Ндс на воду питьевую

Опубликовано: 13.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 ноября 2020 г. N 03-07-14/102355 О налогообложении НДС воды питьевой в бутылках и операций по реализации коммунальных услуг (водоснабжение)

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) воды питьевой в бутылках и операций по реализации коммунальных услуг (водоснабжение) сообщаем следующее.

В настоящее время в Российской Федерации ставка НДС составляет 20 процентов. При этом действующим законодательством по НДС предусмотрена пониженная ставка НДС в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей, а также освобождение от налогообложения НДС товаров (работ, услуг) социального характера.

Так в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации продовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД2, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку НДС в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Вместе с тем в указанный перечень включена позиция с кодом ОКПД2 10.86.10.300 "Вода питьевая, напитки безалкогольные для детского питания". Таким образом реализация детской воды питьевой облагается НДС в размере 10 процентов, реализация же остальной воды питьевой в бутылках подлежит налогообложению no ставке НДС в размере 20 процентов.

Перечень операции, освобождаемых от налогообложения НДС, установлен статьей 149 Кодекса. При этом коммунальные услуги (в том числе водоснабжение), оказываемые ресурсоснабжающими организациями, указанным перечнем не предусмотрены.

Коммунальные услуги (в том числе водоснабжение), оказываемые ресурсоснабжающими организациями, в том числе физическим лицам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативам, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке (в размере 20 процентов).

Вместе с тем, согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождена реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организации коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

От налогообложения НДС освобождается предоставление вышеуказанных коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих организаций, в которую включается НДС.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Реализация детской питьевой воды облагается НДС по ставке 10%, в отношении остальной питьевой воды в бутылках применяется ставка 20%.

Коммунальные услуги (в том числе водоснабжение), оказываемые ресурсоснабжающими организациями, облагаются НДС по ставке 20%. При этом освобождаются от НДС коммунальные услуги, предоставляемые управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих организаций, в которую включается НДС.

Автор статьи: Д. Батова, эксперт по финансовому законодательству

Экспертиза статьи: В. Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Многие компании считают своим долгом обеспечивать работникам нормальные условия труда и устанавливают кулеры с питьевой водой, несмотря на претензии налоговых инспекторов к таким расходам. И вот недавно Минфин России изменил свою позицию относительно учета затрат на воду.

Много вопросов вызывает порядок учета приобретаемых в офис питьевой воды и соответствующего оборудования (кулеров) для работников. Проблема актуальна тем, что улучшать условия труда в организации и тем самым повышать ее привлекательность на рынке труда приходится в основном за счет средств компании. Инспекторы, в свою очередь, не всегда признают такие затраты экономически обоснованными. Главным критерием отнесения данных сумм в состав расходов является то, что покупки должны быть направлены на улучшение условий труда работников. Как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на покупку кулера и питьевой воды, рассмотрим в этой статье.

Определяем нормальные условия труда

Условия труда представляют собой совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника ( ст. 209 ТК РФ). Каждый работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками своих трудовых обязанностей. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства ( ст. 163 ТК РФ). Более того, работодатель обязан обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей, а также санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников ( ст. 22 , ч. 1 ст. 223 ТК РФ).

Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий труда и снижению уровней профессиональных рисков работодатель определяет самостоятельно исходя из специфики деятельности организации. Однако необходимо помнить, что данный перечень должен быть обоснованным.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда возможно как за счет бюджетных средств, так и за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Кроме того, законодатели установили обязанность работодателей финансировать данные мероприятия в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Эта обязанность не применяется к руководителям государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений ( ст. 226 ТК РФ).

В связи с вышеизложенным появляется вопрос: можно ли учесть затраты по улучшению условий труда при налогообложении прибыли? Да, Налоговым кодексом установлено, что расходы, направленные на улучшение условий труда, можно учитывать в базе по налогу на прибыль ( подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Купили кулер и воду

Трудовым законодательством прямо не предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить своих сотрудников питьевой водой. Но забота о сотрудниках и обеспечение нормальных условий труда подразумевает наличие питьевой воды на рабочем месте. Поэтому считаем: если затраты фирмы на покупку кулера и питьевой воды правильно документально оформлены, а также данное приобретение направлено на обеспечение нормальных условий труда работников, то они могут быть учтены в составе расходов. Рассмотрим порядок учета затрат на приобретение кулера и питьевой воды.

Налоговый учет

До недавнего времени существовало две позиции по учету приобретенной для сотрудников питьевой воды.

Согласно позиции Минфина России расходы на приобретение питьевой воды для работников могут рассматриваться как затраты по обеспечению нормальных условий труда и включаться при налогообложении прибыли в состав прочих расходов. Но надо соблюдать главное условие: вода в водопроводной системе компании должна не соответствовать санитарным нормам и быть опасной для здоровья (письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/43 , от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406 , от 02.12.2005 N 03-03-04/1/408 ).

Аналогичного мнения придерживались и налоговые инспекторы. Они указывали, что для признания расходов на приобретение питьевой воды экономически оправданными необходима справка Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды в организации требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и опасности ее использования в качестве питьевой воды ( письмо УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411).

Есть и судебные решения, подтверждающие такой подход (пост. ФАС СЗО от 12.04.2007 N А13-441/2005-21 , ФАС МО от 26.06.2007 N КА-А40/4983-07-07 ).

В соответствии со второй позицией расходы на приобретение питьевой воды учитываются без справки о непригодности для питья водопроводной воды. Такого мнения придерживаются в основном суды (пост. ФАС СКО от 16.11.2010 N А32-16552/2009 , ФАС МО от 08.04.2009 N КА-А40/231-09-2 , от 27.01.2009 N КА-А40/13199-08 , ФАС ВСО от 23.04.2009 N А33-8434/07-Ф02-1511/09 ).

Но в 2012 году Минфин России изменил свою позицию и позволяет учитывать расходы на питьевую воду без дополнительных справок (письма Минфина России от 25.12.2012 N 03-03-06/1/720 , от 03.10.2012 N 03-03-06/2/112 , от 01.10.2012 N 03-03-06/2/111 , от 17.08.2012 N 03-03-06/2/89 , от 10.08.2012 N 03-03-06/1/401 , от 10.08.2012 N 03-03-06/1/402 , от 09.07.2012 N 03-03-06/1/332 , от 25.05.2012 N 03-03-06/1/274 ). Причиной пересмотра позиции по этому вопросу послужил приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 года N 181н, который утвердил перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой указан в этом перечне.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что при отсутствии у организации справки санитарно-эпидемиологической службы затраты на приобретение питьевой воды могут быть отнесены к расходам при налогообложении прибыли. Но остается неизменным то, что при покупке воды и соответствующего оборудования документы должны быть правильно оформлены. Основанием для отражения стоимости приобретенной питьевой воды в учете служат договор с поставщиком, товарная накладная по форме N ТОРГ-12 , счет-фактура и приходный ордер . Кроме того, данное приобретение должно предназначаться для обеспечения нормальных условий труда сотрудников на рабочем месте.

Отметим, что прежние письма Минфина России, выпущенные до вступления в силу Типового перечня ( приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н), не утратили своей силы. Поэтому существует вероятность, что при отнесении затрат на покупку воды в расходы без справки из СЭС со стороны налоговых инспекторов могут возникнуть вопросы. В этом случае в пользу налогоплательщика действует большая положительная арбитражная практика по данному вопросу, представленная выше.

Рассмотрим порядок начисления и уплаты НДС по операциям приобретения питьевой воды и кулеров. В случае если компания их покупает для обеспечения нормальных условий труда сотрудников, она вправе принять к вычету суммы "входного" НДС. При этом важно, как уже упоминалось, наличие правильно оформленных счетов-фактур ( подп. 1 п. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ).

Более того, так как приобретение питьевой воды предназначено для обеспечения нормальных условий труда, при потреблении данной воды работниками у организации не возникает объекта налогообложения по НДС в виде безвозмездной передачи товара ( п. 1 ст. 39 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Питьевая вода, приобретаемая организацией для улучшения условий труда работников, принимается к учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, при этом НДС не учитывается. При установке бутылей в кулер фактическая себестоимость воды учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности.

Зачастую в договоре поставки питьевой воды прописано условие возврата пустой тары после использования. При этом продавец предлагает заплатить залог, сумма которого приравнивается к стоимости возвратной тары. Возвратную тару покупатель должен учитывать на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", по залоговой цене.

Операция возврата пустой тары не облагается НДС. Связано это с тем, что при покупке право собственности на многооборотную тару (бутыли для воды), подлежащую возврату поставщику, к покупателю не переходит. Вследствие чего возврат многооборотной тары реализацией не является.

Важно отметить, что залоговая стоимость тары, перечисленная поставщику, не является расходом и относится к дебиторской задолженности (пп. 2 , 16 ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Пример

В соответствии с приказом руководителя для обеспечения нормальных условий труда работников организация ООО "Актив" приобрела кулер для воды стоимостью 11 800 руб., в том числе НДС 1800 руб., а также 10 бутылей питьевой воды. Стоимость 1 бутыля - 197 руб., в том числе НДС 30 руб. Бутыль принадлежит производителю воды и, согласно договору поставки, его необходимо вернуть после использования воды. Залоговая стоимость 1 бутыля составляет 100 руб.

В учетной политике организации указано, что активы, отвечающие критериям основных средств, но стоимостью не более 40 000 руб. за единицу, отражаются в учете в составе материально-производственных запасов и учитываются на счете 10 "Материалы".

Бухгалтерские записи по учету кулера и питьевой воды следующие:

- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - отражено приобретение кулера для воды;

- 1800 руб. - отражена сумма НДС по приобретенному кулеру;

- 1800 руб. - принята к вычету предъявленная сумма НДС;

- 10 000 руб. - стоимость кулера для воды списана на общехозяйственные расходы;

- 11 800 руб. - произведена оплата за поставку кулера;

- 1670 руб. (197 руб. - 30 руб.) х 10 шт. - отражено приобретение питьевой воды;

- 300 руб. (30 руб. х 10 шт.) - отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком за питьевую воду;

- 300 руб. - принята к вычету сумма НДС;

- 1000 руб. - отражена стоимость возвратной тары;

- 1000 руб. (100 руб. х 10 шт.) - полученная от поставщика многооборотная тара принята к учету по залоговой цене;

- 1000 руб. - перечислен залог за тару;

- 1670 руб. - стоимость использованной в течение месяца питьевой воды отнесена на расходы;

- 1970 руб. - произведена оплата за поставку воды;

- 1000 руб. - отражен возврат бутылей поставщику;

- 1000 руб. - возвращены пустые бутыли поставщику.

После того как покупатель вернет пустые бутыли, продавец должен возвратить ему сумму залога.

- 1000 руб. - возвращена организации залоговая стоимость многооборотной тары.

Арендовали кулер

Зачастую организации предпочитают арендовать кулер, а не покупать собственный. Отметим, здесь есть ряд нюансов. Во-первых, арендованный кулер должен учитываться на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства". Его стоимость должна быть строго прописана в договоре аренды. Расходы, связанные с арендой кулера, учитываются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" или иных счетов учета затрат в зависимости от того, где именно он используется. Расчеты с арендодателем отражаются на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Кроме того, если организация предпочитает платить арендную плату за несколько месяцев вперед, то данный платеж рассматривается как аванс. При этом учитывается он на отдельном субсчете к счетам 76 или 60 .

В случае если организация решит арендовать кулер, а не покупать его, то в бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

- перечислена арендная плата за текущий месяц;

- сумма арендной платы за пользование кулерами отнесена на расходы;

- отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком, со стоимости аренды кулеров;

- НДС по аренде принят к вычету.

С правомерностью отнесения расходов за аренду кулера соглашаются и налоговые органы ( письмо УФНС по г. Москве от 31.07.2012 N 16-15/069091@).

Мнение. Списываем расходы разумно

Дмитрий Васильев, главный бухгалтер компании "НТЦ Диапром"

Расходы на питьевую воду для сотрудников с недавнего времени перестали быть двояко толкуемыми со стороны чиновников и налогоплательщиков. Если в письме Минфина России от 31 января 2011 года N 03-03-06/1/143 чиновники разрешали подобные затраты включать в расходы только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о непригодности питьевой воды из кранов, то уже в письме Минфина России от 25 декабря 2012 года N 03-03-06/1/720 этого требования нет. Согласны с этим мнением и налоговики. Арбитражная практика в этом вопросе тоже на стороне налогоплательщика.

Однако вопрос, думаю, надо понимать шире.

Расходы должны быть не только обоснованны и разрешены законодательством, но и разумны. Скажем, вы решили списывать воду в кулере, включая ее в состав расходов, опираясь на последние разъяснения чиновников и выводы судей. Сколько спишете в месяц - 100, 200 или 500 литров? На мой взгляд, чиновники меньше будут проверять там, где есть что проверять, в чем копаться. И если при численности офисных сотрудников 10 человек вы расходуете по 500 литров в месяц, то есть по 25 литров в день, то не выдержит даже самый лояльный налоговик. По таким спорным расходам я всегда проводил несложный расчет, который подтверждал приказ руководителя.

Вот пример расчета потребления воды на 10 человек. Каждому сотруднику по расчету полагается литр воды в день. Таким образом, общий расход воды составляет 10 литров в день или 200 литров в месяц. Или 10 бутылок по 20 литров стоимостью 236 рублей (в том числе НДС 18% - 36 руб.) каждая. Итого в месяц на расходы можно списать 2000 рублей, а НДС в размере 360 рублей принять к вычету.

Дальше можете действовать на ваше усмотрение:

- если перерасход воды небольшой, то можно нести расходы за счет компании, образуя постоянное налоговое обязательство в бухгалтерском учете;

- если же перерасход огромный, то ищите того, кто "купал слона" в офисе, и возмещайте расходы, разнеся перерасход воды в доход сотруднику;

- или же пересматривайте нормы.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова и Дмитрий Игнатьев рассказывают о бухгалтерском и налоговом учете затрат на приобретение питьевой воды для нужд офиса, а также о документальном оформлении ее списания для организаций, применяющих общий режим налогообложения.

Организация (общий режим налогообложения) приобретает питьевую воду для офиса. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данные расходы? Какие документы нужно оформить?

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Что конкретно подразумевается под обеспечением нормальных условий труда и какие затраты относятся к такому обеспечению, НК РФ не поясняет.

Согласно нормам трудового законодательства на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ).

Статья 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В ст. 212 ТК РФ перечислены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

При этом в ст. 163 ТК РФ содержится открытый перечень условий, обеспечивающих нормальные условия работы.

Заметим, что в п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлена обязанность, в том числе юридических лиц, осуществлять, в частности, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Таким образом, на наш взгляд, документально подтвержденные затраты организации на приобретение питьевой воды с целью обеспечения нормальных условий труда работников могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.

При этом Минфин России по вопросу учета расходов организации на приобретение питьевой воды до 2012 года давал следующие разъяснения: "Если водопроводная вода не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.41074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого снабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) и опасна для использования в качестве питьевой, то затраты на приобретение питьевой воды для работников могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль" (смотрите, например, письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/43, от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406).

Аналогичное мнение высказывали и налоговые органы. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411 налоговики указали, что при отсутствии справки Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды, поступающей организации, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и опасности ее использования в качестве питьевой воды затраты на приобретение природной питьевой воды и аренду кулеров могут быть признаны экономически неоправданными.

Однако в письмах 2012 года Минфин России уже не упоминает о том, что для признания расходов на приобретение питьевой воды экономически оправданными у организации должна быть в наличии справка (заключение) Госсанэпиднадзора (смотрите, например, письма Минфина России от 17.08.2012 N 03-03-06/2/89, от 10.08.2012 N 03-03-06/1/401, от 09.07.2012 N 03-03-06/1/332, от 25.05.2012 N 03-03-06/1/274).

В указанных письмах финансовое ведомство приходит к выводу, что затраты организации на приобретение чистой питьевой воды и соответствующего оборудования для обеспечения необходимых условий труда работников могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 НК РФ с учетом положений ст. 252 НК РФ.

При этом Минфин России ссылается на п. 18 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (далее - Типовой перечень).

В Типовом перечне (который является рекомендательным) указывается, что конкретный список мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Отметим, что в п. 18 Типового перечня говорится о приобретении и монтаже установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой. То есть приобретение бутилированной воды данный пункт конкретно не обосновывает.

Таким образом, приведенные письма Минфина России, относящиеся к 2012 году, не содержат никаких дополнительных условий для учета затрат на приобретение воды в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Поэтому полагаем, что при отсутствии у организации заключения санитарно-эпидемиологической службы, документально подтвержденные и обоснованные (экономически оправданные) расходы на приобретение питьевой воды могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Однако прежние разъяснения финансового ведомства (до вступления в силу Типового перечня) не отменены. Поэтому полностью исключать возможные претензии налоговых органов относительно признания организацией в налоговом учете расходов по приобретению питьевой воды при отсутствии соответствующего документа о непригодности водопроводной воды для питья, по нашему мнению, преждевременно.

На основании изложенного организация должна самостоятельно принять решение, учитывать или нет в целях налогообложения указанные затраты.

Что касается положительной для налогоплательщика арбитражной практики по данному вопросу, то она достаточно большая. Суды подтверждают правомерность включения налогоплательщиком расходов на приобретение питьевой воды для работников в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в том числе при отсутствии заключения санитарно-эпидемиологической службы о непригодности водопроводной воды для питья (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 N 09АП-14414/2010, Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 N 10АП-1912/2010, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 N 07АП-1823/10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2008 N А33-9419/2007-Ф02-902/2008 (определением ВАС РФ от 30.05.2008 N 6728/08 отказано в передаче данного дела на пересмотр в порядке надзора)).

На основании п.п. 2 и 5 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01) питьевая вода принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов (далее - МПЗ) по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 6 ПБУ 5/01).

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, определено, что МПЗ, приобретенные для собственных нужд, подлежат отражению в учете по дебету счета 10 "Материалы".

Соответственно, бухгалтерские проводки, отражающие поступление воды, будут следующими:

Дебет 10 Кредит 60 (76)

- оприходована поступившая от поставщика питьевая вода;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

- учтена сумма НДС (при наличии счета-фактуры, содержащего сумму НДС);

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- сумма НДС принята к вычету (при соблюдении всех предусмотренных главой 21 НК РФ условий).

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Следовательно, если затраты на приобретение питьевой воды рассматриваются организацией как расходы по обычным видам деятельности (в том случае, если организация принимает решение учитывать воду в целях налогообложения прибыли), то при передаче воды для потребления работниками в учете делается запись:

Дебет 20 (26) Кредит 10

- списана стоимость приобретенной питьевой воды.

Если же организация принимает решение приобретенную воду в целях налогового учета в составе расходов не отражать, то считаем, что расходы в виде стоимости питьевой воды признаются прочими и учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы":

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 10

- стоимость воды включена в состав прочих расходов;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 19

- сумма НДС учтена в составе прочих затрат.

Согласно п. 2 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (далее - ПБУ 18/02) данное ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства.

В случае применения организацией ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете следует отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4, 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- (стоимость затрат на воду, включая НДС (постоянная разница) х 20%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Основанием для отражения стоимости приобретенной питьевой воды в бухгалтерском учете служат договор с поставщиком, отгрузочный документ поставщика (товарная накладная по форме N ТОРГ-12) и приходный ордер (форма N М-4).

Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется требование-накладная (форма N М-11).

Для документального оформления списания питьевой воды в производство, на наш взгляд, организация вправе использовать самостоятельно разработанную форму акта на списание материалов в производство, которая должна отвечать требованиям к первичным учетным документам, предъявляемым п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Для подтверждения обоснованности отнесения к расходам в целях налогообложения стоимости питьевой воды целесообразно оформить внутренние организационно-распорядительные документы, например, приказ руководителя. Можно также разработать корпоративные стандарты организации, содержащие правила, согласно которым, в частности, работники обеспечиваются питьевой водой для создания наиболее благоприятных условий труда.

Перечень товаров облагаемых НДС по ставке 10 процентов

В основном НДС 10% распространяется на пищевые товары входящие в потребительскую корзину. Рассмотрим подробней, на какие товары НДС 10 процентов распространяется в соответствии с налоговым законодательством:

  1. Скот и птица поставляемые живьем для продажи с последующим забоем и переработкой или для иных нужд;
  2. Мясные продукты и мясо за исключением деликатесной продукции, включая различные копчености, телятину, варианты вырезки, консервацию деликатесного типа;
  3. Молочные продукты и пастеризованное, стерилизованное молоко – к этой категории относятся йогурты, мороженное, фруктовый лед и т.д.;
  4. Яйца и изделия на их основе;
  5. Растительное масло подсолнечное и прочих видов;
  6. Маргарин пищевые и продуктовые жиры для использования в кондитерском производстве, жиры для производства шоколада, топленых смесей;
  7. Соль и сахар;
  8. Зерновые культуры в очищенном или переработанном виде, отходы зерновых;
  9. Комбикорма на основе зерновые, смеси для корма животных;
  10. Мука, крупы;
  11. Макаронные изделия;
  12. Рыба живая кроме редких и относящихся к деликатесным типам. Среди них осетровые, дальневосточный и балтийский лосось, и ряд других рыб;
  13. Морепродукты, сельдь, охлажденная и замороженная рыба, кроме редких видов и икорной продукции, крабов и ряда других деликатесных морепродуктов;
  14. Все виды овощей;
  15. Фрукты местного производства.

Обратите внимание, что если компания производитель работает на экспорт, с конечным пунктом поставки за пределами РФ, то к ней применяется нулевая ставка, так как НДС является внутренним налогом. Однако, экспортер все равно должен предоставлять нулевую отчетность, а также необходимые разрешения от таможенной службы и прочих органов в налоговую по адресу регистрации компании.

Еще одной товарной группой попадающей под десятипроцентную ставку, является продукция разработанная для детей. В частности, в нее входят:

  1. Кроватки детские из дерева и продуктов деревообработки;
  2. Трикотажные изделия, одежда, изделия из овчины, кроличьего меха, нижнее белье;
  3. Обувь летняя, зимняя, специальная;
  4. Постельные принадлежности;
  5. Памперсы и ряд гигиенических средств;
  6. Швейные изделия;
  7. Школьные принадлежности – тетради, ручки, карандаши, краски, пеналы, счеты, линейки и т.д..

Сниженная ставка необходима, чтобы обеспечить, свободный с финансовой точки зрения доступ к товарам являющимся социально значимыми. В случае с детскими принадлежностями, данное правило нацелено на создание более выгодных условий покупки для родителей и специальных учреждений по уходу за детьми.

В каких еще случаях НДС 10 процентов?

Есть дополнительная товарная группа, на которую распространяется действие сниженной налоговой ставки. В частности, к ней относятся медицинские товары и принадлежности, расходные материалы, мебель и прочая продукция медицинского назначения, для эксплуатации в специализированных медучреждениях или же для лечения на дому.

Также данное правило распространяется и в отношении печатных изделий. Периодических изданий, книг, журналов и т.д. Исключения составляют книги, журналы, газеты содержащие информацию рекламного или эротического характера.

Десятипроцентный налог применяется в отношении услуг авиаперевозок внутри страны. При предоставлении медицинских и ряда других платных услуг имеющих высокую социальную значимость. Полный перечень продукции и услуг, можно уточнить, обратившись в отделение ФНС или на их сайте в электронном формате.

Снижение НДС на фрукты и ягоды с 20% до 10%

Снижение НДС на фрукты и ягоды с 20% до 10%

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 1952 поставило точку на снижении НДС с 20% до 10% на фрукты и ягоды, включая виноград. Теперь в перечень кодов товаров, облагаемых НДС в размере 10% в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908 добавлен раздел «Фрукты и ягоды (включая виноград)«. Этот раздел включён как в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с общероссийским классификатором продукции (ОКП), так и в перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

1. Раздел включаемый в перечень кодов товаров в соответствии с ОКП.

Фрукты и ягоды (включая виноград)
01.13.21Арбузы
из 01.13.29 Дыни
01.21Виноград
01.22 Фрукты тропические и субтропические (кроме бананов, включая плантайны свежие)
01.23Плоды цитрусовых культур
01.24Плоды семечковых и косточковых культур
01.25.1Ягоды и плоды растений вида Vaccinium
01.25.2Семена плодовых культур
01.25.9Плоды деревьев и кустарников прочие, не включенные в другие группировки
01.30.10.123Рассада ягодных культур
01.30.10.130Культуры плодовые и ягодные, включая черенки и отводки
01.30.10.131Культуры плодовые семечковые
01.30.10.132Культуры плодовые косточковые
01.30.10.133Культуры ягодные
01.30.10.136Виноград (культура ягодная)
01.30.10.139Культуры плодовые и ягодные прочие
02.30.40.120Ягоды дикорастущие

Для целей применения настоящей позиции следует руководствоваться как кодом ОК 034-2014, так и наименованием товара.

2. Раздел включаемый в перечень кодов товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС

Фрукты и ягоды (включая виноград)

Код ТН ВЭДФрукты и ягоды
Финики, инжир, ананасы, авокадо, гуайява, манго и мангостан, или гарциния, свежие
из 0804100000финики свежие
0804201000инжир свежий
0804300001ананасы свежие
из 0804400000авокадо свежие
0804500001свежие гуайява, манго и мангостан, или гарциния
Цитрусовые плоды, свежие
0805102000апельсины сладкие, свежие
0805108000апельсины прочие, свежие
0805210000мандарины (включая танжерины и сатсума), свежие
0805220000клементины свежие
0805290000вилкинги и аналогичные гибриды цитрусовых, свежие
0805400000грейпфруты, включая помело, свежие
из 080550лимоны (Citrus limon, Citrus limonum) и лаймы(Citrus aurantifolia, Citrus latifolia), свежие
из 0805900000цитрусовые плоды прочие, свежие
Виноград
080610виноград свежий
Арбузы, дыни и папайя, свежие
0807110000арбузы свежие
0807190000прочие дыни свежие
0807200000папайя свежая
Яблоки, груши и айва, свежие
080810яблоки
080830груши
0808400000айва
Абрикосы, вишня и черешня, персики (включая нектарины), сливы, терн, алыча (ткемали, вишнеслива), свежие
0809100000свежие абрикосы
0809210000вишня кислая, или вишня обыкновенная (PRUNUS CERASUS), свежая
0809290000кислая вишня (PRUNUS CERASUS), прочая
0809301000нектарины свежие
0809309000прочие персики свежие
0809400500сливы свежие
0809409000терн свежий
Земляника (клубника), малина, ежевика, смородина черная, белая или красная, крыжовник, клюква, черника и прочие ягоды рода Vaccinium, киви, хурма, барбарис, кизил, гранат, фейхоа, мушмула, прочие фрукты, ягоды дикорастущие, свежие
0810100000земляника (клубника) свежая
0810201000малина свежая
из 0810209000ежевика свежая
081030смородина черная, белая или красная и крыжовник
081040клюква, черника и прочие ягоды рода Vaccinium
0810500000киви
0810600000дуриан
0810700000хурма
0810902000тамаринд, анакардия, или акажу, личи, джекфрут, саподилла, пассифлора, или страстоцвет, карамбола и питайя
из 0810907500барбарис, кизил, гранат, фейхоа, мушмула, прочие фрукты, свежие
из 0810ягоды дикорастущие, свежие
Семена, рассада, корни, черенки и отводки фруктовых и ягодных культур (включая виноград)
из 0602корни, черенки и отводки плодовых деревьев (включая виноград), кустарников, кустарничков, семена и рассада ягодных культур
из 1209семена плодовых деревьев

Действие закона распространяется на все торговые отношения, начиная с 1 октября.

До внесения изменений применение налога 10% было рискованным, так как отсутствовали наименования и коды видов фруктов и ягод в перечне ОКП, и в перечне ТН ВЭД. Теперь все участники рынка могут быть уверены, что НДС на указанные фрукты-ягоды будет 10%.

Обращаем внимание, что в перечне отсутствуют бананы, кроме того на пальмовое масло ставка НДС 10% больше не действует.

  • НДС при уплате таможенных платежей
  • Таможенное оформление фруктов и овощей

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Ставка НДС 20%

Ставка 20% - базовая, она применяется при расчете НДС на большинство видов пищи согласно п.3 ст. 164 НК РФ, кроме случаев, о которых расскажем далее. Налоговая ставка в размере 20% не требует специального обоснования.

В декларации по НДС прибыль, которую компания получила от продажи своего варенья или колбас, облагаемых по 20% ставке, вносятся в раздел 3, строку 010, графу 3, а сам НДС — в графу 5 той же строки того же раздела.

Ставка НДС 10%

Ставку 10% можно применять, если выполняется каждое из двух следующих условий.

НДС на продукты питания

Условие 1. Продукт должен входить в специальный перечень, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. В этот список входят базовые и необходимые для здорового питания виды пищи, но не входят деликатесы. Например, в перечне есть овощи, молоко и изделия из него, мясо и продукты из него, кроме вырезки, языка, колбас, копченостей и консервов.

Состав перечня часто меняется, происходят включения и исключения, и нужно постоянно следить за изменениями. Например, с октября 2019 в него включили ягоды и фрукты, в том числе арбузы.

Для применения ставки 10% нужно, чтобы код продукта присутствовал в любом из следующих перечней:

  • Общероссийском классификаторе продукции (ОКПД2) для отечественных товаров, согласно Постановлению Правительства от 31.12.2004 №908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»;
  • Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) – для импортной, в соответствии с письмом Минфина России от 04.07.2012 № 03-07-08/167.

Если кода продукта нет ни в одном из этих перечней, продавец имеет право применить при расчете НДС только налоговую ставку 20%.

Условие 2. Налогоплательщик должен сам подтвердить свое право на ставку 10%. Для этого требуется любой документ, удостоверяющий соответствие продукта питания техническим регламентам, согласно письму ФНС РФ от 07.12.2011 № ЕД-3-3/4036@ и постановлению ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2012 № А56-29589/2011).

К таким документам относятся:

  • сертификат соответствия;
  • декларация соответствия.

К сожалению, есть судебная практика не в пользу налогоплательщиков, которые пытаются документально подтвердить 10% ставку НДС (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2014 № А56-9963/2013, ФАС Московского округа от 13.03.2008 № КА-А40/1415-08).

В соответствии с приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, налоговая база и налог, исчисленные по ставке НДС 10%, отражаются в строке 020 (графах 3 и 5) декларации по НДС.

Ставка НДС 0%

Нулевая ставка НДС согласно п.1. ст. 164 НК РФ работает при продаже продуктов питания за пределы РФ. Налогоплательщик должен самостоятельно обосновать применение этой ставки и в течение 180 суток со дня прохождения таможни предоставить документы:

  • копии таможенных деклараций либо их реестров, включая электронные, в соответствии с п. 15 ст. 165 НК РФ, п. 10 ст. 1 закона от 29.12.2014 № 452-ФЗ «Об изменениях в ст. 165 НК РФ»;
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов либо их реестров, включая электронные;
  • копии договоров с контрагентами.

При применении нулевой ставки налогоплательщик заполняет раздел 4 декларации по НДС. Если он не смог вовремя собрать указанный выше пакет документов, он имеет право только на применение налоговой ставки НДС в размере 20% или (при выполнении соответствующих условий, описанных выше) – 10%. В таких случаях в налоговой декларации по НДС заполняют раздел 6.

Освобождение от расчета и уплаты НДС на продукты питания

Компании и ИП освобождаются от НДС в любом из двух случаев:

  • В соответствии с пп 5. п 2. ст. 149 НК РФ — если они произвели или реализовали продукты в столовых образовательных или медицинских учреждений. И все же тогда налогоплательщик тоже обязан самостоятельно обосновать освобождение от расчета и уплаты НДС. Для этого он, в соответствии с письмом Минфина РФ от 03.12.2014 № 03-07-15/61906, должен предоставить лицензии на оказания медицинских либо образовательных услуг.
  • Если налогоплательщик находится на специальном режиме и освобожден от работы с НДС. В соответствии с п.2 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, освобождается от уплаты НДС во всех случаях, кроме следующих: продукты ввозятся на территорию РФ или такой налогоплательщик является налоговым агентом. ИП на патенте также освобождены от уплаты НДС, если только они не ведут такие виды деятельности, на которые не распространяется ПСН, не ввозят продукты на территорию РФ и не осуществаляют операции, облагаемые налогом по ст. 174.1 НК РФ.

Стоимость продуктов питания, освобожденных от начисления НДС, отражается по коду 1010232 в разделе 7 налоговой декларации по НДС.

Ведите учет НДС в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия: здесь есть встроенная система проверки расчета НДС. Сервис подскажет, какие документы нужно добавить и какие операции проверить, чтобы уменьшить сумму НДС и избежать штрафов. В Бухгалтерии — простой учет, зарплата, отчетность, интеграция с банками и кассами. Первые две недели бесплатны для всех новичков.

Читайте также: