Должна быть указана ставка ндс для всех позиций без флага ввести сведения о стоимостных показателях

Опубликовано: 26.04.2024

Стромова И. В.

Включать НДС в цену контракта? Изменять цену контракта, если исполнитель на УСН? Узнаем позицию экспертов и судов

В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт по торгам Станислав Грузин рассказал особенности учета налога на добавленную стоимость (НДС) на этапах:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
  • оценки и сопоставления заявок, выбора победителя;
  • заключения контракта с победителем;
  • оплаты контракта.

В этих ситуациях у заказчиков и поставщиков возникают сложности с учетом НДС. Разберем их в статье на основе рекомендаций вебинара.

НДС в закупках по 44-ФЗ

Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене

Начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ). В Законе 44-ФЗ не указано, что заказчик должен включить или не включить НДС в стоимость контракта. Но такая обязанность следует из разъяснений Минфина и сложившейся закупочной практики.

Минфин России в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 отмечает: «При обосновании НМЦК заказчик может установить условия формирования цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей». Цена контракта должна содержать все потенциальные расходы поставщика, в том числе налоги.

Рекомендация заказчикам: включайте НДС в стоимость и выделяйте в цене контракта.

Заказчик тоже устанавливает требования к формированию цены предложения, которая должна содержать обязательные платежи, в том числе налоги.

Совет поставщикам: учитывайте НДС в цене предложения.

Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом

Если продукция не облагается НДС, заказчик не включает налог в НМЦК и не выделяет в стоимости, а поставщик предлагает цену без НДС. Например, при закупке программного обеспечения.

Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя

В Законе 44-ФЗ нет норм, которые регулируют порядок и процедуру рассмотрения и оценки заявок, определения победителя среди участников, применяющих различные системы налогообложения.

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников закупки. Любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

Ценовые предложения участников, которые не являются плательщиками НДС, будут отличаться от остальных. Например, НДС не платят компании на упрощенной системе налогообложения. Поэтому их итоговая цена предложения будет ниже. Но это не значит, что заказчик должен прибавить к цене предложения такого участника сумму НДС.

Вне зависимости от системы налогообложения заказчик использует в расчетах при оценке и сопоставлении заявок или выборе победителя ту цену, которая подана.

Заключение контракта с победителем

Грузин Станислав Вадимович

« Если в заявке победителя указано 100 рублей, то и в итоговый контракт попадет 100 рублей. Даже если победитель применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Никаких 20 рублей НДС дополнительно! Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Случаи, когда цену можно пересмотреть, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ — там нет ситуации, когда победил неплательщик НДС ».

Оплата цены контракта

Рекомендация заказчикам: контракт оплачивается по цене, предусмотренной в контракте. Режим налогообложения участника не может оказывать влияние как на формирование цены контракта, так и на сумму оплаты по нему.

Совет поставщикам: внимательно анализируйте содержание контракта. Условиями контракта предусмотрено выставление счета-фактуры? Обратите внимание, если «упрощенец» выставит счет-фактуру заказчику с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (см. п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Важно: по контрактам, которые заключены до 1 января 2019 года и исполняются в текущем году, допускается изменить цену в пределах увеличения ставки НДС. Такое соглашение стороны могут заключить до 1 октября 2019 года.

НДС в закупках по 223-ФЗ

Разберем этап оценки и сопоставления заявок, где возникает больше всего вопросов участников.

Закон № 223-ФЗ не регламентирует, должен заказчик включать НДС в цену контракта или нет. Заказчик может самостоятельно определить в Положении о закупках, на каком этапе он будет начислять НДС:

  • включать в начальную (максимальную) цену договора (Н(М)ЦД) и оценивать заявки только по цене предложения участника;
  • включать в Н(М)ЦД, но при оценке сравнивать УПЗ на УСН или нет;
  • учитывать НДС только при оплате за поставленный ТРУ.

Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения

Позиция судов 1: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, даже если участники закупки применяют различные системы налогообложения:

  • «…Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции.
  • Установленный порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными». •
  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014.

Позиция ФАС:

  • «В соответствии с документацией, в случае если претендент не является плательщиком НДС, то цена не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. На стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15.

Вывод: проводить оценку по ценовым предложениям, указанным в заявках.

Позиция 2: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, если это не предусмотрено документацией о закупке:

  • «Комиссией. УФАС России установлено, что Закупочной документацией не предусмотрен порядок сравнения цен участников без НДС;
  • . Ввиду того что. по итогам Закупки договор заключается по цене, включающей все налоги. наиболее предпочтительным. предложением от участников. будет являться предложение с наиболее низкой окончательной ценой вне зависимости от применяемой участником Закупки системой налогообложения как не оказывающей никакого влияния на качество и полноту оказания услуг по договору;
  • Комиссия УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора закупки по неправомерному сравнению заявок участников Закупки по ценам без НДС. нарушения пп. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16.

Позиция 3

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554:

  • «При проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.
  • . Заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила применения налогового вычета НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.
  • В случаях когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов. ».

Соответствие контрольным соотношениям ввели в НК

Перечень контрольных соотношений декларации по НДС определен еще письмом ФНС от 23 марта 2015 № ГД-4-3/4550@. Только раньше при их невыполнении декларации принимали, но требовали пояснений о причинах несоответствия.

С 1 июля 2021 года статья 174 НК РФ дополняется пунктом 5.3 (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ). В новой норме говорится, что декларация по НДС должна соответствовать контрольным соотношениям.

Тогда ее примут. В противном случае – сочтут непредставленной.

Новое правило будет действовать для деклараций, поданных после 1 июля 2021 года.

Уведомление об отказе в приеме декларации

Если налоговая обнаружит в вашей декларации несоответствие в контрольных соотношениях, она вас об этом уведомит.

Это произойдет не позднее следующего за получением ответа рабочего дня.

После получения уведомления вы должны в 5-дневный срок представить декларацию, в которой несоответствия контрольным соотношениям устранены.

Нужно успеть вовремя. Тогда налоговая будет считать, что вы отчитались по сроку сдачи первого (признанного непредставленным) отчета.

Ну а теперь о самих контрольных соотношениях.

Перечень контрольных соотношений

Контрольные соотношения - это сверка показателей налоговой декларации по НДС на соответствие общих сумм по разделам декларации. Смотрите их в таблице от ФНС.

Учтите сокращения в графе «Контрольные соотношения» таблицы:

  • «р.» - раздел;
  • «ст.» - строка;
  • «гр.» – графа;
  • «прил.» - приложение;
  • «дНДС» - декларация по НДС.
Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, свидетельствующие о нарушении порядка ее заполнения, в части реализации положения пункта 5.3 статьи 174 НК РФ
№ п⁄пКонтрольное соотношениеОписание Контрольного соотношения
1р. 3. ст. 200 гр. 3 = р. 3. ст. 118 гр. 5 - ст. 190 гр. 3Сопоставление показателей внутри Раздела 3 Декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – Декларация)
Cумма налога, подлежащая уплате в бюджет по Разделу 3, равна разнице величины общей суммы налога, исчисленной с учетом восстановленных сумм налога по Разделу 3 и общей сумме налога, подлежащей вычету по Разделу 3
2ст. 040 р. 1 = (ст. 200 р. 3 + ст. 130 р. 4 + ст. 160 р. 6) - (ст. 210 р. 3 + ст. 120 р. 4 + ст. 080 р. 5 + ст. 090 р. 5 + ст. 170 р. 6)Сопоставление показателей Раздела 1 Декларации с Разделами 3, 4, 5, 6 Декларации
Cумма налога, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в Разделе 1 Декларации, равна суммарно отраженному к уплате по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации
3гр. 5 ст. 118 р. 3 + сумма ст. 050 и 130 р. 6 сумма ст. 060 по всем листам р. 2 + сумма ст. 050 р. 4 + ст. 080 р. 4 = [ст. 260 + ст. 265 + ст. 270] р. 9 + [ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС - ст. 050 прил. 1 к р. 9 - ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС - ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС]Сопоставление показателей суммового значения Разделов 2, 3, 4, 6 и 9 Декларации
Общая сумма исчисленного налога по Разделам 2, 3, 4, 6 Декларации равна итоговой сумме налога по Разделу 9 Декларации с учетом Приложения к Разделу 9 Декларации
4ст. 190 р. 3 + сумма стр. 030 и 040 р. 4 + ст. 080 и 090 р. 5 + ст. 060 р. 6 + ст. 090 р. 6 + ст. 150 р. 6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р. 8 - ст. 005 прил. 1 к р. 8]Сопоставление показателей суммового значения Разделов 3, 4, 5, 6 и 8 Декларации
Общая сумма вычетов по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации равна итоговой сумме вычетов по Разделу 8 Декларации с учетом Приложения к Разделу 8 Декларации
5сумма ст. 180 р. 8 = ст. 190 на последней странице р. 8Выявление несоответствий в Разделе 8 Декларации
Сумма всех вычетов построчно по Разделу 8 Декларации равна итоговой сумме вычетов по Разделу 8
6стр. 005 прил. 1 к р. 8 дНДС + сумма ст. 180 прил. 1 к р. 8 дНДС = ст. 190 на последней странице прил. 1 к р. 8 дНДСВыявление несоответствий в Приложении 1 к Разделу 8 Декларации
Сложение итоговой суммы налога по книге покупок Приложения 1 к Разделу 8 и суммы налога по счету фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету равно сумме налога всего по Приложению 1 к Разделу 8 Декларации
7сумма ст. 200 р. 9 = ст. 260 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 20% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 20% Раздела 9 Декларации на последней странице
8сумма ст. 210 р. 9 = ст. 270 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 10% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 10% Раздела 9 Декларации на последней странице
9сумма ст. 205 р. 9 = ст. 265 р. 9 на последней страницеВыявление несоответствий сведений в Разделе 9
Сумма налога по счету-фактуре, по ставке 18% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 18% Раздела 9 Декларации на последней странице
10ст. 050 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 280 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 20% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равно сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 20%
11ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 290 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 10% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равна сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 10%
12ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 285 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДСВыявление несоответствий сведений в Приложении 1 к Разделу 9
Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 18% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равна сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 18%


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 03-07-08/88349 О возможности представления налогоплательщиком в налоговый орган распечатанного на бумажном носителе копии электронного коносамента для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 процентов при реализации услуг, оказываемых при ввозе товаров на территорию РФ морским транспортом

Вопрос: ПАО (далее ПАО) является одним из крупнейших предприятий портовой отрасли Российской Федерации.

Совместно с морскими перевозчиками, участниками ВЭД и Федеральной таможенной службой России ПАО реализует цифровизацию документооборота, которая позволит сократить время оформления и таможенную очистку грузов в портах, ускорив их доставку до грузополучателей согласно Указу Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года" от 07.05.2018 (N 204). На данный момент документом, частично используемым в бумажном виде, является морской коносамент.

Разрабатываемый комплекс предоставляет клиентам возможность получения коносаментов на импортные грузы, аккредитованных в ПАО судовых линий, в электронном виде в момент предоставления морским перевозчиком импортного манифеста терминалу. Данные, содержащиеся в коносаменте и загружаемые в программное обеспечение терминала могут быть использованы при подготовке предварительной информации (ПИ), заполнении декларации на товары и отправке формализованных коносаментов в таможенные органы. Сервис интересен экспедиторам, таможенным представителям и участникам ВЭД.

Преимущества электронного документооборота очевидны - это скорость совершения операций, возможность работы с документом без использования бумажной почты, точная фиксация времени совершения операции, невозможность несанкционированного внесения изменений в документ или подделки подписи, импорт данных позволяет существенно сократить время работы декларанта при заполнении предварительного уведомления и электронной декларации, а также избежать ошибок при подготовке вышеназванных документов.

В марте 2019 года состоялась встреча между участниками процесса и таможней в лице первого заместителя начальника таможни. По итогам встречи всеми участниками была выражена готовность на переход к электронному документообороту (в том числе в части оформления коносаментов).

Существенным препятствием для перехода на электронный документооборот является отсутствие разъяснений налоговых органов по возможности и порядку использования копий коносаментов, выпускаемых в электронном виде, для подтверждения ставки НДС 0% при реализации работ (услуг), предусмотренных пп. 2.1, 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ при ввозе импортных товаров морским транспортом.

Ответ: В связи с письмом по вопросу о возможности представления налогоплательщиком в налоговый орган распечатанного на бумажном носителе копии электронного коносамента для подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации услуг, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), оказываемых при ввозе товаров на территорию Российской Федерации морским транспортом, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта 3 пункта 3.1. статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, при ввозе товаров морским, речным судном, судном смешанного (река-море) плавания с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.

Согласно абзацу пятому подпункта 3 пункта 3.5 статьи 165 Кодекса при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, при ввозе товаров морским или речным судном, судном смешанного (река-море) плавания налогоплательщиком представляется в налоговые органы копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, в котором в графе "Порт погрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации, с отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.

Вместе с тем, в целях упрощения подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, начиная 1 октября 2015 года при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1-2.3, 2.5-2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 8, 9, 9.1, 12 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогоплательщик вправе предоставить вместо подтверждающих документов на бумажном носителе, предусмотренных статьей 165 Кодекса, реестры сведений (далее - Реестр) из таких документов в электронной форме.

Формы и порядок заполнения реестров, а также форматы и порядок представления реестров в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 N ММВ-7-15/427 (далее - Приказ).

В рассматриваемом случае налогоплательщик вправе предоставить реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 статьи 165 Кодекса (при перевозке товаров морскими или речными судами, судами смешанного (река-море) плавания) в электронной форме по форме согласно Приложению N 10 к Приказу.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестр и по которым выявлены несоответствия (абзац одиннадцать пункта 15 статьи 165 Кодекса).

Согласно письму ФНС России от 11.12.2017 N ЕД-4-15/25048 первичные учетные документы, созданные в электронной форме не по установленным ФНС России форматам, в случае их истребования в рамках налоговых проверок, представляются в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенных налогоплательщиком копий с отметкой о подписании документа электронной подписью.

Учитывая изложенное, в случае оказания услуг (работ), предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при истребовании налоговым органом коносамента, морской накладной или любого иного документа, подтверждающего факт приема к перевозке товара, если данный документ создан в электронном виде не по формату ФНС России, и соответствует положениям статьи 165 Кодекса, то такой документ представляется на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью.

В случае оказания услуг (работ), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, при истребовании налоговым органом коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт перевозки товара документа, если данный документ создан в электронном виде не по формату ФНС России, и соответствует положениям статьи 165 Кодекса, то такой документ представляется на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью, а также с проставленной на нем отметкой таможенного органа, действующего в пункте пропуска.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Организация занимается международной перевозкой товаров, а также перевалкой и хранением товаров, перемещаемых через российскую границу, при ввозе товаров в страну морским транспортом. Возник вопрос, можно ли подтвердить обоснованность нулевой ставки НДС распечатанной на бумаге копией электронного коносамента.

В рассматриваемом случае налогоплательщик вправе предоставить реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных НК, в электронном виде по форме, утвержденной ФНС.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестр и по которым выявлены несоответствия.

При истребовании документа, подтверждающего прием к перевозке товара, если данный документ создан в электронном виде не по формату ФНС и соответствует требованиям НК, он представляется на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании электронной подписью. Это относится к международной перевозке товаров. При перевалке и хранении товаров на документе дополнительно должна быть проставлена отметка таможенного органа, действующего в пункте пропуска.

-->
    On 12.02.2019 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, НДС

Эксперт по торгам Станислав Грузин на вебинаре Контур.Школы поведал об особенностях учета НДС в закупках государственных и корпоративных заказчиков. На основе его рекомендаций подготовлен материал о сложных моментах, связанных с НДС, и их типовых решениях.

НДС в закупках по закону 44-ФЗ

Правила закона о госзакупках весьма строги, но об НДС прямо они ничего не говорят. Поэтому то и дело возникают вопросы: нужно ли включать налог в НМЦК, учитывать при оценке заявок и стоимости контракта, если поставщик не платит НДС?

НМЦК: с НДС или без

Правила формирования начальной (максимальной) цены контракта установлены в статье 22 закона. При этом прямо не сказано о том, входит ли в нее НДС. Минфин в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 говорит о том, что заказчик может формировать цену с учетом всех расходов, включая обязательные платежи.

Сложилась практика, в соответствии с которой цена контракта указывается с учетом всех расходов. То есть, формируя цену, заказчику следует включать в нее НДС. Ценовые предложения участников также должны содержать полную сумму затрат на приобретение предмета закупки, в том числе НДС.

Но есть ряд товаров и услуг, которые не облагаются НДС. Примером может служить программное обеспечение. Запрашивая его закупку, заказчики не включают налог в цену. Поставщики также предлагают цену без учета налога.

Как учитывать НДС при оценке заявок

Часто участники, в особенности малый бизнес, применяют налоговые спецрежимы и не являются плательщиками НДС. Они могут позволить себе более низкие цены, ведь им не нужно уплачивать 20% в бюджет в виде налога. Должно ли это обстоятельство как-то учитываться при оценке заявок?

Закон о госзакупках не устанавливает таких особенностей. Более того, он требует, чтобы все поставщики имели равные права, и указывает на недопустимость дискриминации. В том числе и по применяемой системе налогообложения.

Цена, указанная в заявке поставщика, является окончательной. Недопустимо при оценке заявок увеличивать ее на размер НДС.

Учет НДС при заключении контракта

Закупку выиграл субъект на упрощенной системе. В его заявке указана цена 100 000 рублей. На какую сумму будет заключен контракт? Ведь исполнитель не платит НДС. Значит ли это, что стоимость контракта нужно уменьшить на 20%?

Конечно же, нет. Контракт в любом случае должен заключаться строго по цене, указанной в заявке победителя. То есть контракт будет на 100 000 рублей. Если исполнитель не платит НДС, тем лучше для него — доход будет на 20% больше.

В статье 34 закона 44-ФЗ сказано, что цена является твердой и устанавливается на весь срок исполнения. Есть случаи, когда ее можно изменить — они прописаны в статье 95. Однако тот факт, что контракт заключается с неплательщиком НДС, среди таких оснований не значится.

Оплата контракта и НДС

Сумма, которая фигурирует в контракте, должна быть уплачена поставщику полностью. Не имеет значения, какой налоговый режим он применяет. Заказчик не может удержать 20% от стоимости контракта на том основании, что поставщик не платит НДС.

Поставщикам же нужно внимательно изучить положения контракта об оплате. В частности, обратить внимание на то, требует ли заказчик выставлять счет-фактуру. Ведь если неплательщик НДС выставит этот документ и выделит в нем сумму НДС, налог придется уплатить в бюджет, а также подать декларацию (статьи 173, 174 НК РФ).

НДС в закупках по закону 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ не устанавливает жестких рамок и дает заказчикам право решать многие вопросы самостоятельно. Они сами определяют в своих Положениях о закупке, когда будут начислять налог. Встречаются разные варианты:

  • налог включается в цену договора, предложения сравниваются по полной стоимости;
  • НДС входит в цену, но при оценке сравнивается цена без НДС.

Практика показывает, что у контролеров нет единого мнения о том, какой подход верный. Можно выделить несколько позиций.

Оценку нужно проводить по ценам в заявках

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014

Судьи пришли к выводу, что увеличение или уменьшение стоимости договора в зависимости от налогового режима недопустимо. Это приводит к созданию преимущественных условий для участников, которые платят НДС. Ведь их цены в таком случае становятся на 20% ниже, тогда как цены участников на УСН и других спецрежимах не меняются. А это является ограничением конкуренции.

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15

В Управлении ФАС считают, что оценивать заявки неплательщиков НДС нужно исходя из цен, которые они указали. Увеличивать их на размер НДС недопустимо.

Оценку нельзя проводить по ценам без НДС, если это не прописано в документации

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16

Комиссия УФАС постановила, что заказчик неправомерно сравнивал предложения, откинув НДС, поскольку такой порядок не был прописан в документации к закупке. Договор должен заключать по цене, включающей все затраты, в том числе налоги. И предпочтительным будет предложение с наименьшей ценой вне зависимости от того, какую налоговую систему применяет участник.

В Положение о закупке можно предусмотреть оценку по ценам без НДС

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554

В Минэкономразвития придерживались мнения, что в Положении о закупке заказчик может предусмотреть порядок сравнения цен с учетом системы налогообложения. В том числе допустимо сравнивать цены без учета НДС. Если же выделить налог из стоимости договора сложно (например, часть продукции не облагается НДС), тогда можно сравнивать цены с учетом налогов.

Учитывая практику и разъяснения, закачку по 223-ФЗ следует:

  1. Принять решение, какие цены он будет сравнивать при оценке предложений. Будут ли это цены, указанные в заявках с учетом НДС, либо налог будет отброшен.
  2. Закрепить свое решение в Положении о закупке.
  3. Формируя документацию каждой процедуры, включать в нее это правило.

21-основа.jpg


С 4 квартала 2015 года налогоплательщики получили право применять новый порядок документального подтверждения ставки 0% по НДС. Нововведения были призваны упростить для налогоплательщиков процедуру документального подтверждения нулевой ставки, а также установить новый порядок взаимодействия между органами ФТС и ФНС России по обмену в электронной форме информацией о ввозе и вывозе товаров, а также обмену другими сведениями.

Согласно изменениям, внесенным в п. 15 ст. 165 НК РФ, для целей подтверждения применения нулевой ставки по НДС и получения налоговых вычетов налогоплательщики могут представлять сведения в виде реестров соответствующих документов по целому ряду операций, предусмотренных ст. 164 НК РФ, в том числе при:
— реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
— осуществлении услуг международной перевозки товаров;
— выполнении определенных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
— других операциях (полный перечень установлен в ст. 165 и 164 НК РФ).

Указанные реестры сведений представляются в электронной форме вместо соответствующих копий документов или реестров на бумажном носителе по каждой конкретной операции. Пилотный проект был запущен в соответствии с Приказом ФНС России от 05.10.2015 № ММВ-7-6/438@ ещё в 2015 году. Так что совсем скоро мы можем ожидать массового существенного сокращения документооборота между налоговыми органами и предприятиями-экспортёрами.

При этом необходимо отметить, что представление в электронном виде реестров вместо копий определённых документов является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Таким образом, переход на новый порядок работы полностью зависит от воли самой организации.

Новый порядок подтверждения ставки 0% электронным реестром сведений вместо самих документов

Как нам хорошо известно, право на применение нулевой ставки по НДС организации получают при условии представления пакета документов, подтверждающих факт вывоза товаров. Состав пакета документов зависит от вида таможенной процедуры, вида услуг и способа реализации товаров.

Конкретный набор документов определён положениями ст. 165 НК РФ. В общем случае налогоплательщик представляет:
— контракт с иностранной компанией на поставку товара за пределы Таможенного союза;
— таможенную декларацию с соответствующими отметками таможенных органов;
— копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.

При этом в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса налогоплательщики при реализации товаров, поименованных в п. 1 ст. 164 НК РФ, могут представлять вместо бумажных копий документов реестры таможенных деклараций или полных таможенных деклараций (с указанием в них регистрационных номеров), а также реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов. Только контракт с иностранной компанией должен быть представлен в налоговую инспекцию в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих информацию о предмете и условиях сделки, в том числе о цене и сроках её исполнения (п. 19 ст. 165 НК РФ).

Отметим, что замена формата представления подтверждающих документов и переход на электронное взаимодействие с налоговым органом не отразились на сроках представления данных. Реестры в электронном формате представляются также в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны (п. 9 ст. 165 НК РФ). Указанные реестры представляются в налоговую инспекцию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через своего оператора электронного документооборота. Напомню, что таким оператором может быть только российская организация, отвечающая требованиям, утвержденным ФНС России, например, компания Такском.

Для реализации новых положений Налогового кодекса Приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 утверждены новые форматы и порядок заполнения реестров в электронном виде. Всего утверждено 14 реестров, подтверждающих обоснованность нулевой ставки НДС. При этом в п. 15 ст. 165 НК РФ выделено всего 8 видов электронных реестров, дальнейшее увеличение их количества связано с тем, что в Налоговом кодексе нельзя было учесть все ситуации, возникающие на практике.

Каждый реестр содержит информацию о размере налоговой базы, к которой экспортёром применяется нулевая ставка НДС. Налоговая база определяется по каждой операции, подтверждаемой документами, реквизиты которых отражены в электронном реестре сведений. Такой подход позволяет накопительным итогом установить величину налоговой базы по экспортным операциям.

Порядок заполнения реестров содержит также сведения о том, какие данные являются обязательными, а какие нет, а также условия, при которых необязательные элементы становятся обязательными для заполнения.

Кроме того, обязательным условием, предъявляемым к электронному реестру, является не только составление его в рамках утвержденного формата, но и подписание реестра усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (руководителя или доверенного представителя организации). Еще одним требованием к направляемым данным служит представление реестра в соответствующий налоговый орган, в компетенцию которого входит проверка данных этого реестра.

Следует отметить, что днем представления в инспекцию реестра сведений считается дата его отправки налогоплательщиком по каналам связи, а не дата получения налоговым органом. В то же время реестр является принятым, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган.

При наличии оснований для отказа в приеме подтверждающего экспорт реестра налоговый орган формирует соответствующее уведомление, подписывает его своей усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет налогоплательщику. При получении такого уведомления налогоплательщик должен устранить указанные в нем ошибки и повторить процедуру. Стоит отметить, что отказ в приеме реестра сведений не является отказом в обоснованности применения нулевой ставки НДС.

Согласно утвержденному порядку для обоснования применения нулевой ставки по НДС налогоплательщик-экспортер вместо бумажных документов вправе выбрать один из вариантов:
— Представить реестр № 1 — реестр таможенных деклараций в электронной форме (Приложение 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копии контракта и транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов (на бумажном носителе или в виде скан-образа);
— Либо реестр № 5 — реестр таможенных деклараций транспортных, товаросопроводительных и иных документов (Приложение 5 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копию контракта с иностранным партнером (на бумажном носителе или в виде скан-образа).

При отправке документов используется электронная опись, формат которой утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012. № ММВ-7-6/465@.

Порядок проведения проверки представленных в реестрах данных и требование дополнительных пояснений и документов у налогоплательщика

Нужно понимать, что представление реестров документов не избавляет налогоплательщиков от подачи в налоговый орган самих документов в случае их истребования. Так, налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки вправе выборочно истребовать у налогоплательщика копии документов, сведения из которых включены в представленные реестры.

Первоначально представленные налогоплательщиком реестры сведений сверяются с данными налоговых деклараций по НДС. При этом налоговая база, облагаемая по нулевой ставке, по данным реестра сведений должна быть равна показателю соответствующей строки в разделе 4 налоговой декларации по НДС. Затем проводится внутренняя проверка данных в представленном реестре. В частности, проверяется итоговая сумма по реестру сведений — она должна соответствовать сумме налоговых баз по каждой таможенной декларации. Если на данном этапе выявляются расхождения, вызванные, как правило, арифметическими ошибками или некорректным вводом данных, то налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ.

Главную проверку данные реестров налогоплательщика проходят тогда, когда налоговые инспекторы сравнивают их с информацией, полученной от органов ФТС России. Если несоответствия выявляются на данном этапе, то в адрес налогоплательщика направляется уже требование о представлении документов на основании п. 15 ст. 165 НК РФ. Истребование документов может происходить как в сплошном порядке, так и выборочно, например, когда в реестре сведений отражены данные, которые не подтверждены информацией таможенных органов, либо искажены настолько, что их невозможно идентифицировать с данными таможенных органов.

При этом налоговый орган имеет право истребовать только те документы, которые заявлены в представленных реестрах сведений. Замечу, что копии документов, представляемых на бумажном носителе в инспекцию, должны в полном объеме соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, и содержать все необходимые реквизиты (даже те, которые не указываются в реестрах сведений). Так, копии таможенных деклараций должны содержать отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из РФ. В противном случае документ будет признан не соответствующим требованиям ст. 165 НК РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.

Однако само по себе наличие расхождений по результатам сопоставления инспекторами реестров сведений с информацией, полученной от ФТС России о таможенном декларировании, об оказанной международной перевозке, данными о фактическом вывозе товаров, еще не является самостоятельным основанием для отказа в подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС, а только указывает на ту зону риска, к которой налоговым органом будет проявлено повышенное внимание при проведении мероприятий налогового контроля.

При получении налогоплательщиком требования о представлении документов в рамках п. 15 ст. 165 НК РФ, запрошенные документы следует представить в течение 20 календарных дней с момента получения соответствующего требования.

В случае же полного непредставления налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, сведения из которых были включены в реестры, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной. Таким образом, игнорировать требования налогового органа не следует, тем более, если вы уверены в правомерности своих действий. Тщательная проверка документов только подтвердит ваше право на применение нулевой ставки НДС.

Для подтверждения ставки НДС 0% компания Такском разработала специальный сервис «Картотека документов». Он служит для подбора, комплектации и направления документов, хранящихся в различных информационных системах, в налоговые органы через оператора Такском.

Чем удобен этот сервис? В нем все процессы идут автоматически: собираются документы, из них формируются пакеты подтверждающих документов, которые впоследствии проверяются. В заключении сервис выдает отчет о проделанной работе. И таким образом ежеквартально автоматически производится подтверждение ставки НДС 0% в виде реестров в формате ФНС согласно статье 165 НК РФ, полных пакетов документов, перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Читайте также: