Плата за розыск средств по запросу клиентов ндс

Опубликовано: 09.05.2024

В первом квартале текущего года банк имел следующие показатели деятельности (без НДС):

- проценты по кредиту физическому лицу сроком на 2 года, сумма кредита 300 тыс. р., ставка 23 %, дата выдачи 1 февраля текущего года;

- проценты по прочим кредитам – 50 тыс. р.;

- плата за оформление платежной банковской карты - 15 тыс. р.;

- комиссионное вознаграждение за приобретение валюты за счет и по поручению клиентов – 44 тыс. р.;

- комиссионные вознаграждения за оказание услуг инкассации – 178 тыс. р.;

- плата за аренду банковской ячейки - 3 тыс. р.;

Расходы за первый квартал составили (без НДС):

- уплата транспортного налога - 1,9 тыс. р.;

- проценты по вкладу физического лица на сумму 10 тыс. р. на 12 мес. под 8 % (открытие вклада 1 марта),

- комиссионные по корреспондентским отношениям- 315 тыс. р.;

- приобретены инкассаторские автомобили на сумму 250 тыс. р.;

- оплачены информационные услуги – 2 тыс. р.

Определите НДС к уплате в бюджет коммерческим бан­ком за 1 квартал.

Налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается на основании гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость».

В соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)» банки имеют право включить в затраты, принимаемые к вычету по налогу на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет [1].

К облагаемым операциям относятся:

- плата за розыск средств по запросу клиентов - 12 тыс. р.;

- плата за аренду банковской ячейки - 3 тыс. р.

По НДС установлена основная ставка в размере 18 %.

НДС = (12 + 3) х 18 % = 2,7 тыс. р.

В соответствии со ст. 174 НК РФ «Порядок и сроки уплаты налога в бюджет» уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров, работ, услуг за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

2,7 / 3 = 0,9 тыс. р.

Банк уплатит в бюджет НДС в сумме 2,7 тыс. р. в следующие сроки:

- не позднее 25 апреля – 0,9 тыс. р.;

- не позднее 25 мая – 0,9 тыс. р.;

- не позднее 25 июня – 0,9 тыс. р.

Определим сумму НДС, уплаченную поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам):

НДС = (250 + 2) х 18 % = 45,36 тыс. р.

Данную сумму налога необходимо включить в расходы при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ.

По теме «Исчисление и уплата налога на прибыль в банках и страховых компаниях»

Задача 1

В первом квартале текущего года банк имел следующие обороты по посту­плению денежных средств и имущества (без НДС):

а) - проценты по кредитам:

1) кредит физическому лицу сроком на 2 года, сумма кредита 500 тыс. р., ставка 23 %, дата выдачи 1 февраля текущего года;

2) кредит коммерческой организации сроком на 180 дней, сумма кредита 1,9 млн. р., ставка 20 %, дата выдачи 15 сентября предыдущего года;

3) проценты по прочим кредитам – 50 тыс. р.;

б) плата за оказание услуг клиенту банка по оформлению документов для получения кредита - 15 тыс. р.;

в) комиссионные вознаграждения за оказание услуг инкассации – 178 тыс. р.;

г) комиссионное вознаграждение за приобретение валюты за счет и по поручению клиентов – 44 тыс. р.;

д) плата за выдачу выписок из реестра владельцев именных ценных бумаг - 3 тыс. р.;

В отчетном периоде осуществлены следующие расхо­ды (без НДС):

а) уплата государственной пошлины - 1,9 тыс. р.;

б) проценты по вкладам физических лиц:

1) на сумму 10 тыс. р. на 6 мес. под 10 % годовых (открытие вклада 1 марта.),

2) на сумму 15 тыс. р. на 24 мес. под 9 % годовых (открытие вклада 1 февраля),

3) на сумму 150 тыс. р. на 3 мес. под 12 % (открытие вклада 1 декабря пред. года);

в) износ основных фондов - 9,1 тыс. р.;

г) комиссионные бирже за покупку (продажу) иностранной валюты - 132 тыс. р.;

д) уплачены проценты:

1) по депозитному сертификату на сумму 17 тыс. р. (срок действия 6 мес. под 7 % годовых, дата размещения 10 января);

2) по сберегательному) сертификату на сумму 30 тыс. р. (срок действия 3 мес. под 10 % годовых, дата размещения 3 февраля);

е) приобретены инкассаторские автомобили на сумму 250 тыс. р. Автомобиль числится на балансе банка с 1.01 и срок полезного использования (в соответствии с Постановлением от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы») 10 лет;

ж) оплачены информационные услуги – 2 тыс. р.

Определите сумму авансового платежа по налогу на прибыль бан­ка за 1 квартал.

Налог на прибыль организаций исчисляется и уплачивается на основании гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» (ст. 290 – 292 НК РФ).

В соответствии с ст. 274 НК РФ «Налоговая база» налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Доходы банка включают доходы от реализации и внереализационные доходы с учетом особенностей, предусмотренных статьей 290 НК РФ.

- проценты по кредитам:

(500 тыс. р. х 23 % х 60 дн.) / 366 дн. = 18,9 тыс. р.

(1900 тыс. р. х 20 % х 90 дн.) / 366 дн. = 93,4 тыс. р.

Итого процентов по кредитам: 18,9 + 93,4 + 50 = 162,3 тыс. р.;

15 + 44 + 178 + 3 = 240 тыс. р.

Итого доходы = 162,3 + 240 = 402,3 тыс. р.;

б) Расходы банка включают расходы от реализации и внереализационные расходы с учетом особенностей, предусмотренных статьей 291 НК РФ.

- проценты по вкладам физических лиц:

(10 тыс. р. х 10 % х 30дн.) / 366дн. = 0,081 тыс. р.

(15 тыс. р. х 9 % х 60 дн.) / 366 дн. = 0,22 тыс. р.

(150 тыс. р. х 12 % х 60 дн.) / 366 дн. = 2,9 тыс. р.

Итого: 0,081 + 0,22 + 2,9 = 2,92 тыс. р.;

- проценты по сертификатам:

(17 тыс. р. х 7 % х 80 дн.) / 366 дн. = 0,260 тыс. р.

(30 тыс. р. х 10 % х 57 дн.) / 366 дн. = 0,467 тыс. р.

Итого: 0,260 + 0,467 = 0,73 тыс. р.

В расходах следует учесть сумму амортизации по автомобилю за 3 месяца линейным методом в соответствии со ст. 259.1. «Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации»:

3 мес. х (250 тыс. р. х (1 / 120 х 100 %) = 6,3 тыс. р.

Итого расходы в 1 квартале = 1,9 + 2,92 + 9,1 + 132 + 0,73 + 6,3 + 2 = 154,95 тыс. р.

Налоговая база = 402,3 – 154,95 = 247,35 тыс. р.

Налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20 %.

Налог на прибыль = 247,35 тыс. р. х 20 % = 49,47 тыс. р.

Срок уплаты налога на прибыль не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, по условию задачи срок уплаты в бюджет налога на прибыль не позднее 28 апреля.

Задача 2

На балансе страховой организации числится 100 акций акционерного общества "Альфа" номинальной стоимостью 100 р., приобретенных по цене 120 р.

В результате увеличения уставного капитала за счет собственных средств (фонд переоценки, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль) акционерного общества "Альфа" организация получила еще 50 акций той же номинальной стоимостью (100 р.). Из общего количества акций реализовано 60 акций по цене 110 р.

Определить налог на прибыль организаций при реализации ценных бумаг.

Налог на прибыль при реализации ценных бумаг исчисляется на основании ст. 280 НК РФ.

Налоговая база определяется как разница между доходами и расходами по сделке купли продажи.

Следует иметь в виду, что стоимость акций (увеличение номинальной стоимости), полученных акционером при увеличении уставного капитала за счет собственных средств акционерного общества, налогом на прибыль в момент получения не облагается (п.16 ст.251 НК РФ).

Определяем первоначально оплаченную стоимость с учетом акций, полученных без оплаты: 12 000 р.. : (100 + 50) = 80 р.

Доходы от реализации:

60 акц. х 110 р. = 6600 р.

Расходы, связанные с приобретением акций:

60 акций х 80 р. = 4800 р.

Определяем прибыль от реализации для целей налогообложения:

Банковские операции, не подлежащие обложению НДС

Согласно подп. 3 и 3.1 п. 3 ст. 149 главы 21 НК РФ не подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

• привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады:

  • привлечение денежных средств, как в рублях, так и в иностранной валюте, организаций и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • зачисление привлеченных денежных средств на расчетные (текущие), депозитные счета и счета по вкладам (включая внесение третьими лицами денежных средств, в том числе заработной платы и пенсий на счет вкладчика, а также вклады в пользу третьих лиц);
  • оформление и выдача вкладчикам документов, подтверждающих наличие вклада;

• размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет:

  • кредитные операции с клиентами, включая открытие и ведение ссудного счета, пролонгацию срока погашения кредита;
  • операции по предоставлению межбанковского кредита, в том числе открытой кредитной линии;
  • депозиты, размещенные в других коммерческих банках;

• открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт:

  • оформление документов, связанное с открытием и ведением банковских счетов (списание со счетов и зачисление средств на счета, начисление процентов по средствам на счетах);
  • выдача выписок по счетам;
  • снятие копий (дубликатов) со счетов;
  • выдача справок о наличии средств на счетах и других документов по ведению счетов;
  • переоформление счетов;
  • выяснение (розыск) денежных средств по счетам клиентов;
  • направление запросов о переводе сумм по просьбе клиентов;
  • изменение условий, аннулирование и возврат переводов; перевод вкладов в другой банк;
  • оформление документов, связанных с закрытием банковских счетов клиентов;

• осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам:

  • аккредитивные операции (открытие аккредитива, авизование, подтверждение, проверка документов, осуществление платежей);
  • инкассовые операции (выдача документов против акцепта или платежа, прием, проверка или направление документов для акцепта или платежа, пересылка или возврат банку-корреспонденту документов, выставленных на инкассо, но не оплаченных клиентом, изменение условий инкассового поручения или его аннулирование, проверка и отсылка документов на инкассо);
  • переводные и клиринговые операции;
  • безналичные расчеты со счета по вкладам физических лиц с торговыми, коммунальными, бытовыми и другими организациями;
  • межбанковские расчеты, включая расчеты между эмитентом — эквайрером по операциям с использованием банковских карт, а также расчеты по поручению физических и юридических лиц с использованием банковских карт, включая расчеты между эмитентом-клиентом, эквайрером и держателем банковской карты, эквайрером и организацией торговли;

• кассовое обслуживание организаций и физических лиц:

  • прием наличных денежных средств (включая прием наличных денег от граждан в счет оплаты коммунальных платежей, различных видов штрафов, налогов, пошлин и прочих платежей независимо от наличия в банке счета организации (предприятия), на который зачисляются принятые платежи);
  • выдача, пересчет, проверка подлинности, упаковка наличных денег, банкнот, монет;
  • оформление кассовых документов;
  • размен денежной наличности и иностранной валюты;
  • обмен неплатежных банкнот, включая замену неплатежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же государства;
  • обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;

• купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);

• осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• операции по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии);

• выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

• оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;

• получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем;

• оказание услуг, связанных с обслуживанием банковских карт.

Операции по реализации ценных бумаг и инструментов срочных сделок. Согласно подп. 12 п. 2 ст. 149 главы 21 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).

Операции купли-продажи ценных бумаг не подлежат налогообложению при условии их осуществления от имени коммерческого банка и за счет коммерческого банка. Все иные операции с ценными бумагами, такие как изготовление, хранение, ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, на основе заключенных договоров, внесение в реестр записей о переходе прав собственности, предоставление клиентам информации о движении ценных бумаг, депозитарные услуги подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.

Инструментами срочных сделок признаются:

  • форвардные контракты — контракты, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении базового актива с отсроченным сроком его поставки;
  • фьючереные контракты контракты, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов па поставку базового актива;
  • опционные контракты — контракты, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении базового актива или контракта на поставку базового актива.

Базисным активом признается предмет срочной сделки.

При применении указанного освобождения необходимо учитывать, что в случае осуществления реальной поставки базового актива срочных сделок налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется в порядке, предусмотренном для налогообложения реализации данного вида базового актива.

Кроме того, необходимо учитывать, что при реализации инструментов срочных сделок от налога освобождаются:

  • суммы, уплаченные по инструментам срочных сделок в виде разницы между ценой, оговоренной в инструменте срочной сделки, и ценой, оговоренной как цена спот, которая сложилась на базовый актив, являющийся предметом срочной сделки, на дату поставки;
  • суммы, уплаченные по инструментам срочных сделок до даты их исполнения;
  • суммы, полученные продавцом опциона (премия).

Также от налога освобождаются операции купли-продажи валюты и ценных бумаг по форвардным и фьючерсным сделкам независимо от наличия реальной поставки финансовых ценностей и системы расчетов между участниками сделки, в том числе при осуществлении взаиморасчетов между ними путем перечисления вариационной маржи, за исключением доходов от брокерских и посреднических услуг; страховые взносы (гарантийные взносы, депозитная маржа), получаемые от участников торгов на бирже для покрытия вероятных рисков биржи, налогом также не облагаются при условии их возврата или использования этих средств по целевому назначению.

Банки останавливают сомнительные переводы компаний, блокируют счета и заносят компании в черный список. Так бывает, когда они подозревают компании в обналичивании нечестных денег. Почитайте об этом в других наших статьях:

Центробанк выпустил новые методические указания для банков. Теперь они касаются НДС. Рассказываем, чем это грозит компаниям и какие требования надо соблюдать, чтобы не попасть под подозрение банков.

Анастасия

Что случилось

Появились новые методические рекомендации для банков. Они касаются компаний, которые платят НДС.

Компании платят НДС на общей системе налогообложения с товаров, которые продают. А НДС по платежам поставщикам они могут зачесть. Это называется вычетом НДС. Как правильно зачесть НДС, описывает Налоговый кодекс.

ООО «Ромашка» покупает запчасти у ООО «Тюльпан» и продает их ООО «Лютик».

«Ромашка» покупает запчасти по 350 рублей, вместе с НДС 18%. НДС составляет 53,39 рублей.

«Лютик» платит 500 рублей за запчасть, в НДС 18%. Эти деньги приходят на счет «Ромашке». НДС составляет 76,27 рублей.

«Ромашка» должна заплатить в налоговую по НДС: 76,27 − 53,39 = 22,88 рублей.

Некоторые компании устраивают с НДС налоговые схемы. Например, есть транзитная компания, она не торгует реальными товарами и не предоставляет услуги. Она нужна, чтобы переводить через себя деньги. Компания получает платежи с НДС, а отправляет деньги ИП без НДС, а те выводят себе наличные деньги. Сама компания налоги не платит.

Налоговая считает такие схемы незаконными. Новые методические рекомендации касаются таких и похожих ситуаций.

Что будут делать банки

Банки будут проверять переводы клиентов и выявлять компании, которые специально занижают налог по НДС. Вот какие операции выглядят подозрительно:

  • деньги пришли на счет с НДС, а оплата идет компаниям, которые работают без НДС;
  • 70% входящих платежей проходит с НДС, а исходящих платежей с НДС менее — 30%;
  • платежи уходят на счета Почты России, частным лицам на банковские карты, платежным агентам и на виртуальные кошельки, на счета туристических компаний.

Новые требования не означают, что компаниям теперь запрещено получать деньги на счет с НДС, а отправлять партнерам без НДС. В этом не обязательно злой умысел, чтобы уйти от налогов. У компании может быть такая особенность бизнеса. И никто не запрещает ей так работать и дальше.

Главное — соблюдать требования по оплате НДС. У НДС есть ставки 0%, 10% и 18%. Компании работают по одной ставке или сразу по нескольким. Значит, НДС должен составлять 10% или 18% от от дебетового оборота в объеме приобретения продукции, если она работает по одной из ставок, или от 10% до 18%, если работает по двум.

На кого банки будут обращать внимание

Банки не будут подозревать каждую компанию, у которой 70% входящих платежей с НДС, а исходящих с НДС — меньше 30%. Они будут оценивать сферу деятельности, размер компании, ее налоговую нагрузку, особенности платежа и только потом делать выводы.

По статистике чаще всего компании занижают НДС в таких сферах:

  • сельское хозяйство,
  • торговля лесом,
  • экспорт зерна и рыбы,
  • оптовая торговля зерном, лесом, строительными материалами, семенами и кормами для животных, рыбой, ракообразными, моллюсками, устрицами, металлическим ломом;
  • грузовые перевозки,
  • предоставление персонала;
  • строительство;
  • торговля драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями, их ломом.

Банки более внимательно следят за такими компаниями.

Чем грозит

Если у банка появятся подозрения, что компания специально занижает НДС, он может попросить у компании подтверждающие документы: договоры с партнерами, налоговые декларации, счета-фактуры, акты. Банк будет проверять документы, а если сомнения не исчезнут, попросит разъяснения.

Если клиент откажется предоставить документы или они покажутся недостоверными, банк может отказать в переводе и закрыть счет. Банк возобновит платежи, когда клиент докажет, что платит налоги правильно.

Как действовать

Банки могут остановить любой перевод и попросить по нему подтверждения. Вот как можно себя обезопасить:

  • считать, сколько платите по НДС от своего оборота. Должно быть 10% от дебетового оборота в объеме приобретения продукции, если работаете по ставке 10%, и 18%, если по ставке 18%;
  • сохранять все документы, которые подтверждают, что вы работаете с настоящими поставщиками и клиентами: договоры, счета-фактуры, акты;
  • если банк остановил перевод, как можно скорее предоставить ему подтверждающие документы. Ругаться или молчать не поможет. Банк обязан проверять переводы, поэтому запрашивает информацию. Как только поймет, что перевод не вызывает сомнения, можно будет продолжить операции по счету.

Самое главное для банка, что компания платит на уровне средней налоговой нагрузки в своей сфере, а значит — работает честно.

Продакт-плейсмент

Еще один способ обезопасить себя — подключить услугу «Белый бизнес». Сервис рассчитывает риски, которые описаны в 115-ФЗ:

  • считает налоговую нагрузку и предлагает доплатить налоги, если их не хватает;
  • проверяет репутацию партнеров и предупреждает, если переводить платеж партнеру рискованно;
  • оценивает скорость ухода денег со счета.

Всего 17 критериев. Сервис показывает уровень риска и дает рекомендации, как его снизить. Это помогает вести бизнес непрерывно: узнать о рисках не когда счет уже заблокирован, а когда это только потенциальная опасность. Подключить сервис могут клиенты любых банков.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Банки

В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет. Это размещение обычно сопровождается множеством сопутствующих услуг по предоставлению кредитов, по каждой из которых банк взимает отдельную комиссию. При решении вопроса о налогообложении НДС тех или иных услуг, связанных с кредитованием, кредитная организация должна учитывать потенциальные налоговые риски и перспективу отстаивания своей позиции в суде.

В силу ст. 34.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Письмом Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116 определены должностные лица, уполномоченные излагать официальную позицию министерства в указанных письменных разъяснениях. Это министр финансов РФ, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

Таким образом, вышеуказанные письма Минфина России, подписанные заместителем директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулиным, выпущены в соответствии с положениями ст. 34.2 НК РФ и подписаны должностным лицом, уполномоченным письменно излагать официальную позицию Минфина России по вопросам налогообложения.

Так, на основании разъяснений Минфина России подлежат обложению НДС доходы банков в виде комиссий за оказание услуг по подготовке документов при оформлении кредита, сбору документов, подготовке договоров и обеспечительной документации, подготовке заключений на выдачу кредита и иных аналогичных услуг, необходимых для принятия банком решения о предоставлении кредита.

Не подлежат обложению НДС комиссии, полученные банками за услуги по открытию и ведению ссудного счета, пролонгацию кредита, досрочное погашение кредита.

Кредитным организациям в целях минимизации налоговых рисков необходимо учитывать изложенную в разъяснениях позицию Минфина России при формировании учетной политики для целей налогообложения. Так, при осуществлении банковской операции кредитования к доходам, не подлежащим обложению НДС, относятся комиссии, полученные за:

— предоставление денежных средств при недостаточности или отсутствии денежных средств на банковском счете клиента (овердрафт);

— открытие и ведение ссудного счета;

— досрочное погашение кредита;

— открытие, поддержание кредитной линии и резервирование денежных средств;

— фактическую выдачу кредита (в том числе за выдачу кредита более определенной суммы);

— неиспользованный лимит кредитной линии.

К подлежащим обложению НДС доходам, полученным при осуществлении банковской операции по кредитованию, относятся комиссии за:

— рассмотрение кредитной заявки;

— подготовку документов при первичном оформлении кредита;

— сбор документов, необходимых для выдачи кредита;

— подготовку заключений на выдачу кредита;

— подготовку договоров и обеспечительной документации, в том числе составление договора залога;

— изменение параметров кредитования (кроме пролонгации);

— предоставление справки о наличии и состоянии ссудного счета по запросу клиента;

— предоставление расчета начисленных в истекшем месяце (ином периоде) процентов по запросу клиента;

— предоставление информации о кредитной истории, о ставке рефинансирования по запросу клиента.

По вопросу обложения НДС доходов банка в виде комиссий за оказание услуг по подготовке документов при оформлении кредита, сбору документов, подготовке договоров и обеспечительной документации, подготовке заключений на выдачу кредита и иных аналогичных услуг, необходимых для принятия банком решения о предоставлении кредита, Минфин России обосновывает свою позицию тем, что данные услуги могут не включаться в условия кредитного договора в соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса РФ и, соответственно, по этой причине не являются неотъемлемой частью банковской операции, освобождаемой от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

По нашему мнению, данная позиция Минфина России является весьма спорной. Кредитные организации как налогоплательщики вправе не согласиться с опубликованным разъяснением и отстаивать свою позицию, исходя из положений подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, на основании следующего.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся операции по размещению привлеченных банком денежных средств организаций и физических лиц от имени банка и за его счет.

В вышеуказанных разъяснениях Минфин России весьма узко трактует услуги, связанные с банковской операцией по кредитованию. Между тем размещение привлеченных банком денежных средств представляет собой не просто операцию по перечислению суммы кредита на счет заемщика, а целый комплекс мероприятий, осуществляемых банком при рассмотрении кредитной заявки потенциального заемщика. Это в первую очередь сбор комплекта документов для оценки кредитоспособности потенциального заемщика, комплексный анализ предоставленных им документов, оценка финансовой отчетности заемщика в целях определения его финансового состояния, а также степени риска невозврата предоставляемого кредита, документальное оформление результатов анализа и итогов рассмотрения кредитным комитетом, оценка юридических рисков, кредитных и обеспечительных договоров и т.д.

К этим мероприятиям следует также отнести мероприятия, направленные на обслуживание предоставленных кредитов: осуществление контроля за исполнением кредитного договора и связанных с ним соглашений, финансовым состоянием заемщика, получением процентов, анализ причин пролонгации кредита, создание/восстановление резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, изменение в процессе кредитования условий договора (например, изменение ставки, обеспечения) и др.

Кроме того, финансовые органы, уполномоченные давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, должны соблюдать нормы п. 1 ст. 4, подп. 8 и 9 п. 1 ст. 6 НК РФ, согласно которым уполномоченные органы не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Нормативно-правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если он изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует их в ином значении, иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Таким образом, понятие, состав и порядок осуществления операций по «размещению привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет», не подлежащих налогообложению НДС, применяются исходя из положений и понятий Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и нормативных документов Банка России.

Понятие кредита (кредитного договора) определено ст. 819 ГК РФ, согласно которой по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты с нее.

При этом стороны вправе по своему усмотрению в кредитном договоре определить те или иные условия предоставления кредита, если только обязательное соблюдение последних не предписано нормами закона и иных нормативных правовых актов (ст. 421 ГК РФ).

Порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам, в том числе другим банкам, юридическим и физическим лицам, установлен Банком России в его Положении от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» (далее — Положение Банка России № 54-П).

Пунктом 1.2 Положения Банка России № 54-П установлено, что «в целях настоящего Положения под размещением (предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и клиентом банка договора, составленного с учетом требований ГК РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” банк передает денежные средства на условиях платности, срочности и возвратности, а клиент банка осуществляет возврат полученных денежных средств в соответствии с условиями договора».

Также п. 1.7 Положения Банка России № 54-П установлено, что банк обязан разработать и утвердить документы, определяющие порядок и процедуры принятия решений по размещению банком денежных средств, правила кредитования клиентов банка.

Таким образом, оказание кредитной организацией услуг, связанных с предоставлением кредита (подготовка документов для оформления кредита, сбор документов, подготовка заключения на выдачу кредита, подготовка договоров и обеспечительной документации), должно осуществляться в соответствии с утвержденными внутренними документами порядком и условиями предоставления денежных средств заемщику.

Условия предоставления и возврата кредита определяются договором между банком и заемщиком, в котором указываются сумма кредита (долга), процентная ставка по кредиту, а также виды и стоимость банковских услуг, сроки их выполнения, в том числе сроки платежей, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Позиция судебных органов по данному вопросу отражена в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2002 по делу № А56-12345/02. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что оказываемые банком услуги за сопровождение кредита являются банковскими, а перечень банковских операций, освобождаемых от обложения НДС, не является исчерпывающим.

На основании вышеизложенных обстоятельств можно сделать следующий вывод. Если кредитная организация оказала услуги заемщику, связанные с подготовкой документов для оформления кредита, сбором документов, подготовкой заключения на выдачу кредита, подготовкой договора и обеспечительной документации, на основании заключенного договора кредитования и утвержденного внутренними документами порядка кредитования, то данные услуги являются неотъемлемой частью банковской операции по размещению от имени банка и за его счет привлеченных денежных средств и не подлежат обложению НДС в строгом соответствии с нормами, понятиями и терминами подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, ГК РФ, Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Положения Банка России № 54-П.

При решении вопроса о налогообложении НДС операций, связанных с кредитованием, кредитная организация должна учитывать потенциальные налоговые риски и перспективу отстаивания своей позиции в судебном порядке.

Автор - ООО «СОЛИД-АРТ», ведущий налоговый консультант

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

В частности, в итоговом докладе ФНС России о деятельности службы за 2019 год отмечается, что существенно возросла роль аналитической работы, позволившей получить в 2019 году дополнительные 131 миллиард рублей, уплаченные налогоплательщиками добровольно.

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы по НДС, направленной на понуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Как построена работа комиссий по легализации налоговой базы

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол, где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это десять календарных дней с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель подоверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и «проблемности» вашего контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Причем не следует на комиссии обещать проверяющим, что вы готовы подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе обсудить ситуацию с собственниками бизнеса и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Читайте также: