Продажа вторичного сырья ндс

Опубликовано: 16.05.2024

Автор: Дурново Д. В., главный редактор ИД «Аюдар Инфо»

С января 2019 года обязанность по уплате НДС при реализации макулатуры возложена на налоговых агентов – покупателей данного товара. Вместе с тем порядок исчисления и уплаты НДС аналогичен тому, что действует с 01.01.2018 в отношении сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов (Письмо Минфина России от 03.12.2018 № 03-07-11/87234). Подробнее об этом расскажем в нашей статье.

Продавец – плательщик НДС.

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).

К сведению:

В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.

Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2018 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03-07-11/3969).

Но исчислить и уплатить в бюджет налог покупатели обязаны только в случае приобретения ими макулатуры у продавцов – плательщиков НДС, которые сообщат о предстоящей «НДС-обязанности» покупателю путем выставления ему счета-фактуры, заполненного по-особому. Как отмечается в абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, при реализации налогоплательщиков товаров, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров он должен составить счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. При этом в таких счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах проставляется надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03-07-14/10689).

Обратите внимание:

Соответствующая надпись делается в графе 7 счета-фактуры. Графы 8 (сумма налога) и 9 (стоимость товара с налогом) не заполняются (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Вместе с тем в некоторых ситуациях (что следует из абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) продавцам макулатуры придется исчислить и уплатить НДС в бюджет. Такие случаи предусмотрены абз. 7 и 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанного товара «физикам», не являющимся ИП.

К сведению:

Вне зависимости от того, исчисляют НДС продавцы макулатуры самостоятельно (абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) либо «передают» эту обязанность покупателям – налоговым агентам, они (продавцы – плательщики НДС) вправе принимать к вычету суммы «входного» налога по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг). Кроме того, необходимость вести раздельный учет при реализации такими налогоплательщиками макулатуры и осуществлении иной деятельности, подлежащей обложению НДС, исключается (письма Минфина России от 27.11.2018 № 03-07-14/85348, от 03.12.2018 № 03-07-11/87234).

Продавец – организация, не являющаяся плательщиком НДС, либо физическое лицо.

Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит отметку «Без налога (НДС)».

К сведению:

Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03-07-11/12711).

При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС.

Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03-07-14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.

Вычет НДС у налогового агента.

Получив от продавца – плательщика НДС соответствующее указание о том, что налог исчисляется налоговым агентом, покупатель макулатуры исполняет вмененную ему обязанность, причем вне зависимости от применяемого режима налогообложения, а также освобождения от обязанностей плательщика НДС.

При этом заявить к вычету исчисленный при покупке макулатуры НДС покупатель (налоговый агент) вправе только в том случае, если он является его плательщиком и приобретенный им товар предназначен для облагаемых НДС операций (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В Письме от 28.11.2018 № 03-07-14/85863 Минфин указал, что суммы НДС, исчисленные налоговыми агентами – покупателями макулатуры на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, будут приниматься к вычету в том налоговом периоде, в котором эти товары поставлены на учет. Как правило, налоговый период, в котором налоговые агенты исчисляют налог за продавца – плательщика НДС, совпадает с налоговым периодом, в котором у налоговых агентов возникает право на вычет налога в качестве покупателя.

Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами. Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.

Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения. Теперь для налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, прописан четкий порядок.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация на ОСНО в конце года сдает на утилизацию отходы в виде люминесцентных ламп, макулатуры, отработанных автомобильных аккумуляторных батарей в специализированное предприятие, имеющее соответствующую лицензию на утилизацию. Контрагент принимает отходы и выставляет счет за утилизацию отходов.
Признается ли реализацией передача отходов на утилизацию для целей НДС? Включается ли в расходы по налогу на прибыль организаций стоимость услуг специализированной организации по утилизации отходов? Подлежат ли вычету суммы НДС, предъявленные такой организацией? Каков порядок бухгалтерского учета расходов по утилизации?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача отходов на утилизацию для целей НДС реализацией не признается. Однако есть риски признания данной операции безвозмездной передачей, но при этом плательщиком НДС тогда будет получатель этих отходов - специализированная организация, принявшая эти отходы на утилизацию.
НДС, предъявленный специализированной организацией в составе стоимости услуг по утилизации, вычету не подлежит и должен учитываться в стоимости указанных услуг.
В налоговом учета расходы на утилизацию учитываются в составе материальных расходов.
В бухгалтерском учете данные расходы отражаются в составе прочих.
Проводки по ситуации приведены ниже в тексте ответа.

Обоснование вывода:

Налог на добавленную стоимость

Обращение с отходами в РФ регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Утилизацией признается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (абзац восьмой ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона N 89-ФЗ). Применительно к ТКО в письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.07.2020 N 25-47/17005 сказано, что вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Отметим, что поскольку отходы в рассматриваемой ситуации (отработанные автомобильные аккумуляторные батареи, люминесцентные лампы, макулатура) передаются не в распоряжение исполнителя, а для выполнения конкретной цели - утилизации (т.е. получателю не передаются права владения, пользования и распоряжения), то ее передача не признается реализацией для целей НК РФ. Например, в письме Минфина России от 20.02.2019 N 03-07-14/10689 отмечено, что если запасы передаются для хранения и дальнейшей утилизации без передачи права собственности на них, то такая передача не является реализацией.
Так, в постановлении АС Московского округа от 10.12.2014 N Ф05-14321/14 по делу N А41-59418/2013 суд указал, что передача налогоплательщиком готовой продукции (мясной) на утилизацию в связи с невозможностью ее использования для реализации по истечении сроков годности не признается объектом налогообложения НДС. В данном случае налоговый орган настаивал на начислении НДС на безвозмездную передачу права собственности на упомянутые отходы.
Схожий вывод суда представлен и в постановлении Шестнадцатого ААС от 23.08.2011 N 16АП-1963/11 (постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2011 N Ф08-7540/11 по делу N А63-852/2011 оставлено без изменения), где суд указал, что в соответствии со ст. 146 НК РФ операции по передаче отходов на утилизацию не являются объектом налогообложения по НДС. На этом основании налогоплательщику было отказано в принятии к вычету НДС по услугам утилизации. В данном случае налоговый орган настаивал на том, что передача отходов на утилизацию объектом налогообложения НДС не является.
Между тем Минфин России в письме от 19.01.2018 N 03-07-11/2791 ранее указывал, что если отходы лома черных и цветных металлов (в каких случаях отработанные аккумуляторы признаются ломом цветных металлов, смотрите в материале: Вопрос: Порядок исчисления НДС при реализации свинцовых аккумуляторов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.) передаются безвозмездно в качестве товаров, то такие операции подлежат обложению НДС в соответствии с порядком, установленным п. 8 ст. 161 НК РФ. Исчислить и уплатить в бюджет налог обязаны получатели товаров в случае получения ими лома и отходов черных и цветных металлов у организаций, которые являются плательщиками НДС (смотрите также письмо Минфина России от 11.12.2018 N 03-07-14/89845). Аналогичный подход применяется и к операциям по безвозмездной передаче макулатуры.
Таким образом, исходя из указанного письма Минфина России, организация - плательщик НДС, передающая право собственности на макулатуру и лом и отходы черных и цветных металлов на безвозмездной основе, должна выставить в адрес получателя счет-фактуру (смотрите также Вопрос: Средняя общеобразовательная школа собирает со школьниками макулатуру. В последующем школа передает макулатуру безвозмездно коммерческой организации - ООО (общая система налогообложения). Необходимо ли школе выставлять счет-фактуру в адрес получателя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.)). При этом полагаем, что применение или неприменение НДС к операциям по передаче отходов на утилизацию зависит и от порядка документального оформления такой передачи между сторонами.
Заметим, что каких-либо иных примеров судебной практики с аналогичной или противоположной позицией по данному вопросу нам не встретилось. Поэтому в данном случае нельзя сказать, что по рассматриваемому вопросу сложилась обширная арбитражная практика с какой-либо устоявшейся позицией.
Поэтому в рассматриваемой ситуации организации необходимо принять самостоятельное решение, какой позицией руководствоваться.
По вопросу применения налоговых вычетов по НДС с услуг специализированной организации отметим следующее.
В общем случае в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты при одновременном выполнении следующих условий:
- приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (в установленных НК РФ случаях - иные документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Однако в случае, когда приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), предъявленные поставщиками суммы НДС, в силу нормы пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
Соответственно, в рассматриваемой ситуации предъявленный исполнителем НДС учитывается организацией в стоимости услуг по утилизации отходов (если будет принято решение руководствоваться позицией, что переход права собственности и, соответственно, реализация отходов контрагенту не происходит (письмо Минфина России от 20.02.2019 N 03-07-14/10689)).
Если же из договорных отношений будет следовать, что имеет место переход права собственности на утилизируемое имущество, операция будет признаваться реализацией, и в отношении такой облагаемой НДС операции НДС, предъявленный исполнителем, может быть принят к вычету.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
В составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются, в частности, материальные расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ), перечисленные в ст. 254 НК РФ.
Так, на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов.
Исходя из этого считаем, что в рассматриваемой ситуации затраты предприятия на оплату услуг специализированной организации по утилизации отработанных (утративших потребительские свойства) люминесцентных ламп, аккумуляторов, макулатуры можно учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе материальных расходов. Документальным подтверждением факта оказания услуг в данном случае может служить акт выполненных работ (оказанных услуг), подписанный заказчиком и исполнителем.
Сделанный нами вывод подтверждают разъяснения Минфина России (письмо от 21.08.2007 N 03-11-05/193).

Бухгалтерский учет

На основании п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).
На наш взгляд, расходы, которые несет организация в связи утилизацией отходов, не связаны непосредственно с его основной деятельностью.
Поэтому считаем, что такие расходы целесообразно учитывать в составе прочих.
Проводки в учете предприятия могут быть следующими:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60 (76)
- учтена стоимость услуг специализированной организации (с учетом НДС (если исходить из того, что перехода права собственности (облагаемой НДС операции по реализации) при передаче отходов не возникает));
Дебет 60 (76) Кредит 50 (51)
- оплачены услуги.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: В процессе хозяйственной деятельности у Общества возникают такие отходы, как макулатура и полиэтилен. Общество заключило расходный договор с индивидуальным предпринимателем на предмет приема, транспортирования и передачи на утилизацию отходов специализированной организации. Общество не учитывает на балансе макулатуру и полиэтилен, не приходовало отходы от списания соответствующих материалов. Возникнет ли в 2019 году у Общества обязанность по исчислению и уплате НДС при передаче бумажных и картонных отходов, в том числе в ситуации, когда оно выставит счет-фактуру с указанием "Без налога (НДС)"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2018 г.)
- Вопрос: Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, сдала макулатуру. В счете-фактуре в графе "Налоговая ставка" организация указала, что НДС исчисляется налоговым агентом. Какой код операции необходимо указать при реализации макулатуры в книге продаж? В каком разделе декларации по НДС отразить эту операцию? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)
- Вопрос: Какие налоговые обязанности возникают у заказчика услуг по утилизации списанной мебели, если по условиям договора полученные в ходе утилизации материалы, запчасти и иные компоненты остаются в собственности у исполнителя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.)
- Вопрос: Организацией (ОСНО) оплачены услуги специализированной организации по сбору и обезвреживанию отработанных люминесцентных ламп, аккумуляторов, шин. Получен акт выполненных работ. Стоимость передаваемых для обезвреживания отработанных люминесцентных ламп, аккумуляторов, шин ранее была учтена в расходах, после чего данные материальные ценности учитывались за балансом. В акте стоимость услуг указана с учетом НДС, получен счет-фактура. При этом деятельность предприятия освобождена от обложения НДС на основании ст. 149 НК РФ. Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете данных расходов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2017 г.)
- Вопрос: В деятельности организации образуются самые различные отходы, например, разбитые ртутные лампы или пришедшая в негодность компьютерная техника. Обязана ли организация уплатить НДС в случае передачи права собственности на отходы при заключении договоров на транспортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов (имеется в виду отказ заказчика от полученных продуктов переработки при передаче отходов на обезвреживание и пр.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.)
- Вопрос: В процессе деятельности организации образуется макулатура. С ООО заключен договор безвозмездного оказания услуг по вывозу для дальнейшей обработки и передачи на утилизацию вторичного сырья. Как отразить в учете операции по данному договору? Как правильно оформить счет-фактуру? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.)
- Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения. Изношенные автошины сдаются на утилизацию сторонней организации. Как производится учет расходов по утилизации изношенных автошин? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2010 г.)
- Вопрос: Признаются ли в целях исчисления налога на прибыль расходы, связанные с оплатой услуг специализированной организации по утилизации ртутьсодержащих отходов - люминесцентных ламп? ("В курсе правового дела", N 23, декабрь 2009 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

28 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Макулатуру экспортируют и импортируют, и у многих встает вопрос «для чего?». Это отходы, которые в дальнейшем перерабатываются и используются. Из макулатуры, например, можно сделать новую бумагу, упаковку, стройматериалы. Переработкой макулатуры занимаются специальные заводы, которых в России становится все больше. Тренд вторичного использования становится всё более и более популярным.

Статистика по импорту и экспорту макулатуры

Российский рынок вторсырья постепенно преобразовывается, но пока недостаточно быстрыми темпами. В России перерабатывается порядка 15% макулатуры, а остальная часть не перерабатывается, ввиду отсутствия достаточного количества оборудования. Значительная доля непереработанного сырья поставляется за рубеж. А в других странах есть спрос на российскую макулатуру, и он растёт. Многие компании производят продукцию из отечественного вторсырья. Так, Россия экспортирует макулатуру в азиатские страны, СНГ, страны дальнего зарубежья.

Но основными странами, принимающими российский экспорт, являются:

Беларусь и Узбекистан – по 9%;

Германия и Финляндия – по 7%.

Импортную макулатуру привозят из Беларуси (68%) и Казахстана (29%).

Интересно, что на самом деле Украина экспортирует примерно 80% макулатуры от общего объема российского экспорта. Применяются хитрые логистические схемы, чтобы ввезти макулатуру в Украину, прокладывают маршрут через Беларусь или Евросоюз. Суть в том, что в России стоимость макулатуры больше, чем в ЕС. Но чем выше стоимость, тем выше и НДС, который Украина возвращает. А возврат оплачивается из бюджета РФ. В то же время Украина на своих заводах производит из российского вторсырья туалетную бумагу и картон, и большая часть продукции, порядка 80%, опять возвращается в Россию и продается за рубли.

Из-за использования таких схем 11 сентября 2015 года было принято постановление о введении временного запрета на экспорт макулатуры, но запрет длился всего 4 месяца. Планировали также ввести пошлину на экспорт, но до сих пор не вели.

В данный момент снова рассматривается вопрос о запрете на ввоз в Россию макулатуры. Это осуществляется с целью развития собственной отрасли по переработке отходов и вторичного сырья. Однако этот вопрос ещё не проработан и окончательного решения нет.

Особенности таможенного оформления

Порядок таможенного оформления грузов, пересекающих таможенную границу Российской Федерации, стандартен, но имеет некоторые особенности в зависимости от типа груза. Свои нюансы таможенного оформления есть и при оформлении макулатуры, и эти нюансы касаются, прежде всего, пакета документации. В стандартный пакет бумаг входят:

Разрешительные документы



На макулатуру нужно также предоставить документ, который бы подтвердил отсутствие в данной партии вредных веществ. Выделяют всего 5 классов опасности отходов на основании статьи 41 закона РФ №89-ФЗ, где первый класс наиболее опасный, а 5 – самый безопасный. Макулатура может относиться к различным классам опасности. Например, в состав типографской краски для газет входит свинец, поэтому такая печатная продукция относится ко второму классу опасности. Битумированная бумажная упаковка содержит нефтепродукты, которые также не могут классифицироваться как безопасные.

Макулатура классифицируется как отходы, а для отходов установлен особый порядок экспорта, предполагающий получение разрешения Росприроднадзора и лицензии Минпромторга. То, что оформление разрешительных документов на ввоз и вывоз отходов находится в компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или Росприроднадзора, установлено распоряжением Правительства РФ «1567-р от 23.09.2010.

Разрешение Росприроднадзора сообщает о том, что партия макулатуры не попадает под действие постановления №442 «Об опасных отходах».

Для получения разрешения Росприроднадзора необходимо подать:

уведомление о перемещении отходов;

копию лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов и паспорта отхода;

копию контракта ВЭД;

разрешение на ввоз от иностранного государства;

подтверждение об оплате государственной пошлины и другие.

Для оформления лицензии Минпромторга на отходы необходимо заключение Росприроднадзора и документы, подтверждающие оплату госпошлины.

Нужно уточнить, что в действующем законодательстве нет такого понятия, как макулатура. Это понятие встречается лишь в Налоговом кодексе, в статье 149, где к макулатуре относятся отходы из бумаги и картона, деловые бумаги, вышедшие из употребления, типографские изделия. Непосредственно в законе №89-ФЗ «Об отходах» под отходами подразумевают любые предметы и вещества, которые образуются в процессе оказания услуг или в ходе потребления.

Из-за того, что госпошлина на разрешение Росприроднадзора составляет более 300 000 руб., многие ищут менее затратные пути. Некоторые лаборатории, входящие в состав аккредитованных центров, делают аналогичное заключение за гораздо меньшую сумму, и таможню этот документ устраивает.

ТН ВЭД

На данную категорию товаров установлен код ТН ВЭД – 4707901000 «Прочие неотсортированные бумажные или картонные отходы и макулатура», согласно которому импортная пошлина на макулатуру составляет 5%, НДС будет 20%. В зависимости от типа макулатуры могут использоваться и другие коды из группы 4707.

Правила перевозки



макулатуру можно перевозить любым видом транспорта, но использование воздушных транспортных средств нецелесообразно из-за высокой стоимости перевозки. Поэтому для транспортировки небольших партий макулатуры используют автомобильный транспорт, а для крупных поставок выбирают железнодорожный или морской транспорт. Доставкой макулатуры могут заниматься только сертифицированные перевозчики.

Помощь СБ Карго

Ввиду того, что порядок таможенного оформления макулатуры имеет массу нюансов, мы рекомендуем обращаться в нашу компанию. Мы предоставляем услуги таможенного представителя и можем в короткие сроки растаможить макулатуру любого класса опасности. Вам достаточно предоставить пакет основных документов, а остальную работу сделаем мы:

подберем коды ТН ВЭД;

внесем таможенные платежи;

обеспечим правильное хранение груза на СВХ;

представим ваши интересы в таможне и многое другое.

Звоните нам по телефону или пишите на электронную почту. Контактные данные указаны на сайте.

17 ноября 2017 г., Москва

Металлургия может лишиться вторичного сырья из-за поправок Минфина по НДС

В Москве состоялось совещание лидеров рынка лома, входящих в НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”, по рассмотрению принятого Госдумой РФ в третьем чтении Законопроекта №274631-7. Инициированный Минфином РФ пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ предусматривает введение с 1 января 2018 года НДС на лом и отходы черных и цветных металлов, агентом по уплате которого является ломозаготовитель, приобретающий лом у коммерсантов.

Участники отметили, что согласно основной идее Законопроекта ломозаготовитель должен будет взять на себя обязанность по подтверждению в налоговых органах своей добросовестности как налогового агента по НДС. Это выражается в введении им повышенных требований к контрагенту – продавцу, которым может являться коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, непосредственно собирающие лом у населения (в частности, электронной лом).

Представление соответствующей документации, свидетельствующей о наличии прав на реализуемый лом, в большинстве случаев объективно невозможно, так как правообладатели отслужившей свой срок эксплуатации техники, как правило, не имеют таких документов в наличии, либо приносят на заготовительные пункты лом, найденный ими в виде бытового мусора.

Помимо этого, для выполнения норм Законопроекта ломозаготовитель, по сути будет вынужден заморозить денежные средства в виде уплаченного НДС минимум на 3-6 месяцев, что отвлекает значительные ресурсы от развития ломозаготовки.

Все это будет способствовать появлению ситуций, когда по одним документам будет фактически отгружаться и передаваться большая часть «неучтенного» лома. Ценовая разница при этом будет идти за наличный расчет и не облагаться никаким налогом.

Участники обратили внимание, что НДС уже существовал на рынке лома и отходов до 2009 года и был отменен именно по указанным причинам. Отмена повлекла выход из теневого сегмента большинства ломозаготовителей, все операции с ломом стали прозрачными, повысилась собираемость не только НДС, но и налога на прибыль и имущество организаций -ломозаготовителей.

По данным мониторинга, сформированного на основании материалов ФНС, Счетной Палаты и экспертных оценок:

Ежегодная экономия государственного бюджета только на экспортных операциях черного лома составляет в среднем 2 млрд. руб. Эту сумму составлял НДС, который до отмены налога государство возмещало экспортерам.

За 2008 год на 28% сократилось количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. За 2009 год количество лицензиатов по данному виду деятельности снизилось еще на 24%. Эти факты свидетельствуют о прекращении функционирования схем хищения НДС, основанных на многократных перепродажах лома с хищением налога через фирмы-однодневки.

Значительно упростилось администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.

Были упразднены схемы хищения НДС в процессе обращения лома. Пример по алюминиевому лому: в 2007 году при потреблении в целом по России 884 тыс. т алюминиевого лома количество проданного лома составило 2065 тыс. т, в 2008 году, соответственно, 761 и 1206 тыс т, а в 2009 году, соответственно, 419 и 786 тыс т.

Были прекращены потери бюджета от возмещения НДС с черного лома. До 2009 года 90% российского лома переработчики по официальным данным закупали у юридических лиц. Между тем в действительности более 80% лома поставлялось физическими лицами, которые НДС не платят. По данным экспертов, в итоге государство получало НДС на сумму $235 млн, а возмещало на $1,15 млрд.

Отмена НДС на макулатуру в 2016 г. увеличила поступления данного налога от комбинатов-изготовителей бумаги по результатам двух полугодий на 117% по сравнению с предыдущим периодом, когда НДС на вторсырье существовал.

В результате обеления рынка лома и снижения затрат легальные игроки создали дополнительные мощности и рабочие места на производствах.

По мнению участников рынка, возврат к сбору НДС налоговым агентом в лице покупателя наносит существенный удар по переработчикам вторичного сырья. Ломозаготовка по финансовым показателям составляет 90% этой отрасли. При этом ломопереработчики (м.б. заготовители?) будут вынуждены приостановить с 10 декабря 2017 г. поставки металлолома на металлургические комбинаты России в связи с правовыми и экономическими рисками, созданными на рынке из-за введения законодателями налогового агентирования по НДС.

Как отмечалось на совещании, результатами возврата НДС на рынок лома станут рост налоговой нагрузки на металлургическую отрасль на 150 миллиардов рублей в год, а также дефицит лома в связи со снижением ломозаготовки легальными ломовиками. Доля лома в себестоимости российской стали составляет от 21% при кислородно-конвертерном производстве до 65-80% при электросталеплавильном производстве. Издание Законопроекта будет способствовать возвращению назад «серых схем»

Ввиду очевидных недоработок представленного законопроекта, обеспокоенность вызывает также ситуация с внешнеторговыми операциями. В случае с импортом лома обязательство покупателя лома выступать налоговым агентом по НДС вызовет ситуацию двойного налогообложения. При этом Еврокомиссия может посчитать введение указанной нормы дополнительным барьером для экспорта лома металлов, а ВТО — ввести ограничительные меры по поставкам российской стали.

Изменения, касающиеся рынка лома, были внесены ко второму чтению в нарушение регламента прохождения законодательных инициатив. На законопроект отсутствуют отзывы федеральных органов исполнительной власти, а также не учтена позиция предпринимательского сообщества и общественных организаций. По мнению членов Президиума НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ».

Все это является основанием для судебного оспаривания принятия данной нормы закона, в частности, в Конституционном Суде РФ по причине нарушения процедуры принятия Законопроекта. Предлагаемая Законопроектом норма расходится с требованиями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг., который содержит положение о сдерживании 0% НДС на группы товаров, в т.ч. и лом черных и цветных металлов.

Для справки: Хронология прохождения Законопроекта №274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования взимания отдельных видов налогов)» в Государственной думе (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/274631-7)

08 ноября 2017 – принятие проекта закона в Первом чтении. В данной редакции полностью отсутствует какое бы то ни было упоминание НДС для рынка лома черных и цветных металлов.

14 ноября 2017 – в поправках Госдумы РФ никаких предложений касательно НДС нет.

14 ноября 2017 – данная норма попадает в виде поправок ко второму чтению от Правительства РФ (по инициативе Минфина). При этом не было никаких рассмотрений (исходя из хронологии их просто не успели бы провести) в профильных комитетах Госдумы РФ. А при подготовке поправок от Правительства РФ не были учтены отрицательное заключение Минпромторга, позиция объединения предпринимателей «Деловая Россия». При сборе заключений от профильных министерств Аппарат Правительства РФ не запрашивал мнение Минприроды РФ, к основным полномочиям которого относится в том числе выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

15 ноября 2017 – принятие проекта ФЗ во втором чтении.

16 ноября 2017 — принятие проекта ФЗ в третьем чтении.

ОРВ и публичного обсуждения Законопроект на regulation.ru не проходил.

Кратко об НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”

Профессиональное сообщество переработчиков лома НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ” контролирует более 70% внутреннего рынка лома металлов и более 80% экспортных поставок. В некоммерческое партнерство входят более 160 компаний и холдингов: независимые участники рынка и заводы-потребители лома такие, как НЛМК, Металлоинвест, ОМК и Северсталь. Цель: высокотехнологичная отрасль утилизации.

С 1 января 2018 года при приобретении макулатуры у налогоплательщиков НДС обязанность по исчислению НДС возлагается на налоговых агентов, которыми являются покупатели.

Налоговый агент по НДС - это лицо, обязанное исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС с доходов плательщика налога.

В случаях, когда продавец применяет специальный режим налогообложения или освобожден от уплаты НДС, покупатель не становится налоговым агентом. При этом договор или первичный учетный документ должен содержать отметку "Без налога (НДС)".

Макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения (п. 8 ст. 161 НК РФ).

Полноценный учет макулатуры, металлолома и сырых шкур животных реализован в программах «1С:Бухгалтерия КОРП», «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО», «1С:Комплексная автоматизация», «1С:ERP Управление предприятием 2».

Настройка программы

Если организация покупает и реализует макулатуру, то в настройках 1С:Бухгалтерия предприятия КОРП необходимо установить флажок для значения «Обратное начисление по НДС» (Главное - Функциональность - Расчеты - Обратное начисление по НДС).

Функциональность в разделе Главное

Рисунок 1 - Функциональность в разделе Главное

Обратное начисление НДС в 1С

Рисунок 2 - Настройка «Обратное начисление НДС»

Проведение покупки макулатуры

Порядок действий при покупке макулатуры:

1. Завести Договор с соответствующими настройками.

Если организация приобретает макулатуру у налогоплательщика НДС и исполняет обязанности налогового агента, то в договоре с Поставщиком надо указать, что организация выступает в качестве налогового агента по уплате НДС. В виде агентского договора выбрать Реализация товаров (п.8 ст. 161 НК РФ).

Договор с Поставщиком

Рисунок 3 - Договор с Поставщиком

2. Провести предварительную оплату Поставщику (в случае, если она была).

Ставка НДС и сумма НДС не заполняются в Списании с расчетного счета.

Списание с расчетного счета в 1С

Рисунок 4 - Списание с расчетного счета

3. Посмотреть проводки и записи в регистры.

Образовалась проводка ДТ 60.02 и КТ 51 - 5000 руб. - сумма предварительной оплаты.

Проводки списания с расчетного счета в 1С

Рисунок 5 - Проводки документа «Списание с расчетного счета»

4. Зарегистрировать счет-фактуру на аванс от Поставщика.

В документе «Списания с расчетного счета» нажать кнопку Создать на основании, выбрать Счет-фактура полученный.

Создание счет-фактуры в 1С

Рисунок 6 - Создание счет-фактуры из документа «Списание с расчетного счета»

Вид счета-фактуры будет На аванс. Код вида операции 41 - вычет как у покупателя суммы НДС, исчисленной при перечислении предоплаты. Сумма будет указана с расчетом НДС.

Счет-фактура полученный на аванс в 1С

Рисунок 7 - Счет-фактура полученный на аванс

5. Посмотреть проводки и записи в регистры.

  • Дт 76.АВ и Кт 68.52 - сумма НДС, исчисленная покупателем при исполнении обязанностей налогового агента с суммы предоплаты;
  • Дт 68.52 и Кт 76.ВА - на сумму НДС, принимаемую к налоговому вычету в качестве покупателя, перечислившего предоплату.

Проводки документа счета-фактура полученный на аванс в 1С

Рисунок 8 - Проводки документа «Счет-фактура полученный на аванс»

В регистр «Журнал учета счетов-фактур» делается запись о счет-фактуре.

Регистр журнала учета счетов-фактур

Рисунок 9 - Регистр «Журнал учета счетов-фактур»

Покупатель макулатуры, который внес предоплату, имеет право на налоговый вычет суммы НДС, исчисленной за продавца с этой суммы предоплаты.

В регистр «НДС Покупки» производится запись для внесения полученного счета-фактуры в книгу покупок. Вид ценности в данном случае будет «Авансы выданные (налоговый агент)», а Событие - Предъявлен НДС к вычету.

Регистр НДС Покупки в 1С

Рисунок 10 - Регистр «НДС Покупки»

Покупатель производит начисление НДС за продавца с суммы предоплаты.

В регистр накопления "НДС Продажи" производится запись для внесения полученного счета-фактуры в книгу продаж.

Вид ценности будет Авансы полученные (налоговый агент), а Событие - Получен аванс.

Регистр НДС продаж в 1С

Рисунок 11 - Регистр «НДС Продаж»

6. Заполнить Поступление товаров.

В документ «Поступление товаров: Накладная» заносятся данные из счет-фактуры Поставщика (цена и сумма) и отражается сумма НДС начисленная сверху по ставке 20%.

Поступление товаров: Накладная в 1С

Рисунок 12 - Документ «Поступление товаров: Накладная»

7. Посмотреть Движение документа.

После проведения образуются следующие проводки:

  • Дт 60.01 и Кт 60.02 - сумма предоплаты;
  • Дт 41.01 и Кт 60.01 - стоимость макулатуры;
  • Дт 19.03 и Кт 76.НА - сумма НДС, исчисленная в качестве налогового агента.

Проводки документа Поступление товаров: Накладная

Рисунок 13 - Проводки документа «Поступление товаров: Накладная»

В регистре «НДС предъявленный» указывается вид ценности - Товары (налоговый агент), а в событие, что Предъявлен НДС Поставщиком.

Регистр НДС предъявленный

Рисунок 14 - Регистр «НДС предъявленный»

8. Зарегистрировать счет-фактуру от Поставщика.

Поставщик-плательщик НДС, при отгрузке макулатуры должен выставить Покупателю счет-фактуру без учета сумм НДС с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом» (п.5 ст. 168 НК РФ).

Счет-фактура

Рисунок 15 - Счет-фактура

В счет-фактуре будет код вида операции - 42 применение вычетов по НДС, исчисленных при отгрузке.

9. Посмотреть проводки и записи в регистры после проведения документа.

По Дт 76.НА и Кт 68.52 сумма НДС, исчисленная Покупателем за Продавца при исполнении обязанностей налогового агента.

Проводки документа Счет-фактура полученный

Рисунок 16 - Проводки документа «Счет-фактура полученный»

В регистре «Журнал учета счетов-фактур» создана запись о полученном от Поставщика счете-фактуре.

Регистр Журнала учета счетов-фактур

Рисунок 17 - Регистр «Журнал учета счетов-фактур»

При проведении счета-фактуры по обычному поступлению делаются записи в регистры НДС Покупки и НДС предъявленный. В данном случае запись делается по регистру НДС Продаж, так как Покупатель начисляет НДС за Продавца. Счет-фактура по этой операции будет отражен в Книге продаж.

В виде ценности указываются Товары (налоговый агент), событие - НДС начислен к уплате.

Регистр НДС Продажи Счет-фактуры полученный

Рисунок 18 - Регистр «НДС Продажи» документа «Счет-фактуры полученный»

10. Сформировать записи в Книге покупок.

После принятия к учету макулатуры у Покупателя, исполняющего обязанности налогового агента, возникает право на налоговый вычет.

П.3 с. 171 НК РФ:

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3, 6, 6.1 и 6.2 статьи 161 настоящего Кодекса, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой.

Для этого необходимо создать документ Формирование записей книги покупок (Операции - Регламентные операции по НДС - Создать - Формирование записей книги покупок).

Регламентные операции НДС в 1С

Рисунок 19 - Журнал «Регламентные операции НДС»

Создание документа Формирование записей книги покупок

Рисунок 20 - Создание документа «Формирование записей книги покупок»

На вкладке Полученные авансы нажать кнопку Заполнить.

Формирование записей книги покупок вкладка Полученные авансы

Рисунок 21 - Формирование записей книги покупок вкладка Полученные авансы

На вкладке Налоговый агент нажать кнопку Заполнить. После заполнения документ провести.

Формирование записей книги покупок в 1С

Рисунок 22 - Формирование записей книги покупок вкладка Налоговый агент

11. Посмотреть проводки и записи в регистры.

Проводки в документе книги покупок

Рисунок 23 - Проводки в документе «Формирование записей в книги покупок»

  • Дт 68.52 и Кт 76.АВ - сумма НДС с предоплаты, подлежащая вычету после отгрузки макулатуры;
  • Дт 68.52 и Кт 19.03 - сумма НДС, исчисленная при приобретении макулатуры.

Регистр документа Формирование записей в книги покупок

Рисунок 24 - Регистр «НДС Покупки» в документе «Формирование записей в книги покупок»

В регистре «НДС Покупки» указываются данные полученных от продавца счетов-фактур для регистрации в книге покупок.

Регистр НДС предъявленный

Рисунок 25 - Регистр «НДС предъявленный» в документе «Формирование записей в книги покупок»

В регистре «НДС предъявленный» вид движения - Расход, вид ценности - Товары (налоговый агент), событие - Предъявлен НДС к вычету.

12. Сформировать книгу покупок.

Книга покупок

Рисунок 26 - Книга покупок

В книге покупок будут следующие коды вида операций:

  • 41 - по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при перечислении предоплаты;
  • 42 - по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при отгрузке товара, а также при корректировке стоимости отгрузки в сторону увеличения;
  • 43 - по вычету как у продавца суммы НДС с предоплаты при отгрузке.

13. Сформировать записи книги продаж для восстановления суммы НДС.

Покупатель, исполняющий обязанности налогового агента, восстанавливает ранее принятую к вычету сумму НДС с перечисленной продавцу предоплаты.

Для этого необходимо создать документ Формирование записей книги продаж (Операции - Регламентные операции по НДС - Создать - Формирование записей книги продаж).

Формирование записей книги продаж в 1С

Рисунок 27 - Создание документа «Формирование записей книги продаж»

Нажать кнопку Заполнить для автоматического заполнения записей.

Формирование записей книги продаж

Рисунок 28 - Формирование записей книги продаж

14. Посмотреть проводки и записи в регистры.

Образуется проводка Дт 76.ВА и Кт 68.52 - сумма НДС, заявленная к налоговому вычету за предоплату и подлежащая восстановлению после приобретения макулатуры.

Проводки документа Формирование записей книги продаж

Рисунок 29 - Проводки документа «Формирование записей книги продаж»

В регистр накопления «НДС Продажи» делается запись для внесения полученного счета-фактуры на предоплату в книгу продаж. Вид ценности - Авансы выданные (налоговый агент), а Событие - Восстановление НДС.

Регистр НДС Продаж в программе 1С

Рисунок 30 - Регистр «НДС Продаж» в 1С

15. Сформировать книгу продаж.

Сформированная книга продаж

Рисунок 31 - Сформированная книга продаж

Сумма налога на добавленную стоимость налогового агента по приобретению макулатуры, которую следует перечислить в бюджет равна 0 рублей.

Читайте также: