Критерием значимости мероприятий включаемых в план достижения ндс является

Опубликовано: 08.05.2024

Проект Нормативов допустимых сбросов (НДС) является обязательным для разработки предприятиями, которые осуществляют сброс сточных вод в водный объект. Кроме того, норматив допустимого сброса должен быть установлен для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод и для предприятия в целом. Разработаем и согласуем проект НДС, стоимость от 99 т.р.

Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты регламентируют отведение в водотоки и водоемы возвратных вод, а также различные виды хозяйственной деятельности, которые оказывают или могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние подземных и поверхностных вод.

Стоимость проекта НДС зависит от количества выпусков. Начинается от 30000 рублей.
Наша компания выполняет проекты НДС с последующим согласование во многих регионах России: в Екатеринбурге, Москве, Новосибирске, Барнауле, Челябинске, в том числе Магнитогорске, Сургуте, ХМАО, ЯНАО.

Основные этапы разработки нормативов допустимых сбросов.

  1. Инвентаризация источников образования и сброса сточных вод, а также сбор всех исходных данных. При этом определяются способы отведения сточных вод с территории, наличие ливневой канализации и очистных сооружений, пути отведения хозяйственно-бытовых сточных вод. Выявляются водоохранные ограничения в районе расположения исследуемого объекта (зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранные зоны водных объектов).
  2. Расчет величин НДС, включающий расчет объема сточных вод предприятия и определение количества загрязняющих веществ и микроорганизмов, допустимых к сбросу. Проводятся сбор и лабораторные исследования загрязняющих веществ и сточных вод; выполняется расчёт нормативов допустимых сбросов; разрабатывается план экологического контроля; оформляется проект в соответствии с установленными формой и требованиями.
  3. При превышении фактических показателей сброса сточных вод над разработанными НДС разрабатывается и проходит согласование совместно с НДС План снижения (мероприятия) сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, направленный на снижение негативного влияния сточных вод на водный объект и достижение разработанных НДС.
  4. Согласование проекта НДС в Управлении Росприроднадзора, Управлении Роспотребнадзора, Управлении Федерального агентства по рыболовству, Росгидромет.
  5. Утверждение проекта НДС в отделе водных ресурсов.
  6. Получение «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты».

На основании согласованного Проекта нормативов допустимых сбросов выдается Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект). Если лимиты на сбросы не установлены, то разрешение на сброс выдается на срок действия нормативов допустимых сбросов. В случае установления лимитов срок действия разрешения составляет один год.

Срок действия Проекта нормативов допустимых сбросов и Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект) при условии неизменности производственного процесса – 5 лет.

Какие документы нужны для получения разрешения на сбросы?

  • заявление, содержащее сведения о Заявителе (полное и сокращенное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации юридического лица и почтовый адрес его местонахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность — для индивидуального предпринимателя; индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН)), сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, опись предоставляемых материалов;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц);
  • копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
  • копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
  • копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
  • копия НДС, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке;

1. Проект НДС (на бумажном носителе -5 экземпляров и CD-диске), содержащий:

  • ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой территории организации к водному объекту, с указанием сведений о местонахождении каждого выпуска сточных вод, фонового створа, расстояния от места сброса до фонового створа;
  • план территории организации, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
  • данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
  • данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
  • данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
  • водохозяйственный баланс водопользования;
  • гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод, полученную в соответствии с пунктом 11 Методики;
  • данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды (выполненных аккредитованными организациями);
  • данные о фоновых концентраций, принятых для расчета НДС (по п. 11 Методики);
  • данные о расходе сточных вод отдельно по каждому выпуску с характеристикой типа выпуска сточных вод;
  • перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод;
  • расчет НДС в соответствии с Методикой;
  • результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 — 8 приложения 1 к Методике, для каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;

Данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет(5 экземпляров), заполненных в соответствии с Приложением 2 к Методике.

  • копия решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданное в установленном порядке, или лицензия на водопользование и договор пользования водными объектами, сроки действия которых не истекли.

2. Перечень дополнительно предоставляемых документов для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов:

  • согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы;
  • отчет о выполнении указанного плана с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий;
  • предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС.

3.Перечень документов для переоформления разрешения на сбросы:

  • заявление о переоформлении разрешения на сбросы содержащего: сведения о полном и сокращенном наименовании юридического лица, юридический и почтовый адрес, телефон, ИНН, опись предоставляемых материалов, с указанием причины необходимости переоформления разрешения на сбросы;
  • документ, подтверждающего внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (для юридического лица);
  • документ, подтверждающего внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя);
  • оригинал выданного ранее Заявителю в установленном порядке разрешения на сбросы;
  • справка о неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик выпусков сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект, подписанная Заявителем.

Перечень документов для получения разрешения на сбросы абонентов в централизованную систему водоотведения:

  • заявление об установлении нормативов допустимых сбросов содержащего: сведения о полном и сокращенном наименовании юридического лица, юридический и почтовый адрес, телефон, ИНН, опись предоставляемых материалов (можно использовать единый портал госуслуг, при подаче документов в электронной форме, с использованием Единого портала, документы предоставляются в одном экземпляре.)
  • расчет нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения;
  • копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Копии документов предоставляются с предъявлением оригиналов, либо прошиваются и заверяются синей печатью предприятия.

Полномочия представителей, выступающих от имени ЮЛ или ИП, подтверждаются доверенностью, подписанной руководителем ЮЛ (ИП) и скрепленной оттиском печати.

Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду составляет 3500 рублей (п.118 ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ(часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015))

Платежи за сбросы загрязняющих веществ.

Расчет платежей за негативное влияние на окружающую среду ведется исходя из количества сбросов в сточные воды. Если сбросы осуществляются в пределах допустимых значений, то и платежи взимаются по базовым тарифам. Если же сброс осуществляется в соответствии с временно согласованными нормативами, то сумма платежей увеличивается в 5 раз. Если сбросы превышают лимиты, установленные для данного конкретного предприятия, то платить придется уже в 25 раз больше! Кроме того, отсутствие проекта НДС также увеличивает плату за негативное воздействие на окружающую среду в двадцать пять раз.

Ответственность за отсутствие проекта нормативов допустимых сбросов.

За осуществление сбросов загрязняющих веществ без соответствующего разрешения и загрязнение водных объектов предусматривается административная и уголовная ответственность.

  • для должностных лиц — от 1.500 до 2.000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 1.500 до 2.000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц - от 10.000 до 20.000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 30.12.2001)

Кроме этого, КоАП РФ от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ предусмотрены штрафы и наказания за нарушение правил охраны водных объектов (Статья 8.13), нарушение правил водопользования (Статья 8.14.), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (Статья 8.15).

Законодательная база разработки нормативов допустимых сбросов и получения разрешения на сбросы:

  • Приказ Минприроды России от июня 2014 г. № 246 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования».
  • Приказ Минприроды России от 22.07.2014 N 332 «О внесении изменений в Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333»(Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2014 N 33566).
  • Приказ Минприроды России от 29.07.2014 № 339 О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» .
  • Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (зарегистрирован в Минюсте России 21.02.2008, N 11198);
  • ГН 2.1.5.1315-03 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»;
  • ГН 2.1.5.1316-03 «ОДУ химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»;
  • Приказ Госкомрыболовства России от 28.04.99 № 96 об утверждении Перечня рыбохозяйственных нормативов: ПДК и ОБУВ вредных веществ для воды водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение;

Регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей определяет порядок утверждения НДС:

В целом.

Природное законодательство требует, чтобы субъекты, чья деятельность может являться источником загрязнения водоемов, обязательно имели свои нормативные документы. Разработка проекта НДС как раз служит этим целям. Нужно определить максимально допустимую массу загрязняющих веществ, стекающих в воду.

Для начала собираются сведения. Допустимые сбросы формируются на основе исходной информации, химических анализов, расчета контрольных показателей. Потом данные оформляются как готовый проект.

Экологическая безопасность – важный фактор

Существует ряд документов, регламентирующих процедуру разработки проекта допустимых сбросов. Им соответствуют нормативы по воде. У нас большой опыт работы с подобного рода информацией и реальная стоимость услуг.

У нас вы получите необходимую консультацию. Проект по сбросам будет составлен точно и вовремя. Цена вас приятно удивит.

Исходные данные для разработки проекта допустимых сбросов ПДС (он же НДС).

Работу каждого природопользователя, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются сточные воды и имеются постоянные источники сброса сточных вод, регламентирует закон “Об охране окружающей среды” №7-ФЗ. На основании закона предприятие обязано проводить учет поступления вредных веществ в водные объекты и разработать проект нормативно допустимых сбросов ПДС. Целью разработки проекта нормативов допустимых сбросов НДС является разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Этапы сбора данных для разработки ПДС.

Основополагающим этапом в разработке проекта ПДС является сбор информации по природопользователю и непосредственно тому водному объекту, куда будет производиться сброс сточной воды. Именно от полноты первоначальных данных, предоставленных заказчиком, зависит качество и сроки разработки проекта НДС.

В исходных данных должна присутствовать информация о природопользователе:

  • реквизиты предприятия,
  • данные о руководителе,
  • полная информация о местонахождении сброса загрязненной воды в водоем или водоток,
  • при наличии очистных сооружений - полная информация об их функционировании, составе и план-схема очистных сооружений.

Какие основные моменты при разработке ПДС?

Главными данными, на основе которых будут рассчитываться показатели ПДС, являются лабораторные анализы сточных вод за последние 5 лет, которые выполняет аккредитованная лаборатория (свидетельство об аккредитации обязательно). Само предприятие должно предоставить справку о фоновых концентрациях водного объекта, куда производится сброс сточных вод предприятия и гидрологическую характеристику водного объекта.

Перечень исходных данных, запрашиваемый у заказчика приведен на основании приказа министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 № 333 “Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей”.

Исходную информацию, касающуюся предприятия и его деятельности заказчик берет непосредственно на своем предприятии. К такой информации относится:

  • общая характеристика предприятия,
  • характеристика производственного процесса и хозяйственной деятельности,
  • цифры по занимаемых площадях, режиме работы, количестве сотрудников.

Сведения по водному объекту, а именно, фоновую концентрацию загрязняющих веществ и гидрологическую справку, предприятие может получить в территориальном отделении Гидрометцентре.

В экологическом отделе предприятия должна присутствовать следующаяинформация:

  • краткое описание водопотребления и водоотведения, где забирается вода для питьевых и производственных нужд,
  • кому передается на основании договора,
  • согласованный расчет водопотребления и водоотведения или лицензия на сброс с указанными объемами сброса;
  • сведения по очистным сооружениям, в том числе их состав, технология очистки и мощность сооружений и описание оголовка выпуска;
  • формы 2-ТП водхоз за последние 5 лет,
  • ситуационного плана предприятия с указанием очистных сооружений, ливневой канализации, водозаборных сооружений и т. п.

Чем быстрее, полнее и качественнее будет предоставлена информация об объекте проектирования, тем менее затратен будет сам проект НДС и более оптимизированы экологические платежи в составе НВОСза сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в будущем.

Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. N 317
"Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади"

С изменениями и дополнениями от:

5 января 2015 г., 3 ноября 2016 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2018 г. N 934 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2019 г.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. N 317)

С изменениями и дополнениями от:

5 января 2015 г., 3 ноября 2016 г.

1. Настоящее Положение устанавливает требования к содержанию плана снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план), порядок и сроки его согласования, а также основания для отказа в согласовании плана.

2. План разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы) для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее соответственно - лимиты на сбросы, сбросы) при условии наличия утвержденных для объектов централизованных систем водоотведения и объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (далее - абоненты), нормативов допустимых сбросов.

3. План разрабатывается организациями, осуществляющими водоотведение (далее - организации), а также абонентами в целях поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы.

4. Планы разрабатываются на срок до 7 лет.

Организации осуществляют разработку планов согласно утверждаемым в установленном порядке целевым показателям очистки сточных вод и учитывают их при разработке своих инвестиционных программ.

5. План включает в себя:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. N 1134 в подпункт "а" внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

а) мероприятия по снижению сбросов - строительство (включая проектирование) новых, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение действующих систем оборотного и бессточного водоснабжения, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, централизованных и локальных очистных сооружений, установок по очистке сточных и (или) дренажных вод, а также сооружений по обработке осадка сточных вод и канализационных коллекторов (сетей) для перенаправления неочищенных сточных вод на очистные сооружения;

б) сведения о планируемом снижении объемов (массы) сбросов;

в) сроки выполнения мероприятий по снижению сбросов;

г) объем расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов;

д) сведения об ответственных за выполнение мероприятий по снижению сбросов должностных лиц.

6. Мероприятия по снижению сбросов включаются в план последовательно в порядке их значимости.

Критерием значимости мероприятий, включаемых в план, является снижение концентрации, количества (массы) загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, содержащихся в составе сточных вод.

7. Организации утверждают план по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения, городского округа и территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Абоненты утверждают план по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3 в пункт 8 внесены изменения

8. Организации и абоненты (далее - заявители) представляют в органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, по месту расположения водного объекта, куда осуществляется сброс сточных вод:

а) заявление о согласовании плана;

б) план (с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов по каждому веществу, по которому планируется установление лимита на сбросы) по форме согласно приложению N 1;

в) отчет о ходе выполнения ранее согласованного плана - в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы, по форме согласно приложению N 2.

9. В заявлении о согласовании плана указываются:

а) сведения о заявителе - полное и сокращенное наименование, местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика;

б) период реализации плана;

в) сведения об утвержденных нормативах, включая наименование уполномоченных органов, утвердивших нормативы, период их действия.

10. Документы, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения, рассматриваются в течение 30 рабочих дней со дня их поступления. В случае если по истечении указанного срока не представлены замечания к плану, такой план считается согласованным.

11. Требовать от заявителей представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

12. Документы, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения, могут быть представлены непосредственно или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

13. Основанием для отказа в согласовании плана уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации является представление организацией сведений о необоснованном объеме расходов на реализацию мероприятий по снижению сбросов. Объем расходов является необоснованным в следующих случаях:

а) несоответствие плана целевым показателям деятельности организаций, утверждаемым в установленном порядке;

б) расходы на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоотведения превышают укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утверждаемые в установленном порядке.

14. Основанием для отказа в согласовании плана органом местного самоуправления является несоответствие плана схеме водоснабжения и водоотведения или программе комплексного развития коммунальной инфраструктуры соответствующего муниципального образования.

15. Основаниями для отказа в согласовании плана территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования являются:

а) представление документов не в полном объеме;

б) отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов;

в) предоставление недостоверной информации о выполнении ранее согласованного плана - в случае, если заявителю уже устанавливались лимиты на сбросы.

16. Согласованный план (мотивированный отказ в согласовании плана) передается заявителю непосредственно или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (по согласованию с заявителем) в срок, предусмотренный пунктом 10 настоящего Положения.

17. В случае получения мотивированного отказа в согласовании плана органами, указанными в пункте 7 настоящего Положения, замечания должны быть устранены, а план повторно направлен на согласование. При наличии взаимоисключающих требований со стороны этих органов организация вправе инициировать проведение согласительного совещания с уполномоченными представителями соответствующих органов для урегулирования имеющихся разногласий.

В случае если по итогам согласительного совещания разногласия по плану сохраняются и план не может быть согласован, организация вправе обжаловать отказ в согласовании плана в судебном порядке.

18. Внесение изменений в план осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для согласования и утверждения планов.

Приложение N 1
к Положению о плане снижения сбросов
загрязняющих веществ, иных веществ
и микроорганизмов в поверхностные водные
объекты, подземные водные объекты
и на водосборные площади

и наименование организации (абонента))*

(подпись, ф.и.о. руководителя)

(подпись, ф.и.о. руководителя)

"___"______________ 20__ г.

"___"______________ 20__ г.

План
снижения сбросов на период с ________ г. по _______ г.

Наименование мероприятия (этапа мероприятия, по которому планируется достижение экологического эффекта)

Номер канализационного выпуска в водный объект (централизованную систему водоотведения)

Данные о сбросах загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов

Достигаемый
экологический эффект от мероприятия (снижение с мг/л, т/г до мг/л, т/г)**

Объем расходов на мероприятие

(этап мероприятия), тыс. рублей

Планируемое снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду на 1 рубль вложенных средств

до мероприятия, мг/л, т/г

* Указывается наименование организации, осуществляющей водоотведение, или абонента, категория которого определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

** Указывается фактическое снижение концентрации (миллиграмм на литр), количества (массы) (тонн в год) по конкретному загрязняющему веществу, иному веществу и микроорганизму по конкретному канализационному выпуску, в том числе по каждому этапу мероприятия по годам реализации плана.

Приложение N 2
к Положению о плане снижения сбросов
загрязняющих веществ, иных веществ
и микроорганизмов в поверхностные водные
объекты, подземные водные объекты
и на водосборные площади

и наименование организации (абонента))*

(подпись, ф.и.о. руководителя)

"___"______________ 20__ г.

Отчет
о ходе выполнения плана снижения сбросов за 20___ г.

(этапа мероприятия, по которому достигнут экологический эффект)

Номер канализационного выпуска в водный объект (централизованную систему водоотведения)

Срок выполнения по плану снижения сбросов

Отчет о фактически выполненных запланированных мероприятиях

(в том числе о фактически введенных капитальным строительством водоочистных объектах)

Фактические данные о сбросах загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов

от мероприятия (снижение с мг/л, т/г до мг/л, т/г)**

Объем расходов на мероприятие (этап мероприятия),
тыс. рублей

* Указывается наименование организации, осуществляющей водоотведение, или абонента, категория которого определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".

** Указывается фактическое снижение концентрации (миллиграмм на литр), количества (массы) (тонн в год) по конкретному загрязняющему веществу, иному веществу и микроорганизму по конкретному канализационному выпуску, в том числе по каждому этапу мероприятия по годам реализации плана.

Утверждено Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Положение устанавливает требования к содержанию плана, порядок и сроки его согласования, а также основания для отказа в согласовании.

План разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов для установления лимитов на сбросы. Условие - наличие нормативов, утвержденных для объектов централизованных систем водоотведения и объектов абонентов.

План формируется организациями, осуществляющими водоотведение, а также абонентами для поэтапного достижения установленных нормативов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит. Это делается согласно целевым показателям очистки сточных вод.

Максимальный срок для плана - 7 лет. Он учитывается при разработке инвестпрограмм.

План включает в себя мероприятия по снижению сбросов, сроки их выполнения, сведения о планируемом снижении объемов (массы) сбросов, объем расходов на реализацию мероприятий, сведения об ответственных за это должностных лиц.

К мероприятиям относятся строительство (включая проектирование) новых, реконструкция, модернизация и перевооружение действующих систем оборотного и бессточного водоснабжения, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, а также централизованных и локальных очистных сооружений, установок по очистке сточных и (или) дренажных вод.

Организации утверждают планы по согласованию с уполномоченным органом власти региона, органом местного самоуправления поселения, городского округа и территориальным органом Росприроднадзора, абоненты - по согласованию с последним.

Планы представляются на согласование до 1 июля года, предшествующего началу периода их реализации, в органы по месту расположения водного объекта, куда осуществляется сброс.

Решение о согласовании принимается в течение 30 рабочих дней.

Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2013 г. N 317 "Об утверждении Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади"

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 апреля 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. N 15 ст. 1802, в "Российской бизнес-газете" от 23 апреля 2013 г. N 15

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2018 г. N 934 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2019 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. N 1134

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 5 января 2015 г. N 3

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

ПЛАТА ЗА НВОС: ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В 2021 ГОДУ

Источник:https://www.ecoindustry.ru/news

Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

За два дня до конца отчётной кампании за 2019 год была изменена форма декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.

Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:

Переименованы столбы в соответствии с актуализацией требований к объектам НВОС, относящимся к различным категориям. Теперь нормы зависят от категории объектов.

Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами размещения твёрдых коммунальных отходов. Изменилось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.

В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО.

Выбор способа расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, уведомив при этом РПН о выбранном способе.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Для этого введут дополнительный лист (проект приказа на рассмотрении).

3 варианта расчета авансовых платежей

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ).

Новые коэффициенты

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ № 255 и действуют в новой редакции — .

Правила выступают в качестве руководства по расчету платы за НВОС, направляя природопользователя к той или иной формуле в зависимости от условий расчета.

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта та же, но есть одно изменение.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды).

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — абоненты ЦВС, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, при превышении лимита, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент 25.

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.

Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100.

Когда абоненты ЦСВ реализуют программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.

Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:

  • лица, которые эксплуатируют объекты III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые эксплуатируют объекты I и II категории, до 1 января 2019 года получившие разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые эксплуатируют объекты I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Исключением служат абоненты ЦСВ, реализующие программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новые коэффициенты к ставкам платы

Проект НДС – это проект нормативов допустимых сбросов, который разрабатывается с целью установления нормативов допустимых сбросов. Основной результат — получение разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.

Кому необходим?

Проект НДС обязателен для любых предприятий, которые осуществляют сброс сточных вод в водный объект.

Основание для разработки

Проект нормативно допустимых сбросов разрабатывается в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Водного кодекса Российской Федерации;
  • Налогового кодекса Российской Федерации (части второй);
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»;
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
  • Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. № 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
  • Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

ЭТАПЫ выполнения работы:

Первый этап

Инвентаризация источников образования и сброса сточных вод Первоначально наши экологи проводят инвентаризация источников образования и сброса сточных вод, а также сбор всех исходных данных. При этом определяются способы отведения сточных вод с территории, наличие ливневой канализации и очистных сооружений, пути отведения хозяйственно-бытовых сточных вод.

На этом этапе выявляются водоохранные ограничения в районе расположения исследуемого объекта (зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранные зоны водных объектов).

Второй этап

Разработка проекта НДС.На втором этапе экологии производят:

  1. расчет величин НДС, включающий расчет объема сточных вод предприятия и определение количества загрязняющих веществ и микроорганизмов, допустимых к сбросу;
  2. выполняют расчёт нормативов допустимых сбросов;
  3. разрабатывают план экологического контроля;
  4. оформляют проект в соответствии с установленными формой и требованиями.

При превышении фактических показателей сброса сточных вод над разработанными НДС разрабатывается и проходит согласование совместно с НДС План снижения (мероприятия) сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, направленный на снижение негативного влияния сточных вод на водный объект и достижение разработанных НДС.

Третий этап

Согласование проекта с уполномоченными государственными органами с целью утверждения нормативов допустимого сброса. Получение разрешения на сброс.

На данном этапе проект НДС направляется:

  1. в территориальное управление ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Срок рассмотрения проекта 60 рабочих дней после оплаты экспертизы. По результатам экспертизы Проект НДС получает экспертное заключение.
  2. в территориальный орган Росводресурсов (БВУ); На данном этапе происходит согласование НДС с Росрыболовством (МОКТУ), Росгидрометом, Роспотребназдором, Росприроднадзором, а также утверждение НДС территориальным органом МОБВУ (Московско-Окское бассейновое водное управление) и получение заверенной копии приказа об утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней.
  3. После получения копии приказа об утверждении НДС, необходимо подать комплект документов в уполономоченные государственные органы для получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Срок выдачи разрешения на сброс регулируется административными регламентами и составляет от 30 рабочих дней с момента подачи документов.

Срок действия проекта НДС

Проект НДС, нормативы допустимого сброса и разрешение на сбросы веществ в водные объекты действуют в течение 3-5 лет, в зависимости от принятых расчетов в проекте.

В каких случаях требуется уточнение НДС?

Обязательное перерассмотрение НДС до того, как истёк период действия, следует проводить при следующих обстоятельствах:

  • В случае одобрения НДС на конкретный водный объект в установленном порядке.
  • В случае изменения параметров сброса, способов очистки сточных вод, технологии производства и иных параметров.
  • В случае изменения показателей, характеризующих ситуацию на водном объекте, более чем на 20%. Это могут быть такие параметры, как фоновая концентрация, расчётные расходы водотока и прочее.

К чему может привести неверно разработанный проект НДС?

Если нормативы допустимых сбросов в проекте будут разработаны неверно, это может привести к тому, что произойдёт нарушение санитарного и природоохранного законодательства, действующих в настоящее время. В свою очередь, для предприятия это чревато штрафными санкциями.

Сколько по времени это займет?

Весь цикл работ — начиная с инвентаризации источников сбросов и заканчивая получением разрешения на выбросы-состоит из нескольких этапов и в сумме занимает от полугода.

Результат работы

В результате выполненной работы заказчик получает оригиналы следующих документов:

  1. Экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
  2. Проект нормативов допустимых сбросов;
  3. Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
  4. Разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.

Ознакомиться с перечнем документов, необходимых для разработки проекта НДС, вы можете здесь:

Чтобы точно ответить на вопрос о стоимости проекта НДС для Вашего предприятия заполните пожалуйста форму, наш специалист свяжется с Вами. Вставить электронную форму заявки и анкету НДС.

Стоимость проекта НДС для 1 площадки с единым выпуском в водный объект

1. Справки ФГБУ "Центральное УГМС"

2. Экспертиза проекта в ТЕ ФБУЗ «ЦГиЭ»

3. Госпошлина за выдачу разрешения на сброс 3500 рублей.

Если затраты на проект Вам кажутся совсем не обоснованными, ознакомьтесь правовой базой!

Ответственность

Ответственность определена в КоАП РФ, Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов.

1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, - влечет наложение административного штрафа […] на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, - влечет наложение административного штрафа […] на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа […] на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования

1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа […] на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.45. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод

1. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, - влечет наложение административного штрафа […] на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Кроме этого, при отсутствии утвержденных нормативов допустимых сбросов организация осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном (×5) размере.

Возможные трудности

Нужно понимать, что на каждом этапе может быть получен отказ, о котором будет известно только по истечении нормативного срока рассмотрения проекта и самое неприятное то, что корректировка проекта на последних этапах согласования неизменно влечет обязательность пересогласования предыдущих этапов. Как результат-разрешение на сброс будет получено намного позже установленного срока.

И только высококвалифицированные специалисты, не только помогут сократить время на разработку проекта и оформление необходимой документации, но и своевременно устранят любые замечания.

Вопрос

Вводится еще один, третий, вид нормативов максимально допустимых показателей и концентраций — так называемый план по снижению сбросов загрязняющих веществ, который будет выдаваться на семь лет. Как этот план связан с понятием «план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод» из ПП-644? Нужен ли он всем предприятиям, сбрасывающим свои сточные воды в ЦСВ, или только тем, кому нужно получить лимиты на сброс? Мы предприятие общественного питания (сброс менее 30 м 3 в сутки). Водоканал регулирует наши сбросы, есть превышения норм ДК по некоторым показателям.

Ответ

С 1 января 2019 года к обязанностям абонентов ЦСВ добавится обязанность по разработке и выполнению «планов снижения сбросов». Обязанность абонентов ЦСВ по разработке планов снижения сбросов установлена Федеральным законом № 225-ФЗ посредством внесения изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении».

Кто разрабатывает. Абоненты ЦСВ (вне зависимости от категории).

Основания для разработки абонентами ЦСВ планов снижения сбросов:

  • превышение нормативов состава сточных вод два раза и более в течение двенадцатимесячного периода со дня первого превышения;
  • однократное превышение нормативов состава сточных вод в три раза и более.

При этом необходимость соблюдения нормативов состава сточных вод не будет возложена на следующих абонентов:

  • владельцев жилых домов;
  • владельцев жилья в многоквартирных домах;
  • владельцев иных объектов, определенных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (в настоящее время не определены).

Алгоритм разработки и утверждения плана снижения сбросов

1. План снижения сбросов разрабатывается и утверждается абонентами ЦСВ в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о наличии оснований для разработки плана.

2. В пределах указанного срока план снижения сбросов согласовывается:

  • с территориальным органом Росприроднадзора (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору);
  • с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (в иных случаях);
  • с организацией, осуществляющей водоотведение (во всех случаях).

Мероприятия, включаемые в план снижения сбросов:

  • строительство или модернизация локальных очистных сооружений;
  • очистка сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам;
  • создание систем оборотного водоснабжения;
  • внедрение технологий производства продукции (товаров), оказания услуг, проведения работ, обеспечивающих снижение содержания загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 644, установлены:

  • основания для разработки, согласования, утверждения и реализации плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения;
  • порядок разработки, согласования и утверждения названного плана.

При этом «планы по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод» (предусмотренные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения) и «планы снижения сбросов», вводимые с 1 января 2019 года в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении» обладают многочисленными отличиями, не являются взаимозаменяемыми, преследуют различные цели и должны включать различные мероприятия.

Таким образом, в случае если в Правила холодного водоснабжения и водоотведения к 1 января 2019 года не будут внесены изменения, упраздняющие соответствующие положения, абоненты ЦСВ будут обременены двумя различными обязанностями:

  • обязанностью по разработке, утверждению и реализации планов по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод (при наличии оснований);
  • обязанностью по разработке, утверждению и реализации планов снижения сбросов (при наличии оснований).

Такой вариант развития событий в отдельных случаях, когда сточные воды абонента ЦСВ одновременно не соответствуют:

  • нормативам состава сточных вод;
  • требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным Правилами № 644,

может привести к необходимости разработки абонентом ЦСВ как плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, так и плана снижения сбросов.

Валерия Алымова,
ООО «Центр правовой экологии»

Читайте также: