Информационно технологическое взаимодействие ндс

Опубликовано: 03.05.2024

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 14, 2002

Вопрос: Процессинговая компания по условиям заключенных договоров обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, использующими в сети Интернет электронные платежные документы. Компания при проведении расчетов выполняет следующие функции: регистрирует участников расчетов; обеспечивает информационный обмен между участниками расчетов. Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с пп.4 п.3 ст.149 НК РФ указанные услуги процессинговой компании?

Ответ: В соответствии со ст.146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) приведен в ст.149 НК РФ. К числу освобождаемых от обложения НДС относятся операции, предусмотренные пп.4 п.3 данной статьи, т.е. осуществляемые организациями, которые обеспечивают информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.

Порядок осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, установлен Положением Банка России от 09.04.1998 N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием". Согласно данному Положению под процессингом понимается деятельность, включающая сбор, обработку и рассылку участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами, осуществляемая процессинговым центром.

Таким образом, от уплаты НДС освобождены именно процессинговые операции банков и процессинговых центров по сбору, обработке и рассылке информации, являющиеся основанием для проведения расчетов по счетам клиентов.

Согласно уставным документам одними из основных видов деятельности процессинговой компании могут являться:

оказание услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками финансовых расчетов, включая услуги по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами и платежными документами;

предоставление процессинговых услуг по расчетам для предприятий торговли и сервиса, банков, финансовых компаний и других организаций.

Процессинговая компания, выступая в качестве связующего звена между покупателями товаров / услуг (плательщиками), продавцами (электронными магазинами) и расчетными банками (осуществляющими расчеты между покупателями и продавцами), может регистрировать участников расчетов и обеспечивать информационный обмен между ними по:

приему от продавцов электронных платежных документов, сформированных покупателями;

идентификации продавцов и покупателей;

проверке целостности электронных платежных документов;

маршрутизации электронных платежных документов на оплату в соответствующий расчетный банк;

направлению продавцам информации о результатах осуществления платежей.

Указанные операции, выполняемые процессинговой компанией, относятся к услугам, указанным в пп.4 п.3 ст.149 НК РФ, освобождаемым от уплаты НДС.

Вместе с тем на основании договоров по обеспечению информационного обмена (в соответствии с требованиями платежных систем при проведении операций с использованием банковских карт) между банком и организациями сервиса и торговли, необходимого для осуществления авторизации сделок, совершаемых в электронных магазинах, а также по выполнению процедур, обеспечивающих информационное и технологическое взаимодействие между организациями сервиса и торговли, держателями банковских карт и банком (при приеме такими организациями банковских карт в оплату товаров / услуг), процессинговая компания может осуществлять действия по оказанию услуг в виде предоставления инструктивных материалов в электронном виде; передачи специализированного программного обеспечения; консультирования (в том числе через различные каналы связи).

В связи с этим необходимо учитывать, что подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке:

консультационные услуги, оказываемые в рамках обеспечения технологического взаимодействия между участниками расчетов;

услуги по обеспечению технологического оборудования расходными и комплектующими материалами (необходимыми для бесперебойной работы платежной системы банка);

услуги по техническому обслуживанию (профилактике и ремонту) терминальных устройств - банкоматов, кассовых (торговых) терминалов, других устройств, обеспечивающих управление финансовыми ресурсами клиентов с помощью банковских карт;

услуги по сопровождению и обеспечению функционирования программного обеспечения для ЭВМ;

услуги, оказываемые в рамках обеспечения информационного взаимодействия между участниками расчетов по мониторингу (удаленному электронному контролю) за состоянием банкоматов и терминалов;

услуги по сопровождению процессинговых центров, программного обеспечения для банкоматов;

другие аналогичные операции банков и процессинговых центров.

Пунктом 4 ст.149 НК РФ установлено, что в том случае, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), он обязан вести раздельный учет таких операций.

Таким образом, при осуществлении процессинговой компанией операций, облагаемых НДС (включая информационно - консультационные услуги) и не облагаемых этим налогом (в рамках одного договора на оказание процессинговых услуг), целесообразно разделять их стоимость, так как это позволит обеспечить раздельный учет таких операций и правильное исчисление налога.

image_pdf
image_print

В период пандемии был разработан Федеральный закон N 265-ФЗ, который предусматривает налоговую поддержку для бизнеса в сфере информационных технологий.

Налоговый манёвр – это перераспределение налоговой нагрузки, предоставление льгот по отношению к налогоплательщикам разных категорий.

Применить налоговый манёвр в отношении бизнеса информационных технологий президента Владимира Путина убедила встреча с IT-сообществом. В ходе встречи глава государства заметил, что благодаря манёвру налоги для отрасли в стране значительно сократятся и станут ниже, чем в остальных странах мира.

1 января 2021 года закон вступил в силу. Рассмотрим, что изменилось в статьях Налогового кодекса по отношению к информационно-технологическому бизнесу страны.

Налог на прибыль

Главным изменением стало значительное понижение ставки налога на прибыль. В предыдущие годы представители IT-компаний платили налог в размере 20%, теперь он будет составлять всего 3%. Под льготную реформу попасть не просто, для этого необходимо соответствовать некоторым требованиям.

Для разработчиков ПО

Российские компании, которые занимаются разработкой и реализацией информационных технологий, программных обеспечений и баз данных, оказывают услуги по установке, адаптации, тестированию, модификации, могут применить пониженную ставку при соблюдении следующих требований:

Внимание! В IT-доход не включаются доходы от:

  • размещения предложений о продаже и покупке для клиентов
  • рекламы
  • поиска информации о потенциальных продавцах

То есть под льготную налоговую ставку представители продажи рекламы в интернете не попадают.

Для разработчиков и проектировщиков «железа»

Компании, занимающиеся разработкой и проектированием изделий компонентной базы и электронной продукции, также попадают под список получателей льгот. К ним применяются аналогичные требования. Отличие только в том, что вместо регистрации аккредитации необходимо попасть в реестр Министерства промышленности и торговли РФ.

Для этого в ГИС Промышленности надо предоставить:

  • копию устава компании
  • справку, подтверждающую наличие лицензионных соглашений на товарный знак систем проектирования
  • документ, подтверждающий факт постановки на бухучёт итогов собственных разработок;
  • свидетельство о регистрации топологии интегральных схем
  • подтверждение численности в штате не менее семи человек
  • предоставление данных о доходах, подтверждающих, что 90% прибыль приходит от IT-деятельности

С перечнем необходимой документации и порядком оформления можно ознакомится в Постановлении Правительства от 31.12.2020 № 2392.

Новый закон отменил возможность применения амортизации в отношении ЭВМ, но была добавлена возможность записать растраты на покупку электронно-вычислительной техники в качестве растрат в налоговую базу.

Страховые взносы

Перечень требований аналогичен – состав штатных сотрудников и прибыль от доходов должна соответствовать прописанным правилам (более 7 человек и не менее 90% дохода от IT-деятельности).

Пониженные тарифы с 1 января составляют:

  • обязательное пенсионное страхование – 6% (ранее – 8%)
  • в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5% (ранее – 2%)
  • ОМС – 0,1% (ранее – 4%)

В ходе опроса представителей IT-отрасли выяснилось, что подобная льгота позволит бизнесу данной категории выйти на рынок «белых» зарплат и окончательно отказаться от выдачи работникам денег «в конверте».

Изменения, затронувшие НДС

До принятия данного закона НДС не учитывался по операциям в передаче прав на любое ПО и базы данных (лицензионные, сублицензионные, договор об отчуждении исключительных прав). С этого года порядок будет другим.

С 1 января 2021 года освобождаются от НДС организации, которые прошли регистрацию своего программного обеспечения и были занесены в реестр российского ПО. В данный список попасть можно после заполнения и подачи заявления в Минкомсвязи через портал Госуслуг. С правилами формирования реестра можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Условия для внесения ПО в реестр:

  • права на ПО (базу данных) приобретены на территории РФ законно, либо образцы программы открыто распространяются на территории страны
  • от передачи прав по договору с иностранными компаниями приходится не более 30% от выручки
  • права на ПО не должны являться государственной тайной
  • программой или базой данных запрещено управлять из других стран
  • исключительные права на программу должны принадлежать гражданину Российской Федерации. Они не должны иметь лимит. Если же правами владеет коммерческая организация, то половину участия должны иметь граждане РФ или коммерческие/публичные образования РФ
  • Права на ПО не могут включать в себя права на рекламу, ее распространение, получения доступа к ней, размещение предложений о покупке, продажи. Льготы по НДС не будут предоставлены организациям, которые занимаются услугами пропаганды и все что подразумевает ее, компаниям, считающимся торговой площадкой

Если требования не подходят, а другие льготы у компании отсутствуют, то применяется НДС 20%.

Примеры с пояснением Минфина

Министерство цифровых технологий совместно с IT-компаниями и ФНС разработало Письмо от 18.12.2020 № 03-07-07/111669. Имеющееся приложение составляет примеры ситуаций, которые касаются конкретных налогоплательщиков, реализующих собственные программы ЭВМ и баз данных по ним.

В примеры включены налогоплательщики, имеющие исключительные права на:

  • комплексное ПО, которое обеспечивает работу системы электронного документооборота
  • ПО по регулированию отношений с клиентами (CRM)
  • ПО, которое проводит анализ и контроль контрагентов
  • ПО, позволяющее организовывать весь процесс основания, редактирования и управления сайтом (CMS)
  • ПО, которое уже включено в единый реестр российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных

Также туда вошли те, кто получил права на основании лицензионного договора и предоставляет право на использование ПО по другому сублицензионному соглашению.

Налоговый манёвр в IT – достоинства и недостатки

За счёт предоставленных льгот налоговый манёвр повышает конкурентоспособность IT-компаний. Организации, занимающиеся информационными технологиями и соблюдающие все выдвинутые законом требования, получают значительную прибыль за счёт экономии на обязательных взносах.

Достоинства:

  • снижение тарифов страховых взносов с 14% до 7,6%
  • ставка налога на прибыль сократилась с 20% до 3%

Недостатки:

  • Обязательное занесение ПО в реестр российских разработок, в противном случае ставка по НДС будет 20%


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

от 8 июня 2011 года N 451

Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме*

(с изменениями на 4 сентября 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 928 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 39, 24.09.2012, ст.5269) (изменения вступили в силу с 1 января 2013 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 1240 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2014, N 0001201411270001);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N 1327 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.12.2014, N 0001201412100023);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 года N 789 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.08.2016, N 0001201608180007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2017 года N 1202 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.10.2017, N 0001201710050008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 года N 1296 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.10.2017, N 0001201710270016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2018 года N 1138 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2018, N 0001201809280003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 года N 1259 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.08.2020, N 0001202008210014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 года N 1347 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.09.2020, N 0001202009090008).

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 680. - См. предыдущую редакцию.

Правительство Российской Федерации

2. Установить, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

является государственным заказчиком работ по формированию и обеспечению функционирования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций (далее - инфраструктура взаимодействия), входящей в инфраструктуру электронного правительства;

координирует работы по подключению информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, к инфраструктуре взаимодействия;

является оператором государственных информационных систем, входящих в состав инфраструктуры взаимодействия;

проводит мониторинг функционирования инфраструктуры взаимодействия;

осуществляет функции по технологическому обеспечению функционирования интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

2_1. Установить, что некоммерческая организация, уполномоченная на осуществление функций, предусмотренных Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива", утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года N 183, обеспечивает работу интернет-ресурса "Российская общественная инициатива", за исключением осуществления функций по технологическому обеспечению его функционирования.

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации до 1 июля 2012 года обеспечить ввод в эксплуатацию государственных информационных систем, входящих в состав инфраструктуры взаимодействия.

4. Федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов до 1 июля 2012 года доработать в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, ввести в эксплуатацию и зарегистрировать в установленном порядке информационные системы, используемые при предоставлении государственных услуг.

5. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти организовывать участие своих территориальных органов в информационном взаимодействии, в том числе обмен электронными сообщениями с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, через соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

6. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществить в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, формирование соответствующей инфраструктуры в субъектах Российской Федерации и обеспечить ее подключение к инфраструктуре взаимодействия.

"а) разрабатывают электронные сервисы в соответствии с правилами разработки, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и поддерживают работоспособность этих сервисов;".

8. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 июня 2011 года N 451

Положение об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме*

(с изменениями на 4 сентября 2020 года)

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 680. - См. предыдущую редакцию.

1. Настоящее Положение определяет требования к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (далее - информационные системы) федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, которые в соответствии с федеральным законом наделены полномочиями по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности (далее - государственные корпорации), органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, информационных систем иных организаций, в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее соответственно - инфраструктура взаимодействия, органы и организации), а также порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем.

2. Инфраструктура взаимодействия представляет собой единый комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов, включающий:

а) информационные элементы в составе следующих информационных систем и входящих в них подсистем:

федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (абзац в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 861, - см. предыдущую редакцию);

информационная система головного удостоверяющего центра, функции которого осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;

федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

единая система межведомственного электронного взаимодействия;

федеральная государственная информационная система "Единая система нормативной справочной информации";

федеральная государственная информационная система, обеспечивающая процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

б) организационно-технические элементы в следующем составе:

центры общественного доступа, предназначенные для информирования физических и юридических лиц (далее - заявители) о деятельности органов и организаций и о предоставляемых ими услугах, а также для обеспечения доступа заявителей к получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

центры телефонного обслуживания, оказывающие услуги по информированию заявителей с использованием телефонной связи о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых органами и организациями;

в) инженерные и вспомогательные элементы в следующем составе:

система обеспечения информационной безопасности;

информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие взаимодействие информационных систем в том числе при оказании государственных и муниципальных услуг, включая сеть передачи данных органов власти, представляющую собой совокупность сетей каналов передачи данных, предназначенную в том числе для передачи информации федеральными органами государственной власти;

сеть центров обработки данных, обеспечивающих функционирование инфраструктуры взаимодействия;

г) интернет-ресурс "Российская общественная инициатива".

3. Инфраструктура взаимодействия создается в целях:

а) приема обращений, запросов и иных документов заявителей, представляемых для получения государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, и передачи их в информационные системы органов и организаций;

б) передачи заявителям сведений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, результатов предоставления таких услуг и (или) документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, а также в целях передачи заявителями результатов предоставления услуг, документов (сведений), полученных из государственных информационных систем и иных информационных систем, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" заинтересованным органам власти и организациям (по их запросу);

в) мониторинга процесса взаимодействия информационных систем органов и организаций;

г) обеспечения безопасности взаимодействия информационных систем органов и организаций;

д) в иных целях для организации взаимодействия информационных систем органов и организаций.

4. Доступ должностных лиц органов и организаций к информационным ресурсам информационных систем иных органов и организаций и элементам инфраструктуры взаимодействия, а также доступ заявителей к информационным ресурсам информационных систем органов и организаций и элементам инфраструктуры взаимодействия предоставляется при условии прохождения идентификации, аутентификации и авторизации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

5. Каждый элемент инфраструктуры взаимодействия создается и эксплуатируется с соблюдением следующих требований:

а) обеспечение отсутствия сбоев в функционировании остальных элементов инфраструктуры взаимодействия;

б) обеспечение бесперебойного взаимодействия элементов инфраструктуры взаимодействия и информационных систем органов и организаций;

в) обеспечение сохранения функциональных возможностей в полном или уменьшенном объеме при сбоях в работе (отказоустойчивость) и возможности увеличения производительности пропорционально добавленным ресурсам (масштабируемость);

г) иные требования к элементам инфраструктуры взаимодействия, определяемые отдельными актами Правительства Российской Федерации.

6. С помощью инфраструктуры взаимодействия обеспечивается:

а) совместимость технологий, используемых в информационных системах органов и организаций;

б) оптимизация взаимодействия органов и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Всегда ли оптимизация выгодна

Оптимизация НДС

НДС заложен в стоимости товара или услуги, это косвенный налог. Он приходит в компанию при закупке и уходит при продаже. Если вы как продавец добавили к стоимости товара НДС и продали его, вы не можете оставить этот налог себе — его нужно отдать государству. Но часто компаниям сложно расставаться с выручкой, и появляются разные схемы, которые помогают уменьшить НДС или отдать его попозже.

НДС — второй по сложности исчисления налог, так что и схемы его оптимизации непростые и не всегда легальные. Но даже если схема не противоречит закону, налоговая смотрит на нее с недовольством и предъявляет за нее претензии.

Также при работе с НДС надо учитывать, что другие компании тоже исчисляют НДС. И если вы оптимизируете налог, это может быть невыгодно для ваших контрагентов. Например, если вы продавец и не начисляете налог на добавленную стоимость, ваш покупатель не сможет возместить НДС — он может отказаться от сделки или запросить скидку в районе 20%. Если ваши покупатели — крупный бизнес, который в основном работает с НДС, то без этого налога вы им мало интересны.

Если же вы платите НДС, вам тоже выгодно работать с поставщиками, которые платят этот налог. Работа с неплательщиками принесет вам меньше прибыли, если только они не согласятся давать скидку в размере ставки НДС.

Если вы ведете разные направления в бизнесе — облагаемые и не облагаемые — вам придется вести раздельный учет, и не всегда это выгодно. Если льготное направление без НДС приносит сравнительно небольшой доход, то все средства, сэкономленные на НДС, могут пойти на оплату работы бухгалтера. При раздельном учете у него будет больше работы.

Аккуратный учет для сокращения НДС

Размер НДС зависит от грамотного ведения учета. Чтобы к концу квартала не сложилась завышенная сумма налога, соблюдайте такие правила:

  • добавьте в вашу учетную систему все входящие акты, накладные и счета-фактуры;
  • запросите счета-фактуры на аванс у поставщиков;
  • выдайте счета-фактуры покупателям;
  • проверьте, что все полученные от поставщиков счета-фактуры проведены в системе;
  • проверьте, что система не начислила НДС дважды: для этого проверьте привязку к счетам и договорам во входящих платежных поручениях и исходящих актах и накладных;
  • то же самое проверьте в исходящих платежных поручениях и входящих актах и накладных.

Веб-сервис для малого и среднего бизнеса Контур.Бухгалтерия автоматически проверит все пункты по НДС, чтобы максимально снизить сумму к уплате. Сервис подскажет, что именно нужно провести или проверить в учете.

Работа на спецрежиме

Можно вовсе не платить НДС, а также налог на имущество и на прибыль. Для этого перейдите на спецрежим: УСН, ПСН (для ИП), ЕСХН или ЕНВД (отменят с 2021 года). Вместо нескольких налогов вы будете платить один по более низкой ставке. Сравните налоговую нагрузку на разных налоговых режимах с помощью нашего бесплатного калькулятора.

Каждый спецрежим имеет ограничения по выручке, участию других компаний в уставном капитале, по виду деятельности, стоимости основных средств, числу сотрудников и др. Будьте внимательны при переходе на спецрежим: если окажется, что вы не имеете право его применять, налоговая переведет вас на ОСНО, доначислит налоги и оштрафует. Придется также восстанавливать учет.

С основной системой (на которой надо платить НДС) можно совмещать спецрежимы: ПСН, ЕСХН, ЕНВД (пока его не закрыли). А еще некоторые спецрежимы можно совмещать между собой: УСН+ПСН, УСН+ЕНВД, УСН+ЕСХН. Придется вести учет и сдавать отчетность отдельно по каждому режиму.

Еще для избавления от НДС хотя бы части бизнеса часто делят предприятие на несколько юрлиц или ИП: одно из них работает с НДС, другое нет. Риск такой оптимизации в том, что налоговая может посчитать это дроблением бизнеса. Тогда все направления объединят в одно, которое по умолчанию будет работать на ОСНО, доначислят налоги, назначат штрафы. А если при этом ФНС обнаружит налоговую недоимку больше 5 млн рублей, против вас могут возбудить уголовное дело (ст. 199 УК РФ).

Освобождение от НДС

Компании без импортных операций и подакцизных товаров могут подать ходатайство и освободиться от уплаты НДС по некоторым операциям или видам деятельности (ст. 145 НК РФ). Для этого нужно соблюсти условие: выручка компании без учета НДС не должна превысить 2 млн рублей в течение трех календарных месяцев подряд. При превышении этого лимита право на привилегию “сгорает”.

Есть и освобождение от НДС для некоторых видов товаров и услуг (ст. 149 НК РФ). В их число входят медицинские услуги, уход за инвалидами, уход за детьми, услуги в сфере искусства, научно-исследовательские разработки. Изучите список операций в ст. 149, возможно, вы найдете там свои товары или услуги.

Пониженные ставки НДС

В большинстве случаев ставка НДС — 20%, но для некоторых товаров и услуг она снижается до 10% и 0%.

  • 10% НДС распространяется на продукты питания, медицинские препараты и другие медицинские товары, школьные принадлежности, детскую одежду (п. 2 ст. 164 НК РФ);
  • 0% НДС применяют для услуг по международным перевозкам и экспортной продукции (п. 1 ст. 164 НК РФ). “Нулевая” ставка не освобождает от обязанности вести документацию: выставлять счета-фактуры, заполнять и сдавать декларации по НДС.

Займы

С помощью займов можно отсрочить уплату НДС на квартал или больше. Для этого продавец берет у покупателя займ, равный сумме аванса. После отгрузки происходит взаимозачет долга за проданные товары и займ. Поскольку займы не облагаются НДС, налог придется начислить только при продаже товаров.

Эта схема не нарушает закон, но у нее есть свои риски. Во-первых, налоговая отлично знает о схеме и оносится к ней настороженно, поэтому не получится пользоваться таким приемом регулярно. Во-вторых, покупателю невыгодно переносить срок уплаты налога или давать займ, поэтому важно учитывать интересы покупателя.

Агентские схемы

Еще налоговая не приветствует работу с агентскими схемами, которые формально тоже не нарушает закон.

  • Товары продаются по договору комиссии, который позволяет отсрочить начисление НДС.
  • Агентский договор предполагает, что НДС облагается только вознаграждение агента, которое указано в договоре, а не вся сумма, вырученная от продажи товаров.
  • Также для экономии товары продают и покупают через агента на спецрежиме, который не начисляет НДС.

Экспортные операции

Экспортные операции облагаются по 0% ставке, так что увеличив долю экспорта, вы экономите на налоге (п.п.1 п.1 статьи 164 НК РФ).

Необлагаемые операции

В ст. 149 НК РФ перечислены операции, по которым не надо платить НДС. Часть товара при сделке оформляют как необлагаемую операцию, если это возможно.

Включение суммы доставки в стоимость

Если вы продаете товары, облагаемые по ставке НДС 10%, вам выгодно не выделять сумму доставки (где обложение будет по ставке 20%), а включать расходы по перевозке товаров до склада покупателя. Тогда вы заплатите 10% НДС со всей стоимости товара, а за услуги транспортных компаний примете к вычету 20%. Чтобы применять эту схему, пропишите в учетной политике, что в себестоимость товара входят расходы по доставке, а в договоре с покупателем укажите, что доставка включена в стоимость товара.

Работайте с НДС в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. В системе легко вести учет, платить зарплату, отчитываться онлайн. Сервис поможет оптимизировать НДС и подскажет, как сократить платеж. Первые две недели работы бесплатны для всех новых пользователей

Читайте также: