Абхазия с ндс или нет

Опубликовано: 26.04.2024

Краткая информация

Столица: Сухуми

Валюта: Российский рубль, Грузинский лари, Абхазский апсар

Курс валюты: расчёт в рублях


  • Если вы поставщик
  • Если вы покупатель

Предположим к Вам обратился клиент из республики Абхазия с запросом приобрести вашу продукцию. Для осуществления такой поставки вам необходимо подготовить все отгрузочные документы, сертификат СТ-1, подготовить пакет документов для подтверждения нулевой ставки НДС. В зависимости от Вашего опыта во внешнеэкономической деятельности, вы можете выбрать несколько вариантов отгрузки в Абхазию: самостоятельное оформление экспорта и возврат НДС из бюджета, или передача вопроса экспорта на аутсорсинг.

Особенности экспорта из Российской Федерации в республику Абхазия

На данный момент отличительных особенностей для российского поставщика нет – экспортная операция оформляется так же как и в другие страны не ЕАЭС.

Экспорт в Абхазию с компанией ООО «ИФК «Титан74»

ООО «ИФК «Титан74» предлагает взять на себя бремя контрактодержателя и избавить российского поставщика от тягот внешнеэкономической деятельности в случае необходимости экспорта товаров и продукции, не попадающей под двойное назначение. Компания ООО «ИФК «Титан74» работает в соответствии с российским и международным законодательством и не советует прибегать к «серым» схемам. Наша компания более 15 лет занимается решением проблем российских поставщиков при ВЭДе и уже имеет позитивный опыт поставки российской продукции в Абхазию.


Вы получили заявку от иностранного клиента, который хочет приобрести Ваш товар.

Вы отправляете нам счет/коммерческое предложение, согласно запросу клиента с НДС 20%.

Мы готовим расчет экспортной сделки, согласовываем условия поставки.

Заключаем с вами договор, а с покупателем мы заключаем контракт.

Клиент производит оплату товара с НДС 0% в адрес ООО "ИФК "Титан74".

Мы оплачиваем вам полную стоимость товара с НДС 20%.

Мы готовим документы, производим таможенное оформление (при необходимости).

Вы отгружаете нам товар.

Мы отгружаем товар вашему клиенту.

Таможенное оформление входит в комплекс внешнеэкономической деятельности компании ООО «ИФК "Титан74". Мы осуществляем таможенное оформление в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Владивостоке, Калининграде и других городах России. Стоимость таможенного оформления грузов от 7 000 рублей и она закладывается в счет покупателю.

Делегируя нашей компании экспорт, вам уже не нужно будет разбираться в кодах ТН ВЭД, определять и оплачивать сумму таможенных пошлин, готовить документы для таможенного оформления.

Таким образом, работая с ООО «ИФК "Титан74", вы избежите ряда возможных рисков, связанных не только с таможенным оформлением, но и банком, и налоговой инспекцией.

Оставляйте заявку и мы бесплатно вас проконсультируем

Самостоятельное оформление экспорта российской компанией

Для этого вам понадобятся профессиональные знания и опыт на каждом этапе:

  • оформление внешнеторгового контракта;
  • проверка товара на лицензирование и попадание в списки двойного назначения;
  • оформление справки о сырье, сертификата СТ-1;
  • таможенное оформление товаров;
  • поиск транспортной компании и организация доставки;
  • осуществление валютного контроля в обслуживающем банке;
  • подготовка пакета документов и подача заявления в налоговую службу.

В зависимости от того, под какой код ТН ВЭД попадает продукция, могут так же потребоваться дополнительные документы для экспорта:

  • Лицензия МЭРТ на вывоз;
  • Разрешения на вывоз МО, ФСБ, ФАПРИД, министерства здравоохранения, министерства культуры, министерство природных ресурсов и других специальных ведомств;
  • Сертификаты на вывоз: ветеринарный, фитосанитарный;
  • Экспертные заключения (документы, подтверждающие, что товар не подлежит экспортному контролю, выданные компетентными органами).

Перечень документов для отгрузки в Абхазию аналогичен перечню для других стран не ЕАЭС.

Основные проблемы при оформлении экспортных поставок

Таможенный контроль требует обширных знаний в области классификации товаров. Если код ТН ВЭД будет определен неверно, то расходы по платежам могут возрасти. ФТС тщательно проверят все предоставленные данные. Если экспортер невнимательно относится заполнению деклараций или комплектности предоставленных документов, контроль при пересечении границы со стороны таможенных органов усиливается. Для тех, кто постоянно проводит доставки товаров из России по всем требованиям, ФТС упрощает правила. Если в контрактах все время находят недочеты, ввоз в Абхазию становится более сложным.
Для вывоза определенной продукции потребуются сертификаты или лицензии. Получить эти документы нужно до начала прохождения таможни.
При пересечении границы не только груз должен иметь все необходимые документы. Транспортное средство также должно отвечать требованиям ФТС.

Предоставление документов по экспорту в ИФНС

Организации, осуществляющие экспортные операции и не подавшие заявление на отказ от применения, обязаны подтверждать 0% ставку НДС – сдавать декларацию и имеют право на возмещение входящих сумм НДС.

Следует обратить внимание, что отдельно по экспортной деятельности не получится подать декларацию, нужно предоставлять данные по всему объему хозяйственных операций в организации.

Для подтверждения необходимо предоставить следующие документы:
  • Контракт с иностранным покупателем.
  • Таможенная декларация об отгрузке товаров. Сейчас налоговая не требует постановление таможни о выпуске экспорта. Копию декларации можно загрузить из личного кабинета участника ВЭД или через Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.
  • Транспортные документы (СMR). При отправке ж/д, морским или авиа транспортом требуется железнодорожная или авиа накладная, коносамент.
  • Товаросопроводительные документы.
  • Декларация.

В каждом документе должны быть четко указаны реквизиты, все фамилии и подписи контрагентов.

Пакет документов по каждой отгрузке необходимо представить не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

С даты поступления документации в налоговые органы начинается камеральная проверка. Срок камеральной проверки уменьшился с 3 месяцев до 2-х с 04.09.2018 года. Если во время проверки у инспектора возникнут основания для подозрения в нарушении или обнаружатся ошибки, то срок может быть продлён до 3 месяцев. Если предоставляется уточнённая декларация, то начинается новая проверка.

ИФНС будет проверять:

  • была ли проявлена должная осмотрительность при выборе поставщика,
  • наличие и реальность подписи уполномоченных лиц на отгрузочных документах,
  • соответствие данных в счетах-фактурах и в договорах,
  • свидетелей сделок,
  • производство и склады,
  • отсутствие задолженности перед бюджетом,
  • наличие перевода на русский язык всей документации,
  • и прочее.

На практике налоговый инспектор может запросить дополнительные документы, поэтому необходимо следить за тем, чтобы все документы, сопутствующие сделке были правильно оформлены и надежно хранились.

ИФНС может вынести вердикт об отказе или о частичном возмещении. В случае несогласия с таким решением, следует обратиться в вышестоящую инстанцию с апелляционной жалобой.

В случае верно заполненных документов и положительного решения налоговых органов после камеральной проверки, через 6-8 месяцев после отгрузки из бюджета вам возместят НДС, ранее уплаченный за товар, или комплектующие и сырье, использованных при его изготовлении.

Можно опустить этап подтверждения нулевой ставки НДС и отказаться от её применения.

Сложности при самостоятельном оформлении экспорта

  • Валютный контроль – для суммы контракта более 6 млн. рублей, потребуется соблюдать валютное законодательство, ведь в случае нарушения сроков предоставления документов возможны значительные штрафы для юридических лиц. Банк имеет право запросить копии контрактов на сумму более 200 тыс. рублей.
  • Подтверждение нулевой ставки НДС для ИФНС – если не получится подтвердить по какой-либо причине, то придется уплатить в бюджет всю сумму НДС по полной ставке и плюс пени с даты отгрузки. К тому же, будет проведена камеральная проверка всей деятельности предприятия – её пройти под силу только «белым» компаниям с опытными бухгалтерами и юристами.
  • Прохождение таможенного контроля – очень важно правильно выбрать код ТН ВЭД, иначе может быть доначислена сумма, которую придётся уплачивать за свой счет, а не за счёт покупателя. Правильное заполнение декларации и соответствие букве закона – залог успешного прохождения через таможенный пост.
  • Оформление фитосанитарного сертификата – в случае, если товар или поддоны относятся к подкарантинной продукции. Для получения заключения нужно договариваться с инспектором о дате и времени его посещения перед непосредственной погрузкой на заявленный транспорт с указанием его госномера. К сожалению, некоторые узнают о существовании Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору лишь после того как груз встанет на таможне.
  • Выбор оптимального решения по доставке груза – в случае, если покупатель не выбрал самовывоз. Ошибка в выборе транспортной компании может сулить множество неприятностей: нарушение сроков грузоперевозки, пропажа товара, отказ возмещать стоимость груза и т.п.
  • Прочие совершенно неожиданные нюансы.

Почему следует обратиться именно к нам?

Иностранным покупателям вашей продукции мы предоставим скидку, предложим консолидацию товаров от нескольких поставщиков из России и организуем доставку

Избавим вас от тягот внешнеэкономической деятельности

Не нужно будет дополнительно оплачивать какие-либо услуги, связанные с экспортом

Опыт работы группы компаний с 2003 года в сфере ВЭД

С 2004 года являемся действительным членом Южно-Уральской Торгово-Промышленной Палаты (ЮУТПП)

Генеральный директор д.э.н. профессор Ахтямов М.К. член правления ЮУТПП, член Российско-Казахстанского делового совета (РКДС)

Не участвуем в коррупционных схемах

Не являемся фирмой «однодневкой» и дорожим своей репутацией

Компания M&J Logistic сопровождает экспортные сделки из России в Абхазию. Мы проводим комплекс мероприятий по оформлению контракта ВЭД, сбору всех необходимых бумаг, доставке товаров. Работаем с организациями из Москвы и других регионов России. Заключаем договоры на долгосрочное или разовое сотрудничество. Гарантируем полноту, правильность заполнения документации. Предоставляем широкий спектр дополнительных услуг, от представительства в госорганах до получения ЭЦП.

Особенности оформления экспорта в Абхазию

Экспорт в Абхазию — одно из популярных направлений внешнеэкономической деятельности организаций, представляющих малый и средний бизнес в России. Чтобы реализовать экспортную сделку, предпринимателю следует знать государственные требования к оформлению поставок за рубеж.

Особенности оформления экспортных перевозок зависят от характеристик товара, на основании которых ему присваивается код ТН ВЭД. Исходя из кодировки, для поставок применяются разные методы очистки, досмотра, декларирования. Отличается и размер пошлины.

При оформлении товаров, идущих на экспорт из России, учитывается несколько моментов.

  1. Алгоритм прохождения таможенного контроля зависит от класса опасности продукции.
  2. Насыпные товары (например, зерновые культуры, удобрения) декларируются в одном документе, срок действия которого достигает 1 года. Это устраняет необходимость заново оформлять декларацию для каждой новой партии.
  3. Для некоторых товаров (например, оборудование) предусмотрена предварительная экспертиза, которая необходима для исключения возможности применения продукции для военных целей.
  4. Товары растительного происхождения (например, древесина) подлежат обязательному прохождению фитосанитарного контроля с выдачей соответствующего сертификата.

Заказав услуги сопровождения экспорта в M&J Logistic, вы получаете подробную консультацию по оформлению всех необходимых документов, прохождению различных процедур для грузоперевозок того или иного вида товаров.

Алгоритм экспорта

В ТК РФ прописанная процедура оформления и выпуска товаров за границу включает три основных шага.

  1. Извещение таможенного органа о прибытии груза. Оповещением занимается сам экспортер, транспортная компания или посредник.
  2. Декларирование товара. Эту процедуру проводит представитель таможни. Он проверяет полноту и достоверность документов, сведений, указанных в декларации. По результатам инспекции назначаются дополнительные проверки (например, частичный или полный досмотр, инструментальный осмотр через инфракрасный комплекс, взвешивание, радиационный, биохимический, кинологический контроль). При отсутствии замечаний товар пропускается для следования в пункт назначения.
  3. Оплата государственных пошлин, других платежей (например, за хранение товара на складе, сопровождение к месту погрузки на ТС, опломбировку, проверку с использованием специальных инструментов).

Ввиду наличия соглашения между странами ЕАЭС, куда входят также Россия и Абхазия, процедура таможенного оформления отечественных товаров имеет упрощенный порядок. Если стоимость договора не более 1000 евро, декларация может подаваться в электронном виде, а на таможне ее допустимо заменить контрактом ВЭД.

M&J Logistic возьмет на себя сопровождение таможенного оформления и выпуска вашей продукции с территории РФ.

Какие нужны документы для оформления экспорта

Ключевым этапом прохождения груза между государственными границами России и Абхазии является оформление и подача таможенной декларации. Для стран, входящих в состав ЕАЭС, предусмотрена стандартная форма этого документа. В зависимости от вида товара, к декларации прилагаются такие бумаги:

  • документация, подтверждающая право владения грузом (сертификат происхождения по форме СТ-1, договор купли-продажи, свидетельство собственника);
  • договор ВЭД;
  • паспорт сделки (для контрактов, стоимость которых превышает 50 тыс. у. е.);
  • инвойс или счет на оплату перевозки, включая цену товара, транспортные и прочие расходы;
  • упаковочный лист с данными о наименовании, количестве продукции, числе занимаемых мест (на сыпучие грузы составляется выписка или ордер с места отгрузки);
  • транспортная накладная (для доставки на авто или железнодорожным транспортом);
  • фитосанитарные или ветеринарные сертификаты, лицензии, другая документация для поставки каждой конкретной группы товаров.

Помимо перечисленных документов, таможня может запросить у экспортера другие сведения и бумаги, необходимые для подтверждения права на вывоз продукции за пределы РФ.

Команда M&J Logistic поможет правильно оформить декларацию, собрать все необходимые документы, пройти сертификацию для беспрепятственного прохождения груза через государственную границу.

Россияне, которые выстраивали бизнес в соседней Абхазии, возвращаются на родину. Но это не приток капитала, как могло показаться, а скорее вынужденная эвакуация. Предприниматели приезжают без денег, но с целыми пакетами документов и заявлений, которые они несут российским правоохранителям. Бизнесмены говорят, что в Абхазии у них «отжали» деньги или собственность, что им угрожали убийством. News.ru разбирался, действительно ли российским инвесторам приходится жертвовать почти всем, только чтобы сохранить жизнь и вернуться домой.

«Они говорили, чтобы я сваливала из Абхазии»

«Около 50-ти человек прибыли на территорию завода и, угрожая физической расправой охранникам и сотрудникам завода, осуществили бандитский захват вышеуказанного предприятия», — пишет российский предприниматель Михаил Панов в заявлении (имеется в распоряжении News.ru) на имя главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. В тексте бизнесмен объясняет, что завод по производству полимерных труб, в создание которого он начал инвестировать в 2010 году, захватили двое граждан Абхазии, которые якобы являются представителями ближайшего окружения бывшего президента республики Александра Анкваба. Один из них числился в штате предприятия на должности главного инженера, второй — дилер, с которым у завода был ранее заключён контракт.

Михаил Панов рассказывает, что за пять лет вложил в создание предприятия в общей сложности $2 млн. Но инвестиции он не может вернуть с 2016 года, когда на заводе появились неизвестные вооружённые люди.


из личного архива Михаила Панова

Сейчас бизнесмен находится в России и всячески пытается через российских правоохранителей, депутатов и уполномоченные органы добиться справедливости. В своих обращениях он призывает и других предпринимателей, пострадавших от рейдерских захватов, не замалчивать проблемы и объединяться. Панов даже начал составлять некий список «абхазских рейдеров» и надеется, что он будет пополняться.

На крайне неблагоприятный инвестклимат жалуются и другие российские предприниматели, которые потеряли средства в Абхазии. Так, в число пострадавших попала и Юлия Черепанова из Краснодарского края.

В разговоре с News.ru она вспоминает, как влюбилась в Абхазию, купила дом в Гудауте, где планировала счастливо проводить время со своими детьми в сотне метров от побережья.

«Когда я решила построить небольшую гостиницу, ко мне пришёл сосед и предложил сделать это на его территории, аргументируя это тем, что она больше. У нас были доверительные отношения, мы вместе ходили в православный храм, очень хорошо общались… В общем, я согласилась и построила гостиницу на его участке… дурочка наивная», — нервно смеётся Юлия.

Она не могла и предположить, что как только стройка закончится, соседи заявят свои права на гостиницу. Все её требования вернуть деньги не увенчались успехом. Предпринимательница вспоминает, как летом 2018 года её конфликт с соседями перерос в «активную фазу».

По словам Черепановой, бывший партнёр по бизнесу пришёл к ней со своими родственниками и устроил драку. Для Юлии всё закончилось черепно-мозговой травмой. Соседа не остановило даже то, что она была в положении.

«Они говорили, чтобы я сваливала из Абхазии», — вспоминает собеседница News.ru.


из личного архива Юлии Черепановой

Женщине действительно пришлось всё бросить и уехать домой. Она говорит, что сняла побои, обратилась к республиканским правоохранителям, но к ответственности бывшего соседа не привлекли. «Его задержали на сутки, но потом неожиданно отпустили. Сказали, что он якобы попал под какую-то амнистию. Но я думаю, что там подключились родственники и помогли ему», — делится Черепанова.

Бизнесмены не ангелы

Официальные власти Республики Абхазия неохотно комментируют ситуацию с российскими бизнесменами. Хотя косвенно рассказы предпринимателей о том, что дела спускают на тормозах, подтверждают комментарии местных силовиков. Так, например, в истории с Михаилом Пановым, который обращался в республиканскую прокуратуру с жалобой на своих бывших партнёров, правоохранители не увидели ничего криминального. Начальник Управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства Беслан Таркил признаёт, что российский предприниматель обращался с жалобой о «воспрепятствовании хозяйственной деятельности и об угрозах физической расправы», но правоохранители охарактеризовали ситуацию как «хозяйствующий спор».

«Доводы Панова, которые он приводил в своих обращениях, о наличии состава уголовно наказуемого деяния в действиях его партнёров не нашли подтверждения. По окончании данной проверки прокуратурой Гудаутского района было принято процессуальное решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях Лакоба и Герия состава преступления», — приводит слова Беслана Таркила издание «Эхо Кавказа».

В разговоре с News.ru представитель силовых структур Абхазии на условиях анонимности рассказывает, что российские предприниматели сами зачастую нечисты на руку.

«Они думают, что приедут сюда, а здесь все такие простаки, что их можно обдурить как угодно, а сами они такие умные», — говорит силовик. Хотя собеседник не отрицает того, что и абхазские предприниматели далеко не всегда действуют в рамках закона и «творят беспредел».

Эксперт вспоминает ряд громких случаев, когда российских предпринимателей похищали или убивали на территории Абхазии. Один из громких случаев — это похищение питерского бизнесмена Максима Яковлева. Неизвестные вооружённые люди вывезли его прямо из гостиничного номера в Новом Афоне. С июня по октябрь прошлого года Яковлев находился у похитителей, которые требовали выкуп в 200 млн рублей.

«Ситуация действительно сложная, но бизнесмены наверняка должны учитывать эти риски, инвестируя в республику. Хотя по своим наблюдениям могу сказать, что зачастую сюда вкладываются те, кто не хочет светить свои деньги в России или вообще имеют проблемы с законом в своей стране. В любом случае, не стоит связывать все эти истории с каким-то национальным вопросом. У нас здесь всё как в любой коррупционной стране», — объясняет собеседник News.ru.

Обращайтесь в Госдуму

Российские власти, по словам предпринимателей, с которыми пообщался News.ru, знают об их сложностях, но активных действий не предпринимают.

«Они говорят, что никак не могут повлиять на происходящее в Абхазии. На аргумент о том, что многие из рейдеров имеют российское гражданство, я вразумительного ответа не получила. Меня просто отправляют решать свои проблемы в соседнюю республику, где мне угрожают расправой. Что делать, я не знаю, и сейчас просто расплачиваюсь с российскими банками за те кредиты, которые брала на развитие бизнеса», — делится Юлия Черепанова.

В разговоре с News.ru президент Академии безопасности и геополитических проблем Леонид Ивашов говорит, что получает обращения от граждан России, ставших жертвами криминала в Абхазии. По его мнению, отсутствие действенной помощи россиянам со стороны властей республики говорит о том, что преследования граждан РФ — устоявшаяся практика в этой стране, поддерживаемая на уровне руководства Абхазии.

Ивашов признаёт и то, что российские власти ничего не делают для того, чтобы защитить интересы россиян в Абхазии.

«Мне стыдно за Россию, потому что у нас нет такого правительства, которое бы защищало интересы предпринимателей, туристов и всех тех россиян, кто нуждается в помощи, оказываясь в "братской республике"», — считает Ивашов.

Заместитель председателя профильного думского комитета по делам СНГ Виктор Водолацкий, в свою очередь, говорит, что ему непонятна позиция властей Абхазии, которые не оказывают поддержки российским компаниям, инвестирующим в республиканскую экономику.

«Мы располагали информацией о том, что нашим бизнесменам вставляются палки в колёса. У нас не было возможности её подтвердить. Речь шла о том, что компаниям, планирующим создание высокотехнологичных производств, не удаётся решить организационные вопросы, получить землю и нужную от государства поддержку», — говорит Водолацкий.

Парламентарий призывает бизнес, понёсший потери в Абхазии, активнее обращаться за поддержкой в Госдуму.

«Есть ряд механизмов, обеспечивающих межгосударственное взаимодействие в отношениях России и Абхазии. Это межправительственная комиссия, возглавляемая вице-премьером Виталием Мутко. Есть соглашения по линии МВД и генеральных прокуратур. Нужны официальные обращения в эти инстанции. Но чтобы избежать излишней бюрократизации процесса, можно обращаться напрямую к нам, в профильный комитет Госдумы», — советует Водолацкий.

В беседе с News.ru вице-премьер Виталий Мутко, куратор направления по связям с Абхазией и Южной Осетией, сказал, что создана рабочая группа, которая займётся решением проблемных вопросов на уровне бизнеса.

«Мы договорились на последнем заседании [межправительственной комиссии], что на уровне двух министерств экономики создана рабочая группа, которая должна сейчас заняться вопросами именно инвестиций и бизнеса, снятия каких-то проблем, ограничений. Мы договорились, что рабочая группа поработает и мы обязательно заслушаем на первом заседании комиссии, которое будет в этом году, рабочую группу. И как раз поговорим на тему того, есть ли какие-то ограничения, какой там бизнес-климат, что там происходит с правами собственности и прочее и прочее», — прокомментировал ситуацию Виталий Мутко.

Экономист Никита Исаев считает, что, к сожалению, все отношения с Абхазией находятся сейчас только в плоскости политических отношений. Все дипломатические, внешнеэкономические и вообще все коммуникации крайне затруднены, движения к развитию отношений с республикой нет ни в каком направлении, отмечает он.

«Пока советую российским гражданам, которые столкнулись в Абхазии с нарушениями своих прав, пытаться добиваться справедливости в абхазском правовом поле, что не мешает, однако, использовать имеющиеся для этого возможности и в России», — резюмирует экономист.

Yandex Zen

Самое интересное - в нашем канале Яндекс.Дзен

Управляющий партнер «Александров и Партнеры»

Партнер «Александров и Папаскири» (Абхазия, Сухум)

Отсутствие ряда двухсторонних соглашений

Договорная база межгосударственных и межправительственных соглашений, которые были подписаны между Республикой Абхазия и Российской Федерацией, насчитывает более 50 документов. Среди них базовыми являются «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия» (2008 г.) и «Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве» (2014 г.).

Абхазо-российский инвестиционный климат задают профильные соглашения «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством

Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций» (2009 г.) и «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Абхазия о режиме торговли товарами» (2012 г.). Однако данный международно-правой инструментарий не охватывает полноценно все аспекты абхазо-российских отношений в сфере поощрения, защиты иностранных частных инвестиций, в том числе из России - на территории Абхазии.

В настоящей статьеобозначены и анализируются проблемные зоны данных отношений, которые требуют оперативного урегулирования:

Признание и исполнение решений иностранных судов в Абхазии

Новый Арбитражный процессуальный кодекс Республики Абхазия предусматривает целую главу [1] , посвящённую данному вопросу. В ней содержится порядок признания и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений на территории Республики Абхазия.

При рассмотрении дела Арбитражный суд Республики Абхазия в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения. При этом суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу [2] .

Увидев эти статьи, инвестор может предусмотреть в договоре подсудность российскому арбитражному суду и применимое материальное право – право Российской Федерации. Однако, получив решение в арбитражном суде на территории Российской Федерации, он столкнется с невозможностью его исполнения в Республике Абхазия, поскольку арбитражное законодательство содержит оговорку: «Решения судов иностранных государств, решения международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности признаются и приводятся в исполнение в Республике Абхазия Арбитражным судом, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Республики Абхазия и законом.»

На данный момент между Республикой Абхазия и Российской Федерацией не подписан договор о взаимном признании и исполнении решений судов. Принцип взаимности в этом случае на практике не действует. Соответственно, признание решений российских судов в Абхазии и абхазских судов в России, по всей видимости, на данный момент невозможно. Напомним, с момента официального дипломатического признания Российской Федерацией Республики Абхазия прошло уже почти 9 лет.

После устных консультаций в Арбитражном Суде Республике Абхазия мы получили ответ и подтверждение вывода о том, что на поданное заявление о признании иностранного судебного решения будет вынесено определение с отказом.

В связи с этим между Россией и Абхазией необходимо в ближайшее время разработать, подписать и ратифицировать соответствующее соглашение о правовой помощи по гражданским и семейным делам, которое в том числе урегулировало бы процедуру взаимного признания и исполнения иностранных судебных решений в обоих договаривающихся государствах.

Признание и исполнение иностранных арбитражных решений

Многие инвестиционные проекты реализуются в формате, который предполагает конфиденциальность отдельных параметров проекта, использование юридических лиц в различных юрисдикциях, сложную структуру, требующую особой квалификации, многоязычие документации, требующие быстрой реакции процедуры. В ряде случае вместо системы государственного правосудия сторонам договорного отношения в инвестиционной сфере предпочтительнее обратиться в международный коммерческий арбитраж для квалифицированного и всестороннего разрешения споров. В мире давно применяется Конвенция ООН 1958 года, которая регулирует порядок признания и исполнения иностранных арбитражных решений, ее участницей являются все страны СНГ, а также многие другие государства.

В случае с Абхазией имеет место правовой вакуум в этой сфере, когда отсутствие официального нормативного акта, регламентирующего порядок применения данной Конвенции на территории Абхазии, а также несовершенный механизм признания и исполнения иностранных арбитражных решений – как государственных, так и международных коммерческих арбитражных судов – существенно ограничивает инвестора в использовании ряда инструментов по защите своих прав и обязанностей.

Выходом из существующей ситуации могла бы стать разработка нового закона «О международном коммерческом арбитраже», регламентация в комфортной для системы внутреннего правопорядкаАбхазии форме порядка рассмотрения и удовлетворения обращений о признании иностранных арбитражных решений. Не лишним станет и создание на территории Республики Абхазия постоянно действующего международного арбитражного суда, например при Торгово-Промышленной Палате или другой негосударственной ассоциации бизнеса.

Двойное налогообложение торговых и иных операций

Торгово-экономическиеотношения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией началась задолго до официальной дипломатического признания. С каждым годом товарооборот между государствами растет, так за 2016 год внешнеторговый оборот Республики Абхазия составил 17,77 млрд [3] . рублей. Однако, вопрос подтверждения и зачета ряда налогов, уплаченных на территории другого государства, до сих пор не урегулирован.

Так, например, в рамках налогообложения налогом на прибыль абхазское юридическое лицо обязано удержать до 20% с полной суммы дохода иностранных организаций от источников в Республике Абхазия [4] . На практике получается, что российская организация, получив прибыль от источника доходав Абхазии, начисляет и уплачивает с нее налог как на территории России, так и в Абхазии. Уплаченный по месту регистрации юридического лица налог в России, приниматься к вычету в Абхазии не будет. Аналогичное регулирование действует и в отношении индивидуальных предпринимателей, с той лишь разницей, что ставка уплачиваемого в абхазский бюджет налога составляет 10 %.

Недавнее изменение Закона РА «О налоге на добавленную стоимость» (НДС) изменило подход к расчёту налогооблагаемой базы. Теперь НДС применяется не к торговой наценке, а ко всей цене товара. Очень многие товары Республика Абхазия импортирует из других государств, преимущественно из Российской Федерации. Подавляющая часть импортеров покупают товар в режиме внутренних торговых операций, «с НДС», который в Российской Федерации составляет 18%. Затем импортеры вынуждены начислять и уплачивать еще НДС на всю таможенную стоимость товара при ввозе Республике Абхазияпо ставке 10%.

Сюда добавляются еще и таможенные платежи. В итоге на территории Абхазии розничная цена ввезенного и законным образом выпущенного в свободное обращение товара существенно выше розничной цены на внутреннем российском рынке. Небольшой по объему внутренний рынок Абхазии развивается, таким образом, медленно и в связи с тем, что многие жители, сравнив цены на аналогичные товары в Абхазии и в соседнем Краснодарском крае, предпочитают делать закупки за границей, ввозя товар на таможенную территорию в льготном режиме для собственного потребления.

Применительно к инвестиционным проектам и более крупным партиям товара это автоматически делает более дорогими строительные материалы, приобретаемые на абхазских рынках или в специализированных магазинах. Например, при строительстве гостиницы выгоднее напрямую закупать материалы оптом в Краснодарском крае, нежели приобретать строительные материалы в Абхазии. Экономически выгоднее полностью брать на подряд краснодарскую строительную организацию с собственными бригадами и выстроенными цепочками поставок сырья и готовых стройматериалов, нежели приобретать строительные материалы в Абхазии и пытаться с нуля организовать работающий по современным стандартам строительный бизнес для одного проекта. Таким образом, абхазский бизнесмен оказывается заложником собственного заведомо невыгодного экономического положения, а денежная масса напрямую уходит из экономики республики.

Аналогичные проблемы испытывает абхазский инвестор, размышляя над проектом создания производства строительных материалов на территории республики. Небольшой внутренний рынок не позволяет выпускать необходимый объем продукции для окупаемости проекта и получения прибыли, а при экспорте в Российскую Федерацию возникают проблемы в связи с двойным налогообложением такой операции – ведь российский бюджет также не против сразу при пересечении границы получить импортную пошлину и НДС от таможенной стоимости такого товара. С учетом жесткой конкуренции в этой отрасли моментальное удорожание товара при пересечении границы на 15-20 % из-за дополнительных налоговых платежей делает потенциально рентабельную поставку стройматериалов из Абхазии в Россию невыгодной.

Поэтому имеет смысл незамедлительно заняться разработкой проекта соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия. Это позволит упростить порядок перемещения товаров через таможенную границу, снизит их стоимость, а такжепростимулирует реализацию проектов в сферепромышленного производства, в том числе производства строительных материалов на территории Абхазии.

Развитие рынка ценных бумаг

и регламентация работы совместных предприятий

На данный момент на практике возможно осуществлять бизнес на территории Абхазии либо в формате индивидуального предпринимателя, либо в форме общества с ограниченной ответственностью. Создание акционерного общества теоретически возможно, однако непривлекательнои нерационально для инвестора в связи с отсутствием ряда нормативных актов, регламентирующих порядок и стандарты эмиссии ценных бумаг.

В целом в Абхазии полностью отсутствует целый сегмент современных рыночных отношений – рынок ценных бумаг, в объем которогопомимо акций относятся облигации юридических лиц и государственные ценные бумаги, различные другие инструменты современного фондового рынка.

Работа нескольких партнеров в рамках совместного предприятия с действующим соглашением акционеров, соглашением об осуществлении прав участников или на основании партнерского соглашения (аналоги российского регулирования на уровне АО, ООО или хозяйственных партнерств)на территории Абхазии на данный момент, к сожалению, все еще невозможна. Единственная абхазская новелла, которой был введен институт инвестиционного партнерства [5] , в итоге не реализуема на практике в связи с отсутствием ряда подзаконных нормативных актов, регулирующих процедуру государственной регистрации такой новой формы юридического лица. В итоге близкий аналог российского хозяйственного партнерства, которое на практике уже довольно хорошо знакомо российским юристам начиная с 2013 года, и где стороны могут максимально диспозитивно регулировать свои долгосрочные отношения на всем протяжении периода реализации инвестиционного проекта, в Абхазии на практике так и не состоялся.

Обращаем внимание на необходимость развития рынка ценных бумаг и с точки зрения создания более качественной инфраструктуры для долевых инвестиций в девелоперские проекты в сфере коммерческой недвижимости. Так называемые паевые инвестиционные фонды, которые позволяют даже небольшим по объему собственных средств дольщикам в России инвестировать в строительные проекты, до сих пор не могут быть созданы и действовать в Абхазии в связи с недостатками в республиканском законодательстве.

Также невозможна деятельность профессиональных управляющих компаний, занимающихся доверительным управлением средствами клиентов. В то время как небольшие юрисдикции по всему миру, такие как Кипр, Андорра, Люксембург, Лихтенштейн, Британские Виргинские Острова и другие государства активно используют свою государственную субъектность и предлагают иностранным инвесторам максимально комфортные условия для создания и ведения бизнеса, операций с ценными бумагами, недвижимостью и другими активами, Абхазия уже почти 10 лет после дипломатического признания со стороны России упускает свои потенциальные возможности для развития. Даже воссоединенный с Российской Федерацией Крым уже давно поставил вопрос о разработке законодательства, которое в обход действующих санкций позволило бы иностранным инвесторам в анонимном формате инвестировать в проекты на территории нового российского региона и извлекать прибыль из этих проектов. Применительно к статусу Республики Абхазия как частично признанного государства можно разработать ряд нормативных актов со схемами и стандартами работы, подходящими как для Абхазии как государства и сборщика налогов, так и для иностранных инвесторов.

Мы считаем, что давно настало время активно реформировать абхазское законодательство навстречу потребностям современных инвесторов, которые всегда имеют альтернативы, и которых нужно заинтересовывать не только традиционными абхазскими благами – климатом, морем и природой, но и благоприятным инвестиционным климатом, гарантией защиты инвестиций, выгодным налогообложением, прозрачными схемами выстраивания корпоративных отношений и учета прав на имущество.

[1] «Глава 28. Производство по делам о признании и приведении в исполнении решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений» АПК РА

[2] Ст. 264 Арбитражный процессуального кодекса Республики Абхазия от 01.12.2014 N 3612-с-V

(с изменениями на 7 июня 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Международным протоколом от 29 апреля 2016 года N 200н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.08.2016, N 0001201608110035) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 29 апреля 2016 года N 200н);

Международным протоколом от 7 июня 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2019, N 0001201907080002).

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Абхазия, именуемые в дальнейшем Сторонами,

стремясь к развитию торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Абхазия на основе равенства и взаимной выгоды,

исходя из суверенного права каждой Стороны проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику,

намереваясь содействовать росту экономической активности, обеспечению занятости, повышению производительности труда и рациональному использованию ресурсов,

намереваясь содействовать созданию единого рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Российская Сторона не применяет таможенные пошлины, а также налоги и сборы, аналогичные таможенным пошлинам по целям и экономическому эффекту, взимаемые при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих с таможенной территории Республики Абхазия или территории Российской Федерации.

Перечень товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из Республики Абхазия и подпадающих под изъятия из режима торговли товарами, установленного абзацем первым настоящей статьи, определен приложением N 1 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.

Статья 2

Абхазская Сторона не применяет таможенные пошлины, а также налоги и сборы, аналогичные таможенным пошлинам по целям и экономическому эффекту, взимаемые при ввозе на таможенную территорию Республики Абхазия товаров, происходящих с территории Российской Федерации или таможенной территории Республики Абхазия, с 1 января 2015 года.

До полной отмены Абхазской Стороной таможенных пошлин, налогов и сборов, предусмотренных абзацем первым настоящей статьи, товарам, происходящим с территории Российской Федерации или таможенной территории Республики Абхазия, при ввозе в Республику Абхазия предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый товарам, происходящим с территории любого третьего государства.

Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Абхазия из Российской Федерации и подпадающих под изъятия из режима торговли товарами, установленного абзацем первым настоящей статьи, определен приложением N 2 к настоящему Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.

Статья 3

Российская Сторона принимает необходимые меры по своевременному информированию Абхазской Стороны о любых изменениях в Правилах, указанных в абзаце первом настоящей статьи.

Статья 4

Товары, происходящие с территории (таможенной территории) государства одной Стороны, ввозимые на таможенную территорию (территорию) государства другой Стороны, не подлежат прямо или косвенно обложению внутренними налогами или иными внутренними сборами любого рода в дополнение к тем, которые применяются прямо или косвенно к аналогичным отечественным товарам и аналогичным товарам, происходящим из третьих стран.

Стороны предоставляют таким товарам режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый ими аналогичным отечественным товарам, в том, что касается всех нормативных правовых актов и требований, затрагивающих их продажу на внутреннем рынке, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Данное положение не препятствует применению Сторонами дифференцированных внутренних транспортных сборов, которые основаны исключительно на экономических показателях средства транспорта, а не на происхождении товара.

Положения настоящей статьи не применяются к нормативным правовым актам или требованиям государств Сторон, регулирующим закупки товаров, приобретаемых для государственных нужд, а не с целью коммерческой перепродажи или использования в производстве товаров для целей коммерческой продажи.

Статья 5

Если иное не предусмотрено настоящим Соглашением, ни одна из Сторон не устанавливает и (или) не сохраняет никаких запретов или ограничений на ввоз любого товара с территории (таможенной территории) государства другой Стороны.

Если иное не предусмотрено настоящим Соглашением, ни одна из Сторон не устанавливает и (или) не сохраняет никаких запретов или ограничений, за исключением таможенных пошлин, налогов и сборов, на вывоз любого товара на территорию (таможенную территорию) государства другой Стороны.

Положения настоящей статьи не распространяются на отношения Сторон, касающиеся вопросов экспортного контроля, применения ветеринарных, санитарных и фитосанитарных требований и мер, а также применения мер, принятие которых необходимо для участия государств в международных санкциях в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Статья 6

Вывозные таможенные пошлины при вывозе из Российской Федерации на таможенную территорию Республики Абхазия товаров, происходящих из Российской Федерации и предназначенных для потребления на таможенной территории Республики Абхазия, не применяются:

в отношении товаров в объеме, установленном в приложении N 3 к настоящему Соглашению, со дня вступления в силу настоящего Соглашения по 31 декабря года его вступления в силу;

в отношении товаров, указанных в приложении N 4 к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью, происходящих из Российской Федерации и предназначенных для потребления на таможенной территории Республики Абхазия (далее - нефтепродукты), согласно номенклатуре и в объеме, устанавливаемым ежегодно в соответствии со статьей 7 настоящего Соглашения.

При вывозе товаров сверх объемов, указанных в абзацах втором и третьем настоящей статьи, применяется ставка вывозной таможенной пошлины, действующая в Российской Федерации.

Декларирование товаров, указанных в приложении N 4 к настоящему Соглашению и вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Абхазия, осуществляется без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации.

(Абзац дополнительно включен с 8 июля 2019 года Международным протоколом от 7 июня 2019 года)

Временные таможенные декларации на товары, указанные в приложении N 4 к настоящему Соглашению, поданные в соответствии с протоколом, утверждение которого предусмотрено абзацем вторым статьи 7 настоящего Соглашения на 2019 год, фактический вывоз из Российской Федерации в Республику Абхазия по которым не был произведен, считаются неподанными.

(Абзац дополнительно включен с 8 июля 2019 года Международным протоколом от 7 июня 2019 года)

Статья 7

Номенклатура и объем нефтепродуктов, в отношении которых не применяется вывозная таможенная пошлина в соответствии с абзацем третьим статьи 6 настоящего Соглашения, устанавливаются исходя из номенклатуры и годового объема внутреннего потребления нефтепродуктов в Республике Абхазия.

Уполномоченные органы Сторон уточняют коды товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), определяют годовые объемы поставок нефтепродуктов для внутреннего потребления в Республику Абхазия, осуществляемых без взимания вывозных таможенных пошлин, и утверждают их отдельным протоколом.

Номенклатура и объем нефтепродуктов, поставляемых для внутреннего потребления в Республике Абхазия на последующий год, согласовываются уполномоченными органами Сторон до 1 октября каждого текущего года.

При не достижении уполномоченными органами государств Сторон договоренности в отношении номенклатуры и объема годового внутреннего потребления нефтепродуктов в Республике Абхазия нефтепродукты поставляются без применения вывозных таможенных пошлин согласно номенклатуре и в объеме, соответствующем номенклатуре и объему нефтепродуктов, поставленных без применения вывозной таможенной пошлины в предшествующем календарном году.

Статья 8

Уполномоченными органами Сторон по реализации настоящего Соглашения являются:

с Российской Стороны - Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство энергетики Российской Федерации - в части уточнения кодов товаров по ТН ВЭД ЕАЭС для поставляемых нефтепродуктов и согласования объемов поставок нефтепродуктов;

с Абхазской Стороны - Министерство экономики Республики Абхазия.

В случае изменения уполномоченных органов Стороны уведомляют об этом друг друга по дипломатическим каналам.

Статья 9

В случае если Сторона применяет нулевые или пониженные ставки вывозных пошлин при вывозе товаров на территорию (таможенную территорию) государства другой Стороны по сравнению со ставками пошлин, применяемых в отношении вывоза товаров, предназначенных для таможенных территорий третьих стран, другая Сторона запрещает реэкспорт таких товаров.

В случае если такой запрет на реэкспорт не установлен или фактически не применяется, Сторона, применяющая нулевые или пониженные ставки вывозных пошлин при вывозе товаров на территорию (таможенную территорию) государства другой Стороны, имеет право увеличить их до уровня, применяемого при экспорте таких товаров на таможенные территории третьих стран.

Статья 10

В случае если в отношении товаров не применяются запреты и ограничения в сфере внешней торговли товарами, каждая Сторона обеспечивает беспрепятственный транзит через территорию своего государства товаров, происходящих с территории (таможенной территории) государства другой Стороны и предназначенных для таможенной территории государства любой третьей страны и (или) происходящих с таможенной территории любой третьей страны и предназначенных для территории (таможенной территории) государства другой Стороны, и предоставляет экспортерам, импортерам или перевозчикам все имеющиеся и необходимые для обеспечения транзита средства и услуги на условиях, не худших, чем те, на которых те же средства и услуги предоставляются собственным экспортерам, импортерам или перевозчикам либо экспортерам, импортерам или перевозчикам любого третьего государства.

Тарифы на транзит любым видом транспорта, включая тарифы на погрузочно-разгрузочные работы, должны быть экономически обоснованы.

Статья 11

При осуществлении мер тарифного и нетарифного регулирования двусторонней торговли и для проведения таможенных процедур Стороны используют единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Статья 12

Стороны обмениваются на регулярной основе информацией по таможенным вопросам. Органы государственной власти государств Сторон, уполномоченные в области таможенного дела, согласуют порядок обмена такой информацией.

Статья 13

Стороны могут вводить меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если они связаны с:

соблюдением общественной морали и правопорядка;

обеспечением обороны и безопасности;

охраной жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

защитой культурных ценностей и культурного наследия;

защитой интеллектуальной собственности;

предотвращением исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

предотвращением либо уменьшением критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;

защитой внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса;

экспортом и (или) импортом золота или серебра;

выполнением международных обязательств.

Стороны уведомляют друг друга о намерении ввести указанные меры (меру) не менее чем за 1 месяц до начала действия мер (меры).

Статья 14

Для целей реализации настоящего Соглашения и выработки рекомендаций по совершенствованию торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами Стороны учреждают Межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству (далее - Межправительственная комиссия).

Основными задачами Межправительственной комиссии являются:

рассмотрение состояния двустороннего торгово-экономического сотрудничества;

подготовка предложений по дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества;

разработка предложений по улучшению условий экономического сотрудничества между хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории государств Сторон;

обсуждение вопросов, связанных с применением либо толкованием настоящего Соглашения.

Читайте также: