Ндс для 3 категории объектов нвос

Опубликовано: 29.09.2022

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды», ст. 22, Проект нормативов допустимых сбросов (НДС), рассчитывается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории.

Однако, существует Приказ №246 от 02.06.2014 года «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования».

На основании этого приказа территориальное БВУ принимает проекты НДС на согласование и утверждение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ не зависимо от категории объекта НВОС.

1. Проект НДС: Что необходимо для разработки и согласования?

Для начала работы необходимо выяснить, к какой категории относится предприятие:

  • Если сброс осуществляется в ЦСВ, и при этом абонент не относится к категориям, указанным в постановлении Правительства РФ от 18.03.2013 № 230, то НДС разрабатывать не нужно;
  • Если предприятие входит в данные категории, НДС нужно разрабатывать и утвердить к 01.01.2019;
  • Если предприятие осуществляет сброс непосредственно в водный объект, необходима полноценная разработка проекта НДС.

Для начала собираются исходные данные предприятия и запрашиваются сведения у государственных органов. Предлагаем ознакомиться с примерным перечнем необходимых данных предприятия:

  • Краткая характеристика деятельности предприятия, сведения и реквизиты;
  • Характеристика технологии производства с точки зрения водопользования и сброса сточных вод;
  • Описание схемы водопользования, водоотведения;
  • Картографический материал: ситуационная карта объекта сброса и водного объекта, мест сброса (выпусков), фонового створа, а также план территории водопользователя со схемами инженерных коммуникаций;
  • Характеристика объектов очистки сточных вод –состав, эффективность очистки, схема и описание водоподготовки и очистки стоков (при наличии данных объектов);
  • Баланс водопотребления и водоотведения;
  • Протоколы анализа и акты анализов качества воды в контрольном створе за последний год, выполненные аккредитованной лабораторией, с приложением аттестата аккредитации;
  • Данные о расходе сточных вод по каждому выпуску;
  • Список показателей, которые нормируются в сточных водах;
  • Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, земельные участки, лицензии на право пользования недрами или участками водных объектов;
  • Координаты точек сброса сточных вод;
  • План-график контроля за выпуском сточных вод;
  • План мероприятий по рациональному использованию и охране сточных вод;
  • Информация о фоновых концентрациях вредных веществ в водном объекте;
  • Гидрологическая характеристика водного объекта;
  • Решение о праве пользования водным объектом;
  • Рыбохозяйственная характеристика водного объекта.
  • Информация о водном объекте общего характера (запрашивается в территориальном бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов по установленной форме).

2. Расчет для Проекта НДС

Нормативы допустимых сбросов рассчитываются согласно Приказу Минприроды России от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Расчёт проводится с учётом объёма выпускаемых сточных вод и предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водоёме, при этом формулы расчёта различаются для водохозяйственного участка водотока, для отдельных выпусков в водохранилища и озера или в водотоки, для совокупности выпусков в водохранилища и озёра, расположенных в пределах водохозяйственного участка, для отдельных выпусков во внутренние морские воды и территориальное море и т.д.

Согласно Приказу от 31 июля 2018 года N 342 «О внесении изменений в «Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333»:

НДС разрабатываются и утверждаются на 5 лет. При том условии, если не изменяется технология производства или экологическая ситуация в водном объекте – приёмнике сбросов.

Разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях:

  • При изменении на 30 и более процентов годового объема сточных, в том числе дренажных, вод, в течение двух лет подряд;
  • При изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ;
  • При изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса;
  • При утверждении в установленном порядке** нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Отметим, что для проведения расчёта необходимо собрать все указанные ранее сведения.

3. Сроки разработки Проекта НДС

Сроки разработки проекта НДС могут растянуться на годы, если указанные справки и сведения собирать с низкой оперативностью. Однако, при наличии всей нужной информации, сама разработка занимает всего несколько недель.

При наступлении указанных обстоятельств, утвержденные в установленном порядке НДС и выданные разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее – разрешения на сбросы), продолжают действовать до момента утверждения новых НДС и выдачи нового разрешения на сбросы, в пределах срока, указанного в утвержденных НДС и выданных разрешениях на сбросы, но не более 3-х месяцев.

4. Ответственность за нарушения

КоАП РФ Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов:

1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.
4. Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц – от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

КоАП РФ Статья 8.14. Нарушение правил водопользования:

1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 1500 до 2000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1500 до 2000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

КоАП РФ Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств:

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 тысячи рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей.

О штрафах

Стоит отметить, что для разработки и утверждения проекта НДС необходимо получить Решение о предоставлении водного объекта в пользование. Как показывает практика, исполнительный орган, выдающий решение, прописывает одно из условий: разработка и утверждение нормативов допустимых сбросов. Согласно ст. 7.6 КоАП РФ, предприятие обязано соблюдать условия пользования водным объектом. В противном случае это влечет административную ответственность со стороны природопользователя.

Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий – влечет наложение административного штрафа:

  • На граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
  • На должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • На юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вне зависимости от категории объекта НВОС, предприятия, осуществляющие сбросы в водные объекты обязаны иметь решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Категории объектов НВОС

На основании природоохранного законодательства все предприятия должны были в срок до 31.12.2016 года встать на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которым, в зависимости от меры воздействия на окружающую среду, присваиваются категории НВОС:

  • объекты 1 категории (оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, далее - НДТ);
  • объекты 2 категории (оказывающие умеренное НВОС);
  • объекты 3 категории (оказывающие незначительное НВОС);
  • объекты 4 категории (оказывающие минимальное НВОС).

Объекты экологического учета, как узнать категорию НВОС?

К объектам НВОС относятся объекты капитального строительства, с общим назначением, связанные физически или технологически.

На основании п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение категории объекту осуществляется при его постановке на государственный учет.

Для того, чтобы узнать категорию НВОС необходимо:

  • в течение 6-ти месяцев со дня начала эксплуатации объектов подать в Росприроднадзор заявку, утвержденную уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ответственный исполнительный орган власти в течение 10 дней с момента получения заявки осуществляет постановку на государственный учет, присвоив объекту код и категорию и предоставив свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Критерии определения категории объектов НВОС :

  • уровень воздействия на окружающую среду видов деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ в выбросах, сбросах и классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • осуществление деятельности в области использования атомной энергии.

С реестром объектов НВО можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Объекты 1 категории НВОС

К I категории отнесены объекты, которые относятся к областям применения НДТ (наилучшие доступные технологии), что отражено в Федеральном законе №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Для отнесения к I категории, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. №2674-р, необходимо осуществить:

  • Оснащение источников загрязнения автоматическими системами измерения выбросов, что указано в п. 9 статьи 67 Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
  • Разработать технологические нормативы и утвердить программу производственного экологического контроля (порядок производственного экологического контроля), в соответствии с п. 2 статьи 67 Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также получить Комплексное экологическое разрешение (КЭР).

Объекты 2 категории НВОС

С 01.01.2019 г. для данной категории предприятий необходимо разрабатывать декларацию о воздействии на окружающую среду, в которую входит расчет нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, программа производственного экологического контроля (ППЭК). Декларация предоставляется 1 раз в 7 лет при условии отсутствия изменений в технологии работы предприятия.

Объекты 3 категории НВОС

К III категории относятся объекты, незначительно влияющие на окружающую среду. Таким предприятиям необходимо представить Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 5 ст. 18 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", вступил в силу с 01.01.2019 г.), а также представлять Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (согласно п. 11 ст.15 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). Эти организации разрабатывают и утверждают самостоятельно ПЭК (программа экологического контроля) в соответствии с требованиями Федерального закона №7-ФЗ. На основе программы ПЭК разрабатывается отчет о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Объекты 4 категории НВОС

На основании ст.67 Закона №7-ФЗ объектам IV категории не нужно разрабатывать программу производственного экологического контроля. С 1 января 2019 года (п.5 ст.22 Закона №219-ФЗ) отменён расчёт нормативов допустимых сбросов. Также с 1 января 2019 года отменяется разработка ПНООЛР и сдача отчётности по обращению с отходами (п.2 ст.3 Закона №219-ФЗ). Объекты IV категории освобождаются от сдачи декларации о воздействии на окружающую среду (п.8 ст.31.2 Закона №219-ФЗ).

Ольга Захарова

До 1 марта 2021 года компании должны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), а до 10 марта — сдать отчётность за 2020 год. Но правила расчётов и форма с прошлого года изменились. Мы собрали все важные новшества.

  • Кто отчитывается и платит за НВОС
  • Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов
  • Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа
  • Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы
  • Новшество 4. Зачёт переплаты
  • Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами
  • Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы
  • Новшество 7. ОКТМО объекта

Кто отчитывается и платит за НВОС

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.

Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта

До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.
Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

Было Стало
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

Было Стало
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25

Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

Было Стало
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю.

Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.

Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.

Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:

  • лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2019 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.

Было Стало
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов.

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы

С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39).

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.

Новшество 4. Зачёт переплаты

Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).

Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами

Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.


Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы

Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.

Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.

Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:


Новшество 7. ОКТМО объекта

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

В этом разделе представлены все материалы, касающиеся объектов негативного воздействия на окружающую среду 3 категории (объекты 3 категории НВОС). Объекты 3 категории НВОС являются объектами регионального надзора, находятся в региональном реестре НВОС.

Для отнесения обратимся к Постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".

Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории (объекты 3 категории НВОС)

Отчетность для ОНВОС 3 категории

  • Программа ПЭК
  • Отчет о производственном экологическом контроле
  • Декларация по плате за НВОС
  • 2 - ТП (отходы)
  • 2 - ТП (рекультивация)
  • 2 - ТП (воздух)
  • 2 - ТП (водхоз)
  • отчет по форме 4-ОС
  • Отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов - в данное время форма отчета не утверждена
  • Отчётность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух - - в данное время форма отчета не утверждена
  • Декларация о количестве товара
  • Отчет о выполнении нормативов утилизации
  • Расчет экосбора
  • Расчет нормативов допустимых выбросов для веществ 1, 2 класса опасности
  • Расчет нормативов допустимых сбросов для веществ 1, 2 класса опасности
  • Лицензия на работу с отходами
  • Паспорта отходов
  • Учет в области обращения отходов
  • Учет выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • Инвентаризация источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух
  • Постановка объекта НВОС на учет, актуализация


Здравствуйте! Подскажите пожалуйста есть ли форма отчета при проведении натурных исследований для обоснования расчетной санитарно-защитной зоны.

От Роспотребнадзора получено уведомление, что объект не является источником химического, физического воздействия на среду обитания человека, установление санитарно-защитной зоны для него не требуется, но необходимо предоставить данные натурных исследований.

Добрый вечер. К сожалению, не могу ответить на Ваш вопрос.


Добрый день! Предприятие малое, сельское хозяйство, 3 категория. ПЭК сделали 26 марта 2019г. Пришло письмо, об административном нарушении, что я не предоставила отчет ПЭК за 2018г. Если ПЭК сделан 26.03.2019году, так и отчитываться мне за 2019г.? Или я что то не так поняла?

Добрый. Все зависит от того когда вы встали на учет. Но так как к вам административка пришла значит должны были сдать отчет по ПЭК до 25.03.2019 года. Программа ПЭК у вас должна быть разработана в 18 году. А отчитываться за 2019 год - само собой.


Сообщите пожалуйста примерную стоимость отчетов для предприятия 3 категории

Понятия не имею. Обращайтесь к своим местным разработчикам экологической документации.


Спасибо за быстрый ответ, нашла в реестре свою категорию. Подскажите еще пожалуйста, мы раньше вывозили офисный мусор на свалку(есть паспорт на данный вид отходов), у них была лицензия и давали нам документ по приему отходов.Сейчас этим занимается Экология Новосибирск, с ними договор на вывоз не заключаем. Сжигаем бумагу в своей котельной. Надо ли показывать мусор в отчете? Или надо заключать в обязательном порядке договор с Экология Новосибирск.

Сжигание отходов без специализированных установок запрещено. Сжигание лучше вообще не показывать. Как вы в отчете мусор покажите - если у вас актов выполненных работ нет? Если у вас образуются отходы из группы ТКО - в обязательном порядке должен быть договор с рег. оператором. А Экология Новосибирск - это ваш рег. оператор?


Да, Экология -Новосибирск это наш рег. оператор. В офисном штате 3 человека, значит нам обязательно надо заключать договор с оператором? Получается, если есть паспорт на ТКО и работники и если не покажем офисный мусор, возникнет вопрос-куда мы его деваем.

К сожалению - да. Паспорт у вас не может быть на ТКО. Паспорт должен быть на мусор от офисных ( если он 4 класса опасности).https://ecoproverka.ru/musor-ot-ofisnyh-i-bytovyh-pomescheniy-organizatsiy-nesortirovannyy/. Рано или поздно вас заставят заключить договор с рег. оператором.


Спасибо большое, с паспортом я спутала, извините!


Добрый день! Работаю в медицинской организации. Есть котельная. Объект 3 категории. Все документы регулярно оформлялись и переоформлялись (2011,2017) последнее оформление было в 2017 году до 2022 года - необходимо ли переоформление с новыми законами и приказами.

Да, до 2022 года в соотвествии с требованиями для ОНВОС 3 категории.


Здравствуйте. А подскажите пожалуйста, на что можно ссылаться (имею в виду закон), что бы не делать проект ПДВ или лимиты по отходам У нас 3 категория и на всех сайтах пишут что е надо, а хотелось бы почитать законодательное подтверждение всех этих нововведений. Заранее спасибо)


как правильно встать на гос.учет и рассчитать к какой категории отношусь?

Либо по виду деятельности: 1 или 2 категория.
Либо по выбросам и сбросу сточных вод в водный объект - 3 категория
Либо 4 категория.
Далее
https://ecoproverka.ru/postanovka-na-uchyot-v-module-prirodopolzovatelya/


Добрый день! Подскажите, на какой срок разрабатывается нормативная документация сейчас для 3й категории? До внесения изменений в тех.процесс? Или на 5 лет, как и ранее?
И на какой документ ссылаться? В ФЗ об этом ни слова не увидела

Так нет сроков по ФЗ. Ориентируйтесь на сроки инвентаризации. Если произошли изменения, приводящие к изменениям в выбросах, то ранее.


Здравствуйте. Помогите разобраться. 1) Мы относимся к 3 категории. Как я поняла, с 01.01.2019г. не нужно разрабатывать проект ПДВ, а как в отчете 2-ТП(отходы) и Декларации о плате за НВОС указывать лимиты? 2) Я пришла на эту работу недавно, и ПНООЛР разрабатывался в 2014 году, и в течение 6 лет появились отходы, которых нет в проекте. Нужна ли инвентаризация отходов или можно просто сделать на них паспорта?

Лимиты для вас - это количество отходов, которые вы укажите в отчете по производственному контролю.https://ecoproverka.ru/category/ohrana-okruzhajushhej-sredy/plata-za-negativnoe-vozdeystvie-na-os/


Добрый день! Людмила, подскажите пожалуйста, а возможно ли нам II категорию НВОС изменить на III? У нас металлургическое производство, основной ОКВЭД - 24.51 литье чугуна.

Вы встали на учет по виду деятельности. вид деятельности - не изменился. С нового года будут действовать новые критерии - подождите немного.


Здравствуйте, Людмила! Предприятие работает 3 года, не отчитывались. Категория -3. На данное время скопилось большое количество ртутных ламп, их 3 года не сдавали. Можно ли их сдать все и показать в отчетах? Ведь у предприятия 3 категории лимитов нет.

https://ecoproverka.ru/deklaratsiya-po-plate-za-nvos/
Прочитайте про ОНВОС 3 категории.
https://ecoproverka.ru/nakoplenie-othodov-do-11-mesyatsev/
По поводу ламп - за них вы все равно не платите, поэтому лучше сдать, а то нарветесь на штраф на ЮЛ.
В отчетах показывайте, что образовались все в текущем году.


Добрый день, Людмила! Вы будете делать какой-нибудь обзор новых документов (вступающих в силу с 01.01.2021г.) в области охраны окружающей среды? Очень бы хотелось разобраться к чему готовиться и что ожидать.

Самой бы хотелось, но сейчас очень много работы + переболела - слабость и апатия. Блог приносит копейки, поэтому жилы рвать не буду. В новогодние каникулы - планирую, если выйдет информация по вступившим в силу докам. В отчет по ПЭК внесла изменения, но там только таблички добавились - ничего сложного. 2-ТП отходы сделаю на неделе.


Добрый день! Разъясните, пожалуйста, ситуацию. Мы - административная контора, из отходов у нас только черновики от нашей не удачной работы. Но обогреваемся мы своими индивидуальным газовым бытовым котлом мощностью 30 кВт. Суммарный выброс ЗВ 0,3 тонный в год, из них бензапирена 10^-9 г/сек и 10^-10 тонн в год. Но из-за него нам присвоили 3 категорию. Скажите, как законно перейти в 4 категорию?

2. Осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 настоящего документа.
подпункт 2 пункта 7:
2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Если подходите под эти условия, то можете перейти на 4 категорию.


Людмила добрый день!
подскажите, действительно ли для разработки плана мероприятий при НМУ необходим весь комплекс процедур, какой делается при ПДВ? И для 3 категории целесообразно разрабатывать сразу ПДВ?

В разных регионах по-разному. Где-то берут информацию из ПДВ и на его основе делают, где-то нет, требуют отдельного расчета.


Добрый день. Составляю Декларацию НВОС, объекту присвоена 3 категория, отходы не лимитируются, но в Личном кабинете Природопользователя Декларацию не пропускают к отправке -требуют указать лимиты, что делать? Сердечное спасибо.

Для вас лимиты по отходам - это цифры указанные в отчете ПЭК. Попробуйте забить реквизиты отчета ПЭК или цифры из отчета ПЭК.


Здраствуйте. подскажите пожалуйста как поставить на учет в государственный реестр обьектов НВОС

В личном кабинете природопользователя, мои объекты НВОС, справа зеленая кнопка-поставить на учет объект НВОС


Добрый день! Карьер по добыче общераспространённый полезных ископаемых нужно ставить на учет в УОНВОС. Работы ведутся открытым способом.


Добрый день. Людмила, подскажите пожалуйста начинающему экологу, объект 3 категория (разрешение на выбросы действует) - вопрос по документации по атмосфере - надо провести инвентаризацию, расчитать НДВ (ПДВ) и получить сан-эпид заключение. (в старом ПДВ писалось что расчет СЗЗ не нужен) какие еще документы по атмосфере необходимы предприятию?


и еще подскажите, можно как то обосновать, что мне надо рассчитать ПДВ (по всем веществам) а не только 1-2 кл.опасности?

Изменения критериев НВОС

Новый проект критериев отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III, IV категорий был представлен на суд общественности. Все ли учли законодатели?

До сих пор действуют Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии № 1029) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Но к ним было много вопросов, как у экспертов, так и у владельцев объектов, которые не соответствуют ни одной из четырех категорий.

До сих пор для таких объектов не сформулированы природоохранные требования, в связи с чем непонятно, нужно ли им вносить плату за НВОС, разрабатывать нормативы, представлять отчетность и будут ли в отношении таких предприятий проводиться плановые проверки контролирующими органами. Ведь, как известно, в отношении объектов, оказывающих минимальное НВОС (объектов IV категории), плановые проверки не проводятся.

Такие же вопросы возникали и у территориальных органов Росприроднадзора, поэтому каждый из них выходил из положения самостоятельно, с учетом уровня своей компетентности.

Например, в некоторых регионах «безкатегорийных» относили к объектам III категории, что влекло за собой необходимость для таких объектов вносить плату за НВОС, разрабатывать программу производственного экологического контроля и представлять отчет о его результатах, подавать отчетность о выбросах и об отходах. Но если объект, оказывает НВОС меньше минимального уровня, то зачем ему нужно разрабатывать гору документации?

Новый проект владельцы таких объектов (а это в основном малый бизнес) ждали особенно, надеясь, что законодатель, наконец, урегулирует все острые вопросы и недоработки критериев №1029.

Что изменилось, а какие вопросы так и остались без ответа?

Напомним! Нашим природоохранным законодательством не предусматривается эксплуатация объектов без отнесения к какой-либо из категорий по уровню НВОС. Так, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты I категории - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям

применения наилучших доступных технологий

объекты II категории - объекты, оказывающие умеренное НВОС

объекты III категории - объекты, оказывающие незначительное НВОС

объекты IV категории - объекты, оказывающие минимальное НВОС

Новый проект ПП №2398, внес изменения по каждой из категорий, но так и не решил существующие проблемы. ТАК Субъекты хозяйственной деятельности, уровень воздействия на окружающую среду которых меньше минимального значения, вновь не будут отнесены ни к одной из четырех категорий. Такие предприятия, как и прежде, окажутся вне правового поля со всеми вытекающими из этого последствиями!

Что же изменилось?

5 изменений для Объектов I категории:

  1. Уточнены производства, которые ранее не были представлены в Критериях № 1029: использование отходов добычи полезных ископаемых и перерабатывающих производств; производство химических веществ и химических продуктов органических химических веществ (производство различных видов углеводородов, полимеров, синтетического каучука, синтетических красителей и пигментов, поверхностно-активных веществ).
  2. Полностью изменился принцип отнесения к I категории объектов по обращению с отходами производства и потребления. Так, теперь к I категории планируется отнести все предприятия, осуществляющие утилизацию отходов производства и потребления. Отметим, что в новых Критериях под утилизацией понимается и сжигание отходов I–IV классов опасности, в т.ч. пестицидов и агрохимикатов, как с применением установок, так и без.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 26.07.2019) хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в т.ч. дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается!

Таким образом, природоохранным законодательством установлено следующее: сжигание отходов разрешается только с применением специальных установок; утилизация с использованием термического метода допустима только для ТКО и только в качестве возобновляемого источника энергии. Следовательно, данный пункт новых Критериев требует уточнения!

  1. К объектам I категории также планируется отнести производства, связанные с обеззараживанием и обезвреживанием биологических и медицинских отходов централизованным способом, при этом мощность установок по утилизации отходов имеет прямое отношение к категории объекта.

  1. Внесена корректировка и в части захоронения отходов. К объектам I категории отнесена деятельность по захоронению отходов: I и II классов опасности вне зависимости от объема размещаемых отходов; III класса опасности с проектной мощностью 500 тонн в год и более; III–V классов опасности, включая ТКО, с проектной мощностью 20 тыс. тонн в год и более.
  2. Дополнительно в I категорию включена деятельность по производству целлюлозы и древесной массы, бумаги и картона мощностью 20 тонн в сутки и более, по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания и др.

3 изменения для Объектов II категории:

  1. Уточнены некоторые виды производств, относящихся к объектам II категории: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) с использованием установок по сжиганию с установленной генерирующей мощностью менее 250 МВт и более 3,5 МВт, работающих на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с установленной генерирующей мощностью менее 500 МВт и более 7 МВт, работающих на газообразном топливе в качестве основного; производство пара и горячей воды (тепловой энергии) с использованием установок по сжиганию с проектной мощностью менее 20 Гкал/час и более Гкал/час.
  2. Внесены изменения в виды и объемы выпускаемой пищевой продукции.

  1. Изменились и виды деятельности в области обращения с отходами. Так, ко II категории планируется отнести объекты: хранения отходов III–V классов опасности, кроме хранения отходов от использования товаров, отходов лома черных и цветных металлов; захоронения отходов производства и потребления III–V классов опасности, включая ТКО (с проектной мощностью менее 20 тыс. тонн в год); утилизации (кроме применения термических способов), обезвреживания отходов производства и потребления:

– I класса опасности (с проектной мощностью менее 0,1 тонны в час), в т.ч.

на мобильных установках;

– II класса опасности (с проектной мощностью менее 0,3 тонны в час), в т.ч.

на мобильных установках;

– III класса опасности (с проектной мощностью менее 1 тонны в час), в т.ч.

на мобильных установках;

- обезвреживания отходов производства и потребления IV класса опасности (с проектной мощностью менее 3 тонн в час), в т.ч. на мобильных установках;

утилизации (кроме применения термических способов) отходов производства и потребления IV класса опасности;

- обработки отходов производства и потребления I–V классов опасности.

- предлагается исключить такой критерий отнесения ко II категории, как захоронение отходов производства и потребления IV и V классов опасности, включая ТКО (менее 20 тыс. тонн в год).

Объекты III категории

  1. К III категории предлагается отнести осуществление хозяйственной деятельности: на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»; с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации; по утилизации отходов, если такая деятельность не подпадает под критерии отнесения к объектам I или II категории; по возведению объектов капитального строительства.

Объекты IV категории

В критерии отнесения объектов к IV категории внесены незначительные изменения (выделено курсивом):

6. Наличие одновременно следующих критериев:

а) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего документа);

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

7. Осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.

8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Вот и все изменения! Как говорится, поправки новые, а проблемы старые. Проект новых критериев явно требует существенной доработки. Особенно в части субъектов хозяйственной деятельности, уровень НВОС которых меньше минимального значения.

Читайте также: