Как возместить ндс через суд

Опубликовано: 18.05.2024

Организации и ИП на ОСН, которые платят НДС, иногда получают возможность возвратить НДС из бюджета. Можно получить деньги на расчетный счет, а можно зачесть их в уплату налогов. Рассмотрим, какими правилами руководствоваться, чтобы эффективно реализовать данные законом преференции.

Кто и в каких случаях может возместить НДС?

Если у вас за налоговый период налоговые вычеты превысили начисленный налог, то разницу можно возвратить (п. 2 ст. 173, п. 1 ст. 176 НК). Это и будет возмещение НДС, оно возникает чаще всего в следующих ситуациях:

  1. экспорт по ставке 0%;
  2. объем приобретения товаров/работ/услуг за квартал больше, чем их реализация (например, при строительстве объекта, до момента начала его использования для получения прибыли);
  3. товары приобретались с НДС 20%, а продавались с обложением по ставке 10%.

Чтобы вернуть НДС из бюджета в декларации по НДС сумму к возмещению нужно указать в строке 050 раздела 1 (форма декларации в приказе ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@).

Декларация с суммой НДС к возмещению может быть представлена не позднее 3-х лет с момента окончания квартала, в котором возникло основание заявить НДС к возмещению (п. 2 ст. 173 НК).

Пример: налогоплательщик в ноябре 2020 года вспомнил, что «забыл» отразить в декларации по НДС за 1-ый квартал 2017 года вычет НДС и решил представить уточненную декларацию за этот период. В результате отражения «забытых» вычетов в уточненной декларации образовался НДС к возмещению. Уточненная декларация будет принята ИФНС, но возврат НДС из бюджета не удастся, т.к. прошло больше 3-х лет.

Восстановить срок возможно только доказав, что пропуск срока случился по объективным, не зависящим от налогоплательщика причинам (Определение Конституционного суда РФ от 27.10.2015 года № 2428-О). К примеру, если вы пропустили срок из-за недобросовестных действий налоговой. При восстановлении срока три года для возмещения НДС начинают отсчитываться с момента, когда вам стало известно (или должно было стать известно) о нарушении вашего права (Определения Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 № 540-О, от 01.10.2008 № 675-О-П, от 03.07.2008 № 630-О-П).

Что же делать для возмещения НДС из бюджета?

общий (классический) порядок предполагает возмещение (в том числе, возврат НДС) по итогам «камералки» (ст. 176 НК);

заявительный порядок (более быстрый) применяется, если налогоплательщик подал заявление и выполнил закрепленные в ст. 176.1 НК РФ требования.

Рассмотрим каждую процедуру подробнее.

Классический порядок — для возмещения НДС ждем, когда закончится проверка

Эта процедура имеет несколько стадий.

1-я стадия: заполнение декларации.

В подаваемой декларации по НДС указывается сумма налога к возмещению, одновременно имеет смысл подать и заявление о возврате НДС из бюджета или зачете суммы налога. Соответствующее заявление может быть подано в течение 3-х летнего срока на возмещение (возврат) НДС. Но если это сделать до того, как появится решение о возмещении НДС, то фактический возврат/зачет налога пройдет быстрее.

2-я стадия: камеральная проверка декларации.

Во время нее налоговый орган анализирует, правильно ли вы посчитали размер суммы возмещения НДС из бюджета. С помощью АСК НДС в автоматическом режиме налоговая сравнит вашу информацию со сведениями от ваших контрагентов. Если система обнаружит несовпадения (разрывы), то вам придет запрос на пояснения либо исправления в декларацию (п. 3 ст. 88 НК).

Пример: разрыв может образоваться, если вы заявили НДС к вычету, а в системе отсутствует информация об уплате НДС контрагентом. Это происходит как из-за недобросовестных действий контрагента, так и вследствие того, что контрагент неправильно указал данные (ИНН, реквизиты документов и др.). Получив требование, вы принимаете решение:

Если по вопросу возмещения НДС из бюджета будет судебный спор, то суд, как правило, принимает во внимание только те документы, которые предъявлялись в инспекцию при налоговом контроле и во время досудебного урегулирования (п. 78 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Представить в суд документы, которые не рассматривались налоговым органом, можно только, если удастся доказать отсутствие возможности передать их инспекции на досудебной стадии. Именно поэтому налогоплательщик заинтересован передать в инспекцию все документы, доказывающие, что он вправе заявлять вычет.

Первоначальная продолжительность камеральной проверки — 2 месяца. Но если будут выявлены следы каких-либо нарушений, то срок может увеличится до 3-х месяцев (п. 2 ст. 88 НК). Однако начиная с 3-го квартала 2020 года срок камеральной проверки может быть существенно меньше. Так, если декларация с заявленным к возмещению из бюджета НДС представлена в срок (не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода), то у налоговой есть 1 месяц на проведение камеральной проверки, который исчисляется с даты окончания срока приема деклараций (письмо ФНС от 06.10.2020 №ЕД-20-15/129). При этом возможностью ускоренной проверки могут воспользоваться не все, а только те налогоплательщики, которые:

  1. не запросили вместе с налоговой декларацией заявительную процедуру возмещения НДС;
  2. принадлежат к низкой, средней либо неопределенной (для ИП) степени риска (по сведениям из ПП «Контроль НДС»);
  3. получили в предшествующем налоговом периоде подтверждение более 70 % от суммы НДС, предъявленного к возвращению;
  4. заявили в декларации более 80% вычетов НДС по контрагентам низкой, средней либо неопределенной степени риска;
  5. заявили в декларации не менее половины вычетов по контрагентам из декларации за предшествующий налоговый период;
  6. заплатили налогов за 3 предыдущих года больше суммы НДС, предъявленного к возмещению.

Если указанные требования соблюдаются и не выявляются противоречия, искажения, несоответствия в налоговой декларации информации, имеющейся у инспекции, нет нарушений законодательства, то для налогоплательщика уменьшается срок, в течение которого будет осуществлен возврат налога, поскольку этот срок напрямую зависит от даты завершения камеральной проверки.

Компании и ИП, работающие на общем налоговом режиме, вправе возместить из бюджета часть уплаченного НДС. Для этого нужно следовать прописанным в Налоговом кодексе правилам.

Кто и на каких условиях вправе возместить НДС

«НДС к возмещению» — это часть налога, которая образовалась у налогоплательщика по завершении налогового периода (у НДС это квартал, согласно ст. 163 НК РФ) из-за того, что суммы налоговых вычетов больше, чем рассчитанная в общем порядке сумма налога (п. 2 ст. 173 НК РФ).

В ст. 143 НК РФ закреплено, что к плательщикам налога на добавленную стоимость относят:

  • компании;
  • ИП;
  • лиц, перевозящих товары через таможенную границу.

Перечисленные выше плательщики НДС, рассчитывая налог к уплате, вправе использовать по НДС налоговые вычеты — суммы «входного» налога, уплаченные поставщикам в составе стоимости приобретенных у них ресурсов.

Отдельно остановимся на налоговых агентах по НДС. Налогоплательщики этой категории могут осуществить вычет НДС, если работают на ОСНО, перечисляют в бюджет НДС, используют приобретенные ресурсы в облагаемой НДС деятельности и в состоянии подтвердить право на вычет соответствующими бумагами (счетами-фактурами, платежками). Исключением являются компании, которые:

  • продают в России конфискованное имущество, реализуют имущество по судебному решению, реализуют клады, а также ценности, относящиеся к бесхозным, скупленным или перешедшим государству в наследство (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • выступают посредниками при продаже продукции (услуг или работ) иностранных компаний, которые не состоят на налоговом учете в России (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Это значит, что НДС к вычету могут принять налоговые агенты:

  • если продают в России продукцию (услуги или работы), которые приобрели у иностранных компаний, не состоящих на учете в России (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • если берут в аренду у органов госвласти или местного самоуправления объекты государственного/муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если продают в России имущество, которое закреплено за госучреждениями или предприятиями, составляет госказну и т.п. (п. 3 ст. 161 НК РФ).

При этом налоговый агент в случае выплаты аванса за приобретаемые ресурсы может воспользоваться правом на налоговый вычет только после принятия этих ресурсов к учету и оформления первички (письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634).

Налогоплательщики на ОСНО, которые перечисляют поставщикам авансы за продукцию (услуги или работы), также могут получить налоговый вычет с предоплаты в счет грядущих поставок, но только при наличии счета-фактуры (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Отметим, что налогоплательщики на свое усмотрение могут применить или нет вычет с аванса в рамках одного налогового периода, разделять НДС к вычету между несколькими периодами запрещено (письмо Минфина России от 22.11.2011 № 03-07-11/321).

После оприходования продукции от поставщика налогоплательщик принимает к вычету НДС из отгрузочного счета-фактуры и при этом восстанавливает НДС из авансового счета-фактуры.

При расторжении (изменении) договора с поставщиком авансовый налог, который приняли к вычету, восстанавливается в квартале прекращения (изменения) договора (п. 3 ст. 170, п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

Формула, как высчитать от суммы 20 % НДС:

НДС = НБ × 20 / 100,

где НБ — база по НДС;

20 — налоговая ставка в 2019 году.

Обратите внимание, что в 2018 году ставка НДС равнялась 18 %, а расчет НДС с 1 января 2019 года ведется по ставке 20 %.

В декабре 2018 года и с января 2019 года налогоплательщикам следует следить за используемыми ставками, так как НДС 20 % применим только к продукции, отгрузка которой осуществлена в 2019 году, при этом не имеет значения дата подписания договора. Если договор заключается в 2018 году, пропишите в нем налоговые ставки 18 и 20 % для включал действующую на тот момент ставку, заключите с контрагентом дополнительное соглашение, в котором укажите отгрузку по ставке налога 20 %.

Отметим, что возврат в 2019 году товара, который отгрузили в 2018 году, производится по ставке отгрузки — 18 %. При этом продавец должен представить скорректированный счет-фактуру.

Сдайте декларацию НДС без ошибок и расхождений

Контур.Экстерн проверит, что декларация заполнена корректно и отсутствуют расхождения в данных с вашими контрагентами. Вы отчитаетесь по НДС за несколько кликов.

Порядок возмещения НДС из бюджета

Действующим законодательством закреплены два способа, применив которые, возможно возместить НДС:

  1. обычный (общий) — возмещение НДС осуществляется по итогам камеральной проверки (ст. 176 НК РФ);
  2. заявительный — возврат налога происходит при определенных обстоятельствах до завершения камеральной проверки (ст. 176.1 НК РФ).

Обычный (общий) порядок возмещения НДС

Налогоплательщик может вернуть НДС из бюджета в случае превышения по окончании налогового периода сумм вычетов над суммой рассчитанного в общем порядке НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Возврат налога в большинстве случаев осуществляется в обычном порядке, который предполагает следующие действия (ст. 176 НК РФ):

  1. Налогоплательщик сдает в ИФНС декларацию по НДС и заявление на возмещение налога.
  2. Налоговая служба проводит камеральную проверку, в ходе которой проявляет наличие нарушений требований НК РФ и, если необходимо, запрашивает подтверждающие расчеты налогоплательщика документы.
  3. Если нарушений не обнаружено, в семидневный срок по завершении проверки налоговая служба принимает решение возместить НДС.
  4. Если в ходе проверки обнаружены нарушения, инспектор налоговой службы в течение 10 дней после проверки оформляет акт. Акт и документы, подтверждающие налоговое нарушение, в пятидневный срок вручаются налогоплательщику, у которого есть 15 дней на подачу возражений в письменной форме.
  5. По истечении срока подачи возражений руководитель ИФНС или его заместитель должны рассмотреть материалы проверки и решить, возмещать или нет НДС (его часть). Принятое решение в письменной форме отправляется налогоплательщику в пятидневный срок.
  6. Если налоговая инспекция принимает положительное решение, деньги возвращаются налогоплательщику на расчетный счет при условии, что у него нет задолженности по федеральным налогам и другим сборам. Иначе суммы автоматически будут зачтены в счет недоимок.

Отметим, что возврат НДС не позднее пяти дней с момента, как ИФНС приняла соответствующее решение, осуществляет казначейство. Если указанный срок будет нарушен, налогоплательщик получит процент за просрочку по действующей ставке рефинансирования.

Заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС

Возместить НДС можно не только в обычном порядке, но и в заявительном или ускоренном (ст. 176.1 НК РФ).

Ускоренным порядком могут воспользоваться не все налогоплательщики, а только попадающие в указанные ниже категории:

1. Компании и ИП, перечислившие совокупно в бюджет НДС, акцизы, налоги на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) на сумму не менее 2 млрд рублей за три календарных года, идущих перед годом реализации права ускоренного возмещения налога. Для таких налогоплательщиков заявительный порядок действует, если они существуют минимум три года на момент представления декларации.

2. Компании и ИП, которые кроме декларации по НДС, позволяющей возместить налог, представили банковскую гарантию. В данной ситуации банковская гарантия представляет собой обязательство банка заплатить за налогоплательщика возмещенный (зачтенный) ускоренным способом налог по первому требованию ИФНС, если решение о возврате (зачете) НДС отменят согласно правилам ст. 176.1 НК РФ.

Отметим, что выдается банковская гарантия только банком, соответствующим требованиям ст. 74.1 НК РФ. Такая гарантия должна действовать в течение 10 месяцев от подачи декларации по НДС, позволяющей возместить налог, а ее сумма должна быть достаточной для возврата в бюджет возмещаемого НДС. При этом банк, гарантирующий исполнение перечисленных обязательств, самостоятельно в течение суток с момента выдачи банковской гарантии уведомляет об этом факте ИФНС налогоплательщика.

3. Компании и ИП, которые выступают резидентами территории опережающего социально-экономического развития или резидентами свободного порта Владивосток и с декларацией по НДС подали договор поручительства управляющей компании. Указанный договор предусматривает, что, если в течение 15 дней с момента получения требования от ИФНС налогоплательщик не вернул в бюджет возмещенный ему НДС, возврат в полном объеме осуществит управляющая компания.

Действующим законодательством предусмотрены следующие требования к поручителям:

  • это должна быть российская компания;
  • общая сумма НДС, акцизов, налогов на прибыль и на добычу ископаемых (без учета налогов, уплаченных в качестве налоговых агентов и в связи с вывозом продукции за границу) составляет не менее 2 млрд рублей. Сумма перечисленных налогов считается за три года, идущих перед годом представления заявления о заключении договора поручительства;
  • по действующим договорам поручительства сумма обязательств поручителя составляет не более 50 % чистых активов поручителя по состоянию на 31 декабря предшествующего года;
  • поручитель не осуществляет процесс реорганизации (ликвидации);
  • поручитель не находится в процессе банкротства;
  • у поручителя нет задолженности по налоговым платежам.

Перечисленные выше налогоплательщики, чтобы ускоренно возместить НДС, должны в пятидневный срок после представления декларации подать в ИФНС заявление.

Получив заявление, налоговый орган имеет пять дней, чтобы проверить права налогоплательщика на возмещение НДС заявительным способом и наличие у него недоимок по налогам. По окончании этого срока выносится решение о возврате налога в ускоренном порядке или об отказе возместить налог. В течение пяти дней ИФНС должна сообщить налогоплательщику свое решение.

Если решение положительное, то на следующий рабочий день после его принятия ИФНС направляет в казначейство поручение возместить налогоплательщику налог по указанным реквизитам. У казначейства есть пять дней на выполнение поручения. В случае задержки налогоплательщику положена компенсация в виде процентов, рассчитываемых исходя из действующей ставки рефинансирования за каждый просроченный день.

Если по итогам проверки нарушения не обнаружены и если налогоплательщик с декларацией представлял банковскую гарантию, ИФНС в семидневный срок направит соответствующее решение налогоплательщику, а на следующий день — заявление в банк об освобождении от обязательств по банковской гарантии. В ситуации с договором поручительства ситуация аналогична.

Если налогоплательщик получил отказ в возврате НДС ускоренным способом, ИФНС проводит камеральную проверку в порядке и в сроки, прописанные в ст. 176 НК РФ. По итогам проверки составляется акт, его вместе с возражениями налогоплательщика, при наличии таковых, рассматривает руководитель ИФНС или его заместитель, который в пятидневный срок направляет письменную форму принятого решения налогоплательщику. Одновременно с решением налогоплательщик получает требование вернуть возмещенный ускоренным способом НДС и проценты на сумму возмещения в размере двойной ставки рефинансирования.

Причины, по которым налоговый орган может отказать в возврате НДС

Как говорилось ранее, чтобы вернуть НДС, налогоплательщик должен применять ОСНО, перечислять в бюджет НДС и иметь подтверждающие документы на «входящий» и «исходящий» налог.

Возмещение НДС из бюджета напрямую связано с суммами налоговых вычетов, потому компании и ИП должны следить за безопасной долей вычетов по НДС. Что это за доля? В общем виде она представляет собой максимально допустимый процент налога, который налогоплательщики могут вернуть из бюджета, не рискуя привлечь внимание проверяющих. Этот процент определяет ФНС и публикует на официальном портале nalog.ru в ежегодном отчете по форме 1-НДС.

По информации ФНС в IV квартале 2018 года безопасный вычет по НДС составлял 86,9 %. По итогам I квартала 2019 года в среднем по стране процент увеличился до 89,2 %.

Компании или ИП, чтобы не ошибиться с суммой возмещения НДС в 2019 году и правильно посчитать долю вычетов по НДС, нужно использовать декларацию по форме КНД 1151001 (применяется с 2019 года) и следующую формулу:

Доля вычетов по НДС налогоплательщика = Сумма заявленного вычета по НДС (стр. 190 разд. 3 декларации) / Сумма НДС к уплате с учетом восстановленных сумм (стр. 118 разд. 3 декларации).

Пример. ООО «Солнышко» за I квартал 2019 года реализовало продукции на общую сумму 250 000 руб. (в т. ч. НДС — 41 667 руб.). Закупочная цена продукции составляла 195 000 руб. (в т. ч. НДС — 32 500 руб.). Указанные операции отразятся в учете компании так:

Из приведенных данных следует, что к уплате останется НДС в сумме 9 167 руб.

Сумма налога к вычету: 32 500 / 41 667 = 78 %.

Итого к вычету заявлено 78 % налога, при том что допустимая величина на I квартал 2019 года равна 89,2 %. Значит, поводов для беспокойства у компании нет.

Кроме общероссийской доли безопасного вычета, ФНС представляет информацию по регионам. Для конкретного региона рассчитать безопасную долю вычетов по НДС можно по формуле:

Доля вычета по НДС по конкретному региону = Сумма вычетов по региону (стр. 210 формы 1-НДС по региону) / Налог к начислению (стр. 110 формы 1-НДС по региону).

Отметим, что указанная формула вычета НДС применима только по отношению к налогоплательщикам, которые не занимаются экспортом.

Пример. ООО «Ястреб» зарегистрировано в Ростовской области. По итогам 2018 года компания должна перечислить в бюджет с учетом восстановленного НДС 110 тыс. руб. Налоговый вычет за этот же период равен 98 тыс. руб. Каков размер доли вычета НДС за IV квартал 2018 года для компании?

Подставив в формулу известные данные, получим:

98 000 / 110 000 = 89,09 %

По НДС безопасный вычет на IV квартал 2019 года для Ростовской области составил 92,02 %. Отсюда следует, что компания не превысила допустимый порог и не оказалась в зоне налогового риска.

Что делать, если доля вычета все-таки превысила порог безопасности? Сразу отметим, что при рассмотрении налогоплательщиков в качестве потенциальных объектов проверок налоговая инспекция использует ряд критериев. И безопасная доля вычетов по НДС только один из них. Поэтому выход за установленные рамки не означает автоматическое попадание в план проверок. Как и точное попадание в безопасную зону не гарантирует, что налогоплательщик не привлечет внимание ИФНС по другим критериям.

Если говорить о компаниях, которые возмещают НДС при экспорте продукции, то здесь действует особый порядок для налогоплательщиков, вывозящих сырьевую и несырьевую продукцию: делают вычет НДС по-разному и в различные периоды.

При экспорте несырьевой продукции вычет НДС не зависит от подтверждения ставки по налогу и отражается в декларации после принятия продукции на учет и получения счета-фактуры.

Компании — экспортеры сырьевой продукции заявляют вычет НДС в декларации, составленной за период, в котором собраны подтверждающие экспорт документы (ст. 165 НК РФ).

По итогам камеральной проверки декларации с НДС к возмещению, инспекция принимает два решения: одно относительно привлечения к ответственности, второе – относительно возмещения налога.

Момент для иска

Для первого Налоговый кодекс предусматривает обязательное досудебное административное обжалование в Управление ФНС, для второго – нет. Это, казалось бы, означает, что с заявлением о признании недействительным отказа инспекции возместить налог можно идти в суд сразу после того, как содержащее его решение получено. Однако здесь необходимо учитывать весьма неоднозначную позицию Высшего Арбитражного Суда, высказанную им недавно в определении от 31 мая 2010 г. № ВАС-5647/10. Надзорная инстанция поддержала судей, которые не стали рассматривать заявление о признании незаконным отказа инспекции в возмещении, сославшись на то, что решение об отказе предварительно не было обжаловано в Управление налоговой службы.

Обращение в арбитражный суд для желающего получить возмещение налогоплательщика становится неизбежным, если Управление ФНС в ответ на его апелляционную жалобу подтверждает законность и обоснованность решения относительно привлечения к ответственности.

Вероятность судебного разбирательства нельзя исключать и на стадии камеральной проверки – когда она чрезмерно затянута. В этом случае в суде обжалуют бездействие инспекции. Если уже после начала судебного процесса инспекция все-таки вынесет решение, отказав в возмещении НДС, то разбирательство дела не прекратится, а превратится в спор о возмещении налога (подобно об этом мы рассказывали в июльском номере «Расчета» на стр. 64).

Наконец, налогоплательщик вправе обратиться в суд с требованием возвратить излишне уплаченный НДС, не обжалуя при этом ни одно из вынесенных по итогам камеральной проверки решений. Это можно сделать в любой момент в течение срока давности, предусмотренного пунктом 3 статьи 79 Налогового кодекса – три года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение налога (п. 1 постановления Пленума ВАС от 18 декабря 2007 г. № 65, определения ВАС от 27 февраля 2007 г. № 16367/06, от 1 сентября 2008 г. № 10902/08, от 25 марта 2010 г. № ВАС-748/10).

Что потребовать

Существенное значение имеет характер тех требований, которые налогоплательщик обратит к суду. В частности, он может сформулировать просьбу имущественного характера – возместить сумму НДС из бюджета, а может предъявить неимущественные требования, то есть попросить признать вынесенные по итогам «камералки» решения инспекции недействительными (или бездействие налогового органа – незаконным, если обращение в суд вызвано затягиванием камеральной проверки). В зависимости от вида требования будут различаться и правила обращения в арбитраж, и формулировки в вынесенном судом решении.

Первое отличие заключается в том, что, заявляя имущественное притязание, налогоплательщик вправе не соблюдать досудебный порядок урегулирования спора. А оспаривая решение инспекции относительно привлечения к ответственности, он обязан до обращения в суд подать апелляционную жалобу на это решение в Управление ФНС (как было сказано выше, обжалование решений об отказе в возмещении НДС является исключением и соблюдения процедуры досудебного урегулирования спора не требует).

В рамках имущественных требований вопрос о законности принятого налоговым органом решения остается за пределами судебного разбирательства. Он не является предметом дела, и по этой причине не требуется подтверждения того, что налогоплательщиком был соблюден досудебный порядок. Предметом арбитражного дела будет являться просьба налогоплательщика удовлетворить его право на возмещение налога. Тем самым приблизительно на полтора-два месяца (именно столько на практике приходится ждать ответа на апелляционную жалобу от УФНС) сокращается время ожидания возврата НДС. Преимущества такой временной оптимизации очевидны в случае, если, исходя их характера разногласий с инспекцией и обстоятельств спора, у налогоплательщика есть отчетливое понимание бесперспективности обжалования ее решения в вышестоящее управление налоговой службы.

Складывающаяся арбитражная практика подтверждает право налогоплательщика обратиться в суд именно с просьбой возместить НДС без административного обжалования принятых в отношении него решений инспекции. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа отмечает, что реализация предусмотренного права на получение налогового вычета не ставится в зависимость от предварительного оспаривания ненормативных актов налогового органа об отказе в возмещении НДС (постановления ФАС Московского округа от 17 июня 2010 г. № КА-А40/4524-10-П). К аналогичным выводам пришли и кассационные суды других округов (см., в частности, постановления ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2009 г. № А56-30478/2009, ФАС Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4475/08-С2, ФАС Поволжского округа от 23 июня 2009 г. № А12-17475/2008).

Вместе с тем в некоторых судебных решениях можно встретить мнение о том, что для требований о возмещении НДС из бюджета предусмотрен особый досудебный порядок урегулирования спора – в виде подачи в инспекцию заявления о возврате или зачете налога. В настоящий момент такая практика имеет место в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа (см., в частности, постановления от 15 июня 2009 г. по делу № А32-12767/2008-3/165 и от 13 августа 2009 г. по делу № А32-26236/2008-3/422), о принятии подобных решений в остальных округах нам неизвестно. По мнению этого суда, отсутствие в материалах дела подтверждения того, что налогоплательщик обращался к инспекции с просьбой вернуть или зачесть налог, означает несоблюдение претензионной процедуры и в силу пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса влечет оставление заявления налогоплательщика без рассмотрения. Мы считаем подобный подход необоснованным, поскольку закон не предусматривает подачу заявления о возврате или зачете НДС при наличии решения инспекции об отказе в его возмещении. Не относит он это действие и к досудебному порядку урегулирования спора. Однако там, где подобная практика уже сложилась, мы рекомендуем после получения решений об отказе в возмещении НДС все же подавать заявления о возврате налога. Это позволит устранить риск отрицательного исхода дела по такой формальной причине.

Второе отличие – размер государственной пошлины. За оспаривание в суде каждого из решений налоговой инспекции организации должны заплатить две тысячи рублей (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК). Если же налогоплательщик заявляет требование имущественного характера (о возмещении из бюджета НДС), то госпошлина составит определенный процент от спорной суммы налога (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 и подп. 5 п. 1 ст. 333.22 НК). При этом максимальная ее величина ограничена 200 тысячами рублей. А в случае положительного для налогоплательщика исхода спора он получает уплаченную им при обращении в суд пошлину обратно (ч. 1 ст. 110, ст. 112 АПК).

Третье отличие – сроки обращения в арбитражный суд. Оспаривая решение инспекции относительно привлечения к ответственности и/или об отказе в возмещении НДС, налогоплательщик вправе подать заявление в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав (ч. 4 ст. 198 АПК). Cрок подачи заявления c требованием о возмещении налога составляет три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате НДС (п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 НК, п. 1 постановления ВАС от 18 декабря 2007 г. № 65).

Сколько решений обжаловать?

Обращаясь в арбитражный суд с неимущественными требованиями, налогоплательщик может оспорить как два решения одновременно (относительно привлечения к ответственности и об отказе в возмещении НДС), так и какое-либо одно из них.

В своей практике мы руководствуемся целесообразностью обжаловать оба решения, поскольку они в равной степени ущемляют права налогоплательщика. Особенностью данных решений является то обстоятельство, что сам отказ в возмещении НДС содержится в одном решении, а основания для этого отказа приводятся налоговым органом в другом – относительно привлечения к ответственности (подробнее об этом мы рассказывали в июльском номере «Расчета» на стр. 67).

Практике известны случаи, когда налогоплательщики оспаривали в суде только отказ Управления ФНС в удовлетворении их апелляционных жалоб на решение инспекции относительно привлечения к ответственности. Таким образом, само это решение оказывалось вовсе исключенным из предмета судебного разбирательства. По такому пути шли, как нам видится, по прежней памяти, с тех времен, когда можно было оспаривать не только решения и действия (бездействие) налоговых органов, но и решения Управлений тогда еще МНС и самого министерства, принятые в ответ на жалобы налогоплательщиков. В итоге подобная практика была признана злоупотреблением процессуальными правами, поскольку позволяла налогоплательщикам искусственно менять подсудность налогового спора (см., в частности, постановления ФАС Московского округа от 20 сентября 2004 г., № КА-А40/7727-04 и от 24 марта 2004 г. № КА-А40/207-04). Сложившийся в последние годы подход арбитражных судов к подобного рода обращениям признает их некорректными с процессуальной точки зрения, что влечет отказ в удовлетворении просьб заявителей. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 мая 2009 г. № КА-А40/3572-09 отмечено, что законность решений инспекции могла быть проверена по соответствующему заявлению общества, но не по его заявлению об оспаривании решения Управления ФНС, принятого в ответ на апелляционную жалобу (это решение суд принял с учетом постановления ВАС от 3 февраля 2009 г. № 11346/08, в котором сформулированы аналогичные выводы по таможенному спору).

Судейское слово: о чем оно?

Положительный результат спора для налогоплательщика заключается – прежде всего – в получении реальной возможности зачесть или вернуть налог. В этой связи посмотрим, как он находит свое отражение в судебном решении в зависимости от заявленных требований.

В соответствии c Арбитражным процессуальным кодексом (п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201) суд, признавая оспариваемое решение налоговой инспекции недействительным, а действие или бездействие – незаконным, должен указать на ее обязанность совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. Как пояснил высший арбитраж, применительно к тем делам о возмещении НДС, в которых налогоплательщиком заявлено неимущественное требование, это означает, что суд должен обязать налоговый орган в установленный им срок возместить соответствующую сумму налога (п. 6 постановления ВАС от 18 декабря 2007 г. № 65). Отсутствие подобного указания подтверждает согласие арбитражного суда с правомерностью отказа в возмещении НДС, тогда как само решение и может быть признано недействительным по иным причинам (в частности, в связи с его немотивированностью).

Так, рассматривая спор о признании недействительным решения инспекции, высший арбитраж не согласился с мнением о том, что, обязав налоговиков возвратить НДС, суд вышел за пределы заявленных налогоплательщиком требований. Как отметила надзорная инстанция, суд поступил верно – в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ (определение ВАС от 18 сентября 2009 г. № ВАС-12106/09).

Отметим серьезное отличие этого разъяснения от позиции надзорной инстанции в отношении иных, не связанных с возмещением налога, тяжб по оспариванию решений органов власти. В остальных случаях высший арбитраж считает, что требования о выплате денежных сумм, даже если они заявляются как мера восстановления нарушенных прав по пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, в любом случае носят имущественный характер и требуют уплаты соответствующей государственной пошлины. Как отмечено, в частности, в определении от 25 ноября 2009 г. № ВАС-13085/09, возмещение из бюджета денежных средств должно осуществляться на основании решения суда о их взыскании, а постановление суда, признающее ненормативный акт недействительным (действие или бездействие – незаконным) и обязывающее совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, не может быть связано со взысканием денег. Ранее аналогичный подход арбитражные суды практиковали и в спорах по возмещению НДС. Однако это влекло крайнюю незащищенность налогоплательщиков, поскольку даже в случае выигрыша ими дела инспекции отказывались вернуть или зачесть налог. Налоговики ссылались при этом на то, что в решении арбитражного суда соответствующего предписания нет. Видимо, именно поэтому высший арбитраж и позволил судам применять пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК к делам о возмещении НДС.

Итак, главным для налогоплательщика является даже не признание недействительными принятых по итогам камеральной проверки решений инспекции, а именно формула восстановления его нарушенного права.

По делам, в которых налогоплательщик заявил требование о возмещении НДС, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении требований заявителя (п. 7 постановления ВАС от 18 декабря 2007 г. № 65).

Николай Фрейтак, научный руководитель Российского института налогов и налоговой политики, практикующий адвокат

При некоторых специфических операциях право на возмещение НДС возникает при следующих обстоятельствах:

  • «импортный» НДС можно поставить к вычету и заявить о его возмещении только после того, как на пограничной таможне будет уплачен налог в полном объеме;
  • НДС по нормируемым издержкам можно принять только в границах действующего норматива;
  • при аренде федерального/муниципального имущества налог возмещается после его уплаты в качестве налогового агента.

Какими документами оформляется возмещение НДС

В налоговом законодательстве список обязательной для компенсирования НДС документации не регламентируется. В ФНС по месту регистрации налогоплательщиком подаются следующие бумаги:

  • собственноручно написанное ходатайство о возмещении;
  • декларация (копия) за период, в котором произошло превышение размера вычетов над исчисленной суммой НДС;
  • письмо, где налогоплательщик просит возвратить сумму возмещения на банковский счет, либо произвести зачет компенсируемого НДС в счет имеющейся недоимки по налогу за другие отчетные периоды.

Этот перечень документов является минимальным. Как Процедура возмещения части НДС налогоплательщику – законная операция, которая возникает в случае превышения налога, подлежащего вычету, сумме, исчисленной к уплате. С точки зрения теории, компенсирование НДС из бюджета не должно сопровождаться никакими сложностями. Однако на практике именно с возмещением НДС связано наибольшее число налоговых споров.

С чего начинается процедура возврата НДС

Приобретение товаров для реализации, исходного сырья и материалов, используемых в производстве, получение платных услуг от сторонних организаций – все эти факты экономической деятельности организации дают основание заявить вычет «входящего» НДС. При формировании ежеквартальной декларации эта сумма показывается в строках 120-180 Раздела 3. Помимо вычета НДС по обычной деятельности, субъекты могут выступать в роли налоговых агентов.

Возместить «переплату» по налогу могут хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы, применяющие ОСН, и по налоговому законодательству обязанные уплачивать НДС.

Условия для возмещения НДС

Для благополучного совершения операции возмещения необходимо выполнение ряда обязательных условий:

  • полученные активы (услуги, товары, материалы) должны быть отражены в учетных регистрах;
  • документальное обоснование поступления сопровождается правильно заполненным счетом-фактурой;
  • продукция, НДС по которой заявлен к вычету, не входит в перечень освобожденных от налога товаров.

Как правило, налоговики затребуют первичные документы, обоснующие вычет НДС – «входящие» счета-фактуры, книги покупок и продаж. Кроме того, могут понадобиться банковские выписки, таможенные декларации и договоры с контрагентами.

Важно: условием успешного возмещения НДС является безукоризненное заполнение первичных документов, на основании которых произведен вычет налога.

Обязательная камеральная проверка – условие для возмещения НДС

Самым неприятным для налогоплательщика будет обязательное проведение камеральной проверки, которая продлится, как минимум, три месяца.

В процессе проверки инспектор, в первую очередь, проверяет корректность заполнения налоговой декларации и соответствие данных в отчете первичной документации. При возникновении сомнений в законности заявляемого возмещения контролирующий орган вправе проводить встречные проверки и запрашивать документы у контрагентов-поставщиков.

Помните: непредставление запрашиваемых при камеральной проверке документов в установленные сроки чревато начислением штрафа. При невозможности обеспечить передачу необходимых бумаг в течение нужного времени налогоплательщику целесообразно подать ходатайство о продлении срока проверки.

Любые ошибки или противоречия, обнаруженные в ходе инспектирования, служат основанием для затребования у налогоплательщика письменных объяснений. На предоставление пояснительной записки отпущено пять дней – за этот период предприятие обязано обосновать и подтвердить право на налоговый вычет либо скорректировать декларацию по НДС.

Завершение проверки

По результатам проведенных сравнительных и проверочных процедур налоговая инспекция должна составить итоговый документ – акт проверки. В нем должна найти отражение следующая информация:

  • обнаруженные разногласия или ошибки с официальным подтверждением (указанием конкретных первичных документов, в которых выявлены противоречия);
  • удостоверение факта отсутствия каких-либо ошибок при заявлении налогового вычета и соответствующего возмещения НДС;
  • резолютивная часть – заключение о допустимости возмещения налога или мотивированный отказ.

Если проверка прошла без претензий со стороны контролирующей инстанции, то в течение 7 дней сумма возмещенного НДС должна поступить на банковский счет заявителя. Это произойдет, если налогоплательщик изначально ходатайствовал о возврате денег из бюджета. Если же на лицевом счете организации (ИП) зафиксирована недоимка по НДС, сложившаяся в предыдущие отчетные периоды, то возмещенный налог будет перенаправлен на погашение задолженности.

На возврат НДС налоговой инстанции отведен конкретный срок – 12 дней с момента вынесения благоприятного решения. Если за указанный срок бюджетные деньги не поступили на счет заявителя, то он может увеличить свои финансовые требования, подсчитав проценты за просрочку.

Отказ в возмещении НДС

Государство с неохотой возвращает налогоплательщикам деньги из бюджета, поэтому распространенным исходом камеральной проверки является вынесение отказа в компенсировании НДС.

Отказ должен быть четко мотивирован и содержать перечень обнаруженных противоречий или ошибок. Налоговая инстанция по итогам документального контроля может отказать в возмещении полностью или частично. «Сомнительные» суммы, не принятые к вычету, должны быть перечислены в акте.

В случае полной уверенности налогоплательщика в собственной правоте, за ним сохранено право на опротестование результатов налоговой проверки. Необходимо в письменной форме изложить свои возражения по спорным пунктам акта проверки и передать документ в фискальный орган.

Следует знать: налоговая инспекция обязана принять предоставленные возражения налогоплательщика, но вправе не учитывать их при вынесении окончательного вердикта о полном или частичном отказе в компенсации НДС.

Отказ в возмещении налога может быть сопряжен с еще более серьезными последствиями – налоговая инспекция может не принять заявленные вычеты НДС, доначислить налог и соответствующие штрафные санкции.

Апелляция и Арбитраж

При вынесении отказа в возмещении налогового сбора субъект предпринимательства может защитить свои права. Алгоритм действий налогоплательщика выглядит следующим образом:

  • подача заявления (апелляционной жалобы) в головную инспекцию ФНС с опротестованием итогов проверки и отказа в возврате НДС;
  • при подтверждении отказа – подача иска в Арбитражный суд.

Арбитражные суды в последние годы стали более лояльными к налогоплательщикам. Если не просматриваются явные признаки незаконного возмещения НДС и отказ налогового органа носит формальный характер, то у заявителя есть шанс добиться возврата налога через суд.

Однако до начала рассмотрения налогового спора в суде организации необходимо предпринять следующие меры:

  • проверить корректность полученных от контрагентов счетов-фактур и их соответствие исходным приходным документам;
  • при наличии льготного режима (обложение по ставке 0% или освобождение от НДС) обеспечить разделительный учет операций – по общему порядку и по привилегированному регламенту;
  • провести проверку контрагентов, по документам которых заявлен налоговый вычет, на предмет добросовестности – получить выписку ЕГРЮЛ, копии уставной документации и бухгалтерских балансов.

Если судебный орган примет сторону налогоплательщика, то в течение двух месяцев после вынесения положительного вердикта налоговики обязаны вернуть заявителю сумму возмещения. Помимо этого, при подаче иска целесообразно включить в сумму возврата проценты за несвоевременное перечисление денег, издержки на юридические услуги и судебные пошлины.

Исключительный порядок возмещения

Налоговым правом предусмотрена возможность ускоренного проведения процедуры возмещения НДС для отдельного разряда налогоплательщиков. Если в течение последних трех лет организация перечислила в государственную казну 10 миллиардов рублей налоговых сборов, она может претендовать на получение возврата НДС в упрощенном порядке. В течение 5 суток после сдачи налоговой декларации подается заявление о возврате НДС, а еще через 5 дней подразделение ФНС выносит решение о досрочной компенсации налога.

Ускоренное возмещение обеспечивается банковской гарантией, по которой возвращенные налогоплательщику деньги будут перечислены обратно в госбюджет, если результат камеральной проверки будет не в пользу заявителя.

Елизавета Кобрина

Кто может возместить НДС

Если по итогам квартала входной налог окажется больше, чем исчисленный к уплате, компания сможет вернуть разницу между ними — возместить НДС. Такое часто случается с теми, кто в течение квартала продавал меньше, чем покупал, или занимается экспортом.

Вы можете потребовать возмещения в течение трех лет после окончания квартала, в котором вычеты превысили налог к уплате. Выйти за пределы этого срока можно, только если у вас были уважительные причины. Например, ИФНС не выполнила свои обязанности правильно, хотя вы заявили возмещение в срок.

Как возместить НДС из бюджета

Для возмещения налога предусмотрено два варианта: его возврат до или после окончания камералки. В каждом способе есть отличия и нюансы, поэтому рассмотрим оба порядка.

Возмещение НДС в общем порядке

Правила установлены статьей 176 НК РФ. Они действуют на всех налогоплательщиков: продающих товары и в России, и за рубежом.

Чтобы возместить налог в общем порядке, нужно выполнить три условия:

1. Подать в ИФНС декларацию по НДС

Итоговая сумма НДС к возмещению отражается в строке 050 раздела 1 декларации. Чтобы получить размер налога, нужно предварительно заполнить разделы 3–6.

2. Подать заявление о возврате/зачете НДС

Вы можете вернуть налог на расчетный счет или зачесть его в счет будущих платежей. Заявление о возврате подавайте по форме КНД 1150058, о зачете — по форме КНД 1150057.

Заявление лучше подавать одновременно с декларацией — это поможет возместить налог в ускоренном порядке, предусмотренном п. 7–11 ст. 176 НК РФ. Если налоговая примет решение о возмещении, но не получит заявление, она будет действовать в общем порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

3. Пройти камеральную проверку декларации

По стандартным правилам камералка идет два месяца. Но ее могут как сократить, так и продлить. Продление камералки до трех месяцев обычно связано с найденными нарушениями закона. Сокращение проверки до месяца могут получить только некоторые добросовестные налогоплательщики в отношении деклараций, которые подали после 1 октября 2020 за налоговые периоды после III квартала 2020 (письмо ФНС от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129).

Во время камералки налоговая часто запрашивает документы, подтверждающие право на вычеты: счет-фактуры и УПД, первичные документы о постановке на учет; подтверждение нулевых ставок, платежные документы, договоры и пр.

Кроме того, налоговики иногда запрашивают книги покупок и продаж, счета фактуры, аналитические документы, карточки счетов и пр. С такими требованиями соглашаются не все налогоплательщики, поэтому споры доходят до судов. Судебная практика пока неоднозначна. Если вы готовы судиться с налоговой, можно попробовать отказаться от представления документов.

Проверка может завершиться удачно или не очень:

  • Если никаких нарушений не нашли — налоговая решит возмещать ли НДС в течение 7 дней.
  • Если нарушения есть — сразу возмещать налоги не будут. Сначала налоговая составит акт проверки, а затем передаст его вам. Это займет до 15 рабочих дней. Оспорить акт можно в течение месяца.

Итогом всей процедуры будет решение налоговой о возмещении. Она может возместить всю заявленную сумму, возместить частично или полностью отказать(п. 3 ст. 176, п. 1 ст. 101 НК РФ). Итоговое решение налоговая огласит вам в течение пяти дней.

Если вы запрашивали возврат налога, инспекция одобрит его при отсутствии недоимки и направит в казначейство поручение на возврат денег.

Возмещение НДС в заявительном порядке

Порядок возмещения НДС из бюджета

В этой процедуре налог можно вернуть сразу, пока идет камеральная проверка (п. 1 ст. 176.1 НК РФ). Таким способом компании возвращают как весь НДС сразу, так и его часть.

Воспользоваться этим могут:

  1. Организации, которые за 3 предыдущих года перечислили в бюджет не меньше 2 млрд рублей по НДС, акцизам, налогу на прибыль, НДПИ.
  2. Налогоплательщики с банковской гарантией.
  3. Налогоплательщики с поручительством российской организации.
  4. Резиденты особых территорий с поручительством от управляющей компании.

Для каждой группы есть дополнительные условия. Например, стать поручителем может не каждая организация, а только та, которая уплатила 2 млрд рублей налогами в течение предыдущих трех лет. А гарантия от банка с момента подачи декларации НДС должна действовать еще хотя бы 10 месяцев.

Чтобы применить заявительный порядок, подайте заявление в произвольной форме вместе с поручительствами и гарантиями. Это надо сделать в течение пяти дней после подачи декларации или сразу вместе с ней.

Учитывайте, что нужно будет взять на себя обязанность вернуть в бюджет излишне возмещенный НДС, если налоговая отменит свое решение полностью или частично. Так может случиться, если по итогам проверки выяснится, что вы запросили возмещение на большую сумму, чем налоговая одобрила после проверки.

Налоговая возместит налог, только если у вас нет недоимок. Она будет проверять это 5 дней, а потом в течение еще 5 дней сообщит свое решение.

Если вам отказались возмещать налог в порядке ст 176.1 НК РФ, то можно воспользоваться стандартными правилами. В этом случае камералка продолжится автоматически, а после ее завершения налоговая может изменить свое мнение.

Сроки возврата НДС и проценты за просрочку

Если налоговая решила полностью или частично вернуть вам НДС, она сообщает об этом в казначейство, которое вернет налог на расчетный счет в течение пяти дней после получения сообщения от ИФНС. Управление сообщит налоговой, когда и сколько денег перечислило.

Получается, что общий срок для возврата — 12 дней с момента окончания камералки.

Если возврат не уложится в срок, вам заплатят проценты за каждый день просрочки. Их сумму рассчитывают по формуле:

Проценты = НДС в × Дп × Ст / Кд, где:

  • НДС в — налог к возмещению;
  • Дп — количество дней просрочки;
  • Ст — ставка рефинансирования на период просрочки;
  • Кд — количество календарных дней в году.

Эти проценты не нужно учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Пример. Несвоевременный возврат НДС с начисленными процентами

За 1 квартал 2021 года в ООО «Электроник» сумма налоговых вычетов по НДС превысила сумму начисленного налога на 46 000 рублей. Эту сумму «Электроник решил возместить из бюджета, пока НДС за 1 квартал еще не уплачен (до 25 апреля 2021 года). Для этого организация 16 апреля подала в инспекцию декларацию по НДС с налогом к возмещению и заявление о возврате.

Налоговая провела камеральную проверку и решила полностью вернуть налог. Но на расчетный счет организации деньги поступили с опозданием на 6 дней.

Рассчитаем проценты к уплате: 46 000 × 6 × 4,25% / 365 = 32 рубля.

В бухгалтерском учете организация составит следующие проводки:

  • Дт 51 Кт 68 «НДС» — 46 000 — возмещен налог по декларации за 1 квартал 2021.
  • Дт 51 Кт 76 — 32 рубля — получены проценты за несвоевременный возврат возмещаемого налога.
  • Дт 76 Кт 91-1 — 32 рубля — учтены проценты за несвоевременный возврат

Почему в возмещении могут отказать

Налоговая отказывает по разным причинам. Чаще всего ими становятся:

  • нехватка документов, подтверждающих вычеты, ошибки или недопустимые исправления в них;
  • пропуск срока — декларация подана спустя более трех лет с окончания соответствующего квартала;
  • мнение налоговой о необоснованности возмещения.

Точную причину своего отказа налоговая сообщит вам в решении, которое составит после проверки декларации. Если вы не согласны, можно обратиться к вышестоящим органам налоговой службы или в суд.

Ведите учет НДС в Контур.Бухгалтерии. Учитывайте входной налог и налог к уплате, составляйте декларации и обменивайтесь с налоговой электронной отчетностью. Также в сервисе можно проводить расчеты с сотрудниками, заводить первичку, проверять контрагентов и получать консультации экспертов. Все новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.

Читайте также: