Ндс на корма для животных

Опубликовано: 02.05.2024

Документ полезен? 0 m n 0

О ставке НДС при ввозе на территорию РФ кормовых добавок, не являющихся готовым кормом (готовым продуктом).

В связи с письмом от 18 апреля 2019 г., а также письмом от 18 апреля 2019 г. о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при ввозе на территорию Российской Федерации кормовых добавок Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Абзацем десятым подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что при реализации продовольственных товаров, в том числе зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, применяется налоговая ставка по НДС в размере 10 процентов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки по НДС, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 164 НК РФ.

Согласно последнему абзацу пункта 2 статьи 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден в том числе перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень), который не включает конкретные торговые знаки продовольственных товаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 1487 в Перечень внесены изменения, согласно которым в Перечень включен код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) 2309 90 "Продукты, используемые для кормления животных (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий)".

В связи с этим с 1 апреля 2019 года при ввозе и реализации на территории Российской Федерации кормов растительных, кормов животных сухих, премиксов, кормовых добавок, комбикормов, концентратов белково-витаминно-минеральных, концентратов амидо-витаминно-минеральных, концентратов и смесей кормовых применяется налоговая ставка по НДС в размере 10 процентов.

Что касается применения НДС в отношении кормовых добавок до 1 апреля 2019 года, сообщаем, что в перечень (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2019 года) были включены позиции "Корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)" и "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".

В примечании к группе 23 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), указано, что в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.

Согласно судебной практике суды приходят к выводу о необоснованном применении налоговой ставки по НДС в размере 10 процентов для целей обложения НДС операций по ввозу на территорию Российской Федерации кормовых добавок для животных в случае, если ввезенные налогоплательщиками НДС соответствующие кормовые добавки не являются готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, и по своему составу являются химическим продуктом, употребление которого животными невозможно без добавления в корм (например, определения Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2019 года N 303-ЭС19-1582, от 6 августа 2018 года N 303-КГ18-10893, от 11 сентября 2018 года N 308-КГ18-13197).

Таким образом, поскольку изменения в Перечень, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 1487, применяются с 1 апреля 2019 года, то при ввозе до указанной даты в Российскую Федерацию кормовых добавок, не являющихся готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, применяется ставка НДС в размере 20 процентов (до 1 января 2019 года - 18 процентов).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каковы ставки НДС по кормам растительного происхождения (силос, сено, солома, сенаж) в 2020 году?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации кормов растительного происхождения (силоса, сена, соломы, сенажа) применяется ставка НДС десять процентов.

Обоснование вывода:
В общем случае при исчислении НДС применяется налоговая ставка 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В свою очередь, при реализации отдельных видов товаров налогообложение производится по пониженной ставке 10%.
Коды видов продукции, подлежащих обложению по ставке НДС 10%, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД), а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), определяются Правительством РФ (последний абзац п. 2 ст. 164 НК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (далее - Постановление N 908) утверждены следующие перечни кодов видов продовольственных товаров:
- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации (далее - Перечень ОКПД);
- Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по ставке 10% при ввозе на территорию РФ (далее - Перечень ТН ВЭД).
Для применения пониженной налоговой ставки НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКПД или ТН ВЭД (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, письма Минфина России от 29.10.2018 N 03-07-07/77566, от 17.03.2017 N 03-10-11/15618, от 13.08.2015 N 03-07-13/1/46756).
При рассмотрении вопроса о применении ставки НДС в размере 10% в отношении товаров, в частности реализуемых в РФ, следует руководствоваться как кодами Перечней ОКПД и ТН ВЭД, так и наименованием товара (письмо Минфина России от 03.04.2018 N 03-07-07/21499).
Иными словами, налогоплательщик вправе применять налоговую ставку НДС 10% при реализации продукции, поименованной в вышеуказанных Перечнях.
В отношении реализации продукции, не включенной в них, применяется общая ставка НДС, указанная в п. 3 ст. 164 НК РФ (письма Минфина России от 19.06.2018 N 03-07-07/41742, от 23.04.2018 N 03-07-07/27259, от 03.04.2018 N 03-07-07/21283, ФНС России от 07.03.2017 N СД-4-3/4095@). При этом специалисты финансового ведомства сообщают, что присвоение продукции кода по ОКПД подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (письма Минфина России от 25.02.2019 N 03-07-11/12108, от 21.02.2019 N 03-07-11/11371, от 19.02.2019 N 03-07-07/10290).
В рассматриваемой ситуации речь идет о кормах растительного происхождения - силос, сено, солома, сенаж. При этом в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня ОКПД под кодом 10.91.10.110 значится категория продукции "Растительные корма", которая принадлежит виду "Корма готовые для сельскохозяйственных животных (кроме муки и гранул из люцерны)" с кодом 10.91.10.
Кроме того, в Перечне ТН ВЭД в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2309 90 поименованы продукты, используемые для кормления животных (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий).
Таким образом, растительные корма упоминаются как в Перечне ОКПД, так и в Перечне ТН ВЭД. Соответственно, при их реализации применяется ставка НДС десять процентов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Ставка НДС 10%.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

С 1 апреля 2019 года сразу на несколько категорий ввозимых товаров была изменена ставка НДС. Некоторые продовольственные товары, ввозимые на территорию России, облагаются льготным НДС. Их перечень в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС утвержден правительством России. Изменения перечня связаны со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. №1487 .

НДС на детские товары ↓ в 2 раза

Список детских товаров, которые при ввозе облагаются НДС по льготной ставке был расширен в соответствии с Постановлением. Ставка налога на добавленную стоимость была уменьшена вдвое – с 20% до 10% для:

9619 00 300 0
9619 00 500 1
9619 00 500 9
9619 00 810 1
9619 00 810 9

НДС на скот и птицу ↑ в 2 раза

Ситуация со ставкой НДС для импортируемых живых животных полностью противоположна. Ранее скот, птица и яйца облагались по льготной ставке НДС – 10%, но после вступления в силу Постановления позиции этой категории были исключены из льготного списка. Теперь скот, птица и яйца облагаются по стандартной ставке в 20% вместо 10%.

Наименование продукции Код ТН ВЭД ЕАЭС
Лошади, ослы, мулы и лошади живые 0101 (кроме спортивных и племенных лошадей и пони) 0101
Крупный рогатый скот живой, кроме племенного 0102
Свиньи живые, кроме племенных 0103
Овцы и козы живые, кроме племенных 0104
Домашняя птица живая, то есть куры домашние (Gallus domesticus), утки, гуси, индейки и цесарки, кроме племенных 0105

НДС на пищевые продукты и корма для животных ↑ в 2 раза

Изменения также затронули готовую продукцию. Целый ряд товарных групп и отдельных товарных позиций был исключен из льготного списка. Теперь исключенные товары облагаются на общих основаниях – по ставке НДС 20%.

Наименование продукции Код ТН ВЭД ЕАЭС
Прочие жиры и масла животные и их фракции, нерафинированные или рафинированные, но без изменения их химического состава 1506 00 000 0
Супы и бульоны готовые и заготовки для их приготовления (кроме овощных и (или) не содержащих мясо и мясопродукты) 2104 10 000 0
Корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, декоративных грызунов и рептилий 2309 90
Мороженое и прочие виды пищевого льда, не содержащие или содержащие какао (кроме мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда и прочих видов пищевого льда 2105 00
Яйца птиц в скорлупе, свежие, консервированные или вареные, инкубационные (кроме племенных яиц) 0407
Лук репчатый, лук шалот, чеснок, лук-порей и прочие луковичные овощи, свежие или охлажденные, (кроме 0703 10 110 0) 0703
Овощи прочие, свежие или охлажденные 0709


Последствия изменения ставки НДС

Изменения ставок взимаемых налогов по оценкам многих аналитиков могут привести к различным реакциям со стороны участников ВЭД. Чаще всего среди специалистов встречается мнение о том, что:

  • снижение ставок НДС на детские товары станет мотивацией для импортеров увеличить объемы ввозимой продукции;
  • повышение ставки НДС на живой скот, птицу и яйца, а также пищевые продукты и корма для животных позволит отечественным производителям улучшить свое положение на аграрном рынке. Это станет стимулом для реализации скотоводческого потенциала как отдельных производителей, так и страны в целом.
  • импортируемые товары, альтернативы которых нет на российском рынке, к сожалению, подорожают, поскольку все издержки, понесенные импортером при ввозе будут перенесены на конечного потребителя. А при учете роста сопутствующих издержек – удорожания электроэнергии, перевозки, хранения.

Какие прогнозы аналитиков окажутся точными, а что пойдет по собственному сценарию станет ясно только по прошествии времени.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации
от 24 июня 2019 г. N 03-10-11/45873

Вопрос: Об освобождении таможенного представителя от уплаты таможенных пошлин, НДС при выпуске товаров для внутреннего потребления в случае указания в декларации на товары неверной ставки.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 19 июня 2019 г. и сообщает следующее.

Условия прекращения обязанности по уплате таможенных, иных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления регулируются частью 1 статьи 114 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон). Данная норма является отсылочной к положениям главы 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Союз).

Статьей 136 ТК ЕАЭС установлен закрытый перечень обстоятельств, при наступлении которых прекращается обязанность по уплате таможенных, иных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом такое обстоятельство, как освобождение таможенного представителя от уплаты таможенных платежей в случаях, определенных пунктом 7 статьи 346 Федерального закона, в данном перечне не поименовано. Общие случаи прекращения обязанности по уплате таможенных, иных платежей, приведенные в статье 54 ТК ЕАЭС, также не содержат такого обстоятельства.

Пунктом 5 статьи 405 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при наступлении предусмотренных в соответствии с ТК ЕАЭС обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом, за исключением случаев, когда исполнение такой обязанности связано:

1) с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары;

2) с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 8 ТК ЕАЭС;

3) с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением таких льгот.

При этом пунктом 6 статьи 405 ТК ЕАЭС предусмотрено, что законодательством государств – членов Союза могут устанавливаться иные случаи, когда обязанность по уплате таможенных, иных платежей, возникшая солидарно с декларантом, не подлежит исполнению таможенным представителем.

Частью 7 статьи 346 Федерального закона в качестве такого иного случая установлено освобождение таможенного представителя от исполнения данной солидарной обязанности, если исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза, что будет установлено решением суда или таможенного органа.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 25 статьи 2 ТК ЕАЭС под незаконным перемещением товаров понимается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары должны быть указаны сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Указание в декларации на товары ставок таможенных пошлин, налогов, отличных от установленных в отношении определенных товаров, представляет собой заявление недостоверных сведений, и товары, в отношении которых в декларации на товары указана неверная ставка таможенных пошлин, налогов, являются незаконно перемещенными.

Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые дает Минфин России.

В указанных обстоятельствах заявление до 1 апреля 2019 года в декларациях на товары сведений в рамках разъяснений Минфина России о ставке налога на добавленную стоимость 10% в отношении кормовых добавок (код 2309 90 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза) считаем возможным отнести к случаю, поименованному в части 7 статьи 346 Федерального закона, когда на дату декларирования таможенный представитель не знал и не мог знать о том, что сведения о ставке налога заявлены недостоверно, то есть не знал и не должен был знать о незаконном перемещении декларируемых таким образом товаров.

Вместе с тем пункт 7 статьи 346 Федерального закона относит решение о том, что таможенный представитель не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза, к компетенции таможенного органа или суда.

Таким образом, принятие такого решения не относится к компетенции Минфина России.

Для освобождения таможенных представителей от солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в описанных обстоятельствах считаем необходимым обращаться в соответствующий таможенный орган или судебные инстанции.

Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенной политики
Н.А.Золкин

При таком положении и с учетом представленных в материалы дела доказательств, вывод судов о том, что кормовые добавки «AVIPLUS P» и «AVIPLUS S» не предназначены для кормления животных следует считать обоснованным, в связи с чем указанные товары правомерно исключены Таможней из товарной позиции 2309 и классифицированы в подсубпозиции 3808 99 900 0 ТН ВЭД. http://kad.arbitr.ru/Card/fe9b2612-c52c-4a32-8e0f-95fe85ec65e7

Учтя изложенного, суды пришли к выводу о том, что описание кормовых добавок «MINAZEL» и «MINAZEL PLUS» не соответствует тексту товарной позиции 2309, поскольку в их составе нет растительных компонентов. Эти добавки не несут в себе питательной ценности, не являются готовым продуктом для сбалансирования хозяйственных кормов (в составе продукта отсутствуют питательные вещества, обеспечивающие животное белками, жирами, углеводами или иными веществами) или готовым продуктом для приготовления полноценных кормов, а представляют собой сорбент микотоксинов в кормах для животных http://kad.arbitr.ru/Card/bae91363-3981-4891-970c-73ad7486933a

кукурузный глютен не является кормовой смесью, зерном, зерновым отходом, комбикормом, сухим кукурузным кормом, премиксом http://kad.arbitr.ru/Card/55742e5a-8418-4369-909a-17d693a91392

От Шавернева Михаила Викторовича

353925, г.Новороссийск, ул.Молодежная, д. 24 кв.1

Уважаемый, Дмитрий Анатольевич

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 утверждены перечни кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов.

В том числе данным постановлением утверждены:

– перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее Перечень 1);

– перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее Перечень 2).

В разделе «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» Перечня 2 до 01.04.2019 г. были названы «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)».

В течении длительного времени, ввиду того, что термин «продукты используемые для кормления животных» не был нормативно закреплен, таможенными органами повсеместно допускался ввоз и помещение под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления кормовых добавок не являющихся самостоятельным кормом с уплатой НДС в размере 10%.

Допустимость применения ставки НДС 10% к кормовым добавкам неоднократно разъяснялась уполномоченными органами:

– Письмом Министерства финансов России от 13.07.2017 № 03-07-03/44559 в ответ на запрос ФТС России (направлено последним в подчиненные подразделения письмом от 20.07.2017 № 01-11/3915 для использования в работе), согласно которому в отношении кормовых добавок, классифицируемых под кодом ТН ВЭД 2309 90, применяется ставка НДС в размере 10%.

– Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов России от 07.02.2018 № 03-07/7048, которым подтверждена позиция Минфина России, изложенная в его письме от 13.07.2017 № 03-07-03/44559, о применении ставки НДС в размере 10% в отношении кормовых добавок, классифицируемых под кодом ТН ВЭД 2309 90.

– Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов России от 25.04.2018 № 03-07-07/28111, от 28.04.2018 № 03-07-07/29398 которыми подтверждена неизменность позиции Минфина России, изложенной в его письме от 13.07.2017 № 03-07-03/44559, о применении ставки НДС в размере 10% в отношении кормовых добавок, классифицируемых под кодом ТН ВЭД 2309 90.

– Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов России от 25.06.2018 № 03-07-07/43513, согласно которому в отношении кормовых добавок следует применять пониженную ставку НДС в размере 10% в случае их классификации под кодом 2309 90 ТН ВЭД ЕАЭС.

То есть, для неограниченного круга импортеров и таможенных органов существовала правовая определенность в вопросе определения ставки НДС.

Но в 2018 году, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2018 г. № 303-КГ18-10893, от 10 апреля 2018 г. № 309-КГ 18-3403, от 11 сентября 2018 г. № 308-КГ18-13197 были сделаны выводы о неправомерности применения ставки НДС в размере 10 процентов в отношении возимых в Российскую Федерацию кормовых добавок.

Минфин России основываясь на выводах Верховного суда РФ, письмом от 29.12.2018 г. №03-07-03/96635 фактически потребовал от Таможенной службы России пересмотреть вне ранее принятые решения о принятии при выпуске товара ставки НДС 10%.

ФТС России исполняя письмо Минфина России приступила к пересмотру ранее принятых решений о применении ставки НДС 10% к кормовым добавкам, доначислив сотни миллионов рублей НДС, и возбудив десятки уголовных дел по статье 194 УК РФ за якобы имевшее место уклонение от уплаты таможенных платежей.

В результате доначисления «задним числом» НДС, импортеры и потребители кормовых добавок, были вынуждены поднять цены на мясомолочные продукты, для производства которых требуются кормовые добавки.

На основании обращений импортеров и потребителей кормовых добавок, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 №1487 (вступило в силу 01.04.2019) позицию Перечня 2 «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)» раздела «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» изложило в следующей редакции: «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий)».

Но, ФТС России, Минфин России и судебные органы, сочли, что внесенные изменения не имеют обратной силы, и служат целью не конкретизации видов продуктов используемых для кормления животных, а вводят новые виды продуктов для кормления животных, предположив, что описанные в скобках виды продуктов, ранее не подпадали под понятие продуктов используемых для кормления животных.

ФТС России продолжило мероприятия по доначислению НДС отношении кормовых добавок выпущенных под НДС 10% в период до 01.04.2019 г.

Прошу Вас, разъяснить Минфину России, ФТС России, и мне в том числе, распространяет ли новая редакция «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90» свое действие на товары ввезенные ранее 01.04.2019 г..


МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Ставка НДС 20%

Ставка 20% - базовая, она применяется при расчете НДС на большинство видов пищи согласно п.3 ст. 164 НК РФ, кроме случаев, о которых расскажем далее. Налоговая ставка в размере 20% не требует специального обоснования.

В декларации по НДС прибыль, которую компания получила от продажи своего варенья или колбас, облагаемых по 20% ставке, вносятся в раздел 3, строку 010, графу 3, а сам НДС — в графу 5 той же строки того же раздела.

Ставка НДС 10%

Ставку 10% можно применять, если выполняется каждое из двух следующих условий.

НДС на продукты питания

Условие 1. Продукт должен входить в специальный перечень, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. В этот список входят базовые и необходимые для здорового питания виды пищи, но не входят деликатесы. Например, в перечне есть овощи, молоко и изделия из него, мясо и продукты из него, кроме вырезки, языка, колбас, копченостей и консервов.

Состав перечня часто меняется, происходят включения и исключения, и нужно постоянно следить за изменениями. Например, с октября 2019 в него включили ягоды и фрукты, в том числе арбузы.

Для применения ставки 10% нужно, чтобы код продукта присутствовал в любом из следующих перечней:

  • Общероссийском классификаторе продукции (ОКПД2) для отечественных товаров, согласно Постановлению Правительства от 31.12.2004 №908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»;
  • Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) – для импортной, в соответствии с письмом Минфина России от 04.07.2012 № 03-07-08/167.

Если кода продукта нет ни в одном из этих перечней, продавец имеет право применить при расчете НДС только налоговую ставку 20%.

Условие 2. Налогоплательщик должен сам подтвердить свое право на ставку 10%. Для этого требуется любой документ, удостоверяющий соответствие продукта питания техническим регламентам, согласно письму ФНС РФ от 07.12.2011 № ЕД-3-3/4036@ и постановлению ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2012 № А56-29589/2011).

К таким документам относятся:

  • сертификат соответствия;
  • декларация соответствия.

К сожалению, есть судебная практика не в пользу налогоплательщиков, которые пытаются документально подтвердить 10% ставку НДС (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2014 № А56-9963/2013, ФАС Московского округа от 13.03.2008 № КА-А40/1415-08).

В соответствии с приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, налоговая база и налог, исчисленные по ставке НДС 10%, отражаются в строке 020 (графах 3 и 5) декларации по НДС.

Ставка НДС 0%

Нулевая ставка НДС согласно п.1. ст. 164 НК РФ работает при продаже продуктов питания за пределы РФ. Налогоплательщик должен самостоятельно обосновать применение этой ставки и в течение 180 суток со дня прохождения таможни предоставить документы:

  • копии таможенных деклараций либо их реестров, включая электронные, в соответствии с п. 15 ст. 165 НК РФ, п. 10 ст. 1 закона от 29.12.2014 № 452-ФЗ «Об изменениях в ст. 165 НК РФ»;
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов либо их реестров, включая электронные;
  • копии договоров с контрагентами.

При применении нулевой ставки налогоплательщик заполняет раздел 4 декларации по НДС. Если он не смог вовремя собрать указанный выше пакет документов, он имеет право только на применение налоговой ставки НДС в размере 20% или (при выполнении соответствующих условий, описанных выше) – 10%. В таких случаях в налоговой декларации по НДС заполняют раздел 6.

Освобождение от расчета и уплаты НДС на продукты питания

Компании и ИП освобождаются от НДС в любом из двух случаев:

  • В соответствии с пп 5. п 2. ст. 149 НК РФ — если они произвели или реализовали продукты в столовых образовательных или медицинских учреждений. И все же тогда налогоплательщик тоже обязан самостоятельно обосновать освобождение от расчета и уплаты НДС. Для этого он, в соответствии с письмом Минфина РФ от 03.12.2014 № 03-07-15/61906, должен предоставить лицензии на оказания медицинских либо образовательных услуг.
  • Если налогоплательщик находится на специальном режиме и освобожден от работы с НДС. В соответствии с п.2 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, освобождается от уплаты НДС во всех случаях, кроме следующих: продукты ввозятся на территорию РФ или такой налогоплательщик является налоговым агентом. ИП на патенте также освобождены от уплаты НДС, если только они не ведут такие виды деятельности, на которые не распространяется ПСН, не ввозят продукты на территорию РФ и не осуществаляют операции, облагаемые налогом по ст. 174.1 НК РФ.

Стоимость продуктов питания, освобожденных от начисления НДС, отражается по коду 1010232 в разделе 7 налоговой декларации по НДС.

Ведите учет НДС в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия: здесь есть встроенная система проверки расчета НДС. Сервис подскажет, какие документы нужно добавить и какие операции проверить, чтобы уменьшить сумму НДС и избежать штрафов. В Бухгалтерии — простой учет, зарплата, отчетность, интеграция с банками и кассами. Первые две недели бесплатны для всех новичков.

Читайте также: