной фактор - поступления налога на стадиях промежуточного потребления, участвующих в формировании добавленной стоимости продукции, в последующем направляемой на экспорт.

Здесь важно отметить, что в России объемы экспортных операций облагаются по ставке 0% и на макроуровне оказывают нейт-

АДЖИЕВА Асият Ибрагимовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Бухгалтерского учета, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Карачаево-Черкесская республика

ш Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1 - Динамика поступлений НДС

Как видно на графике 1, поступления НДС за последние 5 лет значительно опережали ключевые индикаторы макроэкономической активности на внутреннем рынке. Прежде всего, индикаторами конечного потребления здесь выступают непосредственно расходы на конечное потребление, оборот розничной

Рисунок 2-Движение темпа роста поступлений НДС

Особенно наглядно такое опережение видно на фоне накопленных темпов роста в реальном выражении. Так, поступления НДС в реальном выражении за 5 лет выросли на 40,8%, а оборот розничной торговли в текущих ценах - снизился на 8,4%. Таким образом, превышение накопленных темпов роста поступлений НДС над темпами оборота розничной торговли составило 49,2 процентных пункта (рис. 2, см. выше).

Существенная разница в динамике, на наш взгляд, объясняется фактором налогового администрирования, который наглядно проявляется через показатель уровня налоговых вычетов.

Снижение вычетов в общей мобилизации НДС является одним из ключевых драйверов роста поступлений НДС.

РисунокЗ - Удельный вес вычетов в начисленной сумме

С 2014 по 2018 годы удельный вес вычетов в начисленной сумме снизился на 2,1 процентного пункта, как видно на рисунке 3. Если исключить группу вычетов по экспортным и импортным операциям, которые зависят от внешней конъюнктуры, то показатель снижения удельного веса вычетов также существенен - 3 процентных пункта.

Рисунок 4 - Удельный вес "прочих" вычетов НДС

Рисунок5 - Влияние начислений с налоговой базы на поступления НДС

При этом снижение удельного веса вычетов происходило на фоне восстановления инвестиций и повышательного тренда запасов в розничной торговле. Так, инвестиции в основной капитал выросли стемпа 98,5% в 2014 году до 104,3% в 2018 году, запасы в розничной торговле при этом в течение всего периода на-

ходились в диапазоне от 102,1 до 105,3 % (рис. 4).То есть, макроэкономические факторы не создавали дополнительного давления на уровень материальных затрат, облагаемых НДС.

В свою очередь, сдержанная динамика макроэкономических факторов находит свое отражение в динамике сумм НДС, начисленных с налоговой базы, облагаемой налогом - оборота реализации на внутреннем рынке.

В классической модели именно начисленная с налоговой базы сумма НДС должна выступать драйвером поступлений [4, 118].

Однако анализ динамики поступления налога с 2014 по 2018 годы демонстрирует npo-J тивоположную картину: динамика поступлений НДС в несколько раз превышает динамику начислений с базы.

Так, в 2017 году темпы поступления были выше темпов начислений в 6 раз (114,4% против 102,4%), в 2018 году - в 2,8 раза (117,6% - 106,4%) (рис. 5).

Одновременно, как видно на рисунке 6,темпы роста объемов НДС, начисленных с налоговой базы, повторяют траекторию темпов роста макропоказателей, характеризующих уровень потребления на внутреннем рынке, и находятся в коридоре 102,4 -110,7 %, что сопоставимо с оборотом розничной торговли 102,9-111,3%.

Отдельное внимание в структуре начислений обращают на себя начисления по ставке 10%, по которой облагаются социально значимые товары: продукты питания, лекарства и т.д.

Анализ динамики начислений по данной группе товаров отмечается крайне слабо, переходя в отрицательную динамику.

Так, если в 2014 и 2015 годах темп роста начислений составлял 112,9% и 122,3%, соответственно, то к 2018 году темп снизился до 97,1 %. Это сопоставимо с показателями реальных располагаемых доходов населения, которые в рассматриваемых периодах также находились

LQ Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преимущественно в зоне отрицательного роста (от 99,3% в 2014 году до 98,4% в 2017 году и 100,1% в 2018 году.

Рисунок б - Динамика начислений НДС

Подводя итог сказанному, можно сделать ключевые выводы:

1) высокая динамика поступлений НДС идет в разрез с макроэкономическими трендами и обусловлена фактором налогового администрирования, что находит выражение в снижении удельного веса налоговых вычетов;

2) начисления НДС, которые должны играть определяющую роль в динамике поступлений, находятся под давлением достаточно слабого внутреннего спроса;

3) дальнейший динамика поступлений будет во многом зависеть от тенденции измене-

ния макроэкономических показателей, что связано собъективной ограниченностью дальнейшего повышения эффективности налогового администрирования.

1. Баймакова И. А. Налог на добавленную стоимость. Сложные вопросы исчисления и уплаты. Материалы "1С: Бухгалтерский и налоговый консалтинг" / И.А. Баймакова. -М.: 1С, 2018.- 100 с.

2. Касьянова Г. Ю. НДС для организаций и индивидуальных предпринимателей / Г.Ю. Касьянова. -М.: АБАК, 201 б. -712 с.

3. Клокова Н.В. Типовые ошибки при исчислении НДС / Н.В. Клокова. - М.: Горячая линия бухгалтера, 2017. - 291 с.

4. Крутякова Т.Л. НДС. Практика исчисления и уплаты / Т.Л. Крутякова. - Л., 201 б. - 134 с.

5. НДС. Просто о сложном. - М.: АБАК, 2017. - 544 с.

6. Налог на добавленную стоимость. Все позиции Минфина и ФНС. - М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2015.-484 с.

7. Романов Б.А. НДС. Прямой метод исчисления / Б.А. Романов. - М.: Инфра-М; РИОР, 2015. - 11 б с.

8. Смирнова, С. А. НДС. Проблемы применения на практике / С.А. Смирнова. - М. : Бухгалтерский учет, 201 б.-376 с.

9. Филина, Ф. Н. Налог на добавленную стоимость. Ответы на все спорные вопросы / Ф.Н. Филина, И.А. Толмачев. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. -368 с.

INDICA TORS OF PRODUCTION EFFICIENCY OF THE PROCESSING FA CTOR Y Bayramukov Dombay Umarovich, Undergraduate student Adzhieva Asiyat Ibraglmovna, PhD of Economics, Associate Professor North-Caucasus State Academy, Cherkessk, Republic Of Karachay-Cherkessia

The article considers the views of leading economists on the topic of research. The results of the production and financial activities of the processing enterprise are studied. The concept of profit is given, which is a part of the net income generated in the production process and realized in the sphere of circulation received directly by the enterprise.

Keywords: production process; indicators; profit margin; level of profitability.

УДК 338 ПОКАЗА ТЕПИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

ВАК РФ 08.00.05 ПРОДУКЦИИ ПЕРЕРАБА ТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА

© БайрамуковД.У., 2019 В статье рассмотрены мнения ведущих экономистов по теме исследования.

© Аджиева А.И., 2019

Изучены результаты производственно-финансовой деятельности перерабатывающего предприятия. Дано понятие прибыли, которая представляет собой часть чистого дохода, образованного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, полученного непосредственно предприятием. Ключевые слова: процесс производства; показатели; величина прибыли;уровень рентабельности.

Одним из важнейших показателей эффективности производства продукции является прибыль и рентабельность. Они характеризу-

Библиографическая ссылка на статью:
Егоров А.Ю. Влияние динамики налоговых расходов по НДС на динамику поступлений НДС // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/11/16259 (дата обращения: 12.04.2021).

В современной экономике налог на добавленную стоимость является одним из основных налогов налоговой системы многих стран, в том числе и России. На него приходится большая доля всех налоговых поступлений в бюджет. Поэтому увеличение объема поступлений этого налога – важнейшая задача государства. Но если повышать ставки налога, то это приведет к увеличению налоговой нагрузки на население страны, а общий объем налоговых поступлений может не только не вырасти, но и наоборот сократиться вместе с падением спроса на товары, тем самым сократив ВВП страны. При этом, существует и другой путь, который основан на том, чтобы снизить налоговую нагрузку на компании, тем самым простимулировав их деятельность с целью увеличения налогооблагаемой базы.

Налоговой базой НДС является стоимость реализуемых товаров, услуг, работ и имущественных прав, выраженная в денежной форме. Налоговая ставка составляет 0%, 10% и 18%. Налоговые расходы по данному налогу – это те доходы бюджета, которые он недополучит из-за введения налоговых льгот. Структура налоговых расходов по налогу на добавленную стоимость представлена на рисунке 1.


Поступления налога на добавленную стоимость в бюджет имеют тенденцию роста, в частности в 2015 году они составляли 4 233 млрд. руб., в 2016 году выросли до 4 547 млрд. руб., в 2017 году выросли до 4 889 млрд. руб., а в 2018 году планируется рост до 5324 млрд. руб. Более 57% всех поступлений приходится на налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые в РФ, причем в 2018 году их доля выросла до 60,2%. Налоговые расходы по налогу на добавленную стоимость также имеют тенденцию роста. В 2018 году они составили 1 289 млрд. руб., что на 20,3%, по сравнению с показателем 2015 года. Более 55,5% приходится на освобождение от уплаты НДС, остальные 44,5% приходится на пониженные ставки налога.

Освобождение от налога на добавленную стоимость распространяется по большей части на НИОКР, деятельность некоммерческих организаций, медицинские услуги, услуги образования, т.е. сферу, участники которой не являются крупными плательщиками НДС. В связи с этим, корреляция почти не наблюдается – менее 15% поступлений налога на добавленную стоимость обусловлено ростом налоговых расходов в части освобождения. Поэтому для оценки влияния налоговых расходов по налогу на добавленную стоимость на динамику налоговых поступлений по НДС необходимо рассчитать формулу регрессии, в которой будут учтены налоговые расходы только в части пониженной ставки.


Для разработки данной модели была выбрана степень m=3,22, так как уравнение этой степени более полно показывает связь между явлениями. Рассчитаем параметры уравнения «а» и «b»:

b= (5 – (4*3) ) / ( 6 – 4*4 ) = 0,00000358

a = 3 – b * 4 = 2635,26

Уравнение регрессии выглядит следующим образом:



Для удобства представим данные в форме таблицы.


r (xy) = b * (10 / 9) = – 0,994

Динамика налоговых расходов (направленных на развитие национальной экономики) обусловливает 98,9% вариации ВВП.

А (ср) = 0,98% http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/upload/site7/ONBNiTTP_v_GD_03.07.17_pril.1.pdf (дата обращения: 18.09.2018).

  • Салимова А.Д. Совершенствование механизма налогообложения НДС в Российской Федерации // Научный альманах. 2017. № 10-1 (36). С. 106-110.
  • Смирнова Е.В. Совершенствование налогового администрирования НДС в интересах государства и налогоплательщиков // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2018. № 1. С. 105-112.

  • Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

    Оставить комментарий

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

    Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

    © 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».


    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


    Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Производственная организация реализует произведенную продукцию на внутреннем рынке, а также отправляет на экспорт в дальнее зарубежье. Соответственно, применяется ставка по НДС в размере 20% и 0%. Доля реализуемой продукции на экспорт - менее 5%. Организация применяет общую систему налогообложения. Продукция не относится к сырьевым товарам. Организация не осуществляет операций, которые не облагаются НДС.
    Должна ли организация вести раздельный учет входящего НДС? Можно ли принимать к вычету в полном объеме входящий НДС, или это нужно делать в определенной пропорции? Нужно ли восстанавливать ранее принятый к вычету НДС по основным средствам, используемым в производстве продукции?


    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    1. Организации в данном случае не требуется вести раздельный учет сумм "входящего" НДС.
    2. При выполнении установленных требований организация может принимать к вычету "входящий" НДС в полном объеме, без расчета пропорции.
    3. Основания для восстановления НДС, ранее принятого к вычету, по основным средствам, используемым в производстве продукции, в данном случае отсутствуют.

    Обоснование вывода:
    1. Абзац третий п. 10 ст. 165 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.05.2016 N 150-ФЗ, вступившей в силу 01.07.2016 (смотрите также ч. 2 ст. 2 указанного закона), обязывает налогоплательщиков устанавливать в учетной политике для целей налогообложения порядок определения суммы НДС (далее также - налог), относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов. Размер доли облагаемых по нулевой налоговой ставке операций при этом значения не имеет. Однако в силу прямого указания закона данное требование не распространяется, в частности, на операции по реализации на экспорт несырьевых товаров, облагаемые НДС по нулевой налоговой ставке. Это объясняется тем, что налоговые вычеты "входящего" НДС в отношении несырьевых товаров, реализуемых на экспорт, в настоящее время применяются в общем порядке, предусмотренном и в отношении товаров, реализация которых на внутреннем рынке облагается НДС по иным налоговым ставкам (п. 2 ст. 171, п.п. 1-3 ст. 172 НК РФ). В связи с этим вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для производства и (или) продажи несырьевых товаров, реализуемых как на внутреннем рынке, так и на экспорт, не требуется (письмо Минфина России от 30.11.2016 N 03-07-08/70782).
    2. Каких-либо ограничений относительно размера вычетов, которые возможно применить организации в рассматриваемой ситуации, глава 21 НК РФ не устанавливает. Это означает, что при выполнении предусмотренных ст.ст. 171, 172 НК РФ условий организация вправе принимать к вычету фактически предъявленные ей суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации несырьевых товаров, без расчета каких-либо пропорций (то есть в полном объеме).
    3. Предусмотренный главой 21 НК РФ закрытый перечень случаев восстановления НДС, ранее правомерно принятого налогоплательщиком к вычету (смотрите, в частности, п. 3 ст. 170 НК РФ), не предусматривает необходимости восстановления налога при использовании основных средств для производства несырьевых товаров, реализуемых как на внутреннем рынке, так и на экспорт, то есть для совершения операций, облагаемых НДС по ставкам 20 и 0 процентов. В письме Минфина России от 23.07.2015 N 03-07-08/42451 отмечается, что норма пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ о восстановлении сумм НДС по основным средствам, используемым в производстве экспортируемой продукции, утратила силу с 01.01.2015 (решение ВАС РФ от 26.02.2013 N 16593/12). Поэтому оснований для восстановления организацией в рассматриваемой ситуации НДС по основным средствам, используемым в производстве несырьевых товаров, мы не видим.
    Наряду с этим заметим, что уже после утраты силы пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ финансовое ведомство исходило из того, что суммы НДС, принятые к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления операций по реализации товаров на экспорт, подлежат восстановлению (смотрите, например, письмо Минфина России от 28.08.2015 N 03-07-08/49710), что было обусловлено наличием специального порядка применения налоговых вычетов по экспортным операциям в целом, установленного п. 3 ст. 172 НК РФ. С учетом действующей редакции п. 3 ст. 172 НК РФ финансовое ведомство дает аналогичные разъяснения в отношении принятых к вычету сумм НДС, относящихся к экспорту сырьевых товаров (смотрите, например, письмо Минфина России от 13.07.2017 N 03-07-08/44529). Учитывая, что налоговые вычеты НДС, относящегося к операциям по реализации на экспорт несырьевых товаров, в настоящее время применяются без учета предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ особенностей, считаем, что такой подход Минфина России для организации в анализируемой ситуации не актуален.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

    Ответ прошел контроль качества

    26 декабря 2019 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    © ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

    Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

    Какие налоги повысились в 2019 году?

    Какие налоги повысятся с 2020 года?

    Рост поступлений налогов и их собираемость

    2.jpg

    Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

    • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
    • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
    • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
    • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
    • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
    Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

    3.jpg

    Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

    Налоговая нагрузка на бизнес

    4.jpg

    Основными причинами закрытия стали:

    • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
    • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
    • Внедрение обязательной ККТ.
    • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
    • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
    Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

    Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

    Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

    Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

    Вторник
    18 мая 2021 г.
    МРОТ:
    Учетная ставка ЦБ:
    12792 руб.
    4,5%

    Типовые бланки

    • Бухгалтерские
    • Кадровые
    • Юридические
    • Статистические
    • Экономические
    • Должностные инструкции

    Полезности

    Бухгалтерский учет

    • Основные средства
    • Нематериальные активы
    • Товарно-материальные ценности
    • Затраты на производтво
    • Денежные средства
    • Расчеты с персоналом
    • Расчеты с бюджетом
    • Готовая продукция
    • Финансовые результаты
    • Капитал и резервы
    • Учетная политика
    • Учет и оплата труда

    Налоговый учет

    • НДС
    • ЕСХН
    • УСНО
    • ЕНВД
    • НДФЛ
    • Страховые взносы
    • Взносы в ФСС
    • Налог на имущество
    • Водный налог
    • Земельный налог
    • Транспортный налог
    • Налог на прибыль
    • Налог на игорный бизнес
    • Акцизы
    • Налог на пользование полезными ископаемыми
    • Патентная система налогообложения

    Управленческий учет

    • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
    • Сущность и назначение управленческого учета
    • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
    • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
    • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
    • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
    • Планирование и бюджетирование

    Классификаторы

    • ОКСМ
    • ОКВЭД [1.1]
    • ОКВЭД [2]
    • ОКВ
    • ОКДП
    • ОКЕИ
    • ОКФС
    • ОКОПФ
    • ОКУН
    • ОКОФ
    • ИНКОТЕРМС
    • ОКИН
    • ОКЭР
    • КСД
    • ОКСО

    Разработка сайта:

    Web-студия Интер

    Главный редактор:

    Внутренний и ввозной НДС, кто их платит

    Условно всех налогоплательщиков НДС можно разделить на две группы:
    1) налогоплательщики "внутреннего" НДС, т.е. НДС, уплачиваемого при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;
    2) налогоплательщики "ввозного" НДС, т.е. НДС, уплачиваемого на таможне при ввозе товаров на территорию РФ.
    По своему составу эти две группы отличаются. Кроме того, группа налогоплательщиков "ввозного" НДС больше, чем группа налогоплательщиков "внутреннего" НДС.
    Если НДС на таможне платят все организации и предприниматели , то НДС по операциям внутри РФ платит только часть организаций и предпринимателей. Те, кто "внутренний" НДС не уплачивают, либо освобождены от обязанностей налогоплательщиков НДС, либо вообще налогоплательщиками не являются.

    Исключение составляют лица, которые в связи с организацией и предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи не признаются плательщиками НДС (п. 2 ст. 143 НК РФ). Подробнее о том, кто не признается плательщиком НДС, вы можете узнать в разд. 2.2 "Кто не является налогоплательщиком НДС в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи".

    Вот перечень организаций и предпринимателей, которые не обязаны платить налог по операциям внутри РФ. Это организации и предприниматели:
    - применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - ЕСХН) (п. 3 ст. 346.1 НК РФ);
    - применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ);
    - применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
    - освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ;
    - организации, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ (участники проекта "Сколково").
    Из приведенного правила есть одно исключение. Указанные лица (организации и предприниматели) обязаны заплатить НДС, если выставят покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).

    Читайте также: