Льготы по ндс для учреждений культуры

Опубликовано: 02.05.2024

Письмо Федеральной налоговой службы № СД-4-3/11865@ от 20.06.2019

ФНС России в письме от 20.06.2019 г. № СД-4-3/11865@ разъяснила вопрос о применении освобождения от уплаты НДС при реализации входных билетов на посещение культурных мероприятий.

Такое освобождение предусмотрено подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Когда можно применить это освобождение?

Кто применяет льготу по НДС

Так, продажа входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, освобождается от НДС.

К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, услуги которых не облагаются НДС, относятся: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (кроме туристических), заповедники, ботанические сады и зоопарки, океанариумы, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Формы билетов утверждены приказом Минкультуры России от 17.12.2008 г № 257 и являются бланками строгой отчетности.

Условие для применения льготы по НДС – это форма продаваемых билетов, которая должна быть утверждена как бланк строгой отчетности. Если это условие не выполнено, и организаторы культурно-просветительных мероприятий используют БСО произвольной формы, на стоимость билета они должны начислить НДС.

ККТ при продаже входных билетов

С 1 июля 2019 года организации сферы культуры и искусства обязаны применять ККТ при продаже билетов населению и выдавать в бумажном или электронном виде кассовый чек или бланк строгой отчетности (БСО), сформированный или напечатанный с ее помощью (Федеральный закон от 22.05.2003 г № 54-ФЗ).

До 1 июля 2019 года такие организации не применяли онлайн-кассы, а вместо чеков выдавали билеты по утвержденной форме.

БСО = кассовый чек

БСО приравнивается к кассовому чеку, сформированному в электронной форме или отпечатанному с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

Напомним, с 1 июля 2019 года запрещено использовать старые БСО (Федеральный закон от 03.06.2016 г. № 290-ФЗ). С этой даты их требуется печатать на онлайн-кассе. Данные о БСО будут также автоматически попадать в инспекцию.

Обратите внимание: п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ установлен единый перечень реквизитов, которые являются обязательными как для кассового чека, так и бланка строгой отчетности.

Условия для применения льготы

Налоговики разъясняют, как с июля 2019 года учреждениям культуры не платить НДС при реализации билетов и абонементов.

Так, не платить налог при продаже физлицам входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, зрелищно-развлекательных и культурно-просветительских мероприятий можно при условии:

  • выдаче билета в виде БСО, сформированного в порядке, который установлен Законом № 54-ФЗ;
  • одновременной выдаче билета по форме Минкультуры России и кассового чека (БСО), сформированного в соответствии с Законом № 54-ФЗ.

Если билеты приобретались по безналу, НДС не платится в случае выдачи БСО или билета по форме Минкультуры России.

Таким образом, c 1 июля 2019 года продажа билетов на мероприятия культуры и искусства населению освобождена от НДС, если покупателю выдают билет по форме Минкультуры и БСО, сформированный с помощью ККТ.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Освобождение от налогообложения НДС организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства

В соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства. К ним относятся услуги:

- по предоставлению напрокат предметов, используемых в сфере культуры и искусства (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- по изготовлению копий документов на различных носителях (перечень см. в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ), используемых в учебных целях, в сфере культуры и искусства;

- по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

- по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;

- по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;

- по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства (см. также письма ФНС России от 22.05.2014 N ГД-4-3/9950@, Минфина России от 18.03.2014 N 03-07-08/11698);

- по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства;

- по распространению билетов и реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;

- реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.

К организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Ранее формулировка этого подпункта содержала термин "учреждения", из чего налоговые органы делали вывод о том, что льгота распространяется только на учреждения культуры и искусства, то есть на некоммерческие образования. Далее формулировка была изменена Федеральными законами от 18.07.2011 N 235-ФЗ и от 21.11.2011 N 330-ФЗ: сначала термин "учреждения" был заменен на словосочетание "некоммерческие организации", а потом было убрано и слово "некоммерческие". В письме Минфина России от 17.02.2012 N 03-07-15/18 разъяснено, что с 1 октября 2011 года от налогообложения НДС освобождаются поименованные в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги, оказываемые как коммерческими, так и некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства. Однако и до 1 октября 2011 года в судебной практике споры решались в пользу налогоплательщиков - коммерческих организаций (см. определения ВАС РФ от 18.11.2010 N ВАС-14932/10, от 15.03.2010 N ВАС-2738/10, от 11.03.2010 N ВАС-2736/10). Суды исходили из того, что право на применение налогоплательщиками льготы обусловлено не их организационно-правовой формой, а сферой деятельности и характером оказываемых услуг.

В письме Минфина России от 05.09.2013 N 03-07-07/36541 разъяснено, что услуги по показу концертных программ, оказываемые начиная с 1 октября 2013 года организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, в том числе иностранными концертными организациями на территории России, освобождаются от НДС на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Это относится и к театральным постановкам (см. письмо Минфина России от 17.08.2015 N 03-07-08/47399).

По мнению налоговых органов (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 N 16-15/100505, от 16.02.2009 N 16-15/013714), подтверждением принадлежности организации к сфере культуры и искусства является присвоение ей соответствующего кода ОКВЭД.

Для применения льготы по реализации входных билетов на культурно-зрелищные мероприятия необходимо:

1) чтобы реализуемые билеты составлялись по форме, утвержденной как бланк строгой отчетности;

2) организация, их реализующая, являлась бы, организацией сферы культуры и искусства, например, библиотекой, музеем, выставкой, парком культуры и отдыха и пр.

Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 (далее - Приказ N 257) утверждены формы бланков строгой отчетности "Билет", "Абонемент" и "Экскурсионная путевка". Эти формы должны применяться всеми учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.) (п. 1 Приказа N 257).

Налоговые органы также считают необходимым использование форм, утвержденных Приказом N 257, в целях подтверждения обоснованности применения пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (см. письмо УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013714). Кроме того, ранее специалисты Минфина России (смотрите, например, письма от 23.06.2006 N 03-01-15/5-448, и от 31.03.2005 N 03-04-11/70) поясняли, что установленную пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ льготу, можно применять лишь при условии обеспечения учета билетов, как бланков строгой отчетности. Если же организация выдает посетителям входные билеты, не утвержденные в качестве БСО, имеются налоговые риски в части применения льготы по пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Обратите внимание, что реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных мероприятий через автоматизированную информационную систему освобождается от налогообложения НДС при условии соблюдения требований к реализованным билетам, установленным вышеуказанными Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, и Приказом N 257 (см. письмо Минфина России от 26.05.2015 N 03-07-07/30183).

Отметим также, что в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, объектом налогообложения НДС не признается. То есть реализация услуг в сфере культуры, оказываемых перечисленными учреждениями на таких условиях, вообще не является объектом обложения НДС.

Автор: Дурново Д. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Какие организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, вправе воспользоваться льготой по НДС? Что нужно учесть для применения освобождения от уплаты налога с 01.07.2019? Напомним, с указанной даты организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению (включая проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий), обязаны при осуществлении расчетов в случаях, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон о ККТ), применять включенную в реестр контрольно-кассовую технику и выдавать покупателю на бумажном носителе (либо направлять в электронной форме) кассовые чеки или бланки строгой отчетности (БСО).

Общие положения

Подробнее об услугах…

Операции, осуществляемые организациями, которые занимаются деятельностью в сфере культуры и искусства (далее – организации культуры и искусства), не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Приведем перечень таких услуг в таблице.

Наименование операции

Норма пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ

Услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций культуры и искусства, звукотехнического

оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг

Услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций культуры и искусства

Услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций культуры и искусства

Услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек

Услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций культуры и искусства

Услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям культуры и искусства

Услуги по распространению билетов, указанные в абз. 3 пп. 2 ст. 149 НК РФ

Услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации культуры и искусства

Реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности

Реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов

Если речь идет об операциях, не включенных в этот перечень, рассчитывать на льготу в отношении НДС не стоит. Например, в Письме от 04.02.2019 № 03-07-11/6187 Минфин указал, что освобождение от налогообложения при оказании организацией культуры и искусства услуг по предоставлению в аренду концертного зала индивидуальному предпринимателю НК РФ не предусмотрено.

…и организациях

К организациям культуры и искусства в целях применения пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (см. абз. 5) относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (например, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических), заповедники, ботанические сады и зоопарки, океанариумы, национальные, природные и ландшафтные парки.

Подтверждает принадлежность организации к такой сфере деятельности присвоенный ей код по ОКВЭД, на что неоднократно указывал Минфин.

Реквизиты письма Минфина

Содержание письма

От 12.09.2017 № 03-07-07/58707, от 19.04.2017 № 03-07-07/23488

При оказании концертными организациями и коллективами услуг по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места их нахождения освобождение от налогообложения применяется при наличии у них соответствующего кода вида деятельности по ОКВЭД

От 28.02.2017 № 03-07-07/11141

Услуги по сдаче в аренду сценических и концертных площадок организациям, в учредительных документах которых согласно кодуОКВЭД деятельность в сфере культуры и искусства является основной, освобождаются от обложения НДС

От 24.10.2017 № 03-07-07/69651

При реализации экскурсионных билетов организацией, имеющей в качестве структурных подразделений океанариум и заповедник, освобождение от обложения НДС применяется при соблюдении требований к реализованным билетам как к БСО, а также при наличии у нее соответствующего кода вида деятельности по ОКВЭД

Услуги, поименованные в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, оказываемые организациями, не включенными в перечень организаций культуры и искусства (абз. 5), подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (см., например, Письмо Минфина России от 01.02.2019 № 03-07-11/5801).

К сведению: Минфин также дал разъяснения в отношении налогообложения услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений организациям культуры и искусства (Письмо от 01.04.2015 № 03-07-11/18130), услуг и реализации билетов аквапарками, не включенными в перечень таких организаций (Письмо от 04.07.2017 № 03-07-11/41988), и др.

Льгота по НДС и применение ККТ

Для применения льготы, предусмотренной абз. 3 пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, к рассмотренным выше условиям (принадлежность деятельности организации к соответствующему коду ОКВЭД, вид оказанной услуги) необходимо добавить еще одно – наличие БСО.

К сведению: при реализации организацией входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий освобождение от обложения НДС применяется при соблюдении требований к реализованным билетам как к БСО, а также при наличии у этой организации соответствующего кода вида деятельности по ОКВЭД (Письмо Минфина России от 02.04.2019 № 03-07-14/22790).

Форма БСО для указанных случаев утверждена Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 № 257 (далее – Приказ № 257). Если входные билеты реализуются без применения утвержденной формы, право на использование льготы по НДС отсутствует. Приведем разъяснения Минфина.

Реквизиты письма Минфина

Содержание письма

От 20.12.2018 № 03-07-11/93225

Освобождение от налогообложенияприменяется экскурсионными бюро (за исключением туристических) при реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как БСО

От 25.06.2018 № 03-07-07/43310

В случае если при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха входные билеты, экскурсионные билеты и экскурсионные путевки, форма которых утверждена в установленном порядке как БСО, не реализуются, оснований для применения освобождения от НДС нет

Таким образом, до недавнего времени организациям культуры и искусства для применения льготы достаточно было выдать покупателю БСО (Письмо Минфина России от 05.04.2018 № 03-07-07/22138). Однако с 01.07.2019 все изготавливаемые БСО должны соответствовать нормам Закона о ККТ, то есть должны быть сформированы кассовой техникой с указанием реквизитов, аналогичных приведенным в кассовом чеке (п. 2, 5, 5.3 ст. 1.2 Закона о ККТ, письма ФНС России от 27.12.2018 № ЕД-4-20/25740@, Минфина России от 22.05.2019 № 03-07-07/36701).

К сведению: для целей Закона о ККТ под БСО понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ. Автоматизированной системой для БСО признается кассовая техника, используемая для формирования названных бланков в электронной форме и их печати на бумажных носителях (ст. 1.1 Закона о ККТ).

Пунктом 1 ст. 4.7 Закона о ККТ установлен единый перечень реквизитов, которые являются обязательными как для кассового чека, так и для БСО.

ККТ применяется обязательно при оплате услуг наличными либо при безналичных расчетах, но с предъявлением электронного средства платежа (п. 1, 2 ст. 1.2 Закона о ККТ). При безналичном расчете кассовая техника не применяется (п. 9 ст. 2 Закона о ККТ).

В связи с этим у организаций культуры и искусства может возникнуть вопрос: как применить освобождение от НДС после 01.07.2019?

Разъяснения в отношении продажи билетов и абонементов «физикам» за наличный расчет, а также организациям и индивидуальным предпринимателям при безналичном расчете представлены в письмах ФНС России от 20.06.2019 № СД-4-3/11865@ и от 30.05.2019 № CД-4-3/10485.

Организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства, вправе применять освобождение от уплаты НДС, предусмотренное пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ,при реализации физическим лицам входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий:

в случае выдачи билета в виде БСО, сформированного в порядке, предусмотренном Законом о ККТ;

в случае одновременной выдачи билета по форме, установленной Приказом № 257, и кассового чека (БСО), сформированного в порядке, предусмотренном Законом о ККТ.

Вместе с тем положения названного закона не содержат запрета на выдачу кассового чека или БСО в порядке, установленном законом, в случае осуществления безналичных расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

Значит, организации культуры и искусства вправе применять осво­бождение от уплаты НДС, предусмотренное пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, при реализации организациям (ИП) входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий при осуществлении расчетов в безналичном порядке, за исключением расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением при выдаче билета в виде БСО, сформированного в порядке, предусмотренном Законом о ККТ, а также по форме, установленной Приказом № 257.

Итак, освобождение от исчисления и уплаты НДС на основании пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ зависит от предоставляемой услуги (она должна быть поименована в перечне). Льгота распространяется на указанные здесь же (абз. 5 пп. 20) организации. Услуги, которые оказывают организации, не включенные в перечень организаций культуры и искусства, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

Что касается льготы при реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как БСО, нужно иметь в виду, что она до 01.07.2019 применялась лишь в случае выдачи покупателю БСО.

С названной даты льгота применяется при продаже билетов и абонементов физическим лицам в случае выдачи им билета:

в виде БСО, сформированного в порядке, предусмотренном Законом о ККТ;

по форме, установленной Приказом № 257, и (одновременно) кассового чека (БСО), сформированного в порядке, предусмотренном Законом о ККТ.

При безналичных расчетах (за исключением расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением) с организациями и ИП освобождение от НДС возможно в случае выдачи им билета:

в виде БСО, сформированного в порядке, предусмотренном Законом о ККТ;

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

23 июля 2013 года принят Федеральный закон № 215-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса РФ» (далее – Федеральный закон № 215-ФЗ). Данным законом вводятся дополнительные налоговые льготы для учреждений культуры и искусства, а также некоторые особенности, связанные с отражением в налоговом учете имущества, приобретенного полностью (частично) за счет бюджетных средств. В статье рассмотрим, в отношении каких учреждений культуры снизится налоговая нагрузка и как изменится порядок налогового учета имущества, приобретаемого с использованием бюджетных средств.

Льготы по НДС

  • по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг;
  • по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
  • по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
  • по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек;
  • по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства;
  • по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства;
  • по распространению и реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
  • по реализации программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
Согласно изменениям, внесенным в указанный подпункт Федеральным законом № 215-ФЗ, к перечисленным услугам добавляются услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства. Стоит отметить, что указанные операции освобождаются от обложения НДС с 1 октября 2013 года.

В целях применения пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Преференции по налогу на прибыль

1. Стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд РФ, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов. Данное положение будет добавлено в пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ.

В настоящее время в п. 2 ст. 256 НК РФ перечислены виды имущества, не подлежащего амортизации в целях исчисления налога на прибыль. В частности, в соответствии с действующей редакцией пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом отмечено, что стоимость таких изданий при определении налоговой базы включается в состав прочих расходов в полной сумме в момент приобретения. С 2014 года законодатели предлагают аналогичным образом учитывать в налоговом учете стоимость культурных ценностей, приобретенных в Музейный фонд РФ музеями, являющимися бюджетными учреждениями.

2. Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе будут применять особый порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества.

Напомним, что общие положения о порядке расчета амортизации по амортизируемому имуществу в целях налогового учета установлены ст. 259 НК РФ.

Согласно новой редакции данной статьи, которая будет действовать с 2014 года, в отношении амортизируемого имущества театров, музеев, библиотек, концертных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, будет предусмотрен особый порядок начисления амортизации.

В соответствии с п. 7, внесенным Федеральным законом № 215-ФЗ в ст. 259 НК РФ, перечисленные учреждения культуры и искусства будут вправе не применять общий порядок амортизации, преду-смотренный ст. 259 НК РФ, в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных учреждений на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

3. Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года).

Об этих особенностях свидетельствуют поправки, внесенные Федеральным законом № 215-ФЗ в ст. 286 и 289 НК РФ.

Статьей 286 НК РФ устанавливается порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей: ежемесячных и квартальных. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что бюджетные учреждения уплачивают по налогу на прибыль только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Согласно новой редакции п. 3 ст. 286 НК РФ, которая вступит в силу в 2014 году, квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль будут уплачивать не все бюджетные учреждения. Исключение составят бюджетные театры, музеи, библиотеки и концертные организации. Указанные учреждения культуры не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, следовательно, они будут рассчитывать и уплачивать налог на прибыль только за налоговый период (календарный год).

В связи с этим таким учреждениям не придется составлять и представлять в налоговый орган квартальные налоговые декларации (то есть декларации за I квартал, полугодие и девять месяцев). Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, начиная с 2014 года будут представлять налоговую декларацию только по истечении налогового периода. Данное положение закреплено в новом абзаце п. 2 ст. 289 НК РФ, внесенном Федеральным законом № 215-ФЗ.

Особенности налогового учета амортизируемого имущества, приобретаемого с использованием бюджетных средств

Вначале отметим, что большая часть амортизируемого имущества бюджетных (автономных) учреждений приобретается (изготавливается) либо полностью за счет бюджетных средств целевого финансирования, к которым относятся субсидии, либо частично за счет бюджетных и собственных средств (средств, полученных от приносящей доход деятельности).

Согласно действующей редакции пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации. Следовательно, стоимость такого имущества при исчислении налога на прибыль не учитывается.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом № 215-ФЗ в пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, с 2014 года не будет подлежать амортизации только то имущество, которое полностью приобретено (создано) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Имущество, приобретенное (созданное) частично за счет указанных средств (то есть с их использованием), будет подлежать амортизации. При этом в отношении такого имущества с 2014 года предусмотрены особенности определения первоначальной стоимости. А именно, первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, будет определяться как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования (редакция п. 1 ст. 257 НК РФ, действующая с 2014 года). Например, бюджетное учреждение, приобрело оборудование стоимостью 70 000 руб., из них:

– 40 000 руб. были оплачены за счет целевой субсидии;

– 30 000 руб. за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

В данном случае в целях исчисления налога на прибыль в 2014 году первоначальная стоимость указанного оборудования будет равна 30 000 руб. (70 000 - 40 000). Исходя из этой стоимости и будет начисляться амортизация.

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

НДС — один из самых «тяжелых» в смысле фискальной нагрузки налогов. Однако закон предусматривает по нему и немало льгот. Рассмотрим, при каких условиях бизнесмен может получить полное или частичное освобождение от уплаты НДС.

Виды налоговых льгот по НДС

Все установленные Налоговым Кодексом льготы по НДС можно разделить на следующие категории:

  1. Полное освобождение, которое предусмотрено:
    • при использовании специальных налоговых режимов
    • для бизнесов с выручкой до 2 млн руб. в квартал (ст. 145 НК РФ)
    • для резидентов «Сколково» (ст. 145.1 НК РФ)
  2. Освобождение реализации отдельных видов товаров или услуг (ст. 149 НК РФ).
  3. Льготные ставки — 10% и 0%. Здесь важно не смешивать «нулевую» ставку и освобождение от налога. Бизнесмен, работающий по ставке 0%, является плательщиком НДС и несет все его обязанности: должен вести налоговый учет, выставлять счета-фактуры, сдавать отчетность и т.д.

Далее рассмотрим, какие именно организации или ИП могут рассчитывать на применение указанных льгот.

Кто может получить льготы по уплате НДС

Начнем со спецрежимов. НК РФ предусматривает следующие варианты:

  • упрощенная система (УСН)
  • «вмененка» (ЕНВД)
  • единый сельхозналог (ЕСХН)
  • патентная система (ПСН)

Каждый из этих режимов имеет свои условия для перехода, но в целом критерии можно объединить в следующие группы:

  1. Организационная форма и состав учредителей. Для ЕНВД и УСН доля организаций в уставном капитале ограничена 25%. А на патентную систему могут перейти только индивидуальные предприниматели.
  2. Масштаб бизнеса. Лимиты устанавливаются для выручки, численности персонала и стоимости объектов основных средств. Также ограничение предусмотрено и для предприятий, имеющих филиалы.
  3. Виды деятельности. Для УСН предусмотрены «запретные» сферы, например, банковские услуги или торговля подакцизными товарами. Всеми остальными видами деятельности на «упрощенке» заниматься можно (при соблюдении других ограничений). Для остальных трех спецрежимов, напротив, существуют только «закрытые» списки разрешенных направлений работы.

Как получить льготу по НДС

При использовании спецрежимов отдельного порядка оформления льготы по НДС не предусмотрено. Сам по себе переход на особый режим уже дает освобождение от этого налога. Далее бизнесмену необходимо только контролировать соблюдение ограничений: по составу учредителей, выручке, численности и т.п.

Спецрежимы не всегда позволяют полностью освободиться от НДС. При использовании УСН, ЕНВД и ПСН этот налог нужно платить в следующих случаях:

  • при импорте товаров
  • для налоговых агентов
  • если бизнесмен ведет общий учет в рамках товарищества

До 2019 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, не являлись плательщиками НДС. С 01.01.2019 ситуация поменялась: бизнесмены на ЕСХН признаются налогоплательщиками НДС в общем порядке.

Плательщики сельхозналога смогут получить освобождение от НДС в следующих случаях:

  • начало применения ЕСХН приходится на 2019 год;
  • ЕСХН применялся и раньше, за 2018 год выручка не превысила 100 млн рублей (за 2019 год — 90 млн. рублей, за 2020 год — 80 млн. рублей, за 2021 год — 70 млн. рублей, за 2022 и последующие годы — 60 млн. рублей).

«Микробизнесмены» с выручкой до 2 млн руб. в квартал для получения льготы должны подать заявление, а затем подтверждать право на освобождение от НДС каждые 12 месяцев (п. 3, 4 ст. 145 НК РФ). Аналогичные требования закон предъявляет и к резидентам проекта «Сколково». Они также должны заявить право на льготу и ежегодно подтверждать его (п. 3, 5 ст. 145.1 НК РФ).

Для получения льготы по отдельным видам операций нужно вести раздельный учет. Освобожденная от налога реализация отражается в специальном разделе 7 декларации по НДС. Льготные ставки 10% и 0% также отдельно указываются в налоговом отчете, для чего предусмотрены специальные строки и разделы. Кроме того, для получения «нулевой» льготы установлен дополнительный механизм подтверждения (ст. 165 НК РФ).

Документы, подтверждающие льготу по НДС

Для «спецрежимников» само заявление о переходе на «особую» форму налогообложения уже подразумевает получение всех положенных льгот, в том числе и по НДС.

Резиденты «Сколково» и «микропредприниматели» должны подавать заявления, относящиеся именно к НДС. Кроме того, они обязаны предоставить документы, подтверждающие соблюдение установленных лимитов, а для «сколковцев» — еще и статус участника проекта.

Освобождение от НДС по отдельным категориям реализации предоставляется на основании декларации. Это же относится и к льготным ставкам 10% и 0%.

Льготная «нулевая» ставка применяется главным образом к экспортным операциям (п. 1 ст. 164 НК РФ). Поэтому для нее предусмотрен дополнительный механизм подтверждения. Бизнесмен должен предоставить документы, связанные с экспортом (контракты с иностранными партнерами, таможенные декларации и т.п.).

Как отказаться от льготы по НДС и зачем это нужно

Иногда бизнесмену бывает выгоднее или проще отказаться от льготы по НДС:

  1. «Микропредприятие» работает с крупными заказчиками, которые платят НДС. Поэтому клиентам невыгодно приобретать товар или услугу, по которой они не смогут возместить налог.
  2. Доля реализации, не облагаемой НДС, невелика, и поэтому нет смысла организовывать раздельный учет.
  3. Компания планирует разовую экспортную поставку на небольшую сумму и не хочет из-за этого «связываться» со сбором документов для подтверждения экспорта.

Итак, причины для неприменения льгот по НДС могут быть самыми разными. При этом следует учитывать ряд ограничений:

  1. При использовании спецрежимов отказ от льготы по НДС законом не предусмотрен.
  2. Отказ для «микропредприятий» возможен только через год после получения освобождения (п. 4 ст. 145 НК РФ).
  3. Для «сколковцев» после отказа повторно получить льготу будет невозможно (п. 4 ст. 145.1 НК РФ).
  4. При освобождении по отдельным видам реализации отказаться можно только в части тех категорий, которые указаны в п. 3 ст. 149 НК РФ. Срок действия отказа не может быть менее года (п. 5 ст. 149 НК РФ).
  5. Отказ от «нулевой» ставки также возможен не менее, чем на год (п. 7 ст. 164 НК РФ).

Как снизить налоги без риска

НДС — один из основных источников пополнения бюджета. Неудивительно, что налоговики уделяют ему повышенное внимание, особенно — если речь идет о применении льгот.

Чтобы повысить безопасность своего бизнеса, нужно планировать все операции с учетом «фискальных» последствий и применять только законные способы снижения налоговой нагрузки. В противном случае претензии проверяющих могут повлечь за собой доначисления и штрафные санкции, нередко исчисляемые миллионами рублей.

Если же предполагается заключение крупного контракта, то помощь налогового консультанта будет просто необходима. При подготовке сделки нужно максимально обезопасить себя, чтобы ваш бизнес в глазах налоговиков выглядел безупречно. Такую работу может выполнить только компания, обладающая многолетним опытом в решении проблем, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом.

Варианты снижения фискальной нагрузки с помощью льгот и других законных методов мы прорабатываем, исходя из особенностей бизнеса клиента, а также с учетом требований ст. 54.1 НК РФ.

Читайте также: