Ндс на медицинские изделия с 1 января 2022

Опубликовано: 02.05.2024


В частности, внесенными изменениями устраняются противоречия, сложившиеся между Законом № 323-ФЗ[2], другими нормативно-правовыми актами РФ и нормативно-правовыми актами ЕАЭС в рамках перехода к единому рынку обращения медицинских изделий, а также, по аналогии с законодательством об обращении лекарственных средств, вводится отдельное регулирование обращения некоторых видов незарегистрированных медицинских изделий, что востребовано в связи с персонализацией медицины.

Изменения в порядке регистрации и обращения медицинских изделий

Положения ранее действовавшей редакции Закона № 323-ФЗ о государственной регистрации медицинских изделий, государственной пошлине за нее, о содержании государственного реестра медицинских изделий и их производителей, а также определение «недоброкачественного медицинского изделия» приведены в соответствие с нормативными актами ЕАЭС.

Внесенные изменения устраняют пробел правового регулирования, давая прямые ответы на давно существующие на практике вопросы о соотношении срока действия регистрационного удостоверения (РУ) или данных регистрационного досье со сроком службы (сроком годности) медицинских изделий, выпущенных в оборот. Теперь прямо допускается обращение медицинского изделия в течение его срока службы (срока годности), несмотря на то, что срок действия РУ на него истек, либо несмотря на то, что такое медицинское изделие было произведено в соответствии с информацией старого регистрационного досье, но в пределах 180 календарных дней с даты внесения таких изменений в досье.

Дополнен перечень медицинских изделий, не подлежащих государственной регистрации, следующими позициями:

  • медицинские изделия, ввезенные на территорию РФ для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения Росздравнадзора;
  • медицинские изделия, произведенные в РФ для экспорта за пределы территории ЕАЭС и не предназначенные для применения на территории ЕАЭС;
  • медицинские изделия, произведенные в РФ для проведения опытно-конструкторских работ, исследований (испытаний);
  • медицинские изделия, представляющие собой укладки, наборы, комплекты и аптечки, состоящие из зарегистрированных медицинских изделий и (или) лекарственных препаратов, объединенных общей упаковкой, при условии сохранения вторичной упаковки или первичной упаковки лекарственного препарата в случае, если вторичная (потребительская) упаковка не предусмотрена, производителя (изготовителя) и маркировки.
С 1 января 2022 г. этот перечень также дополнится медицинскими изделиями для диагностики in vitro, предназначенными для применения в медицинской организации, их изготовившей.

Закон унифицирует и вводит отдельное регулирование для указанных незарегистрированных медицинских изделий, которое будет определяться нормативно-правовыми актами Правительства РФ и уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минздрава России).

Представляется, что нововведения, с одной стороны, упрощают обращение не подлежащих регистрации медицинских изделий, с другой стороны, могут затруднить его, особенно в условиях отсутствия упомянутых специальных подзаконных нормативных актов.

Изменения в лицензировании деятельности по производству и обслуживанию медицинских изделий

При этом будет сохранен режим лицензирования деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий: с 1 января 2022 г. владельцы лицензий на деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники, в части технического обслуживания обязаны переоформить их до 1 января 2024 г. на лицензии на деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий. При переоформлении лицензии проверка соответствия лицензиата лицензионным требованиям не будет осуществляться, если лицензиат не вносит изменений в перечень выполняемых работ, оказываемых услуг.

Мониторинг безопасности медицинских изделий и государственный контроль

Изменения приводят положения Закона № 323-ФЗ в соответствие с требованиями нормативных актов ЕАЭС, в том числе вводят термин «неблагоприятные события», представляющие собой побочные действия, не указанные в инструкции по применению, а также нежелательные реакции, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.


Если оперативно не внести изменения в Налоговый кодекс РФ, то лекарства и медизделия из стран ЕАЭС, в том числе используемые в борьбе с COVID-19, с 2022 года могут вырасти в цене. В случае непродления для них льготного налогового режима со следующего года они будут облагаться НДС по ставке 20%, сообщает Минздрав в пояснительной записке к законопроекту, которым предлагается сохранить преференции для этой категории средств. В профильном комитете Госдумы по охране здоровья, а также в большинстве фракций инициативу готовы поддержать.

Зависит жизнь человека

Как выяснили «Известия», Минздрав просит оперативно принять поправки в ст. 149 и 164 второй части Налогового кодекса. Ведомство предлагает продлить льготный режим для лекарств и медизделий из стран ЕАЭС, часть которых не облагается налогом, а часть ввозится по 10-процентной ставке НДС. Речь идет о более 30 тыс. товаров, в том числе о препаратах от коронавирусной инфекции и медизделиях для борьбы с ней (тесты для определения COVID-19, медицинские маски, респираторы, аппараты искусственной вентиляции легких), а также об изделиях, необходимых для лечения сердечно-сосудистых, хирургических, стоматологических, гинекологических, офтальмологических, невралгических и других заболеваний.

«В случае если оперативно не будут внесены изменения в кодекс, то с 1 января 2022 года медицинские изделия, обращение которых сохранится на территории РФ, будут облагаться НДС по налоговой ставке 20%, что приведет к резкому увеличению финансовой нагрузки на всю систему здравоохранения через увеличение стоимости закупаемого оборудования и, как следствие, к недостижению целевых показателей, установленных национальным проектом «Здравоохранение», — говорится в пояснительной записке к законопроекту, который имеется в распоряжении «Известий».

В документе уточняется, что срок льготного налогообложения ограничен 31 декабря 2021 года. Поэтому ведомство просит сохранить налоговые преференции для медицинских изделий на территории России и после этого срока.

По информации «Известий», документ может быть внесен в Госдуму в начале лета. Однако вряд ли парламент успеет рассмотреть его до конца весенней сессии, последнее заседание которой пройдет 24 июня. Тем не менее в профильном комитете Госдумы готовы его поддержать.

— Мне кажется, это очень разумное предложение. Хотя мы еще не получали такого документа и не прорабатывали его. Когда мы его получим, то обязательно обсудим с экспертным сообществом, у нас в комитете работает более 500 экспертов со всей страны. Впрочем, уже сейчас можно сказать, что это очень важная инициатива, так как особенно сегодня нам необходимо обеспечивать доступность и качество медицинской помощи и медицинских изделий, а это напрямую связано с ценовой политикой, — заявил «Известиям» глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.

По его словам, поправки имеют особе значение, если речь идет о жизненно важных препаратах для граждан.

— Это могут быть медицинская техника, маленькие катетеры или, например, стент — он маленький по размеру, но от него напрямую зависит жизнь человека, — пояснил парламентарий «Известиям».

Как сообщили в Минэке, проект Минздрава поступил в министерство и находится на рассмотрении. «Известия» направили запросы в Минздрав и Минфин.

Не допустить роста цен

Во фракциях Госдумы готовы поддержать законопроект. По мнению депутатов, нельзя допустить роста цен на медизделия и лекарства.

— Мы должны понимать, что наличие любых льгот отражается на конечной цене товара или услуги. То есть если налог появится, то за него в конечном итоге заплатит потребитель. Для граждан это будет очень ощутимо, — заявил «Известиям» зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

По его словам, в целом из-за пандемии доходы населения упали, а дополнительное увеличение стоимости лекарств и медизделий может привести к росту социальной напряженности, поэтому законопроект необходимо принимать, но одновременно развивать свое производство и поддерживать собственные предприятия.

— Думаю, мы поддержим этот законопроект, потому что сейчас не время поднимать цены на медицинские препараты. Но нам надо добиться, чтобы условия работы для производителей из ЕАЭС и из РФ были одинаковыми, — пояснил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.

Первый зампред комитета по экономической политике, член фракции КПРФ Николай Арефьев также считает, что инициатива Минздрава заслуживает поддержки.

— Производство лекарств надо поддерживать. У нас сильно не развит этот рынок, пока нам нужно, чтобы наши компаньоны из ЕАЭС в этом активно участвовали. Поэтому, думаю, что продлевать эти льготы надо, — заявил «Известиям» депутат.

В «Единой России» пообещали дать оценку законопроекту, после того как он будет внесен в Госдуму.

Глава политической экспертной группы Константин Калачев считает, что если речь идет о препаратах, которые не производятся в нашей стране или не выпускаются в достаточном количестве, то инициативу нужно поддержать. По его словам, в СМИ часто можно услышать жалобы от тяжелобольных граждан о нехватке тех или иных медикаментов, поэтому политику импортозамещения лекарственных средств следует продолжать развивать.

Письмо Федеральной налоговой службы № СД-4-3/6930@ от 23.04.2020

Статья 164 Налогового кодекса предусматривает несколько вариантов ставок налога на добавленную стоимость – 0%, 10%, 20% и расчетную ставку. Поскольку медицинские изделия являются социально значимыми товарами, для их импорта и реализации установлен ряд льгот в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ.

ФНС России в письме от 23.04.2020 № СД-4-3/6930@ сообщила, какая ставка НДС используется при продаже медицинских изделий, предназначенных для борьбы с COVID-19.

У кого 10 % НДС

По ставке 10% облагают продажу медицинских товаров как отечественного, так и зарубежного производства. К таким товарам относят:

лекарственные средства, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;

медицинские изделия, за исключением важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, при представлении в налоговую инспекцию регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Виды медицинских товаров можно определить в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Перечни кодов видов указанных изделий медицинского назначения утверждены постановлением Правительства России от 15.09.2008 г. № 688.

Наличие регистрационного удостоверения

В силу пункта 4 ст. 164 НК РФ при реализации медизделий по перечню используется 10-процентная ставка с условием, что в инспекцию предоставлено регистрационное удостоверение.

Так, приведенные в указанных перечнях коды нужно применять в отношении медицинских товаров российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.

Поэтому в отношении медицинских изделий, на которые регистрационные свидетельства отсутствуют, в том числе по причинам истечения срока действия регистрационного удостоверения и незавершенности процедуры перерегистрации, ставка НДС в размере 10% не применяется.

Коронавирусные послабления

Согласно пункту 10 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 430 "Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия" разрешена реализация не зарегистрированных в Российской Федерации медицинских изделий одноразового использования по перечню, предусмотренному приложением к данному документу, без получения разрешения, если указанные изделия зарегистрированы в установленном порядке в стране-производителе.

Это значит, что можно продавать незарегистрированные в России одноразовые медизделия специального назначения по утвержденному списку. Получение разрешения Росздравнадзора не требуется, если изделия прошли регистрацию в стране-производителе. Это правило будет действовать до 2021 года.

Таким образом, в отношении противокоронавирусных медизделий из правительственного списка можно применять ставку 10 процентов, если они не зарегистрированы в РФ и поименованы в перечне медизделий, для которых действует ставка 10 процентов по постановлению № 688.

Действует упрощенная процедура регистрации медизделий

Отметим, что на период до конца 2020 года установлен упрощенный порядок регистрации серий (партий) медизделий.

Правила государственной регистрации медицинских изделий утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. №1416. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 г. № 299 в эти правила внесены поправки.

Установлен упрощенный порядок регистрации медицинских изделий, необходимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний, в том числе коронавируса. Это, в частности, такие товары:

изолирующие защитные костюмы;

смотровые и процедурные латексные перчатки;

одноразовые и многоразовые операционные халаты;

одноразовые и многоразовые изолирующие халаты;

многоразовые лицевые маски для обеспечения защиты дыхательных путей;

опудренные и неопудренные смотровые и процедурные печатки, изготовленные из полихлоропрена;

нестерильные бахилы, не проводящие электрический ток;

халаты для пациентов, предназначенные для одноразового и многоразового применения.

В общей сложности под новые правила подпадают 36 категорий самых важных в данный момент медицинских товаров. Государственная регистрация медицинского изделия, включенного в перечень, проводится однократно в отношении одного наименования медицинского изделия одного производителя (изготовителя).

Упрощенные правила касаются в том числе формирования пакета документов, предоставляемого в ответственный государственный орган на регистрацию.

Здесь важно то, что регистрационное удостоверение выдается до предоставления в Росздравнадзор доказательств качества, эффективности и безопасности.

Подтверждающие документы нужно представить в срок, не превышающий 150 рабочих дней со дня его государственной регистрации. По результатам экспертизы Росздравнадзор принимает решение о подтверждении государственной регистрации изделия или об ее отмене.

Как отмечают чиновники, это позволит в короткие сроки вводить в обращение медицинские изделия, необходимые для предупреждения распространения инфекционных заболеваний.

Какие медтовары освобождены от НДС в период пандемии

При импорте в Российскую Федерацию медицинских изделий по общему правилу налогообложение производится по ставке 10% (пп. 4 п. 2 и п. 5 ст. 164 НК РФ). Исключение составляет импорт важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий – реализация таковых освобождается от обложения НДС.

Ввозимые и реализуемые в России медицинские изделия первой необходимости освобождаются от уплаты НДС, если подтверждено целевое назначение продукции и декларация на товары зарегистрирована до 30 сентября 2020 года включительно.

Так, расширен перечень медицинских товаров, реализация которых на территории РФ и ввоз которых на территорию РФ освобождается от уплаты НДС. Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 г. № 1042, дополнен разделом V «Медицинские изделия первой необходимости, ввозимые на территорию РФ». В него включены:

препараты для использования в лечении коронавируса;

тесты для определения COVID-19;

аппараты искусственной вентиляции легких и ряд других товаров.

Соответствующее Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 419 вступило в силу 6 апреля 2020 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 16 марта 2020 года.

Подтверждающая цель ввоза товаров документация оформляется уполномоченными региональными органами власти. Бумаги должны свидетельствовать о бесплатной передаче изделий медучреждениям. Эти же документы необходимы для льгот по уплате ввозной таможенной пошлины.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

image_pdf
image_print

В статье проведём обзор значимых изменений, которые вступят в силу с 2021 года в отношении налога на добавленную стоимость: особенности исчисления, применение пониженных ставок, порядок заполнения декларации, система прослеживаемости и прочее.

НДС при импорте племенной продукции

В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.

НДС для медицинских изделий в период COVID-19

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 430 до 1 января 2021 года разрешена реализация одноразовых медицинских изделий, незарегистрированных в РФ, а также прочих товаров медицинского назначения, продажа которых облагается НДС по ставке 10%. 3

Письмо ФНС России от 23 апреля 2020 года № СД-4-3/6930 позволяет применять ставку НДС в 10% по отношению к медицинским изделиям, у которых отсутствует регистрационное удостоверение, будет достаточно того, что продукция официально зарегистрирована в стране производителя.

НДС при обеспечении сотрудников средствами индивидуальной защиты

На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.

Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.

Ставка НДС для книжной продукции

Постановление Правительства РФ от 9 октября 2020 года № 1643 расширяет перечень операций, к которым может применяться ставка НДС в размере 10%:

  • книжная продукция образовательного, научного или культурного характера, выпускаемая в электронном формате и распространяемая по сети Интернет и каналам спутниковой связи
  • книги на дисках и прочих носителях
  • электронные книги

Данная послабление не относится к рекламным изданиям. Информация рекламного характера не может превышать в книжной продукции 45 %.

НДС и безвозмездная передача имущества

Положение Федерального закона от 8 июня 2020 года № 172-ФЗ освобождает компании от уплаты НДС при осуществлении безвозмездной передачи имущества, которое используется для профилактики, диагностики или лечения вируса COVID-19.

Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, при этом принятый ранее к вычету налог восстанавливать не придётся.

Сделки с банкротами для НДС

В соответствии с Федеральным законом от 15 октября 2020 года № 320-ФЗ для целей налогообложения по НДС не могут признаваться операции по реализации товаров или имущественных прав, которые осуществляются несостоятельными должниками (банкротами). Соответствующие поправки были внесены в ст. 146 НК РФ и вступят в силу с 1 января 2021 года.

НДС для IT-компаний

С 1 января 2021 года освобождение по НДС будет предусмотрено только в отношении программного обеспечения, которое будет включено в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Не предусмотрено освобождение по НДС при реализации прав на использование программ, если они позволяют распространять любую рекламную информацию о программах. По-прежнему предусмотрено освобождение по уплате НДС для исключительных прав на изобретения, ноу-хау и прочее.

Если с будущего года программы будут приобретаться у иностранного продавца, то избежать налогообложения по НДС не получится. Чтобы получить право на вычет, компания должна убедиться, что потенциальный иностранный контрагент зарегистрирован на территории РФ и является плательщиком налогов. При этом в документах, договоре или платёжках должна содержаться информация о ИНН, КПП и быть выделена сумма НДС. Счета-фактуры в этом случае не предусмотрены, сведения необходимо отразить в Книге покупок.

Если иностранный партнёр не состоит на учёте на территории РФ, то компания не может выступать в качестве налогового агента, т.е. не должна начислять налог по этой операции и предъявлять его к вычету.

Формирование Единого реестра для российских IT-компаний осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 года № 1236.

Особенности перевозки морскими судами для целей НДС

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ расширен перечень операций, к которым будет применять нулевая ставка по НДС. Так с 1 октября 2020 года операции по перевозке товаров морскими судами из пункта отправления на территории РФ до пункта выгрузки или перегрузки с целью дальнейшего вывоза из РФ облагаются нулевой ставок по НДС.

Данный закон был принят в связи с Постановлением Конституционного суда РФ от 30 июня 2020 года № 31-П, который разбирал непростой случай, когда экспортёр заключил договор с перевозчиком на вывоз товаров на экспорт. В ходе исполнения договорных обязательств произошла поломка судна на территории РФ, в связи с чем экспортёр был вынужден заключить новый договор с другой транспортной компанией.

В рассматриваемом случае налоговые инспекторы посчитали, что у первой компании-перевозчика нет права на применении ставки НДС в 0% и доначислили сумму налога, ссылаясь на тот факт, что международная перевозка не состоялась.

Судья в своём решении поддержал сторону налогоплательщика и счёл обоснованным применение в учёте нулевой ставки.

Отказ от применения нулевой ставки НДС

Декларация НДС

Начиная с отчётности за IV квартал 2020 года, которую необходимо представить в налоговую инспекцию до 25 января, будут предъявляться новые требования к порядку заполнения декларации по НДС (см. подробнее Новые формы деклараций по НДС и налогу на имущество)

В 2021 году стоит ожидать новых изменений при заполнении декларации, связано это будет с внедрением механизма прослеживаемости импортных товаров.

Планируется, что изменения затронут отчётность начиная с III квартала 2021 года.

Налоговый мониторинг

В Госдуме РФ 11 ноября текущего года одобрили законопроект № 1025470-7, дающий право компаниям, находящимся на налоговом мониторинге, использовать заявительный порядок возмещения без банковской гарантии, поручительства и лимита на сумму ранее перечисленных налоговых сумм.

Данная мера позволит большему количеству плательщиков перейти на налоговый мониторинг.

Внедрение системы прослеживаемости товаров

В Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ внесены поправки, которые будут регулировать систему прослеживаемости ввозимых на территорию РФ товаров в рамках соглашения ЕАЭС от 29 мая 2019 года. Система создаётся для обеспечения контроля за легальным оборотом товаров на едином таможенном пространстве ЕАЭС, она начнёт функционировать с 1 июля 2021 года.

Система прослеживаемости представляет собой информационную систему по сбору, учёту и хранению информацию о товарах, подлежащих прослеживаемости, и связанных с ними операциями. Обязанность за организацию и ведение системы возложена на ФНС.

Правительством РФ будет устанавливаться перечень товаров, чья реализация попадёт под систему прослеживаемости, а также порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию. Налогоплательщики будут должны предоставлять сведения по операциям, а также документы с установленными реквизитами.

Счёт-фактура по прослеживаемым товарам должны будет составляться в электронном виде, в которой в обязательном порядке будет указываться регистрационный номер партии товара (РНПТ), состоящий из номера декларации на товары и номера партии, также будет указываться количественная единица измерения товара и его количество. При этом должны быть обеспечены условия, позволяющие получить электронную счёт-фактуру по ТКС с помощью оператора ЭДО (п. 1.2 ст. 169 НК РФ).

Допускается, что в одной счёт-фактуре может отражаться информация как по товарам, подлежащим прослеживаемости, так и обычным.

Исключениями, позволяющими не оформлять счёт-фактуру, являются:

  • реализация физическим лицам для личного потребления
  • при импорте товаров за рубеж

В соответствии с п.2 ст. 169 НК РФ отказом в вычете не может быть наличие ошибки в РНПТ, единице измерения или количестве товаров, подлежащих прослеживаемости.

Закон № 371-ФЗ позволяет налоговым инспекциям требовать у налогоплательщиков предоставления первичных и прочих документов по товарам, подлежащим прослеживаемости, при выявлении расхождений между декларацией по НДС и отчётом по товарам, подлежащим прослеживаемости, внутри документации одного налогоплательщика, а также при сверке сведений из деклараций, отчётов и совершённых операций у другого налогоплательщика.

 Фото: Донат Сорокин/ТАСС

"Чем быстрее мы внедрим эффективную систему, тем быстрее перейдем к вопросу об отмене НДС на золото. Я исхожу из того, что мы решим проблему, и НДС на золото может быть отменен с 1 января 2022 года, это наш план", - сказал замминистра.



Отмена НДС на золото в слитках обсуждается давно. Это поможет оживить рынок инвестиций в этот драгоценный металл, считает Татьяна Фиц, директор отдела взаимодействия с центральными банками и обсуждения государственной политики Всемирного совета по золоту. "Золото является безопасным активом и диверсификатором портфелей, что особенно важно во времена кризисов, таких как пандемия", - напоминает она.

Отмена НДС значительно стимулировала спрос в других странах. Например, после отмены НДС в Китае в 2004 году спрос резко вырос. Китай стал крупнейшим в мире рынком золотых слитков, при этом физический спрос в Китае составляет четверть мирового спроса, рассказала Фиц. Исследование Всемирного совета по золоту показывает, что отмена НДС на золотые слитки в России также окажет положительное влияние на рынок золота.

Маркировка должна максимально обелить ювелирный рынок и обеспечить прослеживаемость драгметаллов и камней от добычи до готового изделия. Сейчас сложно предсказывать результат от внедрения маркировки, но рынок однозначно вырастет. Неучтенное золото может составлять до 50-60 процентов от легального рынка в год.

"Когда вводили маркировку шуб, то закладывали оборот, в 5 раз превышающий легальный рынок. В результате объем рынка вырос в 10 раз", - сказал Моисеев. Насколько вырастет рынок драгметаллов, пока судить сложно, но рост будет точно обеспечен, уверен замминистра.

Тестирование системы начнется 1 декабря 2020 года, а с 1 января 2021 года на сайте Пробирной палаты появятся личные кабинеты, до 1 апреля их должны завести все участники рынка, сообщил руководитель палаты Юрий Зубарев. С 1 июля оборот ювелирных изделий без средств идентификации будет запрещен. Полностью перейти на систему маркировки планируется до 1 января 2023 года , после этого оборот изделий без физической маркировки будет под запретом. Зубарев также пояснил, как будут "маркироваться" металлы и камни: они будут прослеживаться документарно - по накладным и прочим документам. "Далее эти данные будут разноситься по индивидуальным изделиям. В момент появления изделия будет появляться индивидуальный идентификационный номер", - объяснил Зубарев.

Фото: Виктор Васенин/ РГ

Фото: Виктор Васенин/ РГ

Также он озвучил решение по вопросу маркировки готовых, но нераспроданных изделий. С 1 апреля 2021 года начнется выдача кодов для идентификации изделий и драгоценных камней, находящихся на остатке. 1 июля 2021 года станет важной вехой - с этого момента нельзя будет продавать новые изделия без нанесенной маркировки и изделия, выпущенные до 1 апреля 2021 года, без специальной бирки с идентификационным кодом.


Пурпурно-розовый овальный бриллиант из Якутии "Призрак Розы" был продан на торгах в Женеве за 26,6 миллиона долларов. Аукционный дом Sotheby's сообщил на своем сайте, что "неподражаемый, великолепный, шикарный и яркий" пурпурно-розовый бриллиант весом 14,83 карата продан за 24 393 000 швейцарских франков. Покупатель, по данным британской BBC, пожелал остаться неизвестным. Бриллиант овальной формы был назван в честь балета Михаила Фокина "Призрак Розы", впервые поставленного труппой Русского балета Михаила Дягилева в 1911 году. "Какое красивое и многозначительное название у этого великолепного русского камня, воспевающего достоинства его родины и, несомненно, вошедшего в ее историю", - говорится в описании лота на сайте Sotheby's.

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Редкие розовые бриллианты были впервые обнаружены в Индии в начале XVII века. Впервые о них написал французский купец Жан-Батист Тавернье, который в то время держал в своих руках европейскую торговлю бриллиантами с Индией. Розовые алмазы также добывают в Бразилии, Южной Африке, Танзании, Канаде, Австралии и, конечно, в России.

Самым крупным розовым алмазом, найденным в России, стал названный в честь легендарного танцовщика и хореографа "Нижинский" массой 27,85 карата. Именно из этого камня, добытого в июле 2017 года российской компанией "Алроса" на территории Республики Саха, изготовлен "Призрак Розы", проданный в Женеве.

Читайте также: