Ндс при закупке у населения

Опубликовано: 15.05.2024

Право-инфо

Иногда организации и предприниматели покупают товары у граждан-непредпринимателей. Какие документы нужно оформить, чтобы включить стоимость покупки в расходы? Как при последующей продаже этого товара рассчитать НДС? И надо ли удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы с дохода гражданина при оплате ему товаров?

Оформляем первичные документы

Организации нужно заключить договор купли-продажи в письменной форме в любом случае , а предпринимателю - при сумме сделки более 1000 руб.

Примечание. Ограничений по сумме наличных расчетов с физическими лицами нет. Ведь лимит в размере 100 000 руб. распространяется только на расчеты наличными между организациями, организациями и предпринимателем, а также между предпринимателями .

Но совсем не обязательно у вас должен быть объемный документ с названием "Договор". Это может быть закупочный акт, в котором стороны укажут, что продавец передал покупателю конкретный товар, а покупатель, в свою очередь, уплатил продавцу деньги. Этот акт одновременно будет и первичным документом товара для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Унифицированная форма закупочного акта - N ОП-5 (далее - акт ОП-5) - есть только для организаций общепита, закупающих сельхозпродукцию. Также установлена обязанность торговых организаций оформлять закупочным актом приобретение у населения сельхозпродуктов, дикорастущих ягод, грибов, орехов , но для этой ситуации унифицированной формы акта нет.

Таким образом, если у вас не общепит, то вы можете :

воспользоваться актом ОП-5;

разработать свою форму акта. Причем оптимальный вариант - взять за основу акт ОП-5, убрав из него ненужные вам строки. Например, имеет смысл исключить, как утратившие актуальность, следующие данные на оборотной стороне этого акта:

- о государственной регистрации продавца в качестве предпринимателя;

- о наличии подсобного хозяйства продавца;

- об удержании подоходного налога.

При этом организации в учетной политике следует указать, какую форму акта она будет использовать .

Определяемся с налогами

Затраты на приобретение у физлица товаров можно учесть в расходах в общем порядке и при расчете налога на прибыль , и при расчете налога при "доходно-расходной" УСНО , и при расчете НДФЛ предпринимателями . Только помните, что если вы купили имущество, которое принимаете к учету как основное средство, то уменьшить срок его полезного использования на период его фактической эксплуатации продавцом можно, только если продавец сможет такой срок документально подтвердить .

Что касается НДС, то важно помнить о некоторых нюансах.

Поскольку продавец - физлицо, не зарегистрированное в качестве предпринимателя, входного НДС у вас не будет .

Если вы - плательщик НДС и будете перепродавать купленный у физлица товар, то базу по НДС в большинстве случаев нужно считать по обычным правилам. То есть начислять НДС по ставке 18% или 10% исходя из цены реализации . Исключением является реализация :

- сельхозпродукции и продуктов ее переработки, которые включены в специальный правительственный перечень и не являются подакцизными.

Примечание. Если вы купили сельхозпродукцию и переработали ее, то база по НДС по переработанной продаваемой продукции считается исходя из полной цены реализации без вычета цены приобретения . Хотя некоторые суды с этим не согласны и считают, что база по НДС определяется как межценовая разница ;

- автомобилей, приобретенных для перепродажи.

В этих двух случаях база по НДС рассчитывается как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и ценой приобретения. При этом в счете-фактуре надо указать :

- в графе 7 - ставку налога (10/110 или 18/118) с пометкой "с межценовой разницы";

- в графе 8 - сумму налога, исчисленную с межценовой разницы;

- в графе 9 - стоимость товара с учетом НДС.

Удерживать с дохода, выплачиваемого продавцу-физлицу, НДФЛ и начислять на этот доход страховые взносы не нужно. Ведь в такой ситуации по НДФЛ вы не являетесь налоговым агентом , а по страховым взносам у вас нет выплаты в рамках трудового и гражданско-правового договоров .

подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ

подп. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ; ст. 5 Закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

п. 1 Указаний ЦБ от 20.06.2007 N 1843-У

утв. Постановлением Госкомстата от 25.12.98 N 132

п. 7.6 Методических рекомендаций, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.96 N 1-794/32-5

п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.96 N 129-ФЗ; п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 221 НК РФ; п. 9 Порядка, утв. Приказом Минфина N 86н, МНС N БГ-3-04/430 от 13.08.2002

п. 1 ст. 252 НК РФ

п. 1 ст. 221 НК РФ

п. 7 ст. 258 НК РФ; Письмо Минфина от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172

п. 1 ст. 143 НК РФ

п. 1 ст. 154 НК РФ

пп. 4, 5.1 ст. 154 НК РФ; Письмо Минфина от 27.04.2002 N 04-03-11/18

утв. Постановлением Правительства от 16.05.2001 N 383

Письмо Минфина от 26.01.2005 N 03-04-04/01

Постановления ФАС УО от 08.05.2009 N Ф09-2751/09-С2; ФАС ЗСО от 31.07.2007 N Ф04-5101/2007(36750-А03-19)

Письмо ФНС от 28.06.2005 N 03-1-03/1114/13@

п. 2 ст. 226, подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ

ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

Полный текст статьи опубликован в журнале "Главная книга" 2012, N 8

Автор: О. П. Гришина

Что нужно учесть налогоплательщику, реализующему сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки, которые включены в перечень, утвержденный Правительством РФ?

По общему правилу налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (продукции) определяется исходя из стоимости этих товаров (продукции) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Особый порядок исчисления налога п. 4 названной статьи предусмотрен для операций по реализации закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, которые включены в правительственный Перечень. Налоговая база в этом случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. О нюансах применения такого особого порядка поговорим в рамках данной статьи.

Особый порядок исчисления налоговой базы.

Согласно п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Суть особого порядка, установленного данным пунктом, заключается в том, что налог исчисляется с межценовой разницы и с использованием расчетных ставок – 10/110 или 18/118. Добавим, на многие виды продукции, закупаемой у физических лиц, распространяется п. 2 ст. 164 НК РФ, то есть они облагаются НДС по ставке 10%.

Налоговая база (или межценовая разница) в анализируемой ситуации рассчитывается по формуле:

Налоговая база по НДС

Цена реализации с учетом НДС

Цена, по которой продукция была закуплена у физических лиц

Указанный порядок позволяет уплачивать НДС с реализации в меньшем размере, поскольку налог в данном случае исчисляется не со всей стоимости реализованной продукции, а с межценовой разницы. Правда, сфера применения обозначенной преференции (а предоставление налогового преимущества отдельным категориям лиц является именно преференцией) ограничена рядом дополнительных условий. Проанализируем эти условия.

Закупаемая продукция должна быть включена в Перечень

Реализуемая налогоплательщиком сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки должны быть включены в Перечень*

* К примеру, если в Перечне указан только вид сельскохозяйственной продукции, а продукты ее переработки не упоминаются, то к названным продуктам переработки п. 4 ст. 154 НК РФ не применяется (см. Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01).

К сведению:

В Перечень, в частности, входят скот, птица и кролики в живом весе, мясо и субпродукты скота и птицы, молоко и молокопродукты, яйца, невыделанные шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии, рыба всех видов (любительское рыболовство), пчелиный мед, пчелиный воск, вощина, зерновые и зернобобовые культуры, масличные культуры (кроме конопли), сахарная свекла, картофель, овощи открытого и защищенного грунта, бахчевые продовольственные и кормовые культуры, плоды семечковых и косточковых культур, виноград, плоды цитрусовых культур, чайный лист, культурные и дикорастущие орехи и ягоды, культурные и дикорастущие (свежие) грибы.

Пример 1.

Налогоплательщик закупил у физического лица красную свеклу в количестве 245 кг по цене 18 руб. за кг. В дальнейшем свекла была реализована по цене 25 руб. за кг.

Свекла поименована в Перечне (она относится к овощам открытого грунта).

Следовательно, при ее реализации налоговая база в целях исчисления НДС определяется как межценовая разница в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ. В данном случае налоговая база составит 1 715 руб. ((25 - 18) руб. x 245 кг).

Соответственно, операции по реализации товаров (продукции), которые не включены в этот Перечень, облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 154 НК РФ.

Продукция должна быть закуплена у физических лиц

Реализуемая налогоплательщиком сельскохозяйственная продукция закуплена у физических лиц*, не являющихся предпринимателями

* Но при условии осуществления реальной закупки продукции у населения (см. Постановление АС ПО от 25.08.2016 № Ф06-11507/2016 по делу № А65-25498/2015).

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вместе с тем в названном пункте упоминается еще одна категория физических лиц – это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К последним отнесены индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Разница между указанными категориями физических лиц заключается в том, что одни осуществляют предпринимательскую деятельность (то есть деятельность, направленную на систематическое получение дохода), а другие – нет.

Причем о предпринимательской деятельности (как о критерии, который позволяет разграничивать обычных физических лиц от предпринимателей и глав фермерских хозяйств) в п. 4 ст. 154 НК РФ не упоминается. В нем лишь есть оговорка о неплательщиках налога. А неплательщиками НДС, как известно, могут быть и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы (например, УСНО).

Между тем данное обстоятельство правоприменительной практикой толкуется не в пользу предпринимателей. И чиновники (см. Письмо Минфина России от 07.12.2006 № 03-04-11/234), и суды (см. Постановление ФАС ПО от 03.12.2013 по делу № А12-6633/2013) считают, что действие п. 4 ст. 154 НК РФ не распространяется на предпринимателей-спецрежимников.

Пример 2.

Используем данные из предыдущего примера.

Налогоплательщик приобрел свеклу для дальнейшей реализации у фермера – индивидуального предпринимателя.

В этом случае налоговая база определяется по общему правилу, установленному в п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть с полной стоимости реализованной продукции: 6 125 руб. (25 руб. x 245 кг).

Продукты переработки.

Дословно операции, в отношении которых подлежит применению правило, установленное п. 4 ст. 154 НК РФ, определены так: при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).

Исходя из построения фразы, получается, что продукты переработки как будто исключены из контекста анализируемой нормы. Хотя в названии Перечня говорится именно о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц.

В результате на практике нередко возникают споры относительно правомерности исчисления НДС с межценовой разницы при продаже продукции, изготовленной налогоплательщиком из сырья, закупленного у физических лиц. Об этом свидетельствуют примеры судебных решений.

Есть решения, в которых высказывалась иная точка зрения: налогоплательщик вправе определять налоговую базу по НДС как разницу между ценой реализации и ценой приобретения, в том числе и при реализации продуктов, при изготовлении которых использовалась сельскохозяйственная продукция, поименованная в Перечне и приобретенная у физических лиц, не являющихся плательщиками данного налога.

В частности, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.08.2013 по делу № А12-6633/2013 отметил, что в силу прямого указания действие п. 4 ст. 154 НК РФ распространяется не только на операции по перепродаже сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, но и на операции по продаже продуктов ее переработки.

Схожие выводы (что особый порядок определения налоговой базы распространяется не только на ситуации, когда приобретенная у физических лиц продукция и продукты ее переработки перепродаются в неизменном (непереработанном) виде, но и на случаи реализации готовой продукции, произведенной из названных продуктов и продуктов их переработки) были также сделаны:

в Постановлении ФАС СКО от 16.01.2007 № Ф08-6441/06-2826А по делу № А32-24896/2005-60/971 (Определением ВАС РФ от 09.08.2007 № 8061/07 оставлено в силе);

в Постановлении ФАС УО от 08.05.2009 № Ф09-2751/09-С2 по делу № А07-13574/2008-А-БЛВ.

Следует обратить внимание и на Постановление АС ВСО от 30.07.2015 по делу № А78-7926/2014, в котором уточнено, что в отношении операций по реализации продуктов переработки, для изготовления которых налогоплательщик закупает у физических лиц сельскохозяйственное сырье, также применяется особый порядок исчисления налоговой базы, но при условии, что продукты переработки из закупленного у физических лиц сельскохозяйственного сырья поименованы в Перечне.

Иная точка зрения отражена в Постановлении ФАС ЗСО от 08.06.2009 № Ф04-2975/2009(6522-А03-42) по делу № А03-8680/2008: в отношении операций по реализации мясных деликатесов и полуфабрикатов, выработанных предпринимателем из мяса, закупленного у населения, налоговая база должна исчисляться в общеустановленном порядке (то есть в порядке п. 1 ст. 154 НК РФ).

Официальных писем по анализируемому вопросу немного, и, к сожалению, в них не всегда приведены исчерпывающие разъяснения, исключающие двоякое толкование.

Разъяснения, приведенные чиновниками

Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01

В Перечень включен папоротник, а не продукты его переработки. Поэтому при реализации продуктов переработки папоротника (в том числе папоротника соленого), закупленных у физических лиц, налоговая база по НДС определяется в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ

Письмо Минфина России от 27.04.2002 № 04-03-11/17

Что касается реализации товаров (в том числе колбасных изделий), произведенных налогоплательщиком из мяса, закупленного у физических лиц, то согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в таких случаях налоговая база устанавливается исходя из полной стоимости реализованных товаров, исчисленной на основании цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ без включения в них НДС и налога с продаж

Более точные формулировки, на наш взгляд, Минфин привел в Письме от 11.07.2017 № 03-07-14/43942.

Чиновники фактически указали, что условием применения названной налоговой преференции является именно перепродажа ранее закупленных у населения и сельскохозяйственной продукции, и продуктов ее переработки в неизменном виде. Буквально они сказали следующее: налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 154 НК РФ, в случае перепродажи налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц, не являющихся плательщиками налога.

Кроме того, финансисты подчеркнули, что если происходит реализация товаров, произведенных из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса в таких случаях налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров.

Мы неслучайно процитировали эту фразу, поскольку из-за отсутствия в ней упоминания о Перечне, ее можно истолковать двояко. Под товарами здесь понимаются:

либо продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, которые прямо не указаны в Перечне;

либо любые продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц.

Значит, что каждый участник налоговых правоотношений (включая налоговиков) может (и, скорее всего, будет) трактовать разъяснения, приведенные в Письме Минфина России № 03-07-14/43942, в свою пользу. Что в результате неизбежно приведет к налоговым спорам, исход которых предугадать сложно.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в торговле

Согласно пункту 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ, компании, закупившие сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки у физических лиц, могут исчислять налог на добавленную стоимость с межценовой разницы. То есть с разницы между ценой реализации продукции и ценой ее приобретения.

Формула для расчета налога на добавленную стоимость будет выглядеть следующим образом:
Б = (Цр – Цп) х С,
где Б – налоговая база; Цр – цена реализации продукции; Цп – цена покупки продукции; С – расчетная ставка (10/110 или 18/118).

Пример. Компания «Статус» закупила у населения 200 килограмм сушеного шиповника по цене 120 руб. за килограмм. Плоды были проданы оптом по цене 180 руб. за килограмм.

Итак, сумма НДС к уплате в бюджет по данной сделке составит:
(180 руб/кг х 200 кг – 120 руб/кг х 200 кг) х 18% : 118% = 1830,51 руб.

Расчет НДС с межценовой разницы производится при одновременном выполнении следующих условий:
– продукция приобретается у физлиц;
– продукция является сельскохозяйственной или продуктом ее переработки;
– продукция включена в Перечень, утверждаемый Правительством РФ;
– продукция не является подакцизной.

Расчетный метод исчисления НДС можно применять при условии, что сельхозпродукция закупается у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. А как быть, если товар приобретен у индивидуального предпринимателя?

Чиновники пояснили, что при покупке сельхозпродукции у предпринимателя расчет НДС надо производить исходя из полной стоимости продаваемой продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 7 декабря 2006 г. № 03-04-11/234). При этом факт того, что индивидуальный предприниматель не признается плательщиком НДС (например, применяет «упрощенку»), значения не имеет. Надо сказать, что такую позицию финансистов поддерживают и суды (постановление ФАС Центрального округа от 8 октября 2008 г. № А36-528/2008).

Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки утвержден постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383. Он является исчерпывающим и не может толковаться расширительно. Поэтому при приобретении продукции, не поименованной в нем, в случае ее дальнейшей реализации расчетная ставка не применяется.

Бывает, что компания приобретает не саму сельскохозяйственную продукцию, а продукты ее переработки, скажем не мясо, а мясные полуфабрикаты. В этом случае необходимо быть предельно внимательным. Финансисты считают, что продукт переработки также должен быть поименован в Перечне. Как, в частности, молоко и молокопродукты. Если же продукт переработки в этом документе не указан, то рассчитывать НДС с межценовой разницы нельзя (письмо Минфина России от 26 января 2005 г. № 03-04-04/01). Такой же позиции придерживаются и некоторые суды (см., например, постановление № А36-528/2008).

Приобретенная у физических лиц продукция может быть как просто перепродана, так и доработана перед продажей. Скажем, мясо можно переработать в кулинарные изделия (котлеты или тефтели), папоротник засолить, из ягод сварить варенье. Будут ли в этом случае применяться положения пункта 4 статьи 154 Налогового кодекса РФ?

Финансисты считают, что при реализации продуктов переработки НДС следует исчислять с полной стоимости реализуемой продукции (письмо № 03-04-04/01). Свою позицию чиновники аргументируют тем, что налог на добавленную стоимость рассчитывается с межценовой разницы только при реализации продукции, указанной в Перечне. Если же продукция в нем не поименована, то НДС определяется в общеустановленном порядке.

Некоторые суды также поддерживают данную точку зрения (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 июня 2009 г. № Ф04-2975/2009(6522-А03-42)).

Но есть и другое мнение, в соответствии с которым при реализации продуктов переработки сельскохозяйственного продукта НДС разрешено исчислять с межценовой разницы. В основе этой позиции лежит постулат о том, что при неурегулированности налогового законодательства все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ). Поэтому некоторые суды поддерживают компании (постановления ФАС Уральского округа от 8 мая 2009 г. № Ф09-2751/09-С2, ФАС Северо-Кавказского округа от 16 января 2007 г. № Ф08-6441/06-2826А).

Компании, рассчитывающие НДС с межценовой разницы, должны заполнять счета-фактуры в особом порядке, который разъяснен в письме ФНС России от 28 июня 2005 г. № 03-1-03/1114/13@. Так, согласно разъяснениям, счет-фактура оформляется следующим образом:
– в графе 7 «Налоговая ставка» указывается ставка налога 18/118 или 10/110 с пометкой «с межценовой разницы»;
– в графе 8 «Сумма налога» приводится сумма налога, исчисленная с разницы между ценой реализации и ценой приобретения;
– в графе 9 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, всего с учетом налога» отражается стоимость реализуемой сельскохозяйственной продукции, закупленной у населения, и продуктов ее переработки.

Важно запомнить

Если компания закупила сельхозпродукцию (продукты ее переработки) у физических лиц, причем эта продукция включена в специальный Перечень, НДС при ее реализации исчисляется в особом порядке. А именно с разницы между ценой продажи и ценой покупки.

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №9, сентябрь 2010 г.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли индивидуальный предприниматель, занимающийся розничной торговлей в магазине, находящимся на УСН, приобретать фрукты и овощи у населения, оформлять по этим сделкам закупочный акт? Если да, то в каком количестве, на какую сумму (закупка осуществляется еженедельно, закупается от картошки, морковки до экзотических фруктов)? Является ли закупочный акт подтверждением расходов, связанных с приобретением плодоовощной продукции?


Законодательством не установлен запрет на приобретение продуктов питания у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и на их последующую реализацию.
Косвенно это подтверждает и наличие в НК РФ таких норм, как п. 4 ст. 154 НК РФ, устанавливающий специальную норму для исчисления НДС налогоплательщиками, и в котором есть ссылка на Перечень сельхозпродукции, утв. Постановлением Правительства РФ N 383.
Кроме того, при приобретении продукции у населения, у ИП - покупателя не возникает обязанности налогового агента, а у физического лица - продавца не возникает обязанности уплаты НДФЛ в бюджет, но только при одновременном выполнении двух условий:
1) общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (в размере 0,5 га);
2) ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.
Таким образом, закупать овощи и фрукты у населения можно, при этом ограничений по количеству в законодательстве также не содержится.

Документальное оформление

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
До введения в действие Закона N 402-ФЗ основным документом, который оформлялся при приобретении сельхозпродукции у граждан, являлся закупочный акт (ф. ОП-5).
И несмотря на то, что с момента вступления в силу Закона N 402-ФЗ форма закупочного акта не является обязательной для применения, она по-прежнему не утратила своей актуальности.
Поэтому при приобретении продуктов у населения ИП вправе использовать форму ОП-5 либо на ее основе разработать свою форму, дополнив ее необходимыми реквизитами.
Приобретенные товары принимаются на склад по накладной (п. 7.7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, далее - Методические рекомендации).
На проведение закупки ответственному лицу выдается аванс из кассы организации (п. 7.5 Методических рекомендаций). Лица, получившие деньги под отчет на закупку товара у населения, должны представить авансовый отчет о фактическом использовании выданных им сумм с приложением утвержденного ИП закупочного акта и копии накладной о сдаче товаров (п. 7.8 Методических рекомендаций).
Документами, фактически подтверждающими расходы в случае приобретения товаров (работ, услуг) у физического лица, могут быть расписки в получении физлицом денежных средств. Это вытекает из положений п. 2 ст. 408 ГК РФ, согласно которому кредитор, принимая исполнение обязательства, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения обязательства полностью или в соответствующей части (письма Минфина России от 10.04.2013 N 03-11-11/142, от 09.11.2012 N 03-04-05/7-1265, письмо УФНС России по г. Москве от 12.01.2011 N 20-14/4/000752@, письмо ФНС России от 06.05.2009 N ШС-22-3/370@).
В качестве такой расписки могла бы выступать подпись физического лица в закупочном акте, являясь подтверждением получения денег от ИП либо его представителя.
Закупочный акт можно не оформлять, но тогда в этом случае при закупке продуктов у населения нужно будет оформить комплект документов, предусмотренный при заключении сделок купли-продажи, т.е. договор купли-продажи; акт приемки товаров; документы, подтверждающие оплату товаров (расходный кассовый ордер, авансовый отчет (при оплате наличными денежными средствами), платежное поручение (при осуществлении безналичных расчетов (письмо Минфина России от 14.07.2011 N 03-11-11/181) и т.д.).
Поэтому ИП вправе выбрать любой из вариантов документального оформления.

Учет сельхозпродукции, приобретенной у населения, в составе расходов и возможные налоговые риски

Продукция, приобретенная у населения, учитывается для целей налогообложения в том же порядке, что и купленная по договорам с организациями или индивидуальными предпринимателями. То есть на основании указанных выше документов расходы на приобретение овощей и фруктов могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ (по мере реализации товаров), при условии их экономической обоснованности (пп. 23 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17, ст. 252 НК РФ, смотрите также п. 2 письма Минфина России от 23.12.2016 N 03-11-11/77461, письма Минфина от 17.02.2014 N 03-11-09/6275, ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1891).
Отметим, что важной особенностью первичных документов, оформляемых при совершении сделок с гражданами, является наличие в них паспортных данных продавца. Полагаем, что вместо паспортных данных гражданина в первичном документе может быть указан его ИНН.
По ИНН налоговые органы могут без труда установить личность продавца - физического лица и провести в его отношении контрольные мероприятия (например, допросить в качестве свидетеля в рамках ст. 90 НК РФ по факту продажи сельхозпродукции).
Какие факты могут поставить под сомнение действительность закупки продукции у конкретного гражданина или заявленных объемов и явиться в последующем причиной в отказе принятия расходов при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?
Причиной могут послужить:
- несоответствие (искажение) паспортных данных физического лица или ИНН, указанных в документах, тем сведениям, которые имеются у налогового органа;
- отсутствие подписи продавца;
- широкий ассортимент овощей и фруктов (к примеру, "экзотических" ананасов и киви, в количестве, превышающем возможность их выращивания в существующих климатических условиях (смотрите, к примеру постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2007 по делу N А31-9242/2005-15, в котором судьи признали содержащуюся в закупочных актах информацию недостоверной, потому что в течение 15 дней у четырех физических лиц приобретено свыше 23 тонн грибов, являющихся скоропортящейся продукцией, т.е. каждый день приобреталось нереальное количество грибов - от 2,5 тонн до 10 тонн));
- удаленность места жительства продавца от места нахождения ИП при отсутствии документов, подтверждающих доставку продукции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

26 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Многие организации опасаются покупать товары у физлиц. И зря. Цена на них, как правило, ниже, налоговые последствия вполне адекватные. Хотя без нюансов, как водится, никуда. Какие документы надо оформить? Представлять ли контролерам справки 2-НДФЛ на граждан-поставщиков? Как учесть подержанное основное средство? Применять ли ККТ?Давайте разбираться.

Покупка товаров у физлиц – не такое уж и редкое явление. Зачастую фирмы покупают что-то нужное у своих учредителей, руководителей или иных сотрудников. Но порой машину, компьютер, необходимое оборудование, запчасти, стройматериалы и т. д. выгодно приобрести и у каких-то сторонних граждан. А некоторые организации сотрудничают с физлицами регулярно. Взять хотя бы покупателей сельхозпродукции – в большинстве своем это магазины, предприятия общепита и производители продуктов питания. Каковы особенности подобных сделок?

Удобный закупочный акт

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса РФ сделки компаний с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.

Для многих оптимальный вариант – закупочный акт, одновременно выполняющий функции договора купли-продажи и акта приема-передачи. Минфин России ничего против не имеет. Но тогда закупочный акт должен содержать все условия сделки: наименование и количество продукции, единицу измерения, цену и итоговую сумму, место закупки, должность и фамилию представителя организации, сведения о продавце (паспортные данные и адрес места жительства). Это подчеркнуто в письме от 4 августа 2014 г. № 03-04-06/38361.

Пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ позволяет предприятию разработать форму закупочного акта самостоятельно. Ориентироваться можно на форму № ОП-5, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года № 132. Как правило, компании берут ее за основу и дорабатывают под себя, удаляя ненужные графы, добавляя необходимые, переименовывая графу «Сельскохозяйственные продукты» (если покупают что-то иное) и т. д. Главное, чтобы документ содержал обязательные реквизиты, оговоренные пунктом 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. Тогда он будет фиксировать взаимоотношения сторон и являться основанием для оприходования активов в бухгалтерском и налоговом учете организации. Больше никаких бумаг оформлять не требуется (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 июня 2004 г. № А74-438/03-К2-Ф02-1999/04-С1 и от 15 декабря 2010 г. № А78-7669/2009).

Закупочный акт составляется в двух экземплярах и визируется сторонами в момент приобретения продукции. Один экземпляр передают продавцу, второй фирма оставляет себе. Отметим, что в форме № ОП-5 предусмотрена строка «Удержан подоходный налог в сумме, руб.». Однако удерживать НДФЛ компания в данном случае не должна. Подробнее об этом – чуть позже.

Стороны вправе пойти и по альтернативному пути – составлять договор купли-продажи (общие положения о нем прописаны в ст. 454-491 ГК РФ), а передачу товара фиксировать отдельным актом. В таком случае все условия сделки закрепляют в договоре, акт же при этом упрощают (ссылаясь в нем на контракт). Возможен и третий вариант – стороны прописывают в договоре, что имущество передается покупателю при заключении такового. Тогда составлять отдельный акт не обязательно.

Случаи применения упомянутых документов компании следует обговорить в учетной политике.

Берем товар для перепродажи: здравствуй, ККТ!

Стороны вправе сами выбрать способ расчетов и прописать его в договоре (закупочном акте). Например, указать, что товар оплачивается по безналу на банковскую карту физического лица, и привести реквизиты для перевода денег. Либо обговорить, что предприятие рассчитывается с продавцом наличными.

В первом случае факт перечисления средств подтверждается платежкой и выпиской по расчетному счету фирмы-покупателя. А во втором, то есть при выплате продавцу денег из кассы, компания составляет расходник по форме № КО-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

А надо ли компании пробивать кассовый чек? Специалисты финансового ведомства не раз отмечали: в общем случае при выплате предприятием денег физлицу за товары применять ККТ и выдавать чек не нужно (письма от 11 декабря 2018 г. № 03-01-15/89828, от 10 августа 2018 г. № 03-01-15/56554). При этом чиновники подчеркивают, что граждане в любом случае контрольно-кассовую технику не применяют, поскольку п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ возлагает подобную обязанность исключительно на организации и предпринимателей.

Но из этого правила есть одно исключение. Если компания приобретает у физлиц (в том числе, через подотчетников) товары для перепродажи, то пробить кассовый чек она обязана. Налоговая служба предписывает так поступать в письме от 14 августа 2018 г. № АС-4-20/15707.

Если же компания приобретает у физлиц (в том числе через подотчетников) товары для перепродажи, то пробить кассовый чек она обязана. Налоговая служба предписывает так поступать в письме от 14 августа 2018 г. № АС-4-20/15707. Причем это касается расчетов как наличкой, так и в безналичном порядке (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, письмо Минфина России от 15 июня 2018 г. № 03-01-15/41171).

Важно, что 100-тысячный лимит расчетов наличными на суммы, выплачиваемые компаниями физлицам, не распространяется (п. 5 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У, Постановление АС Московского округа от 10 января 2019 г. № Ф05-9223/2018).

НДФЛ не удерживаем, справки не подаем

Граждане, продающие имущество, принадлежащее им на праве собственности, самостоятельно исчисляют НДФЛ с доходов от такой сделки и уплачивают его в бюджет. Это следует из положений статей 226 и 228 Налогового кодекса РФ. Фирма-покупатель в данном случае налоговым агентом не является, стало быть, ничего удерживать не должна. Чиновники заостряли на этом внимание неоднократно (письма Минфина России от 11.04.2012 г. № 03-04-05/3-484 и от 12 марта 2008 г. № 03-04-06-01/55, ФНС России от 01 августа 2012 г. № ЕД-4-3/12769@). У служителей Фемиды идентичная точка зрения (см. постановления ФАС Центрального округа от 17 февраля 2011 г. № А35-7103/2009, ФАС Поволжского округа от 15 мая 2009 г. № А65-6772/2008 и Западно-Сибирского округа от 27 марта 2007 г. № Ф04-1746/2007(32835-А03-7), оставленное в силе Определением ВАС РФ от 26 июля 2007 г. № 8910/07).

Таким образом, форму 6-НДФЛ подобные сделки никоим образом не затронут. Более того, организация не должна представлять фискалам сведения о доходах, выплаченных гражданам-продавцам (то есть, справки 2-НДФЛ). Ведь ст. 230 НК РФ устанавливает данную обязанность только для налоговых агентов. Так считают и чиновники (письма Минфина России от 7 марта 2014 г. № 03-04-06/10185 и от 27 февраля 2013 г. № 03-04-06/5607, ФНС России от 19 мая 2008 г. № 3-5-04/19), и судьи (постановления ВС РФ от 6 декабря 2005 г. № 72-ад05-3, ФАС Московского округа от 21 июня 2010 г. № КА-А40/6150-10 и Поволжского округа от 18 мая 2009 г. № А12-16391/2008, оставленное в силе определением ВАС РФ от 21 июля 2009 г. № ВАС-8842/09).

Если компания купила у гражданина машину и какое-то время использовала ее в своей деятельности, то при продаже такого авто НДС-базу определяют в обычном порядке. Не будет льготы и при продаже авто, полученного от физлица в качестве отступного.

Овощи-фрукты, петрушка-зеленушка

Как уже отмечалось, компании нередко покупают у населения овощи, фрукты, мясо, рыбу и т. д. Поговорим об этом чуть подробнее.

Важно, что сельхозпродукция является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Это следует из пункта 2 статьи 38 Налогового кодекса РФ, статей 128 и 130 Гражданского кодекса РФ, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ.

То же самое и с собранными физлицами ягодами, орехами, грибами и т. д., выловленной рыбой, добытыми дикими животными (ст. 20, п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 34 Лесного кодекса, ст. 221 ГК РФ). Значит, все вышесказанное полностью справедливо и при приобретении у граждан подобной продукции.

Имейте в виду, что статья 21 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 запрещает реализацию и использование для пищевых целей ряда продуктов, если они не подвергались ветеринарно-санитарной экспертизе.

Речь идет о мясе, молоке, яйцах, кормах и др. Поэтому обязательно требуйте у сдатчиков соответствующие документы (ветеринарные справки и т. п.). Так что обязательно требуйте у сдатчиков соответствующие документы (ветеринарные справки и т.п.).

Грибам – отдельное внимание. Как известно, они могут вызвать сильнейшее отравление. Если вы имеете дело с подобными дарами природы, неукоснительно следуйте предписаниям «грибных» Санитарных правил СП 2.3.4.009-93 (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 20.08.1993 № 10). В частности, запрещено покупать у населения грибы в переработанном виде (письмо Минфина России от 12 декабря 2007 г. № 03-04-06-01/437).

Организация может проинформировать продавцов, что те вправе не платить НДФЛ по доходам:

  • от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства и растениеводства (п. 13 ст. 217 НК РФ). Правда, это возможно лишь при одновременном соблюдении нескольких условий, также перечисленных в данной норме Кодекса. Иначе налогообложение производится в обычном порядке (письмо Минфина России от 18 февраля 2013 г. № 03-04-05/6-111);
  • продажи дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и т. д. (п. 15 ст. 217 НК РФ);
  • реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой в результате любительской и спортивной охоты (п. 17 ст. 217 Кодекса). Но для этого должны соблюдаться условия, установленные п. 11 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ (письмо Минфина России от 4 августа 2014 г. № 03-04-06/38361).

Однако использование данных поблажек, в том числе соблюдение необходимых для этого предписаний, – всецело забота граждан-поставщиков.

Компания тут в любом случае ни при чем. Ее дело – сторона.

Граждане, продающие имущество, принадлежащее им на праве собственности, самостоятельно исчисляют НДФЛ с доходов от такой сделки и уплачивают его в бюджет. Таким образом, форму 6-НДФЛ подобные сделки никоим образом не затронут. Более того, организация не должна представлять фискалам сведения о доходах, выплаченных гражданам-продавцам (то есть, справки 2-НДФЛ).

Работник-продавец

В части страховых взносов тоже все гладко: выплаты в рамках гражданско-правовых договоров, по которым происходит переход права собственности на имущество, от них освобождаются (п. 4 ст. 420 НК РФ). Со взносами по травме аналогичная картина (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Но имейте в виду: если организация покупает сельхозпродукцию у своих работников, фискалы вполне могут заподозрить ее в выплате таким способом неофициальной зарплаты. Со всеми вытекающими в части НДФЛ и взносов.

Однако если компания докажет, что операции были реальны, а ее действия преследовали разумные экономические цели, арбитры предприятие, скорее всего, поддержат. Наглядный пример – Постановление ФАС Центрального округа от 17 февраля 2011 года № А35-7103/2009. В нем суд указал: представленные бумаги подтверждают реальность сделок, их разумные деловые и хозяйственные цели. Молоко покупалось у работников для откорма животных, а другая продукция – мясо, рыба, сахар, зерно, мука – для приготовления пищи в столовой. Против компании не сыграли даже дефекты оформления документов по приему сельхозпродукции.

По мнению судей, присутствие этих погрешностей не опровергает фактического наличия данных товаров.

«Прибыльные» опасности

Приобретение у физлиц товаров, сырья, материалов, основных средств отражается в налоговом учете в том же порядке, что и покупка данных ценностей у организации. При этом первичка должна быть в идеальном состоянии, а расходы – экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Иначе у компании возникнут проблемы.

Следите за тем, чтобы в закупочных актах содержались полные и достоверные сведения. Если выяснится, например, что по перечисленным адресам физлица не проживали, а паспорта с указанными в актах данными продавцам не выдавались, компания вполне может поплатиться (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11 октября 2006 г., 4 октября 2006 г. № Ф03-А73/06-2/ 3360).

Удостоверьтесь в личности продавца. Случай из жизни – в первичке на приобретение продукции у частного лица оказались сведения из паспорта совсем другого гражданина, утерянного им несколько лет назад. Причем сам этот человек в момент совершения сделки отбывал наказание в исправительной колонии и отрицал свою причастность к данным хозоперациям. В результате фирма лишилась расходов, несмотря на то, что товар был действительно ею куплен, оприходован и впоследствии реализован (Постановление ФАС Поволжского округа от 9 августа 2012 г. № А12-22472/2011, оставленное в силе Определением ВАС РФ от 19 декабря 2012 г. № ВАС-16290/12).

Также надо проконтролировать, чтобы во всех закупочных актах стояли подписи продавцов. Конечно, есть примеры судебных решений, в которых компаниям в отсутствие таких автографов все равно удалось доказать факт приобретения продукции (Постановление ФАС Поволжского округа от 7 августа 2009 г. № А57-14214/2008 и др.).

Однако терять время, силы и испытывать судьбу – занятие не из приятных.

Сразу предостережем от того, чтобы в подобной ситуации подделывать подписи продавцов. Обман вполне могут раскрыть с помощью почерковедческой экспертизы, и тогда – прощай, расходы (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2009 г. № А52-5063/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 6 мая 2009 г. № А53-17846/2008).

Ревизоры наверняка заподозрят неладное и в случае, когда объем приобретенной у «физиков» продукции зашкаливает за все разумные пределы.

Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 14 мая 2007 года № А31-9242/2005-15 пришел к выводу, что в закупочных актах содержится недостоверная информация. Ведь компания ежедневно приобретала у четырех физических лиц нереальное количество грибов – от 2,5 до 10 тонн. В итоге «прибыльных» расходов компания лишилась.

Без НДС-вычета, но с поблажками

Физические лица плательщиками НДС не являются (п. 1 ст. 143 НК РФ), в связи с чем не предъявляют организации-покупателю налог, который та могла бы принять к вычету.

Для компаний на ОСН это несомненный минус. Чего не скажешь о «доходных упрощенцах», которым такой вычет без надобности (в отличие, кстати, от их «доходно-расходных» коллег, списывающих «входной» НДС на затраты (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)).

Имейте в виду: определять налог расчетным методом, дабы впоследствии принять его к вычету, при таких покупках нельзя (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-2109/2007-875А).

Если же предприятие впоследствии будет это имущество реализовывать, придется начислить НДС на его продажную стоимость (подп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 154 Кодекса). Однако из этого правила есть два исключения, когда фирма исчисляет налог с межценовой разницы (то есть с цены реализации продукции с учетом НДС за минусом цены ее приобретения у граждан) с использованием расчетных ставок – 10/110 или 20/120. Благодаря подобной преференции организация заплатит налог в гораздо меньшем размере.

Первый случай – реализация купленной у «физиков» сельхозпродукции и продуктов ее переработки (кроме подакцизных товаров) из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 года № 383 (п. 4 ст. 154 НК РФ).

Покупки у предпринимателей-спецрежимников под действие этой нормы Кодекса не подпадают (см. письмо финансового ведомства от 7 декабря 2006 г. № 03-04-11/234, Постановление ФАС Поволжского округа от 3 декабря 2013 г. № А12-6633/2013).

Учтите – по мнению финансистов, данная льгота применима только при перепродаже фирмой упомянутой продукции.

Если же компания ее закупает, затем перерабатывает, после чего продает готовую продукцию, то налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализуемого, то есть в обычном порядке (письмо Минфина России от 11 июля 2017 г. № 03-07-14/43942).

Так же считают и некоторые судьи (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 8 июня 2009 г. № Ф04-2975/2009(6522-А03-42), Центрального округа от 8 октября 2008 г. № А36-528/2008). Однако у большинства арбитров иная точка зрения – они позволяют пользоваться льготой и переработчикам сырья (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 30 июля 2015 г. № 02-3273/2015, ФАС Уральского округа от 8 мая 2009 г. № Ф09-2751/09-С2, а также определения ВАС РФ от 11 декабря 2007 г. № 15613/07 и от 9 августа 2007 г. № 8061/07). Так что шансы отстоять свою позицию у компании очень даже неплохие.

Если компания приобретает продукцию у граждан одного населенного пункта, объединить все эти закупки в едином документе, по мнению юристов, нельзя. Ведь каждая такая сделка является двусторонней, а значит, со всеми продавцами надо оформлять отдельные договоры (закупочные акты).

Что с бухучетом?

С точки зрения бухгалтерского учета приобретение активов у «физиков» значимых особенностей не имеет. Единственное – большинство экспертов советуют использовать при таких сделках счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а не 60-й.

Понятно, что не будет проводки по отражению «входного» НДС со стоимости покупки. В остальном же все стандартно. В зависимости от того, что именно покупается (материалы (сырье), товары или основные средства), производят запись по дебету счета 10, 41 либо 08 и кредиту 76-го.

Андрей Веселов ,

кандидат экономических наук ,


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: