Ндс инжиниринговые услуги иностранной компании

Опубликовано: 26.04.2024

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Российская организация (общая система налогообложения, исполнитель) заключает контракт с иностранной компанией (Лондон). Будут оказаны услуги по автоматизации системы управления (АСУ) на предприятии (через Интернет). Выезжать компания-исполнитель в Лондон не будет. Кроме того, у заказчика есть представительство на территория РФ, но услуги фактически будут оказываться для головной организации и договор заключен с головной организацией.
Каков порядок налогообложения НДС у исполнителя при условии, что есть представительство иностранной компании на территории РФ? Есть ли у российской организации право на вычет НДС у исполнителя (по приобретенным товарам, работам услугам) при выполнении АСУ?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Российская Федерация не будет признаваться местом реализации услуг по автоматизации системы управления предприятием для целей исчисления НДС. Поэтому у организации-исполнителя не возникает объекта налогообложения НДС и обязанности по исчислению и уплате данного налога в российский бюджет.
По товарам (работам, услугам), приобретенным с 01.07.2019 в целях оказания услуг по автоматизации системы управления предприятием иностранному заказчику, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства, российская организация - исполнитель вправе заявить вычет "входного" НДС (при соблюдении условий, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ).

Обоснование позиции:
Учитывая п. 1 ст. 7 НК РФ, сразу отметим, что в настоящее время между Российской Федерацией и Великобританией действует Конвенция между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (Москва, 15 февраля 1994 г.) (далее Конвенция).
При этом Конвенция не регламентирует порядок взимания косвенных налогов по операциям между резидентами РФ и Великобритании, поэтому в целях исчисления НДС следует руководствоваться исключительно нормами НК РФ (ст. 2 Конвенции).
Так, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, изначально - с момента возникновения у него соответствующего объекта налогообложения (п.п. 1, 2 ст. 44, п. 1 ст. 38 НК РФ).
Одним из объектов налогообложения НДС выступают операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Как следует из приведенной нормы, при реализации товаров (работ, услуг) обязанность по исчислению НДС возникает только в том случае, если местом реализации таких товаров (работ, услуг) признается территория РФ. Место реализации услуг определяется с учетом положений ст. 148 НК РФ.
По общему правилу местом реализации услуг признается территория РФ, если деятельность лица, которое оказывает эти услуги, осуществляется на территории РФ (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ). Исключением из общего правила определения места реализации услуг являются ситуации, перечисленные в пп.пп. 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Так, в частности, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом оказания услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Смотрите письма Минфина России от 27.02.2017 N 03-07-11/10856, от 05.09.2016 N 03-07-08/51706 *(1).
Услуги по автоматизации системы управления на предприятии в этой норме прямо не указаны. Вместе с тем мы полагаем, что такие услуги могут быть отнесены к услугам по разработке программных средств и информационных продуктов вычислительной техники.
Так, в п. 3 приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 14.03.2014 N 31 "Об утверждении Требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды" (далее - Приказ) сказано, что действие требований распространяется на АСУ, обеспечивающие контроль и управление технологическим и (или) производственным оборудованием (исполнительными устройствами) и реализованными на нем технологическими и (или) производственными процессами (в том числе системы диспетчерского управления, системы сбора (передачи) данных, системы, построенные на основе программируемых логических контроллеров, распределенные системы управления, системы управления станками с числовым программным управлением).
Не исключает отнесение услуг по разработке АСУ к услугам по разработке программных средств и информационных продуктов вычислительной техники и содержание п. 7 Приказа*(2), а также содержание, например, таких документов:
ГОСТ 24.702-85. Государственный стандарт Союза ССР. Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Эффективность автоматизированных систем управления. Основные положения (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1985 N 4686);
ГОСТ 24.703-85. Государственный стандарт Союза ССР. Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Типовые проектные решения в АСУ. Основные положения";
Сборник 5.4 "Автоматизированные системы управления (АСУ) МРР-5.4-16 (утвержден и введен в действие приказом Комитета г. Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 29.12.2016 N МКЭ-ОД/16-75);
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58329-2018 "Правила эксплуатации магистральных конденсатопроводов и продуктопроводов" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.12.2018 N 1134-ст).
Также в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом оказания услуг признается территория РФ в случае оказания инжиниринговых услуг, услуг по обработке информации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
Поэтому принять решение по отнесению услуг к одному из видов, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, организации следует с учетом характера оказываемых услуг АСУП.
В соответствии с абзацем 2 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в этом подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании:
- места, указанного в учредительных документах организации;
- места управления организации;
- места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа;
- места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство).
В ситуации, указанной в вопросе, услуги будут оказываться непосредственно иностранной организации и договор будет заключаться с головной организацией, находящейся в Лондоне. Следовательно, считаем, что Российская Федерация не будет признаваться местом реализации услуг по автоматизации системы управления предприятием, а потому у организации-исполнителя не возникает объекта налогообложения НДС и обязанности по исчислению и уплате данного налога в российский бюджет (письмо Минфина России от 30.05.2017 N 03-07-08/33135, Вопрос: Российская организация оказывает консультационные услуги на возмездной основе иностранной организации, зарегистрированной в Республике Кипр. Согласно учредительным документам иностранная организация зарегистрирована, имеет фактическое местонахождение и место управления, а также место нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа на территории страны ЕС. На дату подписания акта об оказании услуг иностранная организации уже будет иметь в РФ аккредитованный филиал, который будет вести деятельность в РФ. Частично оплачивать консультационные услуги будет филиал иностранной организации. Будут ли облагаться НДС консультационные услуги? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2017 г.)).
В соответствии с п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), если иное не предусмотрено п. 5 ст. 148 НК РФ, являются:
- контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
В отношении вычета НДС по товарам (работам и услугам) сообщаем следующее.
Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внес в п. 2 ст. 171 НК РФ пп. 3, в соответствии с которым с 01.07.2019 суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций по выполнению работ (оказанию услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ территория РФ не признается, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Исключение составляет только "входной" НДС, относящийся к работам и услугам, предусмотренным ст. 149 НК РФ, местом реализации которых не признается Российская Федерация (пп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ) (письма Минфина России от 25.12.2019 N 03-07-08/101316, от 11.11.2019 N 03-07-08/86848, от 18.11.2019 N 03-07-08/88858)*(3). В этом случае "входной" НДС к вычету не принимается, а включается в стоимость товаров (работ, услуг) (согласно новому подп. 2.1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Смотрите также Энциклопедию решений. Раздельный учет НДС при совмещении экспортных и внутренних операций.
Таким образом, по товарам (работам, услугам), приобретенным с 01.07.2019 в целях оказания услуг по автоматизации системы управления предприятием иностранному заказчику, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства, российская организация - исполнитель вправе заявить вычет "входного" НДС (при соблюдении условий, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Между АО и иностранной организацией (Канада), у которой нет постоянного представительства в России, заключен договор, в рамках которого оказываются услуги по техническому обслуживанию механизма раннего определения системы мониторинга, диагностики и контроля работы электролизеров "EMOS Monitoring". Фактически в предыдущих периодах были приобретены программный продукт и оборудование для контроля за правильной работой оборудования. В текущем периоде контракт на техническое обслуживание включает в себя представление обновлений ранее приобретенной программы. Подпадают ли перечисленные услуги под действие статьи 174.2 НК РФ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.)
- Вопрос: Как в целях исчисления НДС подтвердить экспорт, если созданная программа выслана иностранному заказчику по Интернету? ("В курсе правового дела", N 4, февраль 2009 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Полагаем, что оснований для отнесения оказываемых услуг к поименованным в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, нет, поскольку отличительной особенностью услуг, поименованных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, является то, что они осуществляются автоматизированно (т.е. без участия работников исполнителя услуг).
*(2) Пункт 7 Приказа определяет, что АСУ, как правило, имеет многоуровневую структуру:
- уровень операторского (диспетчерского) управления (верхний уровень);
- уровень автоматического управления (средний уровень);
- уровень ввода (вывода) данных, исполнительных устройств (нижний (полевой) уровень).
АСУ может включать:
а) на уровне операторского (диспетчерского) управления:
- операторские (диспетчерские), инженерные автоматизированные рабочие места, промышленные серверы (SCADA-серверы) с установленным на них общесистемным и прикладным программным обеспечением, телекоммуникационное оборудование (коммутаторы, маршрутизаторы, межсетевые экраны, иное оборудование), а также каналы связи;
б) на уровне автоматического управления:
- программируемые логические контроллеры, иные технические средства с установленным программным обеспечением, получающие данные с нижнего (полевого) уровня, передающие данные на верхний уровень для принятия решения по управлению объектом и (или) процессом и формирующие управляющие команды (управляющую (командную) информацию) для исполнительных устройств, а также промышленная сеть передачи данных;
в) на уровне ввода (вывода) данных (исполнительных устройств):
- датчики, исполнительные механизмы, иные аппаратные устройства с установленными в них микропрограммами и машинными контроллерами.
Количество уровней АСУ и ее состав на каждом из уровней зависят от назначения АСУ и выполняемых ею целевых функций.
В АСУ объектами защиты являются:
- информация (данные) о параметрах (состоянии) управляемого (контролируемого) объекта или процесса (входная (выходная) информация, управляющая (командная) информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная (технологическая) информация);
- программно-технический комплекс, включающий технические средства (в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, каналы связи, программируемые логические контроллеры, исполнительные устройства), программное обеспечение (в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное), а также средства защиты информации.
*(3) В частности, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (письма Минфина России от 03.02.2020 N 03-07-07/6479, от 01.02.2019 N 03-07-08/5954).


Подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ) установлено, что место реализации инжиниринговых услуг для целей исчисления НДС определяется по месту деятельности покупателя.

Это правило распространяется только на закрытый перечень услуг. Для целей применения ст. 148 НК РФ к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).

В приказах Росстата от 01.12.2015 N 596, от 26.12.2014 N 725 дана более подробная характеристика инжиниринговых услуг. В частности, под инжинирингом понимается выполнение по контракту с заказчиком инженерно-консультационных услуг по подготовке, обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и прочих объектов. Комплекс инжиниринговых услуг включает, во-первых, технические исследования и услуги, связанные с подготовкой производственного процесса. К ним относятся: проведение предпроектных работ и научных исследований, составление технических заданий и технико-экономических обоснований строительства промышленных и других объектов, проведение инженерно-изыскательских работ для строительства объектов, разработка технической документации, проектирование и конструкторская проработка объектов техники и технологии, послепроектные услуги при монтаже и пуско-наладочных работах, а также специальные услуги, связанные с особенностями создания каждого конкретного объекта, например, анализа экологических проблем и прочее. Во-вторых, общее техническое содействие, обеспечивающее оптимальный процесс производства на объекте, включая консультации и авторский надзор за оборудованием, консультации экономического и финансового характера, конъюнктурные и маркетинговые исследования, консультации по внедрению систем информационного обеспечения, установка и использование лицензионного программного обеспечения и их дальнейшее сопровождение и др. В комплекс инжиниринговых услуг не включается стоимость машин и оборудования, поставляемых при экспорте или импорте товаров.

Отдельные услуги могут рассматриваться как вспомогательные в силу п. 3 ст. 148 НК РФ. Так, местом реализации проектных услуг, оказываемых российской организацией иностранному заказчику, территория РФ не признается, и оказание проектных услуг не является объектом обложения НДС на территории РФ (см. письма Минфина России от 16.01.2009 N 03-07-08/03, МНС России от 12.03.2003 N 23-2-12/10-340-И709, от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15). При этом услуги по авторскому надзору носят вспомогательный характер по отношению к услугам по подготовке проектной документации (см. письма Минфина России от 18.12.2014 N 03-07-08/65464, от 30.12.2010 N 03-07-08/377, от 21.10.2010 N 03-07-08/298). Местом реализации инжиниринговых услуг, оказываемых российской организацией иностранной компании, не состоящей на учете в российских налоговых органах и не имеющей представительства в РФ, территория России не признается и такие услуги объектом налогообложения НДС в РФ не являются (см. также письма Минфина России от 17.12.2014 N 03-07-08/65338, от 20.05.2013 N 03-07-08/17787).

По поводу применения норм ст. 148 НК РФ к инжиниринговым услугам, оказанным за пределами РФ, Минфин России высказался в письмах от 06.02.2012 N 03-07-08/29, от 27.02.2012 N 03-07-08/46. Инжиниринговые услуги, оказываемые по договору одной российской организацией другой российской организации, в том числе связанные с объектом недвижимости, находящимся на территории иностранного государства, облагаются НДС в России в общеустановленном порядке. Инжиниринговые услуги, оказываемые российской организацией филиалу другой российской организации, осуществляющему деятельность на территории иностранного государства и состоящему на налоговом учете в этом государстве, объектом налогообложения НДС в РФ не являются (см. письмо Минфина России от 10.10.2012 N 03-07-08/284), как и инжиниринговые услуги, приобретаемые постоянным учреждением российской организации, созданным и осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, у иностранных организаций (см. письмо Минфина России от 26.11.2013 N 03-07-08/51099).

Если инжиниринговые услуги оказывает иностранная организация российской организации, то местом их реализации признается территория РФ. Статьей 161 НК РФ установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория РФ, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранной организации инжиниринговые услуги, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет РФ налог на добавленную стоимость (см. письмо Минфина России от 18.10.2012 N 03-07-13/01-50)

Напомним, что в соответствии со вторым абзацем пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в этом подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии или в отношении филиалов и представительств указанной организации - на основании:

- места, указанного в учредительных документах организации,

- места управления организации,

- места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа,

- места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство),

- места жительства физического лица, если иное не предусмотрено абзацами тринадцатым - семнадцатым пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Внимание

Порядок взимания косвенных налогов (в т.ч. российского НДС) при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.).

При выполнении работ, оказании услуг в государствах ЕАЭС налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IVПротокола (п. 28 Протокола).

Место реализации работ, услуг в ЕАЭС определяется в соответствии Протоколом. Так, согласно пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются, в частности, инжиниринговые услуги.

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/86848 от 11.11.2019

Определение места реализации является одним из условий для налогообложения НДС. Если это Россия, то реализация облагается НДС. Если этим местом не является Россия, то НДС нет. По нормам НК РФ получается, что если местом реализации инжиниринговых услуг территория РФ не признается, значит, они не облагаются НДС. Но это не значит, что российская фирма, оказывающая такие услуги иностранцу за пределами РФ, теряет право на НДС-вычеты.

По правилам НК РФ операции по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ облагаются НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Чтобы определить место реализации услуг в целях налогообложения НДС следует обратиться к положениям статьи 148 НК РФ.

Реализация товаров (работ, услуг)

На территории РФ реализация облагается НДС.

Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них перешло от одного лица другому на возмездной основе, например, от продавца покупателю или от исполнителя заказчику.

Чтобы правильно рассчитать НДС по реализованным товарам (работам, услугам), нужно определить:

место, где эти товары (работы, услуги) были реализованы. Если это РФ, то реализация облагается НДС, иначе – нет;

сумму выручки от реализации;

ставку налога, по которой облагаются реализованные товары (работы, услуги);

дату, когда налог должен быть начислен к уплате в бюджет.

Что является местом реализации товаров (работ, услуг)

НДС облагается реализация товаров, работ, услуг (в том числе безвозмездная передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, безвозмездное оказание услуг), которая совершается на территории РФ.

У товаров определить место реализации просто. Если местом реализации товаров (работ, услуг) является территория иностранного государства, то такие операции на территории РФ не облагаются НДС (ст. 147 НК РФ).

Место реализации услуг определяется в зависимости от вида услуги. Местом реализации услуг может признаваться либо страна по месту нахождения покупателя, либо по месту нахождения исполнителя. Поэтому, чтобы узнать, облагается ли услуга НДС, нужно правильно определить место ее реализации. Для этого обращаются к статье 148 НК РФ.

Место реализации – РФ

Местом реализации признается территория РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами с 1 по 4.1, а также 4.4 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Перечислим упомянутые здесь услуги.

Работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (подп.1 п.1 ст. 148 НК РФ).

Это строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде и др.

Работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (подп. 2 п.1 ст. 148 НК РФ).

Это работы, связанные с монтажом, сборкой, переработкой, обработкой, ремонтом и техническим обслуживанием.

Услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (подп. 3 п.1 ст.148 НК РФ).

Покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории России (подп.4 п.1 ст.148 НК РФ) по направлениям:

передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и т п.;

консультационные, юридические, бухгалтерские и аудиторские услуги;

реклама и маркетинг;

услуги по обработке информации;

аренда имущества, кроме недвижимости и авто.

Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ, если он зарегистрирован здесь в качестве организации или индивидуального предпринимателя. Если указанные работы (услуги) приобретены филиалом или представительством российской организации и их местонахождение определено учредительными документами как территория иностранного государства, то местом реализации этих услуг Россия не является и объекта обложения НДС не возникает. Причем даже если головное подразделение компании зарегистрировано в РФ.

Услуги российской фирме по перевозке и транспортировке грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции. Пункты отправления и назначения находятся на территории РФ (подп. 4.1 п.1 ст. 148 НК РФ).

Транспорт, который принадлежит российской фирме (предпринимателю), может быть передан иностранной компании по договору фрахтования. Если при перевозках с использованием этого транспорта пункт отправления (назначения) находится на территории России, то местом реализации данных услуг также признается РФ.

Услуги российских авиаперевозчиков по перевозке товаров воздушными судами от пункта отправления до пункта назначения, находящихся за пределами территории РФ, если при перевозке на территории РФ совершается посадка воздушного судна и место прибытия товаров на территорию РФ совпадает с местом убытия товаров с территории РФ (подп.4.4 п.1 ст.148 НК РФ).

В рассматриваемом случае российская фирма - подрядчик оказывает иностранному заказчику предпроектные и проектные услуги (выполнение изыскательских работ и разработка базового и детального проекта).

Как видите, в приведенном перечне услуг упомянуты инжиниринговые услуги. К таким услугам как раз и относятся предпроектные и проектные работы, о которых идет речь в письме.

Место реализации таких услуг определяется по месту деятельности покупателя услуг. Если покупателем указанных услуг является иностранное лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность на территории иностранного государства, местом реализации услуг территория РФ не является. Значит, в рассматриваемом случае эти услуги не облагаются НДС.

Что касается услуг по управлению проектом, которые также оказывает российская фирма иностранному заказчику, то их стоимость облагается НДС по ставке в размере 20%. Основание - подпункт 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Здесь говорится о том, что местом реализации услуг признается территория РФ, если они осуществляются на территории Российской Федерации и не предусмотрены подпунктами 1 - 4.1, 4.4 статьи 148 НК РФ.

Что с вычетами?

В рассматриваемом письме российская фирма – исполнитель в качестве субподрядчика привлекает российскую организацию.

С 01.07.2019 года суммы НДС, уплаченные в стоимости товаров и иных затрат, которые произведены для выполнения и оказания работ и услуг за пределами РФ, подлежат вычету. Это новшество в статью 171 НК РФ введено Федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ.

Российская организация оказывает иностранной фирме предпроектные и проектные услуги. Как разъяснил Минфин, подрядчик не должен начислять НДС со стоимости реализации этих услуг. Но при этом после 01.07.2019 он имеет право на вычет НДС, предъявленного субподрядчиком.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Добрый день,
Для предоставления Вам ответа, требуется следующая информация:

1. Какие конкретно услуги оказывает иностранное юридическое лицо? (прошу подробно объяснить)
2. На территории какого государства оказываются услуги?
3. Оказание этих услуг осуществляется в электронной форме или нет?
4. Резидентом какой страны является иностранное юридическое лицо?

С уважением, А. Грешкина

Добрый день,
Для предоставления Вам ответа, требуется следующая информация:

1. Какие конкретно услуги оказывает иностранное юридическое лицо? (прошу подробно объяснить)

Услуги размещения рекламных материалов на своих сайтах в интернете

2. На территории какого государства оказываются услуги?

Мы покупаем по сути показы баннеров для пользователей, то есть продвигаем услуги наших клиентов, показы происходят российским пользователям

3. Оказание этих услуг осуществляется в электронной форме или нет?

4. Резидентом какой страны является иностранное юридическое лицо?

Контрагентов с какими хотим работать много, основные страны: Сингапур, Израиль, Гонконг, Канада, Англия, Испания, Германия

К услугам в электронной форме, местом реализации которых в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория РФ, относятся услуги, поименованные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ (Письма МФ РФ от 22.08.2019 N 03-07-11/64540, от 29.05.2019 N 03-07-11/38901). Согласно п. 1 ст. 174.2 НК РФ, оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть «Интернет», автоматизировано с использованием информационных технологий. К таким услугам, в частности, относятся:
оказание рекламных услуг в сети "Интернет", в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети "Интернет", а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети "Интернет".

Таким образом, приобретенные российской организацией рекламные услуги, оказываемые иностранным исполнителем, удаленно через сеть интернет, относится к электронным услугам.

Начиная с 1 января 2019 года, при оказании российским покупателям услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, иностранной организацией, местом реализации которых, признается территория РФ, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет РФ возлагается на эту иностранную организацию (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Для цели уплаты НДС, иностранная организация, оказывающая российским покупателям такие услуги, должны встать на учет в налоговом органе РФ (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
С 1 января 2019 года, российские организации, приобретающие у иностранных юридических лиц – исполнителей услуги, оказываемые в электронном виде, не признаются налоговыми агентами по НДС и не должны уплачивать НДС за иностранную организацию.

С уважением, А. Грешкина

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Что касается налога на прибыль с дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу – исполнителю, то в общем случае, согласно п. 1 ст. 310 НК РФ, налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ. В этом случае, российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль иностранной организации. Согласно п. 2 ст. 287 НК РФ, сумма налога, удержанного с доходов иностранной организации, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п. 1 ст. 310 НК РФ).

При этом, согласно ст. 7 НК РФ:
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В связи с вышесказанным, порядок исчисления и удержания налога на прибыль российской организацией – заказчиком услуг у иностранных юридических лиц – исполнителей, регулируется конкретным Договором (Соглашением) об избежании двойного налогообложения, заключенным Российской Федерацией с каждым конкретным иностранным государством.

Читайте также: