Понижающий коэффициент в смете до ндс или после

Опубликовано: 26.03.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 26 июля 2016 г. № Д28и-1998 “О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и сообщает.

Нормы Закона № 44-ФЗ не предусматривают порядок расчета коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки, а также порядок расчета итоговой стоимости каждого из этапов выполнения работ, отдельных видов услуг, отдельных позиций товара.

Одновременно отмечаем, что, по мнению Департамента, после определения победителя процедуры закупки заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. В случае, если контрактом предусмотрено поставка нескольких позиций товара, этапов его исполнения, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента, то есть итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученного в ходе проведения процедуры закупки. Полученная итоговая стоимость позиций, этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального) контракта, направляемого победителю закупки.

При этом заказчик вправе включить в документацию, извещение о проведении запроса котировок условия о применении «понижающего коэффициента» за единицу каждого товара пропорционально снижению начальной (максимальной) цены, предложенной участником закупки.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

Нормы Закона о контрактной системе не предусматривают порядок расчета коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене, предложенной победителем, а также порядок расчета итоговой стоимости каждого из этапов выполнения работ, отдельных видов услуг, отдельных позиций товара.

По мнению Минэкономразвития России, после определения победителя заказчик рассчитывает коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене, предложенной победителем. Итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного коэффициента. Если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, несколько этапов его исполнения, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов должна быть пересчитана с применением указанного коэффициента. То есть итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов выполнения работ рассчитывается пропорционально коэффициенту снижения начальной (максимальной) цены контракта, полученного в ходе проведения процедуры закупки. Итоговая стоимость позиций, этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального) контракта, направляемого победителю закупки.

При этом заказчик вправе включить в документацию, извещение о проведении запроса котировок условия о применении "понижающего коэффициента" за единицу каждого товара пропорционально снижению начальной (максимальной) цены, предложенной участником закупки.

Ценообразование в строительстве

НДС 20% в смете в 2019 году, формулы НДС, НДС при УСН в сметах

Если объект на территории РФ, и Заказчик подписывает акты на выполненные работы КС-2, КС-3, и сметы после 1 января 2019 года ставка НДС = 20% всегда, независимо от даты контракта!

Основание этой позиции:

А -Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Б -датой реализации (передачи результатов выполненных работ (оказанных услуг)) считается день, когда на акте будут стоять две подписи – исполнителя и заказчика (см. Письмо Минфина России от 01.06.2006 № 03-03-04/1/490, постановления ФАС Московского округа от 21 января 2014 г. № Ф05-16686/2013, Северо-Западного от 30.01.14 № А21-3671/2013)

В -подрядчик обязан при реализациях товаров и услуг с 1 января 2019 года начислить НДС 20%, согласно федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ, при этом в законе нет никаких исключений, в том числе для контрактов заключенных до 2019 года

Контракт заключен до 2019 года а выполнение в 2019 году, Возможно ли увеличение ЦЕНЫ КОНТРАКТА?

Если КОНТРАКТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ-Муниципальный по 44-ФЗ

Письмом от 28 августа 2018 года №24-03-07/61247 Министерство финансов РФ дало разъяснения по вопросам об изменении цены контракта, заключенных в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" до вступления в силу Закона №303-ФЗ.

Начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (НМЦК), определяется и обосновывается заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе посредством применения следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен, нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

При установлении НМЦК заказчик должен учитывать все факторы влиящие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возмонжностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Риски, связанные с исполнение контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

Учитывая изложенное, цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением.

Исключение может быть сделано только для крупных контрактов и только по решению Правительства РФ или исполнительного органа власти субъекта РФ местной администрации.

как в ГРАНД-Смете в КС-2 сделать НДС 20%, ПРИ ЭТОМ не увеличив итоговую стоимость сметы?

Мы сделали 2 разные формулы для ГРАНД-Сметы, которые нужно ввести в параметры сметы раздел Лимитированные затраты.
Почему 2? Потому что из-за особенностей округления, в каждом индивидуальном случае нужно будет выбрать один из 2х вариантов чтобы выйти на нужную итоговую цифру.

Для этого нажать кнопку Загрузить как показано на картинке


и указать один из 2х шаблонов лимитированных затрат (которые мы вам пришлем на почту).
Чтобы их получить, заполните заявку и мы бесплатно вышлем эти шаблоны вам на почту

Будем благодарны за ваши отзывы по работе этих шаблонов на почту tagirov@i-tat.ru.

ЕСЛИ КОНТРАКТ ЗАКЛЮЧЕН ПО 223-ФЗ

Единого мнения среди Заказчиков и официальных писем госорганов на тему компенсации НДС в сметах при УСН в 2016-2019 году нет.
Это не означает, что Подрядчик на УСН должен подарить Заказчику 20% от стоимости материалов и механизмов (так как в государственных сметных расценках стоимости механизмов и материалов учтены без НДС, а подрядчик на УСН закупает материалы и механизмы на рынке с НДС)

Мы рекомендуем придерживаться в 2019 году следующей формулы компенсации НДС при УСН в смете:
(МАТ+(ЭМ-ЗПМ) + НР*0,1712 + СП*0,15)*0,2

0,2 - ставка НДС с 1 января 2019 года
0,1712 - часть удельного веса затрат, на которые начисляется НДС по прил.8 МДС 81–33.2004 (для районов крайнего севера этот коэффициент другой)

структура формулы приведена согласно Письма Госстроя РФ от 06.10.2003 N НЗ-6292/10 "О порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения"

Чтобы узнать как правильно в ГРАНД-Смете отразить изменение ставки НДС. Обратитесь к нашему онлайн-консультанту в нижнем правом углу этой страницы.

Мы занимаемся информационной и технической поддержкой пользователей ГРАНД-Смета, СметаРУ, ГОССТРОЙСМЕТА, СметаРИК/
Если для вас важна оперативная и компетентная поддержка напишите консультанту в нижнем правом углу экрана для получения предложения по пакету обслуживания.

С уважением, Тагиров Артур АЙТАТ.РФ
WhatsApp +7 9027180602

Между арбитражным адвокатом Демьянчуком А.В. и его клиентом, строительной организацией (г. Краснодар), было заключено соглашение на представление интересов последнего в Арбитражном суде Республики Крым по иску к государственному заказчику о взыскании долга за выполненные работы, задатка и неустойки, а также признании незаконным решения государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

1. Обстоятельства дела

На основании результатов открытого аукциона, проводимого в соответствии с ФЗ-44 о контрактной системе в электронной форме, между подрядчиком (истцом) и государственным заказчиком (ответчиком) был заключен государственный контракт на капитальный ремонт кровли здания. В при выполнении работ на совместном совещании заказчиком было принято решение о замене работ по демонтажу цементно-песчаной стяжки на ее частичный ремонт с дальнейшей оплатой выполненных работ согласно условиям контракта.

Все работы были выполнены подрядчиком точно в срок и заказчик подписал акты выполненных работ. Стороны также подписали акт о приемке выполненных работ (форма КС-2). Однако государственный заказчик подписал данный акт с оговоркой о

несогласии со стоимостью работ. Он считает, что к фактически выполненным работам должен быть применен понижающий тендерный коэффициент. Кроме того, он обвинил подрядчика замене кровельного материала на более дешевый, т.е. в необоснованном завышении сметы. Также заказчик выявил ошибку в представленном акте о приемке выполненных работ (форма КС-2).

Подрядчик устранил выявленную заказчиком ошибку и подготовил новый акт о приемке выполненных работ (форма КС-2), а также дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта на сумму выявленной ошибки. При этом подрядчик возражал против применения понижающего тендерного коэффициента и отверг обвинение в незаконности использования им дешевого кровельного материала.

В ответ государственный заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного отказа по пункту 3 статьи 723 ГК РФ.

Отказ заказчика от подписания уточненного акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) послужил основанием для обращения подрядчика за помощью к адвокату Демьянчуку А.В.

2. Принятые по делу судебные решения

В судебном заседании ответчик просил суд назначить по делу судебную строительную экспертизу, чтобы эксперт проверил объем и стоимость выполненных истцом работ. Арбитражный суд Республики Крым отказал в проведении судебной экспертизы и в полном объеме удовлетворил имущественные требования истца (взыскал долг за выполненные работы, задаток и неустойку). При этом суд отказал в удовлетворении требования о признании незаконным решения ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также взыскал лишь половину понесенных истцом расходов на оплату услуг представителя.

Принятое судебное решение в целом устроило истца. Однако в тактических целях адвокатом и клиентом было принято решение о его обжаловании, поскольку ответчик наверняка это сделает. Доводы апелляционной жалобы истца сводились к двум тезисам. Во-первых, отказ в удовлетворении требования о признании незаконным решения государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушает права истца, т.к. может повлечь его включение в реестр недобросовестных поставщиков. Во-вторых, суд необоснованно снизил размер понесенных истцом расходов на оплату услуг представителя.

Адвокат Демьянчук А.В. подготовил апелляционную жалобу в 21-й арбитражный апелляционный суд. В дальнейшем адвокат принял участие только в одном заседании суда апелляционной инстанции, поскольку соглашение на представление интересов клиента в апелляции и в кассации не заключалось. Дальнейшая работа выполнялась адвокатом на безвозмездной основе.

У адвоката и клиента сложилось стойкое убеждение, что действия суда апелляционной инстанции свидетельствуют о его косвенной заинтересованности в исходе дела в пользу государственного заказчика. Ощущение такое, что всю работу за ответчика выполняет суд! Поэтому адвокат подготовил заявление об отводе судьям, а также жалобу в квалификационную коллегию судей. Естественно, в удовлетворении заявления и жалобы было отказано. Однако главная цель была достигнута - истец продемонстрировал, что он не намерен выступать в роли безропотной жертвы, а будет защищаться всеми доступными законными методами. Кроме того, суд после неоднократных обсуждений отказал ответчику в проведении судебной экспертизы. Следовательно, время рассмотрения дела было существенно сокращено, а также был устранен риск пересчета экспертом объема и качества выполненных по контракту работ. Естественно, действия истца и его адвоката не остались для них без последствий.

Во-первых, суд апелляционной инстанции применил понижающий тендерный коэффициент к выполненным подрядчиком работам и снизил их стоимость.

Во-вторых, впервые за более, чем 20-ти летнюю адвокатскую практику из апелляционного постановления адвокат узнал о себе много «нового и приятного». В итоге, суд отказал истцу в увеличении расходов на оплату услуг представителя.

Справедливости ради следует отметить, что суд апелляционной инстанции не согласился с ответчиком в части незаконности использования истцом дешевого кровельного материала. Суд также признал незаконным решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Обжалование такого апелляционного постановления было вопросом престижа. В Арбитражном суде Центрального округа адвокат и клиент участия не принимали. Однако суд согласился с доводами адвоката: полностью отменил апелляционное постановление, а решение Арбитражного суда Республики Крым - оставил в силе. Отказ суда в признании незаконным решения государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта для истца не имел принципиального значения, поскольку кассационное постановление не дает государственному заказчику никаких шансов для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.

3. О некоторых особенностях данного дела

Данное дело является примечательным по ряду причин.

1. Арбитражный суд Центрального округа признал незаконным применение понижающего тендерного коэффициента к работам, выполненным в рамках заключенного государственного контракта. Он указал, что после заключения государственного контракта с применением понижающего коэффициента у арбитражного апелляционного суда отсутствовали основания для его повторного применения.

2. Данное, достаточно несложное дело, рассматривалось судами целый год (февраль 2015 - февраль 2016). Невольно напрашивается вывод о полном пренебрежении правилом о разумных сроках судопроизводства. Длительное рассмотрение дела ведет к дополнительным убыткам подрядчика - все это время он лишен права распоряжаться причитающимися ему за выполненные работы денежными средствами, незаконно удерживаемыми государственным заказчиком. Кроме того, это ведет к необоснованному удорожанию стоимости расходов на оплату услуг адвокат - чем больше адвокат затратил своего времени на работу по делу, тем дороже его клиенту обойдется стоимость услуг адвоката.

3. Даже при необъективности суда добросовестная сторона может победить в судебном споре. Для этого необходим квалифицированный адвокат, досконально изучивший обстоятельства дела и судебную практику, а равно умеющий просто и убедительно изложить свои доводы. Эти доводы должны быть такими, чтобы даже необъективный суд не смог их игнорировать. Только в этом случае возможна победа в любом суде.

4. Настоящий адвокат берется за дело лишь тогда, когда он убежден в реальной возможности помочь своему клиенту. Данное дело наглядно показало, что изначально выбранная стратегия была верной и эффективной. Однако победа в любом споре невозможна при отсутствии доверия между клиентом и его адвокатом. К чести клиента, после принятия невыгодного для него апелляционного постановления, он не только не усомнился в профессионализме своего адвоката, но и продолжил совместную работу, закончившуюся общим успехом!

Подготовлено по материалам арбитражного дела №А83-110/2015

Елена Тарасова

Упрощенцы, которые работают по договорам строительного подряда с компаниями на ОСНО, должны уметь работать с НДС. Расскажем, как правильно рассчитать компенсацию по этому налогу и сформировать счёт-фактуру, чтобы обе стороны не потеряли деньги.

  • В каких случаях на УСН платят НДС
  • Зачем и когда рассчитывают компенсацию НДС
  • Учёт затрат на НДС при УСН
  • Формула расчёта затрат на компенсацию НДС для упрощенцев
  • Как заказчику на ОСНО учесть компенсацию НДС

В каких случаях на УСН платят НДС

УСН освобождает от уплаты НДС. Но НК РФ предусматривает несколько ситуаций, когда плательщики УСН ведут учёт НДС:

  1. Выполнение договоров строительного подряда с компаниями на ОСНО — нужно учесть и компенсировать затраты на НДС, который уплачен в составе стоимости материалов, ГСМ, расходных инструментов.
  2. Ввоз в РФ иностранных товаров для торговли — на сумму сделки и уплаченные таможенные пошлины нужно начислить НДС и затем по мере продажи перечислить его в бюджет (п. 3 ст. 346.11 НК РФ).
  3. Исполнение договоров доверительного управления, простого и инвестиционного товарищества, если один из участников на УСН, а второй на ОСНО — упрощенец ведёт учёт и платит НДС по всем сделкам в рамках договора (ст. 174.1 НК РФ).
  4. Аренда или выкуп в собственность упрощенца муниципального имущества — из суммы сделки следует выделить НДС, уплатить его в бюджет и сдать декларацию как налоговый агент (п. 3 ст. 161 НК РФ).
  5. Выставление поставщиком на УСН счёта-фактуры с указанием суммы НДС по просьбе покупателя — необходимо уплатить налог и сдать отчётность (п. 5 ст. 173 НК РФ).

В статье рассмотрим первую ситуацию, так как в строительном подряде с помощью компенсации НДС можно законно минимизировать налоговые риски.

Зачем и когда рассчитывают компенсацию НДС

Компенсация по НДС — налоговый инструмент, который даёт плательщикам УСН возможность работать с заказчиками на ОСНО. Компенсация позволяет учесть и принять к вычету НДС, уплаченный упрощенцами при покупке сырья, материалов, ГСМ, используемых в строительных работах. Суммы такого НДС образуют издержки подрядчика, которые должны покрываться ценой договора (ст. 709 ГК РФ).


Когда подрядчик на УСН выполняет работы для заказчика на ОСНО, в случае ошибок в учёте рискуют оба. Заказчик — тем, что уплаченный подрядчику налог не будет включён в состав налогового вычета по НДС. Подрядчик рискует тем, что налоговая признает суммы налога неосновательным обогащением и уменьшит цену контракта на сумму налога. Чтобы этого не произошло, важно изначально правильно оформлять все первичные и учётные документы.

Общая схема взаимодействия сторон договора строительного подряда выглядит так:

  1. Определение объёма работ и предварительное составление сметы.
  2. Согласование всех условий и заключение договора.
  3. Выполнение работ.
  4. Принятие работ и окончательный расчёт.

Сметный расчёт — первичный документ, который составляют на первом этапе взаимодействия при проведении строительных или иных подрядных работ. Он описывает этапы и порядок проведения работ, полностью учитывает все затраты подрядчика. Все последующие документы (счета-фактуры, акты, КС-2, КС-3 и другие) составляются только на основании утверждённой сметы.

Учёт затрат на НДС при УСН

Составлять локальные сметные расчёты нужно по правилам, которые даны в разделе 4 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1. Все затраты на строительство формируются по группам: виды работ, ресурсы, эксплуатация техники и другие. Стоимость включает прямые затраты, накладные расходы, сметную прибыль, указанные без налогов.

В строительных работах обычные затраты подрядчика — это расходы на строительные материалы, покупка ГСМ для техники, затраты на ремонт механизмов, проведенный силами сторонних организаций. Покупая материалы или услуги для выполнения работ, упрощенец платит НДС в составе их цены, однако в смете для заказчика должен указать их стоимость уже без НДС.

Например, строительная фирма на УСН «доходы минус расходы» заключила договор подряда и закупила материалы на 120 тыс. рублей, в том числе НДС по ставке 20 % — 20 тыс. рублей. На практике используют три варианта учёта затрат, но правильный только один. Второй вариант не позволит заказчику учесть сумму НДС в составе расходов. А в третьем случае подрядчик будет обязан перечислить в бюджет сумму налога в полном объёме и отчитаться как налоговый агент.

Вариант 1
В смете в графе «Стоимость» проставить сумму без налога.

В разделе «Лимиты, затраты» главы «Налоги и обязательные платежи» добавить графу «Затраты на компенсацию НДС при УСН» и указать в ней сумму уплаченного налога 20 тыс. рублей

Вариант 2
Включить в смету стоимость материалов без налога в размере 100 тыс. рублей, а сумму налога 20 тыс. рублей учесть в составе расходов на УСН

Вариант 3
Подготовить для заказчика смету с НДС на всю сумму затрат. Для получения оплаты по окончании работ выписать счёт-фактуру и выделить в ней НДС

В примере расчёт компенсации дан схематично. На самом деле всё сложнее: компенсация считается по специальной формуле.

Формула расчёта затрат на компенсацию НДС для упрощенцев

Для расчёта компенсации по НДС при УСН необходимо воспользоваться единой формулой:

(МАТ + (ЭМ — ЗПМ) + НР × 0,1712 + СП × 0,15 + ОБ) × 0,20,

  • МАТ — материалы из сметы;
  • (ЭМ — ЗПМ) — общая сумма затрат на эксплуатацию машин (ГСМ, ремонт, арендные платежи и т.д.) за вычетом заработной платы машинистов;
  • НР — доля накладных расходов в составе материальных затрат (норматив включения накладных расходов в компенсацию НДС равен 17,12 %, в районах Крайнего Севера — 18,2 %);
  • СП — сметная прибыль компании (норматив включения сметной прибыли в компенсацию НДС равен 15 %);
  • ОБ — расходы на эксплуатацию машин и оборудования;
  • 0,20 — ставка НДС.

Понижающие коэффициенты для накладных расходов (НР) и сметной прибыли (СП) введены специально для упрощенцев. Они используются всегда и не зависят от вида выполняемых работ (новое строительство, реконструкция, ремонт). При составлении сметы рекомендуем использовать «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» (МДС 81-33.2004).

Главное правило сметы: в ней нужно учесть все минимально необходимые ресурсы для выполнения работ на объекте. В состав накладных расходов разрешено включать стоимость канцелярских товаров и другие расходы, в том числе на работу офиса. Расходы на эксплуатацию машин и оборудования включают затраты на ГСМ и ремонт механизмов, участвующих в выполнении работ.

Как заказчику на ОСНО учесть компенсацию НДС

Рассчитанные по формуле затраты на компенсацию НДС при УСН включают в смету, и заказчик на ОСНО учитывает их в составе общих расходов, как издержки подрядчика.

Например, если подрядчик создавал основное средство, стоимость работ по договору включается в первоначальную стоимость и учитывается в расходах через амортизацию.

Если подрядчик создал объект, который будет перепродан, то стоимость работ по договору включается в расходы и списывается в зависимости от применяемого метода учета — кассовый или начисления.

Соблюдение этого порядка позволит заказчику на ОСНО избежать претензий со стороны ФНС и учесть НДС, который подрядчик на УСН уплатил в составе приобретенных товаров или услуг, необходимых для выполнения работ по договору.

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

В статье мы поговорим о понятии коэффициента снижения НМЦК, как его рассчитать и как правильно применить на практике. Не все особенности проведения закупок раскрываются в 44-ФЗ, и заказчикам приходится ориентироваться на письма и разъяснения различных ведомств, а также разрабатывать свой порядок расчетов.

  1. Что такое понижающий коэффициент?
  2. Когда можно уменьшить цену контракта?
  3. Расчет коэффициента по формуле
  4. Как снизить цену контракта в электронном запросе котировок?
  5. Как правильно уменьшить количество товара?
  6. Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта?

Что такое понижающий коэффициент?

В ч.10 ст.70 44-ФЗ отмечается, что государственный контракт заключается на условиях, указанных заказчиком в извещении на проведение закупки и документации к ней, по цене, предложенной победителем закупки.

Понижающий коэффициент – это соотношение итоговой цены, предложенной победителем торгов к начальной максимальной цене контракта, выраженное в процентном показателе.

Однако не только 44-ФЗ о контрактной системе руководствуется заказчик при определении цены договорных обязательств, но и Письмом Минфина РФ от 2017 г. №24-01-06/64782, от 2015 года №Д28и-3334, Письмом ФАС РФ от 2018 года №АЦ/61403/18.

Расчет понижающих коэффициентов применяется при поставке нескольких позиций определенной продукции, отдельных услуг или нескольких этапов работы. В этих случаях организатор торгов должен пересчитать стоимость каждой позиции или каждого этапа пропорционально полученному коэффициенту понижения.

При этом в проекте контракта указывать коэффициент не обязательно, а вот в сметной таблице, которая является неотъемлемой частью документации, заказчик должен уменьшить каждую позицию на рассчитанный процент.

На практике это выглядит так: при проведении электронного аукциона на строительно-отделочные работы будущий исполнитель указал общую стоимость исполнения обязательств. Заказчику же при составлении проекта работ предстоит пересчитать все этапы работы, применяя коэффициент снижения. Заказчик имеет право включить в документацию о закупке и извещение условия об использовании понижающего коэффициента за единицу товара.

Когда можно уменьшить цену контракта?

В ходе проведения закупки по 44-ФЗ цена контракта может поменяться. Соотношение итоговой цены контракта и начальной является исчисляемой величиной, которая называется коэффициентом снижения цены контракта по 44-ФЗ. Это соотношение сумм выражается в процентном показателе.

Снижение цены происходит в нескольких случаях:

  1. Исполнитель снижает цену, не изменяя объем и качество поставок. В этом случае составляется дополнительное соглашение, в тексте которого отмечается новая стоимость договорных обязательств. Однако, если сумма контракта стала ниже порога, влияющего на штрафы, в допсоглашение вносится пересчитанная величина взысканий (ч.2, 5, 8 ст.34 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № Д28и-3400 от 12.12.2016 г.).
  2. В ходе закупки заказчику потребовалось сократить объем закупаемой продукции. В этом случае позволяется снизить цену контракта не более чем на 10% (пп. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-4691 от 19.04.2017 г.). А расчет коэффициента понижения зависит от стоимости одной единицы товара или услуги. В дополнительном соглашении организатор торгов указывает новые стоимость, объемы поставки и новые штрафы (при необходимости).
  3. Контракт заключен согласно Постановлению Правительства РФ № 1086. В этом случае право изменять ценовые условия договорных обязательств основано на указании Правительства РФ, государственных органов субъекта РФ или местных ведомств (п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). При этом изменять можно не только стоимость контракта, но и объемы и сроки поставляемой продукции. Все необходимые моменты также вносятся в дополнительное соглашение.
  4. Урезан бюджет у казенного учреждения. Возможно два варианта развития событий:
  • Исполнитель соглашается со снижением суммы, и стороны подписывают допсоглашение.
  • Исполнитель не принимает возникшие условия. В этом случае Заказчик прописывает в допсоглашении пропорционально сниженные объемы продукции к уменьшенной цене договора.
  1. Снижение тарифных показателей (п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ). В тексте дополнительного соглашения указывается новый расчет – остаток объема поставки умножается на новый тариф.

Кроме перечисленных ситуаций есть еще одна, когда возможно снижение ценовых показателей: заключение контракта на лечение гражданина РФ за рубежом. Сумма обязательств может уменьшиться при сокращении перечня медицинских услуг (п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ). Чтобы правильно рассчитать коэффициент снижения цены в этом случае, достаточно из НМЦК вычесть сумму отмененных услуг. Организатор закупки также составляет допсоглашение и подписывает его у исполнителя.

Расчет коэффициента по формуле

В 44-ФЗ нет порядка определения коэффициента снижения стоимости. Для исчисления необходимого коэффициента необходимо применить несложную формулу:

КС = ОЦП / НМЦК в документации,

КС – коэффициент снижения;

ОЦП – окончательное ценовое предложение;

НМЦК – начальная максимальная цена контракта.

Пример: НМЦК в извещении — 1 млн. руб., итоговая сумма, предложенная победителем – 750 тыс. руб., КС равен 750000/1000000 = 0,75.

Важный момент! Если поставщик работает без НДС, то коэффициент снижения определяется как частное цены, предложенной победителем, к НМЦК за минусом НДС.

Если невозможно точно пересчитать стоимость договорных обязательств с учетом коэффициента снижения, то заказчик имеет право указать в контракте цену из итогового протокола. Об этом говорится в пояснениях Минфина и не противоречит законодательству. То есть, при возникновении расхождения в смете на 1 копейку, ее можно суммировать к любой позиции в смете. Но также исполнитель может в спецификации прописать свои цены на продукцию, а не те, которые рассчитал заказчик (кроме закупок по п.2 ст.42 44-ФЗ).

Как снизить цену контракта в электронном запросе котировок?

При проведении электронного запроса котировок по 44-ФЗ ценовые условия также могут меняться. Ценовые условия могут измениться и для запроса котировок в электронной форме. Понижающий коэффициент для этого вида конкурентной борьбы возможно применять в следующих случаях:

  • понижение регулируемых тарифов на поставляемую продукцию (п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ);
  • уменьшение бюджетного лимита для казенных учреждений (п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ).

Иных случаев, кроме этих двух, не предусмотрено (ч.1 ст.95 44-ФЗ, Письмо Минфина № 24-03-07/79960 от 01.12.2017 г., Минэкономразвития № Д28и-999 от 18.04.2016 г.). В нормативной документации дается разъяснение: т.к. для запроса котировок не требуется составление закупочной документации, то и порядка исчисления понижающего коэффициента от суммы НМЦК, нет.

За нарушение положений законодательства к заказчику применяется штраф – от 20 тыс. руб. до двойного размера потраченного бюджета (ч.4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

Как правильно уменьшить количество товара?

В Постановлении Правительства РФ № 1090 от 28.11.2013 г. дается специальная методика для уменьшения количества товаров при понижении суммы договорных обязательств. Основанием для данного пропорционального снижения является п.6 ст.161 БК РФ и п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ.

Придерживаться следует следующих правил методики:

  1. Если заказчику урезали финансирование, а исполнитель не согласен на понижение цены без сокращения объемов товара и переноса сроков исполнения обязательств, то им необходимо договориться об изменении существенных условий — уменьшении количества поставки.
  2. Организатор торгов имеет право сократить объем поставляемой продукции, если необходимо выполнить обязательства первостепенной важности по госконтракту (ч.4 ст.95 44-ФЗ). Применяется в случае закупки товаров для нормального жизнеобеспечения населения или тех, обязательства по которым исполнены исполнителем.
  3. При уменьшении объема предмета закупки заказчик все равно должен достигнуть плановых результатов по госпрограммам. Нужно руководствоваться обязанностями по возмещению издержек в ходе исполнения обязательств и исполнению выделенного финансирования.
  4. Сокращение объема товара сопровождается понижением суммы контракта и необходимостью сохранения величины прибыли в составе цены. Прибыль не может превышать 1% затрат исполнителя на комплектующие изделия и 20% иных издержек по госконтракту.
  5. Сокращение поставок напрямую зависит от суммы урезанного бюджета учреждения. Основой снижения являются подтверждающие документы исполнителя – расшифровка затрат на выполнение условий договора, расчет и обоснование дохода.

Если требуется сократить объемы строительных работ, работ по реконструкции, капремонту, приобретению недвижимости государством, то делать это нужно согласно нормам действующего законодательства.

Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта?

Когда исполнитель согласен с изменяемыми условиями договора, составляется дополнительное соглашение. В нем прописываются стандартные пункты:

  • новая цена;
  • новый объем поставки, если снижение произошло из-за сокращения поставки (пп. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ);
  • новые ценовые условия. Если количество продукции не изменилось, можно обойтись только этим пунктом (пп.«а» п.1, п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ);
  • измененная величина применяемых штрафов (при необходимости).

Дополнительное соглашение составляется в 2-х экземплярах и подписывается обеими сторонами. В течение 5 рабочих дней после подписания организатор торгов направляет откорректированные сведения в органы, ответственные за ведение реестра контрактов. В противном случае заказчика ждет штраф – 20 тыс. руб.

Читайте также: