Аудит ндс счет фактура

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Сейчас уже можно говорить об истории данного вопроса, поскольку с 1 октября 2011 года благодаря дополнению, внесенному Законом № 245-ФЗ [1] в гл. 21 НК РФ, аудиторские услуги вошли в перечень услуг, поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации которых определяется в особом по-рядке – по месту деятельности покупателя.

Вместе с тем заявленная тема продолжительное время была предметом налоговых споров, нередко заканчивавшихся в судебных инстанциях. В этой связи считаем нужным ознакомить читателя со спорными ситуациями, которые могут возникнуть в ходе налоговых проверок, охватывающих периоды до вступления в силу Закона № 245-ФЗ, в отношении определения места реализации аудиторских услуг.

Особый порядок определения места реализации услуг

В целях налогообложения реализуемых услуг гл. 21 НК РФ установлено следующее правило: если местом реализации услуг признается территория РФ, они подлежат обложению НДС в РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Отметим, что для различных услуг п. 1 ст. 148 НК РФ предусмотрены свои особенности определения места их реализации. Так, для консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ установлен особый порядок определения места реализации – по месту деятельности покупателя. При этом тер-ритория РФ признается местом реализации только в случае фактиче-ского присутствия покупателя на территории РФ на основе государст-венной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Аудит для иностранцев – спорный вопрос

Следует сказать, что в действующей (до 01.10.2011) редакции пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ аудиторские услуги отсутствуют. В этой связи возникало немало спорных вопросов по НДС в отношении аудиторских услуг, оказываемых российскими организациями иностранным компаниям, не имевшим на территории РФ постоянных представительств.

Например, московские налоговики рассуждали так: раз аудиторские услуги не поименованы в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, значит, данный вид услуг следует относить к услугам, указанным в пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ – не предусмотренным пп. 1 – 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ (Письмо от 18.06.2009 № 16-15/61584). По их мнению, место реализации аудиторских услуг должно определяться в общем порядке – по месту деятельности организации, оказывающей данный вид услуг, а не в особом порядке – по месту деятельности покупателя. Заметим, если следовать букве закона, налоговики правы.

Однако Минфин придерживался другой точки зрения: при применении НДС в отношении аудиторских услуг следует руководствоваться нормой пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (Письмо от 08.04.2009 № 03 07 08/85).

Итак, с учетом разночтений со стороны финансового и налогового ведомств в отношении порядка определения места реализации ауди-торских услуг налогоплательщику ничего не оставалось, как обращаться за поддержкой в судебные инстанции. К тому же анализ арбитражной практики показал, что судьи разделяют позицию Минфина, в основу которой, по мнению автора, было положено действующее в целях бухгалтерского учета требование приоритета содержания перед формой – отражения фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [2] ).

В качестве примера приведем Постановление Девятого арбит-ражного апелляционного суда от 12.11.2010 № 09АП-26553/2010-АК [3] , в котором судьи, вынося решение в пользу общества, проводившего в 2006 – 2007 годах аудит финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО (ГААП) иностранными организациями, не осуществляющими деятельность на территории РФ, поддержали позицию налогоплательщика, посчитавшего, что в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ аудиторские услуги представляют собой комплексные услуги, включающие в качестве составляющих бухгалтерские, консультационные и юридические услуги. При этом арбитры указали на следующие моменты.

1. Действующее законодательство не содержит определение понятия «бухгалтерские услуги».

Исходя из буквального значения данного термина под бухгалтерскими услугами в широком смысле следует понимать деятельность исполнителя, направленную на оказание заказчику (покупателю услуг) содействия в решении задач бухгалтерского учета. Аудиторская деятельность направлена на решение задач бухгалтерского учета, главной из которых является формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 3 ст. 1 Закона о бухгалтерском учете [4] ). Именно установление достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности является целью аудита (п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности [5] в редакции, действовавшей в проверяемый период).

Аудиторское заключение в ряде случаев входит в состав бухгалтерской отчетности организаций (п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). По существу проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемая в рамках оказания аудиторских услуг, является за-ключительным этапом формирования полной и достоверной отчетности, отражающей во всех существенных условиях финансовое положение организации и представляемой внешним и внутренним пользователям.

Таким образом, судьи сделали вывод, что аудиторская деятельность включает бухгалтерские услуги, поскольку представляет собой дея-тельность, связанную с созданием одной из форм бухгалтерской от-четности (аудиторского заключения), а также проверкой достоверности бухгалтерской отчетности как одного из этапов ее формирования и в конечном счете направленную на решение задач бухгалтерского учета, сформулированных в ст. 1 Закона о бухгалтерском учете.

2. Аудиторские услуги включают в себя консультационные услуги.
Согласно п. 3 Стандарта № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» [6] одной из возможных причин искажения бухгалтерской отчетности являются ошибки в применении принципов учета, неверная интерпретация фактов. На основании указанного стандарта (п. 53) своевременное сообщение руководству аудируемого лица об искажениях, возникших в результате недобросовестных действий или ошибок, является необходимым для принятия руководством ау-дируемого лица соответствующих мер. Аудитор должен сообщить руководству о любых существенных недостатках средств внутреннего контроля в части, относящейся к предотвращению или обнаружению недобросовестных действий или ошибок, привлекших внимание аудитора во время проведения аудиторской проверки (п. 61 Стандарта).

При сообщении руководству аудируемого лица об обнаруженных недостатках аудитор со ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт указывает возможные варианты отражения тех или иных операций на счетах бухгалтерского учета.

Следовательно, аудиторская деятельность включает в себя кон-сультационные услуги, связанные с анализом и оценкой полученной аудитором информации с целью выявления ошибок и выработки ре-комендаций, о которых сообщается аудируемому лицу.

Кроме того, из заключенных обществом договоров на оказание ауди-торских услуг прямо следует, что для целей соответствующих договоров термин «аудит» использовался сторонами в значении более широком, чем то, которое использовано в Законе об аудиторской деятельности, и включал в себя не только услуги по проверке достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности (то есть аудит как таковой), но и иные услуги, которые по своей правовой природе являлись исключительно консультационными, а именно: услуги по оценке принятой клиентом учетной политики и основных расчетов, выполненных руководством клиента, а также оценке в целом формы представления бухгалтерской и финансовой отчетности.

Таким образом, по мнению судей, оказываемые обществом по соответствующим договорам услуги включали в себя консультаци-онные услуги.

3. Аудиторская деятельность включает в себя также юриди-ческие услуги.
В соответствии с п. 18 и 19 Стандарта № 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита» [7] аудитор должен проанализировать нормативные правовые акты РФ, применяемые аудируемым лицом в установленной сфере деятельности, и получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства соблюдения тех нормативных правовых актов РФ, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Следовательно, аудиторская деятельность включает в себя деятельность, связанную с правовой квалификацией деятельности и применением законодательства к действиям аудируемого лица.

К сведению

Стандарты № 13 и 14 утратили силу с 08.02.2011 (Постановление Прави-тельства РФ от 27.01.2011 № 30).

Итак, учитывая комплексный характер аудиторских услуг, включающих в себя бухгалтерские, консультационные и юридические услуги, арбитры пришли к выводу, что определение места оказания аудиторских услуг для целей НДС должно осуществляться согласно нормам пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, то есть по месту осуществления деятельности покупателем.

Кроме того, судьи отметили, что вывод об отсутствии оснований для обложения НДС аудиторских услуг, оказанных иностранным орга-низациям, не осуществляющим деятельности на территории РФ, под-тверждается многочисленными разъяснениями Минфина (письма от 24.08.2005 № 03 04 08/224, от 26.01.2006 № 03 04 08/26, от 08.04.2009 № 03 07 08/85), которыми налоговые органы обязаны руководствоваться в силу пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В итоге судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика по следующим основаниям. Заказчики (покупатели) аудиторских услуг, оказанных обществом в 2006 – 2007 годах, фактически не присутствовали в РФ на основе государственной регистрации или по иным указанным критериям. Это означает, что в целях ст. 148 НК РФ место деятельности покупателя спорных услуг находилось за пределами территории РФ, следовательно, налогоплательщик пра-вомерно не включал полученные за реализацию данных услуг суммы в размере 54 818 541 руб. в объект обложения НДС.

Согласитесь, судебные тяжбы того стоили.

Наконец-то свершилось!

По всей видимости, проникшись очевидной проблемой в отношении определения места реализации аудиторских услуг, законодатели все расставили по своим местам и назвали своими именами. Одним словом, свершилось! С 1 октября 2011 года в силу дополнений, внесенных Законом № 245-ФЗ, налогоплательщикам больше не потребуется доказывать, что аудиторские услуги имеют комплексный характер: включают в себя бухгалтерские, консультационные и юридические услуги.

Аудиторские услуги как самостоятельный вид услуг (которым, по мнению автора, они всегда и являлись) вошли в перечень услуг, поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации которых определяется в особом порядке – по месту деятельности покупателя.
Это означает, что по вопросу применения НДС в отношении ауди-торских услуг, оказываемых российскими организациями иностранным компаниям, налоговые споры с 1 октября 2011 года возникать не должны. Однако как поведут себя налоговики в отношении данного вида услуг, оказанных до 1 октября 2011 года, неизвестно.

[1] Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

[2] Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

[3] Постановлением ФАС МО от 28.01.2011 № КА-А40/17618-10 данное решение оставлено без изменения.

[4] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[5] Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». С 1 января 2011 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

[6] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

[7] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Сверка по НДС с контрагентами

Как налоговая проводит проверку по НДС

Уже пять лет налоговая администрирует НДС с помощью системы контроля АСК НДС-2. Благодаря ей “прозрачность” налога выросла, и не все компании и предприниматели оказались к этому готовы.

Сейчас процесс налоговой проверки по НДС выглядит так. Предприятия сдают в электронном виде декларации по НДС, к ним прилагают книги покупок и продаж. Система АСК НДС-2 проводит автоматическую камеральную проверку. Сопоставляет данные счетов-фактур покупателей и продавцов, проводит перекрестную проверку, выстраивает цепочки поставок и находит ошибки.

Также система выявляет “налоговые разрывы” и по определенным признакам ищет выгодоприобретателя такого разрыва. Программа может выявить возможный умысел и согласованность действий партнеров, к тому же анализирует декларации по всем налоговым периодам и видит повторяющиеся действия.

Какие ошибки находит система:

  • Ошибки в налоговой декларации по НДС: неверные контрольные соотношения показателей, несоответствие показателей между разделами декларации, отсутствие показателей из книги продаж и покупок в декларации. Найдя ошибку, система формирует требование о пояснении.
  • Несоответствия в счетах-фактурах покупателя и продавца. Например, программа может увидеть, что вы отразили сведения из счета-фактуры в разделе 8 декларации, куда вносят данные из книги покупок, но ваш поставщик не внес сведения из этого счета-фактура в раздел 9 своей декларации, куда вносят данные из книги продаж. Тогда программа формирует требование с протоколом расхождений.

К примеру, если налоговики обнаружат, что в разделе 8 декларации (сведения из книги покупок) вы отразили данные счета-фактуры от поставщика, но сам поставщик не отразил данные этого же счета-фактуры в разделе 9 декларации (сведения из книги продаж), то этот факт вызовет у инспекторов вопросы, и вас попросят дать разъяснения.

Как реагировать на требования по обнаруженным ошибкам

Если вы получили требование о пояснении по контрольным соотношениям или по расхождениям с контрагентами, нужно на него отреагировать:

  • прежде всего отправьте в налоговую квитанцию о получении требования (п. 5.1 ст. 23 НК), иначе ФНС может заблокировать ваши счета;
  • затем проанализируйте ошибки и подайте уточненную декларацию по НДС: при этом нельзя менять сумму НДС.

Если налоговая не доначислит НДС, достаточно передать свое пояснение либо в произвольной форме, либо в виде таблицы, где вы подтверждаете записи, которые считаете правильными, и исправляете значения там, где выявлены ошибки. Приложите к пояснениям копии подтверждающих документов, чтобы предотвратить дальнейшие вопросы.

Какие ошибки чаще всего находит налоговая

  • У счета-фактуры изменили реквизиты при переносе в книгу покупок: номер, дата, ИНН контрагента или его отсутствие — эти и другие реквизиты должны быть одинаковыми у продавца и покупателя.
  • Неверно указаны стоимость при реализации права на частичный вычет по НДС.
  • Неверный код вида операции.
  • Несколько счетов-фактур объединили в один — например, при получении их от одного и того же контрагента.
  • Неправильно отразили посреднические операции.
  • Неправильно отразили исправительные и корректировочные счета-фактуры или СФ по авансам.
  • Неверный номер заявления об импорте товаров и уплате косвенных налогов.
  • Данные в декларации не соответствуют с данными налогоплательщика.

Когда после проверки налоговая может отказать в вычете

Система автопроверки НДС легко определяет компании с признаками фирмы-однодневки или недобросовестного налогоплательщика. После этого ФНС может отказать в вычете налога покупателям такой компании и сослаться на то, что вы должны были проявить должную осмотрительность и не работать с опасными партнерами. Ведь контрагента легко проверить даже с помощью бесплатного сервиса ФНС “Проверка контрагентов” или “Проверка корректности заполнения счетов-фактур”.

Как снизить риск доначислений НДС и претензий от налоговой

Кроме проверки контрагентов на благонадежность есть другие меры, которые помогут избежать претензий в ходе камеральной автопроверки.

  • Контролируйте то, как формируется декларация по НДС, проводите проверку на соответствие формату, корректность, ключевые соотношения. Многие бухгалтерские сервисы оснащены функцией проверки декларации.
  • Правильно заполняйте счета-фактуры, книгу покупок и продаж, журнал учета счетов-фактур.
  • Правильно заполняйте справочник контрагентов.
  • Проверяйте потенциальных контрагентов на благонадежность, отказывайтесь сотрудничать с теми, кого можно назвать недобросовестным. Многие учетные сервисы оснащены модулем проверки и автоматически предупреждают о потенциально опасных сделках.
  • Ведите с контрагентами электронный документооборот — так вы избегаете риска расхождений в счетах-фактурах.
  • Пользуйтесь бухгалтерскими сервисами или системами сдачи отчетности, которые оснащены модулем проверки расчета НДС, сверки по НДС с контрагентами и проверки декларации.

Как проверить декларацию по НДС перед отправкой

Проверьте, нет ли расхождений в показателях декларации с помощью контрольных соотношений. Это можно сделать и вручную, руководствуясь письмом ФНС от 19.03.2019 № СД-4-3/4921@. Но проще и надежнее делать это с помощью автоматической системы проверки в учетном сервисе.

Затем проверьте ИНН и КПП контрагентов, чтобы убедиться в верном заполнении разделов 8-12 декларации. Реквизиты проверяют с помощью встроенного модуля вашего учетного сервиса или вручную на сайте ФНС. Проверьте и самого контрагента на благонадежность, хотя это следует делать еще до совершения сделки.

Проведите сверку данных НДС с контрагентами. Такая возможность есть у многих бухгалтерских сервисов, но есть и отдельные системы для сверки. В систему загружают сведения из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур — это делаете вы и ваши контрагенты. Система ищет разногласия и либо не находит их, либо указывает, в каких счетах-фактурах они есть. Тогда лучше до сдачи декларации связаться с контрагентом и устранить разночтения в документах.

Проведите сверку по НДС и с налоговой — так вы узнаете, нет ли у вас долгов по налогу, все ли ваши платежи зачислены в бюджет. Подайте заявление о сверке, и через 5 рабочих дней налоговая передаст вам акт сверки для ознакомления. Если вы видите, что данные ФНС и ваши показатели совпадают, подпишите акт без разногласий. Если есть расхождения, укажите в акте свои показатели и передайте его инспекторам, чтобы найти причины несовпадений.

Сервис Контур.Бухгалтерия поможет верно рассчитать НДС и проверить декларацию перед отправкой. Система указывает на возможные ошибки при расчете НДС, подсказывает, какие документы нужно занести в систему или проверить, чтобы избежать штрафов и снизить сумму налога к уплате. Также в Бухгалтерии есть простой учет, зарплата, отчетность через интернет и другие инструменты. Познакомьтесь с сервисом: первые две недели работы бесплатны для всех новичков.

Понедельник
17 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Целью аудита операций, связанных с НДС, является установ­ление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налого­вого законодательства.

Задачами аудита операций, связанных с НДС, являются:

— оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

— проверка формирования налоговой базы, применения нало­говых льгот и налоговыхвычетов;

— контроль за отражениемтекущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерскойи налоговойотчетности;

— проверка соблюдения организацией налогового законодатель­ства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и свое­временностиуплаты налога в бюджет.

Основные нормативные документы:

— Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 21 НКРФ;

— Правила ведения журналов учета полученных и выставлен­ныхсчетов-фактур,книг покупок и книгпродаж при расче­тах по налогу на добавленнуюстоимость, утвержденные по­становлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибыляхи убытках(форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетнойполи­тике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчетыпо налогам и сборам»,субсчет «Расчеты по налогу на до­бавленную стоимость», 19 «Налогна добавленнуюстоимость по приобретенным ценностям», налоговые декларации, книга поку­пок, книга продаж, счета-фактуры,первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей.

Работы при проведении аудита НДС можно разделить на триэтапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Основной задачей аудита операций, связанных с НДС,являет­ся контроль правильности формирования сумм налоговых обяза­тельств перед бюджетом. С этойцелью аудитору необходимо вы­полнить следующие процедуры:

— оценить систему бухгалтерского и налоговогоучета;

— оценить аудиторские риски;

— рассчитать уровень существенности;

— определить основные факторы, влияющие на налоговыепо­казатели;

— проанализировать организацию документооборота и изучитьфункции и полномочияслужб, ответственных за исчислениеи уп­лату налогов.

Выполнение перечисленных процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяе­мого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потен­циальныхналоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на предоставлениеорганизаци­ей следующихосновных документов: налоговых деклараций по НДС (включая все уточненные расчеты), книги покупок и книгипродаж, счетов-фактур,актов выполненных работ (услуг), товар­ных накладных, регистров

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которыхвыявлены проблемные зоны с учетомзначения уровня существенности. Для этоговыполняются:

— оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС;

— проверка налоговой отчетности, представленной организа­цией по установленным формам;

— расчет налоговых последствий для организаций в случаяхнекорректного применения норм налогового законодательства.

По результатам проверки разрабатываются и представляютсярекомендации по использованию организацией налоговых льгот и предложенияпо созданию в организациисистемы внутреннего контроля за правильностьюисчисления НДС.

Основные объекты проверки при рассматриваемом виде ауди­та и соответствующиеим аудиторские процедуры приведены в табл. 12.1.

Аудитор должен обратить внимание на оформлениеорганиза­цией счетов-фактур,на соответствиеих нормам,указанным в Пра­вилахведения журналов учета полученных и выставленныхсче­тов-фактур,книг покупок и книгпродаж при расчетах по налогу на добавленнуюстоимость, а именнопроверить:

— как организацией применяется новый порядок исправления счетов-фактур.Суть новыхправил заключается в том,что покупа­тель получает право только в том налоговом периоде, ко­гда у него будет исправленный вариант счета-фактуры;

— какие реквизиты содержатся в новомсчете-фактуре.Необхо­димо обратить внимание на подписина счетах-фактурах.Если сче­та-фактурыподписаны другими лицами, а не директороми глав­нымбухгалтером, то аудитору необходимо запросить приказ, на ос­новании которого было передано право подписи;

— какой адрес указан в счете-фактуре(юридический или факти­ческий). В соответствиис письмомМинфина России от 07.08.2006 № 03-04-09/15адрес должен быть тот же, какой указан в учреди­тельных документах. Если в учредительных документах указаны и юридический, и фактическийадрес, то и в счете-фактуре могут быть указаны оба адреса.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результатепроведения аудита операций, связанных с НДС:

— неправильное применение налоговых льгот;

— нарушение порядка определения налоговых вычетов;

— отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля организации за правильностьюисчисления НДС.

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих доку­ментов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к областипроверки, и представляетего совместно с рабочейдоку­ментацией (приложение 12.1) руководителю проверки.

Процедуры аудита операций, связанных с НДС

Процедура 1. Проверка правильности начисления НДС

Начисленный НДС, руб.

Выручка от реализации(стр. 010формы № 2), руб.

Светлана Валюнина

Автор: Светлана Валюнина главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Светлана Валюнина

Автор: Светлана Валюнина
главный бухгалтер-консультант 1С-WiseAdvice

Начисленный налог на добавленную стоимость можно уменьшить на суммы НДС, которые заплатили поставщикам товаров и услуг. Такое право дает статья 171 Налогового кодекса РФ. Вычеты отражаются в декларации по НДС, и чем больше таких вычетов наберется, тем меньше налога придется платить в бюджет.

Чтобы ИФНС потом не заставила доплатить налог, важно проследить, чтобы были соблюдены условия предоставления налогового вычета по НДС. Об этом и пойдет речь в статье.

Итак, к вычету можно принять следующие суммы налога, которые:

  1. Предъявил продавец товаров или услуг. То есть вы вычитаете НДС, который «сидит» в цене товаров или услуг. Обычно эта сумма указана в счете-фактуре.
  2. Уплатили при ввозе товаров на территорию РФ.
  3. Удержал налоговый агент.
  4. Перечислили в составе предоплаты поставщику товаров или услуг.
  5. Уплатили в составе расходов на командировку (проезд и сопутствующие расходы, жилье) и представительских расходов.

Все эти суммы можно вычесть из начисленного НДС, если есть подтверждающие документы.

Условия и порядок принятия сумм НДС к вычету

Все условия принятия НДС к вычету прописаны в статьях 171 и 172 Налогового кодекса РФ. Рассмотрим их подробнее.

Вы должны быть плательщиком НДС

При применении УСН вопрос вычета по НДС является достаточно сложным, поскольку выставление счетов-фактур и вычеты по НДС для «упрощенцев» не предусмотрены. Вместе с тем, в некоторых случаях возможно получить вычет по НДС.

Например, в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ налоговые агенты имеют право на вычет НДС при соблюдении следующих условий:

  • товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для операций, облагаемых НДС;
  • при их приобретении НДС был уплачен в бюджет.

Товары и услуги используются в деятельности, облагаемой НДС или для перепродажи

Если вы используете их в необлагаемых операциях, заявить вычет нельзя. Сумму «входного» НДС надо включить в их стоимость (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Если изначально товары приобретались для операций, не облагаемых НДС, но фактически использовались в облагаемых налогом операциях, то можно воспользоваться вычетом (Письмо Минфина России от 01.06.2010 № 03-07-11/230).

В случае если НДС уже приняли НДС к вычету, а потом использовали товары в необлагаемых операциях, сумму налога придется восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ).

Сложнее, если организация ведет и облагаемую, и необлагаемую НДС деятельности, и приобретенные товары или услуги используются и там, и там. Тогда нужно вести раздельный учет операций и принимать к вычету НДС в той пропорции, в которой эти материалы используются для производства облагаемых товаров или услуг.

Товары, работы или услуги приняты к учету

Одно из наиболее важных условий принятия НДС к вычету – правильное отражение товаров на счетах бухгалтерского учета. При этом у вас должны быть первичные документы, на основании которых вы их принимаете к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если речь идет о ввозимых импортных товарах, то должны быть и документы, подтверждающие уплату НДС при ввозе.

Имеется правильно оформленный счет-фактура или универсальный передаточный документ (УПД)

Это ключевой документ-основание для принятия НДС к вычету, и налоговики относятся к нему с особым и даже, можно сказать, болезненным вниманием.

Ошибки в оформлении счета-фактуры или УПД – самая частая причина отказа в вычете, поэтому за правильностью оформления счетов-фактур/УПД, которые вы получаете от поставщиков, нужно строго следить.

Вам не могут отказать в вычете, если в счете-фактуре/УПД есть ошибки, но они не препятствуют идентификации продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименования товаров (работ, услуг), их стоимости, налоговой ставки и суммы налога. Это прямо прописано в п. 2 ст. 169 НК РФ.

Есть несколько исключений, когда вычет можно сделать без счета-фактуры/УПД. Так, НДС по билетам и жилью в командировке можно принять к вычету на основании бланков строгой отчетности, в которых НДС выделен отдельной строкой. По ввезенным на территорию РФ товарам – на основании таможенной декларации и документов об уплате налога. По имуществу, полученному как вклад в уставный капитал, – на основании документов о передаче активов.

В какой срок можно заявить о вычете

В течение трех лет после того, как товары или услуги будут приняты на учет (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Но в Налоговом кодексе такой порядок применения налоговых вычетов по НДС оговаривается только для вычетов, предусмотренных пунктом 2 статьи 171, то есть по товарам или услугам, которые куплены для операций, облагаемых НДС, или для перепродажи.

Все остальные вычеты переносить на другие периоды нельзя, о них нужно заявить в том периоде, когда возникло право на вычет. Это вычеты по представительским расходам и расходам на командировки, агентскому НДС или НДС по авансам и т.д. (Письмо Минфина от 17.10.2017 № 03-07-11/67480).

Многие компании пользуются правом переносить налоговые вычеты на другие периоды, когда «входящий» НДС больше «исходящего», и возникает НДС к возмещению. Налоговики не любят такие ситуации и проверяют декларации с особым пристрастием. Чтобы не привлекать излишнего внимания, штатные бухгалтеры, не задумываясь, переносят вычеты на будущее. 1C-WiseAdvice специализируется на возмещении НДС и не боится придирок налоговиков. С нами вам не придется откладывать вычеты – вы получите свои деньги сразу.

Одновременно, если клиент не выразил желания возмещать НДС, мы будем отслеживать соблюдение безопасной доли вычетов и предпримем все, чтобы не приблизиться к критическому показателю и не привлечь повышенный интерес ИФНС.

Счета-фактуры нужно оформлять не только по сделкам купли-продажи. Этот документ выписывают во всех случаях, когда возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, в том числе при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Счета-фактуры выставляются при:

  • продаже товаров (работ, услуг);
  • передаче имущественных прав;
  • получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • передачи имущественных прав.

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки.

При изменении стоимости отгруженных товаров покупателю выставляется корректировочный счет-фактура.

Корректировочный счет-фактура, составленный при изменении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае изменения цены и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров, является документом, служащим основанием для принятия покупателем сумм налога к вычету.

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса основным документом, подтверждающим право на вычет НДС, является счет-фактура, выставленный поставщиком.

Обязательные реквизиты счета-фактуры

В пункте 5 статьи 169 Налогового кодекса зафиксированы обязательные реквизиты счета-фактуры:

  1. порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
  2. наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя;
  3. наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
  4. номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  5. наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
  6. количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
  7. наименование валюты;
  8. идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);
  9. цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
  10. стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
  11. сумма акциза по подакцизным товарам;
  12. налоговая ставка;
  13. сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
  14. стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
  15. страна происхождения товара;
  16. номер таможенной декларации;
  17. код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (при наличии).

Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Если вместо счета-фактуры у вас будет акт приемки-передачи с обязательными реквизитами счета-фактуры, то принять к вычету входной НДС по такому документу нельзя. Так разъясняет Минфин России в письме от 30.03.2018 № 03-07-11/20234.

Налоговый кодекс разрешает использовать в качестве основания для вычета НДС только счет-фактуру, выданный продавцом (п. 1 ст. 169 НК РФ). Применять для этих целей первичные учетные документы, в частности, акт приемки-передачи, нельзя.

При этом в первичных документах (в накладных, актах выполненных работ и оказанных услуг, платежных поручениях и т. п.) НДС обязательно должен быть выделен отдельной строкой.

Счет-фактура должен быть выставлен покупателю не позже пяти календарных дней с даты перечисленния предоплаты в счет будущей поставки или фактической отгрузки (принятия исполненных услуг).

Однако для получения вычета по НДС необходимо не только наличие счета-фактуры, но и принятие товаров (работ, услуг, имущественных прав) к учету и использование их для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Эксперт “НА” И.В. Захарова


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: