Ремонт автотранспортных средств енвд

Опубликовано: 23.04.2024

ЕНВД при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств.

В соответствии с девятым абзацем ст. 346.27 НК РФ к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств относятся:

- платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 2);

- платные услуги по проведению технического осмотра автомототранспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ, а в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, также за ее пределами.

К видам деятельности, указанным в пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, не относятся услуги по заправке транспортных средств, услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также услуги по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (они подпадают под уплату ЕНВД в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) и штрафных стоянках. Эвакуация транспорта на штрафстоянки также не подпадает под систему ЕНВД, а вот услуги эвакуатора по транспортированию неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки могут быть переведены на уплату единого налога (см. письмо Минфина России от 20.05.2013 N 03-11-11/17747).

Выполнение работ (оказание услуг), связанных с ремонтом, техническим обслуживанием и мойкой автомототранспортных средств, является договорным обязательством, регулируемым нормами гражданского законодательства о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг (см. письма Минфина России от 22.08.2011 N 03-11-11/216, от 05.08.2009 N 03-11-06/3/203, от 07.07.2009 N 03-11-06/3/184, от 06.07.2009 N 03-11-06/3/183).

Перевести на ЕНВД можно оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств как физическим, так и юридическим лицам независимо от формы расчетов (наличной или безналичной) (см. письма Минфина России от 05.12.2011 N 03-11-11/303, от 22.08.2011 N 03-11-11/216, от 12.07.2005 N 03-11-01/3/14, от 09.07.2004 N 03-06-12/63, от 23.06.2004 N 03-05-12/58). Кроме того, указанная деятельность облагается ЕНВД независимо от того, кем услуги оплачиваются: непосредственно заказчиком или же третьими лицами (см. письмо Минфина России от 12.02.2008 N 03-11-04/3/63). В письме Минфина России от 29.12.2014 N 03-11-11/68025 высказано мнение, что предпринимательская деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, осуществляемая в рамках исполнения государственных или муниципальных заказов, также может облагаться ЕНВД (см. также письмо Минфина России от 26.08.2015 N 03-11-06/3/49070).

В главе 26.3 НК РФ не разъясняется, что следует понимать под автомототранспортными средствами в целях применения пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Согласно десятому абзацу ст. 346.27 НК РФ транспортные средства - автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). Однако это определение используется в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Несмотря на это, Минфин России в письме от 21.03.2013 N 03-11-11/112 применил это определение и для целей пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

В письме Минфина России от 21.03.2013 N 03-11-11/112 также указано, что на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" (далее - Постановление N 938) регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют:

- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (далее - ГИБДД) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее - органы Гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

По мнению Минфина России, на уплату ЕНВД не переводится оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, зарегистрированных в установленном порядке в органах Гостехнадзора, в частности, автопогрузчиков, электропогрузчиков, штабелеров (см. письма Минфина России от 21.03.2013 N 03-11-11/112, от 02.07.2009 N 03-11-06/3/182, от 15.05.2009 N 03-11-06/3/134, от 09.12.2008 N 03-11-04/3/553, от 30.10.2008 N 03-11-04/3/491, от 28.10.2008 N 03-11-04/3/489).

Однако однозначно согласиться с этим мнением Минфина России нельзя. В главе 26.3 НК РФ не говорится о том, что автомототранспортные средства в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД. К мототранспортным средствам относятся мотоциклы, мотоколяски, мотоприцепы, мопеды, мотовелосипеды, мотороллеры, снегоходы, катера. При этом, например, снегоходы регистрируются в органах Гостехнадзора (п. 2 Постановления N 938, п. 1.4 Правил. утвержденных Минсельхозпродом РФ от 16.01.1995), а не ГИБДД.

Ранее в целях определения автотранспортного средства Минфин России в письме от 02.02.2007 N 03-11-04/3/29 предлагал использовать ОКОФ. Вместе с тем, ОКОФ предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств, на что было указано в письме Минфина России от 03.06.2008 N 03-11-02/63.

По нашему мнению, на уплату ЕНВД переводится деятельность, связанная с оказанием услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств независимо от их регистрации в ГИБДД.

Под действие системы налогообложения в виде ЕНВД не подпадают услуги по техническому обслуживанию и ремонту строительно-дорожных машин и оборудования (см. письма Минфина России от 06.07.2012 N 03-11-06/3/46, от 21.03.2011 N 03-11-06/3/32, от 02.02.2007 N 03-11-04/3/29, от 07.02.2006 N 03-11-04/3/64).

В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ для вида предпринимательской деятельности по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств при исчислении суммы ЕНВД используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Размер базовой доходности составляет 12 000 рублей в месяц.

Под количеством работников понимается средняя за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 НК РФ). При этом следует иметь в виду, что если для ремонта и обслуживания ТС плательщиком ЕНВД привлекаются другие организации или ИП (субподрядчики), численность наемных работников субподрядчиков в величине физического показателя не учитывается (см. письмо ФНС России от 30.05.2014 N ГД-4-3/10384@).

1. Может ли автосервис после отмены ЕНВД перейти на упрощенку?

Да, это хороший вариант для автосервиса в 2021 году.

  • лимит по выручке — до 200 млн руб. в год;
  • количество сотрудников — не более 130 человек;
  • остаточная стоимость основных средств — не больше 150 млн;

Есть два варианта упрощенки: по ставке 6% (налог платится с доходов) и 15% (налог платится с разницы между доходами и расходами) — если численность не более 100 сотрудников, а доходы не превышают 150 млн рублей в год. При превышении лимитов по доходам (до 200 млн. руб.) и количеству сотрудников (до 130 человек) с 2021 года будут действовать повышенные ставки УСН — 8% (с доходов) и 20% (доходы минус расходы).

В упрощенном варианте выгодно выбирать УСН «доходы», когда расходы не превышают 60% от выручки. Если превышают, то УСН «доходы-расходы». Однако есть нюансы. Перечень разрешенных расходов строго ограничен и должен быть документально подтвержден. А размер ФОТ (фонд оплаты труда) будет влиять на сумму налога. Поэтому советуем все внимательно посчитать, например, с помощью специального инструмента для сравнения налоговой нагрузки (см. вопрос № 6).

2. Может ли автосервис перейти на патентную систему налогообложения?

  • перейти на ПСН могут только индивидуальные предприниматели;
  • ограничение по выручке — не более 60 млн руб. в год;
  • максимальное количество работников у ИП — 15 человек.

Вариант с ПСН хорош для небольших автосервисов и автомоек, в том числе для моек самообслуживания.

Большой плюс патентной системы налогообложения — вы заранее знаете, сколько налога заплатите, и эта сумма не зависит от ваших фактических доходов. Размер налога определяют на региональном уровне, исходя из потенциального дохода (сколько по мнению властей вы можете заработать за год), по ставке 6%.

А еще предприниматели вправе уменьшать налог при ПСН на суммы страховых взносов, выплаты по больничным за счет работодателя и платежи по ДМС для сотрудников (см. подробнее).

3. Может ли автослесарь, работающий сам на себя, уплачивать налог на профессиональный доход?

Закон о самозанятых не содержит прямых ограничений для оказания услуг автосервиса (шиномонтажа). Так что, если вы оказываете услуги по ремонту автомобилей и работаете сами на себя, без наемных работников, то вариант с НДП (налог на профессиональный доход или «налог для самозанятых») для вас допустим. Напомним про ограничения:

  • лимит по выручке: до 2,4 млн рублей;
  • НДП нельзя совмещать с другими режимами;
  • нельзя реализовывать подакцизные товары (к которым, в частности, относится моторное масло).

Для контроля движения денег, выставления счетов, приема онлайн-платежей можно использовать 1С:БизнесСтарт для самозанятых. Программа сама рассчитает налоги и передаст данные в ФНС.

4. Какой режим налогообложения можно использовать, если оказываются услуги по замене масла в автомобилях?

Моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей относятся к подакцизным товарам.

Замена масла, если масло используется как материал и входит в стоимость услуги по замене, можно учитывать на упрощенке, на патенте (у ИП) и на общем режиме налогообложения.

Если же вы торгуете автомобильным моторным маслом, то для этой деятельности можно использовать только упрощенку или общий режим, поскольку реализация подакцизных товаров на патенте не разрешена.

5. Какой режим налогообложения могут использовать мойки самообслуживания?

При соблюдении общих лимитов (по численности сотрудников и выручке) можно комфортно перейти на спецрежимы ПСН и УСН.

Отметим, что если у вас ИП и вы хотите перевести деятельность автомойки самообслуживания на патент, то:

  1. убедитесь, что деятельность автомоек отнесена к бытовым услугам, в отношении которых в вашем регионе разрешено применять патент (эту информацию можно уточнить на сайте местной налоговой);
  2. позаботьтесь о наличии в ЕГРИП кода ОКВЭД2 45.20 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств» или 45.20.3 «Мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг» (письмо Минфина России от 27.03.2017 № 03-11-11/17687).

6. Как рассчитать, какой вариант выгоден именно моему автосервису?

Воспользуйтесь инструментом «Сравнение режимов налогообложения» в программе 1С:БизнесСтарт. Введите данные по вашей деятельности, и программа посчитает сумму налогов для разных режимов. В этом видео можно посмотреть, как это происходит.

7. Как быть автосервисам, которые совмещали ЕНВД с УСН?

Если вы планируете всю свою деятельность перевести на упрощенку с 2021 года, то уведомлять о «полном» переходе на УСН налоговую не нужно — вас переведут автоматически.

Если вы хотите сменить объект налогообложения при упрощенке (например, сейчас у вас «доходы», а вы хотите уплачивать налог с разницы «доходы минус расходы»), то нужно не позднее 31 декабря 2020 года подать в налоговую инспекцию уведомление по форме № 26.2-6. Уведомление можно подать в бумажном виде или электронном, например, через сервис 1С-Отчетность.

8. Что ждет автосервисы, которые совмещали ЕНВД с ОСНО?

Это распространенная ситуация для автосалонов на ОСНО, в которых есть автосервис, и он на ЕНВД. Если вы планируете всю деятельность вести на ОСНО в 2021 году, то делать ничего не нужно.

Совмещать общий режим с упрощенкой нельзя. На УСН можно перевести только бизнес целиком при условии, что вы укладываетесь в установленные лимиты для применения УСН. При переходе на УСН нужно до 31 декабря 2020 года подать в налоговую инспекцию уведомление по форме № 26.2-1 в бумажном виде или в электронном, например, через 1С-Отчетность.

Допустим вариант совмещения ОСНО и Патента, но он доступен только для индивидуальных предпринимателей.

9. Какую отчетность потребуется сдавать автосервису после смены режима?

Отчетность будет зависеть от выбранного вами режима налогообложения.

  • самозанятые освобождены от ведения налогового учета;
  • ИП на патенте обязаны вести специальную «Книгу учета доходов» и по требованию предоставлять ее в налоговую. Декларации дополнительно сдавать не нужно;
  • упрощенка потребует и ведения учета, и представления декларации по итогам года;
  • при ОСН — полный комплект: периодическая сдача отчетности и регулярное ведение учета.

Можно самому вести учет и сдавать отчетность, например, в 1С:БизнесСтарте— он сделан специально для предпринимателя, там нет «страшных бухгалтерских слов». Можно доверить свой учет специалистам 1С:БухОбслуживания — это выгоднее, чем нанимать штатного бухгалтера.

10. Как эффективно вести управленческий учет в автосервисе после перехода с ЕНВД?

Обратите внимание на 1С:Автосервис 8 — отраслевое решение, которое предназначено для автоматизации управленческого учета в небольших автосервисах, автомойках, станциях технического обслуживания автомобилей. Вот некоторые функции этой программы:

  • учет принятых в ремонт автомобилей.
  • поэтапное выполнение ремонта (заявка, выполнение ремонта, ожидание, ремонт выполнен, заказ-наряд закрыт).
  • проведение платных и бесплатных видов ремонта.
  • гибкое ценообразование на работы в зависимости от модели или комплектации автомобиля, контрагента, вида и места ремонта. Автоматический расчет стоимости ремонта в заказ-наряде согласно настроенным правилам ценообразования.
  • подбор запасных частей и расходных материалов в заказ-наряд с учетом остатков на складах.
  • автоматизация процесса оказания услуг по сезонному хранению шин.
  • управленческая отчетность, которая позволяет держать под контролем рентабельность бизнеса, и другие возможности.

Подробнее о программе здесь.

11. Нужно ли перепрошивать контрольно-кассовую технику после перехода с ЕНВД?

Закон обязывает предпринимателей и организации, которые проводят техобслуживание или ремонт автомобилей и мототехники, машинного оборудования, а также торгуют автозапчастями, использовать онлайн-кассы вне зависимости от применяемого режима налогообложения.

При переходе с ЕНВД на другую систему налогообложения нужно проверить и при необходимости обновить обязательные реквизиты кассового чека. Нужный реквизит проходит по тегу 1055 и отражает применяемую систему налогообложения — ОСН, УСН доход, УСН «доход-расход», ПСН (ст.4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Подавать в ФНС заявление на перерегистрацию кассы не нужно.

На канале Справочное бюро предпринимателя есть видеоролик о том, как быть с кассами после отмены ЕНВД. Посмотрите, оно не только содержательное, но и веселое.

Перечень видов деятельности, в отношении которых по решению местных властей может применяться ЕНВД, установлен пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Одним из таких видов деятельности является ремонт, техобслуживание и мойка автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Условия применения ЕНВД

Организация может применять ЕНВД в отношении услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств, если эти услуги:

  • оказываются организациям или гражданам на платной основе (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ);
  • классифицируются в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению по кодам 017100–017600 и соответствуют коду 50.20 по ОКВЭД (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ, письма Минфина России от 21 марта 2013 г. № 03-11-11/112, от 22 июня 2010 г. № 03-11-09/49).

Например, на ЕНВД могут быть переведены услуги:

  • по предпродажной подготовке автомобилей, оказываемые автосалонам (письмо Минфина России от 22 августа 2011 г. № 03-11-11/216);
  • по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств, оплаченные страховыми компаниями в счет сумм страховой выплаты страхователю (письмо Минфина России от 12 февраля 2008 г. № 03-11-04/3/63).

Кроме того, ЕНВД можно применять в отношении услуг по проведению технического осмотра автомототранспортных средств.

К услугам по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств не относятся:

  • гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание автомототранспортных средств;
  • услуги по заправке транспортных средств;
  • услуги по хранению автомототранспортных средств на платных и штрафных стоянках.

Об этом сказано в абзаце 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.

Применение ЕНВД при предоставлении услуг по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств не зависит от формы расчетов с заказчиками (наличная, безналичная, с использованием пластиковых карт, смешанная). Такой вывод следует из положений абзаца 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ и подтверждается Минфином России (письма от 10 января 2006 г. № 03-11-04/3/1, от 23 июня 2004 г. № 03-05-12/58).

Под ЕНВД не подпадает деятельность, осуществляемая в рамках договоров простого товарищества и доверительного управления имуществом. Поэтому, если услуги по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств оказываются в рамках таких договоров, ЕНВД применять нельзя. Кроме того, ЕНВД не вправе применять организации, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Такие правила установлены в пункте 2.1 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: подпадают ли под ЕНВД услуги по ремонту автокранов (автоподъемников, эвакуаторов, автопогрузчиков, электропогрузчиков, прицепов и т. п.)?

Да, подпадают, если автокран (автоподъемник, эвакуатор, автопогрузчик, прицеп) зарегистрирован в ГИБДД.

На ЕНВД может быть переведена деятельность, связанная с ремонтом, техобслуживанием и мойкой автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Под автомототранспортными подразумеваются средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ). Категория транспортного средства определяется при его регистрации в ГИБДД. Допуск транспортного средства для участия в дорожном движении осуществляется после такой регистрации и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ).

Многие виды спецтехники (автокраны, автоподъемники, эвакуаторы и т. п.) подпадают под категорию автотранспортных средств, предназначенных для перевозки грузов. Это следует из положений классификации, принятой Женевским соглашением от 20 февраля 1958 г., ратифицированным Россией. В нем определено, что грузом может считаться любое оборудование, установленное на автомобиле.

При этом регистрации в ГИБДД подлежат транспортные средства, которые:

  • имеют максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч;
  • предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (органы Гостехнадзора).

Это установлено пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938.

Таким образом, если объекты специальной автомобильной техники зарегистрированы в ГИБДД как автотранспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, деятельность по их ремонту и техобслуживанию может быть переведена на ЕНВД.

Если же специальная техника зарегистрирована в органах Гостехнадзора и для движения по автомобильным дорогам общего пользования не предназначена, то деятельность по ее ремонту и техобслуживанию на ЕНВД не переводится.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 21 марта 2013 г. № 03-11-11/112, от 9 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/553, ФНС России от 6 июля 2007 г. № 18-0-09/0204. Разделяют эту позицию и арбитражные суды (см., например, постановление Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2006 г. № Ф04-8330/2006(29025-А75-33)).

Услуги по ремонту и техобслуживанию прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков в соответствии с ОКУН можно классифицировать по коду 017611 «Ремонт и изготовление автомотопринадлежностей». В связи с этим такая деятельность тоже может быть переведена на ЕНВД (письмо Минфина России от 4 июля 2012 г. № 03-11-09/52, которое доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 19 июля 2012 г. № ЕД-4-3/11943).

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность по ремонту дорожно-строительной техники, которая принадлежит гражданам?

Нет, не подпадает.

Под услугами по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств понимаются платные услуги, которые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ) классифицируются по кодам 017100–017600, и платные услуги по проведению государственных технических осмотров автотранспорта. Это следует из абзаца 9 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, писем Минфина России от 22 июня 2010 г. № 03-11-09/49, от 7 декабря 2009 г. № 03-11-11/223, от 12 октября 2006 г. № 03-11-04/3/449.

Услуги по ремонту дорожно-строительной техники предусмотрены Общероссийским классификатором услуг населению по коду 017700 «Техническое обслуживание и ремонт строительно-дорожных машин и оборудования». Поэтому Минфин России считает, что такой вид деятельности не подпадает под ЕНВД (письма от 2 февраля 2007 г. № 03-11-04/3/29, от 7 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/64).

Совет: есть аргументы, позволяющие платить ЕНВД с деятельности по ремонту дорожно-строительной техники, принадлежащей гражданам (населению). Они заключаются в следующем.

Только тремя условиями Налоговый кодекс РФ ограничивает состав операций, которые могут быть переведены на уплату ЕНВД в качестве деятельности по оказанию бытовых услуг.

Во-первых, эти услуги должны быть предусмотрены ОКУН. Во-вторых, они должны оказываться гражданам (населению). А в-третьих, эти услуги не должны входить в группы ОКУН с кодами 017100–017600.

Это следует из положений статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.

Операции по ремонту и техобслуживанию строительно-дорожных машин и оборудования включены в ОКУН по коду 017700. Таким образом, они входят в общий раздел «Бытовые услуги» (код 010000). Следовательно, если в муниципальном образовании в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг применяется ЕНВД, организации, которые выполняют эти операции по заказам населения, вправе применять этот специальный налоговый режим (подп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД посредническая деятельность организации по привлечению клиентов и заключению договоров на техническое обслуживание и ремонт автомобилей? Услуги по техобслуживанию и ремонту оказывает сторонняя организация (предприниматель).

Нет, не подпадает.

Под ЕНВД подпадает деятельность, связанная с непосредственным оказанием услуг по техобслуживанию и ремонту автомобилей (подп. 3 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ). При этом физическим показателем базовой доходности для расчета ЕНВД является количество сотрудников, занятых в такой деятельности (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Таким образом, чтобы применять ЕНВД, организация должна самостоятельно оказывать услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей. Для этого она должна располагать соответствующей технической базой и иметь сотрудников, фактически выполняющих ремонтные работы. Если на основании посреднических договоров организация привлекает клиентов, нуждающихся в техобслуживании и ремонте автомобилей (заключает с ними договоры, открывает заказы и т. п.), но самостоятельно подобные услуги не оказывает, то такая деятельность под ЕНВД не подпадает.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 марта 2011 г. № 03-11-11/70, от 3 марта 2011 г. № 03-11-06/3/24, ФНС России от 30 мая 2014 г. № ГД-4-3/10384 и от 5 июля 2010 г. № ШС-37-3/5887.

Правомерность такой позиции подтверждает арбитражная практика (см., например, определение ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № ВАС-16740/09, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 3 сентября 2009 г. № А29-9538/2008, от 2 июня 2008 г. № А29-6550/2007). Суды отмечают следующее. Если организация заключает договоры на оказание услуг, подпадающих под ЕНВД, но сама эти услуги не оказывает (привлекает для их исполнения подрядчиков), то в отношении такой деятельности ЕНВД не применяется. Несмотря на то что в указанных постановлениях речь идет о заключении договоров на перевозку грузов (пассажиров), выводы, сделанные в них, можно применить и к ситуации, когда организация заключает договоры на техобслуживание и ремонт автомобилей (ст. 346.26 НК РФ).

Если же организация самостоятельно оказывает услуги автосервиса, но привлекает подрядчиков лишь для выполнения отдельных операций, она сохраняет за собой право применять ЕНВД. Такую форму обслуживания клиентов нельзя признать посреднической деятельностью. Условия, при которых организация может применять ЕНВД, прописаны в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. В ней нет положений, которые обязывали бы организацию собственными силами проводить все ремонтные операции. Поэтому привлечение подрядчиков для выполнения отдельных работ не нарушает условия применения ЕНВД. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2014 г. № А56-26775/2014. Но, чтобы доказать, что организация является не посредником, а исполнителем, у нее должны быть собственные ресурсы: штат ремонтного персонала, необходимое оборудование и помещения для выполнения работ.

Ситуация: можно ли платить ЕНВД с розничной торговли запчастями и расходными материалами, если организация оказывает услуги по ремонту и техобслуживанию автомототранспортных средств и платит ЕНВД по этому виду деятельности?

Да, можно, при правильном оформлении документации и при выполнении всех условий для применения этого спецрежима.

Помимо услуг по ремонту и техобслуживанию, организации автосервиса могут продавать своим клиентам отдельные запчасти (без установки на машины) и расходные материалы (без заливки в заправочные емкости). Такая деятельность признается розничной торговлей, в отношении которой тоже допускается применение ЕНВД. Но чтобы воспользоваться этим налоговым режимом, между организацией и клиентом должен быть заключен самостоятельный договор розничной купли-продажи (отдельно от договора на ремонт или техобслуживание). Кроме того, запчасти и расходные материалы, стоимость которых не включается в себестоимость ремонта, должны учитываться на счете 41 «Товары» (Инструкция к плану счетов).

Если наряду с оказанием услуг автосервиса организация занимается продажей запчастей и расходных материалов, она может платить ЕНВД по двум видам деятельности. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

  • в муниципальном образовании предусмотрено применение ЕНВД в отношении розничной торговли;
  • виды запчастей (расходных материалов) и характер их продажи соответствуют условиям, при которых розничная торговля подпадает под этот спецрежим;
  • организация зарегистрирована в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по обоим видам деятельности.

Если эти условия не выполняются, с доходов, полученных от продажи запчастей, налоги нужно платить по общей или упрощенной системе налогообложения. Например, не подпадает под ЕНВД реализация моторных масел, которые являются подакцизными товарами (абз. 12 ст. 346.27, подп. 9 п. 1 ст. 181 НК РФ) .

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552, от 24 июля 2013 г. № 03-11-06/3/29245, от 5 апреля 2013 г. № 03-11-06/3/11238, от 9 марта 2010 г. № 03-11-11/43, от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31.

Выделение стоимости запчастей (расходных материалов) отдельной строкой с указанием торговой наценки только в заказе-наряде (а не в договоре) само по себе не является основанием для признания этих операций самостоятельным видом деятельности, подпадающим под ЕНВД по розничной торговле (письма Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552 и от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31).

Если по договору стоимость запчастей и расходных материалов включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техобслуживанию, установка этих запчастей (использование расходных материалов) не признается розничной торговлей. В этом случае организация может платить ЕНВД только с деятельности по ремонту, техобслуживанию и мойке автомототранспортных средств (подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 5 августа 2014 г. № 03-11-11/38552, от 5 апреля 2013 г. № 03-11-06/3/11238, от 9 марта 2010 г. № 03-11-11/43, от 3 февраля 2009 г. № 03-11-09/31.

Кроме того, розничной торговлей не признается реализация запчастей (расходных материалов) в рамках договора, заключенного со страховой компанией (например, при ремонте аварийных автомобилей за счет страховых компаний). Даже если стоимость запчастей (расходных материалов) выделяется в актах выполненных работ (нарядах-заказах) отдельной строкой. Это следует из статей 506, 492 Гражданского кодекса РФ. Возникающие доходы включайте в состав выручки от деятельности на общей системе налогообложения или на упрощенке. Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 1 июня 2007 г. № 03-11-04/3/198.

Показатели для расчета ЕНВД

Физическим показателем для расчета ЕНВД в организациях, которые занимаются ремонтом, техническим обслуживанием и мойкой автомототранспортных средств, является средняя численность сотрудников. Об этом сказано в пункте 3 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ.

.Кроме численности сотрудников при расчете ЕНВД используйте следующие показатели:

  • базовая доходность – 12 000 руб. на одного сотрудника в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ);
  • коэффициента-дефлятора К1 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ);
  • корректирующего коэффициента К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).

Значение коэффициента К1 не округляется, а значение коэффициента К2 округлите до трех знаков после запятой (п. 11 ст. 346.29 НК РФ).

Налоговая ставка

Если местными властями не установлена пониженная налоговая ставка, сумму ЕНВД рассчитывайте по ставке 15 процентов (ст. 346.31 НК РФ).

Налоговая база

Для расчета ЕНВД сначала определите налоговую базу за отчетный квартал. Это можно сделать по формуле:

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕНВД
На фото Светлана Скобелева

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Натальи (г. Санкт-Петербург)

Очень прошу Вас ответить на мой вопрос, который решается уже больше полугода, а ответа найти не можем. Станция техобслуживания автомашин заключила договор со страховой компанией на ремонт автомашин физических лиц, иногда и юридических. Ремонт машин попадает под ЕНВД, но помимо услуг по ремонту, нами устанавливаются автозапчасти, которые выделяются отдельной строкой с наценкой, а также используются материалы (краски, шкурки и пр.), которые тоже выделяются отдельной строкой и пишутся, как материалы без разбивки по наименованию и стоимости. Вопрос: какая система налогообложения должна применяться в отношении запчастей и материалов, с учетом того, что иногда установка запчастей происходит в машины не только физических лиц, но и юридических? Если это розничная торговля запчастями, то попадаем ли мы под ЕНВД, если учесть, что договор заключен со страховой? Очень Вас прошу помочь в решении этого вопроса.

Действительно, по мнению специалистов финансового ведомства, реализацию запчастей и расходных материалов нельзя считать составной частью деятельности по ремонту автотранспортных средств, если в нарядах-заказах их стоимость выделена отдельной строкой и указана с наценкой (Письма Минфина России от 02.07.2009 N 03-11-06/3/181, от 26.11.2007 N 03-11-04/3/462, от 13.06.2007 N 03-11-04/3/217). Однако такая точка зрения противоречит сложившейся арбитражной практике и не находит понимания у налоговых органов (я имею в виду Письмо ФНС РФ от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@), поскольку не основана на нормах законодательства.

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.

Из положений статьи 346.27 НК РФ следует, что услугами по ремонту автотранспортных средств признаются платные услуги, оказываемые как физическим лицам, так и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению. Поэтому для целей применения системы в виде уплаты ЕНВД неважно, что запчасти в процессе ремонта устанавливаются также и на автомашины юридических лиц.

Выполнение работ (оказание услуг), связанных с ремонтом является договорным обязательством, регулируемым нормами ГК РФ о бытовом подряде и (или) о возмездном оказании услуг.

Согласно статье 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Если работа по договору бытового подряда выполняется из материала (с использованием материала) подрядчика, материал оплачивается заказчиком при заключении договора полностью или в части, указанной в договоре, с окончательным расчетом при получении заказчиком выполненной подрядчиком работы (статья 733 ГК РФ).

В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

При этом к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739 ГК РФ), если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ).

В соответствии с пунктами 15, 16 Правил оказания услуг (выполнение работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, договор на оказание услуг заключается в письменной форме (заказ - наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения: г) цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты; ж) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, обязанность исполнителя выделять отдельной строкой заказа-наряда стоимость запасных частей прямо предусмотрена нормативными актами и, в связи с этим, не может свидетельствовать о розничной продаже этих материалов

С учетом изложенного, приходим к выводу о том, что если по условиям заключаемых вами договоров на вас как на подрядчика (исполнителя возложена обязанность выполнить работы (оказать услуги) по ремонту автотранспортных средств с использованием принадлежащих вам запчастей, то для целей главы 26.3 НК РФ использованные вами в рамках таких договоров запчасти не признаются товаром, а ваша организация не признается розничным продавцом и, следовательно, налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.

В этом случае выполняемые вами работы (оказываемые услуги) по замене запасных частей относятся к предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по ремонту автотранспортных средств, и подлежат налогообложению ЕНВД на общих основаниях.

Сказанное подтверждается и арбитражной практикой (Постановления ФАС ПО от 14.04.2009 по делу N А65-12716/2008 (Определением ВАС РФ от 17.08.2009 N ВАС-10011/09 отказано в передаче данного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), ФАС ВСО от 10.06.2004 N А33-14761/02-С3-Ф02-2015/04-С1, ФАС ДВО от 02.04.2003 N Ф03-А73/03-2/521).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

При расчете «вмененного» налога в отношении деятельности по перевозке грузов в физический показатель не включаются находящиеся в ремонте транспортные средства. При определении величины физического показателя надо включить транспортные средства, которые способны приносить доход и непосредственно участвовать в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Письмо ФНС России от 10 июня 2016 года № СД-4-3/10366@.

Налоговики напомнили, что организации вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Но при соблюдении условий, что в автопарке организации должно находиться не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Согласно статье 346.27 НК РФ, в целях применения ЕНВД под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов. По мнению чиновников, определяющим критерием для перехода на ЕНВД является общее количество ТС, изначально находящихся у налогоплательщика в наличии (их должно быть не более 20). Согласно разъяснениям Минфина, в это число включаются и те транспортные средства, которые были получены по договорам аренды и лизинга (письмо Минфина от 6 июля 2015 г. № 03-11-11/38756).

При исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по перевозке грузов применяется физический показатель «количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов» (ст. 346.29 НК РФ).

Рассуждая об определении этой величины, чиновники обращаются к положению пункта 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету ОС (утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). В нем сказано, что основные средства по степени использования подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте и др. В связи с этим при расчете физического показателя базовой доходности в число эксплуатируемых транспортных средств не включаются автотранспортные средства, которые переданы в ремонт.

В свою очередь в пункте 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 года № 157 судьи разъяснили, что следует учитывать при определении величины физического показателя. Учитывается только имущество, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

Таким образом, при исчислении единого налога (определении величины указанного физического показателя базовой доходности) учитываются не все имеющиеся у налогоплательщика автотранспортные средства, а только те, которые способны приносить доход.

Аналогичный вывод приводится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 2016 года № Ф08-2337/2016 по делу № А53-19596/2015. В документе судьи уточнили, что при определении налоговой базы по ЕНВД налоговый орган должен исходить из количества фактически используемых при ведении предпринимательской деятельности транспортных средств, а не из общего числа имеющихся у налогоплательщика на праве собственности транспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг.


Бухгалтерия.ру рекомендует

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Журналы для бухгалтера и предпринимателя >>

Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: