Ндс в казахстане 2021

Опубликовано: 15.05.2024

Ставка НДС в Казахстане в 2021 году

Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, входящий в состав цены товаров и услуг, взимаемый в бюджет государства.

Осуществляя реализацию продукции в странах ЕАЭС, в частности в Казахстане, российские организации получают большую экономическую выгоду за счет того, что компания-экспортер не начисляет НДС с данной реализации. При экспорте в Казахстан НДС возмещается и необходимо лишь подтвердить нулевую ставку налога. Однако подтверждение нулевого НДС при экспорте - сложный процесс, требующий знаний в области таможенного и налогового регулирования. Специалисты компании «Агапас» имеют огромный опыт в решении всех организационных вопросов, связанных с экспортом товаров по нулевой ставке НДС в Казахстан, подтверждением и возмещением налогов в кратчайшие сроки.

Особенности экспорта в Казахстан: НДС при реализации товаров

В соответствии с законодательством плательщиками НДС являются:

  1. Лица, которые встали или обязаны встать на учет НДС в Казахстане:
    • Индивидуальные предприниматели;
    • Юридические лица (кроме госучреждений и организаций);
    • Нерезиденты, осуществляющие коммерческую деятельность и имеющие в стране филиалы и отделения, работающие на постоянной основе;
    • Структурные подразделения юридического лица, признанные самостоятельными налогоплательщиками.
  2. Лица, импортирующие товары в Республику Казахстан.

В случае если размер оборота по реализации товаров, услуг в течение налогового периода (не более года) не превышает минимальный оборот, то на учет по налогу на добавленную стоимость можно не вставать. Минимальный оборот составляет 30 000-кратную величину месячного расчетного показателя (МРП), использующегося для исчисления социальных выплат, размера штрафных санкций, налогов и других платежей в Республике Казахстан. При превышении минимального показателя оборота, следует незамедлительно подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по НДС, иначе могут последовать жесткие штрафы.

Декларация по НДС в Казахстане представляется ежеквартально до 15 числа следующего месяца после отчетного. Срок уплаты НДС — до 25 числа того же месяца.

Какой НДС в Казахстане в 2021 году?

Ставка НДС в Казахстане может быть следующей:

12% - по облагаемому обороту и по облагаемому импорту;

0% - оборот по реализации товаров на экспорт (кроме лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, услуг, связанными с международными перевозками.

Для ввоза товаров в Казахстан без НДС российскому экспортеру достаточно предоставить правильно оформленные:

  • контракт с казахским контрагентом;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные или товаросопроводительные документы.

Какая ставка НДС была Казахстане в 2020 году?

Ставка НДС была точно такая же как в 2021 году:

12% - по облагаемому обороту и по облагаемому импорту;

0% - оборот по реализации товаров на экспорт (кроме лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, услуг, связанными с международными перевозками.

Преимущества сотрудничества с компанией «Агапас»

Для осуществления экспорта по нулевой ставке НДС на товары в Казахстан необходимы знания законодательства и опыт работы с таможенными и налоговыми органами.

Компания «Агапас» возьмет на себя все, что связано со сбором всех необходимых документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте в Казахстан. Наша команда высококвалифицированных специалистов имеет огромный опыт в решении всех организационных вопросов, связанных с подтверждением нулевого НДС при экспорте в Казахстан и в кратчайшие сроки обеспечит возврат уплаченного налога.

Для консультации по интересующим вопросам звоните по телефону +7 (499) 703-18-15 или оформите заявку на сайте.

Рассчитать НДС в Казахстане в 2021 году можно, воспользовавшись нашим сервисом. Налог на добавленную стоимость – это косвенный платеж, взимающийся с предприятий на любых производственных стадиях изготовления товара либо предоставления услуги. Сумма НДС в дальнейшем включается в окончательную стоимость готовой продукции перед тем, как попадает в руки потребителя. Это касается и предоставляемых услуг. Для Казахстана НДС составляет 0-12%.

Сумма без НДС: 0 ₽
НДС 12 %: 0 ₽
Сумма с НДС: 0 ₽

НДС и особенность экспорта товаров в Казахстан

Осуществляя продажу продукции в Казахстане, компании России получают огромную экономическую выгоду, так как экспортирующая товар организация не начисляет налог на добавочную стоимость с подобной реализации. При поставке продукции в Казахстан налог попросту возвращается, остается только подтвердить ставку, равную 0%.

При этом нужно учитывать особенности ввоза продукции в Казахстан, соответственно действующему законодательству. Учитывая эти факторы, можно выделить несколько групп налогоплательщиков:

  1. Лица, вставшие на учет – частные предприниматели, юрлица (не считая государственных учреждений и организаций), не имеющие гражданства резиденты, ведущие предпринимательскую деятельность на территории страны в имеющихся филиалах, структурные подразделения частных организаций, считающиеся самостоятельными плательщиками НДС.
  2. Лица, занимающиеся импортированием товаров на территории государства.

Следует также учитывать товарооборот. Если он минимальный, то становиться на учет по налогообложению вовсе не нужно. Минимальный оборот приравнивается к МРП, умноженному на 30000. Сюда же входят штрафы, социальные выплаты, налоговые ставки и прочие платежи. Если это значение превышено, то становление на учет по НДС обязательно, иначе придется оплачивать внушительные штрафные санкции. Оплата налога проводится до 25 числа каждого месяца.

Размер ставки в РК на текущий год

Ставка НДС в Казахстане в 2021 году составляет 12 либо 0 процентов. Первый вариант актуален при облагающемся товарообороте и импорте товаров. Второй вариант – минимальный оборот при реализации товаров на вывоз за пределы страны (не считая металлического лома). Нулевой процент полагается лицам, занимающимся международными перевозками, предоставлением услуг.

Для провоза продукции на территорию Республики Казахстан из России полагается предоставить следующие правильно оформленные документы:

  • договор, который был заключен с казахским контрагентом;
  • заявление, позволяющее ввоз при оплате НДС в РК от покупателя;
  • сопроводительные документы на транспортные средства и товар.

Нулевой налог также полагается оборотам по реализации экспортных товаров, горючих и смазочных материалов, которые используются аэропортами для воздушных флотов, выполняющих международные перелеты. Это правило распространяется и на товары, реализуемые в пределах специальных экономических зон, аффинированное золото.

Какие товары считаются налогооблагаемыми

Абсолютно вся продукция и услуги, не входящие в перечень не облагаемых, должны включать в свою цену налог на добавленную стоимость. Помимо этого, НДС облагается импортируемая продукция, при этом оплата производится принимающей стороной.

Нулевая ставка НДС при экспорте, кому полагается

Возможность использования нулевой ставки по НДС в РК регламентируется налоговым кодексом. Ставка в 0% распространяется на:

  1. реализацию продукции, ввезенной на экспорт;
  2. выполнение манипуляций, согласно процедуре реэкспорта;
  3. продажу в условиях свободной зоны таможни;
  4. реализацию продукции, транспортирующейся за пределы Республики (только для стран ЕАЭС);
  5. вывод нефтедобывающей продукции, природного газа;
  6. поставку электроэнергии в системы других государств;
  7. международные пассажирские и багажные перевозки;
  8. продажу драгоценных металлов при самостоятельной добыче и изготовлении изделий и соответствии государственных фондам;
  9. транспортировку из страны топлива, предназначенного для использования воздушным международным транспортом.

К числу не облагаемых оборотов стоит отнести следующие товары и услуги, связанные с земельными наделами и жилыми строениями, международными транспортными и авиаперевозками. Сюда же входит реализация финансовых операций, передача недвижимости и движимого имущества в лизинг и еще некоторые виды оборотов, освобожденные от налогообложения.

С 13 апреля 2021 года вводятся в действие Правила и условия применения освобождения от НДС при импорте товаров, по которым изменен срок уплаты косвенных налогов и исполнены требования (Правила), утвержденные Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 29 марта 2021 года № 262.

Данные Правила разработаны в соответствии с пп. 18) п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РК и определяют порядок и условия освобождения от НДС при импорте товаров, по которым изменен срок уплаты косвенных налогов в соответствии с п. 10 ст. 49 Налогового кодекса РК и исполнены требования по исчислению и уплате НДС при экспорте товаров в ЕАЭС, установленные ст. 457 Налогового кодекса РК.

Импорт товаров на территорию РК с территории портовой свободной (специальной, особой) экономической зоны или логистической свободной (специальной, особой) экономической зоны освобождается от НДС при одновременном соблюдении условий:

1) если декларация по товарам (ДТ), предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, оформлена отдельно от ДТ, не предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС;

2) если импортированные товары, отраженные в ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, в полном объеме вывезены с территории РК на территорию государств-членов ЕАЭС;

3) если в разделе G. «Данные по товарам работам, услугам» ЭСФ:

  • номер ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, отраженный в графе 15, соответствует 20-значному регистрационному номеру ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС;
  • номер товарной позиции, отраженный в графе 16 ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, соответствует порядковому номеру товара, отраженному в графе 32 ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС;

4) если в Заявлении о ввозе товаров:

  • номер и дата счета-фактуры, отраженные в графах 11 и 12, соответствуют номеру и дате, отраженных в разделе А. «Общий раздел» ЭСФ;

5) если сведения, отраженные в Заявлении о ввозе товаров на бумажном носителе, соответствуют сведениям, отраженным в Заявлении о ввозе товаров в электронной форме;

6) если количество Заявлений о ввозе товаров и ЭСФ соответствуют количеству ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, оформленных при импорте данных товаров;

7) если электронная версия Заявления о ввозе товаров поступила в информационную систему ОГД по каналам информационной связи в соответствии с Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов.

В случае выполнения условий декларант не позднее 3 рабочих дней до истечения срока, указанного в п. 10 ст. 49 Налогового кодекса РК, представляет в ОГД:

  • заявление на корректировку в произвольной форме ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС, в части изменения способа оплаты с отсрочки платежа на освобождение от уплаты НДС;
  • копию на бумажном носителе ДТ по товарам, предназначенным для дальнейшего экспорта на территорию государств-членов ЕАЭС;
  • копию на бумажном носителе ЭСФ;
  • копию на бумажном носителе Заявления о ввозе товаров;
  • договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществлен экспорт товаров (копии на бумажных носителях);
  • копии на бумажных носителях товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС;
  • копию на бумажном носителе подтверждения уполномоченного государственного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о праве на объект интеллектуальной собственности, а также его стоимости - в случае экспорта объекта интеллектуальной собственности.

В сучае несоблюдения вышеуказанных условий НДС на импортированные товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты НДС на импортированные товары, в порядке и размере, определенном таможенным законодательством ЕАЭС и (или) РК.

Новые правила подтверждения оплаты НДС по импорту из ЕАЭС в ФНО 328.00 с 23 мая 2021 года

Представление Заявления производится на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронной форме в соответствии с пунктом 3 статьи 456 Налогового кодекса, либо только в электронной форме согласно пункту 4 статьи 456 Налогового кодекса.

Порядок подтверждения факта уплаты косвенных налогов по Заявлениям, представленным на бумажном носителе и в электронной форме, либо мотивированного отказа в подтверждении

Отметка о подтверждении факта уплаты косвенных налогов проставляется во втором разделе Заявления и заверяется:

  • подписью должностного лица, проставившего отметку, с указанием его фамилии, имени и отчества (при его наличии), даты проставления отметки;
  • подписью руководителя (заместителя руководителя) органа государственных доходов, с указанием его фамилии, имени и отчества (при его наличии), даты подписи;
  • печатью органа государственных доходов.
Один экземпляр Заявления остается в органе государственных доходов, три экземпляра с отметками возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту) либо его законному или уполномоченному представителю (далее – представитель).
При этом налогоплательщик либо его представитель получают соответствующие три экземпляра Заявления под роспись в журнале регистрации заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты косвенных налогов производится органом государственных доходов в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня поступления Заявления на бумажном носителе и в электронной форме путем направления налогоплательщику (налоговому агенту) мотивированного отказа в подтверждении факта уплаты косвенных налогов.

В мотивированном отказе в подтверждении указываются выявленные несоответствия (нарушения), а также обязанность представления налогоплательщиком Заявления с устранением нарушений в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты получения мотивированного отказа в подтверждении.


Порядок подтверждения факта уплаты косвенных налогов по Заявлениям, представленным только в электронной форме либо мотивированного отказа в подтверждении

Подтверждение органами государственных доходов факта уплаты косвенных налогов по Заявлениям, представленным только в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью, в соответствии с пунктом 4 статьи 456 Налогового кодекса, производится в течение 3 (трех) рабочих дней со дня его поступления путем направления налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления о подтверждении факта уплаты косвенных налогов в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью должностного лица.

Мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты косвенных налогов производится органом государственных доходов в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления Заявления в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью, путем направления налогоплательщику (налоговому агенту) мотивированного отказа в подтверждении в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью должностного лица.

В мотивированном отказе в подтверждении указываются выявленные несоответствия (нарушения), а также обязанность представления налогоплательщиком (налоговым агентом) в органы государственных доходов Заявления с устранением нарушений в соответствии с пунктом 9 статьи 456 Налогового кодекса в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты получения мотивированного отказа в подтверждении.

Случаи подтверждения органами государственных доходов факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам либо мотивированного отказа в подтверждении

1. При отсутствии случаев, по которым выносится мотивированный отказ органами государственных доходов, производится подтверждение факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам согласно поданному заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление).

2. Мотивированный отказ в подтверждении факта уплаты налога на добавленную стоимость по импортированным товарам осуществляется в случаях:

1) непредставления документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 456 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс);

2) установления несоответствия сведений, указанных в Заявлении, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком документах, предусмотренных пунктом 2 статьи 456 Налогового кодекса;

3) несоответствия данных, указанных в Заявлении, представленном на бумажном носителе, данным Заявления, представленного в электронной форме, заверенной электронной цифровой подписью налогоплательщика;

4) несоответствия заполнения Заявления Правилам заполнения и представления налоговой отчетности «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00)», утвержденным приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 20 января 2020 года № 39 «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19897);

5) занижения размера облагаемого импорта и (или) сумм косвенных налогов по импортированным товарам, в связи с которым осуществляется корректировка размера облагаемого импорта;

6) неуплаты, а также уплаты не в полном объеме исчисленных сумм косвенных налогов, указанных в Заявлении.

Так получилось, что два года подряд (а, возможно, и дольше), наша семья оплачивала дважды все налоги: на недвижимость, землю и автомобиль. Я делала это через сайт, муж – через налоговую. Ни одному из нас не могло прийти в голову, что мы дублируем действия друг друга.

Я руководствовалась такой логикой: увидев на сайте предстоящие платежи и оплатив их, я даже не могла подозревать, что они еще всплывут где-то в другом месте.

Муж, бывая часто по работе в налоговой, оказывается, тоже интересовался, нет ли задолженности по частной собственности. И ему распечатывали платежки, и он добросовестно тут же оплачивал их.

Теперь встает вопрос о возврате переплат. Думаю, это будет непросто, даже несмотря на наличие всех квитанций оплат. У нас уже был такой опыт лет 10 назад и переплату по налогу на транспорт (а он довольно высокий!) вернуть так и не удалось. Все, что попадает в казну, вернуть невозможно. Растратить, использовать по нецелевому назначению, пустить на ветер – можно, и ничего за это чиновникам не бывает, а вернуть обычному налогоплательщику деньги – нельзя!

Чтобы прояснить этот вопрос, решила задать его в блоге председателя Комитета государственных доходов. И что же? Нужна цифровая подпись! Вот здесь типа цифровизация на нормальном уровне.

Значит, когда налогоплательщик дважды оплачивает налоги, этой цифровизации – тю-тю, не слышали, а когда просто задать вопрос чиновнику – будьте добры, разбейтесь в лепешку, но преодолейте все эти довольно непростые квесты по получению этой ненавистной ЭЦП.

При этом – вот зайдите на сайт и попробуйте найти контакты нужного управления – их просто нет. А зачем? Налоговая, если ей нужно, сама к вам придет. Удушающий эмоджи.

Так вот, первый и предварительный разбор полетов, который состоялся в налоговой инспекции, показал следующее. Квитанции оплаты – и электронную, и бумажную, налоговый инспектор признает. Но от этого не легче. Переплата примерно в 60 тыс. нигде не фигурирует. Более того, у инспектора свой пасьянс в компьютере, и он показывает переплату всего на сумму 2 тыс. тенге! Куда делись остальные деньги? На этот вопрос ответа пока нет.

Вывод из этой истории такой: почетная обязанность платить налоги, конечно, хороша, и пренебрегать ею не стоит. Но при этом будьте внимательны: не переплачивайте, если в ваши планы не входит благотворительная помощь государству!

Особенно нужно быть внимательными, когда меняется – перепахивается налоговое поле. Недавно были приняты изменения в Налоговый кодекс, и часть налогов теперь должна быть оплачена не в отчетный год, а гораздо позже. По идее, налоги за 2020 год вы уже оплатили, а законодатели де-юре перенесли их на гораздо поздний срок. Поэтому будьте внимательны – случайно не оплатите их в предстоящем году еще раз!

Итак, какие налоговые изменения нас ожидают в 2021 году?

Налоги на частных лиц

Налог на автотранспорт. Срок уплаты налога на транспортные средства физических лиц переносится на конец I квартала года, следующего за отчётным. То есть, по обязательствам 2020 года предусмотрено производить уплату в 2021 году, не позднее 1 апреля.

Налог на недвижимое имущество. Два разных налога – на имущество и землю – объединяются в один. Объединение указанных налогов предусмотрено без изменения элементов налога (объект обложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты). В данном случае налог по земельным участкам и имуществу будет считаться по отдельности согласно действующему порядку, при этом налогоплательщику предъявляться к уплате одной суммой (один код бюджетной классификации).

Это сделано в целях упрощения порядка уплаты. Так, Законом предусмотрено введение данной нормы с 2020 года, то есть в 2021 году по обязательствам 2020 года предусмотрена уплата уже объединенного налога на имущество.

Земельный налог для собственников многоквартирных жилых домов. Он поставлен на утрату. То есть, налоговые органы, начиная с 2020 года, этот налог применять не будут. Обоснование следующее: начисление этого вида налога сопряжено со сложным администрированием (в части определения доли, приходящейся на квартиру (комнату), ее площади, исчисления суммы земельного налога) и нецелесообразностью затрат на начисление и сбор данного налога.

Таким образом, законом вводится эта норма с 2020 года, и уже за 2020 год земельный налог за данные земельные участки не будет уплачиваться.

Налоги на бизнес

«Нулевая ставка» для инвесторов. Специальный налог для тех, кто готов вкладывать и развивать приоритетные отрасли экономики. «Нулевая ставка» действует на подоходный, имущественный и земельный налоги. В зависимости от объема, срока инвестиций и места работы инвесторы будут избавлены от КПН, земельного, НДС и налога на имущество на срок до 10 лет. Эти преференции будут действовать при заключении Стратегического инвестиционного соглашения между правительством и инвесторам.

Порог постановки на учет по НДС. Несмотря на серьезные возражения бизнеса, законодатели все-таки пошли на эту спорную меру и утвердили снижение этого порога с 30 тыс. до 20 тыс. МРП. То есть, если раньше субъекты предпринимательства, имевшие оборот менее 83 млн. тенге, могли не вставать на учет по НДС, то теперь они будут обязаны нести бремя оплаты НДС, имея оборот, превышающий 55 млн. тенге. Эксперты в налоговой сфере обращают внимание, что в условиях, когда малый бизнес, применяющий упрощенный налоговый режим, освобожден от уплаты налогов, новая норма принудительно возвращает их в налоговое поле, и ставка в 3% чудесным образом превращается в 12%.

Инвестиционные налоговый кредит. Название нового инструмента налогового администрирования говорит само за себя. Налогоплательщики получат право на рассрочку по уплате подоходного налога и налога на имущество на три года. Единственное, нужно иметь ввиду, что это не рассрочка уже начисленных налогов, а тех налогов, которые будут возникать в будущем.

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

Читайте также: