Ндс с услуг регистратора

Опубликовано: 07.05.2024

Изменения и поправки

На основании подпункта 12 2 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.

2. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 09.09.2013, N 36, ст. 4588.

Перечень услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость

1. Услуги брокера, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются брокером в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по предоставлению (объявлению) цен и иных условий, на которых брокер принимает обязательства совершать сделки с ценными бумагами или заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, за счет клиентов брокера.
Услуги по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и товаром.
Услуги по признанию лица квалифицированным инвестором.
Услуги по организации выпуска, размещения (предложения) ценных бумаг, включая консультационные услуги, а также услуги, связанные с приобретением брокером за свой счет размещаемых (предлагаемых) ценных бумаг.
Услуги в качестве агента, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах", по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев или услуги трансфер-агента, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Услуги по обработке поручений (документов) клиентов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации клиентам в связи с осуществлением брокерской деятельности.
Услуги по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, оказываемые брокером с привлечением другого брокера или иностранной организации, которая в соответствии с национальным законодательством вправе осуществлять сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.
Услуги, предусмотренные пунктом 18 статьи 51 3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций в финансовые инструменты, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам по договору брокерского обслуживания.
Услуги по предоставлению клиентам брокера программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам по договору брокерского обслуживания.

2. Услуги дилера, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются дилером в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по предоставлению (объявлению) цен и иных условий, на которых дилер принимает обязательства совершать сделки с ценными бумагами или заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.
Услуги по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и товаром.
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам дилера программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам на рынке ценных бумаг.

3. Услуги управляющего ценными бумагами, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются управляющим ценными бумагами в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по признанию лица квалифицированным инвестором.
Услуги по обработке документов клиентов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации клиентам в связи с осуществлением деятельности по управлению ценными бумагами.
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с осуществлением деятельности по управлению ценными бумагами.
Услуги по предоставлению клиентам управляющего ценными бумагами программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам по договору доверительного управления.

4. Услуги депозитария (в том числе центрального депозитария и депозитария - эмитента российских депозитарных расписок), непосредственно связанные с услугами, которые оказываются депозитарием в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по оказанию содействия в осуществлении депонентами прав по ценным бумагам.
Услуги по размещению (выдаче) и по погашению российских депозитарных расписок и ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права на ценные бумаги российских и (или) иностранных эмитентов, а также по обслуживанию депозитарием - эмитентом российских депозитарных расписок программы выпуска указанных ценных бумаг.
Услуги по предоставлению информации о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам.
Услуги по обработке документов клиентов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации клиентам в связи с осуществлением депозитарной деятельности.
Услуги трансфер-агента, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Услуги, предусмотренные пунктом 18 статьи 51 3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам по депозитарному договору.
Услуги по предоставлению клиентам депозитария программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам по депозитарному договору.

5. Услуги специализированного депозитария, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются специализированным депозитарием в рамках лицензируемой деятельности

Услуги в качестве агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах".
Услуги по организации, созыву и проведению общих собраний владельцев инвестиционных паев.
Услуги по обработке документов клиентов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации клиентам в связи с осуществлением деятельности специализированного депозитария.
Услуги по ведению реестра ипотечного покрытия.
Услуги по ведению реестра владельцев инвестиционных паев.
Услуги по передаче реестра владельцев инвестиционных паев другому специализированному депозитарию или регистратору.
Услуги по оказанию содействия в осуществлении прав по ценным бумагам.
Услуги по предоставлению информации о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам.
Услуги по обработке документов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации в связи с осуществлением специализированным депозитарием деятельности по ведению реестра владельцев инвестиционных паев.
Услуги по осуществлению контроля за соблюдением ограничений на размещение (инвестирование) средств лицами, которые в соответствии с федеральными законами и договорами осуществляют размещение (инвестирование) средств под контролем специализированного депозитария.
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам специализированного депозитария программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам на рынке ценных бумаг.

6. Услуги регистратора, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются регистратором в рамках лицензируемой деятельности

Услуги в качестве агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах", или услуги трансфер-агента, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Услуги по оказанию содействия в осуществлении прав по ценным бумагам.
Услуги по организации, созыву и проведению общих собраний владельцев ценных бумаг, в том числе по выполнению функций счетной комиссии.
Услуги по ведению реестра требований кредиторов, предусмотренного Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Услуги по передаче реестра владельцев именных ценных бумаг другому регистратору или эмитенту либо специализированному депозитарию.
Услуги по предоставлению информации о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам.
Услуги по обработке документов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации в связи с осуществлением деятельности регистратора.
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам регистратора программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам на рынке ценных бумаг.

7. Услуги управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются управляющей компанией инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по признанию лица квалифицированным инвестором в отношении инвестиционных паев, предназначенных для квалифицированных инвесторов, выдаваемых указанной управляющей компанией.
Услуги по обработке документов, подготовке отчетов (документов), предоставлению информации в связи с осуществлением деятельности управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Услуги по предоставлению консультаций в области инвестиций.
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов программных и (или) технических средств для удаленного доступа к ее услугам на рынке ценных бумаг.

8. Услуги клиринговой организации, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются клиринговой организацией в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по обработке документов участников клиринга, подготовке отчетов (документов) и по предоставлению информации участникам клиринга.
Услуги в связи с осуществлением клиринговой организацией функций центрального контрагента.
Услуги по проверке соответствия лиц, в том числе участников клиринга, требованиям к лицам, которые могут являться участниками клиринга.
Услуги в связи с ведением реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора) в соответствии с пунктом 6 статьи 51 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам клиринговой организации программных и (или) технических средств для удаленного доступа к ее услугам на рынке ценных бумаг.
Услуги, предусмотренные пунктом 18 статьи 51 3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

9. Услуги организатора торговли, непосредственно связанные с услугами, которые оказываются организатором торговли в рамках лицензируемой деятельности

Услуги по допуску к участию в организованных торгах.
Услуги по обработке документов участников торгов, подготовке отчетов (документов) участникам торгов в связи с осуществлением деятельности организатора торговли.
Услуги по допуску товаров и (или) иностранной валюты к организованным торгам.
Услуги по листингу ценных бумаг.
Услуги по предоставлению информации, имеющейся у организатора торговли в связи с осуществлением деятельности организатора торговли.
Услуги в связи с ведением реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения (единого договора) в соответствии с пунктом 6 статьи 51 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Услуги по осуществлению функций удостоверяющего центра в связи с оказанием услуг клиентам на рынке ценных бумаг.
Услуги по предоставлению клиентам организатора торговли программных и (или) технических средств для удаленного доступа к его услугам на рынке ценных бумаг.


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

В данной публикации мы рассмотрим регистр накопления НДС предъявленный . Мы расскажем, какую функцию выполняет данный регистр, для чего бухгалтер должен разбираться в видах движений по регистру.

Вы также узнаете про:

  • его назначение и использование;
  • документы, формирующие записи в регистр;
  • порядок его заполнения.

Назначение регистра

Регистр накопления НДС предъявленный является промежуточным, в нем осуществляется накопление информации о статусе и суммах входящего НДС:

  • предъявленных поставщиками и подрядчиками;
  • уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ;
  • начисленных организацией при выполнении строительно-монтажных работ хозяйственным способом;
  • и т.д.

В бухгалтерском учете входящий НДС учитывается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», но несмотря на это, именно по данным регистра НДС предъявленный можно определить, выполнены в программе условия для принятия НДС к вычету или пока нет.

Если сальдо по счету 19 не совпадает с остатками по регистру НДС предъявленный, то может образоваться ошибка по «зависшему» НДС.

Запись вида движения Приход

На принимаемые к учету суммы налога при проведении документов поступления в регистр вводятся записи с видом движения Приход . Такая запись – это потенциальная запись в книгу покупок. Она «ждет» выполнения всех условий для права на принятие НДС к вычету в программе.

По накладной № 125 от 16.01.2018 поступили товары от поставщика ООО «Компьютерс Лаб» на сумму 3 204 880 руб. (в т.ч. НДС 488 880 руб).


При оприходовании товаров по документу Поступление (акт, накладная) программа сформировала запись вида движения Приход в регистр НДС предъявленный на сумму входящего НДС.


Подробнее в статьях:

Запись вида движения Расход

  • Формирование записей книги покупок ;
  • Счет-фактура полученный ;
  • Списание НДС .

При их проведении в регистр вводятся записи с видом движения Расход . Такая запись означает, что выполнены условия для принятия НДС к вычету или НДС списывается и не будет приниматься к вычету.

НДС принимается к вычету

НДС принимается к вычету при выполнении условий (п. 2 ст. 171 НК РФ):

  • товары (работы, услуги) должны быть приобретены для деятельности, облагаемой НДС;
  • в наличии правильно оформленный СФ (УПД);
  • товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

При принятии НДС к вычету в регистр вносится запись вида Расход , она образуется при проведении документов:

  • Счет-фактура полученный — с выставленным флажком Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения ; PDF
  • Формирование записей книги покупок – если ведется раздельный учет НДС в программе или в счет-фактуре полученный ранее не был установлен флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения . PDF

При поступлении товара от поставщика ООО «Компьютерс Лаб» был зарегистрирован входящий счет-фактура № 125 от 16.01.2018.

Все условия для принятия НДС к вычету выполнены, поэтому бухгалтер в документе Счет-фактура полученный на поступление установил флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения .


При проведении документа программа сформировала запись вида движения Расход в регистр НДС предъявленный на сумму входящего НДС, принимаемого к вычету.


Параллельно сделана регистрационная запись для отражения вычета НДС в книге покупок в регистр НДС Покупки .


Списание НДС

Нужно заметить, что принятие НДС к вычету – это право налогоплательщика, и не всегда он хочет им воспользоваться. Часто бухгалтер принимает решение не принимать входящий НДС к вычету, а списать его на расходы.

Для списания НДС в 1С существует специальный регламентный документ Списание НДС: раздел Операции – Закрытие периода – Регламентные операции НДС – кнопка Создать – Списание НДС .

Этот документ сторнирует в регистре НДС предъявленный движение вида Приход , т. е. осуществляется запись с отрицательными суммами.

Бухгалтер решает списать НДС по накладной № 20 от 10.01.2018 от поставщика «Цветочная симфония». PDF


Документ формирует проводку на списание НДС по БУ и списывает НДС по регистру НДС предъявленный .


Теперь программа не будет «следить» за выполнением условий для вычета по НДС. При списании НДС из регистра НДС предъявленный параллельной записи в регистр НДС Покупки не будет.

Порядок заполнения полей


В регистре НДС предъявленный осуществляется хранение следующей информации:

Вид движения

Вид движения бывает двух видов Приход и Расход :

  • Приход – вносит записи в регистр по учету входящего НДС;
  • Расход – вносит записи в регистр при приятии НДС к вычету.

Регистратор

Примеры документов, которые в 1С формируют записи в регистр НДС предъявленный :

  • Поступление (акт, накладная)
  • Счет-фактура полученный
  • Списание НДС
  • Формирование записей в книгу покупок
  • и т.д.

Полный список документов, проведение которых может формировать движения в регистре смотрите здесь. PDF

Счет-фактура

Документ, которым отражено принятие к учету входящего НДС.

Вид ценности

Вид ценности, к которой относится сумма налога. Это значение определяется по регистратору и зависит от вида документа и вида операции. Значения видов ценностей предопределены в 1С и выставляются при проведении документов автоматически:

  • Материалы;
  • Товары;
  • ОС;
  • НМА;
  • Оборудование;
  • Прочие товары и услуги;
  • и т.д.

Полный список видов ценностей смотрите здесь. PDF

Ставка НДС

Указывается ставка, по которой исчислена сумма налога.

Счет учета НДС

Указывается счет учета входящего НДС.

Поставщик

Указывается контрагент, предъявивший к уплате сумму налога.

Сумма без НДС

Указывается стоимость покупки без налога.

Указывается сумма налога.

Дата события

Указывается дата, когда произошло событие, сделавшее запись в регистр. Совпадает с датой регистратора.


Событие

Указывается событие, с которым связана запись в регистре. События предопределены в 1С и выставляются при проведении документов автоматически:

  • Предъявлен НДС Поставщиком;
  • Восстановлен НДС;
  • НДС списан на расходы;
  • НДС включен в стоимость;
  • и т.д.

Полный список событий смотрите здесь. PDF

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

Карточка публикации

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Все комментарии (1)

Спасибо огромное за подробное и наглядное разъяснение

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

Большое спасибо всей команде БухЭксперт8 за своевременную, актуальную информацию по изменениям в законодательстве!

1. Кто должен встать на налоговый учет в РФ и самостоятельно уплачивать НДС?

2. Крайние сроки подачи заявления о постановке на налоговый учет в РФ в связи с оказанием ЭУ:

  • для иностранных организаций, которые по состоянию на 1 января 2019 г. подлежат постановке на учет - 15 февраля 2019 года
  • для иностранных организаций, которые начнут оказывать ЭУ российским компаниям только в 2019г. - не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания ЭУ

3. Что необходимо предпринять перед постановкой на учет в РФ?

  • провести инвентаризацию услуг, которые оказываются российской компании иностранными компаниями для выявления перечня ЭУ (виды ЭУ с присвоенными кодами см. в Приложении );
  • составленный перечень ЭУ разделить на две части: возмездные и безвозмездные ЭУ;
  • стоимость возмездных ЭУ следует отделить от стоимости прочих услуг; в отношении безвозмездных ЭУ см. п. 6

4. Вопросы, по которым требуются и ожидаются разъяснения Минфина РФ, ФНС РФ.

  • порядок налогообложения НДС прочих (не электронных) услуг после постановки иностранной компании на учет в РФ;
  • порядок вычета НДС с прочих услуг в случае, если уплату НДС будут производить иностранные компании;
  • порядок вычета НДС с ЭУ, уплаченного после 1 января 2019 г., но до постановки иностранного контрагента на учет;
  • безвозмездное оказание ЭУ компаниями международных холдингов (иностранными организациями) российским компаниям, входящим в холдинг (необходимость/отсутствие необходимости постановки на учет в РФ;

5. Рекомендуем до появления разъяснений по спорным моментам (если Вы обнаружили, что спорные вопросы относятся к Вашему холдингу):

  • не совершать платежи в адрес иностранных компаний по внутрихолдинговым договорам, инвойсам и т.п. в январе-феврале 2019 г.
  • не выставлять инвойсы, не закрывать акты в январе-феврале 2019 г.

6. Безвозмездные ЭУ

  1. Иностранная компания признается оказывающей безвозмездные ЭУ, если российская компания не оплачивает никакие услуги материнской либо иной другой иностранной компании холдинга, но при этом пользуется, например:
  • сайтом иностранной компании для размещения рекламы;
  • доменным именем (в т.ч. электронные адреса сотрудников заканчиваются на «@холдинговое название.com»);
  • общим программным обеспечением холдинга (например, Microsoft, SAP, электронные торговые площадки, системы бронирования и т.д.), обновлениями ПО через Интернет.
  1. Необходимость/отсутствие необходимости постановки на налоговый учет в РФ в целях НДС такой иностранной компании требует официальных разъяснений Минфина РФ, ФНС РФ. Существует большая доля вероятности, что такая постановка потребуется, несмотря на то, что расчеты за эти услуги не осуществляются.
  2. Рекомендуется провести рыночную оценку безвозмездно оказываемых ЭУ и оценить налоговые риски в суммовом выражении, пользуясь информацией о штрафах, изложенной в п. 9.
  3. В случае постановки на учет в РФ и уплате НДС с безвозмездно оказанных ЭУ необходимо проинформировать российскую компанию-получателя о стоимости таких ЭУ (для целей налога на прибыль российской компании).

7. Филиалы, представительства иностранных компаний в РФ

  • Если ЭУ оказывает непосредственно филиал иностранной компании в РФ, то новые правила к этому случаю не относятся (это прямо написано в п.2 ст.174.2, п.4.6 ст.83 НК РФ); используется старый порядок.
  • Если филиал/представительство пользуется ЭУ, исходящими непосредственно от его головного офиса (ГО), то у ГО нет оснований для постановки на учет, поскольку в этой ситуации услуги не продаются и не покупаются, они потребляются одной и той же компанией (филиал, представительство является частью компании).
  • Если филиал, представительство одной иностранной компании (ГО) покупает ЭУ у другой иностранной компании, то новые правила к компании, оказывающей ЭУ, применяются.
  • Если филиал, представительство одной иностранной компании (ГО) безвозмездно пользуется ЭУ другой иностранной компании, то новые правила могут быть применены к компании, оказывающей ЭУ. Вместе с тем, если из документов (договоров, соглашений и т.п.) следует, что ЭУ оказываются не напрямую российскому филиалу, представительству, а иностранной компании (ГО), которая впоследствии предоставила право пользования своему филиалу, представительству, то у компании, оказывающей ЭУ, нет оснований для постановки на учет.

8. Информация о зарегистрированных иностранных организациях

9. Возможные последствия непостановки иностранной компании на налоговый учет и (или) неуплаты ею НДС при оказании ЭУ, местом реализации которых признается РФ.

Для иностранной компании-поставщика электронных услуг:

  • нарушение срока подачи заявления о постановке на учет влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс.руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ, Письмо Минфина России от 16.02.2017 N 03-03-06/1/8847);
  • непредставление декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный срок суммы налога на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, (но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей).
  • Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  • неуплата налога влечет взыскание суммы самого налога, штрафа от 20% до 40% от неуплаченной суммы налога, пеней за несвоевременную уплату в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (за первые 30 календарных дней просрочки), и 1/150 - начиная с 31-го календарного дня просрочки (ст. 122, 75 НК РФ);
  • Непредставление сведений для налогового контроля влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ);
Для российской компании-покупателя электронных услуг: каких-либо прямых оснований для привлечения российской организации - покупателя к ответственности за непостановку иностранного поставщика на налоговый учет и (или) за неуплату им НДС при оказании услуг в электронной форме, в НК РФ не установлено. Единственным негативным последствием для покупателя в таком случае может быть невозможность применения налоговых вычетов НДС. Однако официальных разъяснений по данному вопросу на текущий момент нет.



Расходы регистратора, связанные с передачей реестра новому регистратору в связи с расторжением договора о ведении реестра с эмитентом, могут быть признаны услугами, непосредственно связанными с услугами, оказываемыми регистраторами в рамках лицензированной деятельности.

Условием освобождения данных услуг от обложения НДС должно служить их поименование в перечне, установленном Правительством РФ. До момента утверждения Правительством РФ указанного выше перечня освобождению от обложения НДС данные услуги не подлежат.

В соответствии с абз. 2 п. 1.1 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 23.12.2010 № 10-77/пз-н, в связи с заключением договора на ведение реестра эмитент и регистратор обязаны обеспечить определенность, в том числе стоимости или порядка определения стоимости расходов регистратора, связанных с передачей реестра и хранением документов системы ведения реестра в течение установленных законодательством РФ сроков.

Порядок ведения реестра акционеров и сведения, которые должны в нем содержаться, установлены ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в которой также указано, что акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров в соответствии с правовыми актами РФ.

Таким образом, в соответствии со ст. 38 НК РФ деятельность по ведению реестра акционеров является услугой.

Федеральным законом от 28.07.2012 № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 145-ФЗ) п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен подп. 12.2, согласно которому не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ, в частности, услуг, оказываемых регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, на рынке ценных бумаг, товарных и валютных рынках на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.

Данное дополнение вступило в силу с 1 января 2013 г. (п. 3 ст. 11 Закона № 145-ФЗ).

Как указано в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.

Таким образом, если организация осуществляет перечисленные в указанной выше статье действия на основании лицензии, то при оказании услуг по данному виду деятельности реализация подобных услуг не подлежит обложению НДС с 01.01.2013.

Нередко в договорах отдельно от стоимости выполняемых работ (оказываемых услуг) предусматривается компенсация заказчиком исполнителю некоторых расходов. Вопрос о необходимости исчисления НДС с таких возмещаемых сумм всегда являлся спорным.

Согласно одной точке зрения при возмещении регистратору расходов, связанных с передачей реестра, не происходит реализации товаров (работ, услуг), а потому объект обложения НДС возникать не должен.

Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 22.09.2010 по делу № А75-11428/2009 судьи пришли к выводу, что деятельность регистратора по передаче реестра является его обязанностью, которая неразрывно связана с деятельностью по ведению реестра, а не отдельной услугой.

Согласно другой точке зрения цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ). А из анализа ст. 729, п. 2 ст. 781, п. 1 ст. 782 ГК РФ следует, что в случае прекращения договора по основаниям, предусмотренным законом или договором, заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику (исполнителю) произведенных затрат. Значит, оплата заказчиком дополнительных расходов подрядчика (исполнителя) фактически означает согласие заказчика на изменение цены договора. То есть возмещение заказчиком подрядчику (исполнителю) компенсационных выплат является ценой услуги.

Отсюда следует, что возмещение регистратору расходов, связанных с передачей реестра, относится к расчетам по оплате работ (услуг) и, соответственно, по ним возникает объект обложения НДС.

Официальных разъяснений, непосредственно посвященных обложению НДС сумм, возмещаемых регистратору, нам найти не удалось. Но косвенно подтвердить, что специалисты финансового ведомства разделяют вторую точку зрения, можно письмом Минфина России от 14.10.2009 № 03-07-11/253, в котором высказано мнение в отношении обложения НДС денежных средств, перечисленных заказчиком аудиторских услуг аудиторской организации в целях компенсации расходов аудиторской организации.

В данном письме финансисты указали, что заказчик аудиторских услуг компенсирует аудиторской организации расходы в рамках договоров, согласно которым в стоимость аудиторских услуг указанные расходы не включаются. На основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, перечисленные заказчиком аудиторских услуг аудиторской организации в целях компенсации указанных расходов, следует признавать средствами, связанными с оплатой аудиторских услуг. В связи с этим данные суммы компенсации подлежат включению в налоговую базу по НДС.

Заметим, что в 2010 г. Минфин России, подтверждая обязанность по исчислению НДС с возмещаемых сумм и называя их, как и ранее, «связанными с оплатой работ (услуг)», в качестве обоснования уже не приводит подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, а ограничивается иной нормой законодательства – п. 2 ст. 153 НК РФ (письмо Минфина России от 26.02.2010 № 03-07-11/37).

Отметим тот факт, что судьи также не отрицают обозначение действий реестродержателя при передаче реестра как услуги (постановление ФАС Центрального округа от 23.10.2007 по делу № А68-8523/06-468/17).

В соответствии с абз. 3 подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС услуги, непосредственно связанные с услугами, оказываемыми данными организациями, в рамках лицензируемой деятельности (по перечню, установленному Правительством РФ).

До настоящего времени указанный перечень услуг, связанных с услугами, оказываемыми регистратором в рамках лицензированной деятельности, Правительством РФ не установлен.

По нашему мнению, расходы регистратора, связанные с передачей реестра новому регистратору в связи с расторжением договора о ведении реестра с эмитентом, могут быть признаны услугами, непосредственно связанными с услугами, оказываемыми регистраторами в рамках лицензированной деятельности.

Как мы говорили выше, условием освобождения данных услуг от обложения НДС является их указание в перечне Правительства РФ, который до сих пор не утвержден. А следовательно, освобождению от обложения НДС данные услуги не подлежат.

Какие-либо дополнительные расходы, подлежащие возмещению эмитентом в связи с передачей реестра от одного регистратора к другому, должны быть, по нашему мнению, также указаны в договоре между эмитентом и регистратором и подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке, так как не являются оплатой лицензируемых услуг регистратора.

Необходимость составления счетов-фактур профессиональными участниками рынка ценных бумаг определена п. 4 ст. 169 НК РФ, в котором установлено, что счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ), а также банками, банком развития – государственной корпорацией, страховщиками, профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Услуги, оказываемые профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность в качестве регистратора, в указанный перечень не включены.

В связи с этим регистратор обязан составлять счета-фактуры по услугам, в том числе и освобождаемым от НДС в соответствии с подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в порядке, установленном Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, и передавать их эмитенту в сроки, установленные п. 3 ст. 168 НК РФ.

Читайте также: