Налоговая требует подать уточненку по ндс

Опубликовано: 25.04.2024

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

В частности, в итоговом докладе ФНС России о деятельности службы за 2019 год отмечается, что существенно возросла роль аналитической работы, позволившей получить в 2019 году дополнительные 131 миллиард рублей, уплаченные налогоплательщиками добровольно.

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы по НДС, направленной на понуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

Как построена работа комиссий по легализации налоговой базы

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол, где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это десять календарных дней с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период. Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1 НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель подоверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и «проблемности» вашего контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа. Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами. Причем не следует на комиссии обещать проверяющим, что вы готовы подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе обсудить ситуацию с собственниками бизнеса и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка». По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.). В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.

На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».

Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Сдана декларация по НДС за I квартал, скоро отчитываться за II квартал. Для многих эта «пересменка» — время, чтобы подать уточненку за прошлые периоды. Дмитрий Шаповалов, эксперт техподдержки Экстерна, проанализировал самые частые причины отказов по корректировкам, и подготовил мануал, который поможет сделать все правильно с первого раза.

Когда надо сдать уточненку по НДС

Корректировку по НДС необходимо представить в следующих случаях:

  • Если вы обнаружили, что допустили ошибки в первичной декларации НДС, отразили в ней не все данные или уменьшили сумму налога к уплате. Если недоимка по налогу есть, то следует погасить ее вместе с уплатой пени до момента подачи уточненной декларации.
  • Если поступило требование от налоговой о представлении пояснения по сданной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Пояснения должны включать обоснование изменений, внесенных в уточненную декларацию по НДС. Представить пояснения надо в течение 5 дней после получения требования.

Как сделать корректировку декларации по НДС

Чтобы избежать распространенных ошибок при подготовке корректировки, используйте эту памятку:

В декларации и приложениях номер корректировки должен совпадать.

Если вы абонент Экстерна, нажмите на кнопку «Перейти к отправке» и номера в приложениях проставятся из декларации автоматически.

Заполняйте данное поле только в приложениях.

Ставьте «0», если в составе уточненки есть новая версия книги покупок, книги продаж и других приложений.

Ставьте «1», если новую версию приложения отправлять не нужно.

Обратите внимание: cостав корректировки должен быть таким же, как и состав первичной декларации. Например, вы подали декларацию по НДС, в составе: декларациия, книга покупок и книга продаж. И вам нужно обновить только книгу продаж. В вашей корректировке будут все три файла: декларация, книга покупок, книга продаж. При этом для книги продаж вам надо проставить признак актуальности «0», чтобы обновить данные по ней в базе ИФНС, а по книге покупок — проставить признак актуальности «1», так как в ней ничего обновлять не нужно.

Если внесены изменения в приложение к книге покупок, например в раздел 8.1, то сведения из книги покупок в составе корректировки идут с признаком «1» — сведения актуальны, а приложение — раздел 8.1 с признаком актуальности «0» — сведения неактуальны.

Аналогично можно скоррректировать книгу продаж.

Доплисты прикладывать не надо, если ошибка появилась при переносе данных из первичной книги покупок/продаж в раздел 8 или 9. В этом случае скорректируйте сами книги (раздел 8 или 9):


Пользуйтесь Экстерном, чтобы отчитываться с первого раза. 3 месяца бесплатно.

Отправка корректировки в Экстерне

Чтобы подготовить корректировку в системе:

  1. Откройте отчет по НДС, в нем сохранятся данные, которые вы передали при первичной отправке.
  2. Нажмите «Редактировать» и внесите нужные изменения в декларацию.

Если вы загружаете в Экстерн готовые файлы из другой программы:

  1. Удалите из черновика имеющиеся файлы декларации и приложений.
  2. Кликните на «Загрузить декларацию», выберите один или несколько файлов и нажмите «Открыть».

Порядок подачи уточненки в 2019 году

Уточненные декларации подаются в электронном виде (письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4440@). Как именно отправлять уточненки по НДС, описано в пункте 2 Порядка заполнения (Приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Уточненная НДС состоит из ранее отправленных приложений или других разделов с внесенными изменениями, а также самой декларации (даже если в ней ничего не изменилось).

Когда корректировка декларации по НДС не обязательна

Подача корректировки по НДС не требуется в следующих случаях:

  • если компания переплатила НДС;
  • если компания не заявила вычет по НДС, однако его можно перенести на более поздний период;
  • если выставлен или получен счет-фактура с корректировками;
  • когда налоговая начислила НДС по итогам проверки (письмо ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19576);
  • декларация содержит технические ошибки, которые не влияют на сумму НДС. В этом случае налогоплательщик может подать исправленную декларацию, если посчитает это необходимым (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

image_pdf
image_print

Отчетность по НДС сдана, кажется что можно расслабиться. Однако не все бухгалтеры могут вздохнуть с облегчением — некоторым из них предстоит вносить изменения в отчетность. Обычно это бывает следствием того, что в поданной декларации выявились ошибки, либо документы от контрагента, относящиеся к прошлым периодам, поступили с запозданием.

В этой статье мы рассмотрим случаи, когда чаще всего возникает необходимость прибегнуть к подаче уточненной декларации по НДС, а также о том, как это сделать и избежать возможных санкций.

Требования налогового законодательства

На основании статьи 81 Налогового кодекса России, подавать уточненную декларацию организация обязана лишь в том случае, если выявленные после сдачи отчетности ошибки и неотраженные данные приводят к занижению суммы налога.

Если в первичной декларации содержатся недостоверные или неполные сведения, которые не приводят к занижению суммы налога, то подавать «уточненку» налогоплательщик не обязан, хотя право на это он имеет.

Что грозит компании или предпринимателю, которые подали уточненную декларацию? Сам по себе факт ее представления санкций не влечет — тут все зависит от того, вызвали ли недостоверные первичные данные занижение налога. Если это так, то недоимку и пени следует оплатить еще до подачи «уточненки». В этом случае согласно пункту 4 статьи 81 НК РФ налогоплательщик от ответственности за неполную уплату налога будет освобожден.

Если недоимка не будет оплачена до момента, когда о ней узнает налоговая служба, на организацию может быть наложен штраф в соответствии со статьей 122 НК РФ.

Конкретные ситуации

А теперь рассмотрим распространенные ситуации, в которых не избежать представления в налоговую службу уточненной декларации, а также когда без этого можно обойтись.

Неверно указан отчетный период

Как поступить в случае, если ошибка содержится в коде периода, за который составлена декларация? Ответ однозначный — необходимо уведомить налоговую службу об этой ошибке, и как можно быстрее. Иначе можно заполучить штрафные санкции, причем они могут налагаться как на организацию (статья 119 НК РФ), так и на должностное лицо (15.5 КоАП РФ).

Нужно ли в этом случае подавать «уточненку»? Такой вариант возможен, хотя при этом можно столкнуться с непониманием со стороны ФНС. Там могут попросту не принять документ, поскольку за указанный период первичной декларации подано не было. Либо посчитать уточненную декларацию за поданную впервые с нарушением срока, и тогда организации может быть выставлен штраф по статье 119 НК РФ.

Лучше поступить следующим образом:

Письменно заявить в налоговую инспекцию о том, что декларацию, поданную с ошибочным кодом периода, следует считать представленной за такой-то период (указав его правильный код).

Чаще всего в ФНС принимают подобные пояснения и считают, что организация отчиталась без нарушений. Но если все-таки штрафные санкции последуют, у организации есть шанс его оспорить — в судебной практике есть примеры, когда арбитры решали такие дела в пользу налогоплательщика (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 по делу № А32-22251/2008-12/190).

Поздно поступившие документы

Нередко на практике бывают ситуации, когда от контрагента поступают документы, относящиеся к прошлому периоду. Например, счет-фактуру по декабрьской сделке можно получить уже в январе следующего года. В таких случаях подавать «уточненку» необходимости нет, ведь включить «запоздавший» счет-фактуру в книгу покупок можно и в текущем периоде. Такое правило было введено с начала 2015 года пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ. Основываясь на нем, можно заявить о вычете НДС в любой период в пределах трех лет с момента оприходования товаров, работ или услуг.

Однако такой порядок распространяется лишь на вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 НК РФ. Иные вычеты НДС (например, уплаченного в качестве налогового агента, с предоплаты и прочие) необходимо заявить в том периоде, в котором приобретенные товары были приняты к учёту, при условии их использованы для осуществления облагаемой НДС деятельности.

Произошло завышение вычета НДС

Ситуация, в которой однозначно следует подавать уточненную декларацию по НДС — когда из-за вкравшейся ошибки был завышен налоговый вычет. Ведь в результате происходит занижение суммы налога, а это, как было сказано в начале статьи, накладывает на организацию обязанность представления «уточненки». Порой такое происходит по вине бухгалтера — например, он дважды зарегистрировал один и тот же счет-фактуру либо допустил техническую ошибку при вводе информации в систему учета. Но это также может стать следствием ошибочных действий бухгалтерии поставщика. Допустим, первичный счет-фактура, полученный в отчетном квартале, впоследствии был исправлен и датирован уже следующим периодом.

Ошибки в книге покупок, не влияющие на сумму вычета

Порой в первичных документах прошлых периодов можно обнаружить ошибки технического характера, не влияющие на сумму НДС. Например, ошибочное указание ИНН, адреса, наименования контрагента.

В силу упомянутой статьи 81 НК РФ, их наличие не обязывает налогоплательщика подавать уточненную декларацию.

Однако сами налоговики все же рекомендуют это делать, ведь во время камеральной проверки по НДС, когда происходит сверка данных счетов-фактур контрагентов по каждой сделке, эти ошибки всплывают, и налоговые инспекторы обычно требуют пояснений.

Получение исправленного счета-фактуры

Бывает, что бухгалтер обнаруживает ошибки в полученном счете-фактуре и обращается за их исправлением к поставщику. Последний составляет корректировочный счет-фактуру и направляет покупателю. Однако между этими событиями может произойти разрыв по времени, и исправленный документ организация получит уже в следующем квартале.

По мнению ФНС, регистрировать такой счет-фактуру следует в том периоде, в котором получен его верный вариант. Вычет, ранее заявленный по нему, придется аннулировать, пересчитать НДС, оплатить его сумму и пени, после чего подать уточненную декларацию.

Стоит отметить, что такая позиция налоговой службы не находит однозначной поддержки у арбитров — они выносят свои решения как в пользу ФНС, так и в пользу налогоплательщиков.

Также следует помнить, что не любые ошибочные данные в счетах-фактурах могут привести к отказу в вычете. В пункте 2 статьи 169 НК РФ прямо говорится о том, что если ошибки не мешают идентифицировать стороны сделки, наименование и стоимость товара, ставку и сумму НДС, то оснований для отказа в вычете по такому счету-фактуре нет. Поэтому прежде чем обратиться к поставщику за корректировочным документом, следует убедиться в его необходимости.

Внесение изменений в разделы 8 и 9

Корректировка влияющих на сумму налога данных книги покупок или продаж за прошлый период осуществляется в разделах уточненной декларации 8 и 9.

Для многих бухгалтеров остается неясным такой момент: надо ли вносить в «уточненку» раздел полностью или достаточно отразить лишь его исправленную часть.

Официальных разъяснений по этому поводу пока нет, однако на семинарах представители ФНС говорят о корректности и того, и другого способа. Главное при этом — выбрать правильный «признак актуальности» документа, который указывается по строке 001 как самого раздела, а также приложения к нему.

Признак актуальности — параметр, который отражает корректность данных раздела, содержащихся в первичной декларации:

  • Если они были верны и не требуют внесения изменений, то здесь следует поставить код «1».
  • Если раздел содержал некорректные либо неполные данные, то его актуальность помечается кодом «0», а в его полях указываются верные сведения.

Таким образом, согласно разъяснениям налоговиков, отразить изменения в разделах 8 и 9 уточненной декларации можно двумя путями:

  1. Первый способ — содержание раздела вносится в декларацию полностью — не только исправленные, но и корректные данные. При этом в графе «признак актуальности» по разделу ставится «0», а Приложение 1 (дополнительный лист соответствующей книги) не заполняется. Это значит, что весь указанный раздел первичной декларации следует считать неверным, а вместо него использовать данные аналогичного раздела уточненной декларации.
  2. Второй способ — оформить лишь исправленные данные разделов 8 и/или 9 через Приложение 1. При этом в признаке актуальности приложения указать «0», а актуальность самого раздела обозначить кодом «1». Такая запись будет означать, что все прочие сведения соответствующего раздела первичной декларации, за исключением тех, которые поданы в составе «уточненки», верны. Рекомендуем использовать именно этот способ, поскольку он соответствует Постановлению Правительства РФ № 1137, согласно которому изменения необходимо вносить через доплисты.

Мы рассмотрели некоторые распространенные ошибки, которые встречаются в Декларациях по НДС. Как видно из статьи, далеко не всегда налогоплательщику необходимо подавать уточненную декларацию, хотя в некоторых случаях сделать это все же придется.

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

На примере уточненной декларации по НДС можно убедиться, насколько дорого бизнесу обходится ошибка бухгалтера. И если в одном случае неприятности могут ограничиться только уплатой недоимки и пеней, то при других обстоятельствах «уточненка» станет для инспекторов «пригласительным билетом» к вам в офис. Подробности – в публикации.

«Уточненка» – «пригласительный билет» для налоговиков

Уточненная декларация по НДС для налоговиков признак того, что в первичных документах компании есть ошибки. А если сотрудники бухгалтерии не фиксируют факты хозяйственной деятельности организации с той достоверностью, на которую рассчитывает ИФНС, инспекторы приедут и лично все проконтролируют. Особенно, когда в результате ошибки бухгалтера бюджет недополучил какие-то средства.

Итак, «уточненка» несет в себе дополнительные риски и расходы для бизнеса практически в любом случае:

  • Недоплатили налог и первые обнаружили ошибку – отделаетесь только доначислением и пеней, которые следует погасить до подачи корректировочной декларации по НДС. Кстати, если решите оплатить только недоимку без пени, то получите в довесок штраф (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).
  • Переплатили и решили вернуть деньги обратно – налоговики, скорее всего, нагрянут с выездной проверкой, даже если совсем недавно они уже побывали у вас в гостях (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, письмо Минфина России от 21.12.2009 № 03-02-07/2-209).

Конечно, масштаб последствий корректировки НДС прошлого периода зависит от конкретной ошибки бухгалтера – ведь перед заполнением любой уточняющей декларации исправления сначала вносят в «первичку». Именно степень обоснованности изменений во многом повлияет на решение инспекторов, тем более, что в некоторых случаях они вправе истребовать документы, поясняющие внесенные изменения в первоначальную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Когда надо сдать уточненную декларацию по НДС

Главная функция любой уточненной декларации по НДС – «усовершенствовать» актуальность сведений, отражающих подробности экономической жизни компании, и подтвердить, что НДС исчислен и оплачен в полном размере. Вследствие следующих бухгалтерских ошибок оформление «уточненки» является обязанностью, а не правом:

  • Налогоплательщик сам заметил, что в ранее представленной декларации допущена ошибка или уменьшена сумма налога к уплате (п. 1 ст. 81 НК РФ)

Например, бухгалтер принял к вычету НДС по счету-фактуре с ошибками, из-за которых ФНС может отказать в вычете. К слову, это происходит, когда инспекторы не могут определить, кто именно является продавцом или покупателем – то есть неправильно указаны наименование организации или ИНН. Или, если по счету-фактуре нельзя определить, какой товар или услуга приобретались и сколько они стоят, по какой ставке исчислялся НДС (все подобные ошибки перечислены в пунктах 5 и п. 5.1 ст. 169 НК РФ).

Если обнаружена недоплата государству, компания обязана исчислить НДС в сторону увеличения и подать уточненную декларацию. Но до этого – внести изменения в первичные документы, погасить налог и пени. Тогда ИФНС не сможет оштрафовать компанию за неуплату налога (ст. 122 НК РФ, письмо Минфина от 13.09.2016 № 03-02-07/1/53498).

По общему правилу размер пени вычисляют по этой формуле:

ПЕНИ = СУММА ДОЛГА х ДНИ ПРОСРОЧКИ х СТАВКА ЦБ РФ / 300

  • ИФНС прислала требование представить пояснения по сданной декларации или внести в нее исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Это случается, если инспекторы, например, выявили несоответствия сведений, представленных вами и контрагентом. Согласившись с выявленными ИФНС ошибками, «уточненку» необходимо сдать в течение пяти дней (письмо ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@). Если считаете, что ошибок в декларации нет, значит, вместо уточненного документа отправляете пояснения.

За игнорирование требований ИФНС компанию могут оштрафовать на 5000 руб. (пп. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ).

  • Компания отгрузила товары на экспорт, но не собрала в положенный срок пакет документов, подтверждающих ставку 0%

В такой ситуации «уточненка» необходима за квартал, в котором были отгружены соответствующие товары (оказаны услуги) иностранному контрагенту.

Когда можно обойтись без «уточненки»

Инспекторы не обидятся, если вы обсчитали сами себя и переплатили НДС. Зато «уточненка» по НДС с уменьшением налога чревата не только требованием обосновать, какие именно ошибки привели к неправильному исчислению налога, но и выездной проверкой.

Часто причиной подобного, не самого приятного для инспекторов уточнения, является тот факт, что компания просто забыла заявить вычет по НДС. В этом случае нужно разобраться, можно ли перенести вычет на более поздний период или нет, а, следовательно, нужна «уточненка» или нет.

Согласно п.2 ст. 171 НК РФ «таможенный» НДС в отношении определенных товаров и услуг, например, приобретаемых для перепродажи, можно заявить в течение трех лет после их отражения в «первичке». В письме Минфина России от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28263 говорится, что эти вычеты можно заявлять частями в разных периодах. Но если речь идет об основных средствах или нематериальных активах, вычет переносить можно, но заявлять его нужно один раз и в полном объеме (Письмо Минфина России от 19.12.2017 № 03-07-11/84699).

То есть, если вычетом можно воспользоваться позже, «уточненку» подавать не нужно – его заявляют в текущем периоде. Но если речь идет о налоге, исчисленном при получении предоплаты, или НДС, уплаченном налоговым агентом, – заявить их надо в том периоде, «в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные статьями 171 и 172 Кодекса» (Письмо Минфина от 21.07.2015 № 03-07-11/41908). То есть придется направлять уточненную декларацию по НДС, а забытый счет-фактуру – регистрировать в дополнительном листе книги покупок того квартала, когда возникло право на вычет.

В каких еще случаях нет абсолютной обязанности представлять уточненную декларацию:

  • если выставлен или получен счет-фактура с корректировками;
  • когда НДС налоговики начислили по итогам проверки (письмо ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19576);
  • декларация содержит технические ошибки, которые не влияют на сумму НДС. В пункте 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ говорится, что налогоплательщик может подать исправленную декларацию, если сам сочтет нужным это сделать.

Как сделать корректировку декларации НДС

Уточненную декларацию сдают в ту ИФНС, в которой компания стоит на учете в день подачи исправленных сведений, даже, если первичную декларацию отправляли в другую инспекцию (п. 5 ст. 81). Имейте в виду, если корректировочная декларация по НДС подается спустя два года после завершения отчетного периода, инспекторы могут запросить не только пояснения, но и первичные документы, а также аналитические регистры (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

«Уточненка» заполняется по той же форме, что и предшествующая декларация. В исправленный документ следует включить (письма ФНС от 11.01.2017 № АС-4-15/200, от 11.03.2016 № ЕД-4-15/3967):

В строке 001 первой страницы раздела 8 и/или 9 необходимо указать признак актуальности ранее представленных сведений (Письмо ФНС от 17.06.2016 № СД-3-3/2770@):

  • «1» – в случае, если подтверждаете актуальность сведений этого раздела в первоначальной декларации, и что в «уточненке» они не исправлялись. Признак актуальности «1» ставится, если уточненная декларация подается из-за составления дополнительного листа книги покупок или продаж.
  • «0» – говорит о том, что исправлялись сведения в разделе 8, содержащем информацию из книги покупок по облагаемым НДС операциям.

С 29 марта 2019 года действует Приказ ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@, который изменил некоторые разделы декларации по НДС. Нововведения необходимо учитывать, если придется вносить изменения в декларации, представленные в налоговую начиная с 1 квартала 2019 года. В частности, в документе появились строки 043 и 044, предназначенные для пользователей системы tax free и для тех, кто решил отказаться от 0% ставки НДС.

Всю отчетность специалисты 1С-WiseAdvice готовят на основе первичных документов, в которых нет ошибок. Наша уникальная запатентованная технология обработки первички «Процессинг» позволяет:

  • проверять в режиме онлайн наличие и корректность первичных документов;
  • контролировать, обработаны ли документы, и насколько оперативно это сделано (мы ничего не забываем, не теряем и не упускаем из виду);
  • хранить историю перемещения любого документа: от момента поступления к нам в офис до того, как его отразят в учете.

Наша технология дает возможность делать замечания к качеству и наличию необходимых документов прямо в системе 1С. В любой момент времени, с любой периодичностью мы можем отправлять нашим клиентам удобный отчет о недостающих и требующих исправления документах. Благодаря регулярной обратной связи, вопросы, связанные с отправкой и корректировкой «первички», будут решаться спокойно на протяжении всего отчетного квартала, а не в последний момент перед сдачей декларации по НДС.

Кроме того, на практике по ряду причин мы довольно часто и совершенно спокойно используем уточненные декларации по НДС, например, если клиент не успел собрать и передать нам в работу необходимые документы. Поэтому, если по каким-то причинам необходимость в уточненной декларации все-таки возникнет, мы направляем ее в ИФНС в штатном режиме. Далее взаимодействуем напрямую с налоговой, если вдруг у инспекторов возникнут какие-либо вопросы относительно уточнения налоговых обязательств по НДС.

253-основа.jpg

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

— проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

— начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

— налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

— даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

— проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

— назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

— проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Читайте также: