Ндс за пределами рф

Опубликовано: 25.04.2024

Времена, наверное, такие, но довольно часто у российских фирм возникают вопросы об агентском НДС. Особенно, когда иностранец оказывает услуги, и нужно решать, что делать с налогом – удерживать или нет. Решение зависит от того, будет ли РФ местом реализации. Разберемся, как это сделать.

Когда фирма становится налоговым агентом

Налоговым агентом российская фирма становится, если:

  • иностранная фирма не зарегистрирована в РФ;
  • услуга или товар, который вы покупаете, облагается НДС. Есть операции, которые не признаются реализацией и, следовательно, НДС не облагаются (например, операции, связанные с обращением валюты, вклады в уставные капиталы других фирм, продажа земельных участков и др.);
  • местом реализации является РФ.

Налоговый агент обязан удержать НДС из денег, которые выплачиваются иностранному исполнителю, и перечислить сумму налога в бюджет.

Реализация облагается НДС только на территории РФ. Если же местом реализации товаров (работ, услуг) является территория иностранного государства, то такие операции в России не облагаются НДС.

Место реализации товаров

По товарам место реализации определить просто – на основании статьи 147 НК РФ. Если товар в момент отгрузки находится в РФ, то местом реализации будет РФ. Если поставщик поставляет товар из своей страны, тогда налоговым агентом по НДС российский покупатель не будет. НДС нужно будет платить на таможне.

Место реализации услуг (работ)

Место реализации услуг (работ) определяют в зависимости от вида услуги. Местом реализации услуг может признаваться либо та страна по месту нахождения покупателя, либо по месту нахождения исполнителя. Поэтому, чтобы узнать, облагается ли услуга НДС, нужно правильно определить место ее реализации. Для этого обращаются к статье 148 НК РФ. Там есть пункты, в которых перечислены виды услуг (работ), местом реализации которых всегда будет РФ.

Когда место реализации – всегда РФ

Местом реализации всегда будет признаваться территория РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ.

Для вашего удобства приведем весь список.

1. Работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом. Это строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде и др.

2. Работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ.

Это монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.

3. Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта.

4. Покупатель работ (услуг) зарегистрирован в России и работает по направлениям:

  • передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и т п.;
  • разработка ПО;
  • консультационные, юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги;
  • инжиниринговые услуги;
  • реклама и маркетинг;
  • услуги по обработке информации;
  • предоставление персонала;
  • аренда имущества, кроме недвижимости и авто.

Если перечисленные работы (услуги) приобретает филиал или представительство, расположенные на территория иностранного государства, то местом реализации Россия не является и объекта обложения НДС не возникает, даже если головное подразделение компании зарегистрировано в РФ.

4.1 Услуги российской фирме по перевозке и транспортировке грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции, когда пункты отправления и назначения находятся на территории РФ.

4.2 Услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, если местом осуществления деятельности заказчика признается территория РФ.

4.3 Услуги российских компаний по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ.

4.4 Услуги российских авиаперевозчиков по перевозке товаров воздушными судами от пункта отправления до пункта назначения, находящихся за пределами территории РФ, если при перевозке на территории РФ совершается посадка воздушного судна и место прибытия товаров на территорию РФ совпадает с местом убытия товаров с территории РФ.

Подчеркнем: по перечисленным работам и услугам местом реализации всегда признается территория РФ.

Главный вывод

Чтобы определиться с местом реализации работ (услуг), которые иностранная фирма, не состоящая на налоговом учете в РФ, оказывает российской компании, нужно внимательно почитать подпункты 1 - 4.1, 4.4 статьи 148 НК РФ. Если вы не найдете в списке интересующие вас услуги, то платить НДС не нужно. Дело в том, что в этом случае не будет выполняться условие, необходимое для выполнения обязанностей налогового агента, - о месте реализации, каковым должна признаваться территория РФ.

Если найдете – то ничего не поделаешь. Удерживать НДС из вознаграждения иностранца и платить его в бюджет придется.

В качестве примера – письмо Минфина от 13 августа 2020 г. № 03-07-08/71010. В нем речь шла об услуге по поиску потенциальных бизнес-партнеров. Такой услуги в указанных нормах статьи 148 НК РФ нет. Значит, у российской фирмы нет и обязанностей НДС-агента.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Разве такое бывает, чтобы при реализации товаров (работ, услуг) за пределами территории РФ начислялся НДС по российским правилам налогообложения? Оказывается, бывает, и с отдельными такими не очевидными на первый взгляд исключениями автор хотел бы познакомить читателя. При этом позиция чиновников не является истиной в последней инстанции, если у читателя есть свое мнение и оно обосновано, то его можно попробовать отстоять в суде. Но не будем спешить, обо всем по порядку.

Вводим в курс дела

Выделим три основных стандартных маршрута перевозки, проходящих:

  • на территории РФ (пункты отправления и назначения находятся в России);
  • за территорией РФ (пункты отправления и назначения находятся за рубежом);
  • на и за территорией РФ (один из пунктов отправления или назначения находится в России, а другой – за рубежом).
Налогообложение полученных доходов во всех перечисленных ситуациях различно. Так, при оказании транспортных услуг на территории РФ она признается местом реализации данных услуг и возникает объект налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если перевозка пассажиров или грузов проходит полностью за территорией РФ, то она не признается местом их реализации и объекта налогообложения не возникает (пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Такие достаточно очевидные и логичные выводы приведеныв Письме Минфина России от 20.07.2012 № 03‑07‑08/199, и нет оснований с ними не согласиться.

В данном разъяснении также упомянуто и налогообложение по нулевой ставке, которая, как известно, применяется к экспорту товаров (работ, услуг). При организации международных перевозок (между несколькими государствами) один из пунктов назначения должен находиться на территории РФ, чтобы она была признана местом оказания услуг (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) и возник объект налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а перевозчик применил бы нулевую ставку (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом чиновники предупреждают, что законодательством не предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации перевозок товаров только в пределах России или только за пределами территории РФ.

Подведем итог: в первой ситуации (при перевозках внутри РФ) доходы облагаются НДС по ставке 18%, во второй ситуации (при перевозках за рубежом) вообще не возникает объекта налогообложения и, наконец, в третьей ситуации (при перевозках из РФ за рубеж или обратно) исполнитель транспортных услуг вправе воспользоваться нулевой ставкой.

Еще одна достаточно распространенная ситуация – это перевозки внутри Таможенного союза. Например, из России в Белоруссию или из Казахстана в Россию. Такие перевозки признаются международными (пункт отправления или назначения в разных государствах) и облагаются по нулевой ставке. Причем облагаются они в России только тогда, когда перевозчик является резидентом РФ и местом оказания услуг признается территория РФ. Это следует не только из п. 4.1 ст. 148 НК РФ, но и из норм Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ,оказании услуг в Таможенном союзе (далее – Протокол).

Согласно международному документу взимание косвенного налога при оказании услуг производится в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства. При этом местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров, оказываемых налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, признается территория этого государства. Проще говоря, местом реализации услуг, оказываемых российской компанией, по перевозке товаров автомобильным транспортом признается территория РФ и налогообложение таких услуг осуществляется по правилам российского Налогового кодекса. А им (в частности, пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) предусмотрена нулевая ставка как в отношении услуг по перевозке товаров с территории РФ на территорию государств – членов Таможенного союза, так и в обратном направлении – из республик Казахстан и Беларусь в Россию(Письмо Минфина России от 21.02.2014 № 03‑07‑13/1/7379).

Надеемся, читателю все ясно. Теперь можем перейти к нестандартной ситуации при оказании транспортных услуг.

Даем вводную

Как бы там ни было, нестандартная ситуация имеет место быть и разбираться с ней нужно в первую очередь исходя из положений Протокола. Согласно ему (внимание!) местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров, оказываемых налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, признается территория этого государства. Если на минуточку задуматься, то данную норму можно трактовать как применяемую при оказании услуг внутри Таможенного союза. Вряд ли законодатели предполагали, что нормы Протокола будут использоваться при решении вопросов налогообложения, выходящих за пределы этого межгосударственного союза.

Но финансисты руководствуются названным Протоколом буквально и делают вывод, что местом реализации услуг, оказываемых российской организацией, по перевозке товаров автомобильным транспортом в рассматриваемой ситуации (при перевозке из Белоруссии в страну Евросоюза) признается территория РФ. Как такое может быть? Согласитесь, это нонсенс – считать местом оказания транспортных услуг Россию, если ни одного метра маршрута не проходит по ее территории. Чиновники делают такой вывод на основании того, что сделка заключена между компаниями, представляющими страны Таможенного союза, а исполнитель является резидентом РФ.

Чиновники, давая свои разъяснения, почему‑то посчитали уместным вспомнить то, что в силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров, в том числе автомобильным транспортом, между пунктами отправления и назначения груза, один из которых расположен на территории РФ, а другой – за пределами России. Так как в нестандартной ситуации оба пункта (отправления и назначения) находятся за границей РФ, то такая международная перевозка не подпадает под «нулевое» (экспортное) обложение указанным налогом.

А значит, транспортировка товаров от пункта отправления, расположенного на территории Республики Беларусь, до пункта назначения, расположенного на территории стран Европейского союза, облагается по традиционной ставке НДС (18%). Для перевозчика это весьма неприятная новость. Почему? Потому что начисли он НДС, ему практически нечего будет поставить к вычету, так как транспортные услуги оказываются за рубежом и, если поставщики и предъявляют к уплате косвенный налог, его нельзя поставить к вычету. Да и само увеличение налоговых обязательств не обрадует ни перевозчика, ни его партнера…

Однако напомним, что рекомендации финансистов не являются нормативным актом и имеют разъяснительный характер. То есть, кто не согласен, может поступать по‑своему. Автор частично высказал свое мнение, не соглашаясь с тем, что в рассматриваемой ситуации местом реализации транспортных услуг является территория РФ.

Какие привести контраргументы?

Приверженцы позиции чиновников могут указать на то, что транспортные услуги опять же прямо не поименованы в ст. 3 Протокола, а значит, определять место их оказания нужно исходя из резиденства исполнителя услуг. Это правило применяется также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств. Но у нас перевозка, а не аренда и не лизинг, поэтому ставить знак равенства здесь не стоит. Отнесение транспортных услуг к прочим, в отношении которых есть неопределенность и которые облагаются у их исполнителя, также не железный аргумент. Можно обратиться к документам, подтверждающим место реализации работ (услуг). К ним относятся:

  1. договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств – членов ТС;
  2. документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
  3. иные документы, предусмотренные законодательством государств – членов ТС.
Первый из названных документов в нашей ситуации заключен между участниками Таможенного союза, значит, он свидетельствует о том, что местом реализации оказываемых услуг является одна из стран данного союза, возможно, это Россия. Однако второй документ (акт о выполнении работ, оказании услуг) как раз говорит об обратном: о том, что транспортные услуги фактически оказывались вообще за пределами России. Значит, по меньшей мере странно ее территорию признавать местом реализации таких услуг.

Кстати, рассматриваемый Протокол вскоре утратит силу. Это произойдет, как только получит путевку в жизньДоговор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014. К нему есть отдельный протокол (приложение 18) о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. По сути, он копирует предшественника – указанный таможенный Протокол, который, как мы успели убедиться, не учитывает всех возможных ситуаций, поэтому в нестандартных случаях и возникают налоговые обязательства там, где их, по идее, быть не должно. Что же делать?

Как разрешить нестандартную ситуацию?

Другой вариант исключения одной из сторон договора на транспортное обслуживание из числа тех, кто является резидентом государства – члена Таможенного союза, следующий: можно обязанность по доставке груза попробовать переложить с его отправителя на получателя в Европейском союзе. Тогда налогообложение будет регулироваться по соглашениям, заключенным Республикой Беларусь с одним из государств данного союза, резидентом которого является исполнитель услуг.

Таким образом, освободиться от российского косвенного налогообложения за рубежом в рассматриваемой ситуации можно, если услуги будет оказывать нерезидент РФ. Если же все‑таки исполнителем является российская транспортная компания, а участок от Белоруссии до страны Евросоюза считается продолжением перевозки груза из России в Белоруссию, то целесообразно объединить два контракта и участка в один, в котором пункт отправления находится в РФ, а пункт назначения – за рубежом. И не важно, что часть маршрута проходит по территории Таможенного союза, перевозка для целей косвенного налогообложения считается международной и к ней применяется нулевая ставка налога [1] .

А можно ничего не менять и считать, что оказываемые услуги не признаются объектом российского косвенного налогообложения исходя не из казуистики, а из реального положения вещей (фактического оказания услуг за пределами территории РФ). Тогда нужно быть готовым к тому, чтобы отстаивать эту позицию, в том числе и в судебном порядке.

Подведем итог. Оказание транспортных услуг российским перевозчиком за рубежом (когда пункты отправления и назначения находятся за пределами территории РФ) в общем случае не является объектом российского косвенного налогообложения, но в частной ситуации, когда заказчиком услуг считается резидент государства Таможенного союза, в силу неоднозначных норм таможенного законодательства и фискальной позиции чиновников российскому перевозчику нужно быть готовым к налоговым претензиям. Отстаивать свою позицию в суде придется уже опираясь не на нормы соглашения по косвенному налогообложению в Таможенном союзе, а на аналогичный документ Евразийского союза.

[1] Дополнительно см. статью М. С. Пархомова «О ставке НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг по международным перевозкам», № 5, 2014.

С 1 июля изменится расчет НДС при осуществлении раздельного учета.С этой даты вступают в силу изменения в ст.170 и ст.171 НК РФ, определяющие новые правила учета входного НДС при выполнении работ и оказании услуг, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ не является территория РФ (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Мы расскажем на примерах как применять данные поправки.

Как сейчас…

Как известно, если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность, он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ.

НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям принимается к вычету, а относящийся исключительно к необлагаемым операциям — включается в стоимость приобретений (п.2 и п.4 ст.170 НК РФ). НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для облагаемых и необлагаемых операций (так называемый «общехозяйственный» НДС), распределяется в соответствующей пропорции между облагаемыми и необлагаемыми операциями. По общему правилу пропорцию определяют по итогам квартала, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) облагаемых и необлагаемых НДС в общей стоимости отгрузок за квартал. Для сопоставления показателей при расчете пропорции берут выручку и другие доходы от реализации товаров (работ, услуг) без НДС.

Такой порядок в настоящее время (до 01.07.2019 г.) применяется и при осуществлении операций, местом реализации которых территория РФ не является (Определение КС РФ от 04.06.2013 N 966-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1407/11, Письмо Минфина России от 01.07.2015 N 03-07-08/37896). Они приравнены к необлагаемым операциям.

К сведению! При оказании услуг и выполнении работ, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ или Договором о ЕАЭС территория РФ не является, объекта обложения НДС не возникает (п.1 ст.146 НК РФ). Соответственно российский налогоплательщик НДС не исчисляет, счета-фактуры не выставляет.

Изменения НДС с 1 июля 2019 года

С 1 июля 2019 года оказание услуг и выполнение работ, местом реализации которых территория РФ не признается, в целях ведения раздельного учета входного НДС приравняют к облагаемым операциям. Т.е. при выполнении работ и оказании услуг не на территории РФ входной НДС, относящийся к таким операциям принимается к вычету (пп.3 п.2 ст.171 НК РФ в ред. с 01.07.2019) и при расчете пропорции в целях распределения НДС такие операции считаются облагаемыми (п.4 ст.170 НК РФ в ред. с 01.07.2019). Исключения составляют работы и услуги, которые указаны в ст.149 НК РФ — операции, освобождаемые от налогообложения. Т.е. по операциям, которые могли бы освобождаться от НДС, если бы местом их реализации была территория РФ порядок ведения раздельного учета останется прежним.

Таким образом, по «экспортируемым» работам и услугам, которые не указаны в «перечне необлагаемых» по ст.149 НК РФ, у российских организаций появится дополнительное конкурентное преимущество перед иностранными компаниями: расходы и налоговая нагрузка по НДС у российских компаний снизиться, а если они осуществляют только деятельность, местом реализации которой территория РФ не является, то из бюджета можно будет получить возмещение входного НДС (начислений по НДС нет, а вычет входного НДС есть). Т.е. изменение правил вычета и раздельного учета для «экспортеров» работ и услуг с 01.07.2019 г. — это своеобразная нулевая ставка НДС как при экспорте товаров.

Пример 1. Организация оказывает консалтинговые услуги российским организациям и исчисляет НДС по ставке 20%. В июле 2019 года были оказаны консалтинговые услуги иностранной компании, не имеющей регистрации на территории РФ. Местом реализации таких услуг территория РФ не является (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ), поэтому иностранной организации НДС не предъявляется. Такие услуги не указаны в ст.149 НК РФ, а значит, все суммы входного НДС, предъявленные налогоплательщику в 3-м квартале 2019 года, организация вправе принять к вычету.

Пример 2. Организация реализует аксессуары для компьютерной техники, облагаемые НДС по ставке 20%. Также организация занимается разработкой программного обеспечения и реализует права на него по лицензионным договорам.

В 3-м квартале 2019 года организация реализовала товары на сумму 120 000 тыс. руб., в т.ч. НДС — 20 000 тыс. руб..

В 3-м квартале организация также передала права на программы ЭВМ по лицензионным договорам:

иностранным покупателям на сумму 5000 тыс. руб.

российским покупателям на сумму 15 000 тыс. руб.

Также были оказаны рекламные услуги иностранной компании. Стоимость услуг составила 3 000 тыс. руб. и российской компании на сумму 1 200 тыс. руб., в т.ч. НДС- 200 тыс. руб.

В 3-м квартале 2019 года организацией были приобретены товары (работы, услуги) для использования исключительно для реализации товаров (компьютерных аксессуаров) на сумму 96 000 тыс., в т.ч. НДС — 16 000 тыс. руб.

Стоимость приобретенных в 3-м квартале 2019 года товаров (работ, услуг), относящихся исключительно к передаче прав на программы ЭВМ (по арендной плате и коммунальным услугам за офис, в котором размещаются только работники, занимающиеся разработкой программ ЭВМ, права на которые передаются на основании лицензионных договоров) составила 1 200 тыс. руб., в т.ч. НДС 200 тыс. руб.

Стоимость приобретенных в 3-м квартале 2019 года товаров (работ, услуг), относящихся исключительно к рекламным услугам составила 180 тыс. руб., в т.ч. НДС 30 тыс. руб.

Стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных для использования во всех видах деятельности организации («Общехозяйственные расходы») составила 720 тыс. руб., в т.ч. НДС −120 тыс. руб.

Восстанавливать НДС тоже не надо!

Изменения внесены и в п.3 ст.170 НК РФ, устанавливающий случаи восстановления НДС. С 1 июля 2019 года при реализации работ или услуг, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является требуется восстановить НДС только, если такие операции указаны в ст. 149 НК РФ (освобождались бы от НДС, если бы местом их реализации была территория РФ). В таком случае, как и прежде, восстановить НДС необходимо по товарам (работам, услугам), которые начинают использоваться в «освобожденных» операциях (пп.2.1 ст.170 НК РФ в ред. с 01.07.2019 г.).

Пример 3. В июле 2019 года российская организация оказала услуги по перевозке товаров за пределами РФ (из Германии во Францию) на собственном автомобиле (основное средство). Это реализация не на территории РФ (пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ). В ст.149 НК РФ такие услуги не поименованы. Поэтому, учитывая изменения в НК РФ, организации не нужно восстанавливать НДС по автомобилю, участвующему в операциях, не являющихся объектом обложения НДС. Если бы такую операцию организация произвела во 2-м квартале 2019 года, ей пришлось бы восстановить НДС с остаточной стоимости основного средства (автомобиля).

Как видим для целей раздельного учета входного НДС работы и услуги, местом реализации которых территория РФ не является, квалифицируются так же, как и операции «на внутреннем рынке», что делает конкурентно способным оказание таких услуг (выполнение работ) иностранным компаниям.

МАТЕРИАЛЫ

  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция


РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ БЕЗ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ИЛИ КОСВЕННЫЙ РЕЭКСПОРТ

Долгое время все внешнеэкономические отношения с зарубежными партнерами носили либо экспортный, либо импортный характер. При вступлении России во Всемирную Торговую организацию (ВТО) изменился сам подход к внешнеэкономической деятельности. Для оптимизации своих затрат, участники ВЭД стали использовать таможенную процедуру, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, вывозятся с этой территории с целью последующей перепродажи. Такой вид внешнеэкономической деятельности и называется реэкспортом.

Реэкспорт делится на две основные группы:
- прямой реэкспорт предполагает, что товар завозится на территорию страны-резидента;
- косвенный реэкспорт предполагает, что товар не завозится на территорию страны-резидента, а напрямую отправляется к третьему лицу, минуя пересечения границы страны-резидента.
В рамках данной статьи рассмотрим в чем заключается преимущество косвенного реэкспорта, уделим особое внимание вопросам бухгалтерского учета, валютного регулирования и контроля операций.

Преимущества косвенного реэкспорта

Преимущества использования режима косвенного реэкспорта очевидны по нескольким показателям.
1. У участников внешнеэкономической деятельности, применяющих косвенный
реэкспорт наблюдается значительное снижение расходов на транспортировку товара покупателю, что в свою очередь приводит к сокращению издержек с последующим снижением цены товара. Данный фактор является конкурентным преимуществом для компании, которая собирается выводить товар на международный рынок.

2. Продукция, реализуемая российскими организациями иностранным юридическим
лицам за пределами территории Российской Федерации, объектом налогообложения по НДС на территории Российской Федерации не является и, соответственно, налогом на добавленную стоимость не облагается.
Согласно пункта 1 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации товаров установлен в статье 147 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:
• товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается или транспортируется;
• товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации;
Если товары согласно заключенному между сторонами договору передаются от продавца к покупателю не на территории РФ, ни одно из условий, поименованных в п. 1 ст. 147 НК РФ, не выполняется, следовательно, местом реализации товаров территория РФ не признается и у российской организации-продавца не возникает обязанности по начислению и уплате НДС в российский бюджет в связи с осуществлением анализируемой сделки.

3. При косвенном реэкспорте, валютные операции в рамках сделок между
резидентами и нерезидентами, предусматривающие приобретение резидентами у нерезидентов товаров за пределами территории Российской Федерации и/или продажу указанных товаров другим нерезидентам без их ввоза на территорию Российской Федерации, осуществляются без постановки контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров.
С 1 марта 2018 года, с момента вступления в силу утвержденной Центральным Банком России Инструкции от 16.08.2017 г № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее - Инструкция), вместо требования об оформлении паспорта сделки в банках действует порядок постановки контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров.
Обязанность по постановке контрактов на учет с присвоением им уникальных номеров распространяется на валютные операции, осуществленные между резидентом и нерезидентом, связанные с расчетами через счета резидентов по договорам (в том числе агентским, договорам комиссии, поручения), предусматривающим при осуществлении внешнеторговой деятельности (п. 4.1, 4.1.1, 5.1 Инструкции). В пп. 7 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» четко определено, что относиться к внешнеторговой деятельности - это импорт и (или) экспорт товаров, информации и интеллектуальной собственности. В свою очередь, под импортом товаров понимается ввоз товара в РФ без обязательства об обратном вывозе, под экспортом товаров - вывоз товара из РФ без обязательства об обратном ввозе (пп. 10, 28 ст. 2 названного Закона).

4. Операции косвенного реэкспорта не подпадают под действие ст. 19 Федеральным
законом от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» (далее - Закон о валютном регулировании). Требования данной статьи распространяется на внешнеторговые сделки, результат осуществления которых предполагает ввоз или вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, данная статья не распространяется на резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, по условиям которой товары передаются резидентом нерезиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Валютный контроль при косвенном реэкспорте

При совершении такого рода сделки при заключении внешнеторгового контракта следует учесть, что согласно пп. 2. п. 9 ст. 1 Закона о валютном регулировании получение на валютные счета компании валютной выручки, а также ее расходование признаются валютными операциями со всеми вытекающими последствиями.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций резидентом. Основным документом, подтверждающим сделку в случае реэкспорта, может быть отнесен контракт или договор поставки, а также органы валютного контроля (Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации) и агенты валютного контроля (уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов перечисленные в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании.

Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля. По запросу органа валютного контроля или агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются органам и агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

В случае ненадлежащего оформления документов для предстоящей сделки банк может отказать в проведении валютных операций.
Документы, связанные с проведение валютных операций должны представляться в уполномоченный банк при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте.

Сроки представления документов

При зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет

Не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении

При списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте

Одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты необходимо представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций

Перед организациями, реализующими товарно- материальные ценности в режиме косвенного реэкспорта, стоит ряд задач организации бухгалтерского учета реэкспортных товаров:
• контроль за движением товаров от иностранного поставщика до места хранения товаров на территории склада за пределами Российской Федерации;
• уведомление о точном местонахождении товаров по направлениям их движения и местам хранения;
• контроль за количественной и качественной сохранностью товаров;
• учет накладных расходов по реэкспортным операциям.

Материально-производственные запасы (МПЗ) согласно п. 5 ПБУ 5/01 «Учет материально- производственных запасов» (далее- ПБУ 5/01) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ представляет собой сумму фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

На счетах 41 «Товары» и 10 «Материалы» согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, и Инструкция по его применению, (утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н.) формируется стоимость материально производственных запасов.

По дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» собираются все расходы по заготовке и доставке товаров, включаемые в их фактическую себестоимость,

В дебет счета 41 «Товары» списывается сформированная фактическая себестоимость товаров.

Бухгалтерский учет реэкспортных товаров зависит от вида реализуемых ценностей.

Чтобы обеспечить оперативный контроль за движением товаров, предназначенных для реализации без завоза их на территорию Российской Федерации, организации ведут их синтетический учет.

К счету 41 «Товары» могут быть открыты следующие субсчета:
• «Реэкспортные товары в пути»;
• «Реэкспортные товары на складах и переработке за границей»;
• «Реэкспортные товары для реализации в страны СНГ»;
• «Импортные товары в пути в РФ».

В ситуация, когда на внутренний рынок необходимо будет поставить товары, предназначенные первоначально для реализации с применением режима косвенного реэкспорта в учете в рамках счета 41 «Товары», товар необходимо переквалифицировать. На товар, предназначенный ранее для применения режима реэкспорта, необходимо будет предоставить документы подтверждающие, что товар предназначен для реализации на территории Российской Федерации, таким документом выступает Инвойс (Invoice) производителя, в котором должно быть указано, что товар предназначен для реализации в России. Организации-импортеру в данном случае следует обратиться к производителю с просьбой переквалифицировать поставленный товар и внести изменения в первичные документы, т.е. инвойс в котором будет указано место реализации товаров.

В целях правильного отражения реэкспортных товаров в бухгалтерском учете российским организациям необходимо четко отслеживать, каким образом во внешнеторговом контракте предусмотрен переход права собственности на эти товары, обеспечить контроль за движением товаров, а также предусмотреть возможность реализации этих товаров на внутреннем рынке.

Ведущий консультант департамента консалтинга ООО «АФ «АВУАР» Глухова Н.В.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Кто платит «импортный» НДС

НДС при импорте товаров

НДС при покупке товаров и услуг за рубежом уплачивает покупатель, купивший эти товары и находящейся в пределах юрисдикции Российской Федерации. Этот вид налога уплачивают вне зависимости от применяемой системы налогообложения — общей, специальной или упрощенной. «Импортный» НДС уплачивают все субъекты предпринимательской деятельности — как организации любого размера, так и индивидуальные предприниматели.

Кому платят НДС при импорте товаров

Если товар ввезен с территории государства, с которым Российская Федерация осуществляет таможенный контроль на общих основаниях, НДС на импорт уплачивают таможенным органам РФ в соответствии с п. 1 ст. 174 НК, ст. 61 ТК ЕАЭС. Если же товар ввезен с территории государства, с которым Российская Федерации имеет международные договоры, отменяющие таможенное оформление и таможенный контроль, НДС на импорт товаров уплачивается в ИФНС Российской Федерации.

За что начисляют и платят НДС при импорте

«Импортный» НДС уплачивают за товары и услуги, приобретенные у зарубежной стороны. НДС при покупке иностранной услуги уплачивают, если эта услуга реализуется на российской территории.

При покупке за рубежом товаров, предназначенных для оказания бесплатной помощи, культурных ценностей, приобретенных государственными учреждениями РФ, материалов для изготовления иммуно-биологических препаратов, НДС не уплачивается. Однако, при покупке за рубежом медицинских товаров такого рода важно дополнительно удостовериться, что их аналогов нет на российском рынке. Только в этом случае их приобретение освобождается от уплаты НДС.

До конца 2020 года освобождена от «импортного» НДС покупка племенных животных за рубежом, если есть разрешение на их ввоз. Есть и иные товары, освобожденные от НДС при импорте: их перечень определен правительственным Постановлением от 20.10.2016 № 1069.

Сколько НДС платят импортеры

Размер НДС при покупке товаров за рубежом зависит от их типа и может составлять 0%, 10% или 20% (на основании п. 5 ст. 164 Налогового Кодекса РФ). Для каждого класса товаров «импортный» НДС рассчитывается по отдельности, а затем суммируется по специальным правилам.

Нулевая ставка НДС действует при закупке за рубежом товаров и услуг, официально приобретаемых международными организациями. Ставка НДС в размере 10% распространяется на импорт ряда продовольственных товаров, детских товаров и лекарственных средств. Импорт бытовой техники и оборудования облагается НДС по ставке 20%. Таможенная стоимость импортного товара определяется исходя из стоимости сделки либо иными способами.

Для расчета суммы НДС при импорте из государств-участников ЕАЭС применяется такая формула:

Сумма налога = Налоговая база * Ставка НДС, где Налоговая база = Стоимость приобретаемого товара + Сумма акциза

Для расчета суммы НДС при импорте из иных государств применяется следующая формула:

Сумма налога = Налоговая база * Ставка НДС, где Налоговая база = Таможенная стоимость приобретаемого товара + Таможенная пошлина + Сумма акциза

Когда уплачивают «импортный» НДС и сдают декларацию

Налоговую декларацию НДС при закупке товаров в государствах-участниках ЕАЭС налогоплательщик обязан подать в налоговые органы по 20 число месяца, идущего за месяцем, в который товары ввезли в Россию. В соответствии с п.3 ст. 80 НК РФ декларацию по НДС при покупке товаров у государств-участников ЕАЭС подают в электронном виде организации с численностью работников более 100 человек за предшествующий год. Организациям меньшей численности можно подавать декларацию в бумажном виде.

При уплате НДС таможенным органам установлен особый порядок: налог нужно платить не в конце квартала, когда произошел фактический ввоз товара в РФ, а в одно время с уплатой всех таможенных платежей.

Налоговый вычет при уплате НДС или включение НДС в расходы

У налогоплательщика есть право принять сумму НДС к вычету, если товары ввозятся из стран Таможенного союза (государств-участников Евразийского экономического союза). Для этого необходимо выполнить условия в соответствии с пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 НК РФ:

  • у налогоплательщика есть документы, которые подтверждают факт уплаты налога (таможенная декларация, платёжное поручение);
  • приобретенные товары приняты на баланс;
  • товар приобретен для целей, которые облагаются НДС.

Также обладают правом на налоговый вычет организации, применяющие Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Иногда вместо вычета НДС, который уплачен по товарам, ввезенным из государств-участников ЕАЭС, налог включают в стоимость покупаемых товаров. Такие ситуации описываются статьей 170 НК Российской Федерации.

Чтобы не допустить ошибок при расчете НДС, не начислить его дважды и иметь право на вычет, ведите учет в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Система подскажет, каких документов не хватает, чтобы оптимизировать налог, что нужно проверить для правильного расчета. В сервисе легко вести учет, платить налоги, начислять зарплату и сдавать отчетность через интернет. Большинство функций автоматизированы. Первые две недели все новички работают в сервисе бесплатно.

Читайте также: