Ндс негосударственные пенсионные фонды

Опубликовано: 15.05.2024

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Московский налоговый курьер", N 6, 2003

Вопрос: Негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией, не осуществляющей предпринимательскую деятельность. Услуги по негосударственному пенсионному обеспечению, оказываемые негосударственными пенсионными фондами, подлежат освобождению от уплаты НДС.

Должен ли негосударственный пенсионный фонд представлять в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, а также необходимо ли негосударственному пенсионному фонду вести книгу продаж или достаточно вести журнал учета счетов-фактур?

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

от 13 января 2003 г. N 24-11/2490

В соответствии со ст.143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 5 ст.174 Кодекса установлено, что налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в п.5 ст.173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл.21 Кодекса.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд обязан представлять декларацию в налоговые органы в общеустановленном порядке.

Согласно п.1 ст.146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Подпунктом 7 п.3 ст.149 Кодекса установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации услуги по негосударственному пенсионному обеспечению, оказываемые негосударственными пенсионными фондами.

В соответствии с п.3 ст.169 Кодекса на налогоплательщиков возложена обязанность по составлению счетов-фактур, ведению журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж.

При этом на основании п.4 ст.169 Кодекса негосударственным пенсионным фондам предоставлено право не составлять счета-фактуры по операциям, не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст.149 Кодекса.

Исходя из положений Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914) все плательщики налога на добавленную стоимость должны вести книги покупок и журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, поскольку согласно п.1 ст.169 Кодекса счета-фактуры являются документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

В связи с тем что п.5 ст.170 Кодекса для негосударственных пенсионных фондов предусмотрен порядок исчисления налога, позволяющий включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщиком по приобретенным товарам (работам, услугам), с уплатой в бюджет всех сумм налога на добавленную стоимость, полученных негосударственными пенсионными фондами по операциям, подлежащим налогообложению, считаем возможным не оформлять в этом случае книги покупок, но в обязательном порядке осуществлять регистрацию полученных счетов-фактур в журнале учета полученных счетов-фактур.

НДС, предъявленный поставщиками банкам, страховым организациям, НПФ и пр.

Операций, которые совершают банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ), в большинстве своем не облагаются НДС (подпункты 3, 3.1, 7 п. 3 ст. 149 НК РФ). В то же время такие субъекты могут осуществлять облагаемые НДС операции, доля которых может составлять незначительный процент от общей суммы доходов. Следовательно, у этой категории лиц возникает обязанность вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (п. 4 ст. 149 НК РФ, п. 4 ст. 170 НК РФ). При отсутствии раздельного учета сумма "входящего" НДС не подлежит ни вычету, ни включению в расходы. Однако для определенных случаев п. 2 и п. 5 ст. 170 НК РФ предусмотрены исключения.

Так, согласно п. 5 ст. 170 НК РФ банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), организаторы торговли (в том числе биржи), клиринговые организации (с 1 января 2016 года - с учетом особенностей, установленных п. 5.1 ст. 170 НК РФ), профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и НПФ, организация, осуществляющая деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития", имеют право включать в затраты при исчислении налога на прибыль организаций суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма НДС, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет по мере получения оплаты (см. также письмо Минфина России от 03.04.2013 N 03-07-05/10852).

C 1 января 2016 года в п. 5.1 ст. 170 НК РФ установлены особенности отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) клиринговыми организациями при совершении ими операций по осуществлению функций центрального контрагента и (или) оператора товарных поставок, а также при исполнении и (или) обеспечении исполнения допущенных к клирингу обязательств.

По мнению Минфина России, положения п. 5 ст. 170 НК РФ применяются только к суммам входного НДС, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг). В отношении имущественных прав положения п. 5 ст. 170 НК РФ не применяются (см. письмо Минфина России от 04.08.2009 N 03-03-06/2/153).

Порядок применения п. 5 ст. 170 НК РФ закрепляется в учетной политике для целей налогообложения и относится ко всем операциям, осуществляемым банками, страховыми организациями, НПФ без исключения (см. письма Минфина России от 04.02.2011 N 03-03-06/2/23, от 12.11.2008 N 03-07-08/253, от 16.11.2007 N 03-03-06/2/215, от 06.09.2007 N 03-03-06/2/172, от 05.04.2007 N 03-03-06/2/63, УФНС России по г. Москве от 10.11.2011 N 16-15/109257@ и др.). Если налогоплательщик не установил в учетной политике возможность применения п. 5 ст. 170 НК РФ, то суммы "входного" НДС учитываются им в общеустановленном порядке.

В аналогичном порядке может учитывать в расходах "входящий" НДС участник договора инвестиционного товарищества - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, при определении прибыли (убытка) от деятельности в рамках инвестиционного товарищества в соответствии со ст. 278.2 НК РФ (второй абзац п. 5 ст. 170 НК РФ).

Отметим, что конкретный порядок списания НДС по амортизируемому имуществу на затраты (единовременно или через амортизационные отчисления) в п. 5 ст. 170 НК РФ не закреплен. По мнению Минфина России, налогоплательщик (банк, страховая организация, НПФ), закрепивший в своей учетной политике использование данной нормы, сумму НДС, уплаченную при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе амортизируемого имущества, не включает в их первоначальную стоимость для целей исчисления налога на прибыль, а относит на расходы единовременно в полном объеме в момент ввода в эксплуатацию (списания в производство) при условии использования приобретения для получения дохода. Эти суммы НДС учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. письма Минфина России от 08.02.2010 N 03-07-05/04, от 21.09.2009 N 03-07-05/47, от 14.09.2009 N 03-07-05/42, от 25.05.2009 N 03-03-06/2/106 и др.). При этом суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) включаются в расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль, после их фактической оплаты (см. письма Минфина России от 26.10.2011 N 03-07-05/30, от 03.06.2011 N 03-07-05/12, от 12.01.2010 N 03-07-05/01 и др.).

Если у налогоплательщика отсутствует счет-фактура поставщика, то это не является препятствием для учета "входящего" НДС в расходах по налогу на прибыль. Объясняется это тем, что в соответствии со ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия НДС к вычету. Лица, перечисленные в п. 5 ст. 170 НК РФ и применяющие особый порядок учета НДС, не осуществляют вычеты по этому налогу. Основанием для признания расходов в целях налогообложения прибыли являются договоры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) и платежные документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой (см. письма Минфина России от 12.01.2010 N 03-07-05/01, от 13.07.2005 N 03-03-04/2/28, от 27.08.2004 N 03-03-01-04/2/5). Справедливости ради отметим, что ранее Минфин России разъяснял, что наличие счета-фактуры является обязательным условием включения НДС в расходы (см. письмо Минфина России от 25.11.2004 N 03-05-01-04/91).

Для банков (помимо норм п. 5 ст. 170 НК РФ) установлены специальные правила учета "входящего" НДС в отношении определенных видов имущества. Так, согласно пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ банки, применяющие п. 5 ст. 170 НК РФ, суммы НДС по приобретенным товарам, в том числе ОС и НМА, имущественным правам, в дальнейшем реализуемым до начала использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, учитывают в стоимости таких товаров, в том числе ОС и НМА. Это значит, что норма пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ касается только тех активов, которые фактически не будут использоваться в банковской деятельности.

Негосударственные пенсионные фонды являются плательщиками налога на добавленную стоимость в силу ст. 143 НК РФ. На них распространяются общие требования гл. 21 НК РФ к обложению выполняемых операций налогом на добавленную стоимость. Вместе с тем, в ст.146 НК РФ сказано, что полученные организацией средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), не включаются в расчет налогооблагаемой базы по НДС. Следовательно, целевые средства, полученные НПФ, не являются объектом налогообложения по НДС.

НДС, уплаченный поставщикам при приобретении за счет целевых средств товаров (имущества, работ, услуг), к вычету не принимается. Ведь эти товары (имущество, работы, услуги) будут использоваться для осуществления некоммерческой (уставной) деятельности, которая не связана с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг). То есть в операциях, не облагаемых НДС. Поэтому суммы «входного» НДС должны быть включены в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Фактически суммы налога покрываются за счет целевых средств.

Вместе с тем, НПФ являются специфическими субъектами налоговых отношений по НДС. Услуги по негосударственному пенсионному обеспечению, оказываемые НПФ, в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Одновременно НПФ, как и банки, являются специфическими субъектами налогообложения еще и в силу п. 5 ст. 170 НК РФ. Им разрешено суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретае­мым товарам (работам, услугам), полностью включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. При этом вся сумма налога, получен­ная ими по облагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет.

Однако, если НПФ не применяет положения п. 5 ст. 170 НК РФ, то по предпринимательской деятельности они должны формировать налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Объектом налогообложения будет выручка от реализации товаров (работ, услуг). Например, с арендной платы от сдачи в аренду приобретенного в качестве объекта инвестирования помещения НПФ должен исчислить и уплатить в бюджет НДС, как и коммерческая организация.

Часто неделимое имущество и приобретаемые работы и услуги используют как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях. Характерный пример – основные средства, которые используются и в уставной, и в предпринимательской деятельности, или общехозяйственные расходы (арендная плата за офисное помещение, различные консультационные, информационные услуги). В этом случае НПФ придется вести раздельный учет этих расходов и НДС по ним.

При отсутствии раздельного учета НПФ теряет право на налоговый вычет «входного» НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в рамках коммерческой деятельности и использованным в операциях, облагаемых НДС.

На основании п. 4 ст. 169 НК РФ негосударственным пенсионным фондам предоставлено право не составлять счета-фактуры по операциям, не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.

В связи с тем, что для НПФ предусмотрен порядок исчисления налога, позволяющий включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщиком по приобретенным товарам (работам, услугам), с уплатой в бюджет всех сумм налога на добавленную стоимость, полученных негосударственными пенсионными фондами по операциям, подлежащим налогообложению, по мнению налоговых органов, НПФ могут не оформлять в этом случае книги покупок, но в обязательном порядке осуществлять регистрацию полученных счетов-фактур в журнале учета полученных счетов-фактур.

Инвестиционные фонды

Обложение НДС операций инвестиционных фондов осуществляется на общих основаниях с учетом специфики проводимых ими операций.

Поскольку инвестиционные фонды занимаются привлечением средств путем размещения (продажи) своих акций (АИФ) и инвестиционных паев (ПИФ) и вложением полученных средств в ценные бумаги, другие финансовые и нефинансовые активы, то и обложение НДС зависит от характера активов, с которыми проводятся операции.

При размещении акций среди акционеров АИФ и инвестиционных паев среди участников открытых и интервальных ПИФ объекта обложения НДС не возникает. Операции купли-продажи ценных бумаг, осуществляемые от своего имени и за свой счет, НДС не облагаются в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Все иные операции с ценными бумагами, такие как ведение реестра владельцев именных ценных бумаг на основе заключенных договоров, внесение в реестр записей о переходе прав собственности, предоставление клиентам информации о движении ценных бумаг, депозитарные услуги, услуги управляющей компании подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. Поскольку операции по дальнейшей реализации ценных бумаг НДС не облагаются, НДС, уплаченный поставщикам перечисленных услуг, к вычету не принимается.




В процессе дальнейшей деятельности АИФ и ПИФ уплачивают НДС при наличии объекта обложения. При передаче активов (имущества) АИФ в доверительное управле­ние управляющей компании НДС также не возникает, поскольку такая передача связана с инвести­ционным процессом и договором доверительного управления. Операции управляющей компании с активами акционерного инвестиционного фонда не будут облагаться НДС в части обра­щения ценных бумаг, приобретенных на эти средства, получе­ния процентов по банковским вкладам и др. (ст. 149 НК РФ).

В распоряжении акционерного инвестиционного фонда находится имущество, составляющее инвестиционные резервы, и имущество, предназначенное для обеспечения деятель­ности его органов управления и иных органов акционерного инве­стиционного фонда. Операции с этим имуществом в зависимости от их характера могут стать объектом налогообложения НДС. К таким операциям, в частности, относятся реализация ненужного имущества, предоставление имущества в аренду и др.

ПИФ является имущественным комплексом без образования юридического лица. Он не выступает плательщиком НДС, так как не является юридическим лицом.

В доверительное управление открытым и интервальным ПИФ учредители доверительного управления могут передавать только денежные средства.

Получаемые управляющей компанией при формировании ПИФ средства не облагаются НДС как временные вложения в совместную деятельность по доверительному управлению.

Операции, связанные с обращением паев, в соответствии с пп. 12. п. 2
ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС.

Значительная часть операций управляющей компании по управлению имуще­ством ПИФ представляет собой куплю-продажу ценных бумаг, их погашение, получение процентов по облигациям и банков­ским вкладам, поэтому они также не облагается НДС. Управляющая компания в процессе управления имуществом ПИФ осуществляет и другие операции, не запрещенные зако­нодательством, но являющиеся объектом обложения НДС.

Что касается закрытого ПИФ, то в доверительное управление таким фондом учредители доверительного управления могут передавать, кроме денежных средств, если это предусмотрено правилами доверительного управления этим фондом, иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией.

Поскольку законом разрешено формирование закрытого ПИФ имуществом в виде недвижимости и прав на недвижимость, вопросы налогообложения такой передачи имущества в ПИФ возникают еще на стадии формирования паевого фонда.

Передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему, в связи с чем в момент передачи не возникает объекта налогообложения.

В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, при передаче их в доверительное управление подлежат восстановлению в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Принятый к вычету НДС должен быть восстановлен в связи с тем, что в дальнейшем передаваемое в доверительное управление имущество и имущественные права будут использованы для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения (получение дохода от передачи имущества в доверительное управление).

При этом имущество и имущественные права передаются в доверительное управление по стоимости без учета НДС. В данном случае суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 174.1 на доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика по НДС. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором доверительного управления имуществом доверительный управляющий обязан выставить соответствующие счета-фактуры.

Налоговый вычет по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, в соответствии с договором доверительного управления имуществом предоставляется только доверительному управляющему при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами доверительному управляющему.

При осуществлении доверительным управляющим иной деятельности право на вычет сумм налога возникает при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом и используемых им при осуществлении иной деятельности.

В данном случае управляющая компания имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Например, к вычету могут приниматься суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по эксплуатационным расходам, связанным с указанным имуществом, или расходам на реконструкцию этого имущества, осуществляемым управляющей компанией в процессе управления ПИФ.

При реализации имущества, переданного в фонд при его формировании, исчисление налоговой базы будет производиться только с дохода от продажи, поскольку имущество приобреталось вкладчиком и право на вычет налога у управляющей компании отсутствует.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет бухгалтерский учет и ведет отчетность в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Фонд обязан при осуществлении бухгалтерского учета не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений.

Фонд ведет учет средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению, отдельно по обязательному пенсионному страхованию и отдельно по профессиональному пенсионному страхованию.

Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение трех лет начиная со дня исполнения своих обязательств по пенсионному договору.

Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам накопительной части трудовой пенсии в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Фонд представляет в уполномоченный федеральный орган один раз в год заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого актуарием. Указанное заключение является неотъемлемой частью годового отчета фонда.

Отчетным годом фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Фонд представляет годовой отчет о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом.

Форма отчетности фонда и требования к осуществлению отчетности устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Фонд обязан публиковать годовой отчет о своей деятельности в периодической печати не реже одного раза в год.

В негосударственных пенсионных фондах бухгалтерский учет ведется в соответствии с Приказом Минфина России от 19.12.2000 N 110н « Об утверждении указаний об утверждении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению», утвердившим Указания об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению.

Формирование пенсионных резервов за счет поступивших пенсионных взносов отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета в корреспонденции с дебетом счета 72 «Страховые взносы», субсчет «Расчеты по пенсионным взносам».

Формирование пенсионных резервов за счет дохода Фонда от их размещения отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Аналитический учет по субсчету «Резервы покрытия пенсионных обязательств» счета 96 «Резервы предстоящих расходов» ведется в разрезе каждого вида пенсионных резервов.

Учет резервов покрытия пенсионных обязательств ведется на субсчете «Резерв покрытия пенсионных обязательств» счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

Учет страховых резервов ведется на субсчете «Страховой резерв» счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

При размещении Фондом пенсионных резервов самостоятельно средства, вложенные в ценные бумаги и иные финансовые вложения, учитываются в общем порядке на счете 58 «Финансовые вложения».

Полученный (начисленный) доход от использования средств пенсионных резервов отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, счетом 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Полученный (начисленный) доход от использования средств пенсионных резервов отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, счетом 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Рассмотрим отражение бухгалтерских операций по учету пенсионных взносов и пенсионных резервов и накоплений:

Дебет 51 Кредит 72 поступление пенсионных взносов;

Дебет 72 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет пенсионных и страховых взносов;

Дебет 84 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет доходов от размещения пенсионных резервов и накоплений;

Дебет 86 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет целевых взносов;

Дебет 79 Кредит 51 размещение пенсионных резервов и накоплений по договору доверительного управления;

Дебет 58 Кредит 51 размещение пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов самостоятельно;

Дебет 79, 76 Кредит 91 начисление доходов от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений;

Дебет 96 Кредит 74 начисление пенсий, выкупных и наследуемых сумм;

Дебет 74 Кредит 68 удержание налога на доходы физических лиц с начисленных выплат; Дебет 74 Кредит 50,51 фактические выплаты участникам и вкладчикам фонда.

Для обобщения информации негосударственных пенсионных фондов о состоянии средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности фонда, используется счет 86 «Целевое финансирование», субсчет «На покрытие расходов фонда». Все расходы фонда на ведение уставной деятельности обобщаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». По дебету счета 26 отражаются расходы, связанные с оформлением пенсионных договоров, размещением пенсионных резервов, с осуществлением управления фондом, и другие виды расходов, включаемые в смету, которая обязательно должна быть утверждена советом фонда.

Рассмотрим отражение операций в бухгалтерском учете при использовании счета 86 «Целевое финансирование»:

Дебет 51 Кредит 86 поступление целевых взносов от вкладчиков;

Дебет 72 Кредит 86 отчисление пенсионных взносов не более 3%;

Дебет 84 Кредит 86 отчисление от доходов от размещения пенсионных резервов не более 15%;

Дебет 84 Кредит 86 отчисление от доходов от инвестирования пенсионных накоплений не более 15%;

Дебет 84 Кредит 86 поступление дохода от использования имущества фонда;

Дебет 86 Кредит 26 списание расходов фонда на ведение уставной деятельности.

Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного налогового периода (года), расходы признаются равномерно в течение срока действия договора. Для этого предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н, для негосударственных пенсионных фондов, которые являются юридическими лицами по законодательству РФ и которые получили лицензию на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению должны сдавать отчетность, формы которой утверждены Приказом Минфина России от 21.02.2001 N 15н «О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов»:

- Бухгалтерский баланс по форме N 1-НПФ;

- Отчет о прибылях и убытках по форме N 2-НПФ;

- Отчет о движении средств целевого финансирования и резервов по форме N 3-НПФ;

- Отчет о движении денежных средств по форме N 4-НПФ;

- Приложение к Бухгалтерскому балансу по форме N 5-НПФ;

- Отчет о целевом использовании полученных средств по форме № 6-НПФ.

Статьей 251 НК РФ определены доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы налогоплательщиков.

Целевые поступления, поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммер ческих организаций безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использова нные вышеуказанными получателями по назначению , не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Налогоплательщики, получив шие целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных произведенных в рамках целевых поступлений.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, иму­ щественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных рас­ ходов в порядке, установленном НК РФ.

В пункте 2 статьи 251 НК РФ поименованы виды целе­ вых поступлений, которые не учитываются при определении налоговой базы некоммерческими организациями при выполнении ими условий для их получения. К целевым поступлениям на содержание не коммерческих организаций и ведение ими ус тавной деятельности отнесены:

со вокупный вклад учредителей негосударствен­ ных пенсионных фондов (подпункт 5 п. 2 ст. 251 НК РФ);

пенсионные взносы в негосударствен­ ные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенси­онных резервов негосударственного пенсионно­ го фонда (подпункт 6 п. 2 ст. 251 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 295 НК РФ к дохо­ дам, полученным от уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов , кроме доходов, предусмотренных ст. 249 и 250 Кодекса, в частности, относятся отчисле­ ния от дохода от размещения пенсионных ре­ зервов, направленных на формирование имуще­ ства, предназначенного для обеспечения устав­ной деятельности фонда, осуществляемые в со ответствии с законодательством о негосудар ственных пенсионных фондах.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 296 НК РФ к рас ходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов фондов, кроме доходов, утвержденных в ст.254-269 Кодекса (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ о НПФ), относятся расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, включая вознаграждения управляющей компании, депозитария, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов, направленных на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, учитывается в составе выручки от реализации товаров, работ, услуг негосударственного пенсионного фонда.

К расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов фондов, относятся расходы по оплате труда работников фонда.

За счет вышеуказанных поступлений, являющихся выручкой от реализации товаров, работ, услуг, осуществляются расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности, в том числе по оплате труда работников фонда.

Следовательно, расходы по оплате труда работников НПФ учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в расходах, связанных с производством и реализацией.

Статья 17 закона № 75-ФЗ установлено, что имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, формируется и за счет благотворительных взносов, а также и других законных поступлений.

НПФ должны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (признанных) в рамках целевых поступлений, и доходов (расходов), связанных с производством и реа лизацией товаров, работ, услуг, имущественных прав, внереализационных доходов и расходов, а также других доходов — безвозмездно полу­ ченных средств.

При определении налоговой базы для целей налогообложения прибыли принимаются расхо ды, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы должны быть обо снованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления дея тельности, направленной на получение дохода.

Средства, которые направлены на содержание фонда (кроме средств пп.5,6 п.2 ст. 251 НК РФ) считаются безвозмездно полученными и учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса как внереализационные доходы.

При этом безвозмездно полученные средства при определении налоговой базы по налогу на прибыль не могут уменьшаться на расходы, свя занные с содержанием и ведением уставной деятельности, а также на расходы от деятель­ ности, связанной с производством и реализаци ей товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внериализационные расходы, связанные с осу­ ществлением коммерческой деятельности.

В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах вто ром и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоя­ щего Кодекса, признаются выплаты и иные воз награждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и граж данско-правовым договорам, предметом которых является

выполнение работ, оказание ус луг (за исключением вознаграждений, выплачи ваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что ука занные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в кото рой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выпла ты не отнесены к расходам, уменьшающим нало говую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая вышеизложенное, заработная пла та работников фондов подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановлен ном порядке.

Более подробно с учетом и налогообложением в сфере негосударственного пенсионного обеспечения Вы можете познакомиться в разработке ЗАО «Интерком – Аудит» «Негосударственные пенсионные фонды».

Автор статьи консультант
ЗАО «Интерком-Аудит» Кожедубова И.И.
Телефон: (095) 937 – 34 - 51

Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Фонд обязан при осуществлении бухгалтерского учета не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений.

Фонд ведет учет средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению, отдельно по обязательному пенсионному страхованию и отдельно по профессиональному пенсионному страхованию.

Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение трех лет начиная со дня исполнения своих обязательств по пенсионному договору.

Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам накопительной части трудовой пенсии в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Фонд представляет в уполномоченный федеральный орган один раз в год заключение по результатам актуарного оценивания, проводимого актуарием. Указанное заключение является неотъемлемой частью годового отчета фонда.

Отчетным годом фонда является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Фонд представляет годовой отчет о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом.

Форма отчетности фонда и требования к осуществлению отчетности устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Фонд обязан публиковать годовой отчет о своей деятельности в периодической печати не реже одного раза в год.

В негосударственных пенсионных фондах бухгалтерский учет ведется в соответствии с Приказом Минфина России от 19.12.2000 N 110н « Об утверждении указаний об утверждении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению», утвердившим Указания об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению.

Формирование пенсионных резервов за счет поступивших пенсионных взносов отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета в корреспонденции с дебетом счета 72 «Страховые взносы», субсчет «Расчеты по пенсионным взносам».

Формирование пенсионных резервов за счет дохода Фонда от их размещения отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Аналитический учет по субсчету «Резервы покрытия пенсионных обязательств» счета 96 «Резервы предстоящих расходов» ведется в разрезе каждого вида пенсионных резервов.

Учет резервов покрытия пенсионных обязательств ведется на субсчете «Резерв покрытия пенсионных обязательств» счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

Учет страховых резервов ведется на субсчете «Страховой резерв» счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

При размещении Фондом пенсионных резервов самостоятельно средства, вложенные в ценные бумаги и иные финансовые вложения, учитываются в общем порядке на счете 58 «Финансовые вложения».

Полученный (начисленный) доход от использования средств пенсионных резервов отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, счетом 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Полученный (начисленный) доход от использования средств пенсионных резервов отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, счетом 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Рассмотрим отражение бухгалтерских операций по учету пенсионных взносов и пенсионных резервов и накоплений:

Дебет 51 Кредит 72 поступление пенсионных взносов;

Дебет 72 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет пенсионных и страховых взносов;

Дебет 84 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет доходов от размещения пенсионных резервов и накоплений;

Дебет 86 Кредит 96 формирование пенсионных резервов и пенсионных накоплений за счет целевых взносов;

Дебет 79 Кредит 51 размещение пенсионных резервов и накоплений по договору доверительного управления;

Дебет 58 Кредит 51размещение пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов самостоятельно;

Дебет 79, 76 Кредит 91 начисление доходов от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений;

Дебет 96 Кредит 74 начисление пенсий, выкупных и наследуемых сумм;

Дебет 74 Кредит 68 удержание налога на доходы физических лиц с начисленных выплат; Дебет 74 Кредит 50,51 фактические выплаты участникам и вкладчикам фонда.

Для обобщения информации негосударственных пенсионных фондов о состоянии средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности фонда, используется счет 86 «Целевое финансирование», субсчет «На покрытие расходов фонда». Все расходы фонда на ведение уставной деятельности обобщаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». По дебету счета 26 отражаются расходы, связанные с оформлением пенсионных договоров, размещением пенсионных резервов, с осуществлением управления фондом, и другие виды расходов, включаемые в смету, которая обязательно должна быть утверждена советом фонда.

Рассмотрим отражение операций в бухгалтерском учете при использовании счета 86 «Целевое финансирование»:

Дебет 51 Кредит 86 поступление целевых взносов от вкладчиков;

Дебет 72 Кредит 86 отчисление пенсионных взносов не более 3%;

Дебет 84 Кредит 86 отчисление от доходов от размещения пенсионных резервов не более 15%;

Дебет 84 Кредит 86 отчисление от доходов от инвестирования пенсионных накоплений не более 15%;

Дебет 84 Кредит 86 поступление дохода от использования имущества фонда;

Дебет 86 Кредит 26 списание расходов фонда на ведение уставной деятельности.

Бухгалтерский учет взносов организаций в негосударственные пенсионные фонды

В бухгалтерском учете расходы по обычным видам деятельности согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному приказом Минфина России от 31 октября 2000г. № 94н, отражаются по дебету счета учета затрат на производство (для предприятий торговли – по дебету счета расходов на продажу) в корреспонденции с соответствующими счетами, в данном случае с кредитом счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного налогового периода (года), расходы признаются равномерно в течение срока действия договора. Для этого предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

Отчетность негосударственных пенсионных фондов

На основании статьи 32 Федерального закона от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ бухгалтерский учет и отчетность фонд осуществляет и ведет в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Особенности порядка осуществления бухгалтерского учета операций фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. N 43н, для негосударственных пенсионных фондов, которые являются юридическими лицами по законодательству РФ и которые получили лицензию на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению должны сдавать отчетность, формы которой утверждены Приказом Минфина России от 21.02.2001 N 15н «О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов»:

  • Бухгалтерский баланс по форме N 1-НПФ;
  • Отчет о прибылях и убытках по форме N 2-НПФ;
  • Отчет о движении средств целевого финансирования и резервов по форме N 3-НПФ;
  • Отчет о движении денежных средств по форме N 4-НПФ;
  • Приложение к Бухгалтерскому балансу по форме N 5-НПФ;
  • Отчет о целевом использовании полученных средств по форме № 6-НПФ.

Обложение ЕСН расходов по оплате труда работников негосударственных пенсионных фондов

На основании статьи 27 закона № 75-ФЗ покрытие расходов, связанных с обеспечением деятельности фонда, осуществляется за счет имущества, которое предназначено для обеспечения уставной деятельности фонда, и дохода, полученного от размещения пенсионных резервов и за счет инвестирования средств пенсионных накоплений.

Статьей 251 НК РФ определены доходы, которые не учитываются при определении налоговой базы налогоплательщиков.

Целевые поступления, поступившие на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению, не учитываемые при определении налоговой базы некоммерческих организаций, определены в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Налогоплательщики, получившие целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных произведенных в рамках целевых поступлений.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.

В пункте 2 статьи 251 НК РФ поименованы виды целевых поступлений, которые не учитываются при определении налоговой базы некоммерческими организациями при выполнении ими условий для их получения. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности отнесены:

совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов (подпункт 5 п. 2 ст. 251 НК РФ);

пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда (подпункт 6 п. 2 ст. 251 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 295 НК РФ к доходам, полученным от уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, предусмотренных ст. 249 и 250 Кодекса, в частности, относятся отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов, направленных на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, осуществляемые в соответствии с законодательством о негосударственных пенсионных фондах.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 296 НК РФ к расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов фондов, кроме доходов, утвержденных в ст.254-269 Кодекса (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ о НПФ), относятся расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, включая вознаграждения управляющей компании, депозитария, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов, направленных на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, учитывается в составе выручки от реализации товаров, работ, услуг негосударственного пенсионного фонда.

К расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов фондов, относятся расходы по оплате труда работников фонда.

За счет вышеуказанных поступлений, являющихся выручкой от реализации товаров, работ, услуг, осуществляются расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности, в том числе по оплате труда работников фонда.

Следовательно, расходы по оплате труда работников НПФ учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в расходах, связанных с производством и реализацией.

Статья 17 закона № 75-ФЗ установлено, что имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, формируется и за счет благотворительных взносов, а также и других законных поступлений.

НПФ должны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (признанных) в рамках целевых поступлений, и доходов (расходов), связанных с производством и реализацией товаров, работ, услуг, имущественных прав, внереализационных доходов и расходов, а также других доходов — безвозмездно полученных средств.

При определении налоговой базы для целей налогообложения прибыли принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Средства, которые направлены на содержание фонда (кроме средств пп.5,6 п.2 ст. 251 НК РФ) считаются безвозмездно полученными и учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса как внереализационные доходы.

При этом безвозмездно полученные средства при определении налоговой базы по налогу на прибыль не могут уменьшаться на расходы, связанные с содержанием и ведением уставной деятельности, а также на расходы от деятельности, связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внериализационные расходы, связанные с осуществлением коммерческой деятельности.

В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является

выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая вышеизложенное, заработная плата работников фондов подлежит обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Более подробно с учетом и налогообложением в сфере негосударственного пенсионного обеспечения Вы можете познакомиться в разработке ЗАО «Интерком – Аудит» «Негосударственные пенсионные фонды».

Автор статьи — консультант
ЗАО «Интерком-Аудит» Кожедубова И.И.
Телефон: (095) 937 – 34 — 51

Читайте также: