Ндфл с такси сотрудников

Опубликовано: 18.05.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Когда при автоперевозках можно работать на патенте

Такси и перевозки автотранспортом попадают под патент. Этот вариант подойдет только для ИП, если они соблюдают ограничения патента:

  • не более 60 млн рублей в год в качестве выручки;
  • не более 15 сотрудников;
  • своевременная уплата патентных платежей.

Если нарушить эти ограничения, придется перейти на ОСНО с начала действия патента, во время действия которого произошли нарушения.

Сколько патентов нужно при перевозках между регионами

Возить пассажиров между регионами и не покупать несколько патентов можно. Будет достаточно одного патента, купленного в регионе, где вы чаще всего работаете. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Например, вы перевозите пассажиров из Свердловской области в Челябинскую и Курганскую, тогда достаточно, чтобы г. Екатеринбург значился как место заключения договоров.

Сколько стоит патент для такси

Стоимость патента можно рассчитать на онлайн-калькуляторе ФНС, она будет зависеть от нескольких параметров:

  • срок патента (месяц, полгода, год);
  • число пассажирских мест в автомобиле и число машин — в разных регионах применяются разные показатели.

Патент оплачивается в зависимости от своего срока действия:

  • срок патента до 6 месяцев включительно: нужно оплатить полную стоимость до конца его действия;
  • срок патента 6-12 месяцев: в течение первых 90 дней действия патента оплачивают 1/3 стоимости патента, остальную часть уплачивают до конца действия патента.

Такси на УСН: ограничения

Упрощенка подходит для организаций и ИП с доходом не более 200 млн рублей и числом сотрудников не более 130, есть и другие ограничения, о них читайте в нашей статье об УСН. А здесь мы рассказываем, что выгоднее для предпринимателя — УСН или патент.

Плюс упрощенки в том, что налог единый и платится четыре раза в год, налоговая декларация подается раз в год, в некоторых регионах по налогу действует сниженная ставка, а еще уплаченные страховые взносы за ИП и сотрудников уменьшают сумму налога.

Такси на ОСНО: условия

Основной налоговый режим действует без ограничений, он подойдет крупным таксопарком с большим числом авто в собственности и штатом сотрудников более 130 человек. Но этот налоговый режим — самый сложный и «дорогой», здесь мы рассказываем о нем подробнее. Поэтому если есть возможность — лучше использовать спецрежим — УСН, патент или их совмещение. Это уменьшит налоговую нагрузку, упростит учет и отчетность.

Налог на профессиональный доход для таксиста

Таксист может платить налог на профессиональный доход (для самозанятых), если работает на себя. Ограничения всего три:

  • придется соблюдать лимит по выручке — 2,4 млн рублей в год;
  • надо работать одному, без сотрудников;
  • режим НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

Режим выгоден невысокой налоговой ставкой: всего 4% с дохода при работе с физлицами и 6% при перевозке юрлиц. Учет очень простой — ведется с помощью приложения, которое можно скачать на сайте ФНС, оно же само рассчитывает налог и оповещает об уплате. Отчетности нет — все данные налоговая получает через приложение.

Как выбрать самый выгодный налоговый режим

Воспользуйтесь нашим бесплатным онлайн-калькулятором: введите данные по вашей деятельности, и калькулятор рассчитает налоговую нагрузку на разных режимах, подскажет, какие из них вы можете применять, останется выбрать самый выгодный.

Онлайн-кассы для такси

Такси на ПСН, УСН или ОСНО должны использовать в работе онлайн-кассы и выдавать клиентам чеки — печатные или отправлять электронные или QR-код. Исключение — ИП без сотрудников, они могут работать без касс до июля 2021. Так что касса нужна, если вы юрлицо или ИП с сотрудниками.
Самозанятые таксисты работают без кассы: чеки они формируют с помощью приложения от ФНС. Такой чек можно в электронном виде послать клиенту, одновременно налоговая узнает о сделке.

Если прежде вы работали на одном налоговом режиме — например, ЕНВД, а затем сменили его, перерегистрировать онлайн-кассу в налоговой не придется. Нужно только сменить в настройках кассы налоговый режим по тегу 1055, чтобы в чеках он отображался правильно.

Если вы выбрали УСН, ОСНО, патент или совмещаете два налоговых режима — легко вести учет и сдавать отчетность можно в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам рассчитывает налоги, формирует отчеты, вам важно только вовремя загружать данные о выручке с поездок и, в зависимости от режима, — сведения о расходах на бензин, техосмотр и пр. В системе много инструментов, которые упрощают работу: интеграция с банками для автозагрузки выписки, распознавание сканов актов и накладных, электронный документооборот, финансовые отчеты. Все новички могут две недели бесплатно тестировать Бухгалтерию.

С 1 июля 2020 года еще больше водителей такси по всей стране получили возможность стать самозанятыми. Если раньше налог на профессиональный доход был доступен в тестовом режиме только для жителей некоторых регионов страны, то с начала июля его разрешили вводить и в других частях России.

Сейчас зарегистрироваться в качестве самозанятого водитель такси может сразу в 76 регионах страны. Разберем, какие условия для этого должны выполняться, какие налоги придется платить самозанятому таксисту и где это сделать.

Чтобы получить право использовать налоговый режим для самозанятых, таксисту нужно подходить под эти критерии:

  • не быть официально трудоустроен в другом месте;
  • не иметь наемных сотрудников;
  • зарабатывать менее 2,4 миллиона рублей в год или менее 200 тысяч рублей в месяц;
  • быть гражданином РФ, Беларуси, Армении, Казахстана или Киргизии.

Подтверждение:ст. 4, Федерального закона N 422-ФЗ.

Чтобы начать работать с агрегатором в качестве самозанятого, водителю такси нужно открыть ИП, а потом перейти на самозанятость. Дело в том, что получить разрешение на работу в такси могут только ИП или юрлица, а без него таксист работать не может.

В качестве самозанятого водитель такси платит два вида налога:

  • 4%, когда выполняет заказ от физического лица;
  • 6%, когда выполняет заказ от юридического лица, например, корпоративного клиента агрегатора.
Подтверждение:ст. 10, Федерального закона N 422-ФЗ.

Налог платится со всех доходов, которые таксист получает, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров. Так как все эти виды переводов водитель получает от агрегатора, который представляет собой юрлицо, то с них таксист отдает 6% налогов.

Водители такси, которые решат стать самозанятыми в этом году, получат дополнительный налоговый бонус — 12 130 рублей.

Он суммируется с уже существующим налоговым вычетом в 10 000 рублей, поэтому в начале работы в качестве самозанятого таксист получает в поддержку от государства 22 130 рублей налогового капитала.

Подтверждение: сайт ФНС.

Таксист может не волноваться о налогах, пока эта сумма не закончится. После этого он начнет выплачивать их сам. Начисляться налоги будут по все тем же ставкам в 4% и 6%.

Таксист может быть одновременно самозанятым и ИП, если он не совмещает самозанятость с другими налоговыми режимами, доступными ИП, например, ЕНВД.

Если водитель такси по всем критериям подходит под самозанятого, то он может быть ИП, но при этом получить все бонусы налогового режима для самозанятых, например, не платить страховые взносы.

Подтверждение: ст. 15, Федерального закона N 422-ФЗ.

На водителей-ИП, которые работают по другой системе налогообложения, это не распространяется: в 2020 году они платят 32 448 рублей на пенсионное страхование и 8 426 рублей на медицинское страхование.

Самозанятые таксисты должны формировать чеки через приложение «Мой налог».

Где найти: «Мой налог» для iOS, «Мой налог» для Android.

Если водитель работает с Яндекс.Такси, то ему достаточно добавить агрегатор в приложении «Мой налог» в список разрешенных: раздел «Партнеры» — «Подключенные».

Яндекс.Такси будет автоматически передавать информацию о поездках водителя в приложение, и таксист сможет увидеть в нем чеки по совершенным поездкам.

Водителю не нужно анализировать каждую свою поездку: налоги рассчитываются автоматически.

Напоминаем, что ставка или процент налога зависят от того, кого водитель обслуживает: если физическое лицо, то 4%, если юрлицо (корпоративный клиент) 6%. Кроме этого, налог в 6% удерживается с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров.

Начисленный налог можно увидеть в приложении «Мой налог».

Водителю не нужно ждать конца месяца, чтобы понимать, сколько он должен будет заплатить: сумма всегда будет перед его глазами и он сможет планировать свои расходы. Там же, в приложении, он сможет увидеть размер задолженности, если не заплатит налоги вовремя.

Начать бизнес в сфере таксопарков гораздо легче, чем удержаться в нём. Такая работа находится под пристальным вниманием государства из-за регулярных денежных переводов. А ещё она включает в себя сложный расчёт налогов, организацию работы водителей, аренду автомобилей и онлайн-кассы.

Разобрались в тонкостях работы вместе с главным бухгалтером «Содействия» Аллой Нагородной и экспертом сервиса для таксопарков в Точке Геннадием Козловым.

Начало работы

В этом разделе мы рассказываем о том, как начинающему таксопарку выбрать форму регистрации, какой указать ОКВЭД и какая налоговая система больше подходит. Если вам интересно, жмите на кнопку ниже.

1. Выберите форму регистрации бизнеса.

Зарегистрировать ИП проще и дешевле, а ещё на него меньше налоговая нагрузка. Зато юридическое лицо позволяет привлечь несколько учредителей, и проще заключать сделки с другими компаниями, так как ООО вызывает больше доверия, чем ИП.


Алла Нагородная, Главный бухгалтер ООО «Содействие»:

«Принципиальной разницы между ИП и ООО для таксопарка нет. Отчётности у ИП меньше и оформить его немного проще. Но важно учитывать, что ИП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а случаи на дороге бывают разные и не все они могут укладываться в сумму страховки. Поэтому, если у вас нет каких-либо специальных оснований для выбора ИП, рекомендуем открыть ООО».

2. Укажите соответствующие коды ОКВЭД.

Указывать коды ОКВЭД необходимо, чтобы у налоговой не возникало вопроса, какой именно деятельностью вы занимаетесь. Все существующие ОКВЭД собраны в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Свежая версия — ОК 029−2014. Коды содержат от 2 до 6 цифр, но по приказу ФНС России нужно указать те, которые имеют не меньше 4 цифр.

Выберите подходящий ОКВЭД в зависимости от вашей деятельности:

  • если у вас свой парк автомобилей, указывайте код 49.32 — деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем.
  • если в вашем парке есть автобусы, выберите код 49.39 — деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включённая в другие группировки.
  • для таксопарков с грузовым такси подойдёт код 49.41 — деятельность автомобильного грузового транспорта.

если вы работаете как посредник между водителями и агрегаторами Яндекс, Гетт, Убер, Ситимобил и другие, указывайте код 63.11 — деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.

ОКВЭДы для такси можно добавить к тем, что уже имеются у вас, если вы ведёте и другой бизнес.

3. Выберите налоговую систему

Для организаций варианта всего два: упрощённая система и общая, индивидуальные предприниматели могут ещё выбрать патентную систему.

Патентная система. Самый оптимальный вариант: налоговую декларацию сдавать не нужно, нет уплаты НДС, а вместо всех налогов только покупка патента. Стоимость патента можно рассчитать в онлайн калькуляторе на сайте ФНС. Но есть ограничения: использовать его могут только индивидуальные предприниматели, у которых средняя численность наёмных работников не превышает 15 человек, а годовой доход не превышает 60 миллионов рублей.

Упрощённая система. В ней есть два варианта начисления налога: 6% от дохода или 15% от разницы между доходами и расходами. Для таксопарка с собственным авто выгоднее «Доходы минус расходы», но в нём больше сложностей с бухгалтерией. К вычету могут принять только регламентируемые в законе расходы и только с закрывающими документами.

У этой системы тоже есть свои ограничения:

  • число работников не больше 100;
  • доход за год меньше 150 миллионов рублей;
  • остаточная стоимость основных средств в течение года не превысила 150 миллионов рублей;
  • доля участия юрлиц в УК 25% и ниже;
  • нет филиалов.

Общая система. Подойдёт таксопаркам, ориентированным на масштабирование бизнеса и открытие филиалов. В общей системе нет ограничений по доходам, сотрудникам и стоимости активов. Но на ней вы обязаны вести полноценный документооборот всех финансовых операций, платить подоходный налог, налог на имущество и налог на добавленную стоимость. Вдобавок на общей системе сложно оформлять и сдавать отчётность. Вам придётся нанимать бухгалтера, а водителям учитывать и правильно оформлять все приходные органы и квитанции за каждый заказ.

Подключение к агрегатору

Для того чтобы упростить работу с заказами и сократить расходы на организацию службы такси, подключитесь к агрегатору.

Преимущества и недостатки работы с агрегаторами

Преимущества и недостатки работы с агрегаторами

Организация работы водителей

После того как разобрались с бумагами и выбрали агрегатор, займитесь персоналом. Организация работы водителей сильно различается в зависимости от схемы работы вашего таксопарка.

Если есть собственный автопарк, вы можете сдавать авто в аренду или нанять водителей в штат. Чтобы сдавать авто в аренду, заключите с водителем посуточный договор аренды. Стоимость списывается ежедневно с электронного кошелька водителя или вносится им наличными. Вам нужно будет уплачивать налог с суммы получаемой аренды, а вот водителю придётся принимать решение, как он будет отчитываться перед ИФНС.


Алла Нагородная, Главный бухгалтер ООО «Содействие»:

«Такспопаркам удобнее всего сотрудничать с водителями, у которых есть ИП. При этом они могут выбрать налоговую систему НПД — налог на профессиональную деятельность. Водитель становится арендатором и работает по договору аренды. Он позволяет экономить на зарплатных налогах, ведении кадрового учёта, социальном обеспечении арендатора. А все расходы по содержанию транспорта идут в затраты самого таксопарка».

Нанимать водителей в штат выгодно тем, кто хочет выстраивать долгосрочное сотрудничество и обучать под собственные критерии. Но стоит учитывать, что придётся вести кадровый и зарплатный учёт, выплачивать налоги за каждого сотрудника и отчитываться по выплаченным вознаграждениям.

Как считать и платить: зарплата сотрудников и страховые взносы

Стандартная модель работы с водителями в таком случае — 50/50. Выручка с одной машины за смену делится пополам между водителем и таксопарком. В этом случае водитель не платит аренду, не заправляет авто и даже не заботится о смартфоне для работы — всё это предоставляет парк.

Если автопарка у вас нет, заключите агентский договор с водителями на личных авто. Водитель получает вознаграждение за вычетом вашей комиссии, самостоятельно рассчитывает 13% и сдаёт 3-НДФЛ в конце отчётного периода. Подписать договор можно лично в офисе, с помощью электронной подписи, обменяться сканами или составить договор-оферту и разместить у себя на сайте. Когда водитель регистрируется на вашем сайте, он ставит отметку о согласии с условиями оферты и с момента регистрации договора он считается заключенным.

Что такое оферта и как её использовать в бизнесе

Выплаты водителям: что за 302 счёт

Таксопарки ежедневно получают деньги от агрегаторов и отправляют их водителям. Мало того, что на это уходит куча времени, такая активность ещё и вызывает вопросы со стороны государства.


Геннадий Козлов, эксперт сервиса для таксопарков в Точке:

«Чтобы облегчить финансовое взаимодействие между агрегаторами такси, таксопарком и его водителями мы в Точке совместно с Qiwi разработали сервис. В нём вы можете управлять финансами и автоматизировать выплаты водителям».


Схема работы сервиса от Точки для выплат водителям


Схема работы сервиса от Точки для выплат водителям

Сервис работает так. Пассажир оплачивает поездку, деньги уходят агрегатору. Тот отправляет их на ваш счёт в Точке. Далее сделайте перевод на 302 счёт в Qiwi денег, которые нужно оплатить водителям. Доходные деньги остаются на вашем расчётном счёте. Таким образом денежный поток разделяется, что удобно для бухгалтерского учёта. А потом со счёта Qiwi деньги отправляются водителям: на карту или на электронный Qiwi кошелёк.

Преимущества сервиса

1. Водители получают деньги мгновенно. Никаких лимитов на выплаты в сутки или в месяц. Дайте доступ в приложение вашим водителям: они смогут выводить деньги круглосуточно по вашим комиссиям. Это делает работу с таксопарком комфортной, и водители надолго остаются с вами.

2. Расчёты с водителями происходят автоматически, вы не тратите время на внесение информации каждый раз перед отправкой. Таксопарку достаточно один раз настроить выплаты, а потом просто подтверждать их в приложении.

3. Снижается нагрузка на бухгалтерию. Сервис предоставляет акты: сколько денег перешло, сколько комиссии оплатили. А налоговая видит, где ваши доходы, а где оплата водителям.

4. Интеграция со всеми агрегаторами. В сервисе Точки легко выставить лимиты и комиссии для каждого агрегатора. А для тех, кто работает с Яндекс.Такси или Ситимобил, сервис убережёт и от кассовых разрывов: поступления в таксопарк от этого агрегатора будут идти круглосуточно в любой день недели.

5. Защита от мошеннических атак. Если мошенники скомпрометирует ваш расчётный счёт, то вывести деньги с 302 счёта у них не получится. Вывод средств с него возможен только на то юрлицо, на которое открыт 302 счёт. Если мошенники каким-то образом просочатся в 302 счёт — Qiwi гарантирует полное возмещение ущерба.

6. Проверка недобросовестных водителей. Сервис анализирует поездки по 10 критериям и защитит от мошенничества. Водитель не сможет вывести деньги, если возникнет спорная ситуация.

7. Защита от блокировок по 115-ФЗ. Комплаенс менеджер Точки вникнет в ваш бизнес и объяснит, как правильно работать со счётом и контрагентами, чтобы сохранить деловую репутацию и избежать штрафов. Если возникают вопросы по вашему бизнесу, мы не блокируем счёт, а просим предоставить документы.

Для подстраховки по выплатам подключите овердрафт от Qiwi. С его помощью парки смогут выплачивать деньги водителям вне зависимости от поступления денег от агрегаторов, выходных и праздничных дней. Для подключения овердрафта просто напишите в чат Точки.

Онлайн-касса для такси

Если вы работаете с агрегаторами, то беспокоиться об онлайн-кассе не нужно. Клиенты получат чек за услуги через мобильное приложение от самого агрегатора такси.

Таксопарки, которые выстраивают работу самостоятельно, по 54-ФЗ обязаны применять ККТ. Штраф за невыдачу печатного или электронного чека пассажиру — от 2 000 до 10 000 рублей. Если в компании совсем не применяется касса — 30 000 рублей за каждый невыданный чек.

Вопрос-ответ про онлайн-кассы

Есть несколько вариантов установки касс. Два самых популярных: поставить кассовый аппарат в офисе перевозчика или установить облачную кассу.

Поставить кассовый аппарат в офисе перевозчика. Водитель устанавливает приложение на смартфон. Через него он передает информацию об оплате в диспетчерскую. Касса в офисе проводит оплату, данные возвращаются водителю и он отправляет пассажиру электронный чек.

Пример: Атол 20-ф

Плюсы: централизованная фискализация, водителю не надо тратиться на покупку кассы.

Минусы: за фискализацию несёт ответственность таксопарк. Перебои с электричеством или другое ЧП — работа встаёт. За каждый аккаунт водителя в приложении придётся платить.

Стоимость: 30 900 ₽ за 15 месяцев.

В эту сумму входит:

  • Касса — 21 400 ₽;
  • Фискальный накопитель — 8 000 ₽;
  • Подключение к оператору фискальных данных — 1 500 ₽

Установить облачную кассу для такси. В этом случае кассовый аппарат перевозчику приобретать не нужно, он берётся в аренду и уже, как правило, подключён к ОФД.

Пример: облачная касса от Точки

Плюсы: ответственность за фискализацию несёт Точка, не надо заморачиваться за смену накопителя и ОФД по их окончанию.

Минусы: постоянные расходы на оплату аренды.

Стоимость: 39 500 ₽ за 15 месяцев.

В эту сумму входит:

  • аренда кассы — 30 000 ₽ (6 000 ₽ за 3 месяца);
  • фискальный накопитель — 8 000 ₽;
  • подключение к оператору фискальных данных — 1 500 ₽.

Дополнительно оплачивается стоимость доступа одного сотрудника — от 200 ₽.

Коротко

  1. Чтобы начать работу таксопарка, выберите форму регистрации бизнеса, налоговую систему и укажите соответствующие коды ОКВЭД.
  2. Самая оптимальная система налогообложения для небольших таксопарков — патент. Если у вас больше 15 сотрудников, выбирайте упрощёнку. А если вы хотите открывать филиалы и масштабировать бизнес — ОСН.
  3. Если не хотите заморачиваться с диспетчерской и упускать клиентов, подключитесь к агрегатору. Но учтите, что придётся конкурировать с таксопарками, работающими с теми же агрегаторами, а также платить комиссию.
  4. Есть два варианта организовать работу с водителями: нанять водителей в штат и сдавать им свои авто в аренду или заключить агентский договор с водителями на личных авто.
  5. Чтобы не было вопросов со стороны государства и налоговых органов, продумайте и организуйте систему выплаты водителям. Или подключите сервис Точки, чтобы он делал это за вас.
  6. От онлайн-кассы в авто освобождены только водители, применяющие спецрежим «Налог на профессиональный доход».

Полезная рассылка для бизнеса

Рассказываем про налоги, законы, чужой опыт и полезные инструменты для бизнеса. Оставьте свою почту и получите в подарок книгу «Сила эмоционального интеллекта».

Другие новости 1С:ИТС

Если у вас нет доступа к материалам ИТС, предлагаем вам заключить договор на Информационно-Технологическое Сопровождение, и вы сможете читать все материалы, публикуемые в системе 1С:ИТС, а также получать техническую поддержку при работе в программах "1С".

Комментарии

Добавить комментарий

ID"]=> string(5) "38795" ["NAME"]=> string(84) "Удерживать ли работодателю НДФЛ с оплаты такси для сотрудника или аренды автомобиля?" ["

NAME"]=> string(84) "Удерживать ли работодателю НДФЛ с оплаты такси для сотрудника или аренды автомобиля?" ["IBLOCK_ID"]=> string(2) "36" ["

IBLOCK_ID"]=> string(2) "36" ["IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["

IBLOCK_SECTION_ID"]=> NULL ["DETAIL_TEXT"]=> string(4667) "

Другие новости 1С:ИТС

Если у вас нет доступа к материалам ИТС, предлагаем вам заключить договор на Информационно-Технологическое Сопровождение, и вы сможете читать все материалы, публикуемые в системе 1С:ИТС, а также получать техническую поддержку при работе в программах "1С".

Другие новости 1С:ИТС

Если у вас нет доступа к материалам ИТС, предлагаем вам заключить договор на Информационно-Технологическое Сопровождение, и вы сможете читать все материалы, публикуемые в системе 1С:ИТС, а также получать техническую поддержку при работе в программах "1С".

" ["DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["

DETAIL_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["PREVIEW_TEXT"]=> string(284) "

PREVIEW_TEXT_TYPE"]=> string(4) "html" ["DETAIL_PICTURE"]=> array(1) < ["SOCIAL"]=>NULL > ["

DETAIL_PICTURE"]=> NULL ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "11/09/2018 14:10:52" ["

TIMESTAMP_X"]=> string(19) "11/09/2018 14:10:52" ["ACTIVE_FROM"]=> string(10) "05/04/2017" ["

ACTIVE_FROM"]=> string(10) "05/04/2017" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["

LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["DETAIL_PAGE_URL"]=> string(99) "/about/news/uderzhivat-li-rabotodatelyu-ndfl-s-oplaty-taksi-dlya-sotrudnika-ili-arendy-avtomobilya/" ["

DETAIL_PAGE_URL"]=> string(99) "/about/news/uderzhivat-li-rabotodatelyu-ndfl-s-oplaty-taksi-dlya-sotrudnika-ili-arendy-avtomobilya/" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["

LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["CODE"]=> string(86) "uderzhivat-li-rabotodatelyu-ndfl-s-oplaty-taksi-dlya-sotrudnika-ili-arendy-avtomobilya" ["

CODE"]=> string(86) "uderzhivat-li-rabotodatelyu-ndfl-s-oplaty-taksi-dlya-sotrudnika-ili-arendy-avtomobilya" ["EXTERNAL_ID"]=> string(5) "38795" ["

EXTERNAL_ID"]=> string(5) "38795" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["

IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["

IBLOCK_CODE"]=> string(4) "news" ["IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["

IBLOCK_EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["LID"]=> string(2) "nf" ["

LID"]=> string(2) "nf" ["NAV_RESULT"]=> bool(false) ["DISPLAY_ACTIVE_FROM"]=> string(10) "04.05.2017" ["IPROPERTY_VALUES"]=> array(0) < >["FIELDS"]=> array(0) < >["DISPLAY_PROPERTIES"]=> array(0) < >["IBLOCK"]=> array(88) < ["ID"]=>string(2) "36" ["

ID"]=> string(2) "36" ["TIMESTAMP_X"]=> string(19) "11/09/2018 15:11:10" ["

TIMESTAMP_X"]=> string(19) "11/09/2018 15:11:10" ["IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["

IBLOCK_TYPE_ID"]=> string(5) "Forus" ["LID"]=> string(2) "nf" ["

LID"]=> string(2) "nf" ["CODE"]=> string(4) "news" ["

ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["SORT"]=> string(2) "15" ["

SORT"]=> string(2) "15" ["LIST_PAGE_URL"]=> string(6) "/news/" ["

PICTURE"]=> NULL ["DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["

DESCRIPTION"]=> string(0) "" ["DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["

DESCRIPTION_TYPE"]=> string(4) "text" ["RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["

RSS_TTL"]=> string(2) "24" ["RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["

RSS_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["

RSS_FILE_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["RSS_FILE_LIMIT"]=> string(1) "0" ["

RSS_FILE_LIMIT"]=> string(1) "0" ["RSS_FILE_DAYS"]=> string(1) "0" ["

RSS_FILE_DAYS"]=> string(1) "0" ["RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["

RSS_YANDEX_ACTIVE"]=> string(1) "Y" ["XML_ID"]=> string(0) "" ["

XML_ID"]=> string(0) "" ["TMP_ID"]=> NULL ["

TMP_ID"]=> NULL ["INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["

INDEX_ELEMENT"]=> string(1) "Y" ["INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["

INDEX_SECTION"]=> string(1) "Y" ["WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["

WORKFLOW"]=> string(1) "N" ["SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["

SECTION_CHOOSER"]=> string(1) "L" ["VERSION"]=> string(1) "1" ["

VERSION"]=> string(1) "1" ["LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["

LAST_CONV_ELEMENT"]=> string(1) "0" ["EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["

EDIT_FILE_BEFORE"]=> string(0) "" ["EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["

EDIT_FILE_AFTER"]=> string(0) "" ["SECTIONS_NAME"]=> string(7) "Разделы" ["

SECTIONS_NAME"]=> string(7) "Разделы" ["SECTION_NAME"]=> string(6) "Раздел" ["

ELEMENT_NAME"]=> string(7) "Новость" ["BIZPROC"]=> string(1) "N" ["

BIZPROC"]=> string(1) "N" ["LIST_MODE"]=> string(0) "" ["

LIST_MODE"]=> string(0) "" ["SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["

SOCNET_GROUP_ID"]=> NULL ["RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["

RIGHTS_MODE"]=> string(1) "S" ["SECTION_PROPERTY"]=> NULL ["

SECTION_PROPERTY"]=> NULL ["PROPERTY_INDEX"]=> NULL ["

PROPERTY_INDEX"]=> NULL ["CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["

CANONICAL_PAGE_URL"]=> string(0) "" ["EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["

EXTERNAL_ID"]=> string(0) "" ["LANG_DIR"]=> string(1) "/" ["

Автор: Герасимова Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Поскольку кафе заканчивает работу поздно ночью, работники (официанты, повар, администратор) уезжают домой на такси, услуги которого оплачивает организация по договору, заключенному с транспортной компанией. Можно ли учесть в целях налогообложения прибыли организаций расходы на оплату услуг такси? Возникают ли у работников в описанной ситуации доходы, подлежащие обложению НДФЛ? Надо ли с сумм оплаты услуг такси начислять страховые взносы?

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) при условии, что эти расходы являются обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными и произведены в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В понимании того, какие затраты являются обоснованными, помогают списки налоговых расходов, приведенные в гл. 25 НК РФ, в том числе в ст. 264 НК РФ.

На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). В связи с этим финансисты разрешают в ситуации использования в качестве служебного транспорта услуг такси учитывать при определении базы по налогу на прибыль затраты организации, связанные с перевозкой в служебных целях работников службами такси, при выполнении требований ст. 252 НК РФ (Письмо от 20.10.2017 № 03-03-06/1/68839). Поездки в служебных целях – это, например, поездки на встречи с клиентами, на базу за продуктами, с целью сдачи отчетности, а вот поездка работника домой в качестве служебной квалифицировать сложно, поэтому учитывать расходы на оплату услуг такси в рассматриваемой ситуации на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не стоит. Более того, п. 26 ст. 270 НК РФ установлен запрет на включение в состав налоговых расходов затрат на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. Но из этого общего правила есть два исключения:

когда расходы на оплату проезда включаются в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства;

когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

С учетом этой нормы финансисты делают такой вывод (см. Письмо от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181):

Организация вправе отнести в состав расходов затраты, связанные с перевозкой работников службами такси, если данные расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поскольку кафе заканчивает работу поздно ночью, когда общественный транспорт уже не ходит, оплату услуг такси по доставке работников домой вполне можно признать производственной необходимостью.

Так, в деле № А59-3144/2010 общество смогло обосновать расходы на оплату услуг такси, в том числе таким пояснением:

Использование транспортных услуг такси обусловлено отсутствием маршрутов регулярного транспорта, безопасностью сотрудников, необходимостью прибытия на рабочее место в срочном порядке либо убытия с рабочего места в поздние часы.

В качестве документального подтверждения общество представило договоры об оказании услуг по перевозке пассажиров (сотрудников), акты выполненных работ, счета-фактуры, выставленные перевозчиками, регистры бухгалтерского учета. Налоговая инспекция сочла наличие этих документов недостаточным, так как они не содержат информацию о дате, времени, Ф. И. О пассажира, маршруте и стоимости поездки.

В свою очередь, общество сообщило, что исполнители представляли соответствующие детальные ведомости, которые проверялись на предмет соответствия договору и лиц, имеющих право пользоваться услугами такси, после чего подписывались акты об оказанных услугах. В целях бухгалтерского и налогового учета обществом обеспечивалась сохранность только актов об оказанных услугах.

Суд посчитал обоснованным довод общества о том, что требуемая налоговым органом детализация акта как первичного учетного документа законодательством о налогах и сборах не установлена. Предусмотренные договорами детальные отчеты об оказании услуг составляются для целей гражданско-правового характера, осуществления расчетов между сторонами договора, проверки качества и объема выполненных работ.

Итоговый вывод: спорные расходы понесены обществом в связи с производственной деятельностью, поэтому являются экономически обоснованными, и подтверждены документально (Постановление ФАС ДВО от 20.05.2011 № Ф03-2085/2011).

К сведению: московские налоговики, исходя из того, что в п. 26 ст. 270 НК РФ речь идет о проезде транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, настаивали в свое время на таком подходе. Оплата проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси не включается в состав расходов для целей налогообложения прибыли (независимо от наличия такого обязательства работодателя в трудовом или коллективном договоре) (Письмо от 27.06.2008 № 20-12/060976).

Документально подтвердить и экономически обосновать затраты на оплату услуг такси смогло и общество в деле № А13-6206/2012.

При исполнении договоров на оказание транспортных услуг сторонами составлялись акты приемки услуг, в которых фиксировались оказанные транспортные услуги за месяц. Обществом также представлены квитанции по форме, согласованной сторонами договора, в которых содержатся номер и дата документа, наименования заказчика и исполнителя, наименование услуги, количество пассажиров, маршрут поездки, стоимость услуги, подписи уполномоченных представителей заказчика и исполнителя.

Кроме того, обществом принято положение об использовании корпоративного личного автотранспорта, услуг транспортных компаний и политике использования корпоративного и личного транспорта в производственных целях. В нем предусмотрено оказание услуг по перевозке работников общества транспортными компаниями как в служебных целях, так и по маршруту город – производственная площадка – город (в связи с отдаленностью завода от маршрута общественного транспорта). Согласно положению, учитывая отдаленность площадки от города и отсутствие общественного транспорта, компания предоставляет работнику автотранспорт (такси «Шансон» и «Такси-Сервис») для поездок на работу и домой. При оплате такси по безналичному расчету работник должен представить должным образом оформленную квитанцию. Каждый работник, которому не компенсируются транспортные расходы, получает 10 квитанций в месяц для осуществления поездок на работу и с работы.

Судьи выяснили, что доставка работников к месту работы и обратно на такси обусловлена технологическими особенностями производства, что подтверждается удаленностью предприятия от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, отсутствием общественного транспорта в месте нахождения общества.

Следовательно, обществом выполнены требования ст. 252 НК РФ, в связи с чем оно правомерно включило в состав расходов затраты на оплату услуг по перевозке работников на такси (Постановление ФАС СЗО от 10.12.2013 № Ф07-8924/2013).

Если оплата услуг такси по доставке работников домой является производственной необходимостью, объекта обложения НДФЛ не возникает, так как у сотрудников не образуется экономическая выгода. Согласен с этим и Минфин: при использовании сотрудниками организации арендованных автомобилей или такси для служебных поездок налогооблагаемого дохода у них не возникает, поскольку транспортные услуги в таких случаях оказываются в интересах организации, а не налогоплательщиков – физических лиц (Письмо от 14.05.2010 № 03-04-06/1-97). Но предупреждает: в организации должны быть документы, подтверждающие использование сотрудниками арендованных автомобилей или такси в служебных целях, их отсутствие может привести к возникновению у таких лиц экономической выгоды в той мере, в какой ее можно оценить. Полученный в этом случае доход в виде сумм оплаты организацией стоимости аренды автомобилей или такси, используемых сотрудниками в личных целях, подлежит обложению НДФЛ в порядке, предусмотренном ст. 211 НК РФ (Письмо от 20.03.2017 № 03-04-06/15815).

К сведению: согласно пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Ситуация, когда налоговая инспекция посчитала, что у работников возникли облагаемые НДФЛ доходы в натуральной форме в виде оказанных им услуг такси за проезд до места работы и обратно, была рассмотрена судьями в деле № А60-42437/2009-С6. Расчет доначисления НДФЛ налоговики осуществили на основании представленного обществом списка работников, пользовавшихся услугами такси, и отработанного работниками времени помесячно по табелям учета рабочего времени.

Арбитры же решили, что предложенный налоговой инспекцией расчет является необоснованным, поскольку произведен на основании приблизительного списка сотрудников, пользовавшихся услугами такси, не учитывает, какое количество дней и на какое расстояние осуществлялась перевозка того или иного сотрудника, то есть на основании неполной и приблизительной информации. При таких обстоятельствах решение в части доначисления НДФЛ в оспариваемой сумме было признано недействительным (Постановление ФАС УО от 18.06.2010 № Ф09-4486/10-С2).

Страховые взносы

Согласно п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Как указано выше, оплата услуг такси производится в пользу организации, а не ее работников, поэтому объект обложения страховыми взносами не возникает. Такой же подход продемонстрирован в Постановлении ФАС УО от 19.11.2013 № Ф09-10055/13 по делу № А76-25208/2012, в передаче которого в Президиум ВАС РФ отказано Определением ВАС РФ от 19.03.2014 № ВАС-2662/14.

Общество производило оплату услуг такси на основании договора на оказание услуг по перевозке сотрудников по платежным поручениям и мемориальным ордерам, актов оказанных услуг, счетов-фактур, реестра заказов такси и отчетов по поездкам с указанием маршрута движения. Данные перечисления представляют собой оплату услуг, оказанных сторонней организацией обществу, и не являются выплатами в пользу работников по гражданским или трудовым договорам, тем более что условиями трудовых договоров соответствующие положения не предусмотрены. Поэтому спорные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Расходы на оплату услуг такси на основании договора, заключенного с транспортной компанией, можно учесть в целях налогообложения прибыли при условии, что эти расходы являются основанными (если оплата услуг такси по доставке работников домой после работы – производственная необходимость) и документально подтвержденными. Оказание транспортных услуг в интересах организации означает, что у работников не возникает облагаемого НДФЛ дохода в виде оплаты услуг такси. Кроме того, с этих сумм не нужно начислять страховые взносы.

Читайте также: