Возмещение коммунальных услуг с ндс или без ндс

Опубликовано: 30.04.2024

Организация, применяющая общий режим налогообложения, сдаёт в аренду нежилое помещение. На основании отдельного договора организации возмещаются коммунальные платежи. Имеет ли право организация принять к вычету НДС по коммунальным расходам?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

При осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщики НДС выставляют счета-фактуры.

Поскольку организация не осуществляет реализацию коммунальных услуг арендатору, то, по нашему мнению, выставлять счета-фактуры по указанным услугам не следует. На это неоднократно указывали контролирующие органы, а также отдельные судебные инстанции (см., например, письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, УФНС России по г. Москве от 16.07.2007 N 19-11/067415, постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 N А65-8421/2007-СА1-37).

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2008 N А19-5353/08-50-Ф02-5196/08 судьи пришли к выводу, что возмещение расходов арендодателя по уплате коммунальных платежей реализацией не признается. При этом суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендаторов, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае не осуществляется перепродажа этих услуг арендаторам, а компенсируются затраты арендодателя по оплате коммунальных услуг. Поскольку арендодатель не осуществляет реализацию коммунальных услуг, выручки от этих операций не имеет, то данные операции (возмещение расходов) объектом обложения НДС не являются.

При этом на практике возможны различные варианты оформления арендных отношений.

В соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. Совершенно очевидно, что расходы на коммунальные услуги являются расходами на обеспечение собственной деятельности арендатора, поэтому они должны осуществляться за его собственный счет.

Однако на практике у арендаторов могут возникать проблемы с заключением договоров на коммунальные услуги, поскольку обязательным условием для заключения договора энергоснабжения является наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого оборудования, необходимого для обеспечения учета потребления энергии (п. 2, п. 4 ст. 539, п. 1, п. 2 ст. 548 ГК РФ).

Поэтому на практике существует несколько различных способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например:

- арендатор заключает с арендодателем агентский договор, чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных ресурсов (данный вариант при подготовке ответа не рассматривается);

- арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету);

- арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы.

В письме ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ налоговые органы, излагая свою позицию по рассматриваемому вопросу, в очередной раз разъяснили, в каких случаях арендодатель должен выставлять арендатору счет-фактуру.

I. Включение расходов на коммунальные услуги в состав арендной платы в качестве ее переменной части.

Согласно п. 2, п. 3 ст. 614 ГК РФ стороны договора аренды могут предусмотреть как твердый размер арендной платы, так и порядок ее расчета (см. также п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 (далее - Информационное письмо N 66)).

Следовательно, арендная плата может состоять, в частности, из основной (постоянной) части, соответствующей стоимости определенной договором переданной в аренду площади, и дополнительной (переменной) части арендной платы, в том числе в виде компенсационной выплаты, являющейся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, порядок расчета которой основан на сумме платежей за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений. Правомерность такого способа возмещения коммунальных расходов подтверждена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.03.2009 N 6219/08, от 25.02.2009 N 12664/08, определении ВАС РФ от 22.05.2008 N 4855/08).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом налогообложения НДС.

Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Соответственно, оказание услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, признается объектом налогообложения НДС.
При этом положениями п. 1 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Таким образом, если арендная плата состоит из основной (постоянной) части и переменной части, то в данном случае налоговая база по НДС определяется исходя из всей суммы арендной платы, состоящей из основной (постоянной) и дополнительной (переменной) частей.

В данной ситуации арендодатель в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ выставляет арендатору счет-фактуру не позднее 5 календарных дней считая со дня оказания услуги, в котором, вне зависимости от даты расчетов за переменную величину арендной платы, указывает единую стоимость услуги, состоящую из постоянной и переменной величины (заполняя в счете-фактуре либо одну строку с общей суммой, либо две строки с указанием отдельно постоянной и отдельно переменной величин).

В данном случае НДС, предъявленный поставщиками коммунальных услуг, арендодатель принимает к вычету в полном размере в общеустановленном порядке.

В частности, такой вывод содержится в п. 1 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@, согласованного с Минфином России (письмо Минфина России от 21.01.2010 N 03-07-15/08).

Таким образом, при таком варианте оформления арендных отношений арендодатель имеет право выставлять счета-фактуры на коммунальные услуги. Кроме того в данном случае у арендодателя не возникает препятствий принять к вычету НДС по коммунальным услугам (в том числе потребленных арендатором) (см. постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 07.11.2007 N Ф08-6607/07-2723А, ФАС Центрального округа от 29.05.2009 N А23-3029/2008А-14-202).

II. Возмещение расходов на коммунальное обслуживание на основании отдельного договора.

Хотя возможность заключения такого соглашения (договора), его условия законодательно не установлены, однако согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ "стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами", поэтому никаких препятствий для заключения указанного соглашения (договора) нет. При этом такое соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 Информационного письма N 66).

ФНС России в п. 2 письма от 04.02.2010 N ШС-22-3/86@ указала, что в том случае, если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (т.е. постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание (включая пользование связью, а также охрану, уборку) предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040@ и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@, направленных в установленном порядке налоговым органам для руководства и применения в практической работе, указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет.

Следовательно, если договор аренды содержит именно такой способ расчетов за коммунальные платежи, и если придерживаться позиции ФНС России, то арендодатель не должен выставлять счет-фактуру арендатору, кроме того арендодатель не сможет принять к вычету "входной" НДС, предъявленный коммунальными службами, в части услуг, потребленных арендатором.

Аналогичный вывод представлен в письмах Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52, УФНС РФ по г. Москве от 16.07.2007 N 19-11/067415, от 20.04.2007 N 19-11/036483, от 28.02.2007 N 23-26/0288.

Арендодатель может принять к вычету сумму НДС, предъявленную снабжающими организациями, только в части, приходящейся на его собственное потребление (только в части, приходящейся на помещения, не сданные в аренду и используемые для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС).

Справедливости ради отметим, что существует письмо УФНС по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632, в котором указано, что арендодатель имеет право на вычет сумм налога, предъявленных коммунальными службами, в том числе в отношении услуг, потребленных арендатором. Однако в указанном письме отмечается, что суммы компенсации стоимости коммунальных платежей в части, потребляемой арендаторами, подлежат обложению НДС у арендодателя.

Что касается судебной практики по рассматриваемому вопросу, то она противоречива.

Существуют судебные решения, которые поддерживают позицию контролирующих органов.

В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 N А52-353/2006/2 указано, что арендодатель коммунальные услуги не оказывает, выручки от таких операций не получает и сумма возмещения коммунальных расходов НДС не облагается. Поэтому суммы НДС, уплаченного организациям за оказанные его арендаторам коммунальные услуги, арендодатель не вправе включать в состав налоговых вычетов (см. также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.01.2008 N Ф04-62/2008).

В то же время существуют судебные решения, в соответствии с которыми арендодатель имеет право принять к вычету НДС по коммунальным услугам, потребленным арендатором (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 N А17-7511/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2009 N А63-8994/2004-С4-9, ФАС Уральского округа от 11.12.2008 N Ф09-9211/08-С2, ФАС Центрального округа от 28.03.2007 N А48-4688/06-19, ФАС Поволжского округа от 28.08.2009 N А65-27772/2008).

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации можно сделать следующий вывод.

Если организация не желает вступать в конфликт с налоговыми органами, то при перевыставлении коммунальных услуг арендодателю не следует выписывать счет-фактуру. Однако в данном случае арендодатель не имеет права на вычет входного НДС, предъявленного коммунальными службами, в части услуг, потребленных арендатором.

Если же организация выставит счет-фактуру, то, по нашему мнению, в данном случае организации будет необходимо уплатить НДС в бюджет. При этом, полагаем, что в такой ситуации арендодатель имеет право на вычет входного НДС по коммунальным услугам, потребленным арендатором. Однако в такой ситуации не исключены претензии со стороны налоговых органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Степовая Яна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

28 октября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

При некоторых видах сделок стороны возмещают друг другу расходы, связанные с исполнением договорных обязанностей. Порядок налогообложения таких компенсаций нередко вызывает споры с проверяющими. Рассмотрим, как исчисляется НДС при возмещении расходов по услугам.

Что такое возмещаемые расходы

К возмещаемым относят расходы, которые один из участников сделки производит в интересах другой стороны.

При аренде недвижимости арендатор компенсирует собственнику объекта затраты, связанные с его обслуживанием. Это могут быть коммунальные платежи, страховки и т.п.

Часто возмещаемые расходы связаны с транспортными услугами. Многие договоры купли-продажи предусматривают, что поставщик сам организует доставку товара покупателю. Если у продавца нет транспортных средств или их использование в данном случае невыгодно (маленькая партия товара, неудобная логистика и т.п.), он может воспользоваться услугами сторонней компании-перевозчика.

В итоге все расходы, связанные с доставкой, конечно, ложатся на покупателя. Но то, каким образом возмещение затрат облагается НДС, будет зависеть от документального оформления этих операций.

Далее на примере транспортных услуг рассмотрим различные варианты оформления возмещаемых затрат и их налоговые последствия.

Возмещение расходов: облагается НДС или нет, если услуга «перевыставлена» поставщиком

Рассмотрим распространенный вариант, когда поставщик перевыставляет сумму транспортных расходов, используя отдельный счет-фактуру, или же выделяет ее специальной строкой в отгрузочных документах.

Поставщик в этом случае включает в облагаемую базу всю сумму реализации, в том числе и «перевыставленные» услуги. Сумму налога, уплаченную перевозчику, продавец может взять к вычету на общих основаниях (письмо Минфина РФ от 22.10.2013 № 03-07-09/44156).

А вот покупатель, по мнению чиновников, в данном случае не имеет права возместить НДС по транспортным услугам (письмо Минфина РФ от 21.03.2013 № 03-07-09/8906). Специалисты Минфина ссылаются на то, что сам поставщик не оказывает услуги по перевозке, следовательно — у него нет оснований для включения соответствующих сумм в счет-фактуру.

Стоимость реализованных товаров — 120 тыс. руб., в том числе НДС (20%) — 20 тыс. руб. Кроме того, поставщик отдельной строкой выделил в счете-фактуре расходы по их доставке, произведенной транспортной компанией, в сумме 12 тыс. руб., в том числе НДС (20%) — 2 тыс. руб. Общая сумма НДС по счету-фактуре составит 20 + 2 = 22 тыс. руб. Но возместить, по мнению чиновников, покупатель в данном случае может только 20 тыс. руб., относящиеся непосредственно к товару.

При таком варианте оформления документов явно страдает покупатель. Но и для поставщика это невыгодно, ведь покупатель может не захотеть продолжать сотрудничество, приводящее его к дополнительным потерям.

Правда, нужно отметить, что суды в подобных ситуациях обычно встают на сторону налогоплательщиков. Примером может служить Постановление ФАС Центрального округа от 01.07.2009 по делу № А54-3828/2008С8. Суд указал, что для возмещения НДС не существенно, кем именно оказывались услуги по перевозке — непосредственно поставщиком или сторонней организацией.

Но далеко не каждый бизнесмен захочет спорить с налоговиками и участвовать в судебных разбирательствах.

Как оформить возмещение затрат, чтобы избежать конфликтов с проверяющими — рассмотрим далее.

Возмещение расходов по агентскому договору

Когда продавец заказывает перевозку товара в интересах покупателя, он, по сути, выполняет функции агента. Поэтому возмещение транспортных услуг можно осуществить в рамках агентского договора или договора комиссии.

Указанный договор заключается дополнительно к основному договору купли-продажи. Продавец (он же агент) заказывает для покупателя (принципала) услуги по перевозке.

В этом случае в счете-фактуре на транспортные услуги указывается не продавец товара, а их фактический поставщик (т.е. компания-перевозчик).

Продавец не начисляет и не возмещает НДС по транзитной услуге, а покупатель — принимает налог к возмещению. Такие рекомендации содержит упомянутое выше письмо Минфина № 8906.

Но следует также помнить, что агентские и комиссионные договоры относятся к возмездным сделкам (ст. 990 и 1005 ГК РФ). Поэтому просто переоформить счет-фактуру по перевозкам недостаточно. Необходимо еще предусмотреть в договоре вознаграждение агенту и оформить все соответствующие документы.

А если оплата за агентские услуги будет символической, то не исключены и споры с проверяющими по поводу ее соответствия рыночным ценам. Таким образом, этот вариант, хотя и предпочтительнее предыдущего, но тоже не идеален с точки зрения налоговых рисков. К тому же он ведет и к усложнению документооборота.

Как учесть возмещаемые расходы без лишних сложностей

Принцип свободы договора, отраженный в ст. 421 ГК РФ, применим и в данном случае. Стороны свободны в своих действиях, в том числе и при согласовании правил определения цены. Поэтому они могут установить плавающие расценки, которые зависят от порядка получения товара поставщиком.

Цена единицы товара составляет:

  • при самовывозе со склада Поставщика — 1000 руб. без учета НДС;
  • при доставке Покупателю железнодорожным транспортом — 1100 руб. без учета НДС;
  • при доставке Покупателю автомобильным транспортом — 1150 руб. без учета НДС

В этом случае у обеих сторон сделки не возникает проблем. Поставщик выставляет счет-фактуру, включающую только сведения о товаре (или товарах) без каких-либо упоминаний о транспортных расходах. Поэтому покупатель без проблем может взять всю выделенную сумму НДС к вычету.

Для поставщика, в свою очередь, услуги перевозчика будут являться расходами на продажу. Поэтому и продавец возмещает «транспортный» НДС на общих основаниях.

Как без проблем возместить НДС

В связи с исчислением (и особенно — возмещением) НДС часто возникают споры с проверяющими. Особенно много проблем с налоговиками появляется, если вычеты по декларации превышают сумму начисленного налога.

Мы способны в любой ситуации помочь бизнесменам выбрать наиболее выгодный вариант расчета и отстоять свои права. Если при подготовке декларации по НДС мы определяем, что налог подлежит возмещению, то предлагаем клиенту выбор: получить возврат из бюджета или перенести вычеты на следующий период.

Если клиент выбирает возмещение — завершаем работу над декларацией и сдаем ее в ИФНС. Далее мы проводим полное сопровождение всей процедуры возврата. В рамках камеральной проверки предоставляем необходимые документы и даем обоснованные ответы на запросы налоговиков. В случае необходимости — готовим документы для суда и принимаем активное участие в ведении дела.

Для нас возврат НДС из бюджета — стандартная процедура, успешно проведенная много раз. В этом преимущество 1C-WiseAdvice перед штатными бухгалтерами, которые нечасто сталкиваются с возмещением налога и воспринимают его, как форс-мажор.

Высокая квалификация и разносторонний опыт сотрудников компании позволяет аргументированно ответить на вопросы проверяющих. В итоге — наши клиенты получают возмещение всех заявленных сумм.

Подведем итог

  1. Дополнительные затраты поставщика, связанные с исполнением договора, подлежат возмещению покупателем (заказчиком).
  2. Начисление и возмещение НДС в этом случае зависит от положений договора и оформления счетов-фактур.
  3. При простом перевыставлении поставщиком услуг сторонних организаций налоговики могут отказать покупателю в праве на вычет НДС.
  4. Избежать этого можно, если заключить договор оказания агентских услуг или комиссии. Однако в этом случае нужно оформлять дополнительные документы. Кроме того, возможны споры с проверяющими по поводу цены услуг агента (комиссионера).
  5. Оптимальный вариант — включение всех сторонних услуг в договорную цену. В этом случае требуется минимальное количество документов, и у обеих сторон сделки не возникает проблем, связанных с расчетом НДС.

Заказать услугу

Некоторые арендодатели, чтобы не платить из своего кармана за коммунальные услуги, потребленные арендатором, стремятся переложить на последнего эти расходы. На практике существует несколько способов оплаты арендатором коммунальных услуг. Кто-то хочет свести к минимуму документооборот и налоговые риски. Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. При этом Гражданский кодекс РФ не устанавливает, что она, по умолчанию, включает в себя все расходы, необходимые для содержания арендуемого имущества и пользования им. Способы обеспечения арендатора коммунальными услугами закон не регламентирует. Поэтому стороны вправе самостоятельно устанавливать то, как арендатор будет оплачивать эти услуги.

Можно выбрать одну из следующих схем:

  • включить сумму коммунальных платежей в состав фиксированной арендной платы;
  • включить сумму коммунальных расходов в состав арендной платы в качестве переменной величины;
  • перевыставлять арендатору для возмещения суммы расходов на коммунальные услуги;
  • заключить с арендатором агентский договор, по которому арендодатель приобретает коммунальные услуги для арендатора;

  • арендатору заключить с поставщиками коммунальных услуг прямые договоры.
  • Порядок налогового учета расходов на коммунальные услуги зависит от конкретного способа их оплаты, установленного сторонами арендных отношений.

    Фиксированный платеж

    Включить стоимость коммунальных услуг в состав арендной платы – самый простой для арендодателя вариант. Вся арендная плата включается либо в доходы от реализации (если сдача в аренду является для арендодателя основным видом деятельности), либо во внереализационные доходы (если эта деятельность не является основной). Какие‑либо документы, подтверждающие понесенные арендодателем коммунальные расходы, для арендатора оформлять не нужно. Это плюс.

    Реализация услуг по предоставлению помещений в аренду является объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговой базой является вся сумма арендной платы (п. 1 ст. 154 НК РФ).

    Если арендная плата выражена в фиксированной сумме, не возникает и проблем с принятием к вычету НДС со стоимости потребленных коммунальных услуг. Арендатор платит лишь за аренду помещения, и предполагается, что арендодатель уже учел свои затраты на оплату таких услуг (электричество, тепло, вода и т. д.) в стоимости аренды. А арендодатель может принять к вычету суммы налога, предъявленного организациями ЖКХ, в полном объеме (письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС‑22‑3/86@). Это бесспорный плюс.

    Минусом в варианте с фиксированным арендным платежом является риск с точки зрения доходности сделки. Во‑первых, тарифы на услуги ЖКХ растут. Во‑вторых, уплатив фиксированную сумму, арендатор не будет утруждать себя экономией ресурсов. Кроме того, нельзя заранее знать, сколько их потребуется.

    Арендная плата с переменной составляющей

    Стороны могут предусмотреть форму арендной платы, которая состоит из постоянной и переменной части. Сумма коммунальных услуг, потребленных арендатором, в зависимости от их цены и фактического количества, составляет переменную часть (п. 2 ст. 614 ГК РФ). Эту сумму рассчитывают на основании документов поставщиков коммунальных услуг (счетов, актов), предоставляемых арендодателю:

    • либо пропорционально занимаемой арендатором площади;
    • либо в зависимости от объема услуг, потребленных арендатором, подтвержденных показаниями счетчиков, и тарифов поставщиков на коммунальные услуги.

    Для оплаты арендодатель выставляет в адрес арендатора счет с приложением подтверждающих документов и расчета.

    При таком способе расчетов арендодатель вправе учесть и предъявить к вычету «входной» НДС по услугам, предоставленным коммунальными службами (письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС‑22‑3/86@). Это плюс. Главное, чтобы счета‑фактуры за коммунальные услуги были выставлены непосредственно арендодателю и в них был выделен отдельной строкой НДС (постановления ФАС Северо‑Кавказского округа от 21.12.2009 № А63‑8994/ 2004‑С4‑9, от 11.06.2009 № А53‑18515/ 2008‑С5‑27).

    Теперь о минусах

    Минус первый. Начислять НДС нужно будет и на переменную часть арендной платы, поскольку оказание услуг по предоставлению в аренду имущества облагается НДС в общем порядке (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Арендодатель выставляет счет‑фактуру на всю сумму арендной платы независимо от деления на постоянную и переменную части (п. 3 ст. 168 НК РФ). Выделять в счете‑фактуре отдельной строкой суммы, которые относятся к переменной части, то есть коммунальные платежи, арендодатель не обязан (письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС‑22‑3/86@).

    Еще один минус – это завышение сумм дохода для целей налога на прибыль. В отношении налога на прибыль выручка от реализации определяется, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные услуги. Поэтому суммы арендной платы, включая ее переменную часть, арендодатель учитывает в налоговых доходах (письмо Минфина России от 11.03.2012 № 03‑11‑11/72).

    Однако этот минус компенсируется тем, что разрешено признать в расходах стоимость самих коммунальных услуг (письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 № 19‑11/58877). Коммунальные платежи учитываются в составе материальных расходов у той стороны, которая заключала прямые договоры с поставщиками (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ).

    Возмещение сверх арендной платы

    В договоре аренды устанавливается фиксированная арендная плата. Дополнительно арендатор возмещает арендодателю расходы на коммунальные услуги по его фактическим затратам. Суммы возмещения не входят в арендную плату, а оплачиваются арендатором арендодателю сверх нее. Основанием для возмещения расходов арендатором является счет арендодателя, к которому приложены подтверждающие документы и расчеты стоимости подлежащих возмещению расходов.

    По сути, сумма компенсации стоимости коммунальных услуг арендатором представляет из себя транзитный платеж, который арендодатель полностью перечисляет коммунальным службам в качестве оплаты оказанных ими услуг. От арендатора такие платежи поступают к арендодателю в качестве компенсации понесенных расходов. Значит, к увеличению экономических выгод арендодателя они не приводят, и в целях налогообложения прибыли не участвуют.

    Есть и судебные решения, принятые с учетом такой позиции. Если договором предусмотрена оплата коммунальных расходов сверх арендной платы, то суммы возмещения, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку они компенсируют расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения (постановления ФАС Северо‑Кавказского округа от 11.02.2008 № Ф08‑8206/ 07‑3204А, Восточно‑Сибирского округа от 21.03.2007 № А74‑3165/ 06‑Ф02‑1481/07).

    Счета‑фактуры, полученные арендодателем от поставщиков коммунальных услуг, следует регистрировать в книге покупок без учета сумм налога по коммунальным платежам, потребленным арендатором (письмо Минфина России от 06.09.2005 № 07‑05‑06/234).

    Суммы полученной компенсации не являются доходами организации и для целей бухгалтерского учета (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

    С точки зрения НДС операции по передаче электроэнергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации товаров. Арендодатель не может выступать поставщиком данных товаров для арендатора, поскольку сам выступает в роли покупателя (абонента). Объект налогообложения по НДС у арендодателя отсутствует (письма Минфина России от 31.12.2008 № 03‑07‑11/392, от 26.12.2008 № 03‑07‑05/51, ФНС России от 04.02.2010 № ШС‑22‑3/86@, УФНС России по г. Москве от 08.06.2009 № 16‑15/58069).

    Такую позицию поддерживают и некоторые суды, которые полагают, что в данном случае нет реализации (арендодатель не оказывает коммунальные услуги). Но они делают еще один вывод: выставлять арендатору счет‑фактуру на сумму потребляемых им коммунальных услуг арендодатель не должен (Определение ВАС РФ от 29.01.2008 № 18186/07).

    Кроме того, арендодатель не вправе перевыставлять счета‑фактуры арендатору, так как в данном случае не является посредником между арендатором и поставщиком услуг. Даже если он это и сделает и укажет в качестве продавца себя, объекта налогообложения по НДС у него все равно не возникнет (постановления ФАС Северо‑Западного округа от 05.09.2005 № А56‑30790/2004, ФАС Поволжского округа от 12.04.2007 № А55‑14832/06).

    Непростой вопрос и с вычетом «входного» НДС, предъявленного арендодателю поставщиками коммунальных услуг.

    Передача электрической и тепловой энергии, воды, газа арендодателем арендатору не облагается НДС. Значит, сумма «входного» НДС, предъявленная коммунальными службами в части услуг, потребляемых арендатором, у арендодателя вычету не подлежит.

    Эту сумму налога арендодатель должен включить в стоимость коммунальных услуг, которые потребляет арендатор (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ) (письма Минфина России от 03.03.2006 № 03‑04‑15/52, УФНС России по г. Москве от 21.05.2008 № 19‑11/48675, от 16.07.2007 № 19‑11/067415; постановление ФАС Северо‑Западного округа от 12.09.2006 № А52‑353/2006/2).

    И еще один вывод. Счета‑фактуры, полученные арендодателем от поставщиков коммунальных услуг, регистрировать в книге покупок следует без учета сумм налога по коммунальным платежам, потребленным арендатором (письмо Минфина России от 06.09.2005 № 07‑05‑06/234).

    Посреднический договор

    Стороны могут включить в договор аренды условие о предоставлении посреднических услуг (п. 3 ст. 421 ГК РФ). В данном случае арендодатель будет выступать в роли посредника, то есть приобретать коммунальные услуги для арендатора, а последний обязан будет компенсировать первому стоимость таких услуг.

    Посреднические договоры являются возмездными, поэтому сторонам в договоре необходимо согласовать стоимость вознаграждения (ст. 991, 1006 ГК РФ).

    При заключении посреднического договора доходом арендодателя будет являться лишь сумма данного вознаграждения, а не вся стоимость коммунальных услуг, уплачиваемая арендодателем в качестве посредника поставщику коммунальных услуг.

    При таком варианте плюсов больше, чем минусов.

    Первый – арендодатель учитывает доход только в размере агентского вознаграждения за оказываемые услуги, а не всю стоимость коммунальных услуг, уплачиваемую арендодателем в качестве посредника поставщику коммунальных услуг.

    Это подтверждает и Минфин России. Если деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по закупке коммунальных услуг, то доходом этой организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение (письмо Минфина России от 27.01.2012 № 03‑11‑06/2/9).

    Второй плюс для арендодателя в том, что при передаче коммунальных услуг не нужно начислять НДС. Передача электроэнергии, воды, газа арендатору не признается арендодателем в качестве реализации, облагаемой НДС. В этом случае он сам ничего не реализует, а выступает в качестве агента. Следовательно, арендодатель не обязан исчислять и уплачивать НДС, так как товары, приобретенные агентом для принципала, являются собственностью принципала (п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ).

    Есть и небольшой минус. Необходимо начислить НДС с агентского вознаграждения. Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений при исполнении любого из указанных договоров (п. 1 ст. 156 НК РФ). Следовательно, арендатору необходимо начислить НДС со стоимости вознаграждения (письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС‑22‑3/86@).

    Самостоятельное заключение арендатором договоров с коммунальными службами на практике применяется крайне редко. Хотя этот вариант удобен арендодателю, однако коммунальщикам это не выгодно, поскольку сопряжено с огромным документооборотом. В одном офисном центре может находиться сотня арендаторов, и получается, что со всеми нужно оформлять договоры, счета, акты и пр.

    Борис Сваин, для журнала «Практическая бухгалтерия»


    Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями - максимум полезной и нужной информации на одном портале.
    Получите доступ >>

    Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

    Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
    Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
    Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

    Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

    *Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

    Величина начислений услуг ЖКХ находится в постоянной динамике. Итоговые суммы в платёжках увеличиваются практически ежемесячно. Потребители, столкнувшись с такой возрастающей финансовой нагрузкой на семейный бюджет, вынуждены искать варианты для уменьшения сумм к оплате.

    Отсутствие стабильности в секторе коммунального хозяйства, при постоянном перераспределении обязанностей по оказанию услуг между компаниями, заставили граждан внимательнее изучать квитанции на уплату услуг ЖКК на предмет правильности начислений. Одним из актуальных вопросов, который возникает у потребителя при изучении платёжки – а облагаются ли коммунальные платежи НДС?

    Необходимые разъяснения о налогах

    Как понятно из названия НДС – это определённая сумма, которая установлена законодательно в процентном отношении на количество денежных средств полученных продавцом сверх себестоимости единицы. Этот налог является формирующим бюджет страны и, по сути, основным накопителем государственных фондов.

    Согласно 146 статье НК РФ[1], объектами для обложения налогом считают

    • Произведенные мероприятия по предоставлению товаров, определённого вида работ и различных услуг на территории государства.
    • Передача прав имущественного характера.

    Иные действия налогами не облагаются. Полный их список зафиксирован в 149 статье НК[2]. И именно пунктом 29 этой статьи, обложению НДС реализация коммунальных сервисов, которые предоставляются организациями любого формата, будь-то УК или ТСЖ, не подлежат.

    При этом ФНС настаивает, что от формирования НДС освобождаются действия по осуществлению коммунального обслуживания только тех УК, которые предоставляются потребителям в регламентированном законом порядке.

    Как происходит формирование стоимости ЖКУ

    Система начисления НДС применяется не во всех коммунальных платежах.

    Для понимания сферы обслуживания, которое регламентировано законом для обязательного исполнения коммунальщиками, следует знать стандартный перечень этих услуг. К ним относятся:

    • все виды ремонта текущего характера, которые направлены на поддержание комплекса жилья в удовлетворительном состоянии. Эти работы обычно перечислены в договоре, который заключается между гражданами и коммунальщиками;
    • услуги коммунального направления, где собраны ресурсные поставки, и работы, выполнение которых необходимо для максимального обеспечения комфортом жизни граждан;
    • действия, выполняемые не коммунальными службами, а другими организациями, по соглашению непосредственно с владельцами жилищ. Сюда можно отнести теле- и радио- услуги и другие аналоги.

    То есть весь комплекс работ, который связан с управлением МЖД, или ведение деятельности, направленное на содержание и ремонт текущего вида различного общего имущества – относится к регламентированным по закону мероприятиям.

    На основании методики расчёта специальной комиссией в регионе происходит формирование тарифа, который рассматривается и утверждается местными органами власти. Затем этот тариф используется для предъявления к оплате потребителям. В данный тариф включается НДС ещё при его формировании. И потребителям, при составлении квитанций для уплаты, предъявляются суммы, где НДС уже включен.

    Изменение тарификации может произойти только при рассмотрении местных советов вопроса о неактуальности расчётов и его убыточности. При этом экономическое подтверждение должно быть согласовано администрацией НП.

    Также самостоятельно исполнитель КУ не правомочен изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям и на основании законодательства, начисление НДС в этом случае не производится. Поставка закупленных ресурсов к потребителю происходит по стоимости, которая равна цене их приобретения у снабжающих ресурсами предприятий. При этом в цену уже входит указанный налог.

    Иной подход к рассмотрению налогообложения в организациях коммунального комплекса. Этот комплекс представляет собой юрлицо, которое по направленности занятий занимается коммунальной инфраструктурой. Сюда также относят поставщиков электроэнергии и компании по газификации населения.

    В этом случае комплекс КУ предоставляется спец организациями, на основании договорных отношений. И соответственно, такие организации не могут быть освобождены от перечисления налога на добавленную стоимость. В данном случае организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юрлицо, не имеет какой-либо разницы.

    На основании законодательства, в таких организациях при реализации своих услуг пошлина добавленной стоимости предъявляется к оплате конечному потребителю.

    На практике нередко встречаются договоры, в которых цена разделена на две части: собственно плату поставщику, подрядчику, исполнителю, агенту (для краткости назовем их исполнителями) и компенсацию его затрат на выполнение договора. Такие действия преследуют несколько целей. Во-первых, заказчик или покупатель получает возможность контролировать порядок образования цены. Во-вторых, исполнителю гарантирован доход сверх его затрат. В-третьих, это выгодно с налоговой точки зрения. Именно поэтому инспекторы на местах предъявляют повышенный интерес к подобным соглашениям.

    В чем налоговая выгода договора с возмещением затрат

    Возмещение затрат осуществляется заказчиком или покупателем на основании документов, представленных второй стороной. Подобное условие может касаться компенсации расходов на доставку товара, затрат посредника на исполнение поручения, затрат арендодателя на оплату коммунальных платежей, командировочных расходов исполнителя и т. д.

    Сумма компенсации не включается в состав выручки исполнителя. Ведь в подпункте 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ указано, что при расчете налогооблагаемой прибыли не учитываются «доходы в виде возмещения затрат, произведенных иным поверенным за счет иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов поверенного». Соответственно, и суммы возмещаемых расходов отражаются в учете того, кто их компенсировал.

    Что касается НДС, то сумма возмещения не облагается этим налогом (хотя иногда налоговики пытаются это оспорить). В облагаемую базу исполнителя попадает лишь основная цена сделки. Соответственно, в сравнении с единой ценой, общая сумма НДС к уплате (и вычету) по договору уменьшается.

    Таким образом, договоры с компенсацией затрат выгодны прежде всего для исполнителя. Другая сторона, напротив, может потерять на налогах, если исполнитель не перевыставит входной НДС по компенсируемым затратам.

    В НК РФ не определено, кто может предъявить к вычету входной НДС по возмещаемым расходам

    НК РФ не содержит указаний на то, как исполнитель должен учитывать входной НДС по расходам, которые ему компенсируются. На практике по этому поводу сложилось два подхода.

    Первый подход аналогичен посредническим договорам – право на вычет имеет лишь сторона, которая компенсирует затраты. То есть входной НДС должен быть перевыставлен заказчику вместе с другими документами, подтверждающими расходы. Учитывая, что этот способ прямо в НК РФ не прописан, иногда налоговики отказывают получателю такого перевыставленного НДС в вычете.

    Однако суды не видят никаких противоречий в такой аналогии с агентскими сделками. Так, в постановлении от 25.05.09 № Ф09-3324/09-С3 Федеральный арбитражный суд Уральского округа признал правомерным перевыставление счетов-фактур поставщиком покупателю по транспортным услугам. По мнению суда, покупатель вправе применить вычет по таким счетам-фактурам. Аналогичные выводы содержат постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от 19.05.09 № А53-10110/2008-С5-46, Центрального от 01.07.09 № А54-3828/2008С8 и от 29.04.09 № А54-3250/2008С4 округов.

    Второй подход, более рискованный, основан на том, что все требования для получения вычета соблюдены лишь у исполнителя договора, но не у заказчика. Действительно, это исполнитель оплачивает товары, работы, услуги и приобретает их в свою собственность, хотя и в целях выполнения договора с третьим лицом. И это ему предъявляют контрагенты счета-фактуры с выделенной суммой НДС. При этом особенности исчисления этого налога (ст. 156 НК РФ) предусмотрены лишь для посреднических договоров. Если соглашение с условием компенсации затрат таковым не является, то к нему указанные нормы неприменимы. Поэтому формально ничто не мешает исполнителю принять к вычету входной НДС.

    Сложно сказать, насколько осуществим этот вариант на практике, так как в его пользу нам не удалось найти ни одного судебного решения.

    Почему налоговики могут доначислить НДС с суммы компенсации

    В зависимости от вида соглашений чиновники могут заявить, что сумма компенсации облагается НДС у исполнителя. Основной аргумент в пользу этой позиции в том, что возмещение затрат связано с оплатой реализованных товаров, работ или услуг. А такие суммы, согласно подпункту 2 статьи 162 НК РФ, увеличивают базу по НДС.

    Подобное мнение по договорам возмездного оказания услуг высказано Минфином России в письмах от 02.03.10 № 03-07-11/37 и от 14.10.09 № 03-07-11/253. В отношении работ также есть подобное разъяснение, правда, довольно давнее – письмо Минфина России от 19.09.03 № 04-03-11/75.

    Этому есть что возразить. При компенсации издержек не происходит передачи права собственности на товары, результаты выполненных работ или оказанных услуг. Кроме того, в пользу этой выгодной позиции есть и разъяснения все тех же чиновников. Например, в отношении возмещения расходов арендодателя, если такая сумма не является переменной частью арендной платы (письма ФНС России от 04.02.10 № ШС-22-3/86 @ , Минфина России от 14.05.08 № 03-03-06/2/51, от 24.03.07 № 03-07-15/39). Есть давние письма Минфина России, где он не возражает против отсутствия налога при компенсации транспортных услуг в договорах экспедиции (письмо от 30.03.05 № 03-04-11/69) и договорах поставки (письмо от 03.09.03 № 24-11/48103).

    Суды в этом вопросе более последовательны. Чаще всего они встают на сторону налогоплательщика, исключая сумму компенсированных расходов из облагаемой базы по НДС по любому договору. По мнению судов, компенсация издержек лица, оказывающего услуги по договору возмездного оказания услуг, направлена на погашение документально подтвержденных расходов. Соответственно, она не может рассматриваться в качестве платы за товары, работы или услуги.

    Более того, включение суммы компенсации в облагаемую базу по НДС противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, поскольку возмещение рассматриваемых расходов не создает добавленной стоимости.

    Возмещение расходов не облагается НДС, даже если оно ошибочно указано с учетом налога

    Посредническим договорам с условием о возмещении затрат налоговики уделяют особое внимание, требуя включать компенсации расходов в сумму вознаграждения посредников. Видимо, причина этого в частом использовании таких договоров в схемах налогового планирования.

    Но подобные претензии судом не поддерживаются. Так, в постановлении от 26.02.07 № А56-19948/2006 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал, что дополнительные расходы были понесены посредником для обслуживания имущества, принадлежащего комитенту, а не в собственных интересах. Следовательно, компенсация этих расходов не может рассматриваться в качестве вознаграждения. Аналогичные выводы содержит и постановление федеральных арбитражных судов Московского от 19.11.07 № КА-А40/11709-07, Северо-Западного от 15.11.05 № А56-8757/2005 округов.

    Причем такой вывод справедлив даже в случае, когда в счете-фактуре НДС по ошибке исчислен со всех сумм, причитающихся комиссионеру, – и с вознаграждения, и с компенсации. В частности, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 19.03.07 № А31-384/2006-15 признал неправомерным требование инспекции уплатить налог в сумме, указанной в выставленном счете-фактуре. Компания доказала, что должна была исчислить НДС только со своего вознаграждения, а возмещенные ей комитентом расходы не должны облагаться этим налогом.

    Посредник может не подтверждать размер возмещаемых затрат

    Поскольку компенсация не увеличивает налогооблагаемую прибыль посредника, но включается в расходы комитента, налоговики при проверке строго контролируют их размер и документальное оформление. Однако постановлением от 18.05.10 № 17795/09 Президиум ВАС РФ признал возможность не подтверждать первичными документами размер возмещаемых расходов, указанных в отчете.

    В деле, рассмотренном судом, под фактическими расходами агента стороны договорились понимать долю затрат, понесенных им в течение месяца и отраженных в отчете за этот месяц. Эти суммы принципал и обязался компенсировать без изучения подтверждающих документов. Однако налоговики при проверке сочли размер такого возмещения не подтвержденным и отказали принципалу в учете расходов.

    Президиум ВАС РФ указал, что каких-либо специальных требований к оформлению документов, подтверждающих затраты на оплату услуг агента, комиссионера или посредника, Налоговый кодекс не содержит. Если договором не определено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (ст. 1008 ГК РФ). Но в анализируемом соглашении между сторонами был установлен перечень документов, которые агент должен прилагать к своему отчету. При этом первичные документы, подтверждающие затраты агента по выполнению обязательств, в этом списке не поименованы.

    В связи с этим Президиум ВАС РФ решил, что расходы принципала на компенсацию расходов агента обоснованы и документально подтверждены, несмотря на отсутствие первички. Но справедливости ради стоит упомянуть, что в этом деле стороны облагали суммы компенсации НДС, а агент учитывал их в своих доходах. Возможно, поэтому суд и встал на сторону налогоплательщика.

    Налоговики могут признать компенсации необоснованным расходом у заказчика или покупателя

    Заказчику или покупателю налоговики тоже могут предъявить претензии, заявив, что суммы возмещения не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Так, компенсации командировочных расходов сотрудников компании-исполнителя налоговики рассматривают как расходы на оплату труда. Они ссылаются на положения статей 166–168 Трудового кодекса, 255 и 264 Налогового кодекса. Из них следует, что организация вправе возмещать затраты по командировкам только для штатных работников, с которыми организация заключила трудовые договоры или коллективные соглашения. На этом основании чиновники делают вывод, что действующим законодательством не предусмотрена компенсация расходов по командировкам специалистов, числящихся в штате другой организации (письма Минфина России от 16.10.07 № 03-03-06/1/723, от 19.12.06 № 03-03-04/1/844, УФНС России по г. Москве от 29.12.08 № 19-12/121858).

    Но суды указывают на возможность учета таких трат по другим основаниям. Например, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.10.07 № А05-5368/2006-26). С возможностью учесть затраты на компенсацию издержек исполнителя согласились также в своих постановлениях федеральные арбитражные суды Уральского от 30.04.09 № Ф09-2594/09-С3, Московского от 21.09.09 № КА-А40/9252-09, Поволжского от 15.11.07 № А55-632/2007 округов.

    Кроме того, по мнению инспекторов, с компенсаций командировочных расходов сотрудников исполнителя необходимо удерживать НДФЛ (письмо Минфина России от 31.12.08 № 03-04-06-01/396).

    Однако суды не соглашаются с такими выводами, отмечая, что эти расходы заказчик осуществлял не в интересах работников (постановления федеральных арбитражных судов Уральского от 01.09.09 № Ф09-6417/09-С3 и Северо-Кавказского от 07.08.08 № Ф08-4549/2008 округов).

    Читайте также: