Новый расчет ндс с 1 июля

Опубликовано: 16.04.2024

С 1 июля изменится расчет НДС при осуществлении раздельного учета.С этой даты вступают в силу изменения в ст.170 и ст.171 НК РФ, определяющие новые правила учета входного НДС при выполнении работ и оказании услуг, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ не является территория РФ (Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Мы расскажем на примерах как применять данные поправки.

Как сейчас…

Как известно, если налогоплательщик осуществляет облагаемую и необлагаемую НДС деятельность, он должен вести раздельный учет входного НДС в порядке, установленном п.4 ст.170 НК РФ.

НДС, относящийся исключительно к облагаемым операциям принимается к вычету, а относящийся исключительно к необлагаемым операциям — включается в стоимость приобретений (п.2 и п.4 ст.170 НК РФ). НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для облагаемых и необлагаемых операций (так называемый «общехозяйственный» НДС), распределяется в соответствующей пропорции между облагаемыми и необлагаемыми операциями. По общему правилу пропорцию определяют по итогам квартала, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) облагаемых и необлагаемых НДС в общей стоимости отгрузок за квартал. Для сопоставления показателей при расчете пропорции берут выручку и другие доходы от реализации товаров (работ, услуг) без НДС.

Такой порядок в настоящее время (до 01.07.2019 г.) применяется и при осуществлении операций, местом реализации которых территория РФ не является (Определение КС РФ от 04.06.2013 N 966-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 1407/11, Письмо Минфина России от 01.07.2015 N 03-07-08/37896). Они приравнены к необлагаемым операциям.

К сведению! При оказании услуг и выполнении работ, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ или Договором о ЕАЭС территория РФ не является, объекта обложения НДС не возникает (п.1 ст.146 НК РФ). Соответственно российский налогоплательщик НДС не исчисляет, счета-фактуры не выставляет.

Изменения НДС с 1 июля 2019 года

С 1 июля 2019 года оказание услуг и выполнение работ, местом реализации которых территория РФ не признается, в целях ведения раздельного учета входного НДС приравняют к облагаемым операциям. Т.е. при выполнении работ и оказании услуг не на территории РФ входной НДС, относящийся к таким операциям принимается к вычету (пп.3 п.2 ст.171 НК РФ в ред. с 01.07.2019) и при расчете пропорции в целях распределения НДС такие операции считаются облагаемыми (п.4 ст.170 НК РФ в ред. с 01.07.2019). Исключения составляют работы и услуги, которые указаны в ст.149 НК РФ — операции, освобождаемые от налогообложения. Т.е. по операциям, которые могли бы освобождаться от НДС, если бы местом их реализации была территория РФ порядок ведения раздельного учета останется прежним.

Таким образом, по «экспортируемым» работам и услугам, которые не указаны в «перечне необлагаемых» по ст.149 НК РФ, у российских организаций появится дополнительное конкурентное преимущество перед иностранными компаниями: расходы и налоговая нагрузка по НДС у российских компаний снизиться, а если они осуществляют только деятельность, местом реализации которой территория РФ не является, то из бюджета можно будет получить возмещение входного НДС (начислений по НДС нет, а вычет входного НДС есть). Т.е. изменение правил вычета и раздельного учета для «экспортеров» работ и услуг с 01.07.2019 г. — это своеобразная нулевая ставка НДС как при экспорте товаров.

Пример 1. Организация оказывает консалтинговые услуги российским организациям и исчисляет НДС по ставке 20%. В июле 2019 года были оказаны консалтинговые услуги иностранной компании, не имеющей регистрации на территории РФ. Местом реализации таких услуг территория РФ не является (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ), поэтому иностранной организации НДС не предъявляется. Такие услуги не указаны в ст.149 НК РФ, а значит, все суммы входного НДС, предъявленные налогоплательщику в 3-м квартале 2019 года, организация вправе принять к вычету.

Пример 2. Организация реализует аксессуары для компьютерной техники, облагаемые НДС по ставке 20%. Также организация занимается разработкой программного обеспечения и реализует права на него по лицензионным договорам.

В 3-м квартале 2019 года организация реализовала товары на сумму 120 000 тыс. руб., в т.ч. НДС — 20 000 тыс. руб..

В 3-м квартале организация также передала права на программы ЭВМ по лицензионным договорам:

иностранным покупателям на сумму 5000 тыс. руб.

российским покупателям на сумму 15 000 тыс. руб.

Также были оказаны рекламные услуги иностранной компании. Стоимость услуг составила 3 000 тыс. руб. и российской компании на сумму 1 200 тыс. руб., в т.ч. НДС- 200 тыс. руб.

В 3-м квартале 2019 года организацией были приобретены товары (работы, услуги) для использования исключительно для реализации товаров (компьютерных аксессуаров) на сумму 96 000 тыс., в т.ч. НДС — 16 000 тыс. руб.

Стоимость приобретенных в 3-м квартале 2019 года товаров (работ, услуг), относящихся исключительно к передаче прав на программы ЭВМ (по арендной плате и коммунальным услугам за офис, в котором размещаются только работники, занимающиеся разработкой программ ЭВМ, права на которые передаются на основании лицензионных договоров) составила 1 200 тыс. руб., в т.ч. НДС 200 тыс. руб.

Стоимость приобретенных в 3-м квартале 2019 года товаров (работ, услуг), относящихся исключительно к рекламным услугам составила 180 тыс. руб., в т.ч. НДС 30 тыс. руб.

Стоимость товаров (работ, услуг), приобретенных для использования во всех видах деятельности организации («Общехозяйственные расходы») составила 720 тыс. руб., в т.ч. НДС −120 тыс. руб.

Восстанавливать НДС тоже не надо!

Изменения внесены и в п.3 ст.170 НК РФ, устанавливающий случаи восстановления НДС. С 1 июля 2019 года при реализации работ или услуг, местом реализации которых в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является требуется восстановить НДС только, если такие операции указаны в ст. 149 НК РФ (освобождались бы от НДС, если бы местом их реализации была территория РФ). В таком случае, как и прежде, восстановить НДС необходимо по товарам (работам, услугам), которые начинают использоваться в «освобожденных» операциях (пп.2.1 ст.170 НК РФ в ред. с 01.07.2019 г.).

Пример 3. В июле 2019 года российская организация оказала услуги по перевозке товаров за пределами РФ (из Германии во Францию) на собственном автомобиле (основное средство). Это реализация не на территории РФ (пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ). В ст.149 НК РФ такие услуги не поименованы. Поэтому, учитывая изменения в НК РФ, организации не нужно восстанавливать НДС по автомобилю, участвующему в операциях, не являющихся объектом обложения НДС. Если бы такую операцию организация произвела во 2-м квартале 2019 года, ей пришлось бы восстановить НДС с остаточной стоимости основного средства (автомобиля).

Как видим для целей раздельного учета входного НДС работы и услуги, местом реализации которых территория РФ не является, квалифицируются так же, как и операции «на внутреннем рынке», что делает конкурентно способным оказание таких услуг (выполнение работ) иностранным компаниям.

С 1 июля действуют новые формы счетов-фактур, деклараций и регистров по НДС. Применять их должны все, но тем, кто не ведёт операций с прослеживаемыми товарами, указывать новые реквизиты не нужно. Разберёмся с изменениями.

Счета-фактуры

Новые счета-фактуры утверждены постановлением Правительства от 02.04.2021 № 534. В основном изменения касаются только организаций и предпринимателей, которые работают с прослеживаемыми товарами, но есть и общие изменения.


Образец нового счёта-фактуры с 1 июля 2021 года

Изменения для всех

В шапке появилась строка 5а, в которой указываются реквизиты (номер и дата составления) документа на отгрузку, на основании которого составлен счёт-фактура. Это могут быть товарная накладная, акт оказанных услуг, УПД и т.д.

Отдельную графу 1 вводят для порядкового номера записи. Наименование товаров теперь указывается в графе 1а, а код по ТН ВЭД ЕАЭС — в графе 1б.
Графа 1 связана со строкой 5а. Документ об отгрузке соотносится с конкретными порядковым номером записи в счёте-фактуре. Например, если счёт-фактура составлен на товар по нескольким товарным накладным (сводный счёт-фактура), то в графе 5а будут указываться порядковые номера строк из счёта-фактуры, которые относятся к конкретной накладной. Разделять документы надо через точку с запятой.

Пример. Документ об отгрузке: № п/п 1-5 N 35 от 5.07.2021; № п/п 6-10 N 42 от 5.07.2021. Если это УПД, то указываем диапазон всех порядковых номеров строк из табличной части с реквизитами документа.

В электронном формате заполнять строку 5а не обязательно, поэтому отсутствие данных — не нарушение. Но любые противоречия могут привести к дополнительным проверкам в ФНС.

Изменения для участников системы прослеживаемости

Для налогоплательщиков, которые работают с прослеживаемыми товарами, изменений больше. У них есть обязанность заполнять дополнительные графы в табличной части.

Графа 11 изменила название на «Регистрационный номер декларации на товары или регистрационный номер партии товаров, подлежащих прослеживаемости» (ранее называлась «Регистрационный номер таможенной декларации». Она заполняется одним из двух реквизитов:

  • РНПТ, если счёт-фактура по прослеживаемым товарам;
  • регистрационный номер декларации, если по другим товарам.

В одном документе могут быть собраны сведения как по прослеживаемым, так и не по прослеживаемым товарам.

В графы 12 и 12а заносится единица измерения товара. Она определяется по ОКЕИ. В графу 13 — количество товара, подлежащего прослеживаемости, в соответствующих единицах измерения.

Для большинства прослеживаемых товаров показатели граф 2, 2а и 12, 12а будут совпадать. Но так как у прослеживаемых товаров с одинаковым наименованием, единицей измерения и ценой могут быть различные РНПТ, в форме счёта-фактуры можно составить к одной строке счёта-фактуры несколько подстрок граф 11–13. Именно поэтому графы 12 и 13 выделены отдельно от граф 2 и 3.

Пример заполнения с несколькими партиями одного товара:


Корректировочный счёт-фактура тоже изменился:

  • добавили графы 10 и 10а— код и наименование страны происхождения товаров (если в исходном счёте-фактуре эти реквизиты не заполняли, в корректировочном тоже заполнять не нужно)
  • новые графы 11–13 заполняются аналогично обычному счёту-фактуре. Только по графе 13 указывают не первоначальное количество отгруженных товаров, а разницу между их количеством до и после корректировки.

Ошибки в счетах-фактурах, если они допущены в реквизитах прослеживаемости, не будут влиять на право получить налоговые вычеты по НДС. Но так как товары находятся на контроле ФНС, в этом случае велика вероятность получения требований из инспекции по предоставлению пояснений.

Электронный обмен счетами-фактурами

Продажу и покупку прослеживаемых товаров для перепродажи надо оформлять именно электронными счетами-фактурами и обмениваться ими через операторов ЭДО. Это касается и корректировочных документов (п. 1 ст. 169 НК РФ). Исключения предусмотрены в следующих случаях:

  • товары проданы физлицам для собственных нужд, а не для бизнеса;
  • товары переданы на экспорт или реэкспорт;
  • товары проданы и перемещены из РФ на территорию государства-члена ЕАЭС.

Регистры и декларация по НДС

За III квартал 2021 года декларацию по НДС надо сдавать по новой форме (постановление Правительства от 02.04.2021 № 534). В неё поменяли штрих-коды, а в разделы 8, 9, 10 и 11 добавили новые строки для реквизитов прослеживаемости. Аналогичные изменения внесли в журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж.

Вот список новых строк:

  • регистрационный номер декларации на товары или регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
  • код количественной единицы измерения товара, используемый в целях прослеживаемости;
  • количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения в целях прослеживаемости;
  • стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, в рублях, без НДС.

В регистры по НДС эти данные переносятся из первичных и корректировочных счетов-фактур, а в декларацию уже из самих регистров.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Старт второго полугодия 2020 года ознаменован вступлением в силу сразу нескольких законодательных новшеств, которые бухгалтеру придется учитывать в работе. В этом обзоре подробно рассказываем об изменениях и новом в законах для бухгалтера с 1 июля 2020 года.

Карта «МИР» для пособий станет обязательной

1 июля 2020 года завершится так называемый переходный период по зачислениям всех бюджетных выплат на карту национальной платежной системы «МИР».

Напомним, что обязанность зачислять пенсии, социальные пособия и пособия по временной нетрудоспособности только на счет, привязанный к карте «МИР» установлена постановлением Правительства РФ «О национальной платежной системе» от 01.12.2018 № 1466.

С 01.07.2020 все поименованные в Постановлении № 1466 платежи следует отправлять только на «МИР».

Обязательность перечислений на карту «МИР» вызывает вопросы у бухгалтеров и юристов коммерческих организаций.

С одной стороны, в Постановлении № 1466 четко сказано, что необходимо переводить на карту «Мир» только бюджетные средства. Когда работодатель выплачивает пособие, которое затем возмещает из ФСС, он распоряжается своими деньгами. Следовательно, правило об обязательном переводе на карту «МИР» на него распространяться не должно.

С другой стороны, специалисты ФСС в один голос твердят о том, что пособие по беременности и родам (декретные), ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 года, а также пособие по временной нетрудоспособности — но только в отношении подвергшихся радиации (на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне) следует перечислять на карту «МИР» в любом случае.

В регионах, где действует пилотный проект ФСС «Прямые выплаты», сотрудники Фонда соцстраха требуют указывать реквизиты карты «МИР» в реестрах на выплаты, подаваемые работодателями — коммерческими компаниями.

Как же быть бухгалтеру, у которого, к примеру, работница идет в декрет после 1 июля 2020 и у нее нет карты «МИР»?

1. Первый, самый разумный. Убедить сотрудницу заранее оформить «МИР» (выпуском карты занимается уже много банков, кроме того, карта нужна и для получения пособий на ребенка в дальнейшем).

ВАЖНО! Если получатель не успел получить карту «МИР», а беременность и роды или временная нетрудоспособность (у подвергшихся радиации) наступили один раз в 2 года, то для получения выплат можно использовать карту других платежных систем.

2. Второй вариант для тех, кто не входит в пилотный проект ФСС"Прямые выплаты«: вручить работнице деньги иным образом, без перечисления на банковский счет. Например, выдать наличными. По комментариям чиновников из ФСС, это допустимо и после 1 июля 2020.

Перечислять деньги не на карту «МИР» безналичным порядком не рекомендуем во избежание дальнейших споров с ФСС и проблем с получением денег работником (банки будут отслеживать такие переводы).

ВАЖНО! У платежного поручения на перечисление пособия на карту с 01.06.2020 есть дополнительная особенность: по выплатам, назначенным с 01.05.2020 и далее, кроме кода дохода «2» в поле «110» платежки указывают код «1» (письмо Банка России от 14.08.2019 № 45-1-2-07/22917).

Конец моратория на налоговые проверки ФНС

Изначально планировалось, что проверки будут приостановлены до 31 мая 2020 года.

Но Правительство РФ постановлением от 30.05.2020 № 792 внесло изменения в пункты 3 и 4 постановления «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» от 02.04.2020 № 409, продлив мораторий до конца первого полугодия 2020 (до 30.06.2020).

Новый перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%

Постановление Правительства РФ от 09.03.2020 № 250, вносящее изменения в Перечень товаров, облагаемых НДС 10%, вступает в силу через 1 месяц после опубликования и с начала очередного налогового периода по НДС — с 1 июля 2020.

В соответствии с новым Перечнем ставка НДС 10% распространена на молокосодержащие продукты, в состав которых входит заменитель молочного жира. Отметим, что ранее в Перечне были только продукты, содержащие натуральное молоко.

Для целей применения терминов «молокосодержащий» и «молокосодержащий с заменителем молочного жира», указанных в Перечне, необходимо руководствоваться их определениями, установленными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67.

За неприменение ККТ по услугам ЖКХ и перевозкам пассажиров оштрафуют

С 01.07.2020 прекращает действовать отсрочка на применение штрафов по частям 2–4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ за неиспользование ККТ:

  • при расчетах пассажира с водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при оплате проездных документов (билетов, талонов);
  • в расчетах за услуги ЖКХ, вкл. услуги ресурсоснабжающих организаций.

Напомним, что отсрочка для сфер общественного транспорта и услуг ЖКХ была установлена ст. 2 Закона с изменениями в КоАП РФ от 03.07.2019 № 171-ФЗ.

Обязательная маркировка обуви

С 1 июля 2020 запрещено продавать обувь без маркировки специальными средствами идентификации.

Напомним, что обязательная маркировка обуви в целях государственного мониторинга за оборотом товаров утверждена постановлением Правительства РФ от 5 июля 2019 года № 860.

Отметим, что первоначальный срок введения маркировки был назначен на 01.03.2020, однако затем постановлением Правительства РФ от 29.02.2020 № 216 срок был смещен на 1 июля 2020 года.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.01.2020 организациям и ИП на вменёнке и на патентной системе запрещено торговать маркированными товарами (ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ с изменениями в НК РФ).

Таким образом, торговля обувными изделиями на ЕНВД и ПСН стала незаконной.

С 1 июля 2020 года деятельность по торговле обувью должна быть переведена на ОСН или УСН (для перехода на упрощёнку должно быть подано соответствующее уведомление). В данном случае действует исключение, позволяющее ЕНВД-шникам перейти на УСН в середине года: для их вида деятельности ЕНВД отменен.

Подать в налоговую уведомление о переходе на УСН (если этого не было сделано заранее — до начала 2020 г.) нужно не позднее 30 календарных дней со дня прекращения применения ЕНВД (письмо ФНС от 07.04.2020 № СД-4-3/5845). https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/usn/9721900/

Самозанятость по всей России

Эксперимент с налогом на профессиональный доход (НПД), который чаще называют налогом на самозанятых, расширен на всю страну.

С 1 июля 2020 в соответствии с Законом от 01.04.2020 № 101-ФЗ, российские регионы уполномочены вводитm на своей территории НПД для самозанятых.

НПД в субъекте РФ должен ввести закон этого региона. Он в обязательном порядке должен содержать положение о том, что вступает в силу по истечении 1 месяца со дня официального опубликования.

О значимых налоговых поправках, пониженных ставках и о том, почему налоговые органы могут отказать в вычете

НДС: нововведения 2021 года

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который знаком каждому бухгалтеру. Если компания применяет общую систему налогообложения, исчисление НДС и заявление вычета являются ежеквартальными заботами финансовой службы. Посмотрим, что нового в регулировании НДС появится в 2021 г.

Налоговые нововведения

1. С 2021 г. все операции по реализации товаров (работ, услуг), совершенные организациями, признанными банкротами, будут освобождаться от налога. Потому налогоплательщик после признания его банкротом будет обязан единовременно восстановить ранее принятый к вычету в рамках обычной деятельности НДС, связанный с пока не реализованными товарами (работами, услугами) 1 .

2. Перестанут облагаться НДС некоторые операции по реализации передачи на территории РФ:

  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных. Исключение – случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в интернете, получать доступ к ней, размещать предложения в интернете о покупке или продаже товаров, работ, услуг, имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных клиентах, заключать сделки;
  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности;
  • неисключительных прав иностранному лицензиату, при этом место реализации таких услуг не территория России 2 .

3. Будет ограничен круг лиц, которые могут воспользоваться налоговыми преференциями. Это связано с тем, что станут облагаться НДС оказываемые после 1 января 2021 г. услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных 3 .

4. Ужесточаются правила налогового администрирования НДС. С 1 июля 2021 г., в случае выявления налоговым органом нарушения установленных контрольных соотношений при заполнении декларации по НДС и неустранения их в 5-дневный срок после получения уведомления налогового органа, такая декларация считается непредставленной, и налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

Также с 1 января возмещение НДС будет возможно только при отсутствии недоимок по всем налогам, включая региональные и местные (ст. 176 НК РФ). Ранее условием возмещения НДС являлось отсутствие недоимок только по федеральным налогам.

С 1 января розничные магазины при продаже товаров иностранным гражданам смогут оформлять чеки для компенсации сумм НДС в электронной форме 4 .

5. С 1 июля 2021 г. в НК РФ вводится механизм прослеживаемости товаров:

  • при реализации прослеживаемого товара налогоплательщики обязаны включать в счета-фактуры (в том числе корректировочные), составляемые исключительно в электронной форме, регистрационный номер декларации, номер партии прослеживаемого товара, единицы измерения и количество прослеживаемых товаров;
  • налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установит Правительство РФ;
  • у налоговых органов появилось право на истребование документов при обнаружении противоречий между данными деклараций и сведениями по прослеживаемости товаров 5 .

6. С 2021 г. сокращается перечень операций, облагаемых НДС по ставке 10%. Внутренние воздушные перевозки пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 20% 6 . Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки будут по-прежнему облагаться НДС по нулевой ставке.

Ставки НДС

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Причины отказа в вычете: на что обратит внимание инспектор?

Рассматривая НДС, невозможно не упомянуть о вычетах сумм налога, уплаченных контрагентам.

В ст. 171, 172 НК РФ предусмотрены три обязательных условия для вычета по НДС:

  • наличие корректно оформленного счета-фактуры;
  • принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг);
  • использование в облагаемой НДС деятельности приобретенных товаров (работ, услуг).

Но даже при выполнении этих условий налогоплательщики иногда сталкиваются с отказом налоговых органов в предоставлении вычета. Чтобы обезопасить свою организацию, необходимо знать о причинах отказа:

  • нарушения, допущенные при оформлении документов (в том числе первичных), или отсутствие документов;
  • сомнения инспектора в реальности осуществленных операций;
  • нарушение контрагентами требований законодательства, касающихся НДС;
  • контрагенты имеют признаки компаний-однодневок.

Рассмотрим эти пункты подробнее.

Недочеты в документах

Часто налоговики настаивают на том, что отсутствие реквизитов или некорректное указание адреса контрагента, неполное наименование товаров препятствуют проверке сделки. Это значит, что в таких случаях налогоплательщики не смогут подтвердить право на вычет по НДС.

Вместе с тем не всегда ошибка мешает проверяющим. Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг) и имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг) и имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю. Иными словами, если из содержания счета-фактуры можно определить, кто кому и что продает, то при отказе в вычете у налогоплательщика есть шанс оспорить такое решение. Даже ошибка в ИНН продавца не является причиной для отказа 7 .

Дополнительно информацию счета-фактуры можно подтвердить первичными документами, например товарными накладными. При разрешении спора в судебном порядке судьи рассматривают все документы в совокупности.

Если же в счете-фактуре допущены ошибки, которые не позволяют проверяющим установить предмет сделки и участников, то оспорить отказ в вычете будет сложно. А в случае отсутствия этого документа заявлять вычет по НДС бессмысленно 8 .

Таким образом, необходимо проверять все документы, оформленные контрагентами. При обнаружении опечаток и даже несущественных недочетов нужно оперативно их устранить, поскольку даже если документы идеальны, инспектор может отказать в вычете по причине…

Сомнения в реальности совершенной сделки

Налоговые органы нередко приходят к выводу о том, что мелкие недочеты, допущенные при документальном оформлении сделок, являются не случайными опечатками, а следствием того, что фактически сделки не было и участники невнимательно заполняли документы.

Отказывая в вычетах, инспекторы считают, что покупатель мог и должен был знать об использовании для применения налогового вычета документов, не подтверждающих реальные хозяйственные операции. При этом доводы о последующей реализации продукции, приобретенной в оспариваемых сделках, могут быть отклонены судом 9 .

В случае получения подобных претензий налогоплательщику необходимо приводить доказательства реальности совершенной сделки.

Нарушение законодательства контрагентами

По этой причине налоговые органы регулярно отказывают в вычетах налогоплательщикам. И это несмотря на неоднократные разъяснения о том, что налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестные действия третьих лиц и законодательство о налогах и сборах не обязывает его осуществлять контрольные функции по уплате НДС контрагентом, так как они относятся к деятельности налогового органа.

При этом в большинстве случаев суды не соглашаются с инспекторами. Одним из последних значимых судебных дел, где рассматривались подобные претензии, стало дело «Звездочки». Верховный Суд РФ изложил важные выводы относительно ситуации, когда права на вычет по НДС лишен налогоплательщик-покупатель, который не преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, не знал и не должен был знать о допущенных ими нарушениях, действовал как разумный участник хозяйственного оборота. Суд отметил, что в таком случае лишение права на вычет означало бы применение к налогоплательщику меры имущественной ответственности за неуплату налогов иными лицами, хотя он не имел возможности предотвратить эти нарушения или избежать наступления их последствий 10 .

Можно предположить, что выводы Верховного Суда будут способствовать уменьшению количества отказов в вычетах и споров в связи с переносом на налогоплательщиков ответственности за нарушения их контрагентов.

Контрагент имеет признаки компании-однодневки

Как указала ФНС России 11 , под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, которое не обладает фактической самостоятельностью, создано без цели ведения предпринимательской деятельности, обычно не представляет налоговую отчетность, зарегистрировано по адресу массовой регистрации и т.д.

Суть схемы с участием фирм-однодневок сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. Незаконная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки.

Вместе с тем налоговые органы отказывают в вычете и тем налогоплательщикам, которые не используют подобные схемы для незаконной минимизации налогов. Избежать этого помогут следующие шаги:

  • проявляйте должную осмотрительность (проверяйте контрагентов: документы, их деловую репутацию, наличие возможности выполнить обязательства, наличие персонала, мощностей для хранения и т.д.);
  • храните электронную переписку с контрагентами;
  • оформляйте первичные документы согласно установленным правилам, чтобы было возможно проследить движение товара от продавца до покупателя, заявляющего вычет (включая посредников и транспортные компании);
  • если товары приобретаются у перепродавцов, обязательно запросите техническую документацию (сертификаты на товар при наличии, инструкции, копии таможенных деклараций, если товар импортный, и т.д.).

1 Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ.

2 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ; письма Минфина от 9 сентября 2020 г. № 03-07-14/79116; от 20 ноября 2020 г. № 03-07-08/101332.

4 Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 220-ФЗ.

5 Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 371-ФЗ.

6 Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. № 83-ФЗ.

7 Постановления ФАС Уральского округа от 29 апреля 2014 г. № Ф09-1691/14 по делу № А60-25894/2013; АС Центрального округа от 27 мая 2019 г. № Ф10-1436/2019 по делу № А62-2031/2018.

8 Постановление АС Дальневосточного округа от 31 мая 2018 г. № Ф03-1719/2018 по делу № А51-14757/2017.

9 Постановление АС Уральского округа от 6 марта 2017 г. № Ф09-12453/16 по делу № А60-35706/2016.

10 Определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597.

11 Письмо ФНС России от 24 июля 2015 г. № ЕД-4-2/13005@.

Стало известно, что сотрудники налоговой службы выработали новые отчетные документы согласно НДС. Уже начиная с июля месяца текущего 2021 года они станут обязательными к применению. Так в отношении насущности внедрения в действие новых отчетов связано с тем, что внесены новшества касательно прослеживаемости продукции, обусловленные в НК Российской Федерации.

Отметим, что план указа ФНС от 03.02.2021 года создали на базе утверждения к плану распоряжения Правительства от 17.02.2020 года «О реализации национальной системы прослеживаемости товаров». В случае, если данные документы согласуют, тогда проекты станут функционировать с первого июля текущего года.

Разумеется, налогоплательщикам потребуется подавать сведения в ИФНС согласно новым типам отчетов:

  • Извещение об оставшейся части прослеживаемой продукции;

При этом, хозяйствующие субъекты, выполняющие действия с прослеживаемыми товарами, должны подавать подобный отчет. Относительно извещения, то его необходимо подавать, включая с момента введения в действие Списка продукции или перемен в нем.

Кроме того в извещении должно быть означено наименование, ИНН, КПП соучастника, число и гос номер инвентаризационного перечня либо ведомости, вдобавок наименования продукции по излишкам, также соответствующие коды по ТН ВЭД И ОКПД2, их число и цена без пошлины.

  • Извещение о завозе прослеживаемой продукции из государств ЕАЭС;

При этом в извещении необходимо обозначить ИНН и КПП поставщика-импортера, адрес и идентификационный код зарубежного торговца, реквизиты препроводительных документов на товары (тут же гос номер и число УПД, счет- фактура и другие важные документы), коды продукции согласно ТН ВЭД, их численность и цена без пошлины.

  • Извещение о продвижении прослеживаемой продукции в государства ЕАЭС;

Так, в отношении данного документа, то его формирует субъект, поставляющий прослеживаемые товары в государства ЕАЭС. В свою очередь, этот акт необходимо представить в налоговое учреждение не протяжении пяти дней после выгрузки продукции.

В указанном извещении необходимо отразить ИНН и КПП поставщика-экспортера, адрес и идентификационный код зарубежного торговца, реквизиты препроводительных документов на товары (тут же гос номер и число УПД, счет-фактура и другие важные документы), сведения о точках предназначения, транспортировке и выгрузке товаров на местности иностранного государства, наименование продукции, ее численность и цена без НДС.

  • Доклад о процедурах с прослеживаемой продукцией.

Согласно установленных правил данный отчет предоставляет хозяйствующая персона, которая производить действия с прослеживаемым товаром, вдобавок надо учесть, что это касается налогоплательщиков и неплательщиков пошлины. Причем, подать документы в налоговую службу необходимо до 25 числа месяца, следующего за итоговым периодом.

Произведем оценку вашего функционала 1С на погрешности с целью правильной подачи отчетов, вычисления НДС, завершения этапа минуя просчеты.

Сделаем доклад по просчетам в письменной форме. Осуществим анализ свыше 30 показателей

  • Неверное обозначение НДС в отчетах;
  • Недостаток счетов-фактур, контроль повторов;
  • Некорректное учитывание ТМЦ (пересорт, неправильная очередность дохода и затрат);
  • Повторение компонентов (номенклатура, денежные единицы, контрагенты, соглашения и счета и прочие);
  • Просчеты во взаимозачетах («красные» и детальные сальдо по бумагам вычислений либо соглашений на счетах 60, 62, 76.);
  • Проверка ввода реквизитов в бумагах (контрагенты, контракты);
  • Проверка (присутствие, недостаток) перемещений в бумагах и прочие;
  • Контроль логичности соглашений в проводках.

Есть вопросы? Звоните, наши эксперты помогут найти ответ! Окажем помощь при настройке и установке инновационных программ. Принимаем заявки 24/7.

Читайте также: