Облагается ли создание сайтов ндс

Опубликовано: 02.05.2024

Костакова Е. В.

Какие услуги облагаются НДС

Облагаются НДС услуги, оказанные иностранными компаниями через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет, если местом реализации этих услуг признается территория РФ.

Перечень таких услуг — закрытый (п 1 ст. 174.2 НК РФ). Уплачивать НДС должны компании, если они предоставляют следующие услуги:

  • продают компьютерные программы, приложения, игры, базы данных и обновления к ним;
  • проводят онлайн-аукционы;
  • продают рекламные услуги в интернете и предоставляют рекламные площадки;
  • предоставляют платформы для размещения предложений о продаже товаров и услуг; оказывают услуги хостинга;
  • обеспечивают хранение данных;
  • регистрируют домены;
  • продают права на цифровые книги, музыку, аудиовизуальную продукцию, графические изображения;
  • администрируют информационные системы и сайты в интернете;
  • обеспечивают хранение и обработку информации, при условии, что предоставивший информацию имеет к ней доступ через интернет;
  • осуществляют поиск и представляют заказчику информацию о потенциальных покупателях;
  • обеспечивают доступ к поисковым системам в интернете;
  • предоставляют статистику посещаемости сайтов.

Каким образом определяется место реализации услуг

Местом реализации услуг в электронной форме признается территория РФ, если выполняется хотя бы одно из условий:

  • местом жительства покупателя является РФ;
  • банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, находится на территории РФ;
  • IP-адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;
  • номер телефона покупателя имеет международный код (+7).

Что не облагается налогом на Google

Существует перечень услуг, которые освобождены от обложения НДС:

  • товар или услуга заказываются через интернет, а поставка осуществляется без его использования;
  • компьютерные программы, в том числе игры и базы данных продаются на материальных носителях (софт в коробках);
  • услуги по предоставлению доступа к Интернету;
  • консультационные услуги, оказанные по электронной почте.

Льготы по НДС сохраняются при передаче неисключительных прав на компьютерные программы (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, п. 1 ст. 1235 ГК РФ). То, что льгота сохранилась, означает, что не только российские, но и иностранные организации вправе ее применять. Если иностранная компания зарегистрируется в России для уплаты налогов, она будет пользоваться льготой и сможет не платить НДС. Это не действует на рекламные услуги, услуги интернет-платформ, услуги хостинга. Они облагаются НДС по правилам статьи 174.2 Налогового кодекса.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Кто должен платить налог на Google

Порядок администрирования исчисления и уплаты налога иностранными организациями, оказывающими электронные услуги на территории РФ, зависит от категории покупателя таких услуг и участия или неучастия в расчетах с покупателем посредников.

1 вариант. Продажа электронных услуг организациям или ИП

Если иностранная компания оказывает электронные услуги юридическим лицам и ИП, состоящим на учете в российских налоговых органах, порядок налогообложения таких услуг не отличается от порядка налогообложения иных услуг, оказываемых иностранными компаниями на территории РФ. Обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на потребителей. Они обязаны удержать НДС из денег, которые выплачивают иностранному продавцу, и перечислить налог в бюджет.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации услуг на территории РФ, как сумма дохода от реализации электронных услуг с учетом налога.

Исчисленный по расчетной ставке налог подлежит перечислению в бюджет при каждой оплате иностранному лицу. Одновременно с платежным поручением в пользу иностранного контрагента налоговым агентом должно представляться платежное поручение на перечисление в бюджет удержанного из перечисляемой суммы налога.

В противном случае банкам запрещено производить перевод средств в пользу иностранца. Налоговая декларация представляется один раз в квартал.

Российская организация (ИП) становятся налоговыми агентами, если:

  1. Приобретают у иностранных поставщиков (посредников) электронные услуги, местом реализации которых признается территория РФ.
  2. Продают на территории РФ электронные услуги иностранной компании в качестве посредника и при этом участвуют в расчетах с покупателем. Т.е. получают выручку непосредственно от него и перечисляют ее нерезиденту или другому посреднику.

Порядок расчета НДС при покупке онлайн-услуг

Налоговая база — стоимость услуг с учетом НДС.

На дату перечисления иностранному контрагенту платы (предоплаты) за услуги, налоговый агент из этой суммы должен удержать НДС по ставке 18/118 и уплатить его в бюджет.

Если в договоре с иностранной компанией не предусмотрен НДС, подлежащий уплате в российский бюджет, налоговый агент сам увеличивает стоимость услуг на сумму НДС и уплачивает налог за счет собственных средств.

Налоговый агент составляет счет-фактуру в 1 экземпляре и вправе принять перечисленный НДС к вычету.

Все налоговые агенты — российские организации должны сдавать декларацию по НДС (по традиционной форме) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом

В декларации агент заполняет раздел 2, указав в нем, в частности:

  • в строке 060 — сумму НДС, которую нужно перечислить в бюджет;
  • в строке 070 — код операции (из разд. IV Приложения № 1 к Порядку заполнения декларации. Например, при покупке иностранных интернет-услуг нужно указать код 1011712, а при посреднической продаже услуг — код 1011707).

2 вариант. Продажа услуг через посредника

Если деятельность по оказанию электронных услуг организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется с участием в расчетах посредника, то налоговым агентом признается такой посредник. Налоговым агентом признается та организация (индивидуальный предприниматель), которая осуществляет расчет непосредственно с покупателем, т.е. «последний посредник».

Исчисление и уплата налога налоговым агентом-посредником производятся с учетом особенностей. Налоговая база определяется на последний день того налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) электронных услуг, а налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

3 вариант. Продажа электронных услуг физическим лицам

При оказании электронных услуг физическим лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, порядок налогового администрирования зависит от того, осуществляется расчет с физическими лицами-покупателями непосредственно иностранной организацией или с участием посредника.

При оказании услуг с участием в расчетах посредника обязанности по исчислению и уплате налога возлагаются на такого посредника, признаваемого налоговым агентом, и налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения налоговой базы при оказании электронных услуг организациям и ИП с участием в расчетах посредников.

Если потребителем электронных услуг иностранной компании являются физические лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве ИП, и при этом расчет с ними осуществляется непосредственно иностранной компанией-поставщиком таких услуг — обязанности по исчислению и уплате налога полностью ложатся на иностранного поставщика.

Иностранные организации признаются налоговыми агентами при оказании физическим лицам услуг в электронной форме, если являются:

  • посредниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги
  • при условии участия в «цепочке» нескольких посредников, налоговым агентом признается «последний» в «цепочке» посредник, который осуществляет предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги.

Если иностранная организация оказывает IT-услуги физическим лицам, то она обязана уплачивать НДС в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма НДС определяется по расчетной ставке 15,25%.

Налоговая база при оказании электронных услуг определяется расчетным путем, как стоимость услуг (с учетом НДС) исходя из фактических цен их реализации.

Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг.

Стоимость услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг.

Право на вычеты по НДС иностранные исполнители не имеют. Поэтому им не требуется составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Иностранная IT-компания должна встать на налоговый учет и представлять в налоговый орган декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, через личный кабинет налогоплательщика (за I квартал 2017 года — до 25 апреля 2017 года), документы (информацию), сведения, предусмотренные нормами, через личный кабинет налогоплательщика или, в случае невозможности представить через личный кабинет, в электронной форме по каналам ТКС через оператора электронного документооборота.

Декларирование

Форма декларации по НДС, уплачиваемому иностранной организацией, оказывающей IT-услуги, утв. Приказом ФНС России от 30.11.2016 № ММВ-7-3/646@ и состоит из трех частей:

  • разд. 1 — отражается сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет;
  • разд. 2 — показывается расчет этой суммы налога;
  • разд. 3 — приводятся сведения (информация) об услугах, оказываемых иностранными организациями в электронной форме, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от него).

Декларация представляется иностранными организациями через личный кабинет.

С 2017 года действует порядок обложения НДС электронных услуг, оказываемых через интернет (Федеральный закон от 03.07.16 г. № 244-ФЗ).

Закон вводит новое понятие — электронные услуги. Приведенный в нем список таких услуг пополнит перечень облагаемых НДС операций.

Закон устанавливает порядок налогообложения операций по реализации этих услуг физическим лицам на территории РФ иностранными компаниями, не имеющими филиалов или представительств на территории РФ.

В отличие от обычных операций реализации при безвозмездности НДС возникать не будет. Налоговая база по электронным услугам исчисляется исходя из цены фактической реализации.

Как представительству иностранной компании не стать постоянным

Оказание электронных услуг

До сих пор в налоговом законодательстве не было понятия электронных услуг. Передача исключительных прав, в том числе на программы для ЭВМ, базы данных, не облагается НДС. Как и передача прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ). Основываясь на этой норме, продавцы услуг, перечисленных в законопроекте, не начисляли при реализации НДС.

Поворотным моментом можно считать отказное определение (от 30.09.15 № 305-КГ15-12154) Верховного суда РФ по делу ООО «Мэйл. РуГеймз» (г. Москва). Арбитры поддержали решения трех нижестоящих инстанций. Компания — владелец интерактивных многопользовательских компьютерных онлайн-игр, размещенных на сайтах в интернете, проиграла дело.

Суть дела такова. Физические лица на основании лицензионного договора бесплатно получали допуск и право пользования играми. Но дополнительный функционал игры могли использовать уже только за плату. Налоговики и суды решили, что это дополнительная услуга. Она не подпадает под освобождающую от НДС норму. И поскольку покупатели услуг находятся на территории РФ, то компании доначислили НДС по ставке 18 процентов.

Как выбрать юрисдикцию для регистрации дружественного иностранного перевозчика

Перечень электронных услуг

Закон определил перечень электронных услуг. Под электронными услугами понимается широкий круг действий и операций в сети «Интернет», перечень которых приведен в новой статье 174.2 НК РФ. Облагаться НДС будут:

— предоставление прав и доступа, включая удаленный, к компьютерным играм, базам данных, иным программам, обновления их и дополнительные функциональные возможности;

— размещение предложений о приобретении и реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав;

— организация и предоставление места на торговых интернет-площадках;

— создание веб-страниц, сайтов и иных способов присутствия в интернете, а также поддержание их работы;

— администрирование информационных систем;

— предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

— хранение и обработка информации, к которой ее пользователь имеет доступ через интернет;

— использование электронных книг, музыки, видео;

— доступ к поисковым сетевым системам;

— ведение статистики на сайтах.

Это не полный список.

Житель России может через интернет вести деятельность за ее пределами. Закон вносит поправки в статью, которая определяет место реализации услуг (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если физическое лицо — покупатель услуг не является предпринимателем, то для целей новой статьи его место жительства не единственный критерий. Закон будет считать, что такое лицо осуществляет деятельность на территории РФ, если соблюдается хотя бы одно условие:

— место жительства покупателя — РФ;

— оплата проводится через банк или оператора электронных денежных средств, который находится в РФ;

— сетевой адрес покупателя зарегистрирован в РФ;

— международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

Таким образом, под налогообложение подпадут и те услуги, которые будут приобретаться россиянами за рубежом, если оплата пройдет через российский банк.

Сингапур – выгодная альтернатива европейским низконалоговым юрисдикциям

Иностранные IT-компании

Иностранные IT-компании будут обходиться без налоговых агентов. Реализации законопроекта мешало бы и отсутствие механизма удержания налога. Это следует из определения институтов «налогоплательщик», «налоговый агент», «место реализации», «постановка на налоговый учет».

Иностранные компании признаются плательщиками НДС в случае реализации товаров, работ, услуг на территории РФ (п. 1 ст. 143, п. 2 ст. 11 НК РФ). Но при этом обязанность по уплате налогов за них исполняют налоговые агенты (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В отношении НДС налоговым агентом выступает зарегистрированное в налоговых органах РФ в качестве плательщика НДС лицо. Но в статье 143 НК РФ из физических лиц к налогоплательщикам отнесены только индивидуальные предприниматели. А значит, простые физические лица не могут быть налоговыми агентами по НДС.

Поэтому возник вопрос о том, каким образом удерживать НДС со стоимости IT-услуг. Понятно, что нельзя обязать пользователей интернета подавать расчеты за всех виртуальных поставщиков. Законопроект предусматривает, что они будут отчитываться сами.

В течение 30 дней после вступления в силу иностранные лица, подпадающие под новые нормы, должны подать заявление о постановке на учет в налоговом органе. Как постановка на учет, так и взаимодействие с иностранными компаниями будет осуществляться в электронной форме через сайт ФНС России. Соответствующие изменения внесены в часть первую Кодекса.

Такие иностранные компании не заставляют составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания IT-услуг. Но сами будут исчислять по ставке 15,25 процента налог и до 25-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивать его в бюджет РФ. Они обязаны также предоставить декларации в те же сроки, что и российские налогоплательщики. Если иностранная компания не захочет действовать сама, то может работать через посредников и агентов. Они будут выступать тогда по общим правилам как налоговые агенты.

В целях налога на прибыль у иностранной компании постоянное представительство из-за продажи на территории РФ электронных услуг не возникает.

image_pdf
image_print

Налоговым законодательством России предусмотрен ряд послаблений, цель которых – стимулировать развитие высоких технологий. Например, для IT-компаний, удовлетворяющих определенным требованиям, понижена ставка страховых взносов. Кроме того, на уровне регионов может быть установлена льготная ставка по налогу в связи с применением УСН. Весомой льготой для высокотехнологичных компаний является освобождение от уплаты НДС на основании подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.

Не все то золото.

Последней льготой довольно часто пытаются воспользоваться компании, разрабатывающие программное обеспечение для заказчика. Однако налоговые органы в этом отказывают и нередко выигрывают споры в арбитражных судах.

Дело в том, что налогоплательщики зачастую неточно трактуют норму подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Она гласит, что под освобождение от НДС попадает реализация исключительных прав на программы, база данных, ноу-хау, полезные модели, изобретения и прочие аналогичные результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, из-под налогообложения выведена передача прав на использование указанных выше разработок по лицензии. А вот создание программного обеспечения (ПО) как таковое, по мнению ФНС и многих судов, является оказанием услуги или выполнением работы, но не передачей прав на результаты интеллектуальной деятельности. Следовательно, такие операции подлежат обложению НДС, что соответствует позиции Минфина (письмо от 21.10.14 № 03-07-03/52967).

Аналогичной точки зрения придерживаются и суды. Так, Арбитражный суд Московского округа в постановлении по делу № А40-252272/2015 встал на сторону ФНС. Налогоплательщик настаивал на освобождении от НДС операции по разработке программного обеспечения для сторонней компании, поскольку вместе с самой программой он передал заказчику и права на нее. Но арбитры указали на то, что договор между сторонами предусматривал выполнение работы по заданию заказчика, а не передачу исключительных прав на программу для ЭВМ.

Главное – договор

Однако к такому выводу арбитры приходят не всегда. Решающее значение имеет содержание договора, на основании которого разрабатывается ПО и происходит передача заказчику исключительных прав на него. Например, несколько лет назад судами рассматривалось похожее дело, и тогда арбитры поддержали налогоплательщика.

Стороны заключили три договора на разработку и модификацию программного обеспечения. Договоры носили смешанный характер и были заключены в отношении целого комплекса работ: составления технического задания, разработки и модификации программного обеспечения, выполнения сопутствующих работ. Важно, что каждый из договоров содержал условия, в соответствии с которыми исполнитель передавал заказчику исключительные права на результаты своей интеллектуальной деятельности.

Представители ФНС настаивали на том, что договоры между сторонами носили подрядный характер. Лицензионный договор, предусматривающий передачу исключительных и неисключительных прав, стороны не заключили. Следовательно, оспаривающая налог компания оказала своему контрагенту услугу по разработке и модификации ПО, а такие операции подлежат обложению НДС.

Суд указал, что отношения между сторонами квалифицируются не на основании наименования соглашения, которое они заключили, а на основании его условий. Пусть договоры между заказчиком и исполнителем и не назывались лицензионными, однако они содержали все признаки таких соглашений. В них была выражена воля о передаче прав на исключительное пользование заказчиком результатов интеллектуальной деятельности исполнителя и был описан порядок передачи этих прав.

Более того, по условиям договоров оплата производилась именно за передачу прав на ПО заказчику. И хотя договоры содержали иные предметы, помимо передачи указанных прав (создание ПО и сопутствующие работы), но эти работы отдельно не оплачивались.

Все перечисленные выше обстоятельства дали суду основания квалифицировать отношение между сторонами как договор об отчуждении исключительных прав. Таким образом, суд признал правоту налогоплательщика и правомерность неуплаты им НДС.

Выводы

Итак, для применения льготы, предусмотренной подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ, необходимо тщательно поработать над составлением договора. Хорошо, если он будет именоваться лицензионным, но в любом случае он должен содержать все существенные условия такого договора в соответствии со статьей 1296 Гражданского кодекса.

Главное, что следует детально прописать в договоре – это условия передачи программного обеспечения заказчику и сопутствующий этому переход исключительных и неисключительных прав. При наличии нескольких предметов договора, например, составление техзадания, разработка ПО и передача прав, стоит детально расписать условия каждого из этих предметов/этапов. Обратите внимание, что поскольку указанные налоговые преференции распространяются на передачу прав, то именно с этим процессом должна быть увязана оплата.

Также в договоре следует отметить необходимость обновления или поддержки программного обеспечения. Отметим, что, по мнению ФНС и арбитражных судов, услуги по обновлению или доработке программ под требования заказчика, являются операциями, облагаемым НДС.

CEO S4 Consulting

Айгуль Шадрина, CEO S4 Consulting, рассказывает, какие льготы сможет получить IT-компания в 2021 году, как работать с ними и как это отразится на налоговой нагрузке бизнеса.

Налоговый маневр в IT отрасли

31 июля 2020 года был подписан закон о «налоговом маневре в IT отрасли» (п. 1 ФЗ-265 от 31.07.2020). Этот закон говорит о льготах по налогу на прибыль и страховым взносам, но вводит также ограничение на реализацию ПО и услуг по разработке без обложения НДС. Насчет этого в одно время поднялся большой шум в комьюнити IT-предпринимателей. Однако с НДС не все так просто, мы это разберем ниже.

Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:

15%, как у обычных компаний (пункт 9 (а, б) статьи 2 №102-ФЗ от 01.04.2020). Льгота распространяется на всех сотрудников, от уборщиц до генерального директора.

  • Снижение налога на прибыль до 3% вместо 20% для IT-компаний на общей системе налогообложения.
  • Льгота по освобождению реализации от НДС работает, если организация внесет свое ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
  • Подробнее рассмотрим вопрос с НДС.

    Льгота по НДС регулируется п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До 31.12.2020 формулировка закона позволяет не облагать НДС реализацию от предоставления прав на использование ПО и при продаже исключительных прав на это ПО.

    Карта Edtech - все ведущие игроки сектора в одном месте

    Если перевести на понятный язык, то до 31 декабря 2020 года любая компания, которая разрабатывает программный IT-сервис и предоставляет доступ в этот сервис по лицензионному договору, может не облагать эту реализацию НДС. То же самое касается компаний, которые ведут разработку на заказ, только в их случае нужно передавать исключительные права на использование ПО (по сути передача интеллектуальной собственности).

    С 01.01.2021, чтобы воспользоваться этой льготой, потребуется включить разработанное ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 1 ФЗ-265 от 31.07.2020). Это будет дополнительное бюрократическое препятствие для получения льготы IT-компанией, особенно для компаний, которые осуществляют заказную разработку (аутсорсинг).

    В этом законе отдельно отмечается, что льготой не смогут воспользоваться площадки, которые дают возможность рекламного размещения (например, рекламная площадка желтого поисковика).

    Дополнительные особенности работы с этим «льготным НДС»:

    1. IT-компания, работающая на ОСН (общей системе налогообложения) и реализующая свое ПО с помощью этой льготы без НДС, не сможет принять входящий НДС к вычету, который был направлен на эту реализацию (п. 1 ст. 171 НК РФ, п. 4 ст. 166 НК РФ). Если компания для разработки ПО пользовалась услугами и товарами подрядчиков с НДС, то она не сможет принять к вычету этот НДС от подрядчика.
    2. Однако в этом случае (пункт 1) компания на ОСН сможет учесть размер НДС в стоимости товаров и услуг, тем самым уменьшив налог на прибыль (п.п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Например, компания купила услугу у поставщика на ОСН за 120 рублей, в том числе 20 рублей НДС. Если реализация компании не облагается НДС, то организация примет в расходы 120 рублей (100 рублей стоимость услуг, 20 рублей НДС). Если организация облагает реализацию НДС, то организация примет в расходы 100 рублей (только стоимость товара), а НДС примет к вычету.
    3. Если покупателем IT-компании является компания на ОСН, которая требует входящий НДС, чтобы принять его к вычету, то IT-компания должна выставить реализацию с НДС по 20% ставке. Иначе покупатель не сможет принять НДС к вычету (отсылка к первому пункту).
    4. Если покупателем IT-компании является компания на УСН и IT-компания не будет пользоваться льготой (будет выставлять реализацию с 20% НДС), то в этом случае покупателю не будет выгодно сотрудничать с такой компанией, потому что она не сможет принять НДС к вычету. Если же IT-компания будет использовать льготу, то предложение для покупателя на УСН будет таким же, как от других подрядчиков на УСН.

    Если подытожить, то:

    1. Небольшие IT-компании в основном работают на УСН 6% или УСН 15%, поэтому маневр в НДС и по налогу на прибыль их будет мало касаться.
    2. IT-компании, которые работают на ОСН — это в основном крупные IT-компании, работающие с крупными заказчиками, которые так же на ОСН. Они, скорее всего, вообще не применяют эту льготу, чтобы давать НДС к вычету для своих покупателей.
    3. Компании на ОСН, которые оказывали услуги по разработке сайта для подрядчиков на УСН, не смогут применять льготу, потому что не смогут зарегистрировать сайт в реестре.

    Так что нельзя однозначно сказать, что условное «лишение льготы по НДС» значительно увеличит налоговую нагрузку компании на ОСН или отвернет множество клиентов. Нужно считать.

    Ниже приведена таблица с размером ставок до 2021 и после 2021 года.

    photo

    Как получить льготы и как с ними работать

    Для того чтобы применять льготы с 2021 года, организация должна получить аккредитацию Минцифры и включить свое ПО в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных:

    1. Выручка от реализации ПО и баз данных должна составлять не менее 90%. Причем для давно функционирующей организации выручка считается за девять месяцев предыдущего года (организация хочет применять льготы в 2021, значит, за 9 месяцев 2020 года у нее должна быть выручка от реализации ПО в 90%), а для недавно созданной — за последний квартал (организация открылась в 2021 году, сдала квартальную отчетность, и если выручка от реализации ПО составляет 90%, то она может применять льготы).
    2. Среднесписочное количество сотрудников должно составлять не менее семи человек, по максимальному количеству ограничений нет. Условия соблюдения критерия для давно функционирующих организаций и для недавно открытых такие же, как для выручки. Среднесписочное число рассчитывается следующим образом = [общее количество сотрудников за девять месяцев или за последний квартал, которые были в компании] / [девять месяцев или три месяца].
    3. Для получения льгот по НДС потребуется подать документы через сайт реестра. Главные условия получения льгот: чтобы ПО попадало в коды продукции (их можно найти в приложении №1 к официальной методичке с сайта реестра), чтобы ПО попадало в нужный класс программного обеспечения (приложение №2 из официальной методички), чтобы организация имела исключительные права на ПО, доля участия граждан РФ составляла более 50% (пункт 2). Полные официальные требования указаны в правилах ведения реестра, пункт 5.

    Как получить льготы

    Налог на прибыль и страховые взносы

    Чтобы получить льготы по страховых взносам и налогу на прибыль, нужно заполнить два документа для аккредитации в Минцифре:

    С получением льготы по НДС придется попотеть:

    1. Нужен аккаунт организации в ЕСИА (по сути, Госуслуги). Если вы хоть раз сдавали отчетность по ООО, ваш бухгалтер уже должен был создать учетную запись.
    2. Нужна ЭЦП для подписи заявлений.
    3. Нужно подать заявление о регистрации ПО в реестр через сайт реестра (пункт 19). Авторизация в реестре происходит через ЕСИА. Вам потребуется зайти в личный кабинет и подать заявление: указать необходимые данные и приложить пакет документов. Список документов указан в официальной инструкции. Среди этих документов: устав; документы, подтверждающие исключительность права владения ПО; техническая документация и другие.
      Исчерпывающий список документов для подачи заявления представлен в этом документе (пункт 14 и 15).

    Решение о регистрации заявления принимается в течение 20 рабочих дней после подачи всех документов (пункт 36).

    Далее заявление рассматривается Экспертным советом по программному обеспечению Минцифры. Решение может приниматься до 65 рабочих дней (пункт 10), но обычно происходит быстрее.

    По регламенту общий срок включения ПО в реестр составляет до 85 рабочих дней (

    3,5 месяца), так что если вы хотите с 2021 применять освобождение от НДС, то лучше уже сейчас подавать документы на регистрацию (тем более что вас могут развернуть, если, например, подадите не те документы или не предоставите всю информацию).

    На сайте реестра можно посмотреть, какое ПО находится в реестре. Сейчас там порядка 8140 программных продуктов.

    Как работать после получения льгот, чтобы сохранить право их использования

    Налог на прибыль и страховые взносы

    Вам нужно будет соблюдать пропорцию по выручке на уровне 90% и поддерживать уровень среднесписочного количества сотрудников не менее чем из семи человек.

    В договорах нужно внимательно обратить внимание на наименование услуги. Оно должно содержать формулировку «Разработка программного обеспечения для электронно-вычислительных машин» или «Разработка базы данных для электронно-вычислительных машин». Формулировки можно взять прямо из условий применения льготы на сайте Минкомсвязи.

    photo

    В остальном нужно следить за первичкой так же, как по другим документам, чтобы были все подписи и печати, корректные реквизиты с суммами.

    Минцифра будет контролировать выполнение этих требований с помощью статистической отчетности, которую обязаны предоставлять юридические лица, прошедшие аккредитацию.

    Главный критерий освобождения от НДС — наличие ПО в реестре. Исключить ПО из реестра могут по следующим причинам (пункт 68):

    1. Если организация самостоятельно подаст сведения об исключении ПО из реестра.
    2. Если организация передаст исключительные права на ПО организации, которая имеет в своем капитале более 50% иностранного присутствия (подпункт (а) пункта 5 и 42 Правил).
    3. Если обнаружится факт передачи недостоверных данных организацией в реестр при подаче заявления о включении в реестр и при изменении сведений.
    4. Один раз в год уполномоченный орган будет проверять действительность данных в реестре. Если будут найдены несоответствия, то ПО исключат из реестра. Методика проведения проверки устанавливается уполномоченным органом. (Пункт 30(4) Правил).
    5. Если организация не уведомит об изменениях в ПО в течение пяти рабочих дней после вступления в силу этих изменений. Например, уведомлять нужно при изменении следующих параметров:
    • названия ПО;
    • кода продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции;
    • адреса с документацией по ПО;
    • класса ПО;
    • адреса страницы, на которой размещена информация по стоимости ПО;
    • остальные пункты можно найти в пункте 30 и 4 Правил.

    Государство оставило возможность освобождения реализации от НДС при продаже ПО, но сделала процедуру получения «льготы» бюрократизированной. Компаниям придется потратиться на хорошего юриста и поддерживать актуальность данных в реестре. Юридические компании берут за эту услугу от 80 до 200 тысяч рублей.

    Таблица требований к организациям до 31.12.2020 и после 01.01.2021 года:

    photo

    Что поменяется для IT-компаний после налогового маневра

    Сравним, какая налоговая нагрузка будет у IT-компании в 2020 году и в 2021 году при условии наличия аккредитации в Минкомсвязи и отсутствии регистрации ПО в реестре.

    • Выручка = 50 млн рублей в год без учета НДС;
    • Расходы на подрядчиков и товары = 10 млн рублей в год без учета НДС;
    • Зарплата на руки по всем сотрудникам = 17,4 млн рублей в год;
    • НДФЛ = 2,6 млн рублей в год;
    • НДС с выручки = 50 * 20% = 10 млн рублей в год;
    • НДС входящий с подрядчиков = 10 млн * 20% = 2 млн рублей в год.

    Для ОСН

    Отдельно выделим комбо, которое может значительно сократить налоговую нагрузку IT-компании без пляски с включением ПО в реестр:

    1. Компании нужно получить аккредитацию Минцифры, чтобы получить льготы по страховым взносам.
    2. Компании нужно стать резидентом «Сколково». Подробно разберем этот кейс в следующей статье.

    Резидентство позволяет получить освобождение от уплаты НДС (п. 1, ст. 145.1 НК РФ) и налога на прибыль (п.1, ст. 246.1 НК РФ).

    Для общей системы налогообложения получатся следующие значения:

    photo

    Налоговая нагрузка для компаний на ОСН до и после 01.01.2021 года

    Если организация не будет регистрировать свое ПО в реестре и начнет выставлять НДС с реализации, то у организации появится НДС в размере 10 млн рублей в год. При этом организация сможет принять входящий НДС к вычету и уменьшить НДС к уплате (вместо 10 млн рублей уплатит 8 млн рублей).

    Отметим, что НДС — это не налог организации, а косвенный налог. Это значит, что НДС платит покупатель организации, а организация его только перечисляет в бюджет — является налоговым агентом.

    Если рассмотреть уплату в данном примере, то исходящий НДС в 10 млн рублей платит покупатель организации, а 2 млн рублей входящего НДС платит сама организация.

    Если рассматривать это в рамках рынка, то для клиентов ваши услуги станут дороже на 20%, если ранее им не требовался входящий НДС. Соответственно, вы можете их потерять, если они находятся на УСН, потому что им будет выгоднее обратиться к компании на УСН.

    Если у вас все клиенты ОСН, то для вас в плане НДС ничего не изменится. Если у вас множество клиентов на УСН, то в этом случае вы можете уменьшить стоимость услуг за счет прибыли компании (что нелогично делать), либо придется регистрировать ПО в реестре.

    Расход компании на страховые взносы после получения льготы уменьшится практически в два раза (с 14% до 7,6%). По налогу на прибыль выгода получается в

    семь раз (с 20% до 3%).

    Так что налоговый маневр для компаний на ОСН выходит не таким уж и плохим. Крупные компании все равно работают с НДС и льготу все же можно получить, но процесс значительно усложняется. Но существенный минус присутствует — для покупателей на УСН услуги станут на 20% дороже, если компания-разработчик не внесет свое ПО в реестр.

    Для УСН 6%

    photo

    Для компаний на УСН 6% будет значительная экономия на страховых взносах, сумма налога УСН 6% уменьшается на величину страховых взносов, но не более чем на половину от суммы налога УСН 6% (подпункт 3 пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ). Формула расчета налога такая:

    Сумма УСН 6% = [Выручка * 6%] — [сумма страховых взносов]

    Если сумма страховых взносов больше, чем [выручка * 6%]/2, то размер УСН 6% можно уменьшить только на [выручка * 6%]/2. Например такая ситуация вышла в нашем примере:

    • 50 000 000 * 6% = 3 000 000 рублей;
    • 3 000 000 / 2 = 1 500 000 рублей;
    • 1 500 000 Итоговая налоговая нагрузка IT-компаний до 2020 года и с 2021 года

    Ранее формулировка п.п. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ позволяла делать сайты и не выставлять НДС (сайт попадает под определение программы для ЭВМ по статье 1261 ГК РФ), то с 01.01.2021 это будет невозможно. У вас просто не примут заявку на регистрацию этого ПО, вы не сможете вписать корректные коды продукции и класс ПО.

    Если вы работали на ОСН и ваши основные заказчики были на ОСН, то вы почувствуете сильное облегчение налоговой нагрузки из-за снижения страховых взносов и налога на прибыль (с НДС изменений не будет). Ваша налоговая нагрузка может получиться ниже, чем у компаний на УСН 6%.

    Если вы работаете на ОСН и пользовались льготой, чтобы делать реализацию без НДС для подрядчиков на УСН, то вам придется внести свое ПО в реестр. А если вы разрабатывали сайты, то вы больше не сможете применять льготу по НДС.

    Если вы на ОСН и ваши основные заказчики — иностранные компании не из России, ваша налоговая нагрузка будет практически нулевая или даже государство будет доплачивать вам (за счет вычетов по НДС). Зависит от структуры расходов.

    Если вы на УСН 15% или УСН 6%, то у вас будет значительная экономия — в два раза — на страховых взносах.

    Если вы хотите сократить свою налоговую нагрузку до минимума, получайте аккредитацию в Минцифре и становитесь участником «Сколково».


    Фото на обложке: Shutterstock/Akira Kaelyn
    Изображения в тексте предоставлены автором

    С 2017 года действует порядок обложения НДС электронных услуг, оказываемых через интернет (Федеральный закон от 03.07.16 г. № 244-ФЗ).

    Закон вводит новое понятие — электронные услуги. Приведенный в нем список таких услуг пополнит перечень облагаемых НДС операций.

    Закон устанавливает порядок налогообложения операций по реализации этих услуг физическим лицам на территории РФ иностранными компаниями, не имеющими филиалов или представительств на территории РФ.

    В отличие от обычных операций реализации при безвозмездности НДС возникать не будет. Налоговая база по электронным услугам исчисляется исходя из цены фактической реализации.

    Как представительству иностранной компании не стать постоянным

    Оказание электронных услуг

    До сих пор в налоговом законодательстве не было понятия электронных услуг. Передача исключительных прав, в том числе на программы для ЭВМ, базы данных, не облагается НДС. Как и передача прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ). Основываясь на этой норме, продавцы услуг, перечисленных в законопроекте, не начисляли при реализации НДС.

    Поворотным моментом можно считать отказное определение (от 30.09.15 № 305-КГ15-12154) Верховного суда РФ по делу ООО «Мэйл. РуГеймз» (г. Москва). Арбитры поддержали решения трех нижестоящих инстанций. Компания — владелец интерактивных многопользовательских компьютерных онлайн-игр, размещенных на сайтах в интернете, проиграла дело.

    Суть дела такова. Физические лица на основании лицензионного договора бесплатно получали допуск и право пользования играми. Но дополнительный функционал игры могли использовать уже только за плату. Налоговики и суды решили, что это дополнительная услуга. Она не подпадает под освобождающую от НДС норму. И поскольку покупатели услуг находятся на территории РФ, то компании доначислили НДС по ставке 18 процентов.

    Как выбрать юрисдикцию для регистрации дружественного иностранного перевозчика

    Перечень электронных услуг

    Закон определил перечень электронных услуг. Под электронными услугами понимается широкий круг действий и операций в сети «Интернет», перечень которых приведен в новой статье 174.2 НК РФ. Облагаться НДС будут:

    — предоставление прав и доступа, включая удаленный, к компьютерным играм, базам данных, иным программам, обновления их и дополнительные функциональные возможности;

    — размещение предложений о приобретении и реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав;

    — организация и предоставление места на торговых интернет-площадках;

    — создание веб-страниц, сайтов и иных способов присутствия в интернете, а также поддержание их работы;

    — администрирование информационных систем;

    — предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

    — хранение и обработка информации, к которой ее пользователь имеет доступ через интернет;

    — использование электронных книг, музыки, видео;

    — доступ к поисковым сетевым системам;

    — ведение статистики на сайтах.

    Это не полный список.

    Житель России может через интернет вести деятельность за ее пределами. Закон вносит поправки в статью, которая определяет место реализации услуг (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если физическое лицо — покупатель услуг не является предпринимателем, то для целей новой статьи его место жительства не единственный критерий. Закон будет считать, что такое лицо осуществляет деятельность на территории РФ, если соблюдается хотя бы одно условие:

    — место жительства покупателя — РФ;

    — оплата проводится через банк или оператора электронных денежных средств, который находится в РФ;

    — сетевой адрес покупателя зарегистрирован в РФ;

    — международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

    Таким образом, под налогообложение подпадут и те услуги, которые будут приобретаться россиянами за рубежом, если оплата пройдет через российский банк.

    Сингапур – выгодная альтернатива европейским низконалоговым юрисдикциям

    Иностранные IT-компании

    Иностранные IT-компании будут обходиться без налоговых агентов. Реализации законопроекта мешало бы и отсутствие механизма удержания налога. Это следует из определения институтов «налогоплательщик», «налоговый агент», «место реализации», «постановка на налоговый учет».

    Иностранные компании признаются плательщиками НДС в случае реализации товаров, работ, услуг на территории РФ (п. 1 ст. 143, п. 2 ст. 11 НК РФ). Но при этом обязанность по уплате налогов за них исполняют налоговые агенты (п. 1 ст. 24 НК РФ).

    В отношении НДС налоговым агентом выступает зарегистрированное в налоговых органах РФ в качестве плательщика НДС лицо. Но в статье 143 НК РФ из физических лиц к налогоплательщикам отнесены только индивидуальные предприниматели. А значит, простые физические лица не могут быть налоговыми агентами по НДС.

    Поэтому возник вопрос о том, каким образом удерживать НДС со стоимости IT-услуг. Понятно, что нельзя обязать пользователей интернета подавать расчеты за всех виртуальных поставщиков. Законопроект предусматривает, что они будут отчитываться сами.

    В течение 30 дней после вступления в силу иностранные лица, подпадающие под новые нормы, должны подать заявление о постановке на учет в налоговом органе. Как постановка на учет, так и взаимодействие с иностранными компаниями будет осуществляться в электронной форме через сайт ФНС России. Соответствующие изменения внесены в часть первую Кодекса.

    Такие иностранные компании не заставляют составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания IT-услуг. Но сами будут исчислять по ставке 15,25 процента налог и до 25-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивать его в бюджет РФ. Они обязаны также предоставить декларации в те же сроки, что и российские налогоплательщики. Если иностранная компания не захочет действовать сама, то может работать через посредников и агентов. Они будут выступать тогда по общим правилам как налоговые агенты.

    В целях налога на прибыль у иностранной компании постоянное представительство из-за продажи на территории РФ электронных услуг не возникает.

    Читайте также: