Письмо минфина ндс 20 процентов

Опубликовано: 05.05.2024

Общие правила «переходного периода»

Изменения в п.3 ст.164 НК РФ (увеличение НДС на 2%, т.е. c 18% до 20%) вступают в силу с 1 января 2019 г. (п.3 ст.5 Закона № ). При этом новая ставка НДС (20%) будет применяться в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных с 01.01.2019 г. (п. 4 ст.5 Закона № ). Минфин РФ разъяснил, что для исчисления НДС по ставке 20% не имеет значения дата заключения договоров (Письмо Минфина России от 06.08.2018 N 03-07-05/55290).

Таким образом, даже если в 2018 году или ранее продавец получил аванс и исчислил с него НДС по ставке 18/118, при отгрузке товаров (работ, услуг) с 1 января 2019 года он обязан предъявить покупателю и исчислить НДС по ставке 20% (конечно, если этот товар не облагается НДС по ставке 10% или 0%). При этом НДС, исчисленный при получении предоплаты, полученной в 2018 году, принимается к вычету в размере налога, исчисленного со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной предоплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий) (п.8 ст.172 НК РФ).

Пример 1. В 2018 году исполнитель получил аванс в счет оказания услуг — 118 руб., исчислил НДС — 18 руб. (118*18/118). В 2019 году будут оказаны услуги, стоимость услуг (по соглашению сторон) составила 120 руб. (в т.ч. НДС 20%). При оказании услуг в 2019 году исполнитель исчислит и предъявит заказчику НДС в сумме 20 руб. (120*20/120). При этом НДС, исчисленный при получении аванса в сумме 18 руб. он примет к вычету на дату оказания услуг в 2019 году (т.е. в соответствии с п.8 ст.172 НК РФ к вычету принимается НДС, исчисленный по ставке 18/118 с суммы аванса, засчитываемого в оплату оказанных услуг, в нашем примере со 118 руб.). 2 рубля за оказанные услуги заказчик оплатит дополнительно в 2019 году.

Новая ставка НДС в договорах

Многие налогоплательщики, заключающие сейчас долгосрочные договоры, хотят прописать в них условие, что по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) с 1 января 2019 года применяется ставка НДС 20 %.

По мнению автора, при заключении договоров (дополнительных соглашений) в 2018 году лучше не указывать конкретную ставку НДС. Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Закон № увеличивающий ставку НДС с 01.01.2019 г. в этой части вступает в силу с 01.01.2019 г. Поэтому формально у сторон нет оснований оговаривать ставку НДС 20% при заключении договора в 2018 году. В тоже время нормы ГК РФ не ограничивают стороны в установлении порядка формирования цены товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Так, если поставка товаров будет осуществляться в 2019 году, в договоре можно указать, что «стоимость товаров составляет 120 руб. (в т.ч. НДС по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ)». Формулировка условий может быть иной. Например, можно оговорить, что «стоимость товаров составляет 100 руб. без учета НДС. НДС предъявляется дополнительно к стоимости товаров по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ» (до 31.12.2018 г. — по ставке 18%, с 01.01.2019 г — по ставке 20%), т.е. в договоре фиксируется окончательная цена (в т.ч. НДС) или порядок ее формирования (цена+НДС).

В тоже время, поскольку к налоговым правоотношениям нормы гражданского законодательства не применяются (п. 3 ст. 2 ГК РФ), по мнению автора, стороны договора, установив цену товаров (работ, услуг), вправе указать по какой ставке НДС этот налог будет предъявляться покупателю в соответствии с налоговым законодательством, действующим в момент исполнения договора. Но к сожалению, судебной практики по данному вопросу автору найти не удалось.

Чем рискуют стороны, если при заключении договора в 2018 году укажут ставку НДС 20%, включаемую в цену товаров (работ, услуг), отгружаемых с 1 января 2019 года?

По мнению автора, налоговых рисков при таких условия договора не возникает. В такой ситуации возможны только гражданско-правовые риски, т.е. риск признания сделки недействительной, но он практически равен нулю.

При несоответствии условий договора законодательству, действующему на момент заключения договора, сделка, является оспоримой (п. 1 ст. 168 ГК РФ), т.е. есть риск, что одна из сторон сделки в судебном порядке оспорит ее заключение, т.е. договор может быть признан недействительным (п. 1 и п. 2 ст. 166 ГК РФ). В тоже время, в соответствии с п. 2 ст. 166 ГК РФ оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

По мнению автора, указание в договоре, что «стоимость товаров, отгруженных с 01.01.2019 г. составляет 120 руб., в т.ч. НДС 20%» не нарушает права покупателя, поскольку на момент исполнения договора он будет соответствовать законодательству, а самое главное, что не зависимо от ставки НДС стоимость товаров согласована и в нашем примере составляет 120 руб. Т.е. риск признания сделки недействительной при указании ставки НДС 20% ничтожен. К тому же, как уже говорилось, к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что лучше не указывать в договоре конкретную ставку НДС. Но если стороны все же согласовали в 2018 году стоимость товаров (работ, услуг), отгружаемых с 1 января 2019 года с указанием на ставку НДС 20%, то, по мнению автора, риски признания таких договоров недействительными стремятся к нулю.

Если в заключенном договоре, который будут действовать в 2019 году оговорена ставка НДС 18%, то для исключения споров с контрагентами о стоимости товаров (работ, услуг), которые будут отгружены с 01.01.2019 г. необходимо составить дополнительное соглашение к договору, установив новую стоимость товаров (работ, услуг) с учетом ставки 20%. Причем не обязательно увеличивать стоимость товаров (работ, услуг) на «2% НДС».

Иными словами, не исключено, что стороны захотят оставить туже стоимость, но с учетом 20% НДС. Например, стоимость услуг составляет в настоящее время 118 руб., в т. ч. 18 % НДС. Стороны договора пришли к соглашению, что с 1 января 2019 года стоимость услуг составляет 118 руб., в т. ч. 20% НДС. А могли установить стоимость услуг и в размере 120 руб. (и больше или меньше), в т. ч. 20% НДС.

При заключении дополнительных соглашений в 2018 году, как уже говорилось, лучше устанавливать стоимость товаров (работ, услуг) без указания конкретной ставки НДС 20%, т.е. лучше сделать ссылку на ставку, установленную п. 3 ст. 164 НК РФ.

Обратите внимание! Даже если стоимость товаров (работ, услуг), которые будут поставлены в 2019 году в договоре (или счете) оговорена со ставкой НДС 20%, при получении предварительной оплаты в 2018 году оснований для применения ставки НДС 20/120 нет, поскольку изменения в п.3 ст. 164 НК РФ еще не вступили в силу. Поэтому при получении аванса в счет поставок товаров (работ, услуг) до 01.01.2019 г. НДС исчисляется по ставке 18/118, даже если при их отгрузке НДС будет предъявлен по ставке 20% и данная ставка предусмотрена договором.

Пример 2. Договор на оказание услуг в январе 2019 года заключен в 2018 году. Стоимость услуг составляет 120 руб., в т. ч. НДС по ставке, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ. В декабре 2018 года перечислен 100% аванс в размере 120 руб. Исполнитель исчислит НДС по ставке 18/118, сумма НДС составит 18,31 руб. (120*18/118). При оказании услуг в 2019 году, стоимостью 120 руб. (в т. ч. НДС), исполнитель предъявит заказчику НДС по ставке 20%, т. е. 20 руб. При этом он примет к вычету НДС, исчисленный при получении аванса 2018 году, — 18,31 руб. (т. е. к вычету принимается НДС, исчисленный по ставке 18/118 с суммы аванса, засчитываемого в оплату оказанных услуг, т. е. со 120 руб.).

Исчисление НДС, если в договор не будут внесены изменения

Определение стоимости услуг (товаров, работ) со ставкой НДС 20%, зависит от условий договора.

Вариант 1: если стоимость товаров (работ, услуг) установлена в договоре с учетом НДС.

Например, указано, что стоимость услуг составляет 118 руб., в т.ч. НДС 18%, то в этой ситуации, по мнению автора, продавцу придется уплатить «лишние» 2% НДС за свой счет, т.е. вырастут расходы продавца. Если он готов вступить в споры с покупателем, то при определенных условиях договор может быть расторгнут или изменен судом (но это, по мнению автора, маловероятно).

Поясним нашу позицию. В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (пп. 1, 2 ст. 424 ГК РФ).

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

В Законе о повышении ставки НДС до 20%, прямо не установлено, что его действие распространяется на договоры, заключенные до 01.01.2019 г. И, по мнению автора, трактовать уточнение о том, что «новая ставка применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных с 01.01.2019 г» — как указание на то, что новые нормы применяются и к «старым» договорам, нельзя (п.4 ст.5 Закона № ). Иными словами, по мнению автора, в целях исчисления НДС продавец обязан рассчитать сумму налога по ставке 20%, но в соответствии с нормами ГК РФ у продавца нет оснований для автоматического увеличения стоимости товаров (работ, услуг), установленных договором, заключенным до 1 января 2019 года, на 2% НДС, т.е. общая стоимость, указанная в договоре с учетом НДС, должна остаться неизменной.

Кроме того, изменение ставки НДС можно квалифицировать как существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), но, если говорить упрощенно, то расторгнуть или изменить договор можно при определенных обстоятельствах только в том случае, если увеличение ставки НДС, о котором стороны не предполагали при заключении договора приведет к значительному ущербу для продавца, если он исполнит договор на прежних условиях.

Дело в том, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Но изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (п.1 ст.451 ГК РФ).

Причем, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п.4 ст.451 ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий (п.2 ст.451 ГК РФ):

  1. в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет (т.е. речь может идти только о договорах, заключенных до опубликования Закона № 303-ФЗ- до 03.08.2018 г.);
  2. изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
  3. исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  4. из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условия (п.4 ст.451 ГК РФ).

По мнению автора, в большинстве случаев в суде будет непросто доказать, что увеличение НДС на 2 % может привести к значительному ущербу.

В аналогичной ситуации, когда с 2004 года ставка НДС менялась с 20% на 18% суды также указывали, что изменить стоимость товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки налога можно только по соглашению сторон. Например: лизингополучатель требовал снижения цены на 2%, поскольку с 2004 произошло уменьшение ставки налога. Но ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.07.2008 г. N Ф09-4928/08-С5 указал, что даже если стоимость услуг указана с учетом 20% НДС — «120, в т.ч. НДС 20%», то лизинговый платеж можно пересчитывать только по договоренности сторон.

Таким образом, еще раз приходим к выводу, что в одностороннем порядке изменить договорную стоимость товаров (работ, услуг), установленную с учетом НДС, продавец не может. Но с 1 января 2019 года продавец должен выполнить требования НК РФ о предъявлении покупателю НДС по ставке 20%, а не 18% (п.1 ст.168 НК РФ, и п.3 ст.164 НК РФ в ред. с 01.01.2019 г.), а значит ему придется сделать это за счет своей прибыли и данная позиция согласуется п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33.

Так, по общему правилу (п.1 ст.168 НК РФ) продавец должен предъявить НДС покупателю дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) по прямой ставке. Но если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (п.4 ст.164 НК РФ) (п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Поэтому в случае, когда по условиям договора НДС уже включен в стоимость товаров (работ, услуг) (т.е. указано «в т.ч. НДС» или «в т.ч. НДС 18%»), при их отгрузке с 01.01.2019 г. продавцу придется исчислить НДС по ставке 20/120 от общей стоимости с учетом НДС.

Пример 3. Стоимость услуг в соответствии с условиями договора составляет 118 руб., в т.ч. НДС 18%. Значит при оказании услуг в 2019 году продавец предъявит заказчику НДС по ставке 20%, рассчитав его так: 118 руб.*20/120=19, 67 руб. В счете-фактуре он укажет стоимость услуг без НДС-98,33 руб., НДС по ставке 20% −19.67 руб., стоимость с НДС-118 руб.

Таким образом, если стоимость товаров (работ, услуг) установлена договором с учетом НДС («в т. ч. НДС» или «в т. ч. НДС 18%»), во избежание разногласий сторон и споров о цене лучше заранее оговорить стоимость товаров (работ, услуг) с новой ставкой НДС в дополнительном соглашении к договору.

Вариант 2: стоимость товаров (работ, услуг) указана в договоре без учета НДС.

Пример 4. В договоре предусмотрено, что стоимость услуг составляет 100 руб. без учета НДС и НДС предъявляется дополнительно (в т. ч. по ставке 18%), то с 01.01.2019 г. продавец предъявит покупателю 20% НДС сверх цены без налога (п.1 ст.168 НК РФ, п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). В нашем примере стоимость услуг составит 120 руб. (в т. ч. НДС 20%).

Иными словами, при таких условиях договора порядок определения стоимости товаров (работ, услуг) (условие о цене (цена + НДС)), не изменится, но стоимость товаров (работ, услуг) с учетом новой ставки НДС в 2019 году автоматически вырастет.

Официальных разъяснений Минфина РФ о порядке исчисления НДС в «переходный период» пока нет. Поэтому автор выражает лишь свое мнение по данному вопросу и вопросам заключения договоров.

Содержание

  1. Письмо Минфина России от 20.08.18 № 24-03-07/58933
  2. Комментарий к Письму Минфина России от 20.08.18 № 24-03-07/58933
  3. Письмо Минфина об авансе, уплаченном до 2019 года
  4. Письмо Минфина от 28.08.18 N 24-03-07/61247
  5. Письмо ФНС от 23.10.18: нужно ли менять договор, если в договоре не та ставка
  6. Письмо Минфина России от 08.11.2018 о возможности изменения ставки НДС
  7. Цену контракта можно будет увеличить в связи с изменением ставки НДС
  8. Закон об изменении цены контракта в связи с изменением ставки НДС вступил в силу
  9. Кофе-пауза: загадка Льва Толстого

С 01.01.2019 ставка НДС вырастет до 20 %. Такой закон был принят в августе этого года. В связи с этим возник вопрос, как быть с заключенными контрактами до 01.01.2019 г., но которые будут исполняться в 2019 году. Нужно ли вносить в контракты изменения и какие? Эти вопросы адресовали Минфину. Ниже приведен ответ.

Письмо Минфина России от 20.08.18 № 24-03-07/58933

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент) рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в части изменения существенных условий контракта в связи с увеличением налога на добавленную стоимость, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 728 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 7.7 Регламента Минфина России, утвержденного приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. № 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2012 г. № 24894) Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации. Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», предусмотрено, в том числе повышение с 1 января 2019 г. размера ставки НДС с 18 до 20 процентов.

При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 1 января 2019 г., в том числе государственных и муниципальных контрактов, указанным законом не предусмотрено.

Департамент отмечает, что начальная максимальная цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ).

Кроме того в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона № 44-ФЗ.

Риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта за исключением случаев, указанных в Законе № 44-ФЗ, а подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.

Комментарий к Письму Минфина России от 20.08.18 № 24-03-07/58933

К сожалению, Министерство по сути ничего не ответило, отослав к положениям закона, регулирующие изменение условий контракта. Вместе с тем, вопрос может вызвать определенные затруднения на практике в части контрактов, в цене которых указана ставка НДС 18 %, но которые исполняются после 01.01.2019 г. Это, прежде всего, будет касаться долгосрочных контрактов, которые заключены на несколько лет, задолго до внесенных изменений в налоговое законодательство.

Полагаем, что в такой ситуации стороны вправе изменить данное условие контракта, указав актуальную ставку НДС, действующую с начала 2019 года. Полагаем, что такое изменение не противоречит положениям ст. 95 Закона № 44-ФЗ, так как данное условие (о ставке НДС) не является существенным. Более того, соответствует действующему с 2019 года налоговому законодательству. При этом цена контракта должна остаться неизменной.

Вместе с тем, официальной позиции по этому поводу от регулятора или контролера по этому вопросу пока, у сожалению, нет. Мы продолжаем следить за развитием ситуации.

Письмо Минфина об авансе, уплаченном до 2019 года

Еще одни разъяснения от Министерства появились по вопросу уплаты НДС в случае, когда по договору до 01.01.19 был перечислен аванс. Согласно данным разъяснениям, если аванс был выплачен в 2018 году, а товар, работы, услуги приняты в 2019 году, должен быть уплачен НДС по ставке, действующей с 2019 года, то есть в размере 20 % со всей стоимости товара, работы, услуги.

Например, в 2018 году заключен контракт на поставку товара в 2019 году. Цена контракта 1180 р., в том числе НДС 18 %. Условиями предусмотрена выплата аванса — 30 % (1180 / 100 х 30 = 354 руб).

Аванс перечислен в 2018 году, при этом в бюджет перечислен НДС в размере 18 % (354 / 118 х 18 = 54 руб.).

Товар принят в 2019 году. В счете-фактуре или УПД должна быть указана та же цена 1180 р., но НДС по ставке 20 % (1180 / 120 х 20). Разницу в НДС, исчисленным по ставке 20 % со всей цены контракта и уплаченным по ставке 18 % с аванса, нужно будет доплатить в бюджет.

Письмо Минфина от 28.08.18 N 24-03-07/61247

Минфин России в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон N 303-ФЗ) и поступающими вопросами об изменении цены контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) до вступления в силу Закона N 303-ФЗ, сообщает следующее.

Законом N 303-ФЗ предусмотрено, в том числе повышение с 1 января 2019 г. размера ставки налога на добавленную стоимость (далее — НДС) с 18 до 20 процентов.

При этом Законом N 303-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 1 января 2019 г., в том числе государственных и муниципальных контрактов.

Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), определяется и обосновывается заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.

При установлении НМЦК заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта за исключением случаев, указанных в Законе о контрактной системе, а подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.

Учитывая изложенное, цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением.

Отмечаем также, что в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае ненадлежащего исполнения обязательств по контракту допускается расторжение контракта по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Учитывая изложенное, в случае если исполнитель (подрядчик, поставщик) оказал услуги (выполнил работу, поставил товар), предусмотренные контрактом, не в полном объеме, заказчик вправе расторгнуть такой контракт в одностороннем или судебном порядке, а также взыскать неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, или вправе вернуть внесенное в виде денежных средств обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.

Вместе с тем Законом о контрактной системе предусмотрена возможность внесения изменений в контракты, в том числе при изменении ставки НДС.

Так, пунктами 2, 3 и 4 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном законодательстве о контрактной системе порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186 (далее — постановление N 1186), и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Так, постановлением N 1186 установлены следующие размеры цены контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и на срок не менее чем 1 год для обеспечения муниципальных нужд, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:

10 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения Правительства Российской Федерации;

1 млрд. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. При этом цена может быть изменена на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

500 млн. рублей — для контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд. При этом цена может быть изменена на основании решения местной администрации.

Таким образом, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

Письмо ФНС от 23.10.18: нужно ли менять договор, если в договоре не та ставка

ФНС 23.10.18 выпустила разъяснения, в которых разъяснила многие вопросы, касающиеся НДС по переходным договорам. В частности, ФНС сообщило, что менять ставку НДС в договоре, заключенном до 01.01.2019 г. не обязательно.

Письмо Минфина России от 08.11.2018 о возможности изменения ставки НДС

В данном письме Министерство сообщило, что изменение ставки НДС с 18 на 20 % в контрактах на 2019 год не противоречит закону № 44-ФЗ, так как не является изменением существенных условий контракта.

Цену контракта можно будет увеличить в связи с изменением ставки НДС

Цену контракта можно будет увеличивать, чтобы компенсировать участнику закупки изменение ставки НДС. Такие изменения скоро будут внесены в закон № 44-ФЗ.

Закон об изменении цены контракта в связи с изменением ставки НДС вступил в силу

27.12.2018 года опубликован закон № 502-ФЗ, согласно которому у заказчиков и участников закупки появится возможность менять цену контракта в связи с изменением ставки НДС. Закон в этой части вступает в силу со дня опубликования.

12) статью 112 дополнить частью 54 следующего содержания:

«54. До 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.».

Кофе-пауза: загадка Льва Толстого

Свои ответы оставляйте в комментариях ниже.

В августе президент подписал Федеральный закон от 3.08.2018 № 303-ФЗ, предусматривающий повышение базовой ставки НДС с 18% до 20% в следующем году.

С предложением повысить базовую ставку НДС на 2% выступил Дмитрий Медведев на заседании правительства 14 июня. При этом он пообещал сохранение всех льгот по НДС на основные социально значимые товары и услуги: продовольствие, детские товары, медицинские товары. Также он предупредил, что нулевые ставки сохранятся на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

НДС 20 процентов: с какого числа

Федеральный закон от 03.08.18 № 303-ФЗ, который касается повышения НДС, вступит в силу с 1 января 2019 года.

16 июня правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в законодательстве о налогах и сборах, в числе которых предложение повысить НДС. Соответствующие распоряжения подписал Дмитрий Медведев.

Один законопроект, помимо повышения базовой ставки НДС с 18% до 20%, предполагал внесение следующих изменений в законодательство по налогам и сборам:

  • снижение совокупного тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30%;
  • сохранение права на вычет сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг за счет субсидий или бюджетных инвестиций, для организаций автомобильной промышленности на период до 1 января 2019 года.

Второй законопроект предлагал изменения в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», согласно которым тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен быть зафиксирован в размере 22% с предельной величиной базы для обложения взносами и 10% сверх предельной величины. В настоящее время постоянный тариф составляет 26%.

Как изменится законодательство о налогах и сборах в 2019 году

Подписанный президентом закон о повышении НДС с 2019 года до 20% сохраняет на постоянной основе ставку страховых взносов в социальные внебюджетные фонды на уровне 30%.

Кроме того, согласно документу, продолжают действовать все существующие льготные ставки по НДС и права автопроизводителей получать вычеты на суммы НДС, уплаченные за товары, работы и услуги, даже если они приобретались за счет бюджетных субсидий или бюджетных инвестиций.

До 2025 года будет действовать нулевая ставка НДС для авиаперевозок в Республику Крым и Севастополь, в регионы Дальневосточного федерального округа, Калининградскую область. Сейчас внутренние авиаперевозки облагаются НДС по льготной ставке 10%. Исключение распространяется на Республику Крым, Севастополь и Калининградскую область — для них установлен нулевой НДС (для Крыма и Севастополя — до 1 января 2019 года, для Калининградской области — на бессрочной основе).

Принятый закон сохраняет на постоянной основе действующую ставку взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 22%. Сохраняется ставка взноса в 10% на зарплаты сверх установленной предельной величины. До 2025 года для некоммерческих и благотворительных организаций продлено действие пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (20%), медстрахование и страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством (0%).

В настоящее время общая ставка страховых взносов — 30% от фонда оплаты труда, из которых 22% — это взнос в ПФР, 5,1% — в ФОМС, 2,9% — в ФСС. Предполагалось, что с 2021 года общая ставка должна вырасти до 34%, однако с учетом принятого закона она останется на уровне 30% .

НДС — 20 процентов: причины повышения

Повышение ставки НДС до 20% будет приносить бюджету более 600 млрд руб. дополнительных доходов в год, отмечает Дмитрий Медведев.

По словам премьер-министра, правительство также приняло решение отказаться в будущем от использования такого института, как консолидированные группы налогоплательщиков, из-за отмены требования о контроле за трансфертными ценами внутри страны.

«Проблема так называемых консолидированных групп не новая. У этого механизма есть существенные недостатки. Прежде всего речь идет о выпадающих доходах региональных бюджетов. Поэтому начиная с 2016 года, напомню, мы приостановили создание новых групп и запретили расширение уже действующих, ввели ряд ограничительных мер, — отметил премьер-министр на заседании правительства. – А с 2023 года этот институт на федеральном уровне вообще будет ликвидирован. Принимая это решение заранее, мы должны сделать так, чтобы и у налогоплательщиков, и у региональных властей было время подготовиться к изменению налоговых правил в части консолидированных групп налогоплательщиков».

Предложенные налоговые меры позволят поддержать экономический рост, будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства. Новую налоговую конфигурацию, если она будет принята, Медведев предложил зафиксировать на ближайшие шесть лет.

В текущем году правительство также планирует проработать решение о создании условий по улучшению администрирования и снижения административной нагрузки на бизнес. Это позволит снизить налоговую нагрузку на самозанятых, индивидуальных предпринимателей.

Переход на НДС 20%

В связи с повышением НДС до 20% возникает множество вопросов, связанных с переходным периодом. И нужно сказать, что Федеральный закон от 3.08.2018 № 303-ФЗ, подписанный президентом, не предусматривают никаких особых условий в этот период. Зато вышло несколько писем Минфина с разъяснениями о том, как действовать бухгалтерам в тех или иных ситуациях.

  • Вы закупаете товар в 2017 году по ставке НДС 18%, а реализуйте в 2019 году по ставке 20%.

Что нужно знать? При реализации после 1 января 2019 года товаров, приобретенных в 2018 году, применяется ставка НДС в размере 20%, то есть на налоговые преференции рассчитывать не стоит.

  • Аванс за товар был перечислен в 2018 году, а отгружен товар после 1 января 2019 года.

Документ уточняет, что Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», одобренный Советом Федерации, предусматривает увеличение с 1 января 2019 года ставки НДС до 20 процентов в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года. «При этом исключений в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых по договорам, заключенным до 1 января 2019 года, в том числе предусматривающих перечисление авансовых платежей, указанным Федеральным законом не предусмотрено», — говорится в Письме Минфина.

С учетом изменений могут возникнуть сложности с правильным заполнением декларации по НДС — когда в первом квартале 2019 года надо отобразить одновременно несколько ставок: 18/118 и 20%.

Также сложности могут возникнуть в случаях, когда принимаются к вычету не принятое ранее НДС по счетам-фактурам 2018 года — в этом случае необходимо указать в декларации ставку 18%.

  • ККТ должны печатать чеки с указанием ставки НДС 20%.

ФНС предупреждает владельцев онлайн-касс о том, что первый чек, пробитый после 1 января 2019 года, должен содержать ставку НДС 20%.

«После вступления в силу проекта приказа, но не ранее 1 января 2019 года в кассовом чеке и кассовом чеке коррекции ставка НДС должна быть указана в размере 20% или 20/120, а также расчет соответствующей суммы должен быть произведен по ставке НДС 20% или, соответственно, по расчетной ставке 20/120», — уточняется в Письме ФНС.

Поэтому владельцам касс необходимо позаботиться об установке к 1 января 2019 года соответствующего обновления в программном обеспечении ККТ, которые обеспечат формирование фискального документа с действующей ставкой НДС при первом расчете с 1 января 2019 года.

  • Что будет с налоговыми льготами по НДС, со ставкой НДС 10% и со специальными налоговыми режимами — ЕНВД и УСН?

Разъяснения дает Письмо Минфина от 24.08.2018 № 03-01-11/60358.

В письме говорится, что сохраняются:

  • льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения НДС;
  • пониженная ставка НДС в размере 10%, которая применяется в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

С целью поддержки бизнеса для налогоплательщиков предусмотрена возможность добровольного выбора оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики вправе применять в отношении осуществляемой деятельности специальные налоговые режимы.

  • Услуги по предоставлению в аренду имущества, оказываемые после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключены до указанной даты.

в этом случае договора придется пересмотреть: внести дополнительные соглашения и учесть в них повышение ставки НДС, а это может повлиять на повышение цены договора.

Ставка НДС в размере 20% применяется в отношении услуг по предоставлению в аренду имущества, оказываемых после 1 января 2019 года, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Что касается определения цены договора, в соответствии с которым осуществляется оказание услуг по предоставлению в аренду имущества, то данный вопрос регулируется нормами части первой Гражданского кодекса, разъяснения по применению, которого к компетенции Минфина не относятся.

Новая форма декларации по НДС в 2019 году

Декларацию по НДС и книгу продаж в 2019 году придется заполнять по новым формам. В новой редакции нужно обратить внимание на разделы 3, 9 и также приложение № 1 к разделу 9.

Раздел 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1 — 4 статьи 164 НК РФ»: появятся строки для внесения налоговой базы и суммы налога, рассчитанной по ставкам 20% и 20/120. При этом строки для указания аналогичных показателей для ставок 18% и 18/118 останутся.

Появятся новые строки:

  • Строка 043 — для организаций, которые отказались от применения нулевой ставки НДС.
  • Строка 044 — для участников системы tax-free. Также для них появится строка 135, чтобы указывать вычет.

Раздел 9 «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период»: появятся строки 036 для указания кода вида товара (вносится теми, кто экспортирует товары в страны ЕАС). Строки дублируются под номером 116 в приложении к разделу 9.

Также раздел 9 и приложение № 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж» дополнятся строками, в которых отражается стоимость продаж и налог, который исчислен по ставке 20%.

Калькулятор НДС

Рассчитать НДС можно как вручную, так и с помощью калькулятора НДС онлайн. Для этого достаточно указать цену и ставку НДС.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Повышение ставки НДС – безусловно, самая значительная поправка 2019 года. Как она отразится на налогоплательщиках, каков переходный период? Эти вопросы сейчас занимают умы многих бухгалтеров. Мы расскажем о том, как быть с авансами, полученными в 2018 году, если отгрузка запланирована только в следующем году, дадим рекомендации сторонам длящихся договоров. Кроме того, вы узнаете, на чьи плечи ляжет повышение ставки налога в рамках госконтракта.

Ставка по НДС увеличена до 20 процентов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.08.2018 № 303-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Вступит в силу с 01.01.2019
Официальный интернет-портал правовой информации, 03.08.2018
«Российская газета» № 171, 07.08.2018

Примечание редакции:

Повышение ставки НДС будет действовать и в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых по государственным регулируемым ценам. Таким образом, с нового года возрастет и сумма в платежке за коммунальные услуги. Это подтверждает и Минфин РФ в письме от 01.08.2018 № 03-07-11/53970.

По мнению чиновников, повышение ставки НДС приведет к дополнительным доходам федерального бюджета, средства которого будут направлены на развитие инфраструктуры, новых секторов экономики, а также на выполнение принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы (письма от 02.08.2018 № 03-13-14/54406, от 02.08.2018 № 03-07-14/54365).

В связи с изменением ставки нетрудно предположить, что будут скорректированы форма декларации по НДС и книга продаж. Книга покупок останется неизменной, так как в ней ставка налога не указывается. Новшества должны заработать с I квартала 2019 года.

Применение 20-процентной ставки НДС не зависит от даты заключения договора

Минфин РФ подчеркнул, что исключения для поставок по договорам, заключенным до 01.01.2019, законодательством не предусмотрены.

Примечание редакции:

Таким образом, если отгрузка происходит с 2019 года, применяется ставка налога в размере 20 процентов. При этом неважно, что «авансовый» НДС рассчитывался по ставке 18/118. К вычету продавец может принять только фактически исчисленный налог, то есть из прежней ставки.

НДС 20 процентов: рекомендации сторонам сделки

Каким образом будет отражаться изменение ставки НДС до 20 процентов при расчетах между организациями?

Ответ. При оказании услуг применяется общее правило о моменте формирования облагаемой базы по НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ). Налоговая база по НДС в этом случае определяется на наиболее раннюю из двух дат:

  • дату отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
То есть при оказании услуг обязанность определять налоговую базу возникает у исполнителя дважды – при получении предоплаты и при фактической реализации услуг.

Если заказчик оплатит стоимость услуг в полном объеме в 2018 году (100-процентная предоплата), то в этом случае исполнитель должен уплатить со всей суммы НДС в бюджет по ставке для авансовых платежей 18/118. Далее по факту оказания и приемки услуг у исполнителя будет возникать обязанность по принятию к вычету суммы уплаченного налога пропорционально периоду оказания услуг и уплате НДС в бюджет уже с реализации в 2019 году по ставке 20 процентов. Соответственно, сумма вознаграждения исполнителя со следующего года по договору ежемесячно будет уменьшена на 2 процента из-за повышения ставки налога.

Если же заказчик будет оплачивать услуги по факту их оказания, то также с 2019 года ежемесячное вознаграждение исполнителя будет меньше планируемого на 2 процента.

В любом случае в актах сдачи-приемки услуг, счетах-фактурах начиная с 01.01.2019 исполнитель обязан отражать НДС по ставке 20 процентов и уплачивать налог в бюджет по такой же ставке.

Из-за изменения ставки НДС именно на исполнителей и поставщиков ложится бремя уменьшения коммерческих доходов и увеличения налоговых платежей по договорам с фиксированной суммой оплаты.

Но следует учитывать, что при осуществлении предпринимательской деятельности стороны договора вправе изменить его условия соглашением, если иное не предусмотрено нормами ГК РФ, другими законами или самим договором (п. ст. 450 ГК РФ). Так, стороны договора возмездного оказания услуг вправе изменить стоимость услуг либо срок их оказания. Для возможности компенсировать исполнителю повышенную налоговую нагрузку стороны по соглашению могут совершить следующие действия:

  • заключить допсоглашение к договору об увеличении стоимости услуг с 01.01.2019 на 2 процента и, соответственно, изменить общую цену договора;
  • заключить допсоглашение об уменьшении срока оказания услуг (то есть сократить период оказания за счет неизменности стоимости);
  • заключить допсоглашение о расторжении договора по соглашению сторон с 31.01.2018 и заключить новый договор со ставкой 20 процентов с 01.01.2019 (разделение договора на два по ставкам НДС 18 и 20 процентов).
КОНСУЛЬТАЦИЯ службы правового консалтинга компании РУНА от 13.09.2018

При продаже товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов, корректировать договоры не нужно

  • освобождения от уплаты налога;
  • применения пониженной ставки налога в размере 10 процентов (данная ставка применяется в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных и детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения).
ПИСЬМО Минфина РФ от 20.08.2018 № 03-04-05/58984

Примечание редакции:

Таким образом, если компания реализует товары, облагаемые по льготной НДС-ставке, то никаких сложностей с переходным периодом по НДС не будет.

Что делать при получении аванса в 2018 году и отгрузке после 01.01.2019

Ответ. Закон № 303-ФЗ и НК РФ не содержат порядка перехода по длительным договорам, заключенным в 2018 году, предусматривающим авансовые платежи, отгрузка товара по которым будет осуществлена в 2019 году.

По нашему мнению, поставщику следует провести анализ условий заключенных договоров на предмет формулировок о стоимости товаров и НДС.

Минфин РФ в письме от 20.04.2018 № 03-07-08/26658 разъяснил, что если в договоре нет суммы НДС, то следует руководствоваться п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. Организации необходимо проанализировать условия договора и обстоятельства его заключения, в том числе деловую переписку.

Если в договоре не указано, что НДС в цену не включен, и это не следует из переписки с контрагентом, то налог заложен в цену, указанную в договоре. Тогда исчислить НДС следует расчетным методом. В противном случае НДС нужно начислить сверх цены дополнительно.

Аналогичное мнение высказано в письме ФНС РФ от 05.10.2016 № СД-4-3/18862: если из условий договора и иных обстоятельств, связанных с его заключением, следует, что его цена сформирована без учета НДС, то применяется обычная налоговая ставка.

В зависимости от условий заключенных договоров рассмотрим следующие ситуации:

1. Общая цена договора, подлежащая уплате, поставщику определена договором с учетом НДС, например, «Стоимость составляет 1 180 рублей в том числе НДС 180 рублей»

Поставщик получил 100-процентный аванс в 2018 году и выставил счет-фактуру на сумму 1 180 рублей, в том числе НДС 180 рублей.

В этой ситуации при поставке товара в 2019 году ставка НДС исчисляется расчетным методом, и при увеличении ставки НДС уменьшается стоимость товаров. Поставщик выставляет счет-фактуру на поставку на сумму 1 180 рублей, в том числе НДС 20 процентов – 196,67 рубля. И принимает к вычету НДС с аванса в размере 180 рублей.

В свою очередь, покупатель должен восстановить НДС с аванса в размере 180 рублей. И принять к вычету НДС по ставке 20 процентов – 196,67 рубля.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации НДС увеличивается за счет поставщика.

2. Общая цена договора, подлежащая уплате, поставщику указана без выделения НДС. Но из условий договора или обстоятельств, предшествующих его заключению, не следует, что налог не учтен в цене договора. Следовательно, НДС по умолчанию включен в цену договора. Поэтому из данной цены поставщик самостоятельно выделяет расчетным методом сумму НДС (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

В рассматриваемой ситуации, как и в первом случае, ставка НДС будет исчисляться расчетным методом, и при увеличении ставки НДС уменьшится стоимость товаров. НДС будет увеличиваться за счет поставщика.

3. Общая цена договора, подлежащая уплате, поставщику указана без выделения НДС – 1 180 рублей. Но из условий договора или обстоятельств, предшествующих его заключению, следует, что налог не учтен в цене договора (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Поставщик получил 100-процентный аванс в 2018 году и выставил счет-фактуру на сумму 1 180 рублей, в том числе НДС 180 рублей.

В этой ситуации при поставке товара в 2019 году цена установлена без НДС, следовательно, надо начислить налог на 1 180 рублей сверху. Поставщик выставляет счет-фактуру на поставку на сумму 1 416 рублей, в том числе НДС 20 процентов – 236 рублей. И принимает к вычету НДС с аванса в размере 180 рублей.

В свою очередь, покупатель должен восстановить НДС с аванса в размере 180 рублей. И принять к вычету НДС по ставке 20 процентов – 236 рублей.

В этой ситуации общая стоимость товаров с учетом НДС изменяется на сумму дополнительного НДС, предъявляемого покупателю.

В связи с увеличением ставки НДС с 01.01.2019 до 20 процентов рекомендуем провести переговоры с покупателями по заключенным в 2018 году договорам. Если покупатель согласится на подписание дополнительного соглашения к договору, предусматривающего корректировку первоначальной цены договора на сумму увеличения НДС, то необходимо согласовать увеличение общей стоимости поставки, в том числе НДС 20 процентов, и сроки оплаты.

КОНСУЛЬТАЦИЯ службы правового консалтинга компании РУНА от 09.08.2018

Как учесть повышение ставки НДС при возврате товара в 2019 году

Ответ. С 2019 года НДС облагается по ставке 20 процентов при возврате качественного товара, а также при возврате некачественного товара, принятого к учету у покупателя. Ставка НДС в данном случае не зависит от даты поставки.

Порядок обложения НДС у покупателя зависит от того, по какой причине товар возвращается.

1. Если возвращается качественный товар, то он облагается НДС как обычная реализация, поскольку право собственности на товар переходит от покупателя обратно продавцу. В результате покупатель становится продавцом и должен отразить данную операцию как реализацию товара (п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Принятый к вычету НДС восстанавливать не нужно.

Для возврата товара в целях НДС необходимо определить момент возникновения налоговой базы. Так как возврат товара мы рассматриваем как реализацию, то этот момент по общим правилам – день отгрузки. Для расчета НДС умножаем налоговую базу на ставку налога. Ставка налога с 01.01.2019 будет увеличена с 18 до 20 процентов. Таким образом, при возврате товара покупателю с 01.01.2019 необходимо учитывать ставку НДС 20 процентов. Счет-фактура на возврат выставляется с соответствующий ставкой налога.

2. Если возвращается некачественный товар, то обложение НДС зависит от того, принял ли покупатель товары к учету. Если товары к учету приняты, то возврат облагается НДС так же, как и при обычной реализации. Для этого на дату возврата рассчитывается НДС по ставке 20 процентов, затем выставляется счет-фактуру на возврат с аналогичной ставкой налога.

Если товары к учету у покупателя не приняты, то НДС начислять не нужно. Счет-фактуру на возврат товара в этом случае покупателем не выставляется (письмо Минфина РФ от 07.04.2015 № 03-07-09/19392).

КОНСУЛЬТАЦИЯ службы правового консалтинга компании РУНА от 12.09.2018

На кассовых чеках изменится ставка НДС

Так, согласно проекту поправок, вносимых в Приказ от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229 с 01.01.2019 на выдаваемых кассовых чеках должна быть указана ставка НДС 20 процентов (ранее эта ставка была равна 18). Компаниям и ИП, осуществляющим расчеты с выделением налога, необходимо заблаговременно побеспокоиться и внести изменения в ККТ. Это можно сделать непосредственно как самим пользователям ККТ, так и с помощью специалистов, оказывающих услуги по ремонту и обслуживанию кассовой техники.

При этом заявление о перерегистрации ККТ в ИФНС подавать не нужно. Изменив сведения в ККТ до внесения поправок в приказ, то есть до 01.01.2019, пользователь не только исполнит требования законодательства, но и даст возможность воспользоваться клиентам вычетом по ставке НДС 20 процентов.

ИФНОРМАЦИЯ УФНС по Республике Алтай от 05.09.2018

Примечание редакции:

Отметим, что вычет НДС по кассовому чеку при отсутствии счета-фактуры применять рискованно (письма Минфина РФ от 12.01.2018 № 03-07-09/634, от 28.12.2017 № 03-07-11/87948). Следовательно, принятие НДС к вычету по кассовому чеку может привести к спору с контролирующими органами. При этом суды считают иначе. По их мнению, при приобретении товаров (работ, услуг) в розницу за наличный расчет право на вычет можно подтвердить иными документами, например, кассовым чеком (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 № 17718/07).

Как перепрошить ККТ в связи с увеличением ставки налога

Ответ. В связи с изменением налоговой ставки по НДС с 18 на 20 процентов при применении ККТ организациями и ИП с 00:00:00 01.01.2019 в чеках должна быть отражены ставка НДС 20 процентов и соответствующая сумма налога.

Для этого компаниям и ИП нужно будет своевременно настроить (переформатировать) кассы. Если в организации нет собственных специалистов, которые могли бы это сделать, необходимо обратиться в сервисные центры.

Так как в связи со сложившейся ситуацией многие сервисные центры будут загружены заказами на соответствующие услуги (на территории РФ зарегистрировано более 2,2 млн ККТ), бизнесменам необходимо позаботиться о настройке своих ККТ заблаговременно.

Следует учитывать, что услуги по перенастройке ККТ платные (стоимость услуг пока не определена), соответственно, организациям и ИП придется нести дополнительные расходы. Стоимость услуги будет зависеть в первую очередь от модели кассового аппарата и сложности операций с ним. Дороже, скорее всего, будет обновление касс старого типа, которыми нельзя управлять дистанционно.

Рекомендуем организациям и ИП заранее обратиться либо в ЦТО, либо в организации, с которыми заключен договор на обслуживание ККТ, чтобы своевременно переформатировать кассу. Если все же не получится настроить ККТ вовремя, покупателям (организациям и ИП) следует выдавать счета-фактуры со ставкой НДС 20 процентов для возможности применения ими вычета по НДС.

На данный момент существует штраф за неправильное оформление фискального чека. В соответствии с ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ использование ККТ, не соответствующее законодательству, влечет риск получения штрафа в размере до 10 тыс. рублей.

Однако наказания можно избежать, если дадут время на переформатирование касс. Скорее всего, будут определены разумные сроки для настройки ККТ на новую сумму НДС. Но будут ли поблажки, ответа нет. Поэтому рекомендуется организациям и ИП предпринять все зависящие от них действия для корректной работы ККТ с 01.01.2019.

КОНСУЛЬТАЦИЯ службы правового консалтинга компании РУНА от 12.09.2018

Можно ли изменить госконтракт в связи с повышением ставки НДС

Ответ. Закон № 303-ФЗ не содержит исключений в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 2019 года, в том числе государственных и муниципальных контрактов. Также не предусмотрены какие-либо исключения для договоров, заключенных до 01.01.2019 и предусматривающих авансовые платежи (письмо Минфина РФ от 06.08.2018 № 03-07-05/55290).

В пункте 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Как указано в Информационном письме Минфина РФ от 28.08.2018 № 24-03-07/61247 «По вопросу изменения цены контрактов после повышения ставки налога на добавленную стоимость» риски, связанные с исполнением контрактов, в том числе инфляционные, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

При этом все участники, пожелавшие принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности изменения цены контракта, за исключением случаев, указанных в Законе № 44-ФЗ. Подача заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о согласии поставщика принять на себя обязательства, связанные с оказанием услуг на условиях, установленных заказчиком.

Соответственно, цены контрактов, заключенных до повышения ставки НДС, не подлежат изменению в связи с таким повышением.

В то же время нормами ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что существенные условия контракта могут быть изменены в установленном законодательством о контрактной системе порядке в случае, если цена заключенного контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Для таких контрактов Постановлением № 1186 установлены их сроки (длительность), назначение (федеральные или муниципальные нужды), суммы и органы, уполномоченные принять изменение цены контракта.

При выполнении условий, предусмотренных Постановлением № 1186 и нормами Закона № 44-ФЗ, цена контракта может быть изменена в установленном законодательством о контрактной системе порядке, в том числе при изменении ставки НДС.

Обзор писем Минфина РФ и ФНС по налогу на добавленную стоимость за 2020 год


ДЕКАБРЬ 2020 года

С 1 января IT-компании могут воспользоваться дополнительными налоговыми льготами
18.12.2020

С 1 января 2021 года компании - разработчики программ ЭВМ вправе применить пониженную ставку по налогу на прибыль 3% вместо 20% и пониженный тариф по страховым взносам - 7,6% вместо 14%.

Освобождение по НДС сохранится в отношении программ ЭВМ, включенных в единый реестр российских программ.

Таким образом, льготой по налогу на прибыль и страховым взносам вправе воспользоваться разработчики программ ЭВМ, а освобождение по НДС распространяется не только на разработчиков, но и на прочих участников цепочки поставки программного обеспечения.

Чтобы воспользоваться льготными ставками и тарифами, организации нужно выполнить несколько условий.

Для применения пониженной ставки по налогу на прибыль и пониженного тарифа по взносам нужно, чтобы:

- имелся документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

- доход организации от реализации программ ЭВМ и сопутствующих услуг составлял не менее 90% от всех доходов;

- численность сотрудников составляла не менее семи человек.

Для применения освобождения по НДС программа ЭВМ должна быть включена в единый реестр российских программ.

Кроме этого, при применении IT-льгот действует общее условие - программа ЭВМ не используется клиентом для размещения рекламы и поиска продавцов или покупателей. Примеры ситуаций, в каких случаях действуют или не действуют льготы, предусмотренные IT-маневром, приведены в приложении к письму Минфина России от 18.12.2020 N 03-07-07/111669, которое было направлено для работы налоговых органов письмом ФНС России от 24.12.2020 N КВ-4-3/21326@.

Одновременно это изменение законодательства, также действующее с 1 января 2021 года, позволит IT-компаниям, реализующим программы ЭВМ не на территории Российской Федерации, принимать к вычету суммы НДС по рекламным и маркетинговым услугам, связанным с такой продажей.

НОЯБРЬ 2020 года

Передача прав на программы для ЭВМ при осуществлении налогового маневра в IT-отрасли не облагается НДС, но для этого программа должна быть включена в реестр
20.11.2020

С 2021 года Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ передача прав на программы для ЭВМ и базы данных освобождаются от НДС, если такие программы и базы данных есть в реестре российских программ и баз данных.

Такое же правило установлено для передачи прав на их использование.

Следовательно, до того момента, пока программа или база данных будут включены в реестр таких программ, от обложения НДС они не освобождаются.

С 2021 года при передаче прав на зарубежное ПО НДС платится по ставке 20% независимо от даты договора
20.11.2020

С 1 января 2021 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 265-ФЗ в пп.26 п.2 ст.149 НК РФ, передача прав на использование ПО, которое не включили в реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, облагается НДС в общем порядке.

При этом исключений в случаях, когда договор заключают до 1 января, а саму услугу оказывают как до этой даты, так и после нее, не предусмотрено.

Следовательно, если права на компьютерные программы не из реестра передают начиная с 1 января 2021 года, НДС рассчитывают по ставке 20% независимо от даты и условий договора.

Если в счете-фактуре нет номера таможенной декларации и страны происхождения, то компания всё равно имеет право получить вычет НДС
19.11.2020

Компания купила иностранные товары у российского продавца, но при оформлении в графах счетов-фактур 10, 10а "Страна происхождения товара", 11 "Регистрационный номер таможенной декларации" проставлены прочерки.

В соответствии с подпунктами 13 и 14 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счетах-фактурах должны быть указаны страна происхождения товаров и номер таможенной декларации в отношении тех товаров, которые произведены не в России. При этом налогоплательщик отвечает лишь за соответствие перенесенных данных о стране происхождения и таможенной декларации из полученных счетов-фактур в выставляемые им счета-фактуры. Если же налогоплательщик купил товары в России у российского продавца, то неуказание в выставленном продавцом счете-фактуре страны происхождения товара и регистрационного номера таможенной декларации не является основанием для отказа в получении вычета НДС (п.5 ст.169 НКРФ).

Таким образом, в подобной ситуации покупатель сможет получить вычет НДС, даже если в счете-фактуре нет номера таможенной декларации и страны происхождения.

Разработана форма уведомления о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК
18.11.2020

С налогового периода 2020 года физлица, являющиеся контролирующими лицами иностранных компаний, смогут уплачивать НДФЛ с фиксированной прибыли таких организаций. Чтобы перейти на новый режим налогообложения, необходимо представить соответствующее уведомление. Его рекомендуемая форма направлена ФНС России в адрес территориальных налоговых органов письмом от 18.11.2020 N ШЮ-4-13/18954@.

Чтобы перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК с 2020 года, уведомление следует представить в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика до 1 февраля 2021 года. Для следующих налоговых периодов его следует направлять до 31 декабря года, начиная с которого физическое лицо планирует уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК.

Напоминаем, что при переходе на новый порядок уплаты налога с прибыли КИК с 2020 или 2021 года он подлежит применению не менее трех лет. Для лиц, перешедших на него позже, этот период составит не менее пяти лет.

ИП на ОСНО может освободиться от НДС по истечении трех месяцев с момента регистрации
03.11.2020

Зарегистрировавшийся в качестве ИП налогоплательщик приобретает право на освобождение от уплаты НДС не ранее истечения трех месяцев с момента регистрации. К такому выводу пришла ФНС России при рассмотрении жалобы.

Налогоплательщик направил в налоговый орган уведомление об освобождении от уплаты НДС с даты регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя. Однако налоговый орган отказал ему в этом, поскольку трехмесячный срок с этой даты не прошел.

Заявитель не согласился с решением инспекции и обратился с жалобой в ФНС России. Он указал, что налоговый орган не вправе запрещать использовать предусмотренное статьей 145 НК РФ право на освобождение от уплаты НДС с учетом его уведомительного характера.

ФНС России оставила жалобу налогоплательщика без удовлетворения. Она указала, что по ст.145 НК РФ вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели применяют право на освобождение от уплаты НДС не ранее истечения трех месяцев, включая месяц их регистрации. Следовательно, налогоплательщик не имеет права воспользоваться таким освобождением до истечения указанного срока.

ОКТЯБРЬ 2020 года

Минфин разъяснил, какие льготы действуют для IT-компаний
29.10.2020

Например, IT-компании - участники инновационного проекта "Сколково" могут выбрать, какие льготы будут применять с 1 января 2021 года. Так, они могут использовать льготы, предусмотренные для участников проекта "Сколково", которые действуют в течение 10 лет после получения такого статуса. Для их применения совокупный размер прибыли не должен превышать 300 млн рублей, а годовой размер выручки - 1 млрд рублей. IT-компания вправе воспользоваться освобождением по НДС, по налогу на прибыль и уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу 14%.

Воспользоваться льготами, предусмотренными налоговым маневром в IT-сфере могут все компании, работающие в данной сфере.(Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ). В этом случае с 1 января 2021 года IT-компании вправе применить освобождение по НДС, пониженную ставку по налогу на прибыль в 3% и пониженный тариф по страховым взносам - 7,6%. Чтобы воспользоваться ими, организации нужно выполнить несколько условий. Так, IT-компания вправе применять пониженный тариф по страховым взносам, если получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. При этом ее доход от IT-сферы должен составлять не менее 90% от всех доходов, а численность сотрудников - не менее семи человек.

Еще один способ - совместить льготы, предусмотренные проектом "Сколково" и налоговым маневром в IT-отрасли. Например, воспользоваться освобождением от налога на прибыль и НДС по правилам для участника проекта "Сколково" и пониженными тарифами по взносам, предусмотренными для IT-отрасли с 2021 года.

Как облагается налогами стоимость питания, предоставляемого организацией своим сотрудникам
12.10.2020

Читайте также: