Плата за участие в торгах на бирже ндс

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 октября 2018 г. N 03-07-13/1/76132 О применении НДС при оказании хозяйствующим субъектом Республики Беларусь российской организации услуг по предоставлению прав на участие в биржевых торгах и совершению биржевых сделок

Вопрос: Наша организация продает товар в Республику Беларусь через ОАО резидента Республики Беларусь) (Далее - Биржа). Предметом договора с биржей является "регулирование отношений Сторон по предоставлению Биржей Посетителю торгов прав на участие в биржевых торгах и совершение биржевых сделок, и оказанию биржевых услуг". Все торги осуществляются только на сайте Биржи в режиме онлайн. За организацию и проведение торгов Биржа взимает с участников плату, называемую биржевым сбором и рассчитываемую, как правило, в процентах от суммы совершенной биржевой сделки с учетом НДС в размере 20 процентов уплачиваемого в бюджет Республики Беларусь. Является ли наша организация налоговым агентом по НДС по таким услугам, оказанным резидентом Республики Беларусь?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании хозяйствующим субъектом Республики Беларусь российской организации услуг по предоставлению прав на участие в биржевых торгах и совершению биржевых сделок Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) определяется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

На основании подпункта 5 пункта 29 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола место реализации услуг по предоставлению прав на участие в биржевых торгах и совершению биржевых сделок определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации указанных услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом Республики Беларусь российской организации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Учитывая изложенное, при оказании хозяйствующим субъектом Республики Беларусь российской организации услуг по предоставлению прав на участие в биржевых торгах и совершению биржевых сделок обязанности выступать в качестве налогового агента по налогу на добавленную стоимость у российской организации не возникает.

Одновременно сообщается, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Если белорусская компания оказывает российской организации услуги по предоставлению прав на участие в биржевых торгах и совершению биржевых сделок, то российская организация налоговым агентом по НДС не признается.

Торги – одна из эффективных форм заключения сделок, которой гарантируются их максимальная прозрачность и максимальная выгода для обеих сторон. Это касается как организаторов, так и участников. В некоторых случаях договор можно заключить только через участие в процедуре закупки посредством торгов, например, если речь идет о покупателях: МУП, госучреждениях, госкорпорациях.

Современные торги проводятся в удобной электронной форме на сетевых электронных площадках. Нет необходимости покидать офис, чтобы отслеживать торги и их результат. Перед бухгалтером компании в первую очередь возникает вопрос, как учесть суммы, обеспечивающие участие в электронной торговой процедуре: аукционе или конкурсе.

Электронные торги и их обеспечение

ГК РФ, в частности ст. 447-1, позволяет заключать договор купли-продажи, арендный договор, договор подряда, оказания услуг на торгах. Торги с участием государственных организаций и МУП регулируются ФЗ №44 от 05-04-2013 г., рядом других нормативных актов.

Торги в форме аукциона предполагают, что победит предложивший максимальную цену, а начинаются торги с начальной минимальной цены, указанной в объявлении. Участники аукциона постепенно повышают цену лота, пока не выявится победитель. Торги, организованные как конкурс, выигрывает участник, предложивший наилучшие условия. В объявлении указывается максимально возможная цена. Конкурс проводится при участии конкурсной комиссии, сформированной заранее. Участники конкурса представляют комиссии индивидуальные проекты, выбирается наиболее экономичный и креативный.

Заявка, участвующая в торгах, должна быть обеспечена. Обеспечительная сумма для организатора торгов является гарантией участия в них. Размер суммы определяет организатор.

Конкурсы и аукционы обеспечиваются(по тексту ФЗ №44 ст. 44):

  • банковской гарантией;
  • денежными средствами.

При проведении торгов на электронной площадке блокируется лицевой счет участника и денежные средства на нем. В рамках госзакупок, согласно ФЗ №44, спецсчета открываются не на электронной площадке, а в банке. Перечень банков определен распоряжением Прав-ва №1451-р от 13-07-18 г.

Возврат обеспечительной суммы происходит в следующих случаях:

  • по итогам конкурса или аукциона участник не признан победителем;
  • торги отменены по инициативе контролирующего органа, организатора;
  • участник принял решение не участвовать в них, либо снят с торгов, оказался единственным поставщиком, например, при проведении госзакупки.

Если участник признан победителем торгов, но отказывается заключать договор, который был предметом торгов, обеспечительный платеж не возвращается.

Вопрос: Казахстанская организация предоставляет российской организации возможность участия в электронных торгах. Относятся ли указанные услуги к услугам в электронной форме в соответствии со ст. 174.2 НК РФ? Возникают ли у российской организации обязанности налогового агента по НДС?
Посмотреть ответ

Бухгалтерский учет обеспечительных платежей

Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.

  • Дт 76 Кт 51 — перечислен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 76 — возвращен обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.

Если при учете обеспечительных платежей используются специальные банковские счета, целесообразно формировать проводки с участием счета 55. Многие организации – участники электронных торгов используют этот счет БУ и при работе непосредственно с лицевым счетом электронной площадки.

  • Дт 55-св. Кт 51 — перечисление средств на спецсчет (лицевой счет).
  • Дт 55-бл. Кт 55-св — блокировка средств в сумме обеспечительного платежа по заявке.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 55-св Кт 55-бл. — разблокирован обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 55 — переведены средства на расчетный счет.

К счету 55 могут быть открыты субсчета «электронная площадка», «торги» и др. При формировании внутренних проводок с помощью субсчетов разделяют заблокированные средства и свободные средства.

Если победитель не желает исполнять свои обязанности, избегает заключения договора, денежное обеспечение переходит заказчику — Дт 91-2 Кт 55 (76). При этом, если имела место банковская гарантия, делается внутренняя проводка Дт 76 (заказчик) Кт 76 (банк) – задолженность гасится банком, а затем победитель расплачивается с ним: Дт 76 (банк) Кт 51.

Затраты по обеспечению электронных торгов

В широком смысле обеспечение участия в торгах на электронных площадках не ограничивается только обеспечительным платежом как таковым. Фирма несет необходимые затраты, без которых участие в торгах невозможно. Их необходимо корректно отражать в бухгалтерском учете, руководствуясь также нормами НК РФ.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся корреспонденции счетов. Услуги электронной площадки как затраты, связанные с подготовкой торгов, в целях НУ можно принимать к вычету по НДС, если имеется счет-фактура и соблюдаются положения ст. 172 НК РФ. На основании банковских документов, акта и счета-фактуры от электронного оператора делаются бухгалтерские проводки:

  • Дт 76 (60) Кт 55 – электронная площадка сняла сумму за услуги.
  • Дт 26 (20, 44 и др.) Кт 76 (60) – сумма услуг эл. площадки (без НДС).
  • Дт 19 Кт 76 (60) – зафиксирован НДС на сумму услуг эл. площадки.

По налогу на прибыль организаторы относят такие расходы к прочим, связанным с производством и реализацией, по видам (ст. 264 НК РФ). В БУ делается запись Дт 91-2 Кт 60 (76).

Банковская гарантия, как один из видов обеспечения торгов, носит возмездный характер. Комиссия отражается проводками:

  • Дт 91-2 Кт 76 (60) – зафиксирована банковская комиссия.
  • Дт 76 (60) Кт 51 – оплачена с расчетного счета банковская комиссия.

На заметку! Внесение обеспечительного платежа не учитывается в целях НУ, в доходах и расходах в расчетах базы по налогу на прибыль, НДС до тех пор, пока не определится победитель. Тогда он может получить вычет по НДС, если сумма является предоплатой (оплатой) за участие в конкурсе и предметом торгов было заключение договора. Аналогичный принцип действует при расчете налога на прибыль.

Приобретение ЭЦП отражается по Дт 97, с кредита счетов расчетов с поставщиками. При этом носитель, диск, если он выделен в документации, сразу списывается в затраты — Дт 20,26, 44 и т.п. Кт 60 (76). Электронный ключ, сертификат, стоимость гарантийного обслуживания списываются равномерно, в течение всего срока, пока будет использоваться ключ (как правило, год) — Дт 20,26,44 и т.п. Кт 97.

Как учесть в целях налога при УСН расходы на вознаграждение оператора торговой площадки аукциона и электронных торгов и оплату услуг по документальному сопровождению участия в закупках?

нмц

Содержание

1. НМЦК тендера, расчет стоимости контракта с налогами или без

Изначальная наивысшая стоимость нужна для образования извещения и закупочных документов, а также для рассмотрения и оценки заявлений, которые были присланы для участия в подобной закупке. Для того чтобы разобраться во всей сути процесса и понять, что такое НМЦК тендера, расчет стоимости контракта с налогами или без, следует более детально рассмотреть этот вопрос.

Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

2. Особенности расчета начальной максимальной цены контракта

Закон нам говорит, что налоговое урегулирование предпринимательской сферы деятельности – это обязательный момент.

Можно отметить следующие этапы, где используется данный тип налога.

Стоимость заключения договора.

Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

3. Что говорит закон об НДС в государственных контрактах

Заказчик начальную, то есть наибольшую, цену определяет по правилам действующего законодательства. Представленный закон не заставляет организатора вносить или не вносить эти платежи в цену договора. Организатором могут быть установлены условия образования цены документа с учетом или без трат на перевозку, оформление страховки, плату таможенных пошлин, взысканий и остальных обязательных платежей. Стоит заметить, что судьями было принято, что если в договоре не было указано «без учета НДС» или же на месте поставлен был прочерк, то полагается, что в цену НДС уже был внесен.

Надо отметить, что если был произведен подсчет суммы документа без НДС, то эта сумма будет дополнительной прибылью для победителя торгов.

Кроме высшей изначальной суммы на договор, заказчик также обязан указать требования к формированию цены договора. Таким образом, должны иметься сведения, что в содержании заявки кандидат пишет цену с учетом или без учета взысканий и других обязательных платежей.

Как правило, большая часть организаторов составляют цену с НДС, и здесь не имеется никаких правонарушений.

По закону 44-ФЗ нет определения того, что делать заказчику, если победитель конкурса применяет или переходит на упрощенную систему налогов. Сведений о применяемой структуре кандидатам закупок не имеется в пакете документов и данных, что предоставляются конкурсантами в заявке на участие в тендере.

Таким образом, договор подписывается по цене, что предлагается победителем тендера. Стоимость не меняется ни в каких ситуациях, кроме тех, что прописаны законодательством. И это не зависит от испытуемой системы налогов победителем.

Сумма, что указана в документе за поставленные изделия, работы, услуги, уплачивается победителю торгов в установленном по договору объеме.

4. Основания для расчета цены контракта

НМЦК тендера, или расчет начальной стоимости контракта с налогами или без, должен быть указан в нескольких случаях.

При произведении открытого торга и запросов котировок предлагаемых сумм: в уведомлении и помещении заказа, в закупочных документациях.

При осуществлении закрытых торгов: в приглашениях, которые направляют кандидатам на участие, в бумагах о закупках.

Примерная, то есть ориентировочная цена товара, рассчитывается еще при планировании процесса приблизительно за год или полтора до тендера.

Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

Предварительный подсчет стоимости тендера, производится при приготовлении различной технической документации на момент планирования закупки и включает средне-арифметическую стоимость работ, услуг или товаров, которые будут являться предметом договора. Для этого заказчик обязан запросить не менее трех коммерческих предложений у случайных поставщиков.

Способ подсчета начальной суммы может быть рыночным, по аналогии, ресурсным (сметным, индексным, затратным), а еще делают по удельным параметрам с применением шкалы. В действительности зачастую используют производные или же смешанные варианты подсчета на базе выше описанных.

Нужно заметить, что если расход в цене в зависимости от способа составляет не больше пяти или семи процентов, то такие подсчеты считаются правильными.

Таким образом, становится ясно, что законодательство четко регулирует систему налогообложения при расчетах НМЦК тендера. При этом организатор вправе подобрать вариант сам: указывать цену контракта с учетом налогов или без них. Налог в казну в любом случае платится, только если составляется документация без учета НДС, то это делает заказчик, и победителю конкурса будет это выгодно. В ином случае организатору тех или иных торгов придется предпринимать дополнительные манипуляции, дабы не потерять свои средства.

5. Видео-инструкция Формирование цены контракта

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Что делать в ситуации, когда вы нашли интересную для себя закупку, а заказчик работает с НДС, а вы на УСН? Кто из участников в результате окажется в более выгодных условиях: «упрощенец» или тот, кто работает на общей системе налогообложения? Практически все поставщики задаются этими болезненными вопросами и не понимают, как правильно поступить. В статье мы собрали материал, который поможет поставщикам сориентироваться еще до участия в закупке и не допустить ошибок.

  1. «НДС» — что это такое?
  2. НДС при заключении госконтракта
  3. Госконтракт с поставщиком на УСН
  4. Госконтракт с физическим лицом
  5. Рекомендации участнику закупок
  6. НДС в 223-ФЗ
  7. Рекомендации заказчику по 223-ФЗ

«НДС» — что это такое?

НДС — это 20%-ный налог (в большинстве случаев) на добавленную стоимость. Им облагаются организации, работающие по общей системе налогообложения (ОСНО) и создающие дополнительную рыночную стоимость. Проще говоря, это когда организации добавляют к себестоимости дополнительную сумму, а потом часть от этой суммы возвращают в бюджет. Организации предлагают товар, выполняют работы, оказывают услуги по более высокой цене, чем их себестоимость.

С 2020 г. для общих случаев ставка составляет 20% (0% — для международных перевозок, 10% — при продаже продовольствия, газет, журналов, медизделий и др., об этом говорится в ст.164 НК РФ).

Разница между себестоимостью продукции и ценой, по которой она реализовывается, и будет считаться таким налогом.

В нашей стране НДС применяется с 01.01.1992 г. Изначально он исчислялся в порядке, утвержденном законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 г. подчиняется гл.21 Налогового кодекса России.

Рассчитать НДС можно на сайте http://www.ndscalc.ru/, воспользовавшись онлайн калькулятором. Расчет НДС является ключевым критерием бухгалтерии любой организации, работающей с ОСНО. Начинающие бизнесмены и руководители недостаточно разбираются в процедуре выделения НДС. Однако ошибки здесь недопустимы, плата может оказаться очень высокой. Онлайн калькулятор поможет выделить и начислить налог на добавленную стоимость, не углубляясь в математические сложности.


НДС при заключении госконтракта

Если контракт заключается по 44-ФЗ, то в роли заказчика выступает наше государство.

Условия, по которым заключается контракт, определены ч.1 ст.34 44-ФЗ. Они предусмотрены извещением о проведении закупки или приглашением принять участие в процедуре определения исполнителя, закупочной документацией, заявкой, окончательным предложением участника, с которым подписывается договор, кроме случаев, в которых согласно с 44-ФЗ извещение или приглашение, закупочная документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В ч.2 ст.34 44-ФЗ говорится, что при заключении контракта, его цена является твердой и определяется на весь срок исполнения обязательств.

При этом в извещении о проведении закупки обязательно должна указываться начальная максимальная цена контракта (НМЦК). При составлении обоснования цены организатор вправе устанавливать условия формирования цены договора (лота), например, с учетом или без учета затрат на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и иных обязательных платежей. Такого мнения придерживается Минфин в своем Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300.

Принимать участие в закупке может любое юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала) или любое физлицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, применяемый налоговый режим не влияет на количество участников. Участвовать могут наравне организации и ИП, работающие по спецрежимам налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН) и участники на ОСНО. 44-ФЗ в этом отношении никого не ограничивает. Следовательно, заказчик не вправе требовать пересчета предложенной потенциальным исполнителем цены. В ч.1 ст.95 44-ФЗ говорится, что цена может быть уменьшена заказчиком только с согласия исполнителя.

Если заказчик устанавливает запреты и ограничения, это может быть поводом для привлечения его к административной ответственности на основании ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.

Только договорившись с участником, заказчик может составить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сэкономив средства в бюджете.

Госконтракт с поставщиком на УСН

Применение налога происходит на 2-х этапах:

  1. Формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
  2. Цена заключения контракта.

Если обратимся к Приказу Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 г., в котором определены способы формирования НМЦК, то увидим, что министерство не дает рекомендаций по включению НДС в НМЦК. Но сообщает, что стоимость должна соответствовать условиям предстоящей закупки. То есть, если предмет заказа входит в перечень объектов налогообложения, организатору торгов надлежит учесть данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, перечислены в ч.2 ст.146 НК РФ).

Фактически, когда заказчик указывает НМЦК, он уже должен учитывать налог на добавленную стоимость.

Если исполнитель, например, работает на «упрощенке» (УСН), то в контракте в графе указания цены ставится прочерк, либо прописывается формулировка «НДС не облагается».

Согласно общему правилу организации и ИП, работающие по упрощенной системе налогообложения, не являются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

В этом случае сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этой позиции придерживаются:

  • Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173;
  • Минфин РФ в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02;
  • Минэкономразвития РФ в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741;
  • ФНС в письме № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.

В письме ФАС от 06.10.2011 г. №АЦ/39173 отмечается:


Из текста письма, можно сделать вывод, что организации или ИП, работающие по УСН, находятся в более выгодном положении, в отличие от участников на ОСНО.

Разберемся на практике:

Допустим, на участие в запросе котировок поданы 2 заявки. Первая подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 тыс. руб., а вторая — участником на ОСНО с ценой 120 тыс. руб. включая НДС.

Процедуру выиграл участник, предложивший наиболее выгодные для заказчика условия, т.е. участник на УСН с ценой контракта – 110 тыс. руб.

Второй участник сразу заложил в свое ценовое предложение сумму НДС. Если бы не НДС, его цена была бы 100 тыс.руб. и победителем стал бы именно он.

Следует отметить, что сравнение цен без учета НДС пользуется популярностью среди заказчиков по 223-ФЗ.

В Письме Минфина РФ от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02 встречаем такое мнение:


В Письмах Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741 по этому вопросу такая формулировка:


ФНС — письмо № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.:


Позиция судебной практики:

Однако судьи не разделяют мнение приведенных выше ведомств. Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г. по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановлении ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановлении ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 суд встал на сторону заказчика, оплатившего исполнителю обязательства в размере стоимости контракта за вычетом НДС.

В Решении Арбитражного суда Краснодарского края по Делу № А32-32818/2015 суд также вынес решение в пользу заказчика, который в проекте контракта указал сумму, предложенную победителем электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Вот скриншот фрагмента из этого решения:


Такое же решение вынесено и в Решении Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-6052/2015.

Следует отметить, что встречаются примеры, когда решение выносилось в пользу исполнителя, находящегося на УСН. Примером этого служит Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

Госконтракт с физическим лицом

Руководствуясь положением п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в текст договора вносятся обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физлицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если согласно законодательству РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт подписывается с физлицом в тексте обязательно нужно отразить условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой обязательств.

Так, заказчик оплачивает физлицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Сумма налога переводится заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физлицу (ст. 226 НК РФ).

Речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

Подведем итог из вышесказанного:

  • закупки проводятся на общих для всех участников основаниях, независимо от налогового режима;
  • при оплате работ заказчик обязан руководствоваться ценой, предложенной победителем и указанной в контракте;
  • на условия контракта не влияет применяемый выигравшим участником «спецрежим»;
  • заказчик не вправе вносить изменения в цену договора без согласования с исполнителем.

Судьи же не пришли к единому мнению по этому вопросу. Некоторые из них разделяют нашу точку зрения и выносят решения в пользу поставщиков на «упрощенке», другие – принимают сторону заказчика.

Рекомендации участнику закупок

Важный момент! Если закупка проводится на собственные деньги заказчика, а не из бюджета, и об этом говорится в документации, то требование заказчика о заключении контракта с НДС правомерно. Судебные ведомства придерживаются этого мнения.

  1. Если закупка уже состоялась, и вы получили от заказчика проект контракта с НДС, отправьте ему протокол разногласий с просьбой указать цену «Без НДС», т.к. вы работаете на УСН.
  2. Если контракт подписан с НДС, не направляйте заказчику счет-фактуру.
  3. В заявке отмечайте сразу, что находитесь на «упрощенке» и не относитесь к плательщикам НДС. Дополнительно можно подать вместе с заявкой Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой налоговой инспекции.
  4. Если заказчик организовал процедуру за счет собственных средств и указал цену с НДС, то хорошо подумайте над рентабельностью такой работы. В большинстве случаев для упрощенцев такие условия окажутся невыгодными.

НДС в 223-ФЗ

223-ФЗ не дает четких инструкций для определения НМЦК и заключения контракта. В ст.4 говорится только, что в извещении должна быть информация о НМЦК и порядке ее формирования (с учетом затрат или без них на уплату пошлин, налогов и иных обязательных платежей). Положением о закупке должно регулироваться сравнение ценовых предложений потенциальных исполнителей, работающих с разными налоговыми режимами.

Мнения по данному вопросу снова разделились:

  1. В Решении Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 г. по жалобе № Т02-405/15, Решении Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 г. № 157 говорится, что НДС необходимо учитывать при оценке предложений, в противном случае нарушается принцип равноправия и экономически эффективного расходования бюджета.
  2. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 г. № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 г. по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 наоборот сообщается, что оценка без учета НДС не создает неравные условия участия.

Нет единого мнения на расчет стоимости договора, заключаемого с исполнителем на спецрежиме. Уменьшение цены договора на ставку НДС с победителем практически всегда признается неправомерным, однако на практике снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признавалось законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 г. по жалобе № 77-03-18.1/2016).

Из-за того, что ведомства не имеют четкой позиции по данному вопросу, возникают определенные риски для сторон. Поэтому Положение о закупке – это единственный инструмент урегулирования спорных ситуаций, в нем нужно конкретно обозначать все требования.

Рекомендации заказчику по 223-ФЗ

Исходя из предыдущего пункта настоящей статьи, заказчику можно дать 3 простых совета по оценке предложений потенциальных исполнителей. Их соблюдение поможет избежать некоторых спорных моментов в будущем.

  1. Определитесь с подходом в оценке заявок будущих поставщиков, какой из них наиболее удобен для вас и оптимален, учитывая сложившуюся практику: учитывать НДС или не учитывать при сопоставлении заявок.
  2. Пропишите свои четкие требования в положении о закупках и закупочной документации.
  3. Сопоставляйте ценовые предложения строго в соответствии с условиями документации.

Участие в торгах и тендерах, связанных с заключением договора на поставку товаров, может быть оптимальным способом заключения выгодных контрактов. Но их участники несут затраты, результатом которых может быть как выигрыш заказа, так и проигрыш. Важно знать, как они отражаются в учете и можете ли вы учесть такие расходы в целях налогообложения.

Тендер – это выбор поставщика на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ на конкурсной основе по заранее объявленным в документации правилам. Большая часть тендеров проходит в соответствии с федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Информация о закупках размещена в Единой информационной системе в сфере закупок. Конкурентные способы определения поставщиков в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков в электронной форме, проводятся на электронной площадке (сайт в Интернете) (п. 17 ч. 1 ст. 3 закона № 44-ФЗ). Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (п. 1 ст. 447 ГК РФ).

Основные затраты на участие в тендерах:

• оформление электронной цифровой подписи (ЭЦП);

• вознаграждение оператору ЭП;

• комиссия банка за блокировку денежных средств;

• обеспечение заявки и исполнения контракта.

Для участия поставщика в тендере необходимо иметь денежные средства на оформление ЭЦП и регистрацию на площадке. Затраты на электронную подпись включают стоимость ключевого носителя (USB-токен) и стоимость генерации ключа. Ключевой носитель отражается в составе материальных расходов и списывается на счета учета затрат (п. 2 ПБУ 5/01, п. 3 ФСБУ ФСБУ 5/2019). Стоимость генерации ключа учитывается единовременно как расходы по обычным видам деятельности (коммерческие или управленческие) (п. 5, 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Операторы ЭП вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт (ч. 4 ст. 24.1 закона № 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 № 564). В случае наличия у участника закупки специального счета оператор ЭП вправе предъявить распоряжение о переводе денежных средств к специальному счету (п. 7 Правил взимания операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 564). Данные затраты учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99).

Если электронная процедура выиграна, но контракт не заключен, то плата за участие в торгах учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Участник закупки может предоставлять заказчику финансовое обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе в виде денежных средств или банковской гарантии (ч. 2 ст. 44 закона № 44-ФЗ, ч. 25 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ). Чаще всего на электронных торгах претенденты вносят денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках (ч. 10 ст. 44 закона № 44-ФЗ, ч. 13 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ). Для участия в конкурсе или аукционе производится блокирование средств на спецсчете в размере обеспечения соответствующей заявки. Предоставление участником обеспечения заявки не относится к расходам (ч. 20 ст. 44 закона № 44-ФЗ, ч. 15 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ, п. 2, 3 ПБУ 10/99).

Денежные средства, перечисленные организацией в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не включаются в состав расходов, поскольку не соответствуют понятию расхода, установленному п. 2 ПБУ 10/99. Они учитываются в качестве дебиторской задолженности на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. 2, 16 ПБУ 10/99) либо на спецсчете отражают на счете 55 «Специальные счета в банках». Одновременно сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе отражается на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Комиссия банка за блокировку денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке учитывается в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, возвращаются участнику тендера в установленных законом случаях. При возврате суммы обеспечения какой-либо экономической выгоды и дохода у организации не возникает (п. 2 ПБУ 9/99). При этом производится обратная запись по указанным счетам.

Обычно организация, выигравшая тендер, предоставляет заказчику финансовое обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Это может быть банковская гарантия либо внесение денежных средств на счет заказчика (ч. 3 ст. 96 закона № 44-ФЗ). За выдачу гарантии организация выплачивает банку вознаграждение. Расходы на гарантию относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).

Участник торгов может учесть стоимость банковской гарантии при налогообложении прибыли в составе затрат на оплату банковских услуг (подп. 25 п. 1 ст. 264 и подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ). Причем указанные расходы равномерно распределяются на весь срок действия банковской гарантии.

Расходы на участие в проигранных торгах компания вправе учесть в составе внереализационных расходов, если они связаны с выполнением требований организатора торгов, и не возвращаются при проигрыше. Минфин России не против единовременного учета таких затрат при исчислении налога на прибыль (Письмо от 16.01.2008 № 03-03-06/1/7). Возможность учета расходов в данном случае прямо зависит от надлежащего оформления соответствующих документов (ст. 252 НК РФ). Указанные расходы организация может признать косвенными и учесть на дату их осуществления (п. 1 ст. 272, п. 2 ст. 318 НК РФ).

НДС, предъявленный поставщиками материалов, использованных при подготовке документации для участия в конкурсе, и принятый к вычету в момент принятия к учету материалов, не подлежит восстановлению независимо от результатов проведения конкурса, поскольку такое восстановление не предусмотрено гл. 21 НК РФ (п. 3 ст. 170, подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Обеспечение заявки на участие в конкурсе не связано с реализацией товаров. Следовательно, объекта обложения НДС, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, при перечислении денежных средств в целях обеспечения заявки и их возврате не возникает. Выдача банковской гарантии НДС не облагается (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поэтому налоговых последствий по НДС при выплате вознаграждения гаранту у организации не возникает.

Налог, уплачиваемый при применении УСН

Денежные средства, перечисленные на лицевой счет участника, открытый оператором электронной площадки для обеспечения участия в открытых аукционах, для организации расходом не являются, поскольку контролируются организацией. При блокировке этих средств оператором электронной площадки расхода у организации также не возникает, поскольку такой вид расхода не предусмотрен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При прекращении блокировки этих денежных средств экономической выгоды у организации не возникает (п. 1 ст. 41 НК РФ).

«Упрощенцу», принимающему участие в различных тендерах, конкурсных или аукционных торгах, может потребоваться электронная цифровая подпись. Минфин РФ указал, что расходы, связанные с участием в подобных мероприятиях, не упоминаются в закрытом перечне расходов, признаваемых на «упрощенке» (Письмо от 08.08.2014 № 03-11-11/39673). Следовательно, «упрощенец» не вправе учитывать расходы не только на получение электронной цифровой подписи, но и на оплату услуг удостоверяющего центра и оформление сертификата ключа ЭЦП, если они были произведены для участия в электронных торгах.

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.2014 по делу № А13-9590/2013 указано, что расходы на участие в аукционе являются частью производственного процесса, направлены на ведение хозяйственной деятельности для получения дохода, в связи с чем подлежат отнесению к расходам согласно положениям ст. 346.16 и 254 НК РФ. Спорные расходы отвечают требованиям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Вознаграждение банка за выдачу банковской гарантии учитывается в составе расходов при определении налоговой базы на основании подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанный расход признается в фактически уплаченной сумме после выдачи банком банковской гарантии на основании абзаца первого подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Читайте также: