Работы на объектах культурного наследия не облагаются ндс

Опубликовано: 23.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 7 сентября 2012 г. № АС-20-3/970 “О применении освобождения от налогообложения НДС реставрационных и ремонтных работ на объектах культурного наследия”

Федеральная налоговая служба в связи с письмом Минфина России от 09.08.2012 № 03-07-15/105 рассмотрела запрос Минэкономразвития России с вопросами и предложениями в отношении применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее-НДС) реставрационных и ремонтных работ на объектах культурного наследия и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость выполнение работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр (далее-Реестр) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.

Реализация работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

копии договора на выполнение указанных в данном подпункте работ.

Учитывая изложенное, освобождение от налогообложения указанных работ (услуг) на вышеназванных объектах применяется при наличии у налогоплательщика перечисленных документов.

1. В отношении предложения о целесообразности определения порядка выдачи Справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в Реестр, и ее формы на период ведения работы по формированию Реестра сообщаем.

В связи с тем, что указанная Справка выдается органами государственной власти, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, вопрос определения формы и порядка выдачи такой Справки к компетенции ФНС России не относится.

Одновременно обращаем внимание, что статьей 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлено отнести объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

Аналогичная норма предусмотрена также и в отношении объектов культурного наследия республиканского и местного значения.

Таким образом, при выдаче Справки следует принимать во внимание положения статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

2. В отношении вопроса освобождения от уплаты НДС общестроительных, земляных работ, работ по прокладке внутренних сетей инженерно-технического обеспечения, работ по монтажу систем пожаротушения, молниезащиты, выполняемых на объектах культурного наследия, сообщаем, что подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрен конкретный перечень работ, проводимых на объектах культурного наследия, выполнение которых освобождается от налогообложения НДС. При этом подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса вышеперечисленные работы не поименованы.

В том случае если вышеперечисленные работы относятся к работам по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию, то эти работы не подлежат налогообложению НДС.

3. По вопросу корректировки сметных расчетов по работам, выполняемым на основании долгосрочных контрактов, заключенных до 1 января 2012 года, в отношении которых, начиная с 01.01.2012 применяется освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, сообщаем следующее.

Согласно пункту 8 статьи 149 Кодекса при изменении режима налогообложения налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Пунктом 5 статьи 168 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Следовательно, при выполнении работ (услуг), предусмотренных подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в расчетных документах, первичных учетных документах, а также счетах-фактурах НДС не указывается.

Учитывая изложенное, в случае если в контракте, заключенном до 1 января 2012 года, стоимость работ (услуг) определена с учетом НДС, которые начиная с 01.01.2012 на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса относятся к необлагаемым работам (услугам), то в указанный контракт следует внести соответствующие изменения, определяющие стоимость этих работ (услуг) без учета НДС.

4. По вопросу возможности освобождения от налогообложения НДС работ по воссозданию утраченных объектов культурного наследия.

Согласно статье 47 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

Соответственно, если воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством проведения реставрационных работ, то данные работы на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению НДС. В случае осуществления при воссоздании утраченных объектов культурного наследия иных работ, не поименованных в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, такие работы подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.Н. Андрющенко

Обзор документа

От НДС освобождаются работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов России, включенного в единый госреестр таких объектов; выявленного объекта культурного наследия; культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций. Речь идет о консервационных, противоаварийных, ремонтных, реставрационных работах, о приспособлении объекта культурного наследия (в т. ч. выявленного) для современного использования, о спасательных археологических полевых работах, в т. ч. о научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работах, о научном руководстве работами по сохранению объекта культурного наследия (в т. ч. выявленного), о техническом и авторском надзоре за ними.

Льгота применяется, если в налоговый орган представлены определенные документы. Это справка об отнесении к объектам культурного наследия, включенным в упомянутый реестр (к выявленным объектам культурного наследия). Копия договора на выполнение соответствующих работ.

Что касается общестроительных, земляных работ, прокладки внутренних сетей инженерно-технического обеспечения, монтажа систем пожаротушения, молниезащиты, то они не облагаются НДС, если относятся к работам по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию.

Если в контракте, заключенном до 1 января 2012 г., цена работ (услуг), не облагаемых НДС с этой даты, была определена с учетом данного налога, то в контракт нужно внести соответствующие изменения. А именно: определить стоимость работ (услуг) без учета НДС.

В случае, когда утраченный объект культурного наследия воссоздается посредством реставрационных работ, они не облагаются НДС.

Автор: А. И. Серова

Нужно ли начислять НДС при выполнении работ (оказании услуг), связанных с сохранением объектов культурного наследия? Реально ли отстоять право на применение налоговых вычетов? Как быть заказчику работ (услуг) в случае, когда налоговый орган, а потом и суд отказали в принятии к вычету предъявленного подрядчиком НДС?

Право выбора есть. Какому варианту отдать предпочтение?

Известно, что работы (услуги) по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также работы по приспособлению таких объектов для современного использования, включая технический и авторский надзор за проведением указанных работ[1], освобождаются от обложения НДС. Это установлено пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 30.08.2016 № 03-07-11/50649) и означает, что налогоплательщик не вправе отказаться от такого освобождения[2]. В свою очередь, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что при совершении освобождаемых операций у налогоплательщика отсутствует обязанность составления счетов-фактур и ведения книг продаж и покупок. При этом суммы НДС со стоимости товаров, работ и услуг, приобретенных для использования при выполнении освобожденных от налогообложения работ и услуг, не принимаются к вычету, а учитываются в стоимости таких покупок на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Между тем существует еще и п. 5 ст. 173 НК РФ, в котором сказано, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Иными словами, гл. 21 НК РФ не запрещается налогоплательщикам, реализующим освобожденные от налогообложения товары, работы и услуги, начислять НДС и выставлять счета-фактуры.

По поводу применения п. 5 ст. 173 НК РФ существует позиция Конституционного Суда, суть которой в следующем. Правила данного пункта в системной связи с другими положениями Налогового кодекса предусматривают возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм НДС и, следовательно, без их выделения в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы НДС, притом что эта сумма (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет. Такое законодательное регулирование направлено на согласование интересов государства и налогоплательщиков, покупателей и поставщиков товаров (работ, услуг), оно определяет меру свободы усмотрения налогоплательщиков в процессе исполнения ими конституционной обязанности по уплате налогов, при которой они вправе самостоятельно осуществлять налоговое планирование, что не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав (см. п. 4.2 Постановления от 03.06.2014 № 17-П).

При этом, как следует из п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 33[3], налогоплательщик, начисливший НДС при реализации освобожденных от налогообложения товаров, работ и услуг, вправе воспользоваться вычетом «входного» НДС[4].

С учетом изложенного логично предположить, что, выполняя работы (оказывая услуги) по сохранению, приспособлению для современного использования объектов культурного наследия (в том числе осуществляя технический и авторский надзор за проведением указанных работ), налогоплательщик вправе выбрать один из представленных ниже вариантов.


Соответственно, во втором случае покупатель (заказчик работ и услуг) на общих основаниях может рассчитывать на вычет сумм НДС, предъявленных ему продавцом (подрядчиком, исполнителем).

Понятно, что при первом варианте, когда налогоплательщик, а также заказчик работ (услуг) не претендуют на применение вычетов, налоговые риски являются минимальными. Поэтому важно разобраться с тем, существуют ли при втором способе шансы у продавца (подрядчика, исполнителя работ и услуг) и покупателя (заказчика) доказать право на вычет сумм «входного» налога.

О праве на вычет сумм «входного» НДС.

Начнем с разъяснений регулирующих органов

В Письме от 18.11.2013 № 03-07-11/49526 (нам не удалось найти разъяснений, выпущенных позднее) Минфин указал на следующее:

  • согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 2 этой статьи, в том числе названные в пп. 15, обязан применять освобождение от налогообложения в отношении таких операций;
  • на основании п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения, счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога (в документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)»);
  • в силу п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением требований, установленных п. 5, 5.1 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия к вычету предъявленных покупателю продавцом сумм НДС;
  • счета-фактуры, выставленные по работам, освобождаемым от обложения НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, с указанием сумм налога, являются составленными с нарушением действующего порядка. Поэтому суммы НДС, отраженные в таких счетах-фактурах, к вычету не принимаются.

На наш взгляд, это письмо утратило свою актуальность как минимум по двум причинам. Во-первых, в настоящее время п. 5 ст. 168 НК РФ (о составлении счетов-фактур без выделения сумм НДС) действует в новой редакции, а потому действие его распространяется только на налогоплательщиков, применяющих освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ. Иными словами, операции, перечисленные в п. 2 ст. 149 НК РФ, не подпадают под действие п. 5 ст. 168 НК РФ. Следовательно, нет оснований считать счета-фактуры составленными с нарушениями.

Во-вторых, в более поздних письмах Минфин и ФНС признавали право покупателей (заказчиков) в общеустановленном порядке принимать к вычету НДС, предъявленный продавцами (исполнителями), осуществляющими операции, освобожденные от обложения данным налогом. Речь, в частности, идет о письмах Минфина России от 24.11.2014 № 03-07-15/59623, ФНС России от 20.06.2016 № СД-4-3/10918@, от 25.03.2016 № СД-4-3/5153, от 16.02.2015 № ГД-4-3/2366@ и от 18.12.2014 № ГД-4-3/26274 и об операциях, освобожденных от налогообложения в соответствии с пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, то есть об услугах, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве РФ, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. В этих письмах вывод в пользу налогоплательщиков – покупателей услуг (авиакомпаний) сделан со ссылкой на постановления КС РФ от 03.06.2014 № 17-П и Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06, из которых следует, что если при совершении освобожденных от обложения НДС операций выставлены счета-фактуры с выделенной суммой НДС, то в силу п. 5 ст. 173 НК РФ продавец обязан уплатить в бюджет указанный в счете-фактуре НДС. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель, уплачивая НДС по таким счетам-фактурам и руководствуясь положениями ст. 169, 171 и 172 НК РФ, отражает данные суммы в налоговых декларациях в качестве вычетов.

Получается, что на протяжении двух последних лет Минфин и ФНС неоднократно подтверждали право покупателя принять к вычету «входной» НДС со стоимости услуг, названных в пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ. Означает ли это, что заказчик работ и услуг, указанных в пп. 15 того же п. 2 ст. 149 НК РФ, также имеет право на налоговый вычет? Поскольку, как было отмечено выше, свежие письма, разъясняющие позицию регулирующих органов по данному вопросу, отсутствуют, поищем ответ на него в судебной практике.

Продолжим материалами судебных дел

Сразу скажем, что окружные суды редко разрешают споры о правомерности вычетов по НДС со стоимости работ, выполненных на объектах культурного наследия. В качестве примера можно рассмотреть постановления АС СЗО от 17.05.2016 № Ф07-2113/2016 по делу № А56-39695/2015 и от 01.09.2015 по делу № А56-66597/2014. В обоих случаях:

  • налогоплательщики (действуя в соответствии с заключенными с городской администрацией договорами) выступали в качестве заказчиков подрядных работ по приспособлению объектов культурного наследия для современного использования;
  • арбитры встали на сторону инспекций, отказавших заказчикам в праве на налоговый вычет.

При этом судьи исходили из того, что выполненные подрядными организациями работы приобретены налогоплательщиком для использования при осуществлении операций, освобожденных от обложения НДС. Например, в решении суда первой инстанции по первому из названных дел указано: так как все приобретенные товары (работы, услуги) использовались для осуществления работ на объекте культурного наследия и иная финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась, следовательно, на основании ст. 170 НК РФ НДС по приобретаемым работам (товарам, услугам) учитывается в стоимости таких работ (услуг). Иными словами, налогоплательщик – заказчик работ заявил вычет в условиях, когда не выполнялись общие правила для его применения: имелись счета-фактуры, результаты работ были приняты к учету, но они были использованы при осуществлении не облагаемой НДС деятельности.

По этой же причине суд признал вычет неправомерным и в деле № А56-66597/2014. В данном случае суд отклонил ссылку общества на то, что в дальнейшем спорный объект культурного наследия будет использоваться им для сдачи в аренду, отметив, что инвестиционный договор не предусматривает перехода к налогоплательщику прав владения и (или) пользования объектом, который находится в муниципальной собственности, свидетельства о государственной регистрации права на объект у общества нет.

Важно, что это дело было изучено судьей Верховного Суда, который Определением от 03.03.2016 № 307-КГ15-16650 отказал в его передаче для пересмотра в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, тем самым фактически признав обоснованность позиции АС СЗО.

Еще один показательный налоговый спор – Постановление АС СЗО от 30.03.2016 № Ф07-553/2016 по делу № А56-32358/2015. В данном случае заказчиком работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования являлся собственник здания. Однако арбитры вновь встали на сторону налогового органа. В документе указано, что у налогоплательщика отсутствует право выбора и неприменения пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ независимо от того, в чьей собственности находится объект, в отношении которого осуществляются работы по его приспособлению для современного использования, а также как это здание впоследствии будет использоваться (в облагаемой НДС деятельности или нет).

И в этот раз налогоплательщик попытался обжаловать решение суда, но безуспешно. Отказывая в пересмотре дела, судья ВС РФ в Определении от 13.07.2016 № 307-КГ16-7899 отметил следующее:

  • спорные строительно-монтажные работы, выполненные подрядчиками на объекте культурного наследия, приобретались в целях производства работ по инвестиционному договору, в связи с чем в силу пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ они освобождаются от налогообложения;
  • организация не имеет права на включение в состав налоговых вычетов сумм налога, уплаченных подрядным организациям за выполнение спорных работ (поставку товаров), использованных для осуществления операций, не подлежащих обложению НДС;
  • являясь собственником спорного объекта, организация не могла не знать об отнесении его к объектам культурного наследия и включении в соответствующий реестр. При заключении договоров с исполнителями работ общество должно было указывать, что работы будут производиться на объекте культурного наследия, и, соответственно, не включать в эти договоры такое условие, как выполнение подрядных работ с НДС.

В определение не вошла цитата из постановления АС СЗО о том, что у налогоплательщика отсутствует право выбора и неприменения пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ в спорной ситуации независимо от того, в чьей собственности находится объект и как он впоследствии будет использоваться (в облагаемой НДС деятельности или нет). Тем не менее судья ВС РФ указал: оснований не согласиться с выводами судов не имеется, нормы права применены верно.

Подведем итог

Минфин и ФНС в своих разъясняющих письмах, основываясь на позиции КС РФ и ВАС, неоднократно подтверждали право налогоплательщиков-продавцов начислять НДС и выставлять счета-фактуры при совершении операций, освобожденных от налогообложения в силу положений п. 2 ст. 149 НК РФ, и, соответственно, возможность покупателей на общих основаниях принять к вычету данные суммы НДС. Однако речь в таких письмах шла только об услугах по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве РФ (пп. 22).

Нам не удалось найти ни одного письма, в котором бы чиновники признали право на вычет в отношении работ и услуг, связанных с восстановлением (приспособлением для современного использования) объектов культурного наследия (пп. 15). В отношении таких операций важно учитывать, что общеустановленный порядок применения вычетов означает обязанность покупателя подтвердить, в частности, что покупки (товары, работы, услуги, имущественные права) предназначены для использования в деятельности, облагаемой НДС. Между тем в большинстве случаев подтвердить это невозможно, поскольку заказчик работ не является собственником объекта и занимается его восстановлением (с привлечением подрядных организаций) по поручению соответствующих уполномоченных органов. Иными словами, заказчик работ, действуя на основании договоров с собственниками объектов, не использует результаты выполненных подрядчиками работ в облагаемой НДС деятельности, поскольку сам не начисляет НДС и не предъявляет его собственнику объекта.

Немногочисленная судебная практика (на уровне окружных судов) не признает право заказчиков работ принять к вычету предъявленные подрядчиками суммы налога, в том числе в случае, когда объект находился в собственности заказчика работ. Причем судьи Верховного Суда дважды отказывали организациям в передаче дел для пересмотра в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. Заказчикам работ каждый раз указывали на то, что договоры с подрядчиками должны содержать условие о неначислении НДС со стоимости работ.

Таким образом, у заказчиков работ мало шансов отстоять право на вычет. Следовательно, заказчику нецелесообразно формировать цену работ и услуг с НДС. Соответственно, если договор пре­дусматривает, что работы (услуги) НДС не облагаются, подрядчик (исполнитель) не начисляет НДС, не выставляет счета-фактуры, не предъявляет к вычету суммы «входного» налога, то есть действует (если вернуться к нашей схеме) согласно варианту 1.

В заключение ответим на вопрос, как быть заказчику в случае, когда операции уже совершены (работы выполнены, от подрядчика получены счета-фактуры) и налоговый орган (а потом и суд) отказал заказчику в праве на вычет, сославшись на то, что подрядчик не перечислил НДС в бюджет. Позиция регулирующих органов в отношении данной ситуации выражена в письмах Минфина России от 17.08.2016 № 03-07-03/48174 и ФНС России от 10.08.2016 № СД-18-7/843@. В них отмечается:

  • принятие к вычету выставленных поставщиками сумм НДС по необлагаемым операциям возможно, за исключением случаев, когда налоговым органом в ходе контрольных мероприятий установлены факты неуплаты налога в бюджет;
  • непоступление НДС в бюджет от продавцов означает, что отсутствует источник для возмещения суммы налога покупателю, поэтому отказ в вычете является обоснованным;
  • покупатель имеет право обратиться к своим поставщикам и потребовать от них возврата неосновательного обогащения в виде необоснованно перечисленных им сумм НДС, а также уплаты процентов за пользование указанными денежными средствами.

Добавим, что рекомендация чиновников взыскивать в судебном порядке суммы излишне перечисленного продавцам НДС основана на правоприменительной практике (Определение ВС РФ от 05.10.2015 № 305-КГ15-10553).

[1] Напомним, что при определении перечня работ, относящихся к работам, предусмотренным пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 25.06.2002 № 73?ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (письма Минфина России от 26.02.2016 № 03?07?07/10897, от 29.07.2015 № 03?07?11/43645).

[2] В силу п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщики, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета, могут отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 этой статьи. В отношении операций, названных в п. 2 ст. 149 НК РФ, такая возможность гл. 21 НК РФ не предусмотрена.

[3] Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

[4] В случае если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена в стоимости покупок, налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль либо НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Организация выполняет реставрационные работы на объектах, находящихся под охраной государства, что позволяет применять льготу по налогу на добавленную стоимость. Одновременно проводятся и общестроительные работы. Облагаются ли такие работы, проводимые при реставрации, НДС?

Освобождение от налогообложения
Сначала разберемся с применением льготы. Статьей 149 Налогового кодекса РФ (подп. 15 п. 2) предусмотрено, что выполнение, а также передача, реализация работ, производимых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, не подлежит обложению НДС. Однако применяется данная норма лишь при соблюдении ряда условий:
- реставрируемый объект имеет необходимый статус (памятника);
- у организации есть соответствующая лицензия;
- работы относятся к ремонтно-реставрационным, консервационным или восстановительным.
Расскажем о перечисленных условиях подробнее.

КАКИЕ ОБЪЕКТЫ ОТНОСЯТСЯ К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено определение понятия «памятники истории и культуры, охраняемые государством». Следовательно, в силу статьи 11 главного налогового документа нужно использовать понятия, применяемые в иных отраслях законодательства. В частности, следует обратиться к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно статье 3 данного закона, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и т. д.

В нашей стране ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Их собственникам выдаются специальные паспорта, в которые вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта, и иные сведения, содержащиеся в реестре (п. 1 ст. 21 закона № 73-ФЗ).

Перечень памятников истории и культуры федерального значения утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176. Перечень памятников иных категорий утверждается региональным (местным) законодательством. Работы по сохранению объекта культурного наследия должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Им же согласовывается документация на проведение указанных работ и осуществляется контроль (п. 1 ст. 45 закона № 73-ФЗ). Для федеральных объектов разрешение и задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами. Для региональных и местных объектов - в порядке, установленном законами субъектов РФ.

ЛЬГОТА ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ЛИЦЕНЗИИ
Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) подлежит лицензированию. Поэтому строительная компания, проводящая реставрационные работы, для применения льготы по НДС должна иметь соответствующую лицензию (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Порядок лицензирования определен постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 117 в Положении о лицензировании. Лицензирование деятельности по реставрации осуществляет Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (п. 2 Положения).

КАКИЕ РАБОТЫ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ НДС
Состав «льготных» работ. Освобождаются от налогообложения ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы.

Исключение составляют археологические и земляные работы в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений, строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений и некоторые другие (подп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Однако применение нормы на практике вызывает вопросы по поводу отнесения тех или иных работ к «льготному» составу. В том числе - облагаются ли НДС общестроительные работы, которые проводятся при реставрации?

Разъяснения Минфина. Финансисты неоднократно давали пояснения. Так, в письме от 11 января 2008 г. № 03-07-07/01 было указано на то, что при определении перечня работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ. В статьях 42, 43 этого закона даны соответствующие определения.

Позже (в письме от 18 ноября 2008 г. № 03-07- 07/125) чиновники добавили, что функции по контролю и надзору в области охраны культурного наследия постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 407 возложены на Росохранкультуру. Туда и следует обращаться для решения вопроса об отнесении конкретных работ к ремонтно-реставрационным.

Отметим, что, согласно формулировке статьи 40 закона № 73-ФЗ, «приспособление объекта культурного наследия для современного использования» включено в состав ремонтно-реставрационных работ. Однако налоговики считают, что эти работы являются самостоятельным видом работ, не отнесенным к ремонту, реставрации или консервации. И на этом основании делают вывод, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не освобождается от НДС.

Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 17 мая 2007 г. № 03-07-11/136. Согласимся, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не является ремонтом, реставрацией или консервацией памятника. Но тем не менее относится к ремонтно-реставрационным работам согласно статье 40 закона № 73-ФЗ.

Как поступить?Итак, исходя из вышеизложенного, считаем, что при квалификации работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ. Поскольку, как было отмечено выше, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом, то, по мнению автора, можно сделать такой вывод. Если общестроительные работы проводятся в рамках ремонтно-реставрационных работ по разрешению уполномоченного органа, то данные работы подлежат льготированию на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Данную точку зрения косвенно подтверждает постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 2006 г. по делу № А56-12260/2006.

Если же организация выполняет общестроительные работы на других объектах или эти работы выходят за рамки письменного разрешения уполномоченного органа, то на такие работы льгота по НДС не распространяется.

Оформление документации
Законодательством порядок заключения договоров по облагаемым и не облагаемым НДС работам не регламентируется. Если есть такая возможность, то, разумеется, лучше заключить разные договоры. Это будет удобнее и для учета, и для налогообложения. Но заключение различных договоров на работы, которые ведутся на одном объекте, может оказаться неудобным в хозяйственной деятельности. Тогда строительной организации придется разработать систему, позволяющую вести раздельный учет, исходя из общих документов.

В СМЕТЕ НУЖНО ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВСЕ ЗАТРАТЫ
При составлении сметной документации необходимо учесть, что даже для выполнения работ, освобожденных от НДС, в сметную стоимость нужно заложить стоимость приобретаемых материалов с учетом налога. Кроме того, если отдельные виды работ планируется выполнять с привлечением субподрядчиков, стоимость таких работ включается в смету также с учетом НДС. Если этого не сделать, организации придется либо дополнительно согласовывать удорожание работ, либо терпеть убытки.

«РАЗДЕЛЕНИЕ» РАБОТ В ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ
Подробных разъяснений по поводу отражения НДС в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) «Указания по применению и заполнению форм. » не содержат.

Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 1 ноября 1999 г. № 100

В справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) по строке «Итого» отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС; отдельной строкой указывается сумма НДС; по строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС. При одновременном выполнении на одном и том же объекте по единому договору работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, автор рекомендует составлять на них отдельные акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Если сделать это не представляется возможным, то для разделения работ к акту необходимо будет приложить соответствующую «расшифровку» с указанием наименования и стоимости тех и других работ (для ее составления потребуется привлечение специалистов производственно-технической службы). В справке № КС-3 стоимость облагаемых и необлагаемых работ следует отразить в отдельных строках. Их сумма затем вписывается в строку «Итого». А вот сумма НДС в справке № КС-3 указывается только со стоимости работ, облагаемых НДС. Соответственно в строке «Всего с учетом НДС» будет учтена полная стоимость выполненных работ и «нужная» сумма НДС.

Ведение раздельного учета
При выполнении работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, строительная компания должна организовать раздельный учет операций. Таково требование Налогового кодекса РФ (п. 4
ст. 149).

Для этого целесообразно открыть отдельные субсчета к счетам, используемым для отражения соответствующих операций (20 «Основное производство», 90 «Продажи», 10 «Материалы»,
19 «НДС по приобретенным ценностям» и т. д.).

Если организация для выполнения ремонтно-реставрационных работ, освобожденных от налогообложения, приобрела материалы (работы, услуги и т. д.) с НДС, то сумму налога она должна учитывать в стоимости таких товаров (работ, услуг и т. д.).

Если заранее неизвестно, для какого из видов деятельности приобретены те или иные стройматериалы, то «входной» НДС, отраженный на счете 19, остается на этом счете до тех пор, пока не определится его судьба. При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, не облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам включается в их стоимость:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 19
- учтен «входной» НДС в стоимости материалов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
- списана стоимость материалов (с НДС).

При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам принимается к вычету в общем порядке:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- принят к вычету НДС.

Если «входной» НДС разделить невозможно, его распределение производится расчетным путем. При этом суммы НДС принимаются к вычету либо учитываются в стоимости строительных работ пропорционально стоимости облагаемых и не облагаемых налогом работ. Эта пропорция определяется исходя из доли выручки по соответствующему виду деятельности в общей сумме выручки организации за налоговый период (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Порядок распределения отражается в учетной политике.

Налогообложение работ по созданию копий памятников
Что касается обложения НДС работ по созданию копий памятников истории и культуры, то здесь случай особый. С одной стороны, в статье 47 закона № 73-ФЗ указано, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

С другой стороны, в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ четко указаны виды работ, на которые льгота не распространяется. В их числе - строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений. Поскольку есть прямое указание в налоговом законодательстве, обращение к другим законодательным нормам смысла не имеет. Следовательно, работы по воссозданию (созданию копий) памятников истории и культуры облагаются НДС.

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Об освобождении от налогообложения НДС работ по ремонту и реставрации объекта культурного наследия

Вопрос: Об освобождении от налогообложения НДС работ по ремонту и реставрации объекта культурного наследия.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 8 сентября 2014 г. N 03-07-07/44937

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенные в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающие в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.
Согласно статье 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. В связи с этим при определении перечня работ, относящихся к работам, предусмотренным подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, по нашему мнению, следует руководствоваться нормами Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Так, согласно статьям 42 и 43 данного Федерального закона ремонт памятника - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, а реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации" функции по контролю и надзору в сфере охраны культурного наследия возложены на Минкультуры России. В связи с этим для решения вопроса об отнесении работ, перечисленных в письме, к ремонтным и реставрационным работам, по нашему мнению, следует обратиться в Минкультуры России.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ

ИФНС по итогам камеральной проверки декларации по НДС отказала в возмещении на сумму 4,6 млн рублей.

Причиной послужило то, что в состав вычетов компания включила НДС, предъявленный подрядчиками по работам на объекте гостинично-туристического комплекса. Он является объектом культурного наследия, а в силу пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ работы на таких объектах НДС не облагаются.

Компания оспорила это решение, сославшись на то, что имеет право на вычет, поскольку она оплатила работы с учетом НДС и подрядчики предъявили ей счета-фактуры с выделенным налогом.

Однако суды встали на сторону инспекции.

Они указали, что согласно материалами дела, компания располагала информацией о том, что это здание является объектом культурного наследия регионального значения (Комитетом по государственному контролю, использованию, и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга компании была выдана справка об этом).

Освобождение от налогообложения НДС работ по сохранению памятников культурного наследия прямо предусмотрено указанной нормой НК РФ, следовательно, налогоплательщики по своему усмотрению не вправе отказаться от такого освобождения.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю таких работ, учитываются в их стоимости и не подлежат отнесению в состав вычетов, в порядке ст. 171 и 172 НК РФ.

Таким образом, счета-фактуры, выставленные по работам, освобождаемым от налогообложения НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, с указанием сумм НДС, являются составленными с нарушением действующего порядка, а суммы НДС, указанные в таких счетах-фактурах, к вычету не принимаются, – резюмировали судьи и оставили решение ИФНС в силе.

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

Примечание редакции:

аналогичная позиция выражена в решениях не только других арбитражных судов, но и Верховного Суда РФ (Определения от 03.03.2016 № 307-КГ15-16650, от 13.07.2016 № 307-КГ16-7899).

Однако с этим подходом вполне можно и нужно спорить.

Притом что весомых аргументов будет более чем достаточно:

  • пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ, в котором написано, что при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, налогоплательщики также исчисляют сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, если выставили покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога;
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, где прокомментировано, что в силу пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ налог также подлежит уплате в бюджет, если при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, покупателю был выставлен счет-фактура с выделением суммы налога.
  • Постановление КС РФ от 03.06.2014 № 17-П с позицией о том, что правила п. 5 ст. 173 НК РФ в системной связи с другими положениями кодекса предусматривают возможность выбора налогоплательщиком наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, следовательно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, притом что эта сумма (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет;
  • письмо ФНС РФ от 23.09.2016 № СД-4-3/17871@ со недвусмысленными словами о том, что в случае выставления продавцом счета-фактуры с выделением сумм НДС при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 Кодекса, налогоплательщик-продавец имеет право на налоговые вычеты в отношении таких операций.
  • Определения ВС РФ от 24.10.2016 № 305-КГ16-6640, № 305-КГ16-7096 и № 305-КГ16-8642, в который Верховный Суд встал на сторону налогоплательщика и согласился с правомерностью вычетов на основании полученных счетов-фактур по другой изначальной необлагаемой операции из того же списка (пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Читайте также: