Ндс по поступившим объектам нефинансовых активов отражается

Опубликовано: 04.05.2024


  • Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?
  • Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?
  • Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?
  • Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?
  • Как определить код операции с объектом бюджетного учета?
  • Итоги

Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?

Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.

Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:

  • основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности);
  • активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра);
  • материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы);
  • имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы).

В отношении НФА могут осуществляться операции:

  • получения или создания;
  • выбытия.

Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.

Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.

Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:

  • аналитическим кодом по классификации поступлений и выбытий (фиксируется в разрядах 1–17);
  • кодом по финансовому обеспечению (фиксируется в разряде 18);
  • синтетическим счетом (он фиксируется в разрядах с 19-го по 23-й);
  • кодом по операциям с объектом учета (ему соответствуют разряды с 24-го по 26-й).

О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?

Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.

Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?

Код, о котором идет речь (фиксируется он в разряде 18), может соответствовать цифрам:

  • 1 — если в коде прописывается операция за счет средств бюджета;
  • 2 — если в коде фиксируется операция за счет доходов учреждения;
  • 3 — если транзакция осуществляется за счет средств во временном пользовании;
  • 4 — если отражается субсидия на госзаказ;
  • 5 — если отражается субсидия на прочие цели;
  • 6 — если отражается бюджетная инвестиция;
  • 7 — если операция осуществляется за счет средств по ОМС;
  • 8 или 9 — если операция осуществляется за счет средств НКО на лицевых счетах.

Рассматриваемый элемент кода счета бюджетного зависит, таким образом, от содержания операции (финансирования).

Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?

Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.

Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:

  • код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
  • код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
  • код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).

Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.

Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2020 - 2021 годах (нюансы)».

Как определить код операции с объектом бюджетного учета?

Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.

При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:

  • 10 — если учитывается объект основных средств;
  • 20 — если учитываются нематериальные активы;
  • 30 — если учитываются непроизведенные активы;
  • 40 — если учитываются материальные запасы.

Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.

Итоги

Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.

Автор: Павлова С., эксперт журнала

Учет нефинансовых активов (основных средств, материальных запасов, нематериальных активов, непроизведенных активов и других объектов учета) ведется по правилам, установленным федеральными стандартами и положениями Инструкции № 157н[1]. С 01.01.2021 вступают в силу СГС «Нематериальные активы»[2], «Непроизведенные активы»[3], в связи с чем Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н (далее – Приказ № 198н) положения Инструкции № 157н были приведены в соответствие требованиям данных федеральных стандартов. Большая часть изменений применяется при формировании учетной политики начиная с 2021 года, за исключением отдельных положений, которые учитываются при формировании отчетности за 2020 год. В рамках этой статьи поговорим о новшествах, которые произошли в учете нефинансовых активов.

Основные средства.

Приказом № 198н внесены изменения в правила присвоения инвентарных номеров объектам основных средств. По общим правилам, установленным п. 46 Инструкции № 157н, каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (далее – инвентарный номер) – независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации.

Каждому объекту, входящему в комплекс объекта основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом (далее – инвентарная группа), присваивается внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы, формируемый как совокупность инвентарного номера инвентарной группы и порядкового номера объекта, входящего в комплекс (применяется с 01.01.2021).

Присвоенный объекту инвентарный номер (внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы) обозначается лицом, ответственным за сохранность объекта имущества и (или) использование его по назначению (применяется с 01.01.2021). Ранее в этой норме говорилось не о лице, ответственном за сохранность объекта, а о материально ответственном лице. Объекту основных средств, принятому к учету в результате разукомплектации объекта основных средств, присваивается новый инвентарный номер (норма действует начиная с отчетности на 01.01.2021).

Положениями СГС «Обесценение активов»[4] установлена обязанность при проведении инвентаризации перед составлением годовой отчетности проводить оценку обесценения актива и определять расчетным путем убыток от обесценения актива. На счетах бухгалтерского учета отражаются операции по накопленному убытку от обесценения актива. При выбытии объекта с учета списываются сумма начисленной на объект амортизации, сумма остаточной стоимости объекта и величина накопленных убытков от обесценения актива. Положения п. 51 Инструкции № 157н были дополнены нормой, уточняющей действия бухгалтера при списании объекта, в отношении которого были выявлены признаки обесценения актива. В новой редакции данного пункта сказано, что в бухгалтерском учете выбытие объекта основных средств отражается по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 101 00 «Основные средства». Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств вследствие их выбытия по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 104 00 «Амортизация» подлежит списанию с балансового учета сумма накопленных амортизационных отчислений и накопленных убытков от обесценения по этим объектам (норма применяется на 01.01.2021).

Балансовая стоимость транспортного средства – 800 000 руб., сумма начисленной амортизации – 360 000 руб. Автомобиль попал в ДТП. Комиссией учреждения были проведены мероприятия на предмет выявления размера убытка от обесценения актива. Комиссией было установлено, что размер справедливой автомобиля после ДТП – 300 000 руб. Убыток от обесценения актива составил 140 000 руб. (800 000 - 360 000 - 300 000).

На счетах бухгалтерского учета операции по обесценению актива с дальнейшим выбытием имущества отражаются так:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начисляется убыток от обесценения в размере остаточной стоимости

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Статья 143 НК РФ относит к плательщикам НДС российские организации, в частности автономные учреждения. Порядок налогообложения платных услуг, оказываемых государственным (муниципальным) учреждением, достаточно четко регламентирован действующими нормативными документами. В рамках данной статьи мы рассмотрим бухгалтерский учет операций, связанных с начислением и уплатой НДС, с учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н.

Счета для учета НДС

В соответствии с п. 158 Инструкции № 183н для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ применяется счет 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты». Данный счет детализирован счетом для учета операций по НДС – 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

По кредиту этого счета отражается начисление налога, по дебету – его уплата.

Дополнительно к счету 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» предусмотрен счет 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС», который, в свою очередь, детализирован счетами:

  • 021011000 «Расчеты по НДС по авансам полученным»;
  • 021012000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».
Приведенные выше счета были введены в Инструкцию № 157н Приказом Минфина РФ № 89н. Напомним, что ранее автономные учреждения при отражении операций по НДС в части налоговых вычетов использовали счет 021001000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

По дебету счета 210 10 000 отражается входной НДС, по кредиту – использование (закрытие) налогового вычета.

Начисление НДС (кредит счета 303 04 000)

  • реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ;
  • передаче на территории РФ товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Перечень операций, которые не являются объектом обложения НДС, приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ. К ним, в частности, относится выполнение работ (оказание услуг) автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого служит субсидия, выделяемая из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке (ПисьмоМинфина РФ от 18.03.2014 №03‑07‑15/11691).

Добавим, что положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не применяются автономными учреждениями при реализации товаров (в том числе собственного производства). В данном случае НДС они исчисляют и уплачивают в общем порядке (Письмо ФНС РФ от 17.07.2012 № ЕД-4-3/11763@).

Учреждение, выступающее продавцом при осуществлении операций, облагаемых НДС, дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязано предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 166 НК РФ).

Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Сумма НДС выделяется в счетах-фактурах отдельной строкой (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей статье КОСГУ (130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы») согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики.

В бухгалтерском учете суммы НДС, выставленные учреждением при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), отражаются следующей бухгалтерской записью (п. 159 Инструкции № 183н):

Дебет счета0 401 10 130 (180) «Доходы от оказания платных услуг» («Прочие доходы»)

Кредит счета0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (у автономных учреждений)

Педагогический колледж, имеющий статус автономного учреждения, реализовал макулатуру, образовавшуюся в организации в результате списания библиотечного фонда. Макулатура была оприходована по рыночной стоимости в сумме 3 000 руб. Стоимость реализованной макулатуры специализированной организации составила 3 540 руб. (в том числе НДС – 540 руб.).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы, полученные от реализации макулатуры, относятся на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья не применяется. Начисление денежных средств, полученных от реализации макулатуры, следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация имущества (макулатуры) автономным учреждением осуществляется по рыночной стоимости и подлежит обложению НДС. При этом текущая рыночная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.

В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принята к учету макулатура по рыночной стоимости

Издательство ООО "1С-Паблишинг" (ISBN 978-5-9677-2856-3, стр. 203, формат 60х90 1/8 (А4).

Серия "1С:Бухгалтерский и налоговый консалтинг. Учебные материалы"

Авторы: Е.А. Кадыш, И.В. Фадеева (под редакцией К.В. Сергеевой).

Книга адресована широкому кругу читателей, чья сфера профессиональной деятельности связана с ведением бухгалтерского и бюджетного учета в государственных и муниципальных учреждениях.

Пособие разработано на основе материалов семинаров "1С:Консалтинг" которые проводились фирмой «1С» вместе с региональными партнерами более чем в 100 городах России:

  • Учет основных средств в 1С:Бухгалтерии государственного учреждения. Подготовка к переходу с 1 января 2018 года на бухгалтерский учет по новым федеральным стандартам для организаций государственного сектора (https://buh.ru/articles/documents/63431/);
  • Изменения в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2018 году. Применение 1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8 (https://buh.ru/articles/documents/70935/);
  • Ведение учета с применением федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (СГС) в 2018 году в 1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8. Новые СГС с 1 января 2019 года (http://1c.ru/news/events/event.jsp?id=1061);
  • «Отчетность государственных и муниципальных учреждений за 2018 год с применением 1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8 (http://1c.ru/news/events/event.jsp?id=1081).

В книге приводится анализ нормативных документов, регулирующих операции с нефинансовыми активами, в т.ч. учет основных средств с применением федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (СГС) согласно Приказам Минфина России от 31.12.2016 № 257н, № 258н, № 259н, а также вопросы учета непроизведенных активов с применением СГС «Непроизведенные активы» согласно Приказу Минфина России от 28 февраля 2018 № 34н и другие актуальные вопросы.

Порядок осуществления хозяйственных операций по учету нефинансовых активов в бюджетных, автономных и казенных учреждениях представлен в редакции 2 «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Книга окажет практическую пользу бухгалтерам, консультантам, преподавателям, а также претендентам на получение сертификата "1С:Профессионал", "1С:Специалист-консультант" по внедрению прикладного решения «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Обратите внимание! Книга "Учет нефинансовых активов в государственных и муниципальных учреждениях в "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8" (Издание 2, код товара 4601546139375) заменяет в ассортименте "1С" предыдущее издание книги (код товара 4601546102720).

Код Наименование Рекоменд. розничная цена, руб., в т.ч. НДС 10%
4601546139375ISBN 978-5-9677-2856-3 Книга "Учет нефинансовых активов в государственных и муниципальных учреждениях в "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8". (Издание 2).
Серия "1С:Бухгалтерский и налоговый консалтинг. Учебные материалы"
470

КНИГУ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ У ПАРТНЕРОВ ФИРМЫ «1С» ИЛИ В ОТДЕЛЕ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ: МОСКВА, СЕЛЕЗНЕВСКАЯ,21

Отражение операций по аренде имущества в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

Отражение полученного в аренду имущества

В связи с вступлением в силу с 01.01.2018 ФСГС «Аренда», утвержденного Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 № 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», а также согласно методическим указаниям по переходу и применению положений данного стандарта, доведенным Письмами Минфина РФ от 13 декабря 2017 № 02-07-07/83463 «О направлении Методических указаний по переходным положениям СГС «Аренда» при первом применении» и № 02-07-07/83464 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (СГС «Аренда»)», с 01.01.2018 года существенно изменились правила отражения в бухгалтерском учете государственных учреждений хозяйственных операций, связанных с получением имущества в возмездную (безвозмездную) аренду.

Согласно п.III.2 Письма Минфина РФ от 13 декабря 2017 № 02-07-07/83464 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (СГС «Аренда»)», в соответствии с пунктом 20 СГС «Аренда» первоначальное признание объекта учета операционной аренды - право пользования активом производится на дату классификации объектов учета аренды в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, с одновременным отражением арендных обязательств пользователя (арендатора) (кредиторской задолженности по аренде).

В программе для отражения данной операции предназначен документ «Принятие к учету прав пользования» в подразделе «Долгосрочные договоры, аренда» раздела «Услуги, работы, производство» (рис. 1).

При заключении нового договора с арендодателем датой заключения договора на полную сумму всех арендных платежей формируется документ «Принятие к учету прав пользования ОС, НПА» (рис. 2).

На закладке «Амортизация» указывается срок договора аренды (рис. 3).

Бухгалтерские записи документа (рис. 4):

Отражение полученного в безвозмездное пользование имущества

Для отражения имущества, принятого в безвозмездное пользование, следует создать документ «Принятие к учету права пользования ОС, НПА» с видом операции «Поступление в безвозмездное пользование».

Следует заполнить справедливую стоимость аренды имущества в безвозмездном пользовании (рис. 5).

Бухгалтерские записи документа (рис. 6):

Отражение имущества, полученного в льготную аренду

В случае если справедливая стоимость аренды отличается от арендной платы, аренда признается льготной. Заполнение документа «Принятие к учету прав пользования ОС, НПА» с видом операции «Поступление в аренду на льготных условиях» осуществляется с учетом этого положения (рис. 7).

Бухгалтерские записи документа (рис. 8):

Отражение ежемесячных начислений по договорам аренды и безвозмездного пользования

Ежемесячно в сумме начисленных арендных платежей из раздела «Услуги, работы, производство» следует создавать документ «Начисление амортизации прав пользования», формирующий соответствующие бухгалтерские записи.

Если в документе «Принятие к учету прав пользования ОС, НПА» установлены параметры начисления амортизации «В особом порядке», то суммы в графе «Списать» автоматически рассчитаны не будут, а после автоматического заполнения табличной части документа по кнопке «Заполнить», необходимо вручную дозаполнить суммы в графе «Списать» (рис. 9).

Бухгалтерские записи документа (рис. 10):

Поскольку документ формирует все необходимые бухгалтерские записи, в том числе по налоговому учету в части налога на прибыль, дополнительно формирование документа «Поступление услуг, работ» не требуется.

При необходимости формирования счета-фактуры следует воспользоваться ссылкой «Управление счетами-фактурами и печать» в левой нижней части окна. Обработка помогает сформировать счета-фактуры полученные, для принятия к учету НДС в книгу покупок (рис. 11).

Отражение досрочного прекращения и окончания договора аренды и безвозмездного пользования

В случае окончания договора аренды или досрочного расторжения договора следует с помощью документа «Прекращение прав пользования ОС, НПА» сформировать:

  • Бухгалтерские записи по списанию права пользования имуществом в случае окончания договора аренды (рис. 12):

Бухгалтерские записи документа (рис. 13):

  • бухгалтерские записи на сумму остаточной стоимости права пользования активом (рис. 14):

Бухгалтерские записи документа (рис. 15):

Отражение переданного в аренду (безвозмездное пользование) имущества

Согласно Письму Минфина РФ от 13 декабря 2017 № 02-07-07/83464 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» (СГС «Аренда»)», Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации № 258н от 31.12.2016, в том числе применяется при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих по договору безвозмездного пользования.

Нормативно-правовые акты предусматривают отражение в учете объектов, переданных в безвозмездное пользование на соответствующих забалансовых счетах»: 25 «Имущество, переданное в аренду» и 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Для отражения передачи имущества в безвозмездное пользование следует из раздела «ОС, НМА, НПА» создать документ «Передача объектов ОС, НМА, НПА» с соответствующим видом передачи (рис. 16).

Если объект передается в безвозмездное пользование целиком, то следует сформировать бухгалтерские записи по балансовым счетам, отражающие передачу имущества между МОЛ-сотрудником учреждения и МОЛ – руководителем учреждения, получившего объект в безвозмездное пользование (рис. 17).

Бухгалтерские записи документа (рис. 18):

Следует помнить, что формирование вышеуказанных бухгалтерских записей по балансовым счетам приведет к тому, что объект, переданный в безвозмездное пользование, не будет отражен при инвентаризации в Инвентарной ведомости МОЛ – сотрудника учреждения.

Инвентарная ведомость до передачи в безвозмездное пользование (рис. 19):

Инвентарная ведомость после передачи в безвозмездное пользование (рис. 20):

На такие объекты будет заполнена инвентаризационная опись по МОЛ – руководителю учреждения, получившего объект в безвозмездное пользование (рис. 21).

Аренда земельных участков

Для отражения аренды земельных участков, в том числе под объектами недвижимости, следует создать документ «Принятие к учету прав пользования ОС, НПА» на полную стоимость арендных платежей за весь срок аренды (рис. 22).

Отражать начисленные ежемесячные арендные платежи следует с помощью документа «Начисление амортизации прав пользования ОС, НПА» (рис. 23).

С 01.01.2019 КОСГУ счета затрат начисления амортизации права пользования непроизведенным активами будет 229.

В законодательстве об учете многократно упоминают вопросы, по которым в учреждении решение должна принимать постоянно действующая комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (далее – Комиссия по активам).

объектов основных средств и пишет заключение в Акте приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и

модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103)

подразделения материальных запасов и заполняет заключение в Акте о списании материальных запасов (ф. 0504230)

В графе «Что должна знать и уметь комиссия по активам» описано, какие опыт, навыки, профессиональная квалификация, которые позволят более качественно решать соответствующие вопросы, могут быть нужны членам комиссии.

Приведенный перечень вопросов, отнесенных законодательством к компетенции Комиссии по активам, соответствует ее основному назначению – решение вопросов, связанных с поступлением и выбытием активов:

  • чтобы принять актив к учету, часто необходимо его оценить;
  • чтобы принять актив к учету, законодательство об учете часто требует определить его срок полезного использования;
  • чтобы списать актив с учета, надо обосновать принятое решение.

Есть еще ряд вопросов, касающихся активов учреждения, ответственность за решение которых хорошо было бы разделить на всех членов Комиссии по активам, а не возлагать на одного бухгалтера.

1. Определение восстановительной стоимости 7 нефинансовых активов для определения величины возмещения причиненного ущерба.

2. Решение вопроса 8 о том, приводят ли работы, выполненные в отношении объекта нефинансовых активов, к улучшению первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта или не приводят. Как следствие, надо ли изменять балансовую стоимость по результатам работ или нет.

3. Разделение стоимости объектов нефинансовых активов в результате разукомплектации, изменение стоимости в результате частичной ликвидации. 4. Определение справедливой цены аренды методом рыночных цен 9 – для принятия к учету объектов учета аренды.

5. Выявление признаков обесценения активов 10 . В случае если признаки обесценения будут выявлены, принятие решения о проверке активов на обесценение.

Но скорее всего, если бухгалтер попытается организовать, чтобы эти вопросы в учреждении были возложены на Комиссию по активам, он вполне может получить возражение: «Где в законодательстве написано, что за эти вопросы должна отвечать Комиссия по активам?» Такое возражение вполне ожидаемо, потому что никто не хочет брать на себя лишнюю ответственность.

Состав Комиссии по активам

Законодательство не устанавливает никаких требований к составу Комиссии по активам.

ü Комиссии надо будет решать вопросы, связанные со сроками полезного использования материальных предметов, с их списанием по причине непригодности к использованию. Для того чтобы такое решение выглядело обоснованным, в составе комиссии желательно иметь хотя бы одного сотрудника с опытом эксплуатации и обслуживания таких объектов. Еще лучше, чтобы в комиссию входил сотрудник, у которого есть техническое образование.

  • Комиссии надо будет решать вопросы списания дебиторской и кредиторской задолженности. Такие решения должны соответствовать нормам гражданского законодательства. Значит, в составе комиссии хорошо было бы иметь грамотного юриста.
  • Надо ли включать в состав Комиссии по активам бухгалтера – вопрос неоднозначный. Информацию для обсуждения комиссии все равно будет готовить бухгалтер, и исполнять решения комиссии будет бухгалтер. То есть бухгалтер и так будет участвовать в процессе решения вопросов, даже если он не будет в составе комиссии. И подпись бухгалтера будет стоять на документе о списании.
  • Очевидно, что не следует включать руководителя учреждения в состав Комиссии по активам. Потому что руководитель и так будет своей подписью утверждать соответствующий первичный документ или иное документально оформленное решение в отношении активов учреждения.

Отдельно обратим внимание, что будет некорректно включать в состав Комиссии по активам тех сотрудников, которые в учреждении отвечают за материальные ценности. Иначе получится, что сотрудник, ответственный за сохранность и эксплуатацию предметов, сам же будет решать вопросы их списания.

Особенно сложно будет создать Комиссию по активам в учреждении с маленьким штатным составом. В этом случае учреждение вынуждено будет формировать комиссию не из тех, кто нужен, а из тех, кто есть.

Создание Комиссии по активам

В приказ о создании постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов рекомендуем включить следующие положения:

1) полный перечень вопросов, входящих в компетенцию комиссии. Лучше всего полностью переписать все вопросы, отнесенные к компетенции Комиссии по активам, со ссылками на пункты законодательства, чтобы любой из членов комиссии мог быть ознакомлен с ними.

Встречаются случаи, когда отдельные сотрудники комиссии отказываются принимать участие в решении каких-либо вопросов. Если перечень компетенций комиссии учреждение закрепит внутренним распоряжением, то такие отказы уже не будут проходить.

Также можно добавить и иные вопросы, не регламентированные в законодательстве;

2) перечень должностей сотрудников, входящих в комиссию;

3) порядок функционирования комиссии в случае временного отсутствия одного или нескольких ее членов: возможность принятия решений неполным составом, возможность отложить принятие решения на ХХХ срок, возможность привлечения к решению вопросов иных сотрудников.

Персональный состав комиссии считаем более правильным утверждать отдельными приказами (распоряжениями). Это позволит отделить постоянную часть – перечень компетенций комиссии от переменной части – персонального состава.

Документальное оформление решений Комиссии по активам

Если Комиссия по активам решает вопросы списания нефинансовых активов, считаем, что документальное оформление решения комиссии можно ограничить заполнением соответствующего раздела в документе о списании.

Если Комиссия по активам решает иные вопросы, например определяет срок полезного использования предметов, для которых отсутствуют указания в Постановлении № 1, решение комиссии может быть документально оформлено протоколом.

Протокол заседания Комиссии по активам может иметь следующую структуру:

1) описание сути решаемого вопроса;

2) перечисление обстоятельств (документов), на которые комиссия опиралась при принятии решения. В зависимости от сложности рассматриваемой ситуации этот раздел может быть ограничен только перечнем документов, которые пойдут приложением к протоколу, или содержать дополнительно какие-то обобщающие или поясняющие комментарии;

3) решение комиссии;

4) перечень дальнейших действий, которые следует предпринять соответствующим сотрудникам учреждения, во исполнение этого решения комиссии.

В зависимости от рассматриваемого вопроса:

1) дальнейшие действия могут не требовать санкции руководителя. Считаем, что установка срока полезного использования может быть сделана без участия руководителя;

2) принятое комиссией решение может потребовать информирования руководителя. Очевидно, что руководителя следует уведомить о том, какую справедливую стоимость установила комиссия для принимаемых к учету активов;

3) принятое комиссией решение может потребовать согласования руководителя. Например, даже если комиссия приняла решение о возможности списать дебиторскую задолженность неплатежеспособного должника, окончательное решение и ответственность должны быть за руководителем.

ВНИМАНИЕ! Следует обращать внимание на дату документа, которым оформлено решение Комиссии по активам. Согласно данным табельного учета все члены комиссии в этот день должны быть на работе. Иначе решение комиссии может быть признано не имеющим силы. Со всеми вытекающими последствиями.

1 федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н)

2 письмо Минфина России от 15 декабря 2017 г. № 02-07-07/84237, не является НПА

3 федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (утв. приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н)

4 федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н)

5 Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н)

6 Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями (утв. приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н)

Читайте также: