Cmr по европе возврат ндс

Опубликовано: 03.05.2024

Транспортная накладная CMR (ЦМР) - транспортный документ, наиболее широко используемый при международных перевозках грузов автомобильным транспортом. Транспортная накладная CMR выписывается для подтверждения заключения договора перевозки, который определяет ответственность отправителя, перевозчика и получателя товара. Подтверждает, что груз в момент принятия находился в надлежащем состоянии, в целой упаковке, маркировка и число мест соответствует указанным в накладной. В то же время накладная CMR не является товарораспорядительным документом. Груз выдается указанному в ней грузополучателю.

Транспортная накладная CMR действует на основании Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), которая содержит общие данные о виде, содержании, и правилах заполнения накладной. В соответствии с КДПГ накладная составляется как минимум в трех экземплярах, и подписывается отправителем и перевозчиком. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй - сопровождает груз, третий - остается у перевозчика. Количество остальных экземпляров зависит от количества стран транзита, через которые следует груз.

Основные пункты транспортной накладной CMR (ЦМР):
1) Заполняет грузоотправитель (Пункты 1–15, 21, 22).
Пункт 1. Указываются данные грузоотправителя (наименование, страна, адрес, телефоны). Если отправка происходит по поручению третьей стороны – добавляется – «по поручению» и указывается юридическое название этой третьей стороны.
Пункт 2. Данные грузополучателя (наименование, страна, адрес, телефоны).
Пункт 3. Страна и точный адрес разгрузки - точки доставки груза.
Пункт 4. Время погрузки, страна и точный адрес - точки отправления груза.
Пункт 5. Перечень документов на груз, идущих в комплекте с накладной CMR: номер книжки МДП (TIR), инвойс (invoice), упаковочный лист, если грузы имеют промышленное происхождение - сертификат качества, если грузы имеют животное происхождение - ветеринарный сертификат; если грузы имеют растительное происхождение - карантинный сертификат; сертификат страны происхождения товара.
Пункт 6. Знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
бланк ЦМР
Пункт 7. Количество мест.
Пункт 8. Описание упаковки груза (паллеты, ящики, коробки, и т.д.).
Пункт 9. Наименование груза.
Пункт 10. Код ТН ВЭД.
Пункт 11. Вес брутто.
Пункт 12. Объем.
Пункт 13. Адрес таможенного оформления груза.
Пункт 15. Условия поставки по Инкотермс.
Пункт 21. Дата и место заполнения CMR.
Пункт 22. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки.
Данные заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.
2) Заполняет перевозчик. (16–19, 23, 25–29).
Пункт 16. Данные перевозчика (наименование, страна, адрес, телефоны). Удостоверяется печатью перевозчика.
Пункт 17. Реквизиты всех перевозчиков задействованных в перевозке.
Пункт 18. Оговорки перевозчика о внешнем состоянии груза, состоянии упаковки и качестве крепления. Если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то Согласно КДПГ - считается, что, в момент принятия груза перевозчиком, груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии, число маркировка и нумерация грузовых мест, совпадает с указанными в накладной.
Пункт 19, 27, 28, 29. Перевозчик заполняет по окончании перевозки.
Пункт 20. Дополнительно согласованные условия перевозки (температурный режим груза, скоростной режим, специальные условия перевозки опасных и не габаритных грузов и т.д.).
Пункт 23. Подпись, принявшего груз к перевозке водителя - экспедитора. Штамп и подпись перевозчика. 3) Заполняет грузополучатель, после получения груза.
Пункт 24. Указывается дата и точное время прибытия автомобиля для разгрузки, и дата время - убытия после разгрузки. Ставится подпись и штамп грузополучателя, чем подтверждается факт приемки груза.
Пункт 25, 26. Регистрационные номера тягача и прицепа.

Любая международная перевозка груза на автомобиле не обходится без этапа подготовки сопроводительной документации. Ведущее место среди пакета документов занимает транспортная накладная CMR.

Наименование накладной складывается из аббревиатуры на французском языке, используемой при обозначении Женевской конвенции 1956 года (фр. Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route), которая установила правила трансграничного перемещения грузов на автомобилях. В российском варианте ее еще называют накладной КДПГ - Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом.

CMR на английском

Что такое накладная CMR?

CMR-накладная является доказательством заключения договора на перемещение груза за рубеж при помощи автотранспортных средств. Это один из первых документов, который запросят контролирующие структуры в процессе перевозки. Без нее груз не пересечет государственную границу.

Документ закрепляет правоотношения участников сделки, фиксирует данные о товаре и его особенностях, об участниках транспортировки, содержит сведения о месте, времени убытия и прибытия груза, маршрут перевозки, информацию о стоимости изделий и условиях прохождения таможенных процедур, о страховании.

Для экспорта и импорта используется один и тот же бланк накладной. При экспорте товара за границу в российскую таможню предъявляется документ, оформленный на русском языке. Если накладная выписана на иностранном языке, необходимо обеспечить ее перевод на русский язык.

CMR на русском

В каких случаях CMR обязательна, а в каких нет?

Необходимость в международной товарно-транспортной накладной CMR обусловлена требованиями Конвенции. Из ее текста следует, что документ подлежит оформлению при совокупности трех условий:

  1. Перевозка осуществляется на автомобиле за плату;
  2. Места отправления и назначения груза находятся на территории разных стран;
  3. Хотя бы одна из сторон сделки находится в государстве, ратифицировавшей Конвенцию.

Таким образом, данный документ выписывается только для международных перевозок.

Кто должен заполнять CMR?

В форме накладной имеются графы, предназначенные для заполнения всеми сторонами процесса перемещения товара:

  • № 1-15 и 21-22 для грузоотправителя;
  • № 16-19,23 и 25-29 для перевозчика;
  • № 24 для грузополучателя.

Основная ответственность за правильность внесенных сведений лежит на отправителе груза. Именно он будет отвечать за недостоверность информации и различные технические ошибки в документе.

Например, если в результате допущенных неточностей перевозчик доставит груз не по месту назначения, то грузоотправителю придется нести расходы на ликвидацию этой ошибки. В любом случае перевозчик обязан документально доказать вину отправителя груза, размер причиненного ущерба и связь между допущенной ошибкой в CMR и убытками.

Человек заполняет CMR

Порядок заполнения транспортной накладной

Правильное заполнение бланка каждым из участников процесса перевозки — залог успешной транспортировки груза до его получателя.

П. 1 отражает реквизиты отправителя груза (его название и юридический адрес с указанием страны, телефоны для связи и сведения об ответственном лице). Если в сделке участвует поручитель, то необходимо также указать его данные и сделать пометку об отправлении груза «по поручению».

П. 2 содержит сведения о получателе груза, аналогично первой графе. Если груз будет передан таможенному брокеру, об этом делается соответствующее примечание.

П. 3 определяет место разгрузки. Необходимо обязательно указать страну и точное место выгрузки вплоть до наименования филиала, магазина или склада. Это то место, куда поступит груз после полной очистки на таможне.

П. 4 фиксирует место и дату погрузки. При заполнении необходимо детально прописать адрес с обязательным указанием страны.

В п. 5 указывается полный перечень прилагаемых к ЦМР транспортных, финансовых и разрешительных документов.

П. 6 заполняется сведениями о знаках и номерах, которые определяют вид перемещаемого груза. Особо тщательно к внесению сведений в данный пункт необходимо отнестись отправителям опасных грузов. Включение информации об опасности груза убережет перевозчика от неправильного с ним обращения.

В п. 7 вносится количество мест, занимаемых грузом в одном транспортном средстве. Данные сведения в последующем обязан проконтролировать перевозчик.

П. 8 касается упаковки груза. Указывается ее внешний вид и материал, из которого она выполнена (картонная коробка, мешок холщовый или из полиэтилена, бочка металлическая и т.п.).

В п. 9 вписываются наименования перевозимых товарных единиц в полном соответствии с сопроводительными документами. Когда позиций много, можно сделать отсылку к инвойсу и упаковочным листам, указав общее наименование.

П. 10 содержит указание на статистические коды ТН ВЭД для каждой группы товаров.

В п. 11 отражается вес груза брутто, то есть с упаковкой, в килограммах. Сведения вносятся по каждому товару отдельно. Показатели должны быть аналогичны указанным в инвойсе или в морском коносаменте.

П. 12 заполняется при необходимости (в основном касается сборных грузов). В него вписываются объемные показатели груза в кубических метрах.

П. 13 определяет указания отправителя в отношении прохождения таможенной обработки. Из него перевозчик должен узнать, где находится таможня, которая будет проводить проверку груза. Кроме того, в нижней части графы можно зафиксировать данные об объявленной стоимости товара в той же валюте, которая используется в инвойсе.

П. 14 называется «Возврат» и обязателен к заполнению при перевозках в контейнерах. В графу вписывается регистрационный знак полуприцепа или идентифицирующие контейнер знаки, если они возвращаются из-за границы спустя некоторое время после завершения перевозки (например, в случае ремонта).

В п. 15 детально описываются условия оплаты с применением терминологии, используемой в Инкотермс.

П. 16 содержит сведения о транспортной компании, перевозящей груз (ее наименование, место регистрации с указанием страны). При заполнении пункта можно воспользоваться штампом с реквизитами организации.

В п. 17 указываются сведения, аналогичные содержащимся в п.16, только в отношении последующего перевозчика, когда груз перемещается несколькими транспортными компаниями. Все транспортировщики несут солидарную ответственность за перевозимый товар.

П. 18. Каждый последующий перевозчик вправе делать оговорки и замечания в отношении состояния автомобиля и перевозимого в нем груза. Для данных пометок предусмотрен п. 18 накладной.

П. 19 отражает применяемый тариф на перевозку. Он заполняется только после завершения транспортировки.

В п. 20 CMR грузоотправитель вносит все необходимые с его точки зрения оговорки и замечания для перевозчика. Это могут быть правила разгрузки, требование о страховании груза, внешнем виде тары и пр.

Пункты 21-22 заполняются отправителем. В них указывается место и дата составления документа, а затем проставляется штамп организации.

В п. 23 имеется место для штампа перевозчика, который ранее проставляется в п. 16.

П. 24 предназначен для штампа получателя груза, его подписи и отражения времени получения груза, а также для отметки о времени убытия автомобиля после разгрузки. Сведения о получении груза фиксируются в 3 и 4 экземплярах документа.

Пункты 25 и 26 заполняются экспедитором и содержат данные о прицепе или полуприцепе, перевозившем груз (его регистрационные данные и марку).

Пункты 27-29 оформляются отделом расчетов перевозчика.

Требования к заполнению и правила оформления CMR

CMR-накладная оформляется в 4-7 экземплярах и состоит из 10 самокопирующихся страниц с пустыми графами для заполнения. Первые четыре страницы предназначены для участников перевозки:

  • 1 стр. — для продавца (необходима для подтверждения отправки груза и взаиморасчетов);
  • 2 стр. — для покупателя (следует вместе с грузом и передается после доставки покупателю);
  • 3 стр. — для экспедитора (прилагается к путевому листу);
  • 4 стр. — для отдела расчетов экспедитора (для осуществления расчетов за транспортировку).

Страницы 3 и 4 заверяются подписями и штампами грузополучателя и возвращаются экспедитору.

Остальные страницы накладной необходимы для проставления отметок на таможне и другими органами. Необходимость в оформлении дополнительных страниц решается с учетом особенностей будущей перевозки.

Если груз предназначен для получения несколькими покупателями, то CMR выписывается в отношении каждого из них.

Контейнер с грузом

Обязательно ли заполнять все графы?

Конвенцией в п. 1 ст.6 обозначены сведения, наличие которых в ЦМР является обязательным. Их отсутствие указывает на незаключенность договора перевозки.

К необходимым данным относится следующая информация:

  • дата и место составления ЦМР;
  • реквизиты отправителя и получателя груза;
  • место принятия и доставки товара;
  • груз (наименование, число мест, маркировка, вес брутто и количество в других единицах измерения);
  • упаковка;
  • финансовые расходы на транспортировку;
  • инструкция для прохождения таможни.

Остальные сведения являются дополнительными.

Страхование CMR: плюсы и минусы

Гражданская ответственность экспедитора может быть застрахована. Выполнение данной процедуры имеет ряд положительных моментов:

  • уменьшаются риски перевозчика, связанные с порчей груза или его повреждением;
  • страховка подтвердит надежность перевозчика в глазах клиентов.

В то же время есть и негативные моменты:

  • на оформление полиса затрачивается дополнительное время;
  • страховка предполагает дополнительные финансовые расходы;
  • если в порче виновно третье лицо, то она не подлежит компенсации.

Опасный груз

Образец заполнения CMR

Ниже приводится пример заполнения накладной.

Образец международной транспортной накладной CMR можно скачать по указанным ссылкам.

Чем грозит неправильное заполнение CMR?

Основная часть накладной заполняется отправителем груза. Достоверность отраженных в документе данных будет влиять на весь дальнейший процесс транспортировки.

В ст. 7 Конвенции указано, что на отправителя ложится ответственность за все дополнительные расходы и возможные убытки экспедитора, если они возникли из-за некорректного заполнения граф CMR.

Чтобы избежать больших финансовых потерь и временных затрат на оформление CMR, правильным решением будет обратиться в нашу компанию, знакомую со всеми особенностями перевозки автомобильным транспортом.

Одним из самых перспективных и прибыльных направлений бизнеса является внешнеэкономическая деятельность.

Статьи

Таможенный брокер и как его выбрать?

Перемещение грузов через границу требует прохождения таможенных процедур. Процесс отличается сложностью, имеет множество организационных и правовых нюансов, поэтому заниматься этим самостоятельно нерационально.

CMR представляет собой товарно-транспортную накладную, которая используется при доставке товаров в рамках Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (сокращенно Конвенция КДПГ). Сама аббревиатура CMR образуется из первых букв названия этого документа на французском языке, поскольку его подписание проходило в Женеве в 1956г.

Фактически CMR - это договор на оказание услуг по международной доставке груза, условия которого, прописанные в конвенции, закрепляются печатями отправителя и перевозчика. Накладная, как и Конвенция КДПГ, применяется в случае, если:
- перевозка осуществляется с использованием автотранспорта;
- перевозка осуществляется на возмездной основе;
- отправитель и получатель груза находятся в разных странах, из которых как минимум одна является участником данного международного соглашения.

Почему так важно точно и без ошибок заполнить CMR? Потому что это основной документ перевозки по Конвенции КДПГ, положения которой являются главными в случае решения спорных ситуаций и имеют приоритет перед внутренними законодательными актами стран-участниц. Если вы посмотрите на стандартный бланк накладной, то в правом верхнем углу почти наверняка увидите фразу «Данная перевозка, несмотря ни на какие прочие договоры, осуществляется в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» . В договоре подробно описаны права и обязанности сторон, участвующих в доставке груза, ответственность каждой из них в случае возникновения ущерба.

CMR можно назвать собирательным документом, поскольку в нем содержится информация практически из всех документов, сопровождающих перевозку, таких как TIR, инвойс, упаковочные листы, контракт, сертификаты, лицензии. И любое несоответствие между данными в этих бумагах вызывает массу вопросов у сотрудников таможни, простои машин, отказы в выпуске и так далее.

Заполнить CMR может как отправитель груза, так и перевозчик (экспедитор). Как официальный документ, накладная начинает действовать после того, как на ней проставлены печати указанных выше организаций. Они же несут ответственность за указанные в документе данные: отправитель обязан заполнить CMR максимально подробно и достоверно, а перевозчик обязан сверить эти данные при приеме груза (например, количество мест, целостность упаковки и так далее). Документ оформляется как минимум в трех экземплярах, зачастую еще один лист заполняется для передачи в таможенные органы.

Структура CMR и принцип заполнения

Пункты 1, 2 – отправитель и получатель, в большинстве случаев это продавец и покупатель, указанные в инвойсе. Чаще всего ошибки в заполнении этих пунктов возникают из-за того, что реальным отправителем и получателем груза выступают другие организации (например, экспедитор). В этом случае в пунктах 1 и 2 появляется уточняющая информация о том, что отправителем или получателем груза по факту выступала некая компания по поручению продавца или покупателя соответственно.

Место загрузки и разгрузки указывается в пунктах 4 и 3. Реальные отправитель и получатель, отвечающие за погрузку и прием товара, проставляют свои печати в разделах 22 и 24. Следует отметить, что вместо печати отправителя и перевозчика может быть проставлена подпись, как от руки, так и в виде штампа, если это допускается законодательством страны погрузки.

Пункт 5 «Прилагаемые документы» - здесь в обязательном порядке указываются номер книжки МДП и инвойсов, остальная информация по сопровождающим отправку документам (разрешительной документации, пакингам) – по желанию. В случае если планируется перевозить сборный груз, на него составляется так называемый грузовой манифест, в котором консолидируются все данные по составляющим «сборки», его номер также указывается в данном разделе.

В большом блоке пунктов 6-11 детально прописывается информация по каждому товару из загрузки. В графе «Знаки и номера» в случае необходимости указываются специальные коды, прописанные в Европейском соглашении о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), обозначающие класс опасности груза. Графа 7 отображает количество грузовых мест, находящихся в машине, графа 8 – их вид (паллеты, коробки, рулоны и так далее). Эта цифра должна совпадать с данными, указанными в экспортной декларации, пакинге и TIR. Если товар занимает часть места (например, одна коробка, лежащая на общей паллете), указание количества мест в виде дробей не допускается, напротив этой позиции прописывается значение «0».

Наименование товаров (9) указывается в сокращенном варианте на том языке, на котором заполняется CMR. Чаще всего это государственный язык страны отправления, а наименования разделов дублируются. Так как Конвенция КДПГ, и соответственно CMR, применяется в основном в Европе, большая часть накладных заполняется с использованием английского языка, как самого распространенного на континенте.

В графе 10 указывается код ТНВЭД как минимум на уровне товарной позиции (4 знака), при импорте чаще всего здесь указывается шестизначный код субпозиции Комбинированной номенклатуры Евросоюза. Основой для заполнения этого раздела являются экспортная или транзитная декларации, аналогичные коды на продукцию должны стоять и в остальных документах, сопровождающих перевозку (с учетом минимальных различий с ТНВЭД ЕАЭС из-за национальной детализации при кодировании товаров).

Экспортная декларация и пакинг являются источником данных по весу для 11 раздела. Следует отметить, что в CMR всегда указывается вес брутто, причем подразумевается именно вес груза со всем объемом упаковки, в которой он перевозится. Сюда включаются не только вес первичной упаковки (банки, коробки), но и, например, пленка, в которую завернуты коробки, обрешетка, паллеты, на которых товар загружается в машину. Зачастую вес паллет прописывает в CMR отдельно, так как информация по весу этой тары иногда появляется в последний момент и просто физически не может быть указана при отправлении.

Пункт 13 чрезвычайно важен – в нем указывается таможенный пост назначения (или склад временного хранения в пункте прибытия), и именно на основе этих данных заполняется TIR. С учетом того, что книжки МДП являются подотчетными бланками, на исправление ошибки, допущенной при заполнении этого раздела в CMR, будет потрачена масса времени и сил. В этой же графе при необходимости может быть указана стоимость груза для целей страхования.

Условия перевозки в соответствии с международными правилами ИНКОТЕРМС-2010 указываются в 15 графе. Те же условия должны значиться в сопроводительных документах, по этим же данным сотрудники таможни определяют, из чего складывается таможенная стоимость товаров.

Пункт 21 содержит данные по месту составления накладной и дате, пункт 25 – регистрационные номера фуры (прицеп, тягач).

Действующим документом CMR становится тогда, когда на ней появляются печати. Отсутствие того или иного штампа может привести к катастрофическим последствиям. Ранее мы уже упоминали о печатях в графе 22 и 24, которые, по сути, открывают и закрывают международную перевозку. За сам процесс перевозки «отвечает» штамп перевозчика в разделах 16 и 23, в случае изменения транспортной компании в процессе доставки груза в разделе 17 также должна появиться соответствующая печать.

Свои печати и отметки на CMR оставляет и таможня. Для перемещения груза по территории ЕАЭС по процедуре «Таможенный транзит» сотрудники таможни в пункте пропуска указывает на всех экземплярах накладной номер транзитной декларации и заверяет его личной номерной печатью. Также проставляется «направляющий штамп» специальной формы, в который заносится информация о таможне назначения, дате прибытия товара, номера пломб. Если в процессе транзита машина выгружает часть товара в промежуточных таможенных постах, каждый из них заполняет свой «направляющий штамп».

В обязательном порядке при пересечении границы на всех экземплярах CMR должны быть проставлены, при необходимости, печати ветеринарной, фитосанитарной служб, СЭС, без них растаможить груз невозможно.

С завершением перевозки все несколько сложнее. Если груз доставлен в конечную точку пути и выгружен из машины, сотрудники таможни прибытия ставят в накладной отметку «Товар поступил». Если же груз проходит оформление «с колес» - четких инструкций по проставлению штампов в CMR, к сожалению, нет. Перевозчики просят таможенников поставить на накладной печать «Выпуск разрешен», но эта просьба часто остается без внимания.

В случае экспорта на CMR должна стоять не только отметка «Вывоз разрешен», но и отметка таможенного органа в пункте пропуска на границе «Товар вывезен». Только при наличии этих двух штампов у продавца не возникнет проблем при подтверждении права на возврат НДС.

Таким образом видно, что CMR – важнейший документ международной перевозки, который необходимо не только внимательно заполнять, но и уметь извлекать из накладной необходимую информацию. Все это может значительно ускорить решение спорных вопросов, обеспечить стабильное взаимодействие покупателя, перевозчика и продавца, а также облегчить таможенное оформление грузов.

CMR – международная товарно-транспортная накладная: регламент заполнения и ответственность сторон

Федеральным законом Российской Федерации предусмотрен регламент транспортно-экспедиционной деятельности. Его соблюдение обязательно для всех участников внешнеэкономических процессов. Какие перевозочные документы нужно предоставить таможенным органам, в чем особенность их заполнения, расскажут специалисты компании «Калипсо».

Виды накладных в грузоперевозках

Вид документов, которые необходимо оформить, определяется способом перевозки. Обязательная сопроводительная документация при любом виде транспортировки: спецификация, инвойс и упаковочный лист.

для автомобильной транспортировки – автодорожная накладная CMR, TIR;

ЖД перевозки – ЖД накладная;

авиаперевозки – авиагрузовая накладная Airway bill;

морская транспортировка – коносамент, фрахтовый билет для паромов.

Что такое накладная CMR?

При импорте товаров из Европы в РФ актуальна CMR – международная товарно-транспортная накладная. Документ фактически подтверждает, что транспортировка выполняется согласно КДПГ. В бланке предоставляется полная информация об участниках процесса и перевозимом товаре.

Стандартный пакет оформляется в 3 экземплярах. Оригиналы получают: отправитель, перевозчик и получатель.

Важно знать! При необходимости или по требованию таможенной инспекции можно дополнительно выписать экземпляр CMR.

Накладная обязательна в следующих случаях:

груз пересекает границу РФ;

один из участников внешнеэкономической сделки является резидентом государства, подписавшего КДПГ;

транспортировка осуществляется автомобилем;

доставка – платная услуга.

6d755559bd316cdc6641778ec4734b9b.jpg

Требования к оформлению накладной

Бланк CMR един для всех стран, придерживающихся КДПГ. Однако заполнение документа может варьироваться. Для Российской Федерации регламент описан в письме ФТС РФ от 2 мая 2012 года номер 04-30/22006.

При оформлении придерживаются правил, указанных в следующих документах (соблюдать их необходимо в порядке приоритетности):

нормативный документ государства по регламенту заполнения;

Заполнение бланка накладной ЦМР, как правило, выполняется на языке страны отправителя. В графы информация вносится с помощью принтера или авторучки. Метод записи должен гарантировать сохранность данных при архивном хранении.

Сведения должны быть внесены разборчиво, исключаются зачеркивания или исправления. В сложных сделках, которые предполагают участие нескольких контрагентов, изготавливают дополнительные экземпляры CMR.

Что заполняет грузоотправитель

CMR накладная подтверждает договор на автомобильную транспортировку груза. Документ заполняется отправителем и перевозчиком в соответствующих графах. Для отправителя предусмотрена солидарная ответственность за корректность заполнения бланка. Он вносит информацию в графы с 1 по 15, а также 21 и 22. Указываются следующие данные:

сведения об отправителе;

сведения о получателе;

место и дата погрузки;

список сопровождающих документов с указанием номеров;

классификационная информация от товаре;

сведения об упаковке;

информация о товаре (наименование, вес, объем);

сведения о месте, где будет проводиться таможенное оформление груза;

место и дата составления CMR;

фактическая дата и время прибытия для погрузочных работ, а также отправки автомобиля.

Бланк отправитель обязательно заверяет печатью и подписью с дальнейшей расшифровкой.

Что заполняет перевозчик

Перевозчик в бланке CMR заполняет графы с 16 по 19, с 25 по 29, а также 23. В них он указывает:

сведения о других перевозчиках, если транспортировка выполняется несколькими компаниями;

замечания и оговорки, если груз и упаковка не соответствуют данным в CMR;

информацию о путевом листе, водителе, экспедиторе;

регистрационный номер и марку транспортного средства, которое выполняет перевозку;

информацию о тарифе или стоимости услуг.

9a8c4b7347d25de4b4e1d9f7462d8a2a.jpg

Дополнительные документы

В таможенном оформлении груза понадобятся инвойс, спецификация и упаковочный лист.

  • Инвойс предоставляется продавцом и является по сути счетом-фактурой. Документ выписывается на партию товара, в нем указана информация об участниках сделки, характеристиках товара, сведения об упаковке, стоимость груза, а также условия поставки и выплат. В документе обязательно прописана фактурная цена. Согласно договору, инвойс может использоваться в качестве накладной, а также удостоверять происхождение товара.
  • Спецификация. Подробный список перевозимой продукции с детализацией по количеству, сортам, маркам, артикулам. В случае необходимости дополнительно указываются цены и качественные характеристики.
  • Упаковочный лист. Перечень позиций груза, а также номеров мест, в которые они упакованы. Для каждого обязательно указывается вес.

Ответственность при неточном и недостаточном заполнении CMR

Как заполнять CMR – важный вопрос, поскольку при допущении сознательных или случайных ошибок возможны проблемы с государственными органами, а также конфликтные ситуации с партнерами по сделке.

При несовпадении данных в документации с реальными груз будет задержан на таможенном контроле, владельцу товара грозит штраф. Ошибки в оформлении провоцируют проблемы при приемке груза. Несоответствие в количестве и качестве товара приводит к претензиям между перевозчиком, покупателем и продавцом.

К оформлению CMR накладной привлекается минимум 3 стороны. Более распространены ситуации, когда в исполнении контракта задействованы другие перевозчики и участников становится больше. Все это является основными факторами, провоцирующими ошибки или неточности, которые в дальнейшем могут вылиться в финансовые потери. Именно поэтому заполнение CMR лучше доверить опытным специалистам.

Таможенные брокеры компании «Калипсо» имеют огромный опыт в сфере международной торговли. Они не только помогут правильно оформить документы, но и при необходимости будут представлять ваши интересы перед таможенными органами. С нами вы можете быть уверены, что груз пройдет границу без задержек и финансовых потерь.

2dc083518a0651b46ff9164e315d9b3b.jpg

Как заполнять накладную для опасных грузов?

Для опасных грузов бланк CMR заполняется грузоотправителем. Он обязательно содержит в себе следующую информацию:

номер ООН, начинающийся с символов UN;

наименование товара согласно техническому или биологическому названию;

классификационный код или номер образцов знака опасности;

количество, коды и характеристики транспортной тары;

общее количество опасного груза;

данные об отправителе и грузополучателе.

Важно знать! Если транспортировка пролегает через тоннельные конструкции, в документе указывается код ограничения проезда через тоннель.

Страхование CMR

CMR страхование – это механизм компенсации владельцу товара потери, которая произошла по вине перевозчика. Основное предназначение страхового полиса данного типа – защита транспортной компании от финансовых потерь при повреждении или утрате груза. Обстоятельствами для наступления страхового случая могут быть: намокание, пожар, ДТП, кража, опрокидывание транспорта и другие форс-мажорные ситуации.

Важно знать! CMR страхование защищает интересы перевозчика и не является страхованием груза. Выплата производится, если доказана вина перевозчика.

Советы и рекомендации специалиста

Грамотное заполнение транспортной накладной во многом определяет успешность внешнеэкономической деятельности. Услуги профессионального таможенного брокера позволят минимизировать проблемы, снизят риски задержки груза. Компания «Калипсо» предлагает комплексные услуги по документальному оформлению и правовой поддержке.

Выводы

Накладная CMR – обязательный документ для прохождения таможни. Его правильное составление предупреждает конфликтные ситуации между всеми участниками сделки.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Если международные перевозки осуществляются автомобильным транспортом, то российский участник сделки вправе оформить международный эквивалент товарно-транспортной накладной – СМR.

СМR введен Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ). Она была подписана в Женеве в 1956 году. В нашей стране этот документ действует с 1 декабря 1983 года. Его применяют, если между перевозчиком и отправителем существует договор об автомобильной транспортировке грузов (п. 1 ст. 1 КДПГ), и хотя бы одна из стран (отправления или назначения) подписала КДПГ. В частности, это такие страны как: Россия, Беларусь, Латвия, Литва, Словакия, Турция, Франция и другие государства.

Правила оформления CMR

В отличие от российской товарно-транспортной накладной, CMR составляют в трех экземплярах. Их подписывают грузоотправитель и перевозчик. В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.

Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями, или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида. Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза.

Если перевозимый груз является опасным, то отправитель должен точно указать в накладной характер опасности. Кроме того, в накладной следует описать необходимые меры предосторожности, которые надо предпринять для обеспечения безопасной перевозки.

Перед тем, как подписать СМR, перевозчик должен проверить правильность указания количества мест, маркировки, состояние товара и упаковки (п. 1 ст. 8 КДПГ). При транспортировке груза на большие расстояния перевозка может быть поручена последовательно нескольким перевозчикам. Второй перевозчик и каждый из последующих становятся участниками договора перевозки в силу принятия ими груза и накладной. Перевозчик, принимающий груз, должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной. Если он не удовлетворен их состоянием, то должен сделать в накладной соответствующие отметки. Если в накладной нет обоснованных перевозчиком оговорок, то считается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии. А также, что число грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали указаниям в накладной.

Вместе с международной ТТН перевозчику передают: отгрузочную спецификацию, фактуру–спецификацию, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты (п. 6 Перечня документов, утвержденного Минтрансом РФ 27 октября 1998 г. далее – Перечень). Они должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок. Их предъявляют в соответствующих случаях проверки. До начала перевозки отправитель обязан присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика документы, необходимые для выполнения таможенных и иных формальностей.

Международная ТТН должна содержать «стандартные» данные, такие же, как и в российской накладной (дату документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д.). Помимо этого, в СМR нужно указывать (п. 1 ст. 6 КДПГ):

  • принятое обозначение характера груза и род его упаковки;
  • платежи, связанных с перевозкой (таможенные пошлины и сборы и т.д.) и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора до сдачи груза;
  • инструкции, которые понадобятся при пересечении границы, оформлении таможенных документов;
Так же накладная может содержать (п. 2 ст. 6 КДПГ):

  • указание, что перегрузка не разрешается;
  • указание платежей, которые отправитель обязан оплатить;
  • сумму платежа, подлежащего оплате при сдаче груза;
  • объявленную стоимость груза;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;
  • перечень документов, переданных перевозчику.
Возмещение НДС

Если пункт отправления (назначения) груза расположены за пределами России, то услуги по перевозке облагаются НДС по нулевой ставке (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Для того, чтобы получить вычет по НДС организации должны подать в налоговую ряд документов, в числе которых и международная товарно-транспортная накладная (подп. 2 п. 6 ст. 165 НК РФ). Но совсем не обязательно заполнять все реквизиты СМR. Так, если на документе имеются отметки «Выпуск разрешен» («Товар вывезен»), то можно не прописывать информацию о путевом листе, стоимости груза, фамилии водителя, дате получения груза, подпись и штамп получателя. Об этом сообщили судьи (постановление ФАС Московского округа от 18 мая 2006 г. по делу № КА-А40/4132-06). Арбитры указали на то, что ни Таможенный Кодекс, ни КДПГ не содержат перечня реквизитов, отсутствие которых влечет недействительность товарно-транспортной накладной.

Однако, если на международных ТТН не будет отметок пограничного таможенного органа (подп. 4 п. 1 статьи 165 НК РФ), которые подтверждают ввоз и вывоз товаров, обращение в суд не поможет (постановление Президиума ВАС от 21 сентября 2005 г. № 4152/05). Это относится даже к той ситуации, когда компания представит документы с необходимыми отметками непосредственно в зале суда.

Заметим, судьи считают, что СМR и все прилагаемые к ней документы можно составлять на иностранном языке, без перевода на русский. Но, инспекторы вправе потребовать перевод при камеральной проверке (ст. 88 НК РФ). Если же налоговики этого не сделают, то отказать в вычете по НДС ревизоры не вправе. К такому выводу пришли арбитры Московского округа (постановление ФАС от 5 июля 2005 г. по делу № КА-А40/5834-05). Несмотря на мнение судей, хотелось бы посоветовать изначально делать построчный перевод на русский язык. Ведь в пункте 6 Перечня ясно и четко прописано требование оформлять ТТН на двух языках.

между делом

Если перевозка осуществляется из Москвы в Калининград, то, несмотря на неоднократное пересечение сухопутной границы, транспортировка считается внутренней. Значит, заполнять СМR не нужно.

Читайте также: