Начисляется ли ндс на строительный контроль

Опубликовано: 07.05.2024

15.10.2020 Минстрой России в письме от 15 октября 2020 г. N 41307-ИФ/09 дал разъяснения о разграничении функций и определении затрат на осуществление строительного контроля и авторского надзора.

На кого же ложатся затраты на проведение строительного контроля? И как определить стоимость данных услуг?

Приказом Минстроя России от 2 июня 2020 г. 297/пр утверждена Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика, которая предназначена для применения при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства

(частью 1 статьи 8.3 ГрК).

Затраты на осуществление функций технического заказчика:

1. В случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений стоимость строительного контроля определяется расчетом, согласованным застройщиком с учетом численности работников технического заказчика и включается в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета НДС (пункт 4 Методики, утвержденной приказом Минстроя России № 297/пр)

2. Если функции технического заказчика выполняет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых в рамках лимитов бюджетных обязательств и иных средств , то указанные затраты в сводный сметный расчет не включаются .

С 5 октября 2020 г. действует новая единая методика формирования сметной стоимости возведения, реконструкции, капремонта, сноса объектов капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, утвержденная Приказом Минстроя России от 4 августа 2020 года № 421/пр .

Источник: pravo.gov.ru, сайт Минстроя России.

При этом, МДС 81-35.2004 действует в части, не противоречащей градостроительному законодательству.

Стоимость проведения авторского надзора установлена п. 4.89 и 4.91 МДС 81-35.2004 расчетом исходя из текущего (прогнозного) уровня цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости , учтенной в главах 1-9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 сводного сметного расчета, а объем средств, необходимый для осуществления строительного контроля, рассчитывается в порядке, установленном Положением № 468.

В письме Минстроя России также, даны разъяснения, как учитывать затраты на строительный контроль и содержание технического заказчика по данной Методике, утвержденной приказом Минстроя России № 421/пр:

- затраты на содержание технического заказчика и затраты заказчика на проведение строительного контроля при строительстве включаются в главу 10 сводного сметного расчета в графы 7 и 8;

- средства на содержание технического заказчика определяются на основании расчета в соответствии с положениями сметных нормативов, сведения о которых включены в Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН);

- при осуществлении строительного контроля техническому заказчику дополнительно необходимо предусмотреть расходы на проведение строительного контроля;

- затраты на содержание технического заказчика не учитываются в сводном сметном расчете в случае, если функции технического заказчика осуществляет уполномоченная застройщиком организация, деятельность которой финансируется за счет целевых средств, выделяемых на ее текущее содержание, на основании бюджетной сметы, утвержденной в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке в рамках лимитов бюджетных обязательств;

- размер затрат на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства с применением нормативов, приведенных в приложении к Положению № 468;

- расчет затрат на осуществление строительного контроля осуществляется в текущем уровне цен от итогов глав 1-9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4,5,6) (за исключением расходов на приобретение земельных участков), и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль» (графы 7,8);

- при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов для определения нормативов расходов на осуществление строительного контроля сметная стоимость строительства в базисном уровне цен рассчитывается как отношение сметной стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации.

Включение затрат на осуществление авторского надзора согласно пункту 173 Методики приказом Минстроя России от 4 августа 2020 г. № 421/пр допускается :

- по объектам, для которых необходимо выполнять обязательный авторский надзора (при строительстве опасных производственных объектов, особо опасных технически сложных и уникальных объектов, приспособлении Объекта культурного наследия. Подробно по данной теме читайте в статье );

- по решению заказчика при согласовании с главным распорядителем бюджетных средств (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств).

Средства на осуществление авторского надзора определяются по форме № 3-п (на основании фактических трудозатрат непосредственных исполнителей (чел. — дней) с учетом командировочных расходов, накладных расходов и сложившегося уровня рентабельности проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительством), приведенной в приложении № 2 к МДС 81-35.2004.

Согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) лимит средств на проведение авторского надзора предусматривается в размере до 0,2 % от итога глав 1- 9 (графы 7 и 8).

Источник: Сайт Техэксперт.

Также предлагаю самостоятельно ознакомиться с оригиналом письма Минстроя России.

В каком случае объект налогообложения не возникает?

Организация является инвестором и заказчиком-застройщиком при строительстве объекта. Строительство ведется подрядным способом. Контроль за строительством осуществлялись инженерами строительного контроля - работниками организации. Считаются ли выполняемые работниками организации функции контроля за строительством, выполняемыми хозспособом, и нужно ли организации начислять НДС на суммы заработной платы работников, осуществляющих технический надзор и контроль за строительством?

Ответ на эти вопросы можно получить в письме Минфина от 09.09.2010 г., в котором разъяснено, что если организация является инвестором и заказчиком-застройщиком при осуществлении строительства объекта подрядными организациями, то расходы этой организации на осуществление контроля за ходом строительства, включаемые в первоначальную стоимость объекта, объектом налогообложения НДС не признаются и, соответственно, НДС не облагаются.

Комментарии

  • 14.05.2021 Освобождение от НДС во время «Формулы-1» продлят до конца 2025 года
  • 12.05.2021 Госдума отменила НДС для тарифа на ЖКХ концессионерам в малых городах
  • 11.05.2021 Новые реквизиты счета-фактуры

  • 29.05.2020 ТПП просит ввести каникулы по налогу на прибыль для строительных компаний
  • 26.06.2018 В ХМАО освободят от налога на прибыль инвесторов, строящих школы
  • 13.06.2017 Строители задолжали 142,5 млрд руб. налогов

Cтатьи по теме:

  • 29.04.2021 Директор – единственный учредитель: можно ли не платить ему зарплату и не сдавать на него отчетность в фонды?
  • 26.03.2021 Сделка признана недействительной: расчеты по НДС
  • 19.02.2021 С «вмененки» на ОСНО с освобождением от обязанности плательщика НДС

  • 01.11.2019 Позиции Минфина и ФНС по вопросам из практики строительных организаций
  • 12.09.2019 О взыскании убытков застройщика с администрации, нарушившей срок выдачи разрешения на ввод МКД в эксплуатацию
  • 16.08.2019 ВС РФ об учете расходов на реконструкцию

Мнения

Ускова Алена

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Муратова Алиса

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Лысенков Антон

Обновлён порядок ведения госреестров

Судебные дела:

Обстоятельства: Налоговый орган взыскал недоимку по НДС и пени в связи с необоснованным применением вычетов по НДС по нереальным сделкам.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку счета-фактуры содержат недостоверные сведения, подписаны неустановленными лицами и не отражают реальных финансово-хозяйственных операций с контрагентом, у которого отсутствовал персонал, техника, оборот средств по счету носил транзитный характер, налогоп 14.08.2017

Обстоятельства: Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа, ему предложено уплатить суммы недоимки по НДС и налогу на прибыль, штрафа, пени.

Решение: В удовлетворении требования отказано, так как общество реализовало объекты недвижимого имущества взаимозависимому лицу, установлен факт занижения им выручки от реализации недвижимого имущества.

Обстоятельства: По результатам проверки приняты решения об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности, об отказе в возмещении НДС, по операции приобретения гербицида (базагран), поскольку завышены вычеты по НДС по сделке с контрагентом, представлены документы, не отражающие реальные хозяйственные операции.

Решение: В удовлетворении требования отказано, так как налоговым орг

событие Семинар «Инвестиционно-строительная деятельность: бухучет и налогообложение в свете последних изменений в законодательстве», организованный учебным центром «Бизнес Аспект» (г. Москва, ул. Бутырская, д. 76, стр. 1)

основные темы Функции и полномочия следующих субъектов инвестиционно-строительной деятельности: застройщик, технический заказчик, заказчик-застройщик, подрядчик, инвестор. Налогообложение у застройщика и технического заказчика. Источники финансирования капитальных вложений. Привлечение кредитов на строительство. Порядок признания процентов по займам в налоговом учете. Комментарии к последним разъяснениям Минфина и ФНС, касающимся вопросов налогообложения при осуществлении строительной деятельности

  • Семинары и конференции
  • Арбитражная практика по налоговым спорам

В ходе встречи обсуждались вопросы налогообложения субъектов инвестиционно-строительной деятельности. В частности, освещались методы формирования первоначальной стоимости объектов, варианты передачи затрат на строительство инвестору, а также способы включения в состав капитальных вложений расходов, возникших до получения разрешения на строительство. Кроме того, на семинаре разъяснялись особенности налогообложения при совмещении нескольких строительных функций в одном юрлице, например заказчика и застройщика.

Некоторые виды затрат застройщик может сразу включить в состав прочих расходов

Людмила Хабарова начала с основных понятий и терминов, используемых в инвестиционно-строительной деятельности. Ведущая напомнила, что застройщик – это лицо, которое имеет право собственности на землю и разрешение на строительство (п. 16 ст. 1, ст. 51, 53 Градостроительного кодекса РФ). При этом застройщик может уполномочить заказчика выполнять часть его функций. Застройщик может сам являться балансодержателем объекта либо после окончания строительства передать его инвестору.

Ведущая семинара отметила, что на налоговые обязательства застройщика прямое влияние оказывает избранный им порядок учета и перечень расходов. Тех, которые возникают как в процессе строительства, так и после его окончания.

В частности, затраты по переносу не принадлежащих ему линий коммуникаций застройщик учесть может, но только в первоначальной стоимости объекта (письма Минфина России от 25.01.10 № 03-03-06/1/18, от 28.05.08 № 03-03-06/1/338). Аналогичное мнение чиновники высказывали и по поводу арендной платы за земельный участок, на котором строится объект (письмо от 11.08.08 № 03-03-06/1/452). Однако по мнению некоторых судов такие расходы можно списать единовременно на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.11.08 № А09-6949/06-31). Что с налоговой точки зрения выгоднее из-за более раннего списания расходов.

Также не увеличивают первоначальную стоимость объекта проценты по кредитам и займам (письма Минфина России от 28.06.13 № 03-03-06/1/24671, от 11.06.13 № 03-03-06/1/21757). Однако у застройщика имеется возможность включить суммы банковских комиссий в первоначальную стоимость недвижимости (письмо Минфина России от 24.09.08 № 03-03-06/1/544). Главное – чтобы затраты в виде комиссионных вознаграждений не были выражены в процентном отношении, установленном заранее. Поскольку такие расходы признаются процентами и нормируются в соответствии с положениями статьи 269 НК РФ (письмо Минфина России от 05.12.08 № 03-03-06/1/673). Не увеличивает первоначальную стоимость и плата за подключение недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения (письма Минфина России от 18.07.13 № 03-03-06/1/28181, УФНС по г. Москве от 07.08.12 № 16-15/071664@, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.04.13 № А40-70325/12-20-390).

Что касается расходов, возникающих уже после окончания строительства, то, к примеру, затраты на уплату государственной пошлины за регистрацию объекта недвижимости и сделок с ним можно классифицировать как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 22.01.08 № 03-03-06/1/42). Кроме того, плата за подключение недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения не увеличивает первоначальную стоимость объекта, а учитывается в прочих расходах (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 18.07.13 № 03-03-06/1/28181, УФНС по г. Москве от 07.08.12 № 16-15/071664@, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.04.13 № А40-70325/12-20-390).

Ведущая обратила внимание и на затраты, связанные с обременением строительства. Зачастую инвестор помимо строительства самого объекта обязывает застройщика возвести инфраструктуру в непосредственной близости от здания. Тем не менее если обременения включены в смету, указаны в проектной документации и фигурируют в самом контракте, то у застройщика есть все основания считать, что это затраты, связанные со строительством. К тому же, по мнению Минфина России, затраты, связанные с обременением строительства, включаются в налоговые расходы (письмо от 12.03.09 № 03-03-06/1/131).

В ходе встречи у слушателей возникли вопросы:

– Можно ли учесть затраты на строительство после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию?

– Да, в случае если эти затраты были отражены в сводном сметном расчете. Иначе это расходы застройщика, не учитываемые в целях налогообложения.

– Как поступить, если не сформирована полная первоначальная стоимость объекта по причине отсутствия документов, при этом имеется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию?

– Оформите неучтенную сумму специальным актом. Правда, впоследствии застройщику придется уточнить первоначальную стоимость объекта.

– Можно ли учесть в расходах пуско-наладочные работы после получения разрешения на ввод?

– Да, если объект не введен в эксплуатацию. После ввода в эксплуатацию пуско-наладочные работы можно отразить как модернизацию (п. 2 ст. 257 НК РФ) или как прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Передача функций по контролю и надзору техническому заказчику позволит сэкономить НДС

В ходе семинара Людмила Хабарова обратила внимание на ситуацию, когда заказчик и застройщик – разные юрлица. Функции заказчика можно условно разделить на две группы. Первая – действия, которые предшествуют началу строительства. Это, к примеру, получение разрешения на строительство, подготовка данных для разработки проектной документации, организация экспертизы проектно-сметной документации, оформление документов на вырубку и пересадку деревьев, очистка территории от мешающих строительству объектов.

Вторая группа – мероприятия по техническому контролю и надзору за ходом строительства. К таким функциям относятся, в частности, утверждение графика выполнения работ, проверка наличия необходимых разрешений и сертификатов у исполнителей работ и поставщиков материалов, освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка ответственных конструкций, принятие от подрядчика законченных работ, организация шефмонтажных и пусконаладочных работ.

С налоговой точки зрения для застройщика выгоднее не брать на себя большинство функций заказчика, а передать их дружественной компании на упрощенке. Тогда основная часть дохода будет облагаться налогом по льготным ставкам в размере 6 или 15 процентов. К тому же компании на УСН не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). В случае же передачи функций контроля и надзора речь идет только о техническом заказчике. Опять же услуги технического заказчика не облагаются НДС (подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Выступающая отметила, что услуги заказчика включаются в стоимость строительства. При этом в договоре фиксируется перечень услуг, периодичность представления отчетности, а также указывается сторона сделки, которая ведет учет затрат на строительство. На практике очень широко используется передача затрат от заказчика застройщику с помощью авизо (официальное извещение об изменении в состоянии расчетов). Для снижения налоговых рисков к авизо можно приложить сводную ведомость затрат на строительство и сводные счета-фактуры по НДС, полученные от подрядчиков. Эти документы будут являться основанием для передачи затрат на строительство застройщику.

Нежилые объекты не облагаются НДС в рамках договора долевого участия

Людмила Хабарова акцентировала внимание на том, что применение льготы, предусматривающей освобождение от НДС услуг застройщика по договору долевого участия (подп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ), вызывает немало споров с проверяющими. Так как действие данной льготы не распространяется на строительство производственных объектов.

Поэтому при возведении жилых и нежилых помещений НДС не облагается только передача части доли жилого помещения в общей площади объекта (письмо ФНС России от 16.07.12 № ЕД-4-3/11645@). Более того, если после завершения строительства сумма средств, полученная застройщиком от каждого дольщика, превышает затраты по переданной части объекта, то превышение не освобождается от налогообложения (письмо Минфина России от 03.07.12 № 03-07-10/15).

К примеру, организация строит жилой дом в рамках Федерального закона от 30.12.04 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов», первые три этажа которого – гаражи и машиноместа. Если застройщик оказывает услуги по строительству такой нежилой недвижимости в рамках договора долевого участия, передача их инвестору не включается в налоговую базу по НДС. При этом застройщик может и отказаться от льготы, чтобы воспользоваться правом на налоговый вычет (письмо Минфина России от 15.03.12 № 03-07-10/05).

Другое дело, если нежилые помещения возводятся в рамках отдельного инвестиционного контракта. Тогда реализация данных объектов будет облагаться НДС.

image_pdf
image_print

Статья 171 Налогового кодекса устанавливает случаи, в которых налогоплательщики могут принять к вычету НДС. Среди прочих операций, эта возможность предусмотрена и при капитальном строительстве. В статье мы расскажем о нюансах применения вычетов НДС при строительных работах, которые производятся по договору подряда и инвестирования.

Общие правила

Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ, при капитальном строительстве вычетам подлежат суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику в следующих случаях:

  • когда он приобретает объекты незавершенного капитального строительства;
  • когда он приобретает товары, работы или услуги, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ;
  • когда работы по сооружению либо ликвидации, монтажу либо демонтажу, сборке либо разборке объектов основных средств производится подрядчиком, и тот предъявляет НДС налогоплательщику.

Если подрядчики и поставщики предъявляют НДС непосредственно налогоплательщику, то вычет производится в общем порядке. Для этого необходимо выполнение трех условий:

  • строительный объект предназначен для облагаемой НДС деятельности;
  • налогоплательщик принял на учет приобретенные товары, работы или услуги, по которым собирается заявить вычет;
  • поставщики и подрядчики оформили и передали налогоплательщику счета-фактуры с выделенными в них суммами НДС.

Напомним, что помимо официальной формы счета-фактуры, утвержденной постановлением правительства № 1137, компании могут использовать составленный на его основе универсальный передаточный документ (письмо ФНС России от 21.10.13 № ММВ-20-3/96@).

Если оформлен договор строительного подряда

Договором строительного подряда может быть предусмотрено, что объект передается заказчику по завершении всех строительных работ или же поэтапно. Однако на практике нередки случаи, когда несмотря на отсутствие в договоре условий о поэтапной сдаче, заказчик переводит оплату подрядчику периодически, например, ежемесячно. Основанием для этого являются акты приемки по форме КС-2 и справки по форме КС-3, а также выставленные подрядчиком счета-фактуры.

Между тем, рассчитываясь с подрядчиком в указанном выше порядке, заказчик может лишиться права на применение вычетов по НДС до момента приемки всего объема работ. Из положений пункта 1 статьи 172 НК РФ следует, что принять к вычету НДС, предъявленный подрядчиком, можно на основании выставленного счета-фактуры после принятия к учету выполненных им работ. Именно в моменте принятия к учету работ, произведенных подрядчиком, и заключается проблема, которая делает рискованным вычет «подрядного» НДС в указанном случае.

Дело в том, что в налоговом законодательстве прямо не пояснено, что понимается под принятием на учет работ подрядчика. Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требует при ведении учета опираться на федеральные и отраслевые стандарты, но и они пока отсутствуют. Таким образом, на основании пункта 1 статьи 30 закона № 402-ФЗ, необходимо опираться на правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином до 1 января 2013 года. Обратимся к ПБУ 10/99 «Расходы организации». В соответствии с документом, расходы должны повлечь уменьшение экономических выгод организации, а такая уверенность имеется в случае, когда в отношении передачи актива отсутствует какая-либо неопределенность.

Получается, что до того, как результаты работ будут переданы подрядчиком заказчику, последний не может принять их учету. При этом формы КС-2 и КС-3 не могут рассматриваться в качестве актов поэтапной приемки выполненных работ, а являются лишь расчетными документами для авансирования. Об этом сказано в письме ФНС России от 02.07.13 № ОА-4-13/11860@, а также в информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.01.00 № 51.

Раз заказчик не может принять на основании этих актов результаты работы к учету, то и заявить о вычете НДС с расходов на оплату этих работ он также не вправе. Такие выводы соответствуют позиции Минфина, выраженной, например, в письме от 5.03.09 № 03-07-11/52 и других. Специалисты ведомства указывают, что вычет «подрядного» НДС возможен только тогда, когда заказчик примет к учету результаты работы в объеме, определенном в договоре строительного подряда.

Однако в судебной практике есть случаи, когда арбитры принимали сторону заказчиков, которые произвели вычет НДС указанной ситуации (постановление Московского округа от 19.04.12 по делу № А40-77285/11-107-332). Таким образом, при отсутствии в договоре строительного подряда условия о поэтапной приемке работ заказчик может заявлять о вычетах НДС до принятия на учет всего объема работ на свой страх и риск. В таком случае велик шанс того, что ФНС с налогоплательщиком не согласится, и ему придется отстаивать свою позицию в суде.

Если объект возводится по инвестиционному договору

При заключении договора инвестирования суммы налога предъявляются не инвестору, а посреднику (заказчику), который организует процесс строительства. Глава 21 Налогового кодекса не содержит порядка применения вычета при заключении инвестиционного договора, что дает почву для существования разных точек зрения на саму возможность его применения.

Согласно другой точке зрения, НДС не облагается лишь передача имущества, носящая инвестиционный характер, тогда как строительные операции по реализации этого инвестиционного проекта, которые оплачивает инвестор, под налогообложение попадают. В соответствии с этой позицией, «входной» НДС, который инвестор передает заказчику, может быть принят к вычету.

Заказчик, осуществляющий деятельность по договору инвестирования, по сути, является посредником между инвестором и подрядчиками (поставщиками). Средства, которые он получает от инвестора, являются источником целевого финансирования и не облагаются НДС. Однако расходы в адрес подрядчиков и поставщиков, осуществляемые заказчиком, как правило, включают НДС. Когда заказчик передает инвестору результат строительства, то объекта обложения НДС не возникает, поскольку отсутствует факт реализации (право собственности на построенный объект изначально принадлежит инвестору). При этом объект передается по фактической стоимости с учетом НДС.

Тот факт, что суммы налога, предъявленные поставщиками и подрядчиками застройщику, последний может передать инвестору, подтверждает президиум ВАС РФ (постановление от 26.06. 12 по делу № А38-1216/2011). Делается это на основании сводного счета-фактуры, который составляет заказчик в адрес инвестора.

Порядок составления и учета сводного счета-фактуры

Итак, чтобы передать инвестору входной НДС, заказчик должен составить сводный счет-фактуру. Делается это на основании счетов-фактур, полученных заказчиком от поставщиков и подрядчиков, причем приобретенные строительно-монтажные работы и товары выделяется в отдельный позиции.

Надо отметить, что нормы законодательства никогда не вводили такого документа, как сводный счет-фактура. Этот так называемый понятийный документ, предложенный Министерством финансов в 2006 году. Его введение было вызвано всплеском инвестиционной деятельности. И вот уже 10 лет застройщики составляют в адрес инвесторов сводный счет-фактуру, чтобы передать ему «входной» НДС.

Сводный счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый из них передается инвестору – именно на его основании НДС принимается к вычету. Вместе с ним инвестор должен получить копии счетов-фактур, которые поставщики и подрядчики выставили в адрес заказчика, а также копии сопровождающих операции первичных документов. Инвестор регистрирует сводный счет-фактуру в книге покупок и отражает в Журнале учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Что касается заказчика, свой экземпляр сводного счета-фактуры он отражает в первой части Журнала. Обращаем внимание, что в книге продаж он этот документ не отражает.

На сумму своего вознаграждения заказчик выставляется инвестору отдельный счет-фактуру – в сводный документ она не включается. Этот счет-фактуру застройщик должен отразить не только в Журнале учета счетов-фактур, но и в книге продаж.

Наша организация (общий режим налогообложения) строит (СМР для собственного потребления) офисное здание и цех для производства собственной продукции силами подрядной организации, которая применяет УСН. Материалы для строительства приобретаем сами и учитываем на 10 счете, суммы входного НДС накапливаем на счете 19. Подрядная организация выполняет работы в три этапа с подписанием актов выполненных работ. Мы оплачиваем выполненные работы после подписания актов. Когда производится вычет НДС по закупленным материалам?

Территория предприятия огорожена забором, внутри благоустраиваем территорию – дорожки из тротуарной плитки и деревья. На какие статьи расхода ставить эти затраты?

В соответствии со ст. 740 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

По общему правилу, установленному ст. 745 ГК РФ, обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик.

Однако договором строительного подряда может быть предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.

Глава 37 ГК РФ «Подряд» предусматривает два способа обеспечения работ.

Ст. 704 Гражданского кодекса РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами.

Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

В то же время ст. 713 ГК РФ допускает выполнение подрядчиком работы с использованием материала заказчика.

Если заказчик передает подрядчику материалы для переработки без оплаты (то есть в качестве давальческих), то эти материалы остаются в собственности заказчика.

Следовательно, договором подряда может быть предусмотрено, что работы по строительству выполняются из материалов заказчика (генподрядчика).

В этом случае в договоре должен быть прописан порядок передачи материалов субподрядчику и цена материалов.

Если заказчик передает подрядчику давальческие материалы, то стоимость этих материалов не учитывается в цене договора подряда.

То есть стоимость строительных работ определяется без учета стоимости материалов заказчика (генподрядчика).

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н, установлено, что давальческие материалы – это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции.

Организация, передавшая свои материалы другой организации для переработки (обработки, выполнения работ, изготовления продукции) как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывает, а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете).

Принятые организацией давальческие материалы учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».

Заказчик передает подрядчику материалы по накладной на отпуск материалов на сторону (унифицированная форма № М-5, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71).

Принятие к учету полученных от заказчика стройматериалов подрядчик отражает по дебету счета 003.

Согласно ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.

Для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ применяется Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2).

На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Обе унифицированные формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. № 100.

Справка по форме № КС-3 применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы.

Поскольку право собственности на передаваемые материалы не переходит к подрядчику, последний их не оплачивает и, соответственно, стоимость давальческих материалов не признается расходом организации-подрядчика.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом налогообложения НДС.

В случае если строительство объектов осуществляется подрядными организациями без производства строительно-монтажных работ собственными силами налогоплательщиков, то данная норма ст. 146 НК РФ не применяется (письмо Минфина РФ от 09.09.2010 г. № 03-07-10/12).

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ).

Если строительные работы выполняются полностью силами подрядной организации, то стоимость работ, выполненных подрядной организацией, в налоговую базу по НДС не включается.

В данном случае по общему правилу операции по реализации строительных работ признаются объектом налогообложения НДС у подрядчика и суммы НДС должен предъявить организации подрядчик.

Если организация-заказчик передает подрядным организациям материалы на давальческих условиях при проведении капитального строительства подрядным способом, то, отметил Минфин РФ в письме от 17.03.2011 г. № 03-07-10/05, такая передача объектом налогообложения НДС не признается на основании п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

П. 6 ст. 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.

Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В соответствии с п. 20 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137, счета-фактуры, полученные покупателем от продавцов в отношении приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, регистрируются в книге покупок в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету в порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ.

Таким образом, право на вычет НДС по приобретенным материалам возникает у Вашей организации после принятия на учет данных материалов (отражения на счете 10) и при наличии счета-фактуры от продавца.

Счета-фактуры, предъявленные покупателю подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, регистрируются в книге покупок в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету на основании п. 6 ст. 171 НК РФ, в порядке, установленном п. 5 ст. 172 НК РФ.

Однако организация, применяющая УСН, счета-фактуры не выставляет.

Если договором предусмотрена поэтапная сдача работ, то при принятии этапов работ на учет заказчик имеет право на вычет предъявленного подрядчиком НДС.

Вопрос об учете объектов внешнего благоустройства до сих пор является спорным.

До 2006 года в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» прямым текстом говорилось о том, что объекты внешнего благоустройства являются основными средствами.

Поэтому Минфин РФ сообщал, что тротуары, дорожки, газоны и т.п. являются объектами внешнего благоустройства и должны учитываться в составе основных средств организации (письма от 30.05.2006 г. № 03-03-04/1/487 и от 18.11.2005 г. № 07-05-06/307).

Теперь упоминания об объектах внешнего благоустройства в ПБУ 6/01 уже нет.

Но в п. 5 ПБУ 6/01 указано, что к основным средствам относятся, в том числе, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Для целей бухгалтерского учета актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления в аренду;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 4 ПБУ 6/01).

Объекты внешнего благоустройства могут быть признаны объектами основных средств, если будут соответствовать перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01 условиям признания активов основными средствами.

И тогда в зависимости от стоимости они могут амортизироваться либо отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

В то же время п. 17 ПБУ 10/99 «Расходы организаций», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н, установлено, что расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

И расходы на благоустройство можно учесть как прочие расходы.

В письме от 27.01.2012 г. № 03-03-06/1/35 Минфин РФ указал, что определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве, в связи с чем возможно руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства.

Так, под расходами в объекты внешнего благоустройства понимаются расходы, направленные на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.

Такие расходы непосредственно не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям и напрямую не связаны с коммерческой деятельностью организации.

К ним относят, например, устройство дорожек, скамеек, посадку деревьев и кустарников, устройство газонов и т.д.

Чиновники считают, что капитальные расходы на создание (приобретение) объектов внешнего благоустройства в целях налогообложения прибыли не учитываются.

Расходы на благоустройство территории текущего характера также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Ссылается Минфин на п.п. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, которым установлено, что объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты не подлежат амортизации.

Все споры развернулись вокруг минфиновской трактовки данной нормы НК РФ.

Минфин как бы не замечает слов «с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования».

Но это замечают суды и указывают, что исходя из логического толкования п.п. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации только те объекты внешнего благоустройства, которые сооружались с привлечением источников бюджетного или иного целевого финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки.

При этом суды подчеркивают, что критериями учета расходов в налоговой базе по налогу на прибыль являются их экономическая обоснованность и документальное подтверждение.

Также к числу критериев учета расходов относится их обусловленность достижением экономического эффекта – направленностью на получение прибыли от предпринимательской деятельности.

Если расходы налогоплательщика, связанные с благоустройством территории, направлены на создание организации производства, обеспечивающей надлежащие санитарно-гигиенические условия для работников и нормальное функционирование объектов основных средств, то указанные расходы напрямую связаны с производственной деятельностью (постановления ФАС Московского округа от 12.10.2010 г. № КА-А40/12233-10, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 г. № А56-33207/2008).

ФАС Уральского округа признает правомерным начисление амортизации по объектам внешнего благоустройства в том случае, если эти объекты используются в целях извлечения дохода (постановление от 26.06.2008 г. № Ф09-4500/08-С3).

Кстати, Минфин также считает этот критерий определяющим.

Так, например, в отношении аквапарка, производящего затраты по озеленению территории аквапарка, финансовое ведомство считает, что затраты на озеленение территории аквапарка могут рассматриваться в качестве обоснованных расходов, так как напрямую связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

При этом при удовлетворении критериям, предусмотренным ст. 256 НК РФ, указанные затраты должны рассматриваться в качестве амортизируемого имущества.

В противном случае данные затраты, согласно п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, необходимо учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо от 09.11.2011 г. № 03-03-06/1/736).

А в письме от 17.07.2012 г. № 03-03-06/2/81 Минфин вновь сообщил, что определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве.

Следовательно, необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей законодательства о налогах и сборах.

Под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации.

Расходы на благоустройство территории текущего характера, не связанные с коммерческой деятельностью организации, также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Читайте также: