Покупка доменного имени у нерезидента ндс

Опубликовано: 26.04.2024

Костакова Е. В.

Какие услуги облагаются НДС

Облагаются НДС услуги, оказанные иностранными компаниями через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, если местом реализации этих услуг признается территория РФ.

Перечень таких услуг — закрытый (п 1 ст. 174.2 НК РФ). Уплачивать НДС должны компании, если они предоставляют следующие услуги:

  • продают компьютерные программы, приложения, игры, базы данных и обновления к ним;
  • проводят онлайн-аукционы;
  • продают рекламные услуги в интернете и предоставляют рекламные площадки;
  • предоставляют платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг; оказывают услуги хостинга;
  • обеспечивают хранение данных;
  • регистрируют домены;
  • продают права на цифровые книги, музыку, аудиовизуальную продукцию, графические изображения;
  • администрируют информационные системы и сайты в интернете;
  • обеспечивают хранение и обработку информации, при условии, что предоставивший информацию имеет к ней доступ через интернет;
  • осуществляют поиск и представляют заказчику информацию о потенциальных покупателях;
  • обеспечивают доступ к поисковым системам в интернете;
  • предоставляют статистику посещаемости сайтов.

Каким образом определяется место реализации услуг

Местом реализации услуг в электронной форме признается территория РФ, если выполняется хотя бы одно из условий:

  • местом жительства покупателя является РФ;
  • банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, находится на территории РФ;
  • IP-адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;
  • номер телефона покупателя имеет международный код (+7).

Что не облагается налогом на Google

Существует перечень услуг, которые освобождены от обложения НДС:

  • товар или услуга заказываются через интернет, а поставка осуществляется без его использования;
  • компьютерные программы, в том числе игры и базы данных продаются на материальных носителях (софт в коробках);
  • услуги по предоставлению доступа к Интернету;
  • консультационные услуги, оказанные по электронной почте.

Льготы по НДС сохраняются при передаче неисключительных прав на компьютерные программы (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 1 ст. 1235 ГК РФ). То, что льгота сохранилась, означает, что не только российские, но и иностранные организации вправе ее применять. Если иностранная компания зарегистрируется в России для уплаты налогов, она будет пользоваться льготой и сможет не платить НДС. Это не действует на рекламные услуги, услуги интернет-платформ, услуги хостинга. Они облагаются НДС по правилам статьи 174.2 Налогового кодекса.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Кто должен платить налог на Google

Порядок администрирования исчисления и уплаты налога иностранными организациями, оказывающими электронные услуги на территории РФ, зависит от категории покупателя таких услуг и участия или неучастия в расчетах с покупателем посредников.

1 вариант. Продажа электронных услуг организациям или ИП

Если иностранная компания оказывает электронные услуги юридическим лицам и ИП, состоящим на учете в российских налоговых органах, порядок налогообложения таких услуг не отличается от порядка налогообложения иных услуг, оказываемых иностранными компаниями на территории РФ. Обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на потребителей. Они обязаны удержать НДС из денег, которые выплачивают иностранному продавцу, и перечислить налог в бюджет.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации услуг на территории РФ, как сумма дохода от реализации электронных услуг с учетом налога.

Исчисленный по расчетной ставке налог подлежит перечислению в бюджет при каждой оплате иностранному лицу. Одновременно с платежным поручением в пользу иностранного контрагента налоговым агентом должно представляться платежное поручение на перечисление в бюджет удержанного из перечисляемой суммы налога.

В противном случае банкам запрещено производить перевод средств в пользу иностранца. Налоговая декларация представляется один раз в квартал.

Российская организация (ИП) становятся налоговыми агентами, если:

  1. Приобретают у иностранных поставщиков (посредников) электронные услуги, местом реализации которых признается территория РФ.
  2. Продают на территории РФ электронные услуги иностранной компании в качестве посредника и при этом участвуют в расчетах с покупателем. Т.е. получают выручку непосредственно от него и перечисляют ее нерезиденту или другому посреднику.

Порядок расчета НДС при покупке онлайн-услуг

Налоговая база — стоимость услуг с учетом НДС.

На дату перечисления иностранному контрагенту платы (предоплаты) за услуги, налоговый агент из этой суммы должен удержать НДС по ставке 18/118 и уплатить его в бюджет.

Если в договоре с иностранной компанией не предусмотрен НДС, подлежащий уплате в российский бюджет, налоговый агент сам увеличивает стоимость услуг на сумму НДС и уплачивает налог за счет собственных средств.

Налоговый агент составляет счет-фактуру в 1 экземпляре и вправе принять перечисленный НДС к вычету.

Все налоговые агенты — российские организации должны сдавать декларацию по НДС (по традиционной форме) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом

В декларации агент заполняет раздел 2, указав в нем, в частности:

  • в строке 060 — сумму НДС, которую нужно перечислить в бюджет;
  • в строке 070 — код операции (из разд. IV Приложения № 1 к Порядку заполнения декларации. Например, при покупке иностранных интернет-услуг нужно указать код 1011712, а при посреднической продаже услуг — код 1011707).

2 вариант. Продажа услуг через посредника

Если деятельность по оказанию электронных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется с участием в расчетах посредника, то налоговым агентом признается такой посредник. Налоговым агентом признается та организация (индивидуальный предприниматель), которая осуществляет расчет непосредственно с покупателем, т.е. «последний посредник».

Исчисление и уплата налога налоговым агентом-посредником производятся с учетом особенностей. Налоговая база определяется на последний день того налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) электронных услуг, а налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

3 вариант. Продажа электронных услуг физическим лицам

При оказании электронных услуг физическим лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, порядок налогового администрирования зависит от того, осуществляется расчет с физическими лицами-покупателями непосредственно иностранной организацией или с участием посредника.

При оказании услуг с участием в расчетах посредника обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на такого посредника, признаваемого налоговым агентом, и налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения налоговой базы при оказании электронных услуг организациям и ИП с участием в расчетах посредников.

Если потребителем электронных услуг иностранной компании являются физические лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве ИП, и при этом расчет с ними осуществляется непосредственно иностранной компанией-поставщиком таких услуг — обязанности по исчислению и уплате налога полностью ложатся на иностранного поставщика.

Иностранные организации признаются налоговыми агентами при оказании физическим лицам услуг в электронной форме, если являются:

  • посредниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги
  • при условии участия в «цепочке» нескольких посредников, налоговым агентом признается «последний» в «цепочке» посредник, который осуществляет предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги.

Если иностранная организация оказывает IT-услуги физическим лицам, то она обязана уплачивать НДС в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма НДС определяется по расчетной ставке 15,25%.

Налоговая база при оказании электронных услуг определяется расчетным путем, как стоимость услуг (с учетом НДС) исходя из фактических цен их реализации.

Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг.

Стоимость услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.

Право на вычеты по НДС иностранные исполнители не имеют. Поэтому им не требуется составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Иностранная IT-компания должна встать на налоговый учет и представлять в налоговый орган декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, через личный кабинет налогоплательщика (за I квартал 2017 года — до 25 апреля 2017 года), документы (информацию), сведения, предусмотренные нормами, через личный кабинет налогоплательщика или, в случае невозможности представить через личный кабинет, в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота.

Декларирование

Форма декларации по НДС, уплачиваемому иностранной организацией, оказывающей IT-услуги, утв. Приказом ФНС России от 30.11.2016 № ММВ-7-3/646@ и состоит из трех частей:

  • разд. 1 — отражается сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет;
  • разд. 2 — показывается расчет этой суммы налога;
  • разд. 3 — приводятся сведения (информация) об услугах, оказываемых иностранными организациями в электронной форме, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от него).

Декларация представляется иностранными организациями через личный кабинет.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


В начале 2017 года многие организации и индивидуальные предприниматели с удивлением узнали, что они являются налоговыми агентами по НДС, причем по тем услугам, которые им давно оказывали иностранные компании. Речь идет о так называемом «налоге на Гугл».

Что случилось

Но для российских организаций и ИП совсем не важно, встал иностранный контрагент на учет или нет, поскольку обязанности налогового агента, возложенные на них, от этого факта не зависят. Дело в том, что на учет как плательщик НДС встает только та иностранная организация, которая оказывает услуги физлицам, ведь в этом случае она сама обязана уплачивать налог. Те фирмы, которые не оказывают электронные услуги гражданам, а работают с российскими юридическими лицами и ИП, на учет не встают, налог за них платят налоговые агенты – эти самые организации и индивидуальные предприниматели.

Если иностранная компания оказывает услуги и физлицам и юрлицам, то все равно у налоговых агентов есть обязанность удерживать и уплачивать НДС, это следует из формулировки в п.9 ст.174.2 НК РФ. Так что со списком вставших на учет компаний следует ознакомиться скорее для удовлетворения любопытства.

По каким услугам надо уплачивать НДС налоговым агентам

1. Предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним. Сюда попадает покупка нелицензионных прав на программы у Microsoft, Apple, Google. McAfee и др. Следует обратить внимание на то, что покупка лицензионных прав НДС не облагается

2. Оказание рекламных услуг в сети Интернет, в том числе предоставление рекламной площадки. Под эту категорию попадает, например, реклама в Фейсбуке.

3. Оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет. Сюда относятся услуги систем онлайн-бронирования отелей, таких как Airbnb, Booking.сom и др., сервисы такси (Uber и др), торговые площадки (Amazon, eBay, Alibaba и т.п.).

4. Предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга.

5. Оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях.

За чей счет уплачивается НДС

Однако у налоговых агентов, которые должны удерживать НДС, всё не так просто. Прежде всего, не всегда возможно НДС удержать, да и сумма контракта зачастую не содержит оговорок об удержании налога. Поэтому налоговому агенту приходится платить за счет собственных средств.

Такой позиции придерживается Минфин и её подтвердил ВАС в Постановлении Президиума от 03.04.2012 N 15483/11. По мнению судей, «вне зависимости от условий заключенного с иностранным лицом договора неисполнение российской организацией, состоящей на учете в налоговых органах, обязанности по удержанию НДС из выплачиваемых контрагенту средств не освобождает ее от обязанности исчислить этот налог и уплатить его в бюджет».

Если организация уплачивает НДС за счет собственных средств, налог считается по расчетной ставке 18/118. Это следует из п.1 ст.161 НК РФ.

Как оформить счет-фактуру

Т.е. в строке «Продавец» ставится название иностранного контрагента так, как оно указано в договоре. В поле «Адрес» указывается адрес тоже в соответствии с договором. В поле ИНН/КПП проставляется прочерк. Остальные поля заполняются как обычно, но в графе 7 ставится ставка налога 18/118. Сумма дохода иностранного контрагента указывается в рублях. Если ему платили в иностранной валюте, то пересчет в рубли производится по курсу ЦБ РФ на день оплаты.

Скачайте пример заполнения счета-фактуры для налоговых агентов иностранных фирм.

Многие иностранные фирмы, оказывающие электронные услуги и получающие за них деньги от третьих лиц, оставляют себе вознаграждение по договору, а остаток перечисляют российскому контрагенту. Так поступает, например, компания Uber. При работе с этой компанией возникает и вторая проблема – услуги такси могут в день оказываться десятками, а то и сотнями в день. Комиссия Uber берется за каждую поездку, т.е. получается, что и счет-фактуру надо выставлять на каждую поездку. Объем работы бухгалтера может резко увеличиться.

Счет-фактура, выставленная налоговым агентом самому себе, регистрируется в книге продаж. Обратите внимание, что всё вышеперечисленное обязаны делать и организации (ИП), находящиеся на спецрежимах и не являющиеся налогоплательщиками НДС.

Как заплатить агентский НДС в бюджет

И тут возникает еще одна проблема при работе с компаниями, которые самостоятельно удерживают комиссию: для таких ситуаций нет отдельной нормы в главе 21 НК РФ, т.е. платить надо в день удержания контрагентом своей комиссии. Но ведь налоговый агент может и не знать эту дату и поэтому не исполнить свои обязанности в срок. Что может привести к начислению пеней и даже налоговым санкциям по ст.123 НК РФ. Кроме того, комиссия иностранной фирмой может сниматься каждый день и не по одному разу, каким образом это отслеживать для уплаты НДС? Ответа Налоговый кодекс не содержит.

При перечислении НДС в бюджет следует обратить внимание на статус плательщика. Ни в коем случае не надо ставить 01, только 02 (налоговый агент). КБК по агентскому НДС такой же, как и у обычного - 182 1 03 01000 01 1000 110.

Налоговая декларация

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС,сдают декларацию в следующем составе: титульный лист, раздел 1 и раздел 2.

Скачайте пример заполнения декларации по НДС для налоговых агентов иностранных фирм.

В разделе 2 заполняются строки 020, 040-070, в остальных строках ставятся прочерки. Строки 080-100 заполняют налоговые агенты, работающие с иностранными организациями по посредническим договорам, но в этой статье этот вариант не рассматривается.

В строке 020 указывается название фирмы-продавца так, как указано в договоре (инвойсе, счете и т.п.), например, Booking.com B.V. В строке 040 указывается КБК налога, в строке 050 ОКТМО налогового агента. Сам налог, который удержан (или уплачивается за счет налогового агента) указывается в строке 070.

Если налоговый агент работал с несколькими иностранными организациями, то на каждую фирму заполняется отдельный раздел 2. Также несколько разделов 2 может быть при работе с одним контрагентом, но по разным видам услуг.

Проблемы и неясности

Первичка. Прежде всего, многих бухгалтеров и предпринимателей волнует вопрос первичных документов, поскольку иностранные компании не обязаны соблюдать наши законы о бухучете, и требовать от них те же акты оказанных услуг налоговые агенты не смогут. Как показывает практика, кроме инвойсов редко что удается получить. Будет ли такой документ устраивать налоговые органы при проверке правильности уплаты агентского НДС, непонятно. Разъяснений по этому поводу пока не было.

Двойное обложение НДС. Еще один актуальный вопрос – не получится ли двойного обложения НДС? Тот же Uber уже заявлял о том, что они платят НДС за всех без разбору - юрлица ли их клиенты, ИП или физлица. ФНС даже выпустила письмо о том, что налоговики не могут требовать повторной уплаты НДС с налоговых агентов и обещала подумать над изменениями в порядке взимания налога. Но как российским лицам выяснить, уплачен этот НДС самой иностранной фирмой или нет, ведь никто не будет извещать российских клиентов об этом?

Комиссия. Еще две связанные между собой проблемы были описаны выше – не всегда возможно узнать дату взимания комиссии, если иностранная фирма сама её удерживает, а потом уже перечисляет деньги российскому клиенту. Предложения, высказанные Минфином и некоторыми консультантами о том, что надо составлять счет-фактуру на каждое взимание комиссии иностранным контрагентом, не осуществимы на практике, если таких операций десятки, сотни, а то и тысячи в день. И тем более нереально платить в бюджет НДС каждый день.

Российская организация с целью реализации покупателю приобрело программное обеспечение (ПО), не включенное в реестр российских программ, у иностранного контрагента (Нидерланды, Австрия). Лицензию на программное обеспечение российская организация получила по электронной почте, а покупатель организации самостоятельно скачал ПО с сайта производителя с помощью сети Интернет.

Является ли российская организация налоговым агентом по НДС при перечислении денежных средств за ПО иностранному контрагенту, который не является налоговым резидентом РФ? Необходимо ли в актах и договорах на передачу ПО покупателю указывать стоимость с учетом НДС 20%?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

С 01.01.2021 освобождение от НДС при реализации ПО, не включенного в специальный Реестр, или прав на него не применяется. То есть независимо от вида договора, на основании которого российская организация приобретает права на ПО у иностранного правообладателя либо реализует далее права на территории РФ, такая операция подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

Российская организация в рассматриваемой ситуации не признается налоговым агентом по НДС. Однако мы не можем утверждать, что налоговые органы буду иметь аналогичную позицию.

Учитывая неопределенность ситуации, а также тот факт, что дальнейший порядок исчисления и уплаты НДС зависит от квалификации услуги, российской организации следует обратиться за разъяснениями в уполномоченные органы.

Обоснование вывода:

Статьей 7 НК РФ установлен приоритет международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения, над соответствующими нормами НК РФ.

Между РФ и Нидерландами действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 16 декабря 1996 г.) (далее - Соглашение), между Правительством Австрийской Республики - Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 13 апреля 2000 г. (далее - Конвенция).

Ни Соглашение, ни Конвенция не регламентируют порядок взимания косвенных налогов. Поэтому для определения налоговых последствий по НДС для российской организации в данном случае следует руководствоваться нормами гл. 21 НК РФ.

Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения НДС применяется только в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". По разъяснениям Минфина России, эта льгота применяется и к операциям, осуществляемым на основании сублицензионных договоров (письма Минфина России от 30.12.2020 N 03-07-14/115984, от 23.05.2019 N 03-07-14/37324, от 28.02.2019 N 03-07-08/13229).

Реестр создан в соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ведется на сайте https://reestr.minsvyaz.ru/reestr/.

Таким образом, с 01.01.2021 реализация на территории России программного обеспечения, не включенного в Реестр, или передача прав на использование такого ПО облагается в общем порядке по ставке 20% (смотрите письма Минфина России от 09.09.2020 N 03-07-14/79116, от 01.09.2020 N 03-07-08/76516, от 20.01.2021 N 03-07-08/2643, от 20.01.2021 N 03-07-08/2642). Поэтому в актах и договорах на передачу программного обеспечения российскому покупателю следует указывать стоимость с учетом НДС 20%.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. Налогоплательщиками НДС признаются в том числе иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ).

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен в ст. 148 НК РФ.

Так, согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации таких услуг определяется по месту деятельности покупателя (заказчика), в частности, при:

- передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;
- оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ;
- оказании услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.

В частности, к электронным услугам согласно абзацу 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

На наш взгляд, применяемый в анализируемой ситуации способ предоставления прав на программы для ЭВМ является одним из способов оказания услуг через информационно-телекоммуникационные сети.

Так, в письме Минфина России от 26.03.2019 N 03-07-08/20234 дан ответ на следующий вопрос налогоплательщика: Относится ли к электронным услугам, предусмотренным ст. 174.2 НК РФ, предоставление права использования программ для ЭВМ, которые однократно загружаются конечным пользователем с официального интернет-сайта правообладателя программ для ЭВМ и в последующем воспроизводятся исключительно на компьютере конечного пользователя без необходимости задействовать сеть Интернет? Финансовое ведомство сообщило, что на основании абзаца 2 п. 1 ст. 174.2 НК РФ к таким услугам (то есть услугам в электронной форме) относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности. Подробнее смотрите в материале: Вопрос: НДС при оказании услуг иностранной компанией (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.).

Отметим также, что Минфин России не дает однозначного ответа на вопрос, является перечень электронных услуг закрытым или открытым (письмо Минфина России от 23.10.2019 N 03-07-08/81540). Но вот перечень услуг, которые не относятся к услугам, оказываемым в электронной форме для целей применения п. 1 ст. 174.2 НК РФ, является открытым, поэтому переквалификация не исключена.

Вместе с тем акцентируем внимание, что выраженная точка зрения является нашим экспертным мнением. Учитывая неопределенность в определении, во избежание рисков полагаем возможным обратиться с вопросом о правомерности признания таких услуг электронными в Министерство цифрового развития РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 418 "О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации"), а также в Минфин России или налоговый орган за персональным письменным ответом на основании подп. 2 п. 1 ст. 21, пп. 1 и 2 ст. 34.2, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ (обратиться в налоговый орган за разъяснениями можно на сайте: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/). Но есть, конечно, вероятность получения формального ответа (письмо Минфина России от 08.09.2020 N 03-07-08/78526).

Дальнейший порядок уплаты НДС напрямую зависит от того, относятся ли данные услуги к услугам в электронной форме.

Так, если допустить, что в отношении рассматриваемых услуг, оказываемых иностранной компанией, применяется ст. 174.2 НК РФ, то тогда в силу п. 3 ст. 174.2 НК РФ иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, по общему правилу самостоятельно производят исчисление и уплату НДС. Сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ).

С 01.01.2019 иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, самостоятельно производят исчисление и уплату НДС, если такая обязанность не возложена ст. 174.2 НК РФ на налогового агента (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Налоговыми агентами в таких случаях признаются: иностранные организации-посредники, указанные в п. 3 ст. 174.2 НК РФ, а также российские посредники, указанные в п. 10 ст. 174.2 НК РФ (организации, ИП или обособленные подразделения иностранных организаций на территории РФ, реализующие такие услуги на основании посреднических договоров с иностранной организацией).

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранная организация - посредник, признаваемая налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ, подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Оказывая услуги в электронной форме, иностранная организация самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в российский бюджет (смотрите письма Минфина России от 19.11.2020 N 03-07-08/100885, от 16.09.2020 N 03-07-08/81371, от 13.07.2020 N 03-07-14/60592, п. 3 письма ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ и п. 3 письма ФНС России от 17.12.2020 N СД-17-3/321@, постановление Девятого ААС от 03.11.2020 N 09АП-54649/20).

При этом российская организация - заказчик не признается налоговым агентом по НДС и не должна выполнять соответствующие функции, в том числе в связи с тем, что иностранная организация - исполнитель не осуществила постановку на учет в российском налоговом органе и не собирается исполнять обязанность по уплате НДС в РФ (смотрите также письма Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744, от 29.03.2019 N 03-07-08/23438, от 24.10.2018 N 03-07-08/76139).

Таким образом, российская организация, приобретающая услуги в электронной форме, не признается налоговым агентом: не удерживает и не уплачивает НДС за нерезидента вне зависимости от применяемого режима налогообложения и наличия или отсутствия факта постановки на учет иностранной организации (и/или иностранной организации - посредника) в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ (пп. 1-2 и 5 ст. 161 и ст. 174.2 НК РФ). Об отсутствии такой обязанности неоднократно давались официальные разъяснения (смотрите, например, письма Минфина России от 01.04.2019 N 03-07-08/23446, от 07.12.2018 N 03-07-08/88888, от 06.11.2018 N 03-07-08/79626, письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@, от 29.05.2019 N СД-4-3/10374@). Пункт 9 ст. 174.2 НК РФ, ранее предусматривавший такую обязанность, утратил силу с 2019 года.

В случае, если иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет данная иностранная организация (письмо Минфина России от 06.11.2018 N 03-07-08/79626, письмо ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@). Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет привлечение к ответственности, установленной ст. 116, 119, 122 НК РФ. Также налоговый орган получит основания для взыскания с иностранной организации причитающихся к уплате сумм НДС (недоимки) и пени (ст. 46, 47, 75 НК РФ).

В связи с тем, что иностранная организация - исполнитель не осуществила постановку на учет в российском налоговом органе, российская организация не сможет применить вычет НДС как покупатель, ведь в этом случае не будут выполняться требования п. 2.1 ст. 171 НК РФ.

Поскольку российская организация - покупатель не признается налоговым агентом по НДС (п. 1 ст. 24, ст. 161, 174.2 НК РФ), формально у нее отсутствуют и основания для вычета НДС, добровольно перечисленного в бюджетную систему РФ; такой возможности нормы ст. 171 НК РФ, равно как и иные нормы главы 21 НК РФ, не предусматривают. В письме Минфина России от 24.10.2018 N 03-07-08/76139 также разъяснялось, что в случае добровольной уплаты НДС российской организацией или индивидуальным предпринимателем в качестве налогового агента вычеты уплаченных сумм налога положениями главы 21 НК РФ не предусмотрены.

Вместе с тем в письме ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ представлена следующая позиция: в случае, если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по НДС, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы)) (смотрите также письмо Минфина России от 23.05.2019 N 03-07-08/37326).

Налоговое ведомство фактически разрешило покупателям услуг в электронной форме самостоятельно исчислять и уплачивать НДС в бюджет за иностранные организации, а также принимать уплаченную сумму НДС к вычету. Конкретный механизм реализации такой возможности при этом не раскрыт. С учетом контекста приведенного письма представляется, что в таком случае покупатели могут действовать по стандартной схеме выполнения функций налогового агента на основании пп. 1, 2 ст. 161 НК РФ и применения налогового вычета, предусмотренного п. 3 ст. 171 НК РФ.

Следует учитывать, что при принятии решения о руководстве предложенным ФНС России порядком покупатели принимают на себя определенные риски, обусловленные реализацией не предусмотренного законом механизма, в частности, связанные с применением налогового вычета (Вопрос: Возможно ли заказчику принять к вычету НДС, перечисленный в бюджет за иностранную организацию - продавца услуг в электронной форме? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)). Например, в письме Минфина России от 10.04.2020 N 03-07-14/28744 на вопрос налогоплательщика о применении разъяснений из письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937@ сообщено, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрено.

По вопросу указания налоговой ставки НДС рекомендуем ознакомиться с материалом: Вопрос: Какую ставку НДС указывать в акте иностранного поставщика электронных услуг, если цена договора указана без НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование;

- Энциклопедия решений. Вычет НДС при покупке электронных услуг у иностранной компании;

- Вопрос: Организация (российское ООО) планирует покупать лицензии на право использования программного обеспечения (далее - ПО) у иностранной организации (страна инкорпорации - Австрия) и перепродавать их российским клиентам на основании агентского договора. Коды доступа на ПО получаются дистанционно, авторизация происходит дистанционно. Само ПО ввозится на территорию РФ в оборудовании (уже в нем инсталлировано).

Предоставление программного обеспечения российским клиентам будет осуществляться в рамках сублицензионного договора. Каковы риски по НДС и налогу на прибыль (удержание из источника в РФ) в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.)

- Вопрос: Порядок применения подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ с 01.01.2021 организацией, реализующей российским покупателям программное обеспечение (на основании сублицензионного договора), права на которое принадлежит иностранной компании (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);

- Вопрос: Налогообложение НДС и налогом на прибыль операции по приобретению у иностранной компании (резидент США) лицензии на программный продукт сроком на один год, предоставляемой посредством сети Интернет (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.);

- Вопрос: Уплата НДС в качестве налогового агента российской организацией на УСН в случае приобретения неисключительных прав на иностранное программное обеспечение и дальнейшей реализации этих прав в дальнее зарубежье с 2021 года (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

На сегодня доменное имя, к которому привязан сайт, может представлять для компании большую ценность. Это связано с четкой идентификацией сетевыми пользователями этого имени с названием компании или ее торговой маркой. Например, сайту журнала «ПНП» соответствует доменное имя nalogplan . ru.

Оценка стоимости такого актива носит субъективный характер. Сайт может приносить доход в виде платы за размещение на нем рекламы, привлекать новых клиентов и поставщиков и экономить издержки по продвижению товаров, работ или услуг.

Учитывая виртуальный характер домена, существует возможность варьировать его цену, что может принести группе компаний существенную налоговую выгоду.

в цифрах Известный журнал DNJournal.com, посвященный доменному бизнесу, ежегодно публикует отчет о проданных доменах. В 2009 году в пятерку самых дорогих имен вошли: toys.com – 5,1 млн долларов, candy.com – 3 млн долларов, fly.com – 1,76 млн долларов, auction.com – 1,7 млн долларов, call.com – 1,1 млн долларов. Домены в зоне RU пока намного дешевле – максимальная цена, уплаченная на публичном аукционе, составляет порядка 8 млн рублей.

Владельцем прав на доменное имя на практике часто выступает физлицо

Домен, идентифицирующий сайт организации, нередко регистрируют на физическое лицо – руководящего работника или учредителя. Регистрацию уникального имени второго уровня (в случае с нашим журналом – это nalogplan) необходимо оформлять у аккредитованных регистраторов. Например, в зоне RU регистрацией доменов второго уровня занимается Координационный центр домена RU (www.cctld.ru). Плата за эту процедуру обычно не велика – не выше 1000 рублей за годичную регистрацию.

Эти особенности доменного имени приводят к использованию следующего способа налоговой экономии (см. схему 1). Физлицо получает статус предпринимателя на «упрощенке» с объектом «доходы». При этом в перечне видов экономической деятельности указывает «прочую деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий» (код ОКВЭД – 72.60). Далее физлицо регистрирует на себя доменное имя, в использовании которого заинтересована дружественная ему компания. Через некоторое время организация приходит к выводу, что ей необходим этот домен, и выражает согласие перекупить его за существенную сумму.

В итоге компания может уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость доменного имени, а предприниматель уплатит лишь 6 процентов с полученной суммы. При этом средства официально выводятся на физическое лицо, которое имеет право использовать их по собственному усмотрению. НДС здесь не возникает, поскольку продавец не является плательщиком этого налога.

Этот же вариант может быть использован при перераспределении прибыли на убыточного партнера. Для этого организация с отрицательным финансовым результатом продает домен дружественному контрагенту. В этом случае в целом по группе произойдет снижение налога на прибыль, а также перераспределение НДС.

Для снижения риска при реализации этого способа налогоплательщику желательно обосновать высокую стоимость приобретаемого им доменного имени. Оправдать цену может экономический эффект, который получит организация от использования этого домена. Привлечение новых клиентов, увеличение роста продаж, повышение имиджа компании и пр. Подобные выводы могут быть оформлены в виде заключения специалиста по продвижению товаров, работ или услуг.

Для убедительности доменное имя должно либо состоять из простого, легко запоминающегося слова, ассоциирующегося с компанией или ее деятельностью. Либо легко находиться любыми поисковиками и иметь высокий индекс цитирования. Правда, последнее чаще всего предполагает покупку не просто домена, но еще и привязанного к нему раскрученного интернет-ресурса.

Признание расходов на доменное имя зависит от учета сайта

Реализация этого и других способов оптимизации с доменом зависит от возможности признать в налоговом учете расходы на его приобретение.

Является ли домен нематериальным активом? Сетевое имя само по себе не является охраняемым продуктом интеллектуальной деятельности, поэтому не рассматривается как нематериальный актив (ст. 1225 ГК РФ, письмо Минфина России от 26.03.02 № 16-00-14/107, постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.09 № ВАС-9833/09).

Но есть и другое мнение, согласно которому доменное имя – самостоятельный нематериальный актив. Ведь ему присуща оригинальность, индивидуализация, письменная форма договора на его регистрацию, а также наличие самого регистратора. Тот же ВАС РФ в отдельных случаях приравнивает его к товарному знаку (определение от 05.03.08 № 2272/08). Чтобы снизить риск налоговых претензий, целесообразно закрепить в учетной политике положение о том, как учитывается доменное имя.

Когда можно не включать стоимость домена в первоначальную стоимость сайта? Сайт является совокупностью электронных документов, программного обеспечения и элементов дизайна. Если компания оформляет исключительные права на этот объект интеллектуальной собственности, то он признается нематериальным активом. При этом плата за домен подлежит включению в первоначальную стоимость такого объекта, как и прочие затраты на его доведение до состояния, пригодного к использованию (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Однако НК РФ не содержит норм, обязывающих менять первоначальную стоимость нематериального актива при регистрации еще одного имени, привязанного к тому же сайту или периодической перерегистрации домена. В последнем случае даже Минфин России не против того, чтобы подобные расходы были признаны прочими затратами (письмо от 17.01.07 № 20-12/004121). Кроме того, первоначальная стоимость сайта могла быть менее 20 тыс. рублей, поэтому он изначально не признавался амортизируемым объектом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Или же организация в принципе не оформляла исключительные права на сайт (к примеру, письмо УФНС России по г. Москве от 17.01.07 № 20-12/004121) и не учитывала его как нематериальный актив. В этом случае расходы на домен выгоднее списывать как прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), закрепив соответствующее положение в учетной политике.

Как ускорить признание стоимости домена в расходах? Списать их единовременно вряд ли получится. Права на сетевое имя приобретаются или регистрируются на строго определенный срок. По мнению Ирины Илларионовой, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, в этом случае действуют нормы пункта 1 статьи 272 НК РФ, согласно которым признание расходов также должно быть распределено на этот период.

На практике это неудобство обходят довольно просто. Дружественное лицо – первоначальный владелец доменного имени регистрирует его на минимальный срок – обычно это один год. Поскольку сделка по продаже происходит только через некоторое время, то у нового владельца до окончания срока действия прав остаются считанные месяцы. Вот на этот-то период он и распределит затраты на приобретение домена.

При этом угроза потерять домен при внимательном отношении к его своевременной перерегистрации минимальна. По окончании действия договора владелец сетевого имени имеет преимущественное право на его продление. И только если он этого не сделал, имя будет признано свободным и его смогут зарегистрировать иные лица.

Даже эксперты не знают, чем считать домен – товаром или правом

При продаже домена компанией на общем режиме возникает вопрос: облагается ли эта сделка НДС? Официальных разъяснений по этому вопросу нет, как и судебной практики. По мнению Анны Лозовой, советника отдела косвенных налогов Минфина России, каких-либо исключений для продажи домена нет. Поэтому с этой операции нужно платить НДС на общих основаниях, согласно статье 146 НК РФ.

Но при решении этого вопроса возникает неясность с определением предмета реализации. Однозначного ответа, что представляет собой домен, нет. Назвать его товаром проблематично, поскольку под этим термином для целей НК РФ понимается имущество (п. 2 и 3 ст. 38 НК РФ), каковым сетевое имя не является. Ведь согласно статье 128 ГК РФ, имуществом является вещь, то есть материальный предмет.

Есть мнение, что доменное имя можно отнести к имущественным правам. По аналогии с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, которые в статье 1226 ГК РФ признаны имущественными. Но четкого определения, что к ним относится, в законодательстве нет. Поэтому эта позиция также может быть легко оспорена.

Еще вариант – отнести домен к неимущественным правам. Это наиболее логично, поскольку компания регистрирует именно право, которое не связано с имуществом. Но эта точка зрения будет самой спорной, поскольку передача неимущественных прав не является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Если такая позиция выгодна организации, то можно попробовать защитить ее в суде. Хотя для налоговой оптимизации можно эффективно использовать и точку зрения чиновников.

Для регулярного увеличения расходов группа может использовать аренду

Нередко вместо разовой продажи владелец доменного имени сдает его в аренду стороннему лицу для размещения сайта. Такой способ наиболее актуален для имен, содержащих популярное слово и не привязанное к наименованию компании. Например, rabota.ru или strahovanie.ru. Налоговая экономия достигается тем же путем – переводом части прибыли на дружественного «упрощенца», который имеет льготный режим налогообложения.

В этом варианте общая сумма арендных платежей может превысить даже самую высокую цену домена из всех возможных. При этом арендатору необходимо обосновать, почему заключение договора аренды выгодно для него.

Причиной может служить отказ владельца домена продавать его, невозможность единовременно отвлечь деньги на покупку домена и т. д. Также в целях безопасности необходимо заручиться иной деловой перепиской о согласовании размера арендной платы, а также заключением специалиста о планируемом экономическом эффекте от использования домена.

Для получения домена у стороннего лица выгодно привлечь посредника

Компания на общем режиме может поступить и по-другому. Приняв решение о развитии бизнеса с помощью интернет-технологий, она в качестве посредника нанимает дружественное общество на «упрощенке», которое является специалистом в этой области. За солидное вознаграждение такой агент анализирует, какое доменное имя будет наиболее эффективно для развития клиента. Если оно занято сторонним лицом, то посредник находит его, договаривается о приемлемых условиях и сопровождает заключение договора покупки или аренды.

Налоговая экономия будет достигнута за счет перевода части прибыли на дружественного посредника с льготным режимом налогообложения. При выставлении счета-фактуры продавцом покупатель получит право на вычет НДС со всей стоимости домена.

Кроме того, на практике встречаются ситуации, когда посредников нанимают непосредственно владельцы доменов. Их вознаграждение может достигать порядка 20–30 процентов ежемесячно от арендной платы или разово от стоимости покупки.

Если агентом продавца при этом будет дружественная покупателю компания, то это фактически снизит цену покупки. Для нового владельца реальные затраты будут исчисляться как цена по договору минус вознаграждение посреднику. При этом часть его денег будет переведена на дружественного ему «упрощенца» через стороннее независимое юрлицо (продавца). Следовательно, риск признания взаимозависимости в этой сделке снизится (см. схему 2).

Включение домена в состав нематериального актива может быть выгодно

Налогоплательщику может быть выгодно включить в амортизируемую стоимость сайта затраты на доменное имя. Это отсрочит признание расходов, но позволит безопасно сформировать убыток.

Например, на подготовительном этапе предпринимательской деятельности компания оформляет сайт и приобретает для него дорогостоящее доменное имя. Начисленная амортизация формирует убыток в течение определенного времени. Затем компания проводит сделку, прибыль от которой уменьшается на сумму сформированного убытка. Такие сделки обычно вызывают меньше нареканий со стороны налоговиков.

Как вариант компания, накопив убыток, может принять решение о смене рода деятельности и продать доменное имя. Покупателем может выступить дружественное юрлицо, которое изначально планировало его использовать. При этом у бывшего владельца сохраняется право на накопленный убыток.

Как выводят доменное имя на стороннее лицо для последующего использования

Передача по договору залога. Доменное имя оформляется в качестве залога по займу. Через некоторое время заемщик осознает, что не в силах вернуть деньги. В результате заложенный актив переходит во владение дружественному заимодавцу (подп. 1 п. 3 ст. 28.1 Закона РФ от 29.05.92 № 2872-1 «О залоге»), который в дальнейшем участвует в оптимизации налогов. Подозрение в притворности займа может быть опровергнуто тем, что такой предмет залога как домен важен только заемщику. Для заимодавца необходим только способ воздействия на заемщика путем угрозы потери домена в случае невозврата денег.

Уступка в счет долга. Производится, если у владельца сетевого имени ухудшилось финансовое положение. Такой вариант актуален для хорошо узнаваемого домена, который сам по себе может приносить прибыль. В дальнейшем дружественное лицо может выставить доменное имя на аукционе, но уже по другой, гораздо более высокой цене, а бывший владелец без проблем его выкупит.

Запрет стороннего лица на использование домена. Согласно статье 1484 ГК РФ, товарный знак имеет приоритет над доменным именем. Поэтому формально независимое юрлицо может зарегистрировать торговую марку специально для того, чтобы вынудить отдать домен. Суды, как правило, выступают на стороне обладателей товарного знака и запрещают использовать созвучный домен иным лицам (постановления федеральных арбитражных судов Московского от 18.06.09 № КГ-А41/3884-09, от 15.04.09 № КГ-А40/12852-08, Поволжского от 10.07.08 № А12-13635/06-С24 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 23.10.08 № 5130/08) округов).

Но если владельцу домена запрещено его использование, его все равно нельзя обязать передать права на домен собственнику товарного знака. Для этого просто нет правовых оснований (постановление ФАС Московского округа от 31.01.07 № КГ-А40/13696-06). В результате стороны договариваются о денежной компенсации. При этом владелец домена вправе запросить любую сумму, поскольку лишен права на его использование, но не на владение им. А обладатель товарного знака рискует потерять нужный домен, не согласившись с ценой.

Доменное имя может стать средством платежа

Домен может быть использован и для получения дорогостоящего имущества от дружественного партнера. На практике если группе компаний требуется безвозмездно передать объект от одного участника другому, то оформляются два договора купли-продажи по схожей цене. Одна организация продает основное средство, а другая – домен. Далее стороны проводят зачет взаимных требований.

на цифрах При безвозмездной передаче основного средства по остаточной стоимости 100 тыс. рублей у сторон возникнут следующие налоговые последствия. У бывшего владельца – НДС в сумме 18 тыс. рублей при невозможности учесть стоимость в расходах. У получателя объекта – налог на прибыль в сумме 20 тыс. руб. (100 000 руб. × 20%) без права на вычет НДС.

Если же оформить реализацию ОС и встречную продажу домена по цене 118 тыс. рублей, то последствия изменятся. У продавца основного средства:

– НДС к уплате – 0 рублей, поскольку налог к уплате погашается НДС к вычету по приобретенному домену;

– налог на прибыль – 0 рублей, так как выручка уменьшена на остаточную стоимость.

У покупателя основного средства:

– НДС к уплате – 0 рублей, поскольку налог к уплате по проданному домену погашается НДС к вычету по приобретенному ОС;

– налог на прибыль – около 20 тыс. рублей, поскольку расходы по приобретение домена скорее всего уже все списаны. Но при этом компания получает право амортизировать приобретенное ОС.

В этом случае покупателю доменного имени также желательно обосновать столь высокую стоимость доменного имени для снижения риска предъявления налоговых претензий.

С 1 января 2019 года вносятся изменения в статью 174.2 НК РФ, которая посвящена уплате “налога на Гугл”. Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в эту статью внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2019 года. С этой даты обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, которая оказывает электронные услуги, либо ее агента, участвующего в расчетах с покупателем.

Кто покупает эти услуги – физическое лицо, ИП или юридическое лицо – значения не имеет. Российские юридические лица и ИП, приобретающие на территории России услуги в электронной форме у иностранных компаний, больше не будут за них платить этот налог.

Меняется состав налоговых агентов

Согласно пункту 3 статьи 174.2 НК РФ, иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ, сами исчисляют и платят налог, если эта обязанность не возложена на налогового агента.

Налоговыми агентами при оказании электронных услуг с 1 января 2019 года признаются посредники, осуществляющие деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. В качестве таких посредников могут выступать обособленные подразделения иностранных компаний, расположенные на территории Российской Федерации, состоящие на учете в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Пункт 9 статьи 174.2 НК РФ, согласно которому налоговыми агентами до 1 января 2019 года признавались непосредственные покупатели электронных услуг, российские организации и ИП, с этой даты утрачивает силу. Больше они налоговыми агентами не признаются.

Напомним, что не признаются посредниками, участвующими в расчетах (соответственно, налоговыми агентами по НДС), компании, которые являются субъектами национальной платежной системы, а также операторы связи, которые переводят денежные средства за услуги иностранных IT-компаний (абз. 3 п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Особенности налогоплательщика – иностранной компании

Иностранные организации, оказывающие на территории Российской Федерации услуги в электронной форме, перечисленные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, подлежат постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ. Сведения о таких иностранных организациях должны быть размещены на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Это наименование, ИНН, КПП и дата постановки на учет в налоговых органах.

Налоговый орган регистрирует иностранную компанию на основании ее заявления о постановке на учет и иных документов, перечень которых утверждает Минфин России. Эти документы могут быть представлены в налоговый орган через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме через официальный сайт ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” без применения усиленной квалифицированной электронной подписи (п. 5.1 ст. 84 НК РФ).

Для расчета налога применяется процентная доля налоговой базы – расчетная налоговая ставка. Налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации (п. 2 ст. 174.2 НК РФ).

В силу пункта 3.2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры иностранные организации в отношении услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.1 НК РФ, не составляют. Они самостоятельно уплачивают НДС, а также представляют в налоговый орган налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (при определенных обстоятельствах – по ТКС через оператора электронного документооборота) (подп. 7, 8 ст. 174.2 НК РФ).

Таковы особенности “новых” налогоплательщиков. Они, несомненно, определяют и особенности налогообложения у покупателей.

Что с вычетами?

На основании пункта 2.1 статьи 171, пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса у покупателя-налогоплательщика возникает право на вычет НДС, предъявленного ему при приобретении электронных услуг у иностранной организации, которая должна состоять на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

Основание для вычета – договор и (или) расчетный документ с выделением суммы налога.

Ответственность за неуплату налога

Как быть, если иностранная компания не зарегистрируется в налоговом органе и не будет платить налог?

Этот момент разъяснил Минфин России. В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Так, статьей 123 НК РФ предусмотрена ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

Однако российская организация – покупатель услуг в электронной форме у иностранной организации с 1 января 2019 года не признается налоговым агентом по НДС. Соответственно, с 2019 года не возникает оснований для привлечения покупателя таких услуг к ответственности по указанной статье.

Каких-либо прямых оснований для привлечения российской организации – покупателя к ответственности за непостановку иностранного поставщика на налоговый учет или за неуплату НДС при оказании услуг в электронной форме, местом реализации которых признается РФ, в Налоговом кодексе не установлено.

И если указанная иностранная организация не встала на учет в налоговом органе, ответственность за неуплату НДС несет она сама – она будет оштрафована по статье 116 НК РФ – в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей. А в письме от 03.09.2018 № 03-07-08/62624 Минфин России отметил, что вопрос постановки на учет в российских налоговых органах иностранных организаций, оказывающих услуги в электронной форме, относится к компетенции ФНС России.

Но если иностранная компания не зарегистрируется и не будет платить налог, покупатель в таком случае не сможет применить налоговый вычет НДС, поскольку условия для него не будут выполнены. Напомним, что с 1 января 2019 года вычет по электронным услугам иностранной компании предусмотрен новым пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ.

Более того, если российская компания или ИП решат заплатить налог из своих средств, они также потеряют деньги – они больше не являются налоговыми агентами по электронным услугам, полученным от иностранных поставщиков.

Напомним, что НДС (“налогом на Гугл”) облагают услуги иностранных интернет-компаний, предусмотренные пунктом 1 статьи 174.2 Налогового кодекса:

  • продажа программ для электронно-вычислительных машин (сокращенно – ЭВМ), приложений, игр и баз данных, в том числе обновлений к ним;
  • рекламные услуги в интернете и предоставление рекламных площадок;
  • онлайн-аукционы;
  • платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг;
  • хранение данных;
  • услуги хостинг-провайдеров;
  • регистрация доменов;
  • предоставление прав на цифровые книги, музыку, аудиовизуальную продукцию, графические изображения;
  • администрирование информационных систем и сайтов в Интернете;
  • хранение и обработка информации при условии, что предоставивший информацию имеет к ней доступ через Интернет;
  • поиск и представление информации о потенциальных покупателях;
  • доступ к поисковым системам в Интернете;
  • статистика посещений сайтов и др.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: