Международная перевозка ндс рк

Опубликовано: 14.05.2024

Письмо Министерства финансов РФ №03-07-08/42845 от 22.06.2018

Услуги по международной перевозке товаров автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом облагаются НДС по ставке 0% (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом пункт отправления или назначения должны находиться за пределами России. К этой группе относят также:

  • предоставление российскими фирмами (предпринимателями) собственного или арендованного железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров;
  • транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке.

Указанные услуги облагают нулевой ставкой при осуществлении перевозок по территории России от места прибытия товаров до станции их назначения.

Условия применения нулевой ставки

Под международной перевозкой в данном случае понимается перевозка товаров воздушными, морскими, речными судами, судами смешанного плавания, железнодорожным и автотранспортом, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами России.

Если, например, российская фирма оказывает подобные услуги при автомобильной перевозке груза из российского порта до пункта назначения, также находящегося в нашей стране, то такая перевозка облагается НДС по общеустановленной ставке 18%.

При оказании услуг по международной перевозке нулевую ставку НДС вправе применить все участвующие в оказании этих услуг лица.

Обратите внимание: если транспортно-экспедиционные услуги оказываются не на основании договора транспортной экспедиции и не имеют отношения к международной перевозке товаров, то они облагаются по общеустановленной ставке НДС 18%, как предписано пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса. Об этом ФНС России отметила еще в письме от 14.06.2016 г. № СД-4-3/10498@.

Услуги, относящиеся к транспортно-экспедиционным

Нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при международной перевозке товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой - за ее пределами.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Согласно под. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов, прием и выдача грузов;
  • завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг;
  • услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;
  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Как подтвердить нулевую ставку

При оказании услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения данной ставки. Перечень документов установлен п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Так, в него входят:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ (ввоз товаров в РФ).

Документы, подтверждающие ввоз/вывоз товаров за пределы РФ, имеют свои особенности в зависимости от того, каким именно транспортным средством осуществляется перевозка. Например, коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные.

Обратите внимание, на транспортных и товаросопроводительных документах должна стоять отметка пограничной таможни «Товар вывезен». Если товар вывозился через территории государств-участников ЕАЭС, где таможенный контроль отменен (Белоруссию, Армению, Киргизию или Казахстан), то на транспортных документах достаточно отметки "Выпуск разрешен" российской таможни, проводившей с товарами таможенные операции.

Напомним, срок представления документов составляет 180 календарных дней. Но момент, с которого этот срок исчисляется, установлен для каждого конкретного случая отдельно. Например, для международной перевозки товаров это дата проставления таможенниками отметки на транспортных документах.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


Роза Кинчинбаева, Управляющий Партнер Группы МинТакс, Сертифицированный аудитор рассмотрела вопросы обложения НДС, в соответствии с применимыми нормами Налогового кодекса РК, при получении казахстанской компанией в пользование вагонов от юридических лиц – нерезидентов, на примере российской компании поставщика, а также порядок выписки экспедиторами счетов — фактур клиенту на основании счетов-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками.

Казахстанские экспедиторские компании, для оказания услуг по организации перевозок, приобретают в пользование вагоны у нерезидентов Республики Казахстан (далее, РК), как из стран Таможенного Союза так и из третьих стран. При этом, перевозки могут осуществляться как по территории РК, так и за ее пределами. В данной статье приводятся нормы Налогового кодекса РК, применимые при получении юридическим лицом-резидентом РК в пользование вагонов от юридического лица-резидента Российской Федерации (далее, РФ) или третьих стран, а также порядок выписки экспедиторами счетов — фактур клиенту на основании счетов-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками.

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса, облагаемым оборотом по НДС является оборот, совершаемый плательщиком НДС по приобретению работ, услуг от нерезидента в случае, установленном статьей 241 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса, работы, услуги, предоставленные нерезидентом РК, являются оборотом налогоплательщика РК, получающего работы, услуги, если местом их реализации является РК, и подлежит обложению НДС в соответствии с Налоговым кодексом.

  • подпункту 4) пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса, местом реализации услуг по предоставлению в аренду и (или) пользование грузовых вагонов и контейнеров является место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности покупателя услуг (для нерезидента из стран Балтии).
  • подпункту 5) пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса, местом реализации услуг при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств признается территория государства-члена Таможенного союза, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства (для резидента РФ).

В соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель работ, услуг, являющийся плательщиком НДС, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, если в случаях, предусмотренных статьей 241 Налогового кодекса, исполнено налоговое обязательство по уплате НДС за нерезидента.

Указанные суммы НДС за нерезидента должны отражаться в Приложении 5 к Декларации по НДС, итоговые данные которого должны переноситься в строку 300.00.015 формы 300.00

Согласно пункту 1 статьи 241 Налогового кодекса, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, являются оборотом налогоплательщика РК, получающего работы, услуги, если местом их реализации является РК, и подлежат обложению НДС. При этом, в соответствии с пунктом 6 статьи 241 Налогового кодекса, не подлежит обложению НДС за нерезидента, если предоставленные работы, услуги являются работами, услугами, перечисленными в статье 248 Налогового кодекса.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьей 230 Налогового кодекса, оборот по реализации работ, услуг в РК, совершаемый плательщиком НДС, является облагаемым оборотом для целей налогообложения НДС.

При этом, согласно пункту 2 статьи 231 Налогового кодекса, оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара.

Согласно пункту 12 статьи 238 Налогового кодекса, при оказании услуг по договору транспортной экспедиции размер облагаемого оборота у экспедитора определяется на основе его вознаграждения по договору транспортной экспедиции.

При этом, в соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса РК, по договору транспортной экспедиции, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — отправителя груза, получателя груза или иного заинтересованного в услугах экспедитора лица) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса, счета-фактуры выписываются экспедитором на основании счетов-фактур, выписанных перевозчиками и другими поставщиками работ, услуг, являющимися плательщиками НДС. При этом, в случае, если перевозчик (поставщик) не является плательщиком НДС, счета-фактуры должны выписываться экспедитором на основании документа, подтверждающего стоимость работ, услуг.

Так как заключаемый казахстанской экспедиторской компанией договор на предоставление нерезидентом во временное возмездное пользование ж/д вагонов относится к договору, заключенному от своего имени, но в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, то, эти услуги классифицируются для целей НДС как услуги по договору транспортной экспедиции.

Следовательно, перевыставление этих сумм клиенту (возмещение затрат по использованию ж/д вагонов) должно включаться в общий оборот по реализации услуг, подлежащий отражению в счетах-фактурах, выписываемых экспедитором, как оборот поставщика, не являющегося плательщиком НДС в РК.

Исходя из вышеизложенных норм, в случаях:

  • если нерезидентом третьих стран предоставляются юридическому лицу – резиденту РК во временное возмездное пользование ж/д вагоны, и, если такой нерезидент не является плательщиком НДС в РК и не осуществляет деятельность в РК через филиал, представительство, то, у юридического лица — резидента РК, как у покупателя этих услуг, возникают обязательства по исчислению и уплате НДСза нерезидента;
  • если юридическому лицу — резиденту РК, предоставляются во временное возмездное пользование ж/д вагоны резидентом РФ, то, у казахстанской компании, не возникают обязательства по исчислению и уплате НДС за нерезидента.

Возмещение сумм затрат, понесенных юридическим лицом – резидентом РК в виде платы нерезидентам РК за предоставление во временное возмездное пользование ж/д вагонов, которое резидент РК получает от клиента в составе платежей за оказание транспортно-экспедиторских услуг по Договору ТЭО, не включается в размер облагаемого оборота компании (экспедитора) по НДС, и не подлежат обложению НДС по ставке 12%.

При этом, в счете-фактуре, выписываемом экспедитором, оборот по такому возмещению должен указываться как оборот поставщика, не являющегося плательщиком НДС. То есть, при услугах перевозки, оказанных на территории РК, оборотом по реализации услуг, подлежащим отражению в счете-фактуре, является:

  • стоимость услуг, оказанных поставщиками, являющимися плательщиками НДС;
  • стоимость услуг, оказанных поставщиками, не являющимися плательщиками НДС;
  • комиссионное вознаграждение за организацию перевозки согласно договору транспортной экспедиции.

Стоимость перевыставленных компанией услуг по временному возмездному пользованию ж/д вагонов включается в стоимость услуг, оказанных поставщиками, не являющимися плательщиками НДС.


Автор: Валерий Иванников


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 июля 2017 г. N 03-07-13/1/44838 О применении НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с российскими организациями, а также с хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза

Вопрос: Наша организация, не являющаяся перевозчиком на железнодорожном транспорте, оказывает услуги по организации перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории Казахстана, Узбекистана и других государств (пункт отправления и пункт назначения не на территории РФ) в рамках договора транспортной экспедиции. Заказчиками выступают как организации, являющиеся резидентами РФ, так и иностранные организации, входящие в ЕАЭС.

Признается ли территория РФ местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, при организации перевозок железнодорожным транспортом товаров между двумя пунктами, расположенными на территории других государств.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с российскими организациями, а также с хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Так, согласно подпункту 4.1 пункта 1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российскими организациями, признается территория Российской Федерации в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1.1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и транспортировкой, не перечисленных в подпунктах 4.1-4.3 пункта 1 статьи 148 Кодекса, территория Российской Федерации не признается.

Таким образом, местом реализации услуг, связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российской организацией, признается территория Российской Федерации, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. В случае же оказания таких услуг между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами территории Российской Федерации, местом их реализации территория Российской Федерации не признается.

Учитывая изложенное, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с российскими организациями, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.

Что касается вышеуказанных услуг, оказываемых по договорам с хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС, то на основании статьи 7 Кодекса в данном случае порядок применения налога на добавленную стоимость определяется в соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Согласно данному разделу Протокола место реализации транспортно-экспедиционных услуг определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола.

В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан по договорам с хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза, признается территория Российской Федерации и такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке в размере 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Обзор документа

Местом реализации услуг, связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываемых российской организацией, признается территория России, если пункт отправления/пункт назначения находятся на территории России. Если пункты расположены за пределами страны, местом их реализации территория России не признается.

Что касается вышеуказанных услуг, оказываемых по договорам с хозяйствующими субъектами государств ЕАЭС, то в данном случае порядок применения НДС определяется Договором о ЕАЭС. В соответствии с ним место реализации услуг определяется по месту нахождения исполнителя.

Так, в целях применения НДС местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией при организации перевозок по территории Республик Казахстан и Узбекистан по договорам с хозяйствующими субъектами государств ЕАЭС, признается территория России и такие услуги облагаются НДС в России по ставке 18%.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отраслевой учет

Международные перевозки – дело хлопотное. Доставка товара от продавца покупателю – это самостоятельный бизнес. Он привлекает пристальное внимание налоговых служб. Чтобы не давать им лишнего повода для налоговых претензий, все острые углы необходимо сгладить на стадии подготовки проекта договора.

Степень транспортной нагрузки, возлагаемой на каждую из сторон договора купли-продажи, зависит от того, в каком пункте риск гибели товара переходит от продавца к покупателю. Переход может произойти на складе продавца, в момент передачи товара перевозчику, после доставки товара к месту разгрузки или на территории страны покупателя*. Это определяет выбор варианта доставки.

Перевозка

Если договором предусмотрен «самовывоз» со склада продавца, то его расходы минимальны. Упаковать и погрузить товар почти любая компания может самостоятельно. А вот когда транспортировка предполагает много этапов, собственными силами обойтись трудно. Содержание мощной транспортной службы для выполнения международных рейсов не всегда экономически оправданно. Вполне естественно, что львиную долю работ по доставке поручают специализированным компаниям.

В отдельных случаях бывает достаточно заключить договор перевозки. По этому договору транспортная компания берет на себя обязательство доставить вверенный ей груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель должен оплатить доставку (ст. 785 ГК РФ).

Условия перевозки на территории России регламентируют отраслевые нормативные акты. «Правила и общие требования обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. » устанавливают порядок железнодорожных перевозок (указание МПС РФ от 6 декабря 1995 г. № С-932). На автомобильном транспорте действуют «Общие правила перевозки грузов. », утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. и Устав автомобильного транспорта, принятый постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. № 12. В воздухе применяются «Правила международных воздушных перевозок. », утвержденные МГА СССР 3 января 1986 г. № 1/И. В морском судоходстве действуют нормы «Кодекса торгового мореплавания РФ» от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ.

Отправитель обязан составить документы, сопровождающие передачу груза на всех этапах транспортировки. Форма, количество экземпляров, порядок заполнения перевозочных документов определяются отраслевыми кодексами, уставами, правилами. Эти документы, помимо всего прочего, служат для признания заключенного договора договором перевозки. Они подтверждают обоснованность расходов, как того требует пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Без них договор может быть квалифицирован иначе. В этом случае исполнителю нельзя будет уменьшить облагаемую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с оказанием транспортных услуг (письмо УМНС по г. Москве от 7 июля 2003 г. № 26-12/37027). Договор перевозки может быть переквалифицирован и по другой причине: в связи с расширением перечня услуг, которые берется оказать перевозчик.

Транспортная экспедиция как посреднический договор

Протяженность маршрутов, пересечение государственных границ вынуждают сторону, ответственную за доставку товара, помимо транспортировки провести ряд дополнительных операций. Обязательными становятся: выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов, проверка количества и состояния груза, его погрузка, выгрузка, хранение и получение в пункте назначения. Оказание подобных услуг регламентирует договор транспортной экспедиции. По этому договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить услуги, связанные с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Исполнить свои обязательства экспедитор может самостоятельно, а если условия договора допускают, то и привлечь для этого третьих лиц (ст. 805 ГК РФ). Это право экспедитора служит основанием для работников налоговой инспекции усматривать в транспортной экспедиции признаки посреднической деятельности. Ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит четкого положения о наличии элементов посредничества при исполнении договора транспортной экспедиции. Но, судя по официальным разъяснениям, к нему следует применять схемы налогообложения, как по договору комиссии и подобных ему (письмо УМНС по г. Москве от 20 ноября 2002 г. № 24-11/56384).

Последствия такого подхода особенно ощутимы при расчете налога на добавленную стоимость. Фирма, которая за плату действует в интересах другого лица, должна перечислить НДС со всей суммы вознаграждения (ст. 156 НК РФ). В данном случае она не имеет права применить налоговые вычеты. Ведь все расходы по выполнению поручения возмещает заказчик, значит именно у него входной НДС будет предъявлен к вычету.

Для целей налогообложения НДС «посредником» может стать и транспортная компания. Когда перевозчик экспедирует груз, узкие рамки договора перевозки не отвечают его содержанию. На такой комплексный договор распространяются правила транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ).

Вместе с тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 26 января 1999 г. № 5056/98 указано, что деятельность исполнителя по договору транспортной экспедиции не всегда относится к посреднической.

Несколько прояснить спорную ситуацию можно, если обратиться к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17). Он содержит открытый перечень экспедиторских услуг, но только часть из них прямо характеризует как посреднические: «. посреднические операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов, посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете. » (подгруппа 633 раздела I части III ОКДП). Очевидно, что не все составляющие комплекса услуг экспедитора имеют признаки посредничества. На это обращают внимание и арбитры (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 июля 2001 г. по делу № Ф08-2023/2001-628А).

Сократить риск налоговых споров можно при подготовке проекта договора и в момент составления отчета исполнителя. Его обязанности нужно подробно расписать и четко сформулировать, как именно будут организованы все услуги: самостоятельно или силами других компаний, точно указать размер вознаграждения. Тогда при поступлении денег нетрудно будет распределить общую сумму в соответствии с условиями договора. И для каждой части применить соответствующий порядок налогообложения. Например, особо оговорить обязанность исполнителя заключить договор с перевозчиком. И тут же обозначить комиссионное вознаграждение за эту услугу. Вторым пунктом поручить экспедитору расфасовать и упаковать груз с указанием стоимости этих работ. В эту стоимость могут быть включены расходы на приобретение материалов для упаковки, оплату труда и сопутствующие страховые взносы, аренду помещений и/или амортизацию. Отдельной строкой надо прописать сумму денег, передаваемых для уплаты таможенных пошлин и сборов. И в таком же порядке составить отчет об исполнении поручения, выделив сумму вознаграждения, стоимость услуг, оказанных своими силами, возмещаемые расходы с приложением подтверждающих документов.

Схема налогообложения зависит не только от варианта квалификации договора. Для того чтобы заплатить налоги (например НДС), необходимо определиться с местом реализации услуг. А при международных перевозках оно становится «неуловимым».

НДС. Место реализации услуг

Объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Место реализации работ и услуг следует определять в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса РФ. До 1 января 2006 года для разных видов транспорта порядок определения был неодинаков. Дополненная редакция статьи устанавливает единые правила для перевозчиков на всех видах транспорта. Местом реализации будет считаться территория Российской Федерации, если одновременно выполняются два условия:

  • перевозчиком** является российская организация или индивидуальный предприниматель;
  • один или оба (начальный и конечный) пункты перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148).
При этих условиях набор вариантов, когда Россия признается местом реализации услуг, ограничен (см. таблицу в прикрепленном файле).

Эта схема не распространяется на услуги по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита. Для таких услуг имеет значение место осуществления деятельности перевозчика. Если этим местом признана территория России, то и она же будет считаться местом реализации услуг по транспортировке товаров, помещенных под режим международного таможенного транзита (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Подтвердить место выполнения работ (оказания услуг), могут следующие документы:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • акты (отчеты и т. п.) приемки выполненных работ (п. 4 ст. 148 НК РФ).
Тем, кто вынужден применять положения статьи 148 Налогового кодекса, необходимо иметь в виду, что действующая ее редакция является результатом нескольких этапов законотворчества. От раза к разу изменяя и дополняя текст, законодатели предложили в итоге противоречивый вариант, сочетающий и разрешительные новации (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) и ограничительные нормы прошлых лет (п. 2 ст. 148 НК РФ). Если в качестве перевозчика выступает иностранная организация, то вновь введенный подпункт (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) в любом случае не признает российскую территорию местом оказания услуг. А пункт 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ обязывает местом реализации услуг транспортной иностранной организации признать Россию, если хотя бы один из пунктов назначения или отправления расположен на ее территории. На наш взгляд, в споре на эту тему нужно апеллировать не к букве, а к духу закона, ведь вновь введенный подпункт 4.1 пункта 1 соответствует общей логике статьи 148, а противоречащая норма пункта 2 ее разрушает.

Разобравшись с объектом налогообложения, следует определиться с налоговой ставкой.

Для кого НДС 0 процентов?

Ставка 0 процентов установлена для реализации товаров на экспорт и товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К работам и услугам, непосредственно связанным с их производством и реализацией, тоже применяется ставка 0 процентов (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). В состав таких услуг входят организация и сопровождение перевозок, перевозка или транспортировка, организация, сопровождение, погрузка и перегрузка. В отдельных случаях налоговики пытаются отказать в возмещении НДС экспедиторам. Они считают, что такие организации не вправе применять налоговую ставку 0 процентов и услуги по экспедированию подлежат налогообложению на общих основаниях.

Однако арбитры встают на сторону налогоплательщиков и признают, что экспедиционная деятельность непосредственно связана с реализацией товаров (например, постановления ФАС Московского округа от 8 апреля 2004 г. по делу № КА-А40/2447-04, Северо-Западного округа от 18 марта 2003 г. по делу № А56-20966/02).

Перечисленные услуги облагаются по ставке 0 процентов и в том случае, когда они связаны с импортом товаров. А также в отношении товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории (подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ). Ставка 0 процентов также применяется для работ и услуг по перевозке и транспортировке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При установлении налоговой ставки по НДС Налоговый кодекс выделяет отдельным пунктом международные перевозки железнодорожным транспортом. С 1 мая 2006 года они облагаются по нулевой ставке, если связаны с экспортом или вывозом продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ). На железнодорожные перевозки импорта ставка 0 процентов не распространяется.

Нулевой НДС усиливает привлекательность международной транспортно-экспедиционной деятельности. Однако зачастую обосновать нулевую ставку бывает нелегко. Даже тому, кто приложит максимум усилий, успех гарантировать нельзя.

Преимущество или наказание

В случаях, специально оговоренных статьей 164 Налогового кодекса, исполнитель обязан применить ставку 0 процентов (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18@). Но для этого необходимо представить в налоговую инспекцию ряд документов:

  • контракт (или его копию) на выполнение оказанных услуг;
  • выписку банка о фактическом поступлении выручки от покупателя за эти услуги;
  • таможенную декларацию (или ее копию) только при перемещении товара трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи или в случае международного таможенного налога транзита;
  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих пересечение таможенной границы России (п. 4 ст. 165 НК РФ).
Некоторое уменьшение списка требуемых документов (по сравнению с 2005 годом) с лихвой компенсируется тем, что порядок подачи остался прежним. Те организации, которые не обязаны предъявлять таможенные документы, должны представить остальной пакет вместе с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Но не всегда обязательства сторон по международным контрактам можно исполнить в течение одного налогового периода. И к моменту подачи декларации некоторые документы (например выписки с банковского счета о зачислении выручки) просто не существуют в природе. Значит, и подтвердить обоснованность ставки 0 процентов не представляется возможным. Поэтому необходимо будет применить ставку 18 процентов. При этом заказчик (покупатель) не имеет права принять к вычету входной НДС, рассчитанный по завышенной ставке. Короче, исполнителю остается только уплатить 18-процентный налог за счет собственных средств. А впоследствии, когда все документы будут готовы, нужно будет предъявить их вместе с налоговой декларацией для возврата ранее уплаченных сумм. Налоговая инспекция вправе рассматривать и проверять полученные бумаги в течение трех месяцев, а если сочтет обоснования недостаточными, то и отказать в возмещении налога (п. 4 ст. 176 НК РФ).

* Варианты распределения ответственности за товар между продавцом и покупателем рассматриваются официальными правилами международной торговой палаты Инкотермс-2000. Толкование торговых терминов приведено в нашем справочнике на странице 92.

** В данном случае неважно, свой транспорт использует перевозчик или фрахтует воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания. НДС по услугам арендодателя судов в этой статье не рассматривается. Для таких услуг место реализации определяется по правилам пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

внимание

Руслан Украинский, юрист компании «Гарант»:

«Посредничество с правовой точки зрения – это выполнение юридически значимых действий, совершение сделок в интересах другого лица. В договоре транспортной экспедиции лучше четко указать, что в данном случае экспедитор действует как комиссионер или поверенный. Это внесет ясность в вопросы налогообложения. Правда, при условии, что и в сумме вознаграждения по договору будет выделена та часть, которая причитается за выполнение функций комиссионера или поверенного».

Профессиональный бухгалтер РК,

ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ КПН И НДС ЗА НЕРЕЗИДЕНТА?

ТОО - частная, общеустановленный порядок, плательщик НДС. Компания - нерезидент (резидент Австрии) оказывает услуги по международной авиаперевозке, т.е. чартер пассажиров из г. Лондона (Англия) в Алматы (РК).. Являются ли услуги авиаперевозки, оказываемые резидентом Австрии из Англии в Казахстан, международной перевозкой и облагаются ли услуги международной перевозки НДС? Является ли оборот по приобретению услуг международной перевозки у нерезидента РК - оборотом, облагаемым по «0» ставке? Облагаются ли данные услуги КПН? По какой ставке? Может ли быть применена конвенция между РК и Австрией? Какая статья в конвенции??

В отношении КПН:

В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходами нерезидента из источников в РК признаются доходы от оказания услуг по международной перевозке.

В целях раздела 7 Налогового кодекса международными перевозками признаются любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, в том числе почты, морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является РК.

Международными перевозками в целях раздела 7 Налогового кодекса не признается перевозка, осуществляемая исключительно между пунктами, находящимися за пределами РК, а также исключительно между пунктами находящимися на территории РК.

Таким образом, полученные резидентом Австрийской Республики доходы от оказания услуг по международной перевозке резиденту РК будут облагаться КПН у источника выплаты без осуществления вычетов в соответствии с пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса.

При этом сумма КПН, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставки, установленной статьей 194 Налогового кодекса в размере 5%, к сумме доходов от оказания услуг по международной перевозке, облагаемых у источника выплаты.

При этом исчисление и удержание КПН по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом:

1) не позднее дня выплаты доходов юридическому лицу-нерезиденту - по начисленным и выплаченным доходам;

2) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом - по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты.

КПН у источника выплаты удерживается налоговым агентом независимо от формы и места осуществления выплаты дохода юридическому лицу-нерезиденту.

Обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет КПН у источника выплаты возлагается на юридическое лицо, выплачивающее доход нерезиденту и признанное налоговым агентом.

При уплате налоговым агентом суммы КПН, исчисленной с доходов нерезидента в соответствии с положениями настоящего Кодекса, за счет собственных средств без его удержания обязанность налогового агента по удержанию и перечислению КПН у источника выплаты считается исполненной.

Порядок и сроки перечисления КПН у источника выплаты в бюджет установлены статьей 195 Налогового кодекса, согласно которой КПН у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица-нерезидента, подлежит перечислению налоговым агентом в бюджет:

1) по начисленным и выплаченным суммам дохода, кроме случая, указанного в подпункте 3 настоящего пункта, - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором производилась выплата дохода, по рыночному курсу обмена валюты на дату его выплаты;

2) по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты - не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по КПН, по рыночному курсу обмена валюты на 31 декабря, в декларации по КПН, за который доходы нерезидента отнесены на вычеты.

3) в случае выплаты предоплаты - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором был начислен доход нерезидента в пределах суммы выплаченной предоплаты, по рыночному курсу обмена валюты на дату его начисления.

Перечисление сумм подоходного налога с доходов юридического лица-нерезидента у источника выплаты в бюджет осуществляется налоговым агентом по месту своего нахождения.

Налоговая отчетность. В соответствии со статьей 196 ТОО обязано представить в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по КПН, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента по форме 101.04, в следующие сроки:

1) за первый, второй и третий кварталы - не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту;

2) за четвертый квартал - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту и (или) за который начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты.

Для заполнения формы 101.04 в 2014 году необходимо руководствоваться правилами составления налоговой отчетности (расчета) по КПН, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента, утвержденными приказом Заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от «6» декабря 2013 года № 558.

Применение международного договора. В соответствии со статьей 212 Налогового кодекса налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор.

В нашем случае между Республикой Казахстан и Австрийской Республикой заключена конвенция в отношении налогов на доход и капитал, согласно статьи 8 которой прибыль, полученная резидентом Договаривающегося Государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международной перевозке, облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве.. При этом термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве.

Следовательно, ТОО может применить данный международный договор при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса.

При этом, документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 212 Налогового кодекса:

1) 31 декабря календарного года, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты;

2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты;

3) не позднее пяти рабочих дней до завершения внеплановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты. Дата завершения внеплановой налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием.

Налоговый агент обязан указать в налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган, суммы начисленных (выплаченных) доходов нерезиденту и удержанных, освобожденных от удержания налогов в соответствии с положениями международных договоров, ставки подоходного налога и наименования международных договоров.

Также налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения копию документа, подтверждающего резидентство налогоплательщика-нерезидента, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. Копия такого документа представляется в течение трех календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности, срок представления которой наступает после представления нерезидентом такого документа налоговому агенту в соответствии с пунктом 3 указанной статьи.

При неправомерном применении положений международного договора, повлекшем неуплату или неполную уплату налога в государственный бюджет, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законами РК

Сертификат резидентства. В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 219 документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым РК заключен международный договор. Нерезидент признается резидентом государства, с которым РК заключен международный договор, в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство нерезидента. Если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента, нерезидент признается резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в течение календарного года, в котором такой документ выдан. Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода.

Если иное не установлено настоящим пунктом или международным договором, участником которого является РК, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 219, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством РК.

В случае если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок.

Поскольку Австрия это страна, на которую распространяется действие Гаагской конвенции, то единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплён этот документ, является проставление апостиля, то есть консульская легализация не требуется.

В отношении НДС:

В соответствии со статьей 241 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в РК и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика РК, получающего работы, услуги, если местом их реализации является РК, и подлежат обложению НДС в соответствии с Налоговым кодексом.

Для государств-членов Таможенного союза место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со статьей 276-5 Налогового кодекса, для прочих государств место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со статьей 236 Налогового кодекса.

Поскольку оказание услуг нерезидентом при перевозке пассажиров не предусмотрено подпунктами 1-4 пункта 2 и пункта 4 статьи 236 Налогового кодекса, то место реализации данных услуг определяется в соответствии с подпунктом 5 данного пункта, которым предусмотрено, что местом реализации работ, услуг признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности лица, выполняющего работы, оказывающего услуги. И так как местом осуществления предпринимательской деятельности лица, оказывающего услуги по перевозке пассажиров, является Австрийская Республика, то и местом реализации данных услуг является Австрийская Республика. То есть, услуги по перевозке пассажиров, оказываемые нерезидентом, не являются облагаемым оборотом ТОО, соответственно, не облагаются НДС.

Когда мы рассматриваем оказание услуг нерезидентами, мы опираемся только на положения статей 241, 236 и 276-5 Налогового кодекса, а не положения статьи 244 Налогового кодекса.

Таким образом, понятие международные перевозки отражено:

· в подпункте 16 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса: международными перевозками признаются любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, в том числе почты, морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является РК. Международными перевозками в целях раздела 7 Налогового кодекса не признается перевозка, осуществляемая исключительно между пунктами, находящимися за пределами РК, а также исключительно между пунктами находящимися на территории РК;

· в статье 3 Конвенции между Республикой Казахстан и Австрийской Республикой в отношении налогов на доход и капитал: термин «международная перевозка» означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве, а также

· в статье 244 Налогового кодекса: перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, установленными пунктом 3 статьи 244 Налогового кодекса:

1) при перевозке грузов воздушным транспортом - грузовая накладная;

2) при перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом: генеральная декларация; пассажирский манифест; карго-манифест; лоджит (центрально-загрузочный график); сводно-загрузочная ведомость (проездной билет и багажная квитанция).

То есть, несмотря на то, что резидент Австрийской Республики осуществляет перевозку из Лондона в Алмату, данная перевозка считается международной.

Комментарии. Таким образом, при заключении договора с юридическим лицом - нерезидентом (Австрийская Республика) на услуги по международной перевозке у юридического лица - резидента Республики Казахстан (ТОО) возникает обязательство по уплате КПН по ставке 5 % и сдаче налоговой отчетности по форме 101.04. При наличии сертификата резидентства, соответствующего требованиям пунктам 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса ТОО имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения, предусмотренное конвенцией, заключенной между Республикой Казахстан и Австрийской Республикой в отношении налогов на доход и капитал при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты.

Читайте также: