Концессионное соглашение ндс 2020

Опубликовано: 04.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 9 декабря 2020 г. N 03-07-11/107821 О применении концессионером, применяющим УСН, НДС, налога на имущество организаций и определении доходов для целей единого налога, уплачиваемого при применении УСН

Вопрос: В процессе структурирования и реализации проектов в формате Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и Федерального закона от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возникает потребность в уточнении особенностей применения положений главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении инвесторов, использующих упрощенную систему налогообложения при реализации инфраструктурных проектов в формате вышеназванных Федеральных законов.

Исходя из изложенного, просим разъяснить порядок уплаты юридическим лицом, использующим упрощенную систему налогообложения, следующих налогов:

- налога на добавленную стоимость в отношении затрат концессионера (частного партнера), профинансированных из средств Капитального гранта и инвестиционного платежа в составе Возмещения;

- порядок возмещения налога на добавленную стоимость концессионером (частным партнером), уплаченного с затрат, профинансированных из средств Капитального гранта и инвестиционного платежа в составе Возмещения;

- налога на имущество организаций в отношении объекта концессионного соглашения (объекта соглашения о государственно-частном партнерстве);

- о необходимости включения в состав доходов по налоговой базе УСН средства Капитального гранта и Возмещения.

Ответ: В связи с письмом о применении концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и определении доходов для целей единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

Налог на добавленную стоимость

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений.

Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера. В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и заключившие концессионное соглашение по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Кроме того, концессионеру, в том числе применяющему упрощенную систему налогообложения, предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 2.1, подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса и пунктов 7 и 8 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком начиная с 1 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению) в случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, с включением в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

В случае, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком за счет таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.

В то же время следует отметить, что статьей 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений), за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31 декабря 2022 года включительно из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 года, применяются положения пункта 1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым восстановлению подлежали суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), только в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, а также на возмещение затрат по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

Что касается получения концессионером, применяющим упрощенную систему налогообложения, субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, то суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 Кодекса, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 Кодекса. При этом суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.

Упрощенная система налогообложения

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 главы 26 Кодекса при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде инвестиций полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 251 Кодекса не учитываются доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением денежных средств, полученных от концедента или публичного партнера по указанным соглашениям.

Таким образом, денежные средства, полученные от концедента или публичного партнера по указанным соглашениям, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Налог на имущество организаций

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 374 Кодекса объектами налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Статьей 378.1 Кодекса установлены особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений, согласно которым имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

В силу данной нормы концессионер уплачивает налог на имущество организаций в отношении указанного имущества вне зависимости от порядка его учета на отдельном балансе концессионера и прав собственности на него.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).

К облагаемым налогом на имущество организаций объектам недвижимого имущества при применении упрощенной системы налогообложения в соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса отнесены:

административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для этих целей;

жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Поэтому концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, в отношении объектов концессионного соглашения, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не освобождается от уплаты налога на имущество организаций и определяет налоговую базу в отношении этих объектов в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты поименованы в соответствующем законе субъекта Российской Федерации, принятого в рамках пункта 2 статьи 378.2 Кодекса.

При этом объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, подлежат налогообложению при условии включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, определяемого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса.

В то же время согласно Федеральному закону N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются только объекты, указанные в статье 4 Федерального закона N 115-ФЗ, к которым в частности, не относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 374 Кодекса (не указанных в подпунктах 1, 2 и 4 статьи 378.2 Кодекса), концессионер, применяющий упрощенную систему налогообложения, освобожден от уплаты налога на имущество организаций.

Статьей 7 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен перечень объектов имущества, в отношении которого предусмотрено заключение соглашения государственно-частного партнерства.

При этом особенности уплаты налога на имущество организаций при реализации проектов государственно-частного партнерства главой 30 Кодекса не установлены. В связи с этим налог на имущество организаций уплачивается организацией, реализующей данные проекты, в общеустановленном порядке, если иное не предусмотрено соответствующим законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Минин ответил на вопросы концессионера, применяющего УСН, об НДС, налоге на имущество организаций и определении доходов для целей УСН.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 апреля 2020 г. N 03-07-11/28839 О применении НДС при осуществлении концессионером в рамках концессионного соглашения операций по предоставлению в пользование на возмездной основе образовательной организации построенного объекта недвижимости

В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при осуществлении концессионером в рамках концессионного соглашения операций по предоставлению в пользование на возмездной основе образовательной организации построенного объекта недвижимости Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона предусмотрено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер вправе передавать с согласия концедента в порядке, установленном федеральными законами и условиями концессионного соглашения, объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения по концессионному соглашению, при условии соблюдения такими лицами обязательств концессионера по концессионному соглашению, а также исполнять концессионное соглашение своими силами и (или) с привлечением в соответствии с условиями концессионного соглашения других лиц.

Особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений установлены статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, согласно нормам данной статьи при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика НДС возлагаются на концессионера. При этом концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению НДС.

В целях налогообложения осуществляемая концессионером деятельность по использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения признается работой (услугой). В связи с этим осуществляемые концессионером в рамках концессионного соглашения операции по предоставлению в пользование на возмездной основе образовательной организации построенного объекта недвижимости, в том числе для оказания этой организациии услуг, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии с подпунктом 10 и подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса, признаются объектом налогообложения НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.

Что касается принятия к вычету НДС при проведении концессионером строительства объекта недвижимости, то согласно подпункту 1 пункта 2 и пункту 6 статьи 171 суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, а также суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, подлежат вычетам в случае приобретения этих товаров (работ, услуг, имущественных прав) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС.

Таким образом, суммы НДС, предъявленные концессионеру при строительстве объекта недвижимости, который после ввода в эксплуатацию будет использоваться для предоставления в пользование на возмездной основе образовательной организации, подлежащих налогообложению НДС, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса. При этом необходимо учитывать, что на основании пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса оплаченные за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Обзор документа

Концессионер в рамках концессионного соглашения предоставляет в пользование на возмездной основе образовательной организации построенный объект недвижимости.

Осуществляемые концессионером операции по предоставлению в пользование построенного объекта недвижимости, в том числе для оказания услуг, не облагаемых НДС (освобожденных от него), облагаются НДС.

Суммы НДС, предъявленные концессионеру при строительстве объекта, который после ввода в эксплуатацию будет использоваться для предоставления в пользование на возмездной основе, принимаются к вычету. Оплаченные за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций суммы НДС к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).

Решением Комитета ГД по энергетике № 3.25-5/35

от 21 июля 2017 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

Комитета Государственной Думы по энергетике

по вопросу «Законодательное обеспечение и проблемы реализации концессии в части объектов коммунального комплекса»

Заслушав и обсудив выступления члена Комитета Государственной Думы по энергетике Б.М. Гладких, представителей федеральных органов исполнительной власти, организаций и другие участники заседания отмечают следующее.

Федеральный закон от 21 июля 2015 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – № 115-ФЗ), направленный на расширение правовых форм государственно-частного партнерства, неоднократно претерпевал изменения. Так, последние изменения были внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О концессионных соглашениях» (далее – № 275-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2017 года и в большей степени коснулись коммунальной сферы. В Федеральный закон №115-ФЗ была добавлена глава 4 «Особенности регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем».

Однако на практике нововведения, которые были призваны отрегулировать и упорядочить процесс заключения концессионных соглашений, не привели к запланированным результатам.

Следует отметить, что не во всех субъектах Российской Федерации заключаются концессионные соглашения в отношении объектов коммунального комплекса.

Так, в соответствии с ранее направленными Комитетом Государственной Думы по энергетике в адрес руководящих органов исполнительной власти 76 субъектов Российской Федерации запросами в части предоставления информации по количеству концессионных соглашений, заключенных в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, только проинформировали о наличии подобной практики заключения концессионных соглашений; при этом в 9 субъектах Российской Федерации подобная практика отсутствует; 19 – субъектов Российской Федерации информацию о количестве заключенных концессионных соглашений не предоставили.

Несмотря на то, что более чем в половине субъектов Российской Федерации концессионные соглашения заключаются, позитивный опыт работы в этом направлении отмечают только 10 % субъектов Российской Федерации от общего количества.

При этом, большинство субъектов Российской Федерации, как те, в которых концессионные соглашения не заключены, так и имеющие опыт заключения концессионных соглашений, отмечают наличие недостатков действующего законодательства в этой области.

Так по информации, представленной Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, большинство сообщений на официальном сайте www.torgi.gov.ru о планируемых к проведению конкурсах на право заключения концессионных соглашений предлагается заключить в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и водоотведения малых населенных пунктов. При этом качество подготовки конкурсной документации, предоставления исходной информации крайне низкое. На практике существуют единицы объявленных конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ крупных городов (например, в 2016 году это только система теплоснабжения Волгограда и централизованная система водоснабжения и водоотведения Саратова). При этом на указанных конкурсах проявляется жесткая конкуренция профессиональных участников рынка, не проявляющих интереса к конкурсам в отношении объектов в малых населенных пунктах.

Также в настоящее время отмечается тенденция передачи объектов ЖКХ средних населенных пунктов по концессионным соглашениям, заключаемым в порядке частной инициативы (по инициативе лица, выступающего с предложением о заключении концессионного соглашения, без проведения конкурса) и содержащими условия, не позволяющие достичь качественных изменений в предоставлении товаров, работ и услуг потребителям с использованием объекта концессионного соглашения.

Анализ полученной информации показывает, что существует несколько причин, по которым в Российской Федерации не заключаются концессионные соглашения в части объектов коммунального комплекса. Одной из таких причин является то, что большое количество объектов коммунального комплекса не оформлено в собственность.

Как правило, оформление объектов коммунального комплекса в собственность является длительным процессом, требующим значительных финансовых вложений.

Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрена возможность передачи по концессионному соглашению объектов, не прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, но при выполнении ряда условий.

В этом случае, расходы по регистрации несет концессионер, что, в свою очередь, влечёт повышение тарифов, так как согласно пункту 18 статьи 39 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» расходы концессионера в связи с государственной регистрацией права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе в связи с выполнением кадастровых работ, подлежат учету в тарифах концессионера.

Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, поддерживая эту оценку, констатирует, что положения Федерального закона «О концессионных соглашениях» в целом не могут решить проблему регистрации прав на находящиеся в государственной и муниципальной собственности объекты ЖКХ, в особенности линейные. Проблема незарегистрированного имущества несет в себе существенные риски публичным интересам из-за возможности присвоения объектов, находящихся в публичной собственности. Основным препятствием для оформления прав муниципальных образований на объекты ЖКХ является отсутствие в бюджете средств на оплату кадастровых работ.

Вместе с тем, в действующем законодательстве уже предусмотрены эффективные решения проблемы незарегистрированного имущества, находящегося в федеральной собственности. Так, Федеральным законом от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определен упрощенный порядок регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, передаваемые в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, в том числе и объекты инженерной инфраструктуры. Правовым основанием для регистрации права собственности и его перехода является решение Минобороны России, иных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 3 указанного закона), в указанном решении в отношении незарегистрированного недвижимого имущества приводится его описание (п. 3 ч. 2 и ч. 10 ст. 3 указанного закона). Также закон предусматривает упрощенный порядок оформления технических планов в отношении незарегистрированных объектов недвижимого имущества. При этом планы составляются представителями балансодержателей таких объектов, органов военного управления и войсковых частей. Для решения проблемы регистрации прав на тепловые сети, водопроводные и канализационные сети необходимо предусмотреть аналогичный механизм для регистрации права государственной или муниципальной собственности на указанные объекты с определением в качестве правоустанавливающего документа решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или представительного органа местного самоуправления об утверждении перечня соответствующих объектов с их описанием и заполнением технических планов таких объектов руководителями их балансодержателей.

Однако наиболее серьезной причиной не заключения концессионных соглашений является отсутствие потенциальных концессионеров, в связи с чем проводимые конкурсы признаются несостоявшимися.

Высокая степень износа объектов коммунального комплекса, незначительное количество потребителей коммунальных услуг в сельских поселениях и малых городах, наличие задолженности населения по коммунальным платежам приводит к отсутствию заинтересованности к конкурсу со стороны инвесторов, так как не позволяют обеспечить им необходимую норму доходности на вложенный капитал.

Еще одним препятствием для заключения концессионных соглашений небольшими организациями является возникновение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (далее – НДС). То есть, организации, применяющие специальные налоговые режимы, в частности, упрощенную систему налогообложения, и осуществляющие деятельность на основе концессионного соглашения, являются, тем не менее, в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиком НДС. Возникновение обязанности по уплате НДС у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, приводит к увеличению роста тарифа в размере, превышающем установленные предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги. Соответственно, у организаций формируются дополнительные убытки.

Еще одна проблема в процессе заключения концессионных соглашений на объекты тепло- и водоснабжения − необходимость наличия безотзывной, непередаваемой банковской гарантии. Как показала практика, кредитные организации отказывают в предоставлении концессионерам банковской гарантии.

Наряду с отказами в предоставлении банковской гарантии, отмечается и недоступность кредитных ресурсов под приемлемый процент для организаций, которые в настоящее время осуществляют эксплуатацию объектов систем инженерной инфраструктуры, на реализацию проектов по модернизации таких объектов в рамках концессионных соглашений.

Вместе с тем Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству считает, что банковская гарантия обеспечивает исполнение обязательств концессионера по концессионному соглашению и является эффективным обеспечением. Отдельные факты невыдачи банковских гарантий связаны с ненадлежащим финансовым состоянием концессионеров, что еще раз подтверждает необходимость возврата в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» нормы, предусматривающей установление квалификационных требований к опыту и финансовой состоятельности участников концессионных конкурсов в отношении объектов ЖКХ. Представляется необходимым наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению квалификационных требований к опыту работы и финансовой состоятельности участников концессионных конкурсов в отношении объектов ЖКХ.

Согласно Федеральному закону № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» с 1 января 2017 года по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 части 4 статьи 40 Федерального закона № 275-ФЗ предусматривается обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Во-первых, в соответствии с действующим бюджетным законодательством любые финансовые обязательства, взятые на себя субъектом Российской Федерации в рамках гражданско-правового договора, должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.

Во-вторых, на этапе заключения концессионного соглашения сложно спрогнозировать финансовые риски субъекта Российской Федерации на весь период действия такого соглашения, как правило, заключаемого на длительный срок.

Таким образом, в случае возмещения недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, на региональные бюджеты создается дополнительная финансовая нагрузка.

Многие субъекты сталкиваются с затруднениями при составлении трехстороннего концессионного соглашения. В связи с чем представляется целесообразным разработать и утвердить типовую форму трехстороннего концессионного соглашения.

Статьей 43 Федерального закона № 275-ФЗ закреплены особенности изменения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Так, для изменения условий концессионного соглашения необходимо согласие ФАС России, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Подпунктом «а» пункта 14 Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № 368, антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения в ряде случаев, в том числе, если со дня заключения концессионного соглашения и до дня регистрации в антимонопольном органе заявления прошло менее одного года. Таким образом, даже если изменения касаются увеличения объёмов вложений денежных средств на модернизацию объектов ЖКХ, в случае обращения в антимонопольный орган, будет получен отказ по формальным причинам.

Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в подпункт «а» пункта 14 указанных Правил.

Еще один вопрос, требующий законодательного урегулирования – это возможность заключать одно концессионное соглашение в отношении разных объектов коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 275-ФЗ объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество или недвижимое и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. В частности, согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона № 275-ФЗ объектами концессионного соглашения могут быть объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Указанные нормы права в действующей редакции (с учетом части 21 статьи 39 Федерального закона) не позволяют сделать однозначный вывод о возможности включения в одно концессионное соглашение нескольких технологически не связанных между собой систем горячего и (или) холодного водоснабжения, водоотведения, но при этом расположенных на территории одного муниципального района.

По данному вопросу имеется Письмо Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 18 августа 2016 года № ВК/56868/16 «О даче разъяснений», в котором указано, что «…ФАС России считает, что в рамках одного концессионного соглашения допускается передача объектов коммунальной инфраструктуры, указанных в пункте 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях в редакции Закона № 275-ФЗ. Передача указанных объектов с иными видами объектов коммунальной инфраструктуры, а также объектами концессионного соглашения, предусмотренными статьей 4 данного Федерального закона, не допускается.

Поскольку прямой нормы, позволяющей сделать однозначный вывод, в законе нет, в настоящее время во многих субъектах Российской Федерации такие концессионные соглашения не заключаются.

Споры вызывает и вопрос регулирования тарифов: «заморозка» тарифов влечёт проблему неокупаемости вложенных средств, когда возвратность средств может быть обеспечена только за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Если все затраты (по оформлению собственности, по уплате НДС и др.) учитывать при формировании тарифов, то они значительно увеличатся. Значительное увеличение тарифов является ничем иным, как перекладывание бремени затрат на население.

На основании проведенного обсуждения Комитет р е к о м е н д у е т:

Правительству Российской Федерации:

1. Разработать и утвердить образец трехстороннего концессионного соглашения. Разместить примерные формы концессионных соглашений в Интернет-ресурсе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

2. Рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на:

- предоставление налоговых преференций для организаций, заключивших концессионные соглашения, в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость;

- упрощение процедуры регистрации права собственности на объекты, передаваемые по концессионным соглашениям;

- предоставление возможности передачи разных объектов (теплоснабжения, водоснабжения) по одному концессионному соглашению в муниципальных образованиях.

Председатель Комитета П.Н. Завальный

Исп. Мартюшов С.Н., 8-495-692-40-78

проектно-сметной документации (при необходимости);

в) представить на согласование в службу эксплуатации концедента алгоритм управления котельной (пуск/остановка в автоматическом режиме) до начала пуско-наладочных работ;

г) получить согласование коммерческих узлов учета энергоресурсов в надзорных органах до начала пуско-наладочных работ (при необходимости);

д) подготовить и согласовать с концедентом инструкцию по эксплуатации котельной до начала проведения пуско-наладочных работ;

е) по окончании пуско-наладочных работ передать концеденту программное обеспечение контроллеров на электронном носителе;

ж) инвестиционную программу, до ее передачи регулятору, согласовать с концедентом;

з) актуализировать схему теплоснабжения и согласовать ее с концедентом и субъектом Российской Федерации.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4к основным условиям концессионногосоглашения в отношении объекта "Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области", находящегося в федеральной собственности

ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР РАСХОДОВконцессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения

Предельный размер расходов на создание объекта концессионного соглашения, тыс. рублей, с учетом НДС 20 процентов,в прогнозных ценах

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5к основным условиям концессионногосоглашения в отношении объекта "Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области", находящегося в федеральной собственности

ОБЪЕМваловой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения

Значения по годам срока действия концессионного соглашения для регулируемых и нерегулируемых котельных

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6к основным условиям концессионногосоглашения в отношении объекта"Система теплоснабжения объектовМинистерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области", находящегося в федеральной собственности

ЗНАЧЕНИЯдолгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера

1. Устанавливаются следующие долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера для регулируемых видов деятельности - метод регулирования тарифов в сфере теплоснабжения и метод индексации.

Базовый уровень операционных расходов на первый год в ценах 2020 года без НДС, тыс. рублей71800

2. Устанавливаются следующие показатели энергосбережения и энергетической эффективности в сфере теплоснабжения.

(срок достижения показателей - 31 декабря соответствующего года)

Уровень потерь тепловой энергии всего, в процентах от тепловой энергии, поданной в сеть

Удельный расход топлива в расчете на тепловую энергию, отпущенную с источников концессионера*, кг у.т./Гкал

Удельный расход электрической энергии в расчете на 1 Гкал тепловой энергии, поданнойв сеть, кВт. ч/Гкал

3. Устанавливаются следующие значения нормативного уровня прибыли.

Нормативный уровень прибыли, процентов

4. Устанавливаются следующие значения динамики изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг (индекс эффективности операционных расходов).

Динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров,услуг (индекс эффективности операционных расходов), процентов

* Переводной коэффициент в условное топливо для природного газа принимается равным 1,12857 т.у.т./тыс. м3.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7к основным условиям концессионногосоглашения в отношении объекта"Система теплоснабжения объектовМинистерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области", находящегося в федеральной собственности

ТРЕБОВАНИЯк банковской гарантии

____________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8к основным условиям концессионногосоглашения в отношении объекта "Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области", находящегося в федеральной собственности

ТРЕБОВАНИЯк договорам страхования

Общие положения

1. Договоры страхования в отношении объекта концессионного соглашения "Система теплоснабжения объектов Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области" заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и положениями настоящих требований.

2. Копии заключенных договоров страхования и документов об оплате страховых премий представляются концеденту в течение 10 рабочих дней со дня заключения договоров страхования и получения документов об оплате страховой премии.

3. Договоры страхования должны быть заключены со страховыми организациями, которые соответствуют следующим требованиям:

а) наличие лицензии на осуществление страхования, выданной органом страхового надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) превышение фактического размера маржи платежеспособности страховой организации над ее нормативным размером, рассчитываемого в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации, на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения договора страхования;

в) период деятельности страховой организации составляет не менее 3 лет с даты государственной регистрации (при слиянии страховых организаций указанный срок рассчитывается как в отношении организации, имеющей более раннюю дату государственной регистрации, при преобразовании указанный срок не прерывается);

г) наличие безусловно положительного аудиторского заключения за прошедший год, в котором подтверждаются достоверность во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

4. Концессионер обязуется уведомлять в письменной форме концедента обо всех страховых выплатах на сумму свыше 1000000 рублей по любому договору страхования в течение 30 календарных дней со дня получения страховой выплаты с указанием подробных и полных сведений о страховом случае, по которому была получена страховая выплата.

5. При неисполнении страховой организацией своих обязательств по осуществлению страховой выплаты на сумму свыше 1000000 рублей по любому договору страхования в установленные договором страхования сроки концессионер обязуется письменно информировать концедента в течение 5 рабочих дней с даты возникновения просроченной страховой выплаты либо получения решения об отказе в страховой выплате с приложением его копии.

6. Концессионер является выгодоприобретателем по всем договорам страхования, за исключением страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам.

7. Концессионер в целях соответствия объекта концессионного соглашения строительным и эксплуатационным требованиям, проектной документации и условиям концессионного соглашения обязан использовать страховую выплату, полученную:

а) по договору страхования объекта концессионного соглашения и иного имущества - на проведение ремонта, восстановления или приобретения утраченного (погибшего) или поврежденного имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения и иного имущества;

б) по договору страхования строительно-монтажных работ - на ремонт, восстановление и (или) приобретение утраченного (погибшего) и (или) поврежденного имущества и результатов работ.

8. Концедент вправе запросить у концессионера документы и информацию, подтверждающие использование страховой выплаты в соответствии с целями, указанными в пункте 7 настоящих требований. Концессионер обязан предоставить указанную информацию в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса концедента в письменной форме.

9. Каждый договор страхования заключается на срок до 31 декабря текущего календарного года, в котором осуществляется страхование, и подлежит ежегодному продлению концессионером не позднее 1 декабря текущего календарного года на следующий год, вплоть до окончания периода страхования.

10. Расходы концессионера на осуществление страхования в соответствии с настоящими требованиями учитываются и закладываются (компенсируются) при установлении тарифов для концессионера.

Страхование строительно-монтажных работ

11. В период выполнения работ по созданию объекта концессионного соглашения концессионер осуществляет страхование строительно-монтажных работ, в том числе объектов строительства (монтажа) зданий, сооружений, строительной техники, оборудования, механизмов, строительных материалов, средств строительно-монтажных работ, другого имущества строительной площадки, от утраты (гибели), недостачи или повреждения в результате любого внезапного непредвиденного события со страховой суммой, установленной в размере, определяемом правилами страхования, с учетом стоимости работ по созданию объекта концессионного соглашения в соответствии с разработанной проектной документацией.

12. Договоры страхования в соответствии с пунктом 11 настоящих требований должны быть заключены концессионером не позднее даты начала работ по созданию объекта концессионного соглашения.

13. Обязанность концессионера по осуществлению страхования, предусмотренного пунктом 11 настоящих требований, считается исполненной, если соответствующие договоры страхования заключены генеральным подрядчиком на условиях, предусмотренных настоящими требованиями, и заверенные копии таких договоров предоставлены концессионером концеденту до начала работ по созданию объекта концессионного соглашения.

Страхование объекта концессионного соглашения и иного имущества

14. Концессионер осуществляет страхование риска случайной гибели или повреждения недвижимого и движимого имущества балансовой стоимостью более 5000000 рублей, входящего в состав объекта концессионного соглашения и иного имущества.

15. Договоры страхования в соответствии с пунктом 14 настоящих требований должны быть заключены в следующие сроки:

а) в отношении имущества, переданного концессионеру концедентом в составе объекта концессионного соглашения, и иного имущества - в течение 30 дней с момента, когда обязанность концедента по передаче объекта концессионного соглашения и иного имущества считается исполненной в соответствии с условиями концессионного соглашения;

б) в отношении недвижимого имущества, относящегося к объекту концессионного соглашения и иному имуществу, созданного концессионером в соответствии с заданием и основными мероприятиями, - в течение 30 дней после госу

Дата публикации 18.01.2021

Управление земельно-имущественных отношений, в ведении которого числится имущество казны, заключило 2 концессионных соглашения в 2016 г. сроком на 10 лет. Предельный размер расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения составил 38 млн. руб. по одному соглашению и 970 тыс. руб. по другому соглашению. 31 декабря 2019 г. имущество казны в концессии переведено на счета 108 91 и 108 92. С 1 января 2020 г. вступил в силу СГС "Концессионные соглашения".

Какие первичные документы должен представить концессионер концеденту и бухгалтерии для подтверждения фактического объема инвестиций по концессионному соглашению, если была частично произведена реконструкция объектов теплоснабжения и закуплены комплектующие?

Как концедент учитывает прирост имущества (фактическую сумму инвестиций концессионера на реконструкцию объекта соглашения на основе информации, представленной концессионером)? Какие документы нужно составить и передать в бухгалтерию для отражения операции на счетах бухгалтерского учета? Какие проводки оформляются по концессионным соглашениям в 2020 г., если инвестиции произведены в прошлых периодах и в течение текущего года?

По концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ, далее - Закон № 115-ФЗ).

К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся (ч. 3 ст. 3 Закона № 115-ФЗ):

    • мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта;
    • иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Объект, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности публично-правового образования - концедента на момент заключения соглашения и быть свободным от прав третьих лиц.

Концедент передает концессионеру объект концессионного соглашения по акту приема-передачи (ч. 4.1 ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

С 01.01.2020 при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих в результате заключения и исполнения концессионных соглашений, применяется федеральный стандарт "Концессионные соглашения", утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 146н (далее - СГС "Концессионные соглашения"). Объекты концессионного соглашения или иное передаваемое по соглашению имущество следует учитывать обособленно в составе имущества казны.

Согласно п. 7 СГС "Концессионные соглашения" уполномоченный орган на дату подписания соглашения отражает на забалансовом счете, предназначенном для учета сметной стоимости реконструкции объекта концессионного соглашения, сумму инвестиций (предельный размер расходов) на реконструкцию объекта. Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, в ред. приказа Минфина России от 14.09.2020 № 198н (далее - Инструкция № 157н), для этих целей предусмотрен забалансовый счет 38.

На дату ввода в эксплуатацию реконструированного объекта концессионного соглашения уполномоченный субъект учета отражает этот объект по стоимости, указанной в акте приема-передачи (п. 7 СГС "Концессионные соглашения"). Форму акта следует предусмотреть в концессионном соглашении.

Для учета нефинансовых активов, составляющих казну, предназначен счет 108 00 (п. 141 Инструкции № 157н). Для учета имущества, переданного в концессию (в т.ч. имущества казны), необходимо использовать счета учета нефинансовых активов (НФА) с указанием аналитических кодов 91 "Недвижимое имущество концедента, составляющее казну", 92 "Движимое имущество концедента, составляющее казну" и 95 "Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну" (п. 144 Инструкцию № 157н). Амортизация имущества казны в концессии отражается на счете 104 59 (п. 89 Инструкции № 157н). В рассматриваемом случае объекты имущества казны, переданные по концессионному соглашению, уже учтены на счетах 1 108 91 000 и 1 108 92 000.

Для учета вложений в имущество концедента, в частности, в объекты основных средств, предназначен счет 106 91 (приложение 1 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Ошибка исправляется дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью по счетам бухгалтерского учета в период (на дату) обнаружения ошибки. Это установлено п. 28 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее - СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки").

Ошибка по учету вложений текущего года может быть исправлена записями:

Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 ХХ 73Х - отражены способом "красное сторно" вложения в имущество концедента (по аналогии с п. 31 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее - Инструкция № 162н);

Дебет КРБ 1 401 20 2ХХ Кредит КРБ 1 302 ХХ 73Х - отражено способом "красное сторно" списание вложений в имущество концедента на финансовый результат (по аналогии с п. 102 Инструкция № 162н);

Дебет КРБ 1 106 91 310 Кредит КРБ 1 302 ХХ 73Х - отражены вложения в имущество концедента (п. 31 Инструкции № 162н).

В части вложений, осуществленных в прошлые периоды, имеет место ошибка прошлых лет. Она исправляется дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью по счетам учета в период (на дату) обнаружения ошибки (п. 28 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", п. 17 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480).

В этом случае операции по переносу вложений могут быть следующие:

Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 304 86 731 (1 304 96 731) - отражены способом "красное сторно" вложения в имущество концедента;

Дебет КРБ 1 401 28 2ХХ (1 401 29 2ХХ) Кредит КРБ 1 304 86 731 (1 304 96 731) - отражены способом "красное сторно" вложения в имущество концедента, ошибочно списанные на финансовый результат;

Дебет КРБ 1 106 91 310 Кредит КРБ 1 304 86 731 (1 304 96 731) - отражены вложения в имущество концедента.

Увеличение первоначальной (балансовой) стоимости недвижимого имущества, составляющего казну, в результате работ по достройке, реконструкции зданий (сооружений), техническому перевооружению отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 108 00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 106 00 (п. 38 Инструкция № 162н).

Аналогичные положения содержатся в методических рекомендациях, доведенных письмом Минфина России от 29.10.2019 № 02-06-07/84753. На стадии ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права государственной (муниципальной) собственности у концедента в бюджетном учете отражается прирост имущества. Сначала удорожание объекта относится на счет 106 90 "Вложения в имущество концедента", далее со счета 106 9Х объект ставится на счет 108 9Х "Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии".

Таким образом, рассматриваемая ситуация в бюджетном учете учреждения может быть отражена записями:

Дебет КРБ 1 108 9Х 310 Кредит КРБ 1 106 91 310 - увеличена первоначальная стоимость имущества концедента, входящего в состав казны (п. 38 Инструкции № 162н).

Согласно методическим указаниям, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, в целях отражения в бухгалтерском учете факта передачи (получения) объекта нефинансовых активов для проведения ремонта, модернизации применяется акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации в целях отражения результатов работ по реконструкции также можно использовать акт (ф. 0504103). Применение акта целесообразно закрепить в учетной политике. Поскольку стоимость объекта по результатам реконструкции меняется, соответствующая отметка ставится в графе 7 раздела 3 акта (ф. 0504103).

В акте (ф. 0504103) содержатся сведения о сроках проведения работ, об объекте и расходах на проведение работ по реконструкции. Поскольку реконструкцию выполняет сторонняя организация (концессионер), акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у концедента, второй экземпляр передается концессионеру. Под передачей (получением) не всегда подразумевается фактическое движение имущества. По сути, на основании этого документа исполнитель работ принимает имущество для проведения реконструкции. Операции по законченным работам по реконструкции объектов нефинансовых активов принимаются к учету также на основании этого документа.

Акт (ф. 0504103) подписывают члены приемочной комиссии или лицо, уполномоченное на приемку объектов основных средств, а также представитель организации (структурного подразделения), проводившей реконструкцию. Акт (ф. 0504103) утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Документ служит основанием для отражения в инвентарной карточке объекта результата работ по реконструкции.

Смотрите также

  • Стандарт "Концессионные соглашения": первое применение (БГУ ред. 1.0)
  • Стандарт "Концессионные соглашения": первое применение (БГУ ред. 2.0)
  • Вступили в силу изменения в Единый план счетов и Инструкцию № 157н
  • Внесены изменения в Инструкцию № 162н

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Читайте также: