Ндс в бюджетном учреждении 2019

Опубликовано: 04.05.2024

С 2019 года вступили в силу новые порядки по применению кодов бюджетной классификации. Изменения коснулись в том числе и расчетов по НДС.

В данной статье эксперты компании «Учёт в БГУ» рассмотрят операции по учету НДС бюджетными учреждениями с 2019 года.

Компания «Учёт в БГУ» с 1996 года специализируется на оказании профессиональных услуг в сфере бухгалтерского учета и отчетности для учреждений государственного сектора. Наш блог www.grnt.ru/blog, наш сайт www.ubgu.ru.

Бюджетная классификация по операциям с НДС с 2019 года

С 2019 г. операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ (пп. 12.1.7 п. 12 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н)..

Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится приказ Минфина России от 13.05.2019 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н. Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается только уплата НДС, в отличии от налога на прибыль. Это говорит о том, что начисление НДС в учете в 2019 году может отражаться, как прежде, по тем кодам, за счет которых получен доход (к примеру, по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 131 КОСГУ, если речь идет о доходах об оказании платных услуг).

Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.

Таким образом, операции по НДС с 2019 г. могут отражаться следующим образом:

  • Дебет ХХХХ00000000001Х0 2 401 10 1ХХ Кредит ХХХХ0000000000180 2 303 04 731 — начислен НДС (п. 131 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н);
  • Дебет ХХХХ0000000000180 2 303 04 831 Кредит 2 201 11 610, уменьшение 17 (КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен НДС в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н).

Операции по уплате НДС в Отчете (ф. 0503737)

Показатели возврата налогов, уплачиваемых за счет прибыли, отражаются по соответствующим кодам аналитики раздела «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) (п. 42 Инструкции № 33н). Следовательно, в Отчете (ф. 0503737) уплата НДС отражается путем уменьшения кода аналитики 180 в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737).

Отметим, что в действующих нормативно-правовых актах нет запрета на формирование отрицательных показателей в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737). Поэтому операции по перечислению НДС могут отражаться в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) с «минусом».

Плановые показатели по НДС в Плане финансово хозяйственной деятельности

Общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее - Требования № 81н). Положения Требований № 81н не разъясняют, в каких строках Плана ФХД необходимо отражать плановые показатели по уплате НДС в бюджет.

Вместе с тем, общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения на 2020 год утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (далее — Требования № 186н). Согласно положениям Требований № 186н плановые показатели по уплате НДС в бюджет могут отражаться по коду строки 3000 «Выплаты, уменьшающие доход» со знаком «минус».

Таким образом, по аналогии, считаем, что в 2019 году планирование сумм НДС, подлежащего уплате в бюджет, может быть отражено по коду 180 «Прочие доходы» (строка 160 таблицы 2 Плана ФХД) со знаком «минус».

Отметим, что порядок заполнения плановых поступлений также может быть предусмотрен учредителем (п. 2 Требований № 81н).

Резюме

В данной статье мы рассмотрели порядок отражения операций по НДС с 2019 года. Если ранее у бюджетных и автономных учреждений была возможности выбирать, по каким кодам будет отражена уплата НДС в бюджет (131 или 189 КОСГУ), то с 2019 года уплата НДС однозначно должна отражаться по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 «Иные доходы» КОСГУ. В свою очередь, операции по начислению НДС в связи с вступлением в силу новых порядков по применению кодов бюджетной классификации не изменился.

Учет НДС бюджетными учреждениями с 2019 года

nds-v-byudzhetnyh-uchrezhdeniyah-s-2019

  • Бюджетная классификация по операциям с НДС с 2019 года
  • Операции по уплате НДС в Отчете (ф. 0503737)
  • Плановые показатели по НДС в Плане финансово-хозяйственной деятельности

С 2019 года вступили в силу новые порядки по применению кодов бюджетной классификации. Изменения коснулись в том числе и расчетов по НДС. Рассмотрим операции по учету НДС бюджетными учреждениями с 2019 года в новой статье.

Бюджетная классификация по операциям с НДС с 2019 года

С 2019 года операции налогоплательщиков - государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по уплате НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг относятся на статью 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 "Иные доходы" КОСГУ (пп. 12.1.7 п. 12 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 9 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее - Порядок № 209н)).

Вместе с тем, на момент публикации данной статьи на регистрации в Минюсте находится Приказ Минфина России от 13.05.2019 № 69н, который вносит изменения в Порядок № 209н. Согласно положениям данного приказа по подстатье 189 КОСГУ отражается только уплата НДС, в отличии от налога на прибыль. Это говорит о том, что начисление НДС в учете в 2019 году может отражаться, как прежде, по тем кодам, за счет которых получен доход (к примеру, по статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 131 КОСГУ, если речь идет о доходах об оказании платных услуг).

Данный вывод также подтверждается следующим. Согласно проекту изменений Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее — Инструкция № 33н), применяемой бюджетными и автономными учреждениями при составлении отчетности, в Отчете (ф. 0503721) по строке 040 отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 130, за минусом начисленных за счет этого дохода (по дебету счета 0 401 10 130) сумм НДС. Отсюда следует, что порядок формирования строки 040 Отчета (ф. 0503721) не изменился.

Таким образом, операции по НДС с 2019 года могут отражаться следующим образом:
Дебет ХХХХ00000000001Х0 2 401 10 1ХХ Кредит ХХХХ0000000000180 2 303 04 731 — начислен НДС (п. 131 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н), п. 159 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее - Инструкция № 183н));
Дебет ХХХХ0000000000180 2 303 04 831 Кредит 2 201 11 610, уменьшение 17 (КДБ 180, КОСГУ 189) — уплачен НДС в бюджет (п. 73 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н).

Операции по уплате НДС в Отчете (ф. 0503737)

Показатели возврата налогов, уплачиваемых за счет прибыли, отражаются по соответствующим кодам аналитики раздела "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) (п. 42 Инструкции № 33н). Следовательно, в Отчете (ф. 0503737) уплата НДС отражается путем уменьшения кода аналитики 180 в разделе "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737).

Отметим, что в действующих нормативно-правовых актах нет запрета на формирование отрицательных показателей в разделе "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737). Поэтому операции по перечислению НДС могут отражаться в разделе "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) с "минусом".

Плановые показатели по НДС в Плане финансово-хозяйственной деятельности

Общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее - Требования № 81н). Положения Требований № 81н не разъясняют, в каких строках Плана ФХД необходимо отражать плановые показатели по уплате НДС в бюджет.

Вместе с тем, общие требования к составлению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения на 2020 год утверждены Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н (далее — Требования № 186н). Согласно положениям Требований № 186н плановые показатели по уплате НДС в бюджет могут отражаться по коду строки 3000 "Выплаты, уменьшающие доход" со знаком "минус".

Таким образом, по аналогии, считаем, что в 2019 году планирование сумм НДС, подлежащего уплате в бюджет, может быть отражено по коду 180 "Прочие доходы" (строка 160 таблицы 2 Плана ФХД) со знаком "минус".

Отметим, что порядок заполнения плановых поступлений также может быть предусмотрен учредителем (п. 2 Требований № 81н).

В данной статье мы рассмотрели порядок отражения операций по НДС с 2019 года. Если ранее у бюджетных и автономных учреждений была возможности выбирать, по каким кодам будет отражена уплата НДС в бюджет (131 или 189 КОСГУ), то с 2019 года уплата НДС однозначно должна отражаться по статье 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 189 "Иные доходы" КОСГУ. В свою очередь, операции по начислению НДС в связи с вступлением в силу новых порядков по применению кодов бюджетной классификации не изменился.

Статья подготовлена

Калиниченко Е. И.

эксперт по учету в организациях бюджетной сферы, координатор образовательных программ в бюджетной сфере в Контур.Школе

Изменения в Инструкцию № 157н с 2020 года: последние новости. И другие нововведения для бухгалтера госсектора

  • В статье найдете обзор поправок в Инструкцию № 157н, которые нужно учесть уже в 2020 году, а также все изменения учета с 2021 года.
  • Расскажем о новых выплатах для медиков, штрафах за неправильное хранение документов, как изменилось госзадание и за что учреждениям положено допфинансирование.
  • Бонус — новая таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год.

Скорректировали правила учета и добавили новые счета в Инструкцию № 157н

Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н

  • Вступил в силу с 17 октября 2020 года, часть изменений применяется с 2021 года

Главная новость октября для бюджетной сферы — правки и дополнения в Инструкцию № 157н. Большинство из них применяются с 2021 года. Но в части аналитического учета к счетам учреждения должны учесть корректировки уже при формировании отчетности на 1 января. А если закрепят эти изменения в своей учетной политике, то уже в течение 2020 года. Теперь подробнее.

Что меняется с отчетности за 2020 год

  1. Добавили новые балансовые счета:
    • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
    • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91 – 106 95);
    • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
    • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
    • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
    • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
    • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
  2. Добавили новые забалансовые счета:
    • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
    • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
    • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
    • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
  3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
    • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
    • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
    • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
    • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
    • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
    • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
    • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
  4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.

Что меняется с учета 2021 года

  1. По счетам 102 00, 104 00, 106 00, 111 00 и 114 00 утвердили единые аналитические буквенные коды счетов:
    • N — научные исследования (научно-исследовательские разработки);
    • R — опытно-конструкторские и технологические разработки;
    • I — программное обеспечение и базы данных;
    • D — иные объекты интеллектуальной собственности.
  2. Операции с нематериальными активами перевели на баланс на счета:
    • забалансовый счет 01 больше для этого использовать не нужно.
  3. Добавили новые балансовые счета по резервам и исправлению ошибок прошлых лет:
    • 114 87 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;
    • 114 88 «Резерв под снижение стоимости товаров»;
    • 304 66 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 304 76 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 16 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 17 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 26 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»;
    • 401 27 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям».
  4. Исключили счета 304 84 и 304 94 для ошибок прошлых лет по внутриведомственным расчетам.
  5. Для ЕКС (единого казначейского счета) добавили новые балансовые счета:
    • 24 00, 225 00, 324 00 и 421 00, а также забалансовый счет 53 «Ценные бумаги по договорам репо от управления остатками средств на ЕКС».

Минфин опубликовал новую таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год

Информация Минфина России от 22.10.2020 (б/н)

С 2021 года финансисты скорректировали Порядок № 85н и Порядок № 209н. Поэтому Минфин России также подготовил сопоставительную таблицу видов расходов и КОСГУ на следующий год. В ней учли все изменения, а также новые коды:

  • например, новому КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов» соответствует только КОСГУ 223 «Коммунальные услуги».

А вот КОСГУ 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и КОСГУ 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» в таблице нет, так как их не применяют для кассовых поступлений и выбытий.

Скачайте новую таблицу увязки КВР и КОСГУ на 2021 год и используйте в работе.

В конце статьи есть шпаргалка

Правительство утвердило новые соцвыплаты сотрудникам медучреждений, которые контактируют с больными COVID-19

Постановление Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762

Законодатели добавили еще одну меру социальной поддержки для работников здравоохранения, которые контактируют с больными коронавирусной инфекцией и оказывают им помощь. Новую соцвыплату назначают с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года.

Деньги работникам будет выплачивать ФСС по информации от работодателей. Для этого учреждения должны ежемесячно направлять в территориальный орган ФСС электронный реестр работников для выплат:

  • за ноябрь — до 14 декабря;
  • декабрь — до 25 декабря.

В течение 7 рабочих дней ФСС перечислит деньги на банковскую карту или счет сотрудника. Размеры новых выплат за одну нормативную смену варьируются следующим образом.

Направление Врачи и медработники Средний медперсонал Младший медперсонал
Скорая медицинская помощь 2430 руб. 1215 руб. 950 руб.
Специализированная медпомощь в стационарных условиях 3880 руб. 2430 руб. 1215 руб.
Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях 2430 руб. 1215 руб. 600 руб.
Работники, которые не оказывают медпомощь по диагностике и лечению COVID-19, но контактируют с зараженными 2430 руб. 1215 руб. 600 руб.
Патологоанатомические бюро и отделения, которые проводят патологоанатомические исследования по COVID-19 3880 руб. 2430 руб. 1215 руб.

Водители машин скорой медпомощи, члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации получают за смену по 1215 руб., а фельдшеры (медсестры) по вызовам скорой помощи — 600 руб. за смену.

Изменения в КоАП: новый штраф за нарушение правил использования архивных документов

Федеральный закон от 15.10.2020 № 341-ФЗ

За нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов могут вынести предупреждение или наложить административный штраф:

  • на должностных лиц — от 3 000 до 5 000 руб.;
  • на учреждение — от 5 000 до 10 000 руб.

Поправки в бюджетный кодекс и другие нормативные акты из-за ситуации с COVID-19

Федеральный закон от 15.10.2020 № 327-ФЗ

  1. Государственное или муниципальное задание на 2020 год будет считаться выполненным, даже если учреждение не смогло достичь его показателей или превысило допустимые отклонения, но только если учреждение полностью или частично приостанавливало свою деятельность в текущем году из-за COVID-19.
  2. В 2021 году бюджетное или автономное учреждение сможет получить субсидию из бюджета субъекта РФ, даже если не является подведомственным данному субъекту или муниципальному образованию. Такие субсидии направлены на обеспечение мероприятий по улучшению экономической ситуации, профилактике и устранению последствий распространения коронавирусной инфекции.
  3. На 2021 год продлили основания, по которым регионы могут вносить изменения в бюджетную роспись без изменений в Закон о бюджете, перераспределять межбюджетные трансферты муниципалитетам. Также законодатели продлили действие оснований для изменений в сводную бюджетную роспись, когда нужно вносить правки в федеральный закон о бюджете.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2021 год 1.2 МБ

Стромова И. В.

Включать НДС в цену контракта? Изменять цену контракта, если исполнитель на УСН? Узнаем позицию экспертов и судов

В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт по торгам Станислав Грузин рассказал особенности учета налога на добавленную стоимость (НДС) на этапах:

  • формирования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК);
  • оценки и сопоставления заявок, выбора победителя;
  • заключения контракта с победителем;
  • оплаты контракта.

В этих ситуациях у заказчиков и поставщиков возникают сложности с учетом НДС. Разберем их в статье на основе рекомендаций вебинара.

НДС в закупках по 44-ФЗ

Формирование начальной (максимальной) цены контракта, предложений участников о цене

Начальная (максимальная) цена контракта определяется по правилам статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (Закон № 44-ФЗ). В Законе 44-ФЗ не указано, что заказчик должен включить или не включить НДС в стоимость контракта. Но такая обязанность следует из разъяснений Минфина и сложившейся закупочной практики.

Минфин России в письме от 29.08.2014 № 02-02-09/43300 отмечает: «При обосновании НМЦК заказчик может установить условия формирования цены контракта с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей». Цена контракта должна содержать все потенциальные расходы поставщика, в том числе налоги.

Рекомендация заказчикам: включайте НДС в стоимость и выделяйте в цене контракта.

Заказчик тоже устанавливает требования к формированию цены предложения, которая должна содержать обязательные платежи, в том числе налоги.

Совет поставщикам: учитывайте НДС в цене предложения.

Исключения, предусмотренные Налоговым кодексом

Если продукция не облагается НДС, заказчик не включает налог в НМЦК и не выделяет в стоимости, а поставщик предлагает цену без НДС. Например, при закупке программного обеспечения.

Оценка и сопоставление заявок, выбор победителя

В Законе 44-ФЗ нет норм, которые регулируют порядок и процедуру рассмотрения и оценки заявок, определения победителя среди участников, применяющих различные системы налогообложения.

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников закупки. Любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

Ценовые предложения участников, которые не являются плательщиками НДС, будут отличаться от остальных. Например, НДС не платят компании на упрощенной системе налогообложения. Поэтому их итоговая цена предложения будет ниже. Но это не значит, что заказчик должен прибавить к цене предложения такого участника сумму НДС.

Вне зависимости от системы налогообложения заказчик использует в расчетах при оценке и сопоставлении заявок или выборе победителя ту цену, которая подана.

Заключение контракта с победителем

Грузин Станислав Вадимович

« Если в заявке победителя указано 100 рублей, то и в итоговый контракт попадет 100 рублей. Даже если победитель применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС. Никаких 20 рублей НДС дополнительно! Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Случаи, когда цену можно пересмотреть, установлены ст. 95 Закона № 44-ФЗ — там нет ситуации, когда победил неплательщик НДС ».

Оплата цены контракта

Рекомендация заказчикам: контракт оплачивается по цене, предусмотренной в контракте. Режим налогообложения участника не может оказывать влияние как на формирование цены контракта, так и на сумму оплаты по нему.

Совет поставщикам: внимательно анализируйте содержание контракта. Условиями контракта предусмотрено выставление счета-фактуры? Обратите внимание, если «упрощенец» выставит счет-фактуру заказчику с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (см. п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Важно: по контрактам, которые заключены до 1 января 2019 года и исполняются в текущем году, допускается изменить цену в пределах увеличения ставки НДС. Такое соглашение стороны могут заключить до 1 октября 2019 года.

НДС в закупках по 223-ФЗ

Разберем этап оценки и сопоставления заявок, где возникает больше всего вопросов участников.

Закон № 223-ФЗ не регламентирует, должен заказчик включать НДС в цену контракта или нет. Заказчик может самостоятельно определить в Положении о закупках, на каком этапе он будет начислять НДС:

  • включать в начальную (максимальную) цену договора (Н(М)ЦД) и оценивать заявки только по цене предложения участника;
  • включать в Н(М)ЦД, но при оценке сравнивать УПЗ на УСН или нет;
  • учитывать НДС только при оплате за поставленный ТРУ.

Подходы в порядке оценки заявок участников с различной системой налогообложения и практика их применения

Позиция судов 1: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, даже если участники закупки применяют различные системы налогообложения:

  • «…Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, ограничению конкуренции.
  • Установленный порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными». •
  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.07.2015 № Ф03-3011/2015 по делу № А73-14973/2014.

Позиция ФАС:

  • «В соответствии с документацией, в случае если претендент не является плательщиком НДС, то цена не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС. На стадии оценки и сопоставления заявок для целей сравнения ценовые предложения других участников также учитываются без НДС».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15.

Вывод: проводить оценку по ценовым предложениям, указанным в заявках.

Позиция 2: заказчик не вправе в целях оценки заявок уменьшить (увеличить) предложенную участником цену договора на сумму НДС, если это не предусмотрено документацией о закупке:

  • «Комиссией. УФАС России установлено, что Закупочной документацией не предусмотрен порядок сравнения цен участников без НДС;
  • . Ввиду того что. по итогам Закупки договор заключается по цене, включающей все налоги. наиболее предпочтительным. предложением от участников. будет являться предложение с наиболее низкой окончательной ценой вне зависимости от применяемой участником Закупки системой налогообложения как не оказывающей никакого влияния на качество и полноту оказания услуг по договору;
  • Комиссия УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора закупки по неправомерному сравнению заявок участников Закупки по ценам без НДС. нарушения пп. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ».
  • Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 15.04.2016 по жалобе № Т02-226/16.

Позиция 3

Письмо Минэкономразвития России от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554:

  • «При проведении оценки по критерию «цена договора, цена единицы продукции» заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников закупки с учетом системы налогообложения, применяемой к таким участникам.
  • . Заказчик вправе определить в положении и установить в документации правила применения налогового вычета НДС в отношении приобретаемой продукции. В качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС.
  • В случаях когда результаты анализа не позволяют однозначно заключить о наличии права заказчика применить налоговый вычет НДС либо если налоговый вычет НДС применяется в отношении части приобретаемой продукции, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений возможно использование цены предложений участников с учетом всех налогов, сборов и прочих расходов. ».

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

НДС — один из самых сложных налогов как в расчете, так и в администрировании. Но при грамотном ведении учета нагрузку по нему можно минимизировать. Рассказываем, как облегчить налоговое бремя за счет применения вычета по НДС.

Что означает «НДС к вычету»

Напомним, всякий хозяйствующий субъект, производящий и реализующий товары/услуги, обязан уплачивать НДС (за исключением спецрежимников, которые, к слову, тоже в ряде случаев перечисляют в бюджет НДС). Когда же субъект приобретает товары/услуги (или оплачивает работы), продавец выставляет НДС, включенный в общую сумму покупки. Именно эта сумма выставленного налога подлежит вычету.

Таким образом, налогооблагаемая база по НДС, подлежащего уплате, уменьшается на сумму налога, выставленного продавцом в учетном периоде.

Если сумма к вычету превышает сумму к уплате, то разница подлежит возврату или дальнейшему зачету в последующих периодах. Если сумма к вычету меньше суммы выставленного налога, то в бюджет уплачивается разница.

Какие бывают налоговые вычеты по НДС

Выше мы пояснили основной принцип вычета. Кроме того, ст. 171 НК РФ определяет иные вычеты по налогу на добавленную стоимость. В их числе суммы налога, когда:

  • продавец уже выставил и уплатил НДС, а покупатель отказывает получать товар или вернул ранее приобретенный товар;
  • подрядчик выставляет НДС заказчику при осуществлении капстроительства или монтаже/демонтаже ОС, а также при приобретении товаров для проведение указанных работ;
  • налог уплачен по расходам на служебные командировки;
  • покупатель перечислил предоплату за будущие отгрузки товаров, оказание услуг или производства работ;
  • при повышении/снижении стоимости уже отгруженной продукции, выполненных услуг.

Кто имеет право на вычет

Право на вычет имеют:

  • юридические лица любых форм собственности;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, платящие НДС в связи с перемещением товаров через границу в пределах Таможенного союза.

В некоторых случаях применить налоговый вычет могут и лица, которые не платят этот налог, например, когда утрачены права на специальные формы налогообложения (УСН, ЕНДВ, патент) в учитываемом налоговом периоде.

Плательщик освобождается от уплаты НДС, если стоимость проданных товаров (оказанных услуг и произведенных работ) за предыдущие три месяца составила менее 2 000 000 рублей.

Порядок применения налоговых вычетов по НДС

Регламент по применению вычета по налогу на добавленную стоимость подробно описан в статье 172 НК. Рассмотрим подробнее нормы этого закона:

  1. Согласно этому НПА, основным документом для применения налогового вычета будет счет-фактура и иные документы, подтверждающие включение стоимости приобретенных активов в состав расходов.
  2. При этом отмечается, что основанием для применения вычета при покупке импортных товаров является документ, подтверждающий фактическую оплату налога при пересечении товаров границы. Таким образом, основанием для применения вычета внутри РФ станет выставленный счет, а при перемещении товаров через границу — факт оплаты.
  3. Статья указывает, что право на преференцию возникает только в том случае, если приобретенные товары или другие активы поставлены на учет.
  4. Стоимость активов в иностранной валюте должна отражаться в рублях по курсу ЦБ РФ на дату постановки на учет. Если приобретенные товары (работы, услуги) были оплачены в рублевом эквиваленте от цены в иностранной валюте, то при дальнейшей уплате налога его сумма не корректируется при изменении курса.
  5. Установлен срок, в течение которого может быть применен вычет: в течение 3 лет с последнего дня квартала, в котором возникло это право.
  6. Если товары, работы или услуги были приняты на учет в одном налоговом периоде, а счет-фактура выставлен в другом, то преференцию можно применить в том случае, если счет-фактура предъявлен до установленной даты подачи налоговых деклараций. В случае с НДС — это 25-е число месяца, следующего за окончанием налогового периода.
  7. В статье отражена норма, закрепляющая необходимость вносить в налоговую декларацию сведения из книги покупок и продаж. Исходя из этого, можно установить, что ведение этой книги является обязательной для правильного налогообложения.
  8. Если субъект осуществлял деятельность в пользу другого лица (по агентским договорам, договорам комиссии, транспортной экспедиции и пр.), то в декларацию включаются сведения, указанные в полученных и выданных счетах-фактурах. В случае если агент/комиссионер/застройщик/экспедитор не является плательщиком НДС, то сведения о выставленных и полученных счетах необходимо предоставить до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.
  9. Иностранные предприятия, центральный офис которых находится за границей, а на территории РФ у этих фирм имеется более чем одно обособленное подразделения, должны сами определить, по месту нахождения какого подразделения будут уплачиваться налоги. Об этом выборе субъект доложен письменно уведомить налоговые органы по месту выбора.

Правила оформления счета-фактуры

Так как счет-фактура считается основным документом, дающим право на вычет, больше всего отклоненных налоговиками вычетов происходит из-за неправильного оформления этого первичного документа.

Счет-фактура должен содержать следующие реквизиты:

  • номер документа и дата его оформления;
  • наименование, адреса и ИНН продавца и приобретателя;
  • если имела место частичная или полная предоплата (аванс), номер платежного документа;
  • список товаров, работ и услуг, единицы измерения;
  • количество отгруженного товара в указанных единицах измерения;
  • стоимость без налога;
  • ставку НДС;
  • рассчитанный НДС;
  • сумму с налогом;
  • страну происхождения и номер таможенной декларации для импортных товаров.

Визировать этот документ может любое лицо, у которого есть соответствующие полномочия. Полномочия могут устанавливаться руководителем локальным нормативно-правовым актом.

При получении счета-фактуры следует внимательно изучить его на предмет соответствия всем требованиям во избежание дальнейших налоговых споров.

Пошаговые действия

На этом этапе очень часто возникает ситуация, когда сумма вычета значительно уменьшается налоговыми инспекторами, в связи с чем разница подлежит возврату или идет в зачет будущих платежей.

Расчет НДС к вычету

Посчитать НДС к вычету можно по формуле путем суммирования:

Подсчет НДС к вычету

Если компания или индивидуальный предприниматель имеют НДС, подлежащий вычету по работам строительного характера (которые были произведены для собственных нужд фирмы), то эта сумма плюсуется к итоговому налогу на добавленную стоимость, принимаемого к вычету в конкретном периоде.

Размер безопасного вычета

Квалифицированному бухгалтеру следует знать еще одну формулу для определения безопасной величины вычета. Эта формула определяет долю вычетов за год.

Формула для определения безопасной величины вычета

Высокая доля вычетов по налогу на добавленную стоимость — это такой объем вычетов, который за один календарный год равен или больше 89% итоговой суммы начисленного НДС. Логично предположить, что безопасная доля вычетов по налогу не превышает 88%.

Имеет смысл отметить, что те самые 89% налоговики предложили еще в 2008 году ( Приказ ФНС от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ ) и до настоящего времени нововведений не было.

В субъектах РФ ситуация обстоит иначе — региональные инспекции имеют право установить другие критерии безопасной доли вычета по НДС.

Вычет по авансовым платежам

НДС к вычету с предоплаты возможен, что зафиксировано в ст. 171 НК и п. 9 ст. 179 НК. Эту операцию можно произвести при соблюдении трех условий:

  • аванс произведен в счет будущей отгрузки товара, который будет использован для деятельности, подлежащей обложению НДС;
  • на сумму предоплаты оформлен счет-фактура;
  • в договоре зафиксировано, что при совершении сделки предусмотрена предоплата.

Документы, которые необходимы для подтверждения правомерности преференции, утверждены Минфином:

  • счет-фактура на аванс;
  • платежные документы, подтверждающие факт предоплаты;
  • копии договоров поставки.

Минфин разъясняет, что величина аванса в договоре и платежке может разниться, и это не противоречит налоговому законодательству. Согласно инструкциям того же финансового ведомства, вычет следует применять с момента физической отгрузки товаров. При этом трехлетний срок, установленный НК, не действует. Если физическое поступление товара произошло позже этого срока, то препятствием к применению вычета это не станет.

Отражение вычета в налоговом и бухгалтерском учете

Для обобщения сведений по начисленным налогам используется счет 68. Для учета предъявленного НДС используется счет 19.

Д 19 К 60 (76) — суммы предъявленного НДС от поставщиков, прочих контрагентов
Сумма НДС к вычету проводится так:
Д 68 К 19
Остаток по кредиту счета 68 на конец налогового периода означает задолженность перед бюджетом по налоговым обязательствам.

Налоговые споры

К исчислению НДС налоговые органы относятся с особым вниманием. Суть этого налога предполагает возможность возврата излишне уплаченных сумм из бюджета, что дает возможность мошенничества.

Сложность в администрировании с этого налога состоит еще и в том, что его применение очень часто претерпевает изменения. Только с начала 2019 года правила обложения НДС изменились:

  1. Увеличилась базовая ставка с 18% до 20%.
  2. Плательщики единого сельскохозяйственного налога стали плательщиками налога на добавленную стоимость.
  3. Реализация макулатуры стала объектом НДС.
  4. Преференция по гарантийному ремонту из обязательной стала такой, от которой можно отказаться.
  5. Смягчены требования по возмещению в заявительном порядке.
  6. Если покупка свершается из бюджетных средств, то восстанавливать НДС не нужно.
  7. Изменился перечень товаров, облагаемых по льготной 10% ставке.
  8. Изменились требования ФНС к формату пояснений к декларации.

К сложностям по работе с НДС можно отнести и халатность некоторых сотрудников налоговых инспекций. Так, нами была разрешена бюрократическая проволочка, когда наш клиент ждал возврата НДС в сумме 17 млн. рублей в течение года. Проблема была в том, что сотрудники инспекции просто забыли подготовить решение о возврате. В этом случае была составлена жалоба в вышестоящий орган. В тот же день с нами связались, и сообщили, что нарушения устранены, и деньги в ближайшее время поступят на счет нашего клиента. Так и произошло.

Кроме того, налоговики любят не принимать заявленные вычеты по формальным поводам (ошибка в первичных документах или договоре).

Подведем итог

НДС — самый сложный и меняющийся налог. При правильном выборе аутсорсера его можно сделать совсем необременительным, ведь штатный бухгалтер в процессе рутинной работы зачастую не в состоянии отследить все изменения в законе, связанные с применением этого налога. Да и возможное возмещение НДС — процедура не только длительная, но и «витиеватая», требующая от бухгалтера положительного опыта общения с налоговиками.

Читайте также: