Ндс в украине 2019

Опубликовано: 05.05.2024

НАЛОГИ В УКРАНЕ. АНАЛИТИКА . КОММЕНТАРИИ от УБК.

Ваши пожелания по содержанию этого раздела сайта присылайте по эл.почте:
webmaster@ubc.ua

Правильных Вам решений и успехов в бизнесе!

Раздел в стадии разработки. Следите за обновлениями

Базовыми Законами Украины в сфере налогообложения являются: ЗК "О системе налогообложения" - "Про систему оподаткування", ЗК "О налоге на добавленную стоимость" - "Про податок на додану вартість", ЗК "О налогообложении прибыли предприятий" -"Про оподаткування прибутку підприємств", "О налоге с доходов физических лиц" .

Также некоторые налоги и порядок их взымания дополнительно регулируются Декретом Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах", Законами Украины "Об общегосударственном пенсионном страховании" и другими, устанавливающими ставки налогов и сборов с зарплаты и с фонда оплаты труда (далее "на зарплату" -авт.), инструкциями и разъяснениями ГНА Украины. Изменения, как правило, также содержатся в ежегодном Законе Украины "О Государственном бюджете на 200х год".

Ставки основных налогов и сборов 2019 в Украине следующие:

  1. НДС (единая ставка на все!) 20%
  2. Налог на прибыль предприятий 25%
  3. Налог на доходы физлиц 13%
  4. Пенсионный фонд-1 - сбор (+ на зарплату) 32%
  5. Социальное страхование - сбор(+ на зарплату) 2,9%
  6. Центр занятости - сбор (+ на зарплату) 1,9%
  7. Соцстрахование несчастные случаи (в средн.+ на зарплату) 1,2%
  8. Пенсионный фонд-2 (с зарплаты) 1-2%
  9. Социальное страхование(с зарплаты) 0,5%
  10. Центр занятости(с зарплаты) 0,5%
  11. Комунальный местный налог (фиксированный на зарплату) 1,7грн.

Существует также альтернативная система - единый налог: 6-10% с оборота для предприятий, единый налог с предпринимателей - физических лиц 20-200 гривен. Ее преимущества и недостатки будут рассмотренны в следующем обзоре.

Зарплатные налоги в сумме составляют в среднем около 54%. Ставка налога с зарплаты в пенсионный фонд при зарплате до 150 грн. составляет 1%, более - 2%. Налог в фонд страхования от нечастных случаев на производстве колеблется от 0.81%(сфера услуг) до 7% (строительство) и зависит от вида основной деятельности предприятия. Коммунальный налог является фиксированным и составляет 10% от налогонеоблагаемого минимума доходов граждан (в 2019 г. он составляет 17 гривен), и уплачивается по месту основной работы или 1.70 грн. Ставки отчислений "с" и "на" зарплату в Украине имеют "привычку" незначительно изменяться 1-2 раза в год, так что следите за изменениями.

Для примера: чтобы выплатить 100 гривен зарплаты на "руки", необходимо иметь 185 гривен на счете предприятия.

Пример в за марте 2019г. (предприятие сферы производства - база расчета):

1. Выручка (поступило всего денег на счет, с НДС) 100 000 гривен.

2. Закуплено материалов и услуг в Украине (с НДС) 30 000 гривен.

3. Начислено зарплаты рабочим по ведомости (без НДС) 20 000 гривен

4. Остаток денег (до уплаты налогов) 50 000 гривен

СХЕМА УПЛАТЫ НАЛОГОВ В УКРАИНЕ ПРИ ВЫСОКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ:

1. ПО НДС - 20% платится разница между обязательствами и налоговых кредитом.

1. НДС: обязательства = 20% или 1/6 из 100 тис = 100000/6 = 16 667 гривен

2. НДС: налоговый кредит с закупки = 1/6 из 30 тис = 30000/6 = 5000 гривен

3. Необходимо заплатить НДС до 20 марта 2019г = 16667-5000 = 11666 гривен

2.ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ - 25% (платится разница между валовыми доходами и расходами без учета налога на добавленную стоимость)

1. Валовые доходы за февраль = 100 000 - НДС = 83 333 гривен

2. Валовые расходы за февраль = закупка без НДС + зарплата + налоги на зарплату

  • Закупка без НДС= 25 000 гривен
  • Зарплата = 20 000 гривен
  • Пенфонд 32% = 20 000 х 0.32 = 6400 гривен
  • Остальные три соцфонда 6%
    = 20 000 х 0.06 = 1200 гривен

Итого валовые расходы = 52600 гривен

3. Необходимо заплатить "на прибыль" 25% до 20 марта 2019г = (83333-52600)х0,25 = 7683 гривен

3.ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗЛИЦ + НАЛОГИ С ЗАРПЛАТЫ (из начисленной ЗП)

1. 20000 х 13% = 2600 гривен

2. 20000 х 3% = 600 гивен ( 3 фонда - см. список (8) + (9)+ (10))

Всего необходимо заплатить в бюджет из базовых 50 000 гривен 60% различных налогов

а именно: 11666+6400+1200+7683+2600+600 = 30149 гривен

При этом будет выплачена зарплата рабочим на руки 20 000- 2600-600 = 16800 гривен.

(за снятие наличных коммисия банка 1% или 168 гривен)

ОСТАТОК СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ФИРМЫ ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ И ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТ

100000- 50000- 30149-168 = 19683 гривен.

Есть два способа снятия этих денег в личное пользование:

1. Выплатить дивиденды учредителю: необходимо заплатить с суммы выплат налог на прибыль предприятий по стандартной ставке (25%), если учредитель юридическое лицо (иностранное или наше).

т.е. перечислить можно только 19683 - 25% = 14762 гривен.

Если учредитель - физическое лицо, выплата дивидендов приравнивается к выплате зарплаты (-53%) см. п.2

2. Вместо дивидендов выплатить себе зарплату в Украине (уменьшается налог на прибыль, но увеличиваются зарплатные налоги = 38%+15% = + 53%) в результате останется около 12 000 гривен чистого дохода.

ВЫВОД: ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ ОСТАНЕТСЯ 12-14 тис. (налоги составляют около 70%)

НАЛОГИ ПРИ СТРУКТУРЕ ЗАТРАТ С НИЗКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ

Альтернативный вариант на примере в за феврале 2019г. (база расчета - сфера торговли):

1. Выручка (поступило всего денег на счет, с НДС) 100 000 гривен.

2. Закуплено товаров и услуг в Украине (с НДС) 30 000 гривен.

3. Начислено зарплаты рабочим по ведомости (без НДС) 20 000 гривен ( уменьшена до 2000)

4. Дополнительная закупка товаров и услуг 65 000 гривен

4. Остаток денег (до уплаты налогов) 5 000 гривен

СХЕМА -2 УПЛАТЫ НАЛОГОВ В УКРАИНЕ

1.ПО НДС платится разница между обязательствами и налоговых кредитом.

1. НДС: обязательства = 20% или 1/6 из 100 тис = 100000/6 = 16 667 гривен

2. НДС: налоговый кредит с закупки = 1/6 из 95 тис = 95000/6 = 15 833 гривен

3. Необходимо заплатить до 20 марта 2019г = 16667-15 833 = 1334 гривен

2.ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ( разница между валовыми доходами и расходами без НДС)

1. Валовые доходы за февраль = 100 000 - НДС = 83 333 гривен

2. Валовые расходы за февраль = закупка без НДС + зарплата + налоги на зарплату

- Закупка без НДС = 79167 гривен

- Зарплата = 2 000 гривен

- Пенфонд 32% = 20 000 х 0.32 = 640 гривен

- Ост 3 фонда 6% = 20 000 х 0.06 = 120 гривен

Итого валовые расходы = 81927 гривен

3. Необходимо заплатить до 20 марта 2019г = (83333-81927)х0,25 = 351 гривна

3.ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗЛИЦ + НАЛОГИ С ЗАРПЛАТЫ (из начисленной ЗП)

3. 2000 х 13% = 260 гривен

4. 2000 х 3% = 60 ( 3 фонда)

Всего необходимо заплатить в бюджет (2765/5000) x100% = 55% налогов

а именно: 1334+640+120+351+260+60 = 2765

При этом будет выплачена зарплата рабочим на руки 2000- 260-60 = 1680 гривен.

(за снятие наличных коммисия банка 1% или 16 гривен)

ОСТАТОК СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ФИРМЫ ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ И ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТ

100000- 95000- 2765-16 = 2219 гривен.

Те же два способа снятия этих денег в личное пользование (как в предыдущем примере).

1. Выплатить дивиденды учредителю:

2219 - 25% = 1664 гривен, деньги находятся в распоряжении юридического лица - учредителя

Если учредитель - физическое лицо, выплата дивидендов приравнивается к выплате зарплаты (-53%) см. п.2 - остаток в этом случае - 1300 гривен.

2. Вместо дивидендов выплатить себе зарплату в Украине (уменьшается налог на прибыль, но увеличиваются зарплатные налоги = 38%+15% = + 53%), сумма остатка который выплачивается как зарплата немного увеличиваеся в результате останется около 1300 гривен чистого дохода.

2219 - 53% + корректировка= 1300 гривен

Рассмотрев 2 примера, можно сделать вывод, что практически независимо от структуры затрат различные налоги с сборы в Украине составляют большую часть суммы, которая остается в результате хозяйственной деятельности.

В первом случае осталось с 50 тис = 12тис , при этом уплачено 76% различных налогов

Во втором случае осталось с 5 тис = 1,3 тис, при этом уплачено 74% различных налогов.

ВЫВОД: Изменение структуры затрат в разных отраслях незначительно влияет на сумму уплачиваемых налогов, большую долю отчислений (пропорционально) занимает зарплата - суммарные выплаты налогов по этой статье затрат составляют 53% ..

Уголовный кодекс Украины.
Статья 212 . Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей

1. Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, содеянное должностным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или любым другим лицом, которое обязано их уплатить, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах,

наказывается штрафом от трехсот до пятисот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан или лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Одни и те же действия, содеянные за предшествующим заговором группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в больших размерах, -

наказываются штрафом от пятисот до двух тысяч не обложенными налогами минимумов доходов граждан или исправительными роботами на срок до двух лет, или ограничением воли на срок к пяте лет, с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, содеянные лицом, раньше судимой за уклонение от уплаты налогов, собрания, других обязательных платежей, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды в особо больших размерах,

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества.

4. Лицо, которое впервые совершило действия, предусмотренные частью первой и второй этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если она к привлечению к уголовной ответственности уплатила налоги, собрание (обязательные платежи), а также возместила вред, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня).

Примечание:

  • Значительный размер - более 17 000 гривен (1000 НМГД)
  • Большой размер - более 51 000 гривен (1000 НМГД)
  • Особо большой размер - более 85 000 гривен (1000 НМГД)

Авт.: Из судебной практики Украины: начиная с момента появления данной статьи и по сегодняшний день практически отсутствуют прецеденты осуждения по ст.212 (неуплата налогов), а также по ст.206 (фиктивное предпринимательство), так как доказать умысел должностного лица при правильно построенной защите практически невозможно.

Ситуация может измениться коренным образом, когда начнут действовать механизмы, разрешающие определение косвенными методами доходов физических лиц в Украине и соответственно определения суммы неуплаченных налогов "на вскидку". Пока что косвенные методы в Украине распространяются только на доходы юридических лиц и частных предпринимателей, однако после выборов-2019 в 2019-2007 году ожидается введение вышеуказанного законодательства.

Остальные выводы сделайте сами.

Аналитический отдел "УБК".

Публикация материалов данной статьи допускается только после предварительного согласования с автором
с обязательным помещением ссылки на сайт УБК®.

НДС (налог на добавленную стоимость) в Украине: ставка и расчет, плательщики, возмещение, регистрация и получение свидетельства НДС, сроки регистрации и критерии блокировки налоговых накладных. Узнайте, как проверить плательщика НДС в реестре.

Краткое содержание и ссылки по теме

Что такое НДС

Плательщики НДС

Плательщиками НДС являются:

1) любое лицо, осуществляющее или планирующее осуществлять хозяйственную деятельность, которое регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога в порядке, определенном НКУ;

2) любое лицо, которое подлежит регистрации как плательщик налога в соответствии с требованиями НКУ.

В случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1млн. гривен (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в контролирующем органе по своему местонахождению (месту жительства), кроме лица, являющегося плательщиком единого налога первой - третьей группы;

3) любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которую возлагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную границу Украины в соответствии с Таможенным кодексом Украины;

4) лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без образования юридического лица;

5) лицо - управляющий имущества, которое ведет отдельный налоговый учет по налогу на добавленную стоимость по хозяйственным операциям, связанным с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом;

6) лицо, проводящее операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился владелец до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства;

7) лицо, уполномоченное вносить налог с объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта с их основной деятельности, находящихся в подчинении плательщика налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

8) лицо - инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет при поставке услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков, если место поставки услуг находится на таможенной территории Украины, является получатель услуг.

Реестр плательщиков НДС

Ставка НДС

Расчет НДС

Налоговая накладная

Блокирование (остановка регистрации) налоговых накладных

Как разблокировать накладную?

  • договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
  • договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции;
  • первичные документы по поставке / приобретению товаров / услуг, хранению и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
  • расчетные документы и / или банковские выписки с лицевых счетов;
  • документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством.

Основаниями для принятия комиссиями контролирующих органов решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки являются:

  • непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной / расчете корректировки, регистрация которых остановлено;
  • непредоставление налогоплательщиком копий документов;
  • предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства.

  • удовлетворяет жалобу и отменяет решение Комиссии;
  • оставляет жалобу без удовлетворения и решение Комиссии без изменений;
  • оставляет жалобу без рассмотрения.

Электронное администрирование налога на добавленную стоимость. Возмещение НДС.

  • суммы налога, содержащейся в составленных и полученных налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;
  • суммы налога, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Украины;
  • суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
  • суммы налога, на которую плательщики имеют право зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;
  • другие показатели, учитываются при исчислении суммы налога.

Подача декларации и срок уплаты НДС

НДС при экспорте и импорте

  • в том же состоянии, в котором они были вывезены за пределы таможенной территории Украины, с соблюдением условий, установленных Таможенным кодексом Украины;
  • в отремонтированном виде, если ремонт проведен в рамках гарантийных обязательств;

Ввоз с частичным освобождением от налогообложения товаров, которые были помещены:

  • в таможенный режим переработки вне таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока возвращаются на таможенную территорию Украины. Уплате подлежит положительная разница между суммами налога, рассчитанными исходя из базы налогообложения продуктов переработки и базы налогообложения товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины для переработки;
  • в таможенный режим переработки на таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока не вывозятся за пределы таможенной территории Украины.

Новые критерии рискованности плательщика налога на добавленную стоимость и его операций с 1 февраля 2020

Критерии рискованности плательщика НДС утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 № 1165 и вступят в силу с 1 февраля 2020 года:

  1. Плательщик налога на добавленную стоимость зарегистрирован (перерегистрирован) на основании недействительных (утраченных, утерянных) и поддельных документов согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  2. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  3. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственной деятельности или осуществлять полномочия, согласно информации, предоставленной такими лицами.
  4. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) и им осуществляется финансово-хозяйственная деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей согласно информации, предоставленной такими учредителями и / или руководителями.
  5. Налогоплательщик - юридическое лицо не имеет открытых счетов в банковских учреждениях, кроме счетов в органах Казначейства (кроме бюджетных учреждений).
  6. Плательщиком налога не представлена контролирующему органу налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость за два последних отчетных (налоговых) периода вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и абзаца первого пункта 49.2 и пункта 49.18 статьи 49 Налогового кодекса Украины.
  7. Плательщиком налога на прибыль предприятий не представлена контролирующему органу финансовая отчетность за последний отчетный период вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и пункта 46.2 статьи 46 Налогового кодекса Украины.
  8. В контролирующих органах имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе производства текущей деятельности при выполнении возложенных на контролирующие органы задач и функций, которая определяет рискованность осуществления хозяйственной операции, указанной в представленных для регистрации налоговой накладной / расчете корректировки.

Перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога на добавленную стоимость:

  1. Объем поставки, указанный плательщиком налога на добавленную стоимость в налоговых накладных / расчетах корректировки (кроме расчетов корректировки, представленных для регистрации в другом месяце, чем месяц, в котором они составлены), зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных в текущем месяце, с учетом поданной для регистрации в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки составляет менее 500 тыс. гривен при условии, что объем поставок товаров / услуг, указанный в них в текущем месяце по операциям с другим получателем - плательщиком НДС, не превышает 50 тыс. гривен, и руководитель - должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиков.
  2. Налогоплательщик осуществляет на постоянной основе в течение любых четырех отчетных месяцев из последних шести месяцев регистрацию в Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки на поставки товаров / услуг с одним и тем же кодом товара / услуги согласно УКТВЭД / Государственным классификатором продукции и услуг .
  3. Остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль предприятий на конец отчетного (налогового) периода составляет более 5 млн. гривен и отражена в отчетности, по которой предельные сроки ее представления предшествуют календарному дню расчета такого показателя, при условии, что с начала прошлого года руководитель и учредитель не менялись.
  4. Площадь имеющихся у налогоплательщика в собственности (на праве собственности / пользования) арендованных земельных участков составляет не менее 200 гектаров включительно или арендованных земельных участков коммунальной и / или государственной собственности - не менее 0,5 гектара (по состоянию на 1 января текущего года) , они задекларироваы до 20 февраля текущего года и за них уплачена сумма налогового обязательства по плате за землю в сроки, предусмотренные законодательством.
  5. Уплачена сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на одного работающего, которая превышает сумму такого единого взноса с минимальной заработной платы в 2 раза за последние 12 месяцев, при условии, что с начала прошлого года руководитель и / или основатель налогоплательщика не изменялись и среднемесячная численность работающих за последние 12 месяцев составляет не менее пяти человек.
  6. Общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов, контроль за взиманием которых возложен на ГНС, плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которыми подано налоговую накладную / расчет корректировки для регистрации в Реестре составляет больше 10 млн. гривен.

Критерии рискованности осуществления операций:

  1. Отсутствие товара / услуги, указанного в налоговой накладной в таблице данных плательщика налога на добавленную стоимость как товара / услуги на постоянной основе поставляемого и объем поставки товара / услуги, указанный в налоговой накладной / расчете корректировки к налоговой накладной на увеличение суммы налоговых обязательств равен или превышает величину остатка, что определяется как разница между объемом приобретения на таможенной территории Украины такого / такой товара / услуги (кроме объема приобретения товаров / услуг по операциям, освобожденным от налогообложения и подлежащим налогообложению по нулевой ставке) и / или ввоза на таможенную территорию Украины такого товара, указанного с 1 января 2017 в полученных налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре, и таможенных декларациях, увеличенного в 1,5 раза, и объемом поставки соответствующего товара / услуги, указанного в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных с 1 января 2017 в Реестре, и преобладание в таком остатке (более 50 процентов) групп товаров (продукции), определенных ГНС и утвержденных соответствующим приказом, опубликованным на официальном сайте ГНС.
  2. Отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, выданных органами лицензирования, которые удостоверяют право налогоплательщика на производство, экспорт, импорт и оптовую торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными подпунктами 215.3.1 и 215.3.2 пункта 215.3 статьи 215 Налогового кодекса Украины в отношении товаров, указанных налогоплательщиком в налоговой накладной / расчете корректировки, представленных для регистрации в Реестре на дату их составления.
  3. Отсутствие на дату составления налоговой накладной / расчета корректировки сведений (актуальной записи) в Реестре плательщиков акцизного налога с реализации топлива в отношении субъекта хозяйствования, который подал для регистрации в Реестре НН / расчет корректировки, в которых указаны товар (горючее) по кодам согласно УКТВЭД в соответствии с подпунктом 215.3.4 пункта 215.3 статьи 215 Кодекса.
  4. Составление расчета корректировки поставщиком товаров / услуг к налоговой накладной, составленной на получателя - плательщика налога, если предполагается изменение номенклатуры товара / услуги (для товаров по кодам согласно УКТВЭД - изменение первых четырех цифр кода, а для услуг по кодам согласно государственного классификатора продукции и услуг - первых двух цифр кодов), при отсутствии такого товара / услуги, указанного в расчете корректировки, поданном для регистрации в Реестре, в таблице данных налогоплательщика как товара / услуги, что им на постоянной основе поставляется.
  5. Превышение суммы компенсации стоимости товара / услуги, указанного в расчете корректировки на уменьшение суммы налоговых обязательств величины остатка, что определяется как разница объема приобретения на таможенной территории Украины с 1 января 2017 и объема поставок с 1 января 2017, указанного получателем в связи с регистрируемыми в Реестре налоговыми накладными/ расчетами корректировки на поставку такого товара / услуги.
  6. Составление расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств в налоговой накладной, составленной и зарегистрированной поставщиком товаров / услуг на неплательщика налога на добавленную стоимость, и представление для регистрации в Реестре в срок, превышающий 14 календарных дней со дня составления налоговой накладной, зарегистрированной в Реестре без нарушения предельных сроков регистрации, установленных Кодексом.

НДС (налог на добавленную стоимость) - непрямой налог, применяемый в Украине с 1992 года. Налог на добавленную стоимость является важным элементом налогообложения предприятий.

Базой налогообложения НДС, как правило, является договорная стоимость товара (с 2016 года для целей налогообложения стоимость не может быть менее обычных цен). Объектом налогообложения НДС является операция по поставке товара, работ, услуг. Плательщиками НДС, по сути, на территории Украины являются все участники хозяйственных операций. Здесь важно акцентировать внимание на законодательно установленном отличии между активными и пассивными плательщиками НДС. Активными плательщиками НДС являются предприниматели, зарегистрированные как плательщики НДС в органах Государственной фискальной службы (ГФС) Украины, пассивными же плательщиками являются все остальные.

Раскроем суть НДС: Так, покупая колбасу - физлицо платит НДС в стоимости товара, а магазин обязан выплатить сумму полученного НДС в бюджет. Магазин сначала купил колбасу у производителя и в цене покупки тоже заплатил НДС. Сумма заплаченного магазином НДС относится в его налоговый кредит (т.е. та сумма НДС, которую ему должен вернуть бюджет), но магазин далее перепродал колбасу и в стоимость продажи заложил новую сумму НДС. С этого момента он уже должен заплатить в бюджет НДС с цены перепродажи, а это уже налоговое обязательство. Имея налоговый кредит магазин высчитывает его из суммы обязательства и остаток будет той самой суммой, которую магазин должен заплатить в бюджет.

Например, магазин купил у производителя колбасу за 12 грн., из которых 2 грн. - НДС. 2 грн. - это налоговый кредит магазина. Далее магазин продал колбасу за 18 грн., в т.ч. НДС - 3 грн., что будет налоговым обязательством магазина. Какая же сумма НДС подлежит оплате в бюджет Украины: расчет происходит по формуле НО (налоговое обязательство) - НК (налоговый кредит) = СБ (сумма НДС, подлежащая выплате/возврату НДС). Итак, 3 грн. - 2 грн. = 1 грн, это и есть сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая выплате в бюджет. Если же сумма кредита превышает сумму обязательства - в таком случае возникает право возмещения НДС из бюджета. т.е. возврата суммы налога на счета предприятия.

Это примитивная расшифровка налога на добавленную стоимость. В жизни же все сложнее.

Вычленим главные особенности НДС:

  • порог размера выручки, при котором предприятия и СПД (кроме единоналожников) обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС - 1 млн. грн.
  • введение обязательного электронного документооборота налоговых накладных
  • введение обязательной электронной регистрации налоговых накладных в Едином реестре
  • внедрение специальных банковских НДС счетов
  • изменено опредление минимальной договорной стоимости, которая используется для налогообложения НДС. Так, ранее указанная стоимость не могла быть менее себестоимости, отныне минимальным порогм считается "обычная цена"
  • уравнено понятие налоговой накладной и расчета корректировки (розрахунок коригування)а.
  • реформирована система возмещения НДС: внедряется открытый реестр поданных заявлений, реестр возмещенных сумм, детализирована процедура проведения проверок сумм. заявленных к возмещению и т.п.
  • откорректирован порядок электронного администрирования: обновлена формула расчета суммы налоговой накладной (внедрена величина овердрафта), предусмотрена возможность зачисления на счет сумм возмещения и возврата излишне уплаченных налогов.
  • уточнен срок обязательной регистрации налоговой накладной.
  • уточнен порядок налогообложения НДС для сельхозпроизводителей
  • введена процедура приостановки регистрации налоговых накладных и корректировок к налоговым накладным на основании оценки их рисковости.

В части налогообложения налогом на добавленную стоимость 2020 год ничем не примечателен, кроме точечных коррекций, которые касаются узкопрофильных операций. Однако, следует напомнить о прошлогодних ключевых нововведениях, поскольку не все предприниматели столкнулись с ними в 2018-20 годах:

  • Откорректировано определение "кассовый метод" - применятся дата отнесения суммы к налоговому кредиту, а не дата возникновения права на налоговый кредит
  • Ставку НДС 7% при поставке и ввозе на таможенную территорию Украины всех медицинских изделий, которые внесены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения или соответствуют требованиям соответствующих технических регламентов, что подтверждается документом о соответствии, и разрешены для предоставления на рынке и / или ввода в эксплуатацию и применения в Украине. Напомним, что ранее ставка 7% применялась только к медицинским изделиям по перечню, установленному КМУ.
  • Уточнены льготы по НДС для книжных зданий.
  • Уточнен срок регистрации расчетов корректировки, в которых предусматривается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг, - в течение 15 календарных дней со дня получения такого расчета

Уточнено, что порядок приостановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки утверждается Кабинетом Министров Украины. До момента утвержденяи такого порядка, приостановка не осуществляется.

Уточнен порядок регистрации накладних, заблокированных до 2.01.2018. Так, все налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрация которых в Едином реестре налоговых накладных остановлена, регистрируются кроме:

  • по которым по состоянию на 01.12.2017 года не представлены объяснения и документы;
  • по которым принято решение об отказе в регистрации и по состоянию на 01.12.2017 года не начата процедура обжалования в административном или судебном порядке.
  • Налоговые накладные / расчеты корректировки, регистрация которых в Едином реестре налоговых накладных остановлено и по которым налогоплательщиком после 01.12.2017 года представлены объяснения и копии документов регистрируются в Едином реестре по старым правилам. В случае, если в течение 5 рабочих дней не принято решение о регистрации или отказе в регистрации, регистрация таких накладных осуществляется на следующий рабочий день, за днем окончания срока рассмотрения объяснений и документов налогоплательщика.

Предлагается распространить льготу по налогообложению НДС на операции с программной продукцией, плату за которую нельзя считать роялти. При этом законодатель откорректировал понятие роялти и программная продукция. Так, к программной продукции относятся:

  • результаты компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и / или учебной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и / или онлайн-сервисов и доступа к ним;
  • экземпляры (копии, экземпляры) компьютерных программ, их частей, компонентов в материальной и / или электронной форме, в том числе в форме кода (ов) и / или ссылок для загрузки компьютерной программы и / или их частей, компонентов в форме кода (ов) для активации компьютерной программы или в другой форме;
  • любые изменения, обновления, приложения, дополнения и / или расширение функционала компьютерных программ, права на получение таких обновлений, изменений, дополнений, дополнений течение определенного периода времени;
  • криптографические средства защиты информации

Разделение труда - вот главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить - пакет БИЗНЕС - ведите базу самостоятельно, мы будет выполнять лишь функции контроля. В пакете ПРЕМИУМ мы будем вести вашу базу самостоятельно.

Пакет ПРОСТОЙ - платите по-операционно. Плата за бухуслуги зависит от активности вашей хоздеятельности в отчетном месяце.

Анна Кравченко

глава отдела бухгалтерии
кандидат экономических наук

Логичным является вопрос – когда наступает стадия перехода от статуса пассивного плательщика НДС к активному?

Налоговый кодекс Украины (НКУ) отвечает на этот вопрос:
1) субъект хозяйственной деятельности обязан зарегистрироваться плательщиком НДС в случае, если за последние 12 месяцев сумма, полученная в процессе реализации товаров, выполнения работ и предоставления услуг суммарно превышает 1 млн. грн. (в рассчитываемую выручку не входит суммы, оплаченного НДС). Важно акцентировать внимание на формулировке «за последние 12 месяцев» - здесь нет привязки к календарному году;
2) субъект хозяйственной деятельности может добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС.

Кроме того, плательщиками НДС могут выступать лица, которые специально не регистрируются в качестве плательщика, так, например, физлица, которые ввозят на территорию Украины товары, стоимость которых превышает законодательно установленный (см. Таможенный кодекс) лимит, обязаны при оформлении платежа заплатить НДС при оформлении такого товара.

Ставки НДС в Украине

Украинское законодательство предусматривает на 2021 год три вида ставок НДС:

  1. Ставка 20%, которая применяется по умолчанию ко всем видам операций, подлежащих налогообложению.
  2. Ставка 0% - применяется к операциям, прямо предусмотренным законом, например, нулевая ставка применяется к экспорту товаров.
  3. Ставка 7% применяется в случаях установленных Налоговым кодексом (например, торговля медпрепаратами)

Кроме того, необходимо вычленить операции:
1. которые не подлежат налогообложению НДС, т.е. операции освобожденные от уплаты НДС
2. которые не являются объектом налогообложения.

Налоговая накладная по налогу на добавленную стоимость

Налоговая накладная по НДС - это обязательный документ, который выдается продавцом при продаже товара с последующей регистрацией в Едином реестре налоговых накладных. Налоговая накладная это единственный документ, который дает право на налоговый кредит, что делает его обязательным документом в системе уплаты НДС. Нарушение порядка документооборота налоговых накладных предусматривает серьезные санкции.

Дата выдачи налоговой накладной - один из самых важных показателей при заполнении документа. Законодатель предусмотрел два критерия, которые влияют на дату накладной:

  • дата получения денег за товар
  • дата получения товара

Дата накладной заполняется по первому событию, т.е. что раньше из указанных событий наступило - то и будет датой накладной.

С 2015 года все выданные налоговые накладные должны регистрироваться в Едином госреестре выданных налоговых накладных. Однако, накладная по НДС будет зарегистрирована при условии соответствия формуле, утвержденной с 2015 года. Суть формулы состоит в том, что сумма НДС в выданной налоговой накладной должна быть сопоставима с суммой денежных средств, которые находятся на НДС-счетах плательщика далее

НДС-счета

С 2015 года в системе Госказначейтсва всем плательщикам НДС открылись специальные счета. Счета используются исключительно в целях администрирования налога на добавленную стоимость. Главной особенностью таких счетов являются:

  • невозможность использования средств на счетах для иных целей, кроме как для администрирования НДС
  • влияние показателей счетов на возможность регистрации налоговых накладных в ЕГР

Отчетность и уплата НДС

Налоговый кодекс предусматривает обязанность плательщиков НДС ежемесячно отчитываться до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

Уплата же НДС осуществляется в течении 10 дней с момента окончания срока подачи отчета, т.е., как правило, до 30 числа включительно.

С 2015 года законодатель ввел право налогоплательщиков не подавать налоговые декларации в случае отсутствия: а) налоговых обязательств; б) показателей обязательных к декларированию.

Как расчитать НДС

Для определения суммы НДС к оплате в бюджет необходимо от суммарного размера обязательств отнять суммарный размер кредита и перечислить в бюджет положительную разницу.

Теперь детальнее:
- учет НДС ведется отдельно от других видов налогов и его размер не учитывается при их расчете;
- ставки НДС – 20%, 7% и 0% ;
- обязательство представляет собой общую сумму НДС, указанную в налоговых накладных, выписанных поставщиком в течении отчетного периода (месяца / квартала);
- кредит, в свою очередь, - это общая сумма НДС, указанная в налоговых накладных, полученных в течении отчетного периода (месяца / квартала).

Если вы все еще не заключили договор на оказание бухгалтерских услуг, и планируете самостоятельно вести учет налога, то для более качественного восприятия сути НДС приведем вам пример:

Вы – плательщик НДС, в данном отчетном периоде, реализуете товары/работы/услуги 3-м покупателям на суммы (без учета НДС) соответственно: 500 грн., 1000 грн. и 1500 грн. Для определения размера НДС, который сформирует Ваше обязательство, необходимо разделить каждую из этих сумм на 5 и добавить полученный результат к каждой из цифр соответственно:
500/5 = 100 (размер НДС) - 500 + 100 = 600 (общая сумма налоговой накладной, в т.ч. НДС)
1000/5 = 200 (размер НДС) – 1000 + 200 = 1200 (общая сумма налоговой накладной, в т.ч. НДС)
1500/5 = 300 (размер НДС) – 1500 + 300 = 1800 (общая сумма налоговой накладной, в т.ч. НДС).

Таким образом, общий размер Вашего обязательства за отчетный период составляет – 600 грн.

Размер налогового кредита определяется путем сложения сумм НДС из налоговых накладных, полученных от поставщиков.
В нашем примере допустим, что общая сумма покупок за отчетный период составляет 1800 грн. То есть, размер НДС, относимый в кредит, составляет 300 грн. (1800/6)

Таким образом, размер обязательства по НДС к оплате в бюджет составит – 300 грн. (600 грн. обязательства минус 300 грн. кредита).

Что делать если сумма кредита превышает сумму налогового обязательства? В таком случае применяются правила возмещения НДС.



Оценка материала сайта на 4.8 балла из 5.
Количество оценок 1002. Для оценки необходима авторизация. 23.02.2021

В 2019 году украинцев ждут налоговые изменения
Статьи

C 2019 года в Украине начнут действовать изменения, внесенные в Налоговый кодекс законом №2628, который был принят специально для балансировки показателей бюджета на следующий год.В свою очередь законом о госбюджете установлены новые социальные нормативы, в частности, минимальная зарплата. От ее размера, как известно, зависят не только размеры некоторых соцвыплат, но и суммы штрафов, в частности, за нарушение трудового законодательства. Для крупного бизнеса наиболее важными будут изменения правил трансфертного ценообразования, а для мелкого — увеличение суммы единого налога.

Новые ставки и правила уплаты

Налоговые изменения будут вступать в силу поэтапно: часть с нового года, а часть с 1 марта, 1 июня и 1 июля 2019 года и даже с января 2020-го. Ставка акциза на табачные изделия, например, будет увеличена в новом году на 20%, как того требуют условия соглашения об ассоциации с ЕС, а затем еще проиндексирована с 1 июля на 9%, чтобы учесть инфляцию за 2018 год. В результате пачка сигарет стоимостью 30 грн вырастет в цене на 5-6 грн.

Также с 1 января будет резко увеличен размер экологического налога (с 0,41 грн/т до 10 грн/т) за выбросы двуокиси углерода (СО2) стационарными источниками. Ставки рентной платы за пользование недрами для добычи нефти и конденсата вырастут с января всего на 2%, за добычу железной руды — на 0,8%. А вот за специальное использование лесных ресурсов — сразу на 50%.

Как отметил менеджер KPMG в Украине Катерина Гамрецкая, кроме повышения ставок налогов, можно выделить еще несколько блоков ключевых изменений: введение льгот по уплате акциза и НДС, а также изменение механизма администрирования отдельных налогов.

Например, при импорте электромобилей в следующем году продляется отмена уплаты НДС и акциза. Кроме того, с 1 июля 2019 года устанавливается нулевая ставка акциза на спирт этиловый при производстве пищевого уксуса, парфюмерно-косметической продукции и продукции технического назначения.

Законом также предусмотрено введение лицензирования деятельности всех субъектов, которые занимаются производством, хранением, оптовой и розничной торговлей топливом. С 1 июля в системе электронного администрирования (СЭА) реализации топлива будет отображаться фактическое движение топлива в разрезе мест хранения. Срок для регистрации в СЕА установлен с 1 мая до 1 июня 2019 года.

Еще одна новация — операторы почтовой связи и экспресс-перевозчики становятся налоговыми агентами для целей НДС при импорте почтовых и экспресс-отправлений. До июля 2019 года не облагается налогом посылки стоимостью до 150 евро, а после этой даты — только в 100 евро.

Проверки и санкции

Отчасти меняется порядок общения с налоговыми органами во время проведения проверок. С 1 января 2019 года увеличиваются сроки для подачи возражений на акты документальных проверок с 5 до 10 рабочих дней (абзаца 2 пункта 44.7 НКУ). Также изменится срок для административного оспаривания налоговых уведомлений-решений органов ГФС.

«Если вы считаете, что налоговики неправильно определили сумму денежного обязательства или приняли любое другое решение, противоречащее законодательству или выходящее за пределы их полномочий, вы имеете право обратиться в ГФС с жалобой о пересмотре этого решения. Срок на подачу жалобы изменился с 10 календарных дней на 10 рабочих дней», — сказал UBR.ua руководитель департамента корпоративного права МЮК Kodex Екатерина Пятаченко.

Одновременно налоговикам увеличили до 15 дней срок для вынесения налогового уведомления-решения. Также станет сложнее получить рассрочку и отсрочку налоговых обязательств, поскольку все решения об этом, независимо от заявленных сумм, будет принимать ГФС Украины с уведомлением Минфина.

Плательщикам единого налога, которые торгуют лекарствами и медизделиями, с нового года надо обзавестись РРО (изменения в пункт 296.10 НКУ). Такие же требования вносятся и в закон о применении регистраторов расчетных операций.

Торговцам пивом, алкоголем и табачными изделиями надо быть готовыми к увеличению штрафов за продажу товара без соответствующей лицензии или без марок акцизного сбора. Статью 156 Кодекса об админнарушениях подправили и в 2019 году штраф будет не 50-200 налогонеоблагаемых минимумов, а 200-600 нмдг, то есть 3400-10200 грн, с конфискацией предметов торговли и выручки. Нарушение правил торговли влечет наложение штрафа на работника от 100 до 400 необлагаемых налогом минимумов (раньше было от 30 до 100), соответственно это от 1700 до 6800 грн.

Ключевые изменения в ТЦО

Особое внимание законодатели уделили борьбе с отмыванием денег и выводу капиталов. В Налоговом кодексе фактически расширен круг контролируемых операций.

«Компании, даже если они не являются сторонами контролируемой операции, но были задействованы в цепочке поставки товаров, должны быть готовы раскрыть налоговому органу, информацию необходимую для установления соответствия условий контролируемой операции, которая проверяется, принципу «вытянутой руки», — рассказал UBR.ua руководитель группы трансфертного ценообразования KPMG в Украине Николай Мишин.

Например, это может касаться перевозчика и стивидора (компания по перевалке грузов), которые соответственно перевозили сельхозпродукцию в порт и грузили ее на борт судна.

«Кроме цены услуг налоговики могут поинтересоваться условиями договоров и фактическое выполнение таких услуг, условия оплаты и любые другие данные, необходимые для проведения функционального и экономического анализа контролируемой операции. Если компании не дадут эту информацию, ГФС имеет право провести встречную сверку и самостоятельно получить необходимые сведения», — объяснил Мишин.

По словам юриста, если в ходе мониторинга контролируемых операций налоговики выяснят, что в сделках ВЭД задействованы номинальные посредники, чье участие в поставке товаров (работ, услуг) «прошло» только на бумаге, а на другом конце цепочки — нерезидент из «низконалоговой юрисдикции», то такая операция может быть признана контролируемой.

То же самое касается нерезидентов определенных организационно правовых форм, например, llc, plc и прочих (их перечень можно найти в постановлении КМУ от 04 июля 2017 г. № 480). Список низконалоговых юрисдикций есть в постановлении Кабмина №1045 от 27 декабря 2017 г.

«Ранее, такой риск был, только если нерезидент был связанным лицом. Поэтому компаниям необходимо идентифицировать и понимать функционал всех участников цепочки поставки товаров (работ, услуг), так как налоговый орган может признать такую операцию контролируемой, со всеми вытекающими последствиями», — отметил Мишин.

Но изменениями Налогового кодекса дело не ограничилось. Налоговый консультант K.A.C. Group Катерина Боровик обращает внимание на закон «О валюте и валютных операциях», который вступит в силу с 7 февраля 2019 года.

Им, в частности, отменяется валютный контроль для ВЭД операций на сумму до 150 тыс. грн, а система электронных лимитов заменит индивидуальные валютные рецензии. Правда, до его вступления в силу КМУ и НБУ должны подготовить законопроекты о правилах налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), правил отчетности в разрезе стран для международных групп компаний, правил налогообложения постоянного представительства, правил ограничения расходов на финансовые операции со связанными лицами и т.д.

Также планируется присоединение Украины к автоматическому обмену финансовой информацией по стандарту CRS (Common Reporting Standard).

НДС (налог на добавленную стоимость) пришел на смену налога с продаж в Германии в начале ХХ века. Это понятие быстро распространилось по всей Европе. Налог с реализованной продукции не мог «вычислить» потенциал продаж.

Вначале НДС облагался лишь чистый доход. Этот налог используют 137 мировых государств.

НДС в странах мира

Место Страна Ставка НДС
1 Венгрия 27 %
2 Дания 25 %
Норвегия
Швеция
3 Исландия 24,5 %
4 Финляндия 24 %
Греция
5 Польша 23 %
Португалия
Ирландия
Уругвай
6 Словения 22 %
Хорватия
Италия
7 Латвия 21 %
Литва
Чехия
Аргентина
Бельгия
Испания
8 Россия 20 %
Австрия
Молдавия
Армения
Украина
Албания
Болгария
Эстония
Франция
Словакия
Великобритания
Узбекистан
9 Германия 19 %
Кипр
Румыния
Чили
10 Мальта 18 %

Топ-5 стран с самым низким показателем НДС

Страны с низким уровнем НДС

Таблица сравнения НДС и уровня жизни в странах мира

Таблица сравнения

В Европейской Союзе каждое государство решает самостоятельно, какую ставку НДС использовать. И хотя конкретного правила нет, все же имеются определенные ориентиры.

  1. Во-первых, ставка не должна быть меньше 15 %.
  2. Во-вторых, есть список товаров, на которые ставка очень низкая или нулевая.

Это позволяет бизнесменам выбирать экономически выгодную страну для развития собственного дела.

Как такового НДС в США нет, но их налог чем-то напоминает привычную систему. Взгляды американцев консервативны, однако, как показывает время, верны.

В Африке и на Востоке действует НДС стандартного типа. Культура и обособленность позволяют государствам регионов иметь гибкие взгляды и умно вести экономическую политику.

Самые высокие налоги

Страны с самыми высокими налогами в мире

Где не применяется налог на добавленную стоимость

НДС нет в Соединенных Штатах Америки. В стране пошлины меньше, чем НДС большинства обеспеченных мировых держав. Новая система кажется стране слишком сложной и непонятной.

Отлично справляются без НДС богатые арабские страны с огромными ресурсами: Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар.

Не имеют ставки и следующие острова: Каймановы, Бермудские, Багамские. В то же время совсем без налогов они не живут. Действует пошлина около 70 % на импортные товары.

Самые низкие налоги

Самые низкие налоги в мире

Размер НДС в странах ЕС

В 2020 году был зафиксирован максимальный уровень НДС в Италии и составил 22 %. В 2013 году показатель был 21 %. Но это касается только стран, которые входят в G 20 — Большую двадцатку.

Среди государств, которые не входят в это число, выделяется огромной процентной ставкой Греция и Венгрия: 24 и 27 % соответственно.

Впечатляют цифры северных государств:

Стандартной для Европы ставкой является 20–22 %.

  • НДС в Австрии и Великобритании составляют 20 %,
  • НДС в Нидерландах и Бельгии — 22%.

НДС в Латвии и НДС в Литве — 20 %. Но имеются дополнительные льготные варианты в Латвийской Республике. К некоторым областям применяется ставка в 12 и в 5 % или отсутствие налога.

НДС Эстонии — 20 %, но есть льготная ставка в 9 %. Последняя касается таких сфер, как фармакология, медицина, печатная продукция. Некоторые виды транспорта Эстония не облагает налогом вовсе.

НДС и средняя зарплата

НДС и средняя зарплата в ЕС и России

Ближний Восток

Саудовская Аравия стала впервые пользоваться схемой НДС в начале 2018 года, и это было 5 %. Такое решение поддержали и Объединенные Арабские Эмираты, введя у себя идентичный налог.

НДС в Израиле менялся несколько раз и сейчас составляет 17 %. Примечательно, что в городе Эйлат это не действует, и товары можно покупать по себестоимости.

В Азербайджане НДС — 18 %, в Республике Беларусь ставка составляет 20 %.

Казахстан и Кыргызстан имеют ставку в 12 %. В Узбекистане, Молдове и Украине она составляет 20 %.

Россия

В Российской Федерации НДС составляет 20 %. Это довольно много, но в стране активно используются льготы.

Для товаров следующих групп применяется ставка в 10 %: мясная и молочная продукция, морепродукты и овощи.

Кроме того, нечасто, но используется нулевая ставка.

Это, прежде всего, касается экспортных процедур, международных перевозок в сфере нефтедобычи. Поднять НДС вынудила сложная экономическая ситуация, возникшая вследствие падения цен на нефть.

Сейчас Россия стремится меньше зависеть от некогда прибыльной сферы и стала больше развивать транспорт, связь, услуги и информатизацию.

В Таиланде НДС составляет 7 % и включает в себя все товары и счета в заведениях питания. В этой стране турист может рассчитывать впоследствии на возврат налога за покупки в специальных точках.

В Малайзии НДС не используется. Действует корпоративный налог со стандартной ставкой в 28 %, но льготы доступны на многие товары.

Сингапур поражает низкой ставкой в 5 %. В Индии НДС составляет 4–5 %, но облагаются только основные группы товаров.

Китай в 2020 году уменьшил НДС на один процент — с 17% до 16%.

В ЮАР ставка равняется 15 %, в Южной Корее и Индонезии — 10%.

Общая сумма налогов

Общая сумма налогов в разных странах

Взаимосвязь уровня НДС и качества жизни

НДС платят потребители, простые люди, так как он заложен в цене товара. Начисляется с самого производства и является ориентиром для определения наценки при продаже. По сути, то, что накручивает продавец, возвращает налогоплательщик в качестве НДС.

Таким образом, в бюджет государства идут средства. Однако высокий уровень НДС свидетельствует о трудном экономическом положении в стране.

В большинстве случаев этот налог не отражает реальной жизни в отдельно взятой стране.

Почему используется НДС

Во-первых, этот налог нужен из-за большого количества теневого и нелегального бизнеса. Если необходимые деньги не идут в казну, то можно их получать через покупки товаров людьми и от оказанных услуг.

Но оправдать использование НДС только наличием подпольного бизнеса неправильно. К примеру, на Скандинавском полуострове — одна из самых высоких на планете ставка НДС, и это обусловлено большой территорией. Устанавливать в этом регионе невысокую ставку нет смысла, так как высокий уровень жизни позволяет пополнять казну без трудностей для местного населения.

Подобный механизм действует и в большинстве других стран Европы, где НДС составляет от 17 %. Ставка ниже устанавливается обычно малоразвитыми странами. Однако в Латинской Америке проходит немного фаз от производства до прилавка, так что высокий налог может вызвать волну недовольства.

Во-вторых, ряд стран использует пониженные налоги на определенные группы товаров:

  • Япония — вещи для детей;
  • Швеция — услуги проезда на общественном транспорте;
  • Франция — медицинские товары.

Благодаря таким льготам НДС в 20 % не кажется слишком высоким и принимается населением. На повседневную жизнь это не сильно влияет.

В-третьих, порой поднятие НДС — последняя мера для устранения экономического кризиса в стране. Это помогает пополнить бюджет в короткие сроки.

Но имеются и свои трудности. Льготным категориям людей повышение НДС не сильно мешает, а вот по среднему классу данная процедура бьет серьезно. Дороговизна покупок отпугивает граждан и заставляет их экономить.

Товары на полках есть, но государству от этого никакой пользы. В сложной ситуации может даже приостановиться производство, и волна кризиса ударит с новой силой. Все зависит от экономической политики, проводимой чиновниками.

Зачастую использование НДС с его положительными и негативными сторонами является необходимостью. Использование США налога с продаж и игнорирование НДС — исключительный и единственный случай. Тем, кто использует НДС, избавляться от него не имеет смысла.

К положительным аспектам использования этого принципа можно добавить еще несколько.

  1. Документация. Налог помогает оптимизировать бухгалтерский учет предпринимателю или фирме. Особенно это ценно в конце периода отчетности перед налоговой службой.
  2. Перспектива в экономическом росте. При грамотном администрировании НДС можно со временем вносить коррективы в ставку, тем самым создавая мощную опору в экономическом плане. К примеру, важно сохранять баланс, при тяжелой ситуации поднимать ставку, когда все в порядке, немного снижать. Но при этом необходимо, чтобы население понимало, что и ради чего делается. Иначе эффективность будет низкой.

Подробнее о НДС в следующем видео:

Читайте также: