Аудит расчетов с бюджетом аудит ндс

Опубликовано: 03.05.2024

Аудиторская проверка расчетов с бюджетом

Выполненная работа

Аудиторская проверка налоговых обязательств заключалась в проверке соблюдения норм, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и другими нормативными актами в области налогообложения. Она обеспечивает достаточную степень уверенности в том, что:

  • налоговые обязательства исчислены своевременно и корректно отражены в налоговой отчетности;
  • исчисленные налоговые обязательства корректно отражены в бухгалтерской отчетности;
  • отсутствуют дополнительные существенные налоговые обязательства, связанные с нарушением налогового законодательства и иных нормативных документов в области налогообложения, не отраженные в бухгалтерской отчетности;
  • организация и состояние налогового учета, а также существующие контрольные процедуры обеспечивают своевременное и правильное исчисление и уплату налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и другими нормативными документами в области налогообложения.

Проверка налоговых обязательств проводилась с учетом уровня существенности, определенного для проверки такого рода обязательств.

Аудиторская проверка охватывала обязательства по всем налогам и сборам, которые могут оказывать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность, при этом особое внимание было уделено проверке налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество.

Проводимая нами аудиторская проверка налоговых обязательств включала:

  • проверку своевременности и полноты отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете и отчетности, включая наличие сверок с налоговыми органами на отчетные даты;
  • анализ актов проверок налоговых и иных контролирующих органов на предмет обоснованности претензий этих органов;
  • проверку правильности исчисления и уплаты налогов, в том числе по месту нахождения обособленных подразделений;
  • проверку соблюдения условий и графика реструктуризации налоговых обязательств;
  • проверку правильности применения налоговых льгот и ставок по налогам.

Проводимый нами аудит обязательств по наиболее существенным налогам включал следующие проверки:

  • налог на прибыль — проверка своевременности и полноты отражения выручки от реализации товаров, работ, услуг в целях исчисления налога на прибыль (в том числе выручки, а также выручки от реализации амортизируемого имущества, незавершенного строительства, товарно-материальных ценностей и иного имущества); своевременности и полноты отражения внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль; полноты и своевременности отражения, документального подтверждения и экономической обоснованности расходов по производству и реализации и внереализационных расходов; соблюдения правил налогового учета в отношении расходов по производству и реализации, включая материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы на ремонт основных средств, расходы на НИОКР, расходы на страхование имущества, иных нормируемых расходов; соблюдения правил налогового учета внереализационных доходов и расходов, включая отражение в налоговом учете резерва по сомнительным долгам, процентов по кредитам, займам, векселям и другим долговым обязательствам, операций по договору простого товарищества; соблюдения правил налогового учета амортизируемого имущества, включая правильность зачисления объектов в состав амортизируемого имущества и в амортизационные группы, правильность определения первоначальной стоимости, расчета норм амортизации, применения методов амортизации и расчета сумм амортизации, налогового учета реализации, ликвидации и иного выбытия объектов амортизируемого имущества; правильности ведения налогового учета операций с ценными бумагами, в том числе с векселями; правильности ведения налогового учета обслуживающих производств и хозяйств;
  • НДС — проверка полноты и своевременности отражения в бухгалтерском учете сумм НДС, исчисленных с налогооблагаемой базы, сумм НДС, предъявленных поставщиками и подрядчиками, сумм НДС, подлежащих вычету; сверки книги покупок и книги продаж с регистрами бухгалтерского учета и декларациями по НДС; правильности исчисления НДС по операциям, связанным с реализацией товаров, работ, услуг, и по иным операциям, являющимся объектом обложения НДС; своевременности и обоснованности предъявления НДС к вычету; правильности предъявления к вычету НДС по экспортным операциям, включая проверку документального подтверждения и методики расчета НДС, подлежащего вычету; правильности исчисления и предъявления к вычету НДС по отдельным операциям, включая НДС по капитальному строительству подрядным и хозяйственным способом, НДС по приобретаемым основным средствам, НДС при передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд и другим операциям; выборочную проверку правильности оформления счетов-фактур по приобретенным товарно-материальным ценностям;
  • налог на имущество — сверку стоимости имущества, включаемой в расчет налоговой базы, с данными бухгалтерского учета и отчетности; проверку правильности исчисления налоговой базы (среднегодовой стоимости); правильности, полноты и своевременности включения в расчет налоговой базы имущества, находящегося в совместной деятельности; правильности включения в расчет налоговой базы стоимости объектов незавершенного капитального строительства; правильности применения льгот по налогу.

Проводившаяся нами аудиторская проверка включала такие процедуры по проверке правильности исчисления всех иных налогов, величина обязательств по которым может оказать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность.

В ходе аудита, таким образом, были проанализированы:

  • порядок определения налогооблагаемой базы по отдельным, наиболее важным налогам;
  • применение налоговых ставок;
  • применение льгот при расчете и уплате налогов;
  • начисление, полнота и своевременность перечисления налоговых платежей;
  • составление налоговой отчетности.

Выводы и предложения

В ходе проверки нами не обнаружены факты, свидетельствующие о несоответствии оформления учредительных документов законодательству. Вместе с тем обращаем внимание на следующие факты, которые хотя и являются нарушениями установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, но в силу своего характера и величины не оказывают существенного влияния на бухгалтерскую отчетность предприятия за __ год.

Далее на основе сделанных выводов вносятся конкретные предложения о внесении изменений в бухгалтерский учет и отчетность.

1. Аудит расчётов с бюджетом по НДС

Налоговое право является одной из наиболее сложных ветвей общего права. Из-за огромного количества норм тонкостей соотнесения с объектами и субъектами налоговое законодательство становится обширной отраслью для изучения специалистами по финансам. Налоги и бухгалтерский учет всегда идут рядом, поскольку составление отчетности и представление данных заинтересованным пользователям сопряжено с расчетом налогов и составлением налоговой декларации, которая является основным документом на уплату налогов в бюджет.

Одним из налогов является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость представляет собой один из самых сложных для расчёта налогов.

Цель аудита расчетов с бюджетом по НДС - подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по данному налогу, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения.

Суть данной аудиторской проверки заключается в проверке:

· правильность определения налогооблагаемой базы;

· правильность применения налоговых ставок;

· правомерность применения льгот при расчете и уплате налога;

· правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налогового платежа;

· правильность составления налоговой отчетности.

Любой аудит должен быть подкреплён соответствующей нормативной базой. В данном случае, эту базу составляют следующие документы:

· Налоговый кодекс РФ (частьIот 31.07.97 № 146-Ф3, в ред. Федерального закона от 24.03.2001 № 118-Ф3, частьIIот 05.08.2001 № 117-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.05.2001 № 71-Ф3, в ред. Федерального закона от 29.05.2002 №57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12.2002 №187-Ф3);

· Приказ МНС РФ от 21.01.2002 № БГ-6-03/25 “Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость”;

· Методические рекомендации по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса РФ, утв. Приказом МФ РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447, в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 № БГ-3-03/156;

· Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС. Утверждены постановлением правительства РФ от 2.12. 2000г. № 914 (с изменениями и дополнениями).

· Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций от 31.10. 2000г. № 94н (с изменениями и дополнениями).

Кроме этой нормативной базы, существует специфическая нормативная база, которая предназначена для пользования аудитору. Она состоит из Федерального закона об аудиторской деятельности (Утвержден Президентом РФ от 07.08.2001г. № 119 (с изменениями и дополнениями) и ряда Федеральных Правил (стандартов) Аудиторской деятельности.

Процедура проведения проверки правильности исчисления налога на добавленную стоимость включает в себя анализ следующих документов:

- бухгалтерского баланса (форма № 1);

- отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

- главной книги или оборотно - сальдовой ведомости;

- учетной политики организации;

- регистров бухгалтерского и налогового учета по счету 68 субсчет «Налог на добавленную стоимость»;

- налоговых деклараций по НДС;

- других документов, подтверждающих правильность исчисления организацией налога.

Существует три метода проведения аудита расчётов с бюджетом по НДС:

1. Метод анализа бухгалтерских счетов при расчете с бюджетом по НДС путем определения уровня существенности оборотов.

Данный метод лучше всего применять при осуществлении проверок для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а так же построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.

Основные этапы применения метода.

- определение уровня существенности ошибки;

- анализ дебетовых и кредитовых оборотов по счетам расчетов с бюджетом по НДС с применением уровня существенности для определения наиболее важных оборотов, отраженных по данным счетам. Под оборотами подразумеваются суммы начисленных и уплаченных налогов за анализируемый период времени;

- анализ оборотов проводится по тем месяцам, в которых сумма начисленного и уплаченного налога набольшая;

- для подтверждения правильности определения суммы начисленного налога за данный месяц необходимо проанализировать порядок формирования налогооблагаемой базы, либо, если это оплата, реальность перечисления денежных средств;

- для подтверждения правильности формирования налогооблагаемой базы анализируемого налога необходимо выбрать несколько существенных сделок, фактически осуществленных в выбранном месяце, и проанализировать их, используя методы документальной проверки;

- в случае не выявления нарушений, необходимо собрать налогооблагаемую базу за отчетный период по соответствующим журналам-ордерам или ведомостям, рассчитать налог и определить правильность определения суммы налога, сопоставив полученные данные с данными, отраженными в налоговых декларациях за анализируемый период;

- проанализировать информацию о правильности формирования налогооблагаемой базы и своевременности уплаты налога в бюджет и отразить это в отчете о проделанной работе.

2. Метод анализа налоговых деклараций.

Данный метод используется для подтверждения правильности заполнения налоговых деклараций и реальности отражения задолженности перед бюджетом в соответствующих статьях баланса, т.е. непосредственно используется при проведении аудиторской проверки налогов в составе обязательного аудита.

Основные этапы применения метода.

- провести построчный анализ налоговых деклараций с использованием аудиторских таблиц;

- проверить правильность формирования налогооблагаемых баз путем анализа данных аналитического учета;

- проверить расчет налоговых обязательств перед бюджетом;

- выявить расхождение между данными, рассчитанными аудитором на основании аналитического учета, и данными, отраженными в налоговых декларациях;

- выяснить причины расхождения;

- отразить всю полученную информацию в отчете о проделанной работе с приложением всех аудиторских таблиц;

- дать квалифицированное аудиторское заключение и рекомендации по исправлению замечаний, сделанных аудитором.

Общий аудит правильности расчётов по НДС (3 этапа)

Данный метод используется для непосредственно общего аудита расчётов по налогам и сборам, в том числе и по НДС.

Этап 1. Ознакомительный.

На данном этапе рассматриваются существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Действия, проводимые на данном этапе:

- оценка систем бухгалтерского и налогового учета;

- оценка аудиторских рисков;

- расчет уровня существенности;

- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

- анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;

- анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Этап 2. Основной.

На данном этапе рассматриваются такие факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Состав включаемых в программу аудита процедур по существу, направленных на получение аудиторских доказательств достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, как известно, определяется особенностями проверяемых операций, предпосылками подготовки (критериями достоверности) бухгалтерской отчетности, планируемыми уровнями существенности и аудиторского риска, методами аудиторской деятельности, доступной аудитору информацией.

Для аудита расчетов с бюджетом по НДС используются главным образом приемы проверки соблюдения нормативных актов при формировании элементов налогообложения, приемы прослеживания и подтверждения, а также синтаксического (формального) контроля заполнения документов, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Рассмотрим подробнее процедуры аудита НДС при использовании различных форм расчетов и некоторых договорных отношений между хозяйствующими субъектами, а также порядок проверки исчисления и уплаты НДС, отражения расчетов по НДС в учете и отчетности. Например:

а) Оплата, частичная оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) передачи имущественных прав предусматривает выполнение следующих процедур:

- проверка момента определения налоговой базы НДС и момента ее определения с учетом полученных экпортерами платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- проверка обоснования освобождения от НДС платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев;

- проверка налоговой базы НДС с учетом платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) на территории Российской Федерации;

- проверка вычетов НДС при платежах в счет предстоящих поставок товара, выполнения работ, оказания услуг на территории РФ;

- проверка заполнения и регистрации счетов-фактур по перечисленным и полученным предварительным платежам и при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет предвари тельных платежей.

б) Расчеты с использованием ценных бумаг

- проверка налоговых вычетов покупателя при оплате товаров (работ, услуг) путем передачи векселя (собственного или полученного в обмен на собственный);

- проверка налоговой базы продавца при оплате товаров (работ, услуг) при использовании векселя;

- проверка налоговой базы при получении процента (дисконта) по облигациям и векселям в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) в части, превышающей ставку рефинансирования Банка России в периодах, за которые производится расчет процентов;

- проверка регистрации счетов-фактур получателем процента по векселю в книге продаж;

- проверка регистрации документов строгой отчетности в книге продаж.

в) Натуральная оплата труда

- проверка налоговой базы НДС при натуральной оплате труда.

д) Новация долга, отступное

- проверка налоговой базы НДС при новации долга, отступном.

Для аудита исчисления и уплаты НДС, оформления налоговой отчетности используются процедуры:

- проверка, прослеживание и пересчет налоговой базы НДС по объектам налогообложения и по применяемым ставкам;

- проверка правильности применения ставок;

- проверка правильности определения сумм восстановленного налога;

- проверка правильности исчисления сумм, подлежащих уплате в бюджет;

- проверка порядка и сроков предоставления налоговых деклараций и др.

Этап 3. Заключительный этап:

- анализ выполнения программы аудита;

- классификацию выявленных ошибок и нарушений;

- обобщение результатов проверки;

- оформление результатов налогового аудита по НДС.

В процессе проведения аудита не следует забывать, что все процедуры аудиторской проверки проводятся с применением определенных тестов, утвержденных внутрифирменными стандартами аудиторской организации.

Каждый тест включает:

- вывод о соответствии действующему законодательству;

- замечания с конкретными примерами;

- рекомендации по исправлению.

В заключении, хотелось бы отметить встречающиеся наиболее часто на практике нарушения, выявляемые при аудите расчётов с бюджетом по НДС:

· неправильное исчисление налогооблагаемой базы;

· необоснованное предъявление к возмещению из бюджета НДС;

· необоснованное выделение сумм уплаченного НДС расчетным путем;

· неправильное документальное оформление по суммам, освобожденным от НДС;

· незаконное применение льгот по НДС;

· ошибки при исчислении и уплате в бюджет НДС в результате изменения статуса имущества;

· нарушение сроков платежей.

1. Составить программу проверки по заданному участку аудита.

2. Рассчитать сумму амортизации по правилам бухгалтерского учёта за 1 квартал 2010 г. по имеющимся объектам основных средств.

3. Рассчитать амортизацию по вновь приобретенным объектам основных средств.

4. Дать оценку достоверности данных баланса по строке «Основные средства».

5. Указать критические области, связанные с осуществлением учёта основных средств на аудируемом предприятии. Определить налоговые последствия выявленных недостатков в бухгалтерском учёте объектов основных средств.

Программа проверки раздела «Аудит основных средств» будет состоять из следующих процедур:

- проверка оформления первичных документов по учету основных средств;

- проверка показателей бухгалтерской отчетности. Сверка начального и конечного сальдо проверяемого периода по балансу (форма №1) с Главной книгой по счетам 01, 02;

- уточнения порядка отнесения материально-вещественных ценностей к основным средствам;

- установление соответствия порядка действующим нормативным документам и учетной политике предприятия;

- определение порядка поступления основных средств и проверка правильности формирования первоначальной стоимости;

- проверка своевременности ввода в эксплуатацию объектов основных средств;

- проверка правильности учета НДС при приобретении объектов основных средств;

- проверка порядка отражения выбытия основных средств на предприятии;

- проверка правильности начисления амортизационных отчислений;

- проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета результатов переоценки основных средств;

- установление фактов проведения на предприятии инвентаризации основных средств в допроверочных периодах;

- проверка правильности восстановления НДС к уплате в бюджет при операциях с ОС;

- проверка бухгалтерского и налогового учета лизинговых операций;

- проверка отражения на забалансовом счете 001 арендованных основных средства.

При аудите основных средств, аудитор должен руководствоваться следующими документами:

1) «Учёт основных средств» ПБУ 6/01

2) «Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств», утв. приказом Минфина России от 13.10.2003г. №91н.

3) «Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.02 №1.

На предприятии используется линейный метод начисления амортизации, который предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования основных средств.

Расчёт норм амортизации по основным средствам, находящимся на балансе предприятия по состоянию на 01. 01. 10г. производится по формуле:

Норма амортизации Нам = 100% / срок полезного использования в месяцах

1) Нам административного здания = 100% /540 = 0,185%

2) Нам жилого дома = 100% /240 = 0,417%

3) Нам станка = 100% /180 = 0,556%

4) Нам мебели = 100% /60 = 1,667 %

5) Нам компьютера = 100% /60 = 1,667 %

Расчёт сумм фактической амортизации по основным средствам, находящимся на балансе предприятия по состоянию на 01. 01. 10г.:

1) Административное здание = 0,185%*820000*132 = 200244

2) Жилой дом = 0,417%*1250000*60 = 312750

3) Станок = 0,556%*220300*132 = 161683

4) Мебель = 1,667 %*420000*48 = 336068

5) Компьютер = 1,667 %*82000*24 = 32807

По амортизационным группам, основные средства, находящиеся на предприятии на 01.01.2010г. разнесены правильно.

По правилам бухгалтерского учёта в первоначальную стоимость купленного основного средства включаются все расходы фирмы на покупку.

08 – 60 266667 приобретён легковой автомобиль

19 – 60 53333 учтён НДС по приобретённому автомобилю

08 – 76 1200 учтены расходы по постановке в ГИБДД

Балансовая стоимость составляет 267867 рублей.

Так как автомобиль был получен ЗАО «Опыт», то есть факт переход права собственности можно считать свершившимся, он должен быть переведён в состав основных средств 30.01.2010 года по дате регистрации в ГИБДД (01 – 08 267867). Амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем постановки на учёт основного средства. В данном случае – с февраля 2010 года. Норма амортизации для автомобиля составляет 2%, Сумма ежемесячной амортизации составляет 5357 руб.

Так как сейф был куплен в марте 2010 года, то в марте амортизация по нему начисляться не будет. Амортизационные отчисления по данному объекту начнутся только со второго квартала. В марте, сейф включается в состав основных средств по стоимости 16271 руб. 19 коп.

Аналитическая таблица по учёту основных средств в ЗАО «Опыт» по состоянию 01.01.2010.

Понедельник
17 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Целью аудита операций, связанных с НДС, является установ­ление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налого­вого законодательства.

Задачами аудита операций, связанных с НДС, являются:

— оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

— проверка формирования налоговой базы, применения нало­говых льгот и налоговыхвычетов;

— контроль за отражениемтекущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерскойи налоговойотчетности;

— проверка соблюдения организацией налогового законодатель­ства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и свое­временностиуплаты налога в бюджет.

Основные нормативные документы:

— Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 21 НКРФ;

— Правила ведения журналов учета полученных и выставлен­ныхсчетов-фактур,книг покупок и книгпродаж при расче­тах по налогу на добавленнуюстоимость, утвержденные по­становлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибыляхи убытках(форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетнойполи­тике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчетыпо налогам и сборам»,субсчет «Расчеты по налогу на до­бавленную стоимость», 19 «Налогна добавленнуюстоимость по приобретенным ценностям», налоговые декларации, книга поку­пок, книга продаж, счета-фактуры,первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей.

Работы при проведении аудита НДС можно разделить на триэтапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Основной задачей аудита операций, связанных с НДС,являет­ся контроль правильности формирования сумм налоговых обяза­тельств перед бюджетом. С этойцелью аудитору необходимо вы­полнить следующие процедуры:

— оценить систему бухгалтерского и налоговогоучета;

— оценить аудиторские риски;

— рассчитать уровень существенности;

— определить основные факторы, влияющие на налоговыепо­казатели;

— проанализировать организацию документооборота и изучитьфункции и полномочияслужб, ответственных за исчислениеи уп­лату налогов.

Выполнение перечисленных процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяе­мого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потен­циальныхналоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на предоставлениеорганизаци­ей следующихосновных документов: налоговых деклараций по НДС (включая все уточненные расчеты), книги покупок и книгипродаж, счетов-фактур,актов выполненных работ (услуг), товар­ных накладных, регистров

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которыхвыявлены проблемные зоны с учетомзначения уровня существенности. Для этоговыполняются:

— оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС;

— проверка налоговой отчетности, представленной организа­цией по установленным формам;

— расчет налоговых последствий для организаций в случаяхнекорректного применения норм налогового законодательства.

По результатам проверки разрабатываются и представляютсярекомендации по использованию организацией налоговых льгот и предложенияпо созданию в организациисистемы внутреннего контроля за правильностьюисчисления НДС.

Основные объекты проверки при рассматриваемом виде ауди­та и соответствующиеим аудиторские процедуры приведены в табл. 12.1.

Аудитор должен обратить внимание на оформлениеорганиза­цией счетов-фактур,на соответствиеих нормам,указанным в Пра­вилахведения журналов учета полученных и выставленныхсче­тов-фактур,книг покупок и книгпродаж при расчетах по налогу на добавленнуюстоимость, а именнопроверить:

— как организацией применяется новый порядок исправления счетов-фактур.Суть новыхправил заключается в том,что покупа­тель получает право только в том налоговом периоде, ко­гда у него будет исправленный вариант счета-фактуры;

— какие реквизиты содержатся в новомсчете-фактуре.Необхо­димо обратить внимание на подписина счетах-фактурах.Если сче­та-фактурыподписаны другими лицами, а не директороми глав­нымбухгалтером, то аудитору необходимо запросить приказ, на ос­новании которого было передано право подписи;

— какой адрес указан в счете-фактуре(юридический или факти­ческий). В соответствиис письмомМинфина России от 07.08.2006 № 03-04-09/15адрес должен быть тот же, какой указан в учреди­тельных документах. Если в учредительных документах указаны и юридический, и фактическийадрес, то и в счете-фактуре могут быть указаны оба адреса.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результатепроведения аудита операций, связанных с НДС:

— неправильное применение налоговых льгот;

— нарушение порядка определения налоговых вычетов;

— отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля организации за правильностьюисчисления НДС.

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих доку­ментов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к областипроверки, и представляетего совместно с рабочейдоку­ментацией (приложение 12.1) руководителю проверки.

Процедуры аудита операций, связанных с НДС

Процедура 1. Проверка правильности начисления НДС

Начисленный НДС, руб.

Выручка от реализации(стр. 010формы № 2), руб.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

Сейчас уже можно говорить об истории данного вопроса, поскольку с 1 октября 2011 года благодаря дополнению, внесенному Законом № 245-ФЗ [1] в гл. 21 НК РФ, аудиторские услуги вошли в перечень услуг, поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации которых определяется в особом по-рядке – по месту деятельности покупателя.

Вместе с тем заявленная тема продолжительное время была предметом налоговых споров, нередко заканчивавшихся в судебных инстанциях. В этой связи считаем нужным ознакомить читателя со спорными ситуациями, которые могут возникнуть в ходе налоговых проверок, охватывающих периоды до вступления в силу Закона № 245-ФЗ, в отношении определения места реализации аудиторских услуг.

Особый порядок определения места реализации услуг

В целях налогообложения реализуемых услуг гл. 21 НК РФ установлено следующее правило: если местом реализации услуг признается территория РФ, они подлежат обложению НДС в РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Отметим, что для различных услуг п. 1 ст. 148 НК РФ предусмотрены свои особенности определения места их реализации. Так, для консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ установлен особый порядок определения места реализации – по месту деятельности покупателя. При этом тер-ритория РФ признается местом реализации только в случае фактиче-ского присутствия покупателя на территории РФ на основе государст-венной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Аудит для иностранцев – спорный вопрос

Следует сказать, что в действующей (до 01.10.2011) редакции пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ аудиторские услуги отсутствуют. В этой связи возникало немало спорных вопросов по НДС в отношении аудиторских услуг, оказываемых российскими организациями иностранным компаниям, не имевшим на территории РФ постоянных представительств.

Например, московские налоговики рассуждали так: раз аудиторские услуги не поименованы в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, значит, данный вид услуг следует относить к услугам, указанным в пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ – не предусмотренным пп. 1 – 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ (Письмо от 18.06.2009 № 16-15/61584). По их мнению, место реализации аудиторских услуг должно определяться в общем порядке – по месту деятельности организации, оказывающей данный вид услуг, а не в особом порядке – по месту деятельности покупателя. Заметим, если следовать букве закона, налоговики правы.

Однако Минфин придерживался другой точки зрения: при применении НДС в отношении аудиторских услуг следует руководствоваться нормой пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (Письмо от 08.04.2009 № 03 07 08/85).

Итак, с учетом разночтений со стороны финансового и налогового ведомств в отношении порядка определения места реализации ауди-торских услуг налогоплательщику ничего не оставалось, как обращаться за поддержкой в судебные инстанции. К тому же анализ арбитражной практики показал, что судьи разделяют позицию Минфина, в основу которой, по мнению автора, было положено действующее в целях бухгалтерского учета требование приоритета содержания перед формой – отражения фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [2] ).

В качестве примера приведем Постановление Девятого арбит-ражного апелляционного суда от 12.11.2010 № 09АП-26553/2010-АК [3] , в котором судьи, вынося решение в пользу общества, проводившего в 2006 – 2007 годах аудит финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО (ГААП) иностранными организациями, не осуществляющими деятельность на территории РФ, поддержали позицию налогоплательщика, посчитавшего, что в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ аудиторские услуги представляют собой комплексные услуги, включающие в качестве составляющих бухгалтерские, консультационные и юридические услуги. При этом арбитры указали на следующие моменты.

1. Действующее законодательство не содержит определение понятия «бухгалтерские услуги».

Исходя из буквального значения данного термина под бухгалтерскими услугами в широком смысле следует понимать деятельность исполнителя, направленную на оказание заказчику (покупателю услуг) содействия в решении задач бухгалтерского учета. Аудиторская деятельность направлена на решение задач бухгалтерского учета, главной из которых является формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 3 ст. 1 Закона о бухгалтерском учете [4] ). Именно установление достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности является целью аудита (п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности [5] в редакции, действовавшей в проверяемый период).

Аудиторское заключение в ряде случаев входит в состав бухгалтерской отчетности организаций (п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). По существу проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемая в рамках оказания аудиторских услуг, является за-ключительным этапом формирования полной и достоверной отчетности, отражающей во всех существенных условиях финансовое положение организации и представляемой внешним и внутренним пользователям.

Таким образом, судьи сделали вывод, что аудиторская деятельность включает бухгалтерские услуги, поскольку представляет собой дея-тельность, связанную с созданием одной из форм бухгалтерской от-четности (аудиторского заключения), а также проверкой достоверности бухгалтерской отчетности как одного из этапов ее формирования и в конечном счете направленную на решение задач бухгалтерского учета, сформулированных в ст. 1 Закона о бухгалтерском учете.

2. Аудиторские услуги включают в себя консультационные услуги.
Согласно п. 3 Стандарта № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» [6] одной из возможных причин искажения бухгалтерской отчетности являются ошибки в применении принципов учета, неверная интерпретация фактов. На основании указанного стандарта (п. 53) своевременное сообщение руководству аудируемого лица об искажениях, возникших в результате недобросовестных действий или ошибок, является необходимым для принятия руководством ау-дируемого лица соответствующих мер. Аудитор должен сообщить руководству о любых существенных недостатках средств внутреннего контроля в части, относящейся к предотвращению или обнаружению недобросовестных действий или ошибок, привлекших внимание аудитора во время проведения аудиторской проверки (п. 61 Стандарта).

При сообщении руководству аудируемого лица об обнаруженных недостатках аудитор со ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт указывает возможные варианты отражения тех или иных операций на счетах бухгалтерского учета.

Следовательно, аудиторская деятельность включает в себя кон-сультационные услуги, связанные с анализом и оценкой полученной аудитором информации с целью выявления ошибок и выработки ре-комендаций, о которых сообщается аудируемому лицу.

Кроме того, из заключенных обществом договоров на оказание ауди-торских услуг прямо следует, что для целей соответствующих договоров термин «аудит» использовался сторонами в значении более широком, чем то, которое использовано в Законе об аудиторской деятельности, и включал в себя не только услуги по проверке достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности (то есть аудит как таковой), но и иные услуги, которые по своей правовой природе являлись исключительно консультационными, а именно: услуги по оценке принятой клиентом учетной политики и основных расчетов, выполненных руководством клиента, а также оценке в целом формы представления бухгалтерской и финансовой отчетности.

Таким образом, по мнению судей, оказываемые обществом по соответствующим договорам услуги включали в себя консультаци-онные услуги.

3. Аудиторская деятельность включает в себя также юриди-ческие услуги.
В соответствии с п. 18 и 19 Стандарта № 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита» [7] аудитор должен проанализировать нормативные правовые акты РФ, применяемые аудируемым лицом в установленной сфере деятельности, и получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства соблюдения тех нормативных правовых актов РФ, которые, по мнению аудитора, оказывают влияние на определение существенных величин и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Следовательно, аудиторская деятельность включает в себя деятельность, связанную с правовой квалификацией деятельности и применением законодательства к действиям аудируемого лица.

К сведению

Стандарты № 13 и 14 утратили силу с 08.02.2011 (Постановление Прави-тельства РФ от 27.01.2011 № 30).

Итак, учитывая комплексный характер аудиторских услуг, включающих в себя бухгалтерские, консультационные и юридические услуги, арбитры пришли к выводу, что определение места оказания аудиторских услуг для целей НДС должно осуществляться согласно нормам пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, то есть по месту осуществления деятельности покупателем.

Кроме того, судьи отметили, что вывод об отсутствии оснований для обложения НДС аудиторских услуг, оказанных иностранным орга-низациям, не осуществляющим деятельности на территории РФ, под-тверждается многочисленными разъяснениями Минфина (письма от 24.08.2005 № 03 04 08/224, от 26.01.2006 № 03 04 08/26, от 08.04.2009 № 03 07 08/85), которыми налоговые органы обязаны руководствоваться в силу пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.

В итоге судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика по следующим основаниям. Заказчики (покупатели) аудиторских услуг, оказанных обществом в 2006 – 2007 годах, фактически не присутствовали в РФ на основе государственной регистрации или по иным указанным критериям. Это означает, что в целях ст. 148 НК РФ место деятельности покупателя спорных услуг находилось за пределами территории РФ, следовательно, налогоплательщик пра-вомерно не включал полученные за реализацию данных услуг суммы в размере 54 818 541 руб. в объект обложения НДС.

Согласитесь, судебные тяжбы того стоили.

Наконец-то свершилось!

По всей видимости, проникшись очевидной проблемой в отношении определения места реализации аудиторских услуг, законодатели все расставили по своим местам и назвали своими именами. Одним словом, свершилось! С 1 октября 2011 года в силу дополнений, внесенных Законом № 245-ФЗ, налогоплательщикам больше не потребуется доказывать, что аудиторские услуги имеют комплексный характер: включают в себя бухгалтерские, консультационные и юридические услуги.

Аудиторские услуги как самостоятельный вид услуг (которым, по мнению автора, они всегда и являлись) вошли в перечень услуг, поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место реализации которых определяется в особом порядке – по месту деятельности покупателя.
Это означает, что по вопросу применения НДС в отношении ауди-торских услуг, оказываемых российскими организациями иностранным компаниям, налоговые споры с 1 октября 2011 года возникать не должны. Однако как поведут себя налоговики в отношении данного вида услуг, оказанных до 1 октября 2011 года, неизвестно.

[1] Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

[2] Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

[3] Постановлением ФАС МО от 28.01.2011 № КА-А40/17618-10 данное решение оставлено без изменения.

[4] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[5] Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». С 1 января 2011 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

[6] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

[7] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Цель аудита расчетов с бюджетом заключается в проверке правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком соответствующих налогов и в проверке соблюдения налогоплательщиком действующего законодательства в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Поскольку налоговый аудит является инициативным и проводится по специальному заданию клиента, то можно выделить дополнительные цели такого аудита: оценку налоговых рисков налогоплательщика; разработку рекомендаций, предложений по минимизации и устранению налоговых рисков.

При проведении налогового аудита целесообразным является применение аудиторских процедур к основным элементам налогообложения (п. 1, 2 ст. 17 НК РФ): к объекту налогообложения; налоговой базе; налоговому периоду; налоговой ставке; порядку исчисления налога; порядку и срокам уплаты налога; налоговым льготам (при их наличии).

Таким образом, в процессе аудита налогообложения аудитор должен убедиться в следующем:

  • 1) правильности определения аудируемым лицом объектов налогообложения;
  • 2) правильности формирования аудируемым лицом налоговой базы;
  • 3) соблюдении аудируемым лицом налогового периода;
  • 4) правильности применяемой налоговой ставки;
  • 5) правильном порядке исчисления налога;
  • 6) соблюдении порядка и сроков уплаты налога;
  • 7) законном и обоснованном применении налоговых льгот.

Данные аудиторские процедуры должны быть выполнены в отношении всех налогов, плательщиком которых является аудируемое лицо, если иное не предусмотрено в договоре на оказание услуг по проведению налогового аудита (поскольку налоговый аудит не является обязательным, то проверке могут быть подвержены только отдельные налоги по согласованию с клиентом — аудируемым лицом).

Аудит налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом. Его плательщик — покупатель товара (работы, услуги), а продавец этого товара (работы, услуги) выступает в роли лица, которое получает сумму НДС в составе выручки от реализации и должен передать (перечислить) его в бюджет. Однако, поскольку продавец данного товара (работы, услуги), в свою очередь, является покупателем какого-то другого товара (работы, услуги), он имеет право на вычет НДС, включенного в цену приобретенного товара (работы, услуги). Таким образом, в бюджет фактически перечисляется разница, образовавшаяся за налоговый период (в настоящее время — квартал).

К конкретным задачам аудиторской проверки НДС могут быть отнесены:

  • — проверка правильности определения объектов налогообложения;
  • — анализ формирования налоговой базы;
  • — проверка правильности применения налоговых ставок;
  • — установление обоснованности освобождения от НДС.
  • — проверка правомерности применения налоговых вычетов;
  • — проверка соблюдения налогоплательщиком налогового периода и своевременности уплаты налога в бюджет.

При проведении аудита НДС целесообразно выделить три последовательных этапа.

  • 1. Этап планирования (ознакомительный этап), в рамках которого определяются существующие объекты налогообложения, оценивается соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, устанавливается уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений, а также формируется информационная база для проверки путем запроса налоговых деклараций по НДС (включая уточненные), книг покупок и продаж, журналов учета (при их ведении) и собственно счетов-фактур, регистров бухгалтерского и налогового учета.
  • 2. Основной этап, в рамках которого проводится углубленная проверка, — оценка правильности определения налоговой базы по НДС, анализ содержания налоговой отчетности и расчет налоговых последствий для аудируемого лица в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.
  • 3. Заключительный этап, в рамках которого рабочими документами оформляются результаты аудита НДС, включая анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений; формулируются выводы аудитора.

На каждом этапе аудитор должен выбрать и выполнить уместные в рамках конкретного задания аудиторские процедуры получения аудиторских доказательств, одновременно отвечающих следующим условиям: надлежащий характер, т.е. качественная оценка аудиторских доказательств, которая характеризует уместность и надежность выводов, лежащих в основе формирования мнения о достоверности налоговой отчетности и соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах; достаточность, т.е. количественная оценка аудиторских доказательств.

На этапе планирования с целью получения аудиторских доказательств и сбора другой информации, необходимой для выполнения аудиторских процедур по существу, аудитор: 1) анализирует сферу деятельности налогоплательщика: определяет вид (виды) экономической деятельности налогоплательщика; выясняет особенности налогообложения конкретного вида экономической деятельности (освобождение от налогообложения и др.); 2) анализирует операции, осуществляемые налогоплательщиком: выявляет типовые операции, осуществляемые налогоплательщиком (реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных поставщиков и др.); выясняет особенности налогообложения конкретной операции (использование ставки НДС 0%, исполнение обязанности налогового агента и др.); 3) анализирует положения учетной политики: определяет полноту раскрытия информации в части НДС (порядок ведения раздельного учета, применяется ли Правило 5 процентов, как распределяются общехозяйственные расходы при применении Правила 5 процентов и др.).

На этапе планирования выявляются нетипичные, редкие операции, спорные ситуации, при осуществлении которых высока вероятность ошибки. Проверке таких операций и ситуаций следует уделить особое внимание, чтобы избежать или хотя бы снизить уровень налогового риска.

На основном этапе аудита НДС проводятся следующие аудиторские процедуры.

1. Проверка правильности определения объектов налогообложения и налоговой базы.

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

  • 2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • 4) ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Объекты налогообложения, прямо указанные в п. 1 ст. 146 НК РФ, являются типичными. При осуществлении данных операций вероятность допущения налогоплательщиком ошибки очень низкая (если речь не идет о преднамеренном сокрытии объектов налогообложения). Внимание аудитору следует уделить операциям, особенности налогообложения которых регулируются отдельными статьями НК РФ, например, реализация имущественных прав (ст. 155 НК РФ), реализация предприятия в целом как имущественного комплекса (ст. 158 НК РФ) и др.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, аудитору следует убедиться в своевременности исчисления суммы налога.

2. Проверка правильности применения налоговых ставок.

Согласно ст. 164 НК РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам:

  • — 0% (например, реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ; реализация услуг по международной перевозке товаров; реализация услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов и другие операции, указанные в п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • — 10%(например, реализация продовольственных товаров, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ; реализация товаров для детей, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ; реализация периодических изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного и эротического характера, указанных в подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ; реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, указанных в подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, и другие операции, указанные в п. 2 ст. 164 НК РФ);
  • — 18% (операции, не указанные в п. 1, п. 2, п. 4 ст. 164 НК РФ);
  • — расчетным ставкам — 10%/110% и (или) 18%/118%(на- пример, при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ; при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав и других случаях, указанных в п. 4 ст. 164 НК РФ).

При выполнении данной процедуры необходимо удостовериться в обоснованном применении аудируемым лицом пониженной налоговой ставки. При этом, если налогоплательщик применяет налоговую ставку 0%, то аудитору следует: а) удостовериться в своевременности представления аудируемым лицом необходимых документов, указанных в ст. 165 НК РФ, в налоговый орган; б) выяснить, имеются ли случаи неподтверждения налоговой ставки 0% в проверяемых отчетных периодах; в) проверить сумму налоговых вычетов при приобретении товаров в случае дальнейшего использования таких товаров для осуществления операций, облагаемых по налоговой ставке 0%.

3. Проверка обоснованности освобождения от НДС.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), указаны в ст. 149 НК РФ.

При выполнении данной процедуры аудитор должен убедиться:

  • — действительно ли операция, осуществляемая налогоплательщиком, освобождена от налогообложения (например, реализация на территории РФ важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий не облагается НДС на основании подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. При этом у аудируемого лица должно быть регистрационное удостоверение на медицинское изделие или, до 1 января 2017 г., также регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинской техники));
  • — действительно ли налогоплательщик имел право на применение налоговой льготы (например, подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ — в отношении религиозных организаций, подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ — в отношении общественных организаций инвалидов, подп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ — в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат);
  • — ведет ли налогоплательщик раздельный учет при осуществлении операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ, суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

  • — учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
  • — принимаются к вычету — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • — принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Пропорция определяется, исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период.

Налогоплательщик вправе не вести раздельный учет в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету.

Проверка ведения раздельного учета.

Общество с ограниченной ответственностью «СИТИ-МЕД» (далее — Общество) занимается оптовой торговлей изделиями медицинского назначения и медицинской техникой. В ходе налогового аудита в части НДС установлено, что налогообложение осуществляется по следующим налоговым ставкам: 10%, 18%. Также Общество реализует медицинские товары, освобожденные от налогообложения на основании подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ.

При анализе аудитором налоговой декларации по НДС за IV квартал 2015 г. выявлено, что вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам) отражены в полном объеме в налоговой декларации без распределения на облагаемые и не облагаемые НДС операции. При этом доля совокупных расходов на приобретение и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

По результатам анализа учетной политики было выявлено, что суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, основным средствам, подлежащие делению в связи с ведением раздельного учета, отражаются на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, основным средствам, подлежащий делению в связи с ведением раздельного учета».

Регистр налогового учета «НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, основным средствам, подлежащий делению в связи с ведением раздельного учета» представлен в табл. 1.12.

Аудитор пришел к выводу, что услуги, приобретенные Обществом в IV квартале 2015 г., относятся к деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС. Следовательно, к вычету не может быть принята вся сумма (469 000,00 руб.). Для определения суммы НДС, подлежащей вычету, аудитор определил пропорцию:

— в которой НДС принимается к вычету:

Пропорция = СТ (НДС) / СТобщ,

Регистр налогового учета «НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, основным средствам, подлежащий делению в связи с ведением раздельного учета»

Наименование приобретенных товаров (работ услуг), имущественных прав

Читайте также: