Отмена решения о возмещении ндс

Опубликовано: 02.05.2024

Согласно установленному статьей 176 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ, Кодекс) общему порядку возмещение налога на добавленную стоимость осуществляется после проведения камеральной налоговой проверки соответствующей налоговой декларации и подтверждения налоговым органом права на указанное возмещение.

Наряду с общей процедурой налогоплательщик вправе в случаях, предусмотренных статьей 176.1 НК РФ, воспользоваться заявительным порядком возмещения налога на добавленную стоимость, который представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 НК РФ на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

Статья 176.1 НК РФ предусматривает два основания отмены решения о возмещении налога в заявительном порядке: по результатам камеральной налоговой проверки (пункт 15) и в случае подачи уточненной налоговой декларации (пункт 24).

Согласно пункту 24 статьи 176.1 НК РФ, если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком до принятия решения о возмещении суммы налога в заявительном порядке, то такое решение по ранее поданной налоговой декларации не принимается.

Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения.

Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 статьи 176.1 Кодекса, в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 23 этой статьи (которые определяют последовательность действий по возврату в бюджет излишне полученных (зачтенных) в заявительном порядке сумм и уплате процентов).

В частности, пункт 17 статьи 176.1 Кодекса предусматривает направление налогоплательщику требования о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм с начисленными на эти суммы процентами исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.

Положения пункта 24 статьи 176.1 НК РФ не предусматривают возможность частичной отмены решения о возмещении суммы налога в заявительном порядке при подаче уточненной налоговой декларации.

Такое решение отменяется полностью, что согласуется с положениями пункта 9.1 статьи 88 Кодекса, в соответствии с которым, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

Частичная отмена решения о возмещении суммы налога в заявительном порядке возможна только по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации (пункты 11 - 15 статьи 176.1 Кодекса), что в данном случае не имело места.

Таким образом, заявительный порядок возмещения НДС является правом, которым может, но не обязан воспользоваться налогоплательщик, отвечающий требованиям, указанным в статье 176.1 Кодекса.

Используя это право и получая из бюджета суммы налога до проведения камеральной налоговой проверки, налогоплательщик обязуется не только возвратить в бюджет излишне полученные суммы налога и уплатить проценты за незаконное получение бюджетных средств, но и безоговорочно соблюдать установленные статьей 176.1 Кодекса правила, применяемые при заявительном порядке возмещения налога.

Ввиду изложенного требование налогового органа о возврате в бюджет полученных обществом в заявительном порядке сумм НДС (за вычетом добровольно уплаченных) и уплате процентов выставлено в соответствии с положениями статьи 176.1 НК РФ Кодекса, а вывод нижестоящих судов о том, что решение о возмещении суммы налога в заявительном порядке подлежало отмене в части и возврат налога в бюджет должен был быть произведен с учетом данных уточненной налоговой декларации, противоречит пункту 24 статьи 176.1 НК РФ.

Вместе с тем налогоплательщик не лишен права при подаче уточненной налоговой декларации также заявить о применении заявительного порядка возмещения налога и представить банковскую гарантию (либо вновь выданную, либо ранее полученную), срок действия которой должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи уточненной налоговой декларации.

Применение к уточненной налоговой декларации заявительного порядка возмещения налога означает, что возврату в бюджет (в связи с отменой решения о возмещении налога в заявительном порядке по первичной налоговой декларации) подлежит только разница между суммами НДС, заявленными к возмещению в первичной и уточненной налоговых декларациях.

Такой вывод изложен в постановлении Президиума ВАС РФ №13311/12 от 19.02.2013.

Компании и ИП, работающие на общем налоговом режиме, вправе возместить из бюджета часть уплаченного НДС. Для этого нужно следовать прописанным в Налоговом кодексе правилам.

Кто и на каких условиях вправе возместить НДС

«НДС к возмещению» — это часть налога, которая образовалась у налогоплательщика по завершении налогового периода (у НДС это квартал, согласно ст. 163 НК РФ) из-за того, что суммы налоговых вычетов больше, чем рассчитанная в общем порядке сумма налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).

В ст. 143 НК РФ закреплено, что к плательщикам налога на добавленную стоимость относят:

  • компании;
  • ИП;
  • лиц, перевозящих товары через таможенную границу.

Перечисленные выше плательщики НДС, рассчитывая налог к уплате, вправе использовать по НДС налоговые вычеты — суммы «входного» налога, уплаченные поставщикам в составе стоимости приобретенных у них ресурсов.

Отдельно остановимся на налоговых агентах по НДС. Налогоплательщики этой категории могут осуществить вычет НДС, если работают на ОСНО, перечисляют в бюджет НДС, используют приобретенные ресурсы в облагаемой НДС деятельности и в состоянии подтвердить право на вычет соответствующими бумагами (счетами-фактурами, платежками). Исключением являются компании, которые:

  • продают в России конфискованное имущество, реализуют имущество по судебному решению, реализуют клады, а также ценности, относящиеся к бесхозным, скупленным или перешедшим государству в наследство (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • выступают посредниками при продаже продукции (услуг или работ) иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в России (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Это значит, что НДС к вычету могут принять налоговые агенты:

  • если продают в России продукцию (услуги или работы), которые приобрели у иностранных компаний, не состоящих на учете в России (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • если берут в аренду у органов госвласти или местного самоуправления объекты государственного/муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если продают в России имущество, которое закреплено за госучреждениями или предприятиями, составляет госказну и т.п. (п. 3 ст. 161 НК РФ).

При этом налоговый агент в случае выплаты аванса за приобретаемые ресурсы может воспользоваться правом на налоговый вычет только после принятия этих ресурсов к учету и оформления первички (письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634).

Налогоплательщики на ОСНО, которые перечисляют поставщикам авансы за продукцию (услуги или работы), также могут получить налоговый вычет с предоплаты в счет грядущих поставок, но только при наличии счета-фактуры (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Отметим, что налогоплательщики на свое усмотрение могут применить или нет вычет с аванса в рамках одного налогового периода, разделять НДС к вычету между несколькими периодами запрещено (письмо Минфина России от 22.11.2011 № 03-07-11/321).

После оприходования продукции от поставщика налогоплательщик принимает к вычету НДС из отгрузочного счета-фактуры и при этом восстанавливает НДС из авансового счета-фактуры.

При расторжении (изменении) договора с поставщиком авансовый налог, который приняли к вычету, восстанавливается в квартале прекращения (изменения) договора (п. 3 ст. 170, п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Формула, как высчитать от суммы 20 % НДС:

НДС = НБ × 20 / 100,

где НБ — база по НДС;

20 — налоговая ставка в 2019 году.

Обратите внимание, что в 2018 году ставка НДС равнялась 18 %, а расчет НДС с 1 января 2019 года ведется по ставке 20 %.

В декабре 2018 года и с января 2019 года налогоплательщикам следует следить за используемыми ставками, так как НДС 20 % применим только к продукции, отгрузка которой осуществлена в 2019 году, при этом не имеет значения дата подписания договора. Если договор заключается в 2018 году, пропишите в нем налоговые ставки 18 и 20 % для включал действующую на тот момент ставку, заключите с контрагентом дополнительное соглашение, в котором укажите отгрузку по ставке налога 20 %.

Отметим, что возврат в 2019 году товара, который отгрузили в 2018 году, производится по ставке отгрузки — 18 %. При этом продавец должен представить скорректированный счет-фактуру.

Сдайте декларацию НДС без ошибок и расхождений

Контур.Экстерн проверит, что декларация заполнена корректно и отсутствуют расхождения в данных с вашими контрагентами. Вы отчитаетесь по НДС за несколько кликов.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Действующим законодательством закреплены два способа, применив которые, возможно возместить НДС:

  1. обычный (общий) — возмещение НДС осуществляется по итогам камеральной проверки (ст. 176 НК РФ);
  2. заявительный — возврат налога происходит при определенных обстоятельствах до завершения камеральной проверки (ст. 176.1 НК РФ).

Обычный (общий) порядок возмещения НДС

Налогоплательщик может вернуть НДС из бюджета в случае превышения по окончании налогового периода сумм вычетов над суммой рассчитанного в общем порядке НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Возврат налога в большинстве случаев осуществляется в обычном порядке, который предполагает следующие действия (ст. 176 НК РФ):

  1. Налогоплательщик сдает в ИФНС декларацию по НДС и заявление на возмещение налога.
  2. Налоговая служба проводит камеральную проверку, в ходе которой проявляет наличие нарушений требований НК РФ и, если необходимо, запрашивает подтверждающие расчеты налогоплательщика документы.
  3. Если нарушений не обнаружено, в семидневный срок по завершении проверки налоговая служба принимает решение возместить НДС.
  4. Если в ходе проверки обнаружены нарушения, инспектор налоговой службы в течение 10 дней после проверки оформляет акт. Акт и документы, подтверждающие налоговое нарушение, в пятидневный срок вручаются налогоплательщику, у которого есть 15 дней на подачу возражений в письменной форме.
  5. По истечении срока подачи возражений руководитель ИФНС или его заместитель должны рассмотреть материалы проверки и решить, возмещать или нет НДС (его часть). Принятое решение в письменной форме отправляется налогоплательщику в пятидневный срок.
  6. Если налоговая инспекция принимает положительное решение, деньги возвращаются налогоплательщику на расчетный счет при условии, что у него нет задолженности по федеральным налогам и другим сборам. Иначе суммы автоматически будут зачтены в счет недоимок.

Отметим, что возврат НДС не позднее пяти дней с момента, как ИФНС приняла соответствующее решение, осуществляет казначейство. Если указанный срок будет нарушен, налогоплательщик получит процент за просрочку по действующей ставке рефинансирования.

Заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС

Возместить НДС можно не только в обычном порядке, но и в заявительном или ускоренном (ст. 176.1 НК РФ).

Ускоренным порядком могут воспользоваться не все налогоплательщики, а только попадающие в указанные ниже категории:

1. Компании и ИП, перечислившие совокупно в бюджет НДС, акцизы, налоги на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) на сумму не менее 2 млрд рублей за три календарных года, идущих перед годом реализации права ускоренного возмещения налога. Для таких налогоплательщиков заявительный порядок действует, если они существуют минимум три года на момент представления декларации.

2. Компании и ИП, которые кроме декларации по НДС, позволяющей возместить налог, представили банковскую гарантию. В данной ситуации банковская гарантия представляет собой обязательство банка заплатить за налогоплательщика возмещенный (зачтенный) ускоренным способом налог по первому требованию ИФНС, если решение о возврате (зачете) НДС отменят согласно правилам ст. 176.1 НК РФ.

Отметим, что выдается банковская гарантия только банком, соответствующим требованиям ст. 74.1 НК РФ. Такая гарантия должна действовать в течение 10 месяцев от подачи декларации по НДС, позволяющей возместить налог, а ее сумма должна быть достаточной для возврата в бюджет возмещаемого НДС. При этом банк, гарантирующий исполнение перечисленных обязательств, самостоятельно в течение суток с момента выдачи банковской гарантии уведомляет об этом факте ИФНС налогоплательщика.

3. Компании и ИП, которые выступают резидентами территории опережающего социально-экономического развития или резидентами свободного порта Владивосток и с декларацией по НДС подали договор поручительства управляющей компании. Указанный договор предусматривает, что, если в течение 15 дней с момента получения требования от ИФНС налогоплательщик не вернул в бюджет возмещенный ему НДС, возврат в полном объеме осуществит управляющая компания.

Действующим законодательством предусмотрены следующие требования к поручителям:

  • это должна быть российская компания;
  • общая сумма НДС, акцизов, налогов на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) составляет не менее 2 млрд рублей. Сумма перечисленных налогов считается за три года, идущих перед годом представления заявления о заключении договора поручительства;
  • по действующим договорам поручительства сумма обязательств поручителя составляет не более 50 % чистых активов поручителя по состоянию на 31 декабря предшествующего года;
  • поручитель не осуществляет процесс реорганизации (ликвидации);
  • поручитель не находится в процессе банкротства;
  • у поручителя нет задолженности по налоговым платежам.

Перечисленные выше налогоплательщики, чтобы ускоренно возместить НДС, должны в пятидневный срок после представления декларации подать в ИФНС заявление.

Получив заявление, налоговый орган имеет пять дней, чтобы проверить права налогоплательщика на возмещение НДС заявительным способом и наличие у него недоимок по налогам. По окончании этого срока выносится решение о возврате налога в ускоренном порядке или об отказе возместить налог. В течение пяти дней ИФНС должна сообщить налогоплательщику свое решение.

Если решение положительное, то на следующий рабочий день после его принятия ИФНС направляет в казначейство поручение возместить налогоплательщику налог по указанным реквизитам. У казначейства есть пять дней на выполнение поручения. В случае задержки налогоплательщику положена компенсация в виде процентов, рассчитываемых исходя из действующей ставки рефинансирования за каждый просроченный день.

Если по итогам проверки нарушения не обнаружены и если налогоплательщик с декларацией представлял банковскую гарантию, ИФНС в семидневный срок направит соответствующее решение налогоплательщику, а на следующий день — заявление в банк об освобождении от обязательств по банковской гарантии. В ситуации с договором поручительства ситуация аналогична.

Если налогоплательщик получил отказ в возврате НДС ускоренным способом, ИФНС проводит камеральную проверку в порядке и в сроки, прописанные в ст. 176 НК РФ. По итогам проверки составляется акт, его вместе с возражениями налогоплательщика, при наличии таковых, рассматривает руководитель ИФНС или его заместитель, который в пятидневный срок направляет письменную форму принятого решения налогоплательщику. Одновременно с решением налогоплательщик получает требование вернуть возмещенный ускоренным способом НДС и проценты на сумму возмещения в размере двойной ставки рефинансирования.

Причины, по которым налоговый орган может отказать в возврате НДС

Как говорилось ранее, чтобы вернуть НДС, налогоплательщик должен применять ОСНО, перечислять в бюджет НДС и иметь подтверждающие документы на «входящий» и «исходящий» налог.

Возмещение НДС из бюджета напрямую связано с суммами налоговых вычетов, потому компании и ИП должны следить за безопасной долей вычетов по НДС. Что это за доля? В общем виде она представляет собой максимально допустимый процент налога, который налогоплательщики могут вернуть из бюджета, не рискуя привлечь внимание проверяющих. Этот процент определяет ФНС и публикует на официальном портале nalog.ru в ежегодном отчете по форме 1-НДС.

По информации ФНС в IV квартале 2018 года безопасный вычет по НДС составлял 86,9 %. По итогам I квартала 2019 года в среднем по стране процент увеличился до 89,2 %.

Компании или ИП, чтобы не ошибиться с суммой возмещения НДС в 2019 году и правильно посчитать долю вычетов по НДС, нужно использовать декларацию по форме КНД 1151001 (применяется с 2019 года) и следующую формулу:

Доля вычетов по НДС налогоплательщика = Сумма заявленного вычета по НДС (стр. 190 разд. 3 декларации) / Сумма НДС к уплате с учетом восстановленных сумм (стр. 118 разд. 3 декларации).

Пример. ООО «Солнышко» за I квартал 2019 года реализовало продукции на общую сумму 250 000 руб. (в т. ч. НДС — 41 667 руб.). Закупочная цена продукции составляла 195 000 руб. (в т. ч. НДС — 32 500 руб.). Указанные операции отразятся в учете компании так:

Из приведенных данных следует, что к уплате останется НДС в сумме 9 167 руб.

Сумма налога к вычету: 32 500 / 41 667 = 78 %.

Итого к вычету заявлено 78 % налога, при том что допустимая величина на I квартал 2019 года равна 89,2 %. Значит, поводов для беспокойства у компании нет.

Кроме общероссийской доли безопасного вычета, ФНС представляет информацию по регионам. Для конкретного региона рассчитать безопасную долю вычетов по НДС можно по формуле:

Доля вычета по НДС по конкретному региону = Сумма вычетов по региону (стр. 210 формы 1-НДС по региону) / Налог к начислению (стр. 110 формы 1-НДС по региону).

Отметим, что указанная формула вычета НДС применима только по отношению к налогоплательщикам, которые не занимаются экспортом.

Пример. ООО «Ястреб» зарегистрировано в Ростовской области. По итогам 2018 года компания должна перечислить в бюджет с учетом восстановленного НДС 110 тыс. руб. Налоговый вычет за этот же период равен 98 тыс. руб. Каков размер доли вычета НДС за IV квартал 2018 года для компании?

Подставив в формулу известные данные, получим:

98 000 / 110 000 = 89,09 %

По НДС безопасный вычет на IV квартал 2019 года для Ростовской области составил 92,02 %. Отсюда следует, что компания не превысила допустимый порог и не оказалась в зоне налогового риска.

Что делать, если доля вычета все-таки превысила порог безопасности? Сразу отметим, что при рассмотрении налогоплательщиков в качестве потенциальных объектов проверок налоговая инспекция использует ряд критериев. И безопасная доля вычетов по НДС только один из них. Поэтому выход за установленные рамки не означает автоматическое попадание в план проверок. Как и точное попадание в безопасную зону не гарантирует, что налогоплательщик не привлечет внимание ИФНС по другим критериям.

Если говорить о компаниях, которые возмещают НДС при экспорте продукции, то здесь действует особый порядок для налогоплательщиков, вывозящих сырьевую и несырьевую продукцию: делают вычет НДС по-разному и в различные периоды.

При экспорте несырьевой продукции вычет НДС не зависит от подтверждения ставки по налогу и отражается в декларации после принятия продукции на учет и получения счета-фактуры.

Компании — экспортеры сырьевой продукции заявляют вычет НДС в декларации, составленной за период, в котором собраны подтверждающие экспорт документы (ст. 165 НК РФ).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


История, которая будет рассказана ниже, построена на материалах дела № А40-89628/2015, дошедшего до Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (далее – СКЭС ВС РФ). Это яркий пример того, что налоговики не вправе принимать противоречивые решения, а потом выбирать, какое из них исполнять. Впрочем, давайте по порядку.

Время шло, и в один прекрасный момент руководство организации решило: льготное налогообложение не так уж и выгодно, а потому «откатим» назад – от льготы откажемся. Сказано – сделано: организация представила в ИФНС уточненные декларации по НДС (с I квартала 2010 года по I квартал 2013 года), в которых заявила к возмещению из бюджета суммы налога (в размере аж 237 356 567 руб.), а заодно и «отказное» заявление представила.

Да только ИФНС по «камералке» добро на возмещение НДС не дала, мол, уведомительный характер от освобождения от налогообложения не соблюден. Напомним, согласно п. 5 ст. 149 НК РФ заявление об отказе надо подавать до начала периода, с которого налогоплательщик перестанет пользоваться льготой. Управление ФНС апелляционные жалобы организации оставило без удовлетворения, и та обратилась в суд.

Но пришла выездная налоговая проверка и возмещение НДС (за период с 01.01.2010 по 18.04.2013) одобрила (решение налогового органа от 30.07.2014).

Вывод об обоснованности вычетов НДС сделан с учетом доводов налогоплательщика о наличии судебной практики, в соответствии с которой предусмотренный п. 5 ст. 149 НК РФ срок не носит пресекательный характер и не может являться основанием для отказа в праве на применение вычетов по НДС.

Этим же решением организации были доначислены налог на прибыль (ясное дело – после признания налоговиками права на применение налоговых вычетов отпало правовое основание для учета соответствующих сумм НДС в налоговых расходах), пени. Фигурировали в доначислениях НДФЛ (в небольших суммах), пени по налогу. Общая сумма доначислений – 52 822 004 руб.

Организацию устроил результат проверки, ведь она рассчитывала на возмещение НДС. Иск по камеральным проверкам она отозвала.

В дальнейшем организация обратилась в инспекцию с заявлениями о возмещении НДС:

  • путем зачета задолженности (52 822 004 руб.);
  • в форме возврата оставшейся суммы (184 534 563 руб.).
Ждала-ждала, но так и не дождалась – инспекция исполнять решение о выездной проверке не стала (впрочем, и управление на жалобу нужным образом не среагировало), что и послужило поводом для обращения организации в суд.

Поначалу события развивались в пользу налогоплательщика: суды (первая и апелляционная инстанции) учли фактическое неисполнение инспекцией принятого ею решения по результатам выездной налоговой проверки, что не соответствует положениям действующего налогового законодательства и существенно нарушает права и законные интересы налогоплательщика. А вот Арбитражный суд Московского округа (Постановление от 12.09.2016) судебные акты отменил: поскольку суммы налога, заявленного к возмещению, проверяются налоговым органом при «камералке» в порядке, установленном ст. 88 НК РФ, на основании налоговой декларации; вынесение решения о возмещении НДС по результатам выездной налоговой проверки не влечет правовых последствий ни для налогового органа, ни для налогоплательщика.

Интересный поворот, ничего не скажешь! Сдаваться не было ни малейшего желания, ведь такой вывод, по мнению организации, создает прецедент законной возможности игнорирования налоговым органом своих решений, при том что камеральная налоговая проверка представляет собой минимальный уровень налогового контроля по сравнению с выездной проверкой, которая является углубленной, последующей формой налогового контроля.

Вместе с тем инспекция не наделена правом произвольно исполнять либо не исполнять принятые ею решения. Такие действия нарушают принципы соблюдения баланса частных и публичных интересов и ставят налогоплательщика в положение правовой неопределенности.

К тому же при выездной проверке налоговики, констатировав право на вычет сумм НДС в связи с отказом от льготного налого­обложения, доначислили налог на прибыль организаций («входной» налог ушел из расходов).

Отказывая в возмещении налога, суд кассационной инстанции не учел, что при отсутствии права на налоговые вычеты налогоплательщик сохраняет право на учет «входного» НДС в налоговых расходах. При таких обстоятельствах сложилась ситуация, при которой решение по выездной налоговой проверке не влечет никаких правовых последствий только в части возмещения НДС, доначисление же налога на прибыль организаций до сих пор имеет юридическую силу. (Иными словами, спорные суммы НДС не учтены при исчислении налога на прибыль организаций и не возмещены в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ.)

С изложенными в кассационной жалобе организации доводами согласилась судья ВС РФ (Определение от 29.12.2016 № 305‑КГ16-14941), указав, что они подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке. Так, дело было передано в СКЭС ВС РФ.

Основаниями для отмены или изменения СКЭС ВС РФ судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ч. 1 ст. 291.11 АПК РФ).

Трое судей ВС РФ в Определении от 21.02.2017 № 305‑КГ16-14941 кассационную жалобу организации удовлетворили, а обжалуемый судебный акт (Постановление АС МО от 12.09.2016) отменили. Перечислим основания к такому выводу СКЭС ВС РФ:

  • по результатам выездной налоговой проверки, представляющей собой более высокий (углубленный) уровень налогового контроля, не исключается возможность пересмотра ранее сделанных по результатам камеральной проверки выводов налогового органа относительно обоснованности возмещения налога, что согласуется с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11;
  • решение по результатам выездной налоговой проверки в соответствии со ст. 101 НК РФ является ненормативным правовым актом, определяющим отношение государства в лице налоговых органов к тому, соответствуют ли действия проверяемого лица законодательству о налогах и сборах. Этот акт после своего вступления в силу порождает правовые последствия и является обязательным не только для налогоплательщиков, но и для налоговых органов;
  • пересмотр по результатам выездной налоговой проверки выводов о необоснованности возмещения НДС, ранее сделанных в решении, вынесенном по результатам камеральной налоговой проверки, влечет за собой и пересмотр последующих решений инспекции, принимаемых согласно ст. 176 НК РФ и опосредующих процедуру возмещения налога (см. также п. 49 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57);
  • право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать среди прочего путем подачи уточненной налоговой декларации (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). В данном случае льготным режимом налогообложения для организации является именно возможность начислять НДС при реализации ею работ (услуг), предусмотренных пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, в связи с этим она получает право на возмещение из бюджета соответствующей части «входного» НДС, которое согласно п. 2 ст. 173 НК РФ могло быть реализовано налогоплательщиком в течение трехлетнего срока. Указанный срок организацией не нарушен.

Пока суд да дело…

Во-первых, инспекция не имеет права отказываться исполнять собственные решения. И во‑вторых, срок, установленный для уведомления налоговиков об отказе от льготы (п. 5 ст. 149 НК РФ), пресекательным не является, законом не определены негативные последствия его пропуска. Иными словами, вычет НДС возможен, даже если организация не в срок уведомит инспекцию об отказе от освобождения от налогообложения.

Стоит также отметить, что данный судебный акт включен в обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, направленный ФНС для использования в работе (Письмо от 17.04.2017 № СА-4-7/7288@).

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Отмена решения о возмещении

Если сумма налога, которая была возмещена организации, превысила сумму, выявленную к возмещению по результатам проверки, инспекция отменит ранее принятое решение о возмещении (зачете, возврате) НДС в части суммы превышения (п. 15 ст. 176.1 НК РФ). В течение следующих пяти рабочих дней инспекция должна сообщить об этом организации. Сообщение передается руководителю организации (его представителю) лично под расписку или иным способом. Это установлено пунктом 16 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ. В частности, решение может быть направлено в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169.

Одновременно с отменой прежнего решения налоговая инспекция направит организации требование о возврате суммы НДС, излишне полученной в заявительном порядке, включая проценты, начисленные инспекцией за нарушение сроков возврата налога (если такие проценты выплачивались). Форма требования утверждена приказом ФНС России от 18 мая 2010 г. № ММВ-7-8/235.

Сумма процентов, подлежащая возврату в бюджет в связи с пересмотром решения налоговой инспекции, будет рассчитана по формуле:


На сумму налога, подлежащую возврату в налоговую инспекцию, начисляются проценты. Их сумму можно рассчитать следующим образом:

– при возврате НДС:


Если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования, проценты рассчитываются в аналогичном порядке отдельно по каждой ставке. Затем полученные суммы складываются.

Такой порядок следует из пункта 17 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 5 апреля 2010 г. № 03-07-08/95.

Почему выбирают нас




изучаем вашу ситуацию и определяем перспективы спора




Цены на услуги обжалования
отказа в возмещении НДС

Представительство в административном порядке

Представительство в суде

Административная часть (участие в проверке, подготовка возражений на акт, участие в рассмотрении материалов и обжаловании решений, в т.ч. в вышестоящем налоговом органе)

Судебная часть (представительство в суде первой, второй и кассационной инстанций)

Процент от положительного результата

* варианты ценообразования могут быть смешанными.

Устраним неприятности


  1. Юридическая компания «Центральный округ» имеет значительный опыт в налоговых спорах, что позволяет принимать обдуманные решения и разрабатывать оптимальные варианты для получения положительного результата.
  2. Ежедневно специалисты Центрального округа представляют интересы своих клиентов в налоговых спорах как досудебном, так и судебном порядке.
  3. Ежедневно специалисты Центрального округа представляют интересы своих клиентов в налоговых спорах как досудебном, так и судебном порядке.
  4. Принцип оплаты услуг «по результату» определяет у специалистов Центрального округа не меньший чем у клиента интерес в достижении необходимого результата в суде.
Заказать консультацию

Без квалифицированной юридической поддержки вы рискуете:


  • Нести уголовное риски за ненадлежащее исполнение налоговых обязательств

Более чем реальные уголовные риски за нарушение налогового законодательства.

Проиграть дело в налоговых органах и в суде

Даже в 100% выигрышной ситуации проиграть дело только лишь потому, что не совершили необходимые процессуальные действия.

Понести несопоставимые расходы на восстановление своих прав

Понести несопоставимые с первоначальными расходами на консультирование и первичное представительство в налоговых органах, затраты на оспаривание в вышестоящих инстанциях принятых против вас судебных актов.

Как мы достигаем успеха

Мы бесплатно проводим экспресс-анализ и определяем перспективы спора

Изучаем судебную практику и формируем правовую позицию по делу

Готовим все необходимые процессуальные документы

Участвуем в административном и судебном рассмотрении дела

Осуществляем необходимое взаимодействие с экспертами и специалистами

Представляем интересы клиента в суде вплоть до надзорной инстанции

Нас рекомендуют


















Юридическая справка

Обжалование отказа налоговой в возмещении НДС

Обжалование актов налоговых органов

Организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут коммерческую деятельность и находятся на общей системе налогообложения, имеют право на возмещение НДС. Такая функция предполагает точное соблюдение всех правил и процедур Налогового кодекса, применяемого на территории РФ.

Статья 143 Налогового кодекса к плательщикам налога НДС относит:

  • Организации.
  • Индивидуальных предпринимателей.
  • Лиц, перевозящих товары через систему таможенного контроля.

Все вышеуказанные налогоплательщики во время расчета налога, подлежащего уплате, могут воспользоваться услугой налогового вычета по НДС. Имеется в виду сумма «входного» налога, которая была уплачена поставщику вместе с оплатой продукции.

Налогоплательщики по системе ОСНО, перечисляющие поставщику авансовые платежи за товар, так же могут рассчитывать на получение налогового вычета с внесенной предоплаты в счет будущих поставок, но только в случае наличия счета-фактуры (пункт 12, статья 171 Налогового кодекса).

Налогоплательщик может как использовать вычет с аванса по определенному налоговому периоду, так и отказаться от этого. Необходимо понимать, что делить НДС между несколькими периодами нельзя.

После завершения оприходования товаров от поставщика, налогоплательщик вычитает НДС из отгрузочного счета-фактуры, восстанавливая НДС из авансового счета-фактуры.

В случае расторжения договора или внесения изменений в соглашение с поставщиком, авансовый налог, который был принят к вычету, восстанавливается в квартале, в котором действие договора завершится (согласно пункту 3 статьи 170, пункту 12 статьи 171, пункту 9 статьи 172 Налогового кодекса).

Процедура возмещения НДС

Российское законодательство закрепляет 2 способа для возмещения НДС:

  • Обычный способ подразумевает возмещение НДС по итогам проведения камеральной проверки (согласно статье 176 Налогового кодекса);
  • Заявительный способ подразумевает возврат налога при наступлении определенных обстоятельств до завершения проведения камеральной проверки (статья 176.1 Налогового кодекса).

Стандартный порядок возмещения

Плательщик имеет право на возврат НДС из бюджета в случае, когда итоговая сумма вычета превышает сумму рассчитанного НДС (согласно пункту 2 статьи 173 Налогового кодекса).

Возврат НДС по большей части производится в общем порядке. Так, для оформления возврата необходимо произвести такие действия:

  • Налогоплательщик составляет налоговую декларацию и отправляет ее в ИФНС. После этого сдается заявление на получение возмещения налоговой выплаты. Со стороны налогового органа осуществляется камеральная проверка, во время которой определяется верность исчисления налога. Если не было обнаружено нарушений, на протяжении семи дней после процедуры налоговая принимает итоговое решение о возмещении налога. Если во время проверки было обнаружено какое-то нарушение – оформляется акт в течение десяти дней после завершения процедуры.
  • Акт и все документы с результатами проверки в течение пяти рабочих дней отправляются налогоплательщику. После получения пакета документов у плательщика есть 15 дней на оформление возражений.

После того как срок на оформление возражения истечет, ИФНС изучает все материалы и принимает решение о возмещении налога, либо об отказе. Оно направляется налогоплательщику для ознакомления.

Если налоговая приняла решение возместить уплаченный НДС, финансовые средства, при положительной разнице входного и выставленного налога, перечисляются на счет налогоплательщика, если у него отсутствуют задолженности по остальным видам налогов. В противном случае сумма выплаты будет автоматически распределена на погашение долгов.

Так же следует отметить, что возмещение в указанном случае должно быть осуществлено фискальным органом через казначейство в течение пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

Отказ налоговой в возмещении НДС

Вы используете общую систему налогообложения? Предполагаем, что у вас периодически возникают трудности с возмещением НДС, и порой они доходят до абсурда: вы только что выиграли суд у налоговой за предыдущие периоды, а она по идентичным обстоятельствам вновь отказывает вам в вычете по налогу на добавленную стоимость.

К сожалению, это наша реальность, с которой сталкиваются большинство предпринимателей. Незначительное отступление от идеальной, прописанной в законе ситуации, порождает риск отказа в возмещении НДС. Однако и идеальная на первый взгляд картина не гарантирует возмещения. Чаще всего малейшие «шероховатости» с контрагентом зачастую становятся причиной для отклонения запроса.

Совершенно очевидно, что в такой ситуации любому бизнесмену необходима квалифицированная помощь в анализе критериев должной осмотрительности при выборе контрагента, в подготовке документов для возмещения НДС, при проведении камеральной проверки.

Право на вычет по НДС

Юридически все выглядит достаточно просто. На утвержденные налоговые вычеты плательщик может уменьшить сумму, подлежащую оплате.

К таким вычетам среди прочих относятся суммы налога. Воспользоваться вычетом по НДС может налогоплательщик, у которого одновременно соблюдены все необходимые условия. Они достаточно формализованы и могут быть выполнены добросовестным плательщиком.

Оспаривание налогового акта

Права на вычет легко лишиться, если сотрудники службы усомнятся в выбранном Вами контрагенте или зафиксируют какие-либо нарушения. Для минимизации риска отказа настоятельно рекомендуем изучить требования к осмотрительности.

Еще большие усилия потребуются, если в отчетном периоде налоговый вычет превысит сумму налога. Тогда Вы можете получить разницу из бюджета.
Если по результатам камеральной проверки Вам отказано в праве на вычет, Вы можете защищать свои права в суде. К настоящему моменту судебной практикой выработаны основные подходы к упомянутой проблематике с незначительной региональной спецификой. Исходя из этого, в момент анализа документов налогоплательщика можно делать достаточно обоснованные прогнозы о перспективах дела.

Обратите внимание, что судебный порядок не является панацеей. При доказанной неблагонадежности характера сделки, использования фирм-однодневок или отсутствии должной осмотрительности в вычете и возмещении НДС будет отказано. Кроме того, необходимо учитывать, что в случае доказанности факта отсутствия реального характера сделки, соответствующие материалы будут переданы налоговым органом в полицию.

Услуги возмещения НДС

Юридическая компания «Центральный округ» на территории г. Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Москва оказывает услуги по возмещению НДС на любом этапе: от формирования документов и подачи заявления на вычет до представительства в суде по вопросу оспаривания отказа налоговой.

Читайте также: