Зоны льготного налогообложения в рб

Опубликовано: 01.05.2024

Процесс создания свободных экономических зон в Республике Беларусь начался сравнительно недавно. В соответствии с национальной «Концепцией организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь» создание СЭЗ рассматривается как важное звено в реализации принципов открытой экономики. СЭЗ – один из важных рычагов привлечения внешних инвестиций в определенные секторы экономики Беларуси, способствующий ускоренному развитию некоторых регионов.

Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено следующими причинами:

потребностью страны в иностранных инвестициях; необходимостью структурной перестройки производства с целью интеграции экономики страны в систему мирового хозяйства; выгодным расположением Беларуси, предопределяющим интерес зарубежных инвестор для освоения рынка республики и стран СНГ; особенностями экономики, заключающимися в недостаточной обеспеченности природными ресурсами и одновременно высоком потенциале перерабатывающих отраслей промышленности с квалифицированной рабочей силы, что предполагает ориентацию производства на экспорт высокотехнологической продукции.

В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и функционируют шесть свободных экономических зон: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест». Все действующие в Республике Беларусь СЭЗ являются комплексными зонами.

Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть и специфические цели. Например:

для СЭЗ «Гомель-Ратон» – это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ «Брест» – расширение производства потребительских товаров и услуг; для СЭЗ «Минск» – повышение загрузки аэропорта «Минск-2» и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ «Витебск» и «Могилев» – развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры; для СЭЗ «Гродноинвест» – трансформация в экономику региона передовых ресурсо– и энергосберегающих технологий.

В то же время, существуют нормы, ограничивающие применение льготного режима к отдельным видам хозяйственной деятельности. Так, в СЭЗ «Могилев» и «Витебск» налоговые льготы не распространяются на торговую и торгово-закупочную деятельность резидентов СЭЗ. В СЭЗ «Минск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест» права и льготы также не распространяются и на предприятия общественного питания. В СЭЗ «Брест» не могут быть зарегистрированы в качестве резидентов государственные предприятия, учреждения и организации энергетики, железнодорожного, воздушного и другого магистрального транспорта и связи; налоговые льготы не распространяются на деятельность, связанную с игорным бизнесом.

Свободные экономические зоны Беларуси привлекли в

2003 году в экономику страны около 84 млн. долларов иностранных инвестиций, что в 2,7 раза больше, чем в 2002 году.

Увеличению инвестиций в 2003 году способствовало расширение границ свободных экономических зон. Появление новых инженерно обустроенных производственных площадей в СЭЗ «Витебск» позволило в прошлом году зарегистрировать

11 новых резидентов с общим объемом заявленных инвестиций 11,2 млн.долл. СЭЗ «Минск» изменение границ дало возможность начать подготовку к реализации 8 проектов стоимостью

85 млн.долл., в СЭЗ «Гомель-Ратон» – 5 проектов общей стоимостью 102,6 млн.долл.

В 2003 году рост объемов производства по сравнению с 2002 годом составил 169%, выручки от реализации продукции, товаров и услуг – 167%, экспорта товаров – 147%, поступлений налогов, сборов и других отчислений в бюджет и внебюджетные фонды – 170%.

Таким образом, как показывает опыт, СЭЗ способствуют:

созданию благоприятных условий для экономического развития региона, оживлению в нем внешнеэкономической деятельности; привлечению в хозяйственный процесс дополнительных иностранных инвестиций, уменьшая тем самым потребность в кредитах; развитию экспортной базы за счет создания иностранными партнерами производств на основе новейших технологий, что дает возможность сократить валютные расходы на импорт, благодаря насыщению внутреннего рынка импортозамещающей продукцией; внедрению в производство зарубежных научно-технических разработок и изобретений; ускорению социально – экономического развития территории, и т.д.

Льготы и преференции для резидентов СЭЗ

Налоговые и таможенные льготы для инвесторов свободной экономической зоны являются весомым преимуществом перед условиями для инвесторов вне зоны. Льготный режим налогообложения для резидентов особой экономической зоны способствуют налаживанию эффективной деятельности в государстве.

Налогообложение в свободной экономической зоне «Гомель-Ратон» регулируется Налоговым кодексом Республики Беларусь и носит либеральный характер.

Налоговые льготы для инвесторов позволяют снизить сумму выплат до 50% от суммы налогов, уплачиваемых в Республике Беларусь.

Особенности льготного налогообложения в СЭЗ не распространяются на:

  • общественное питание, игорный бизнес, электронные интерактивные игры, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
  • реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых полностью или частично осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ СЭЗ С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

1. Налог на прибыль

1.1. Прибыль, полученная от реализации товаров (работ и услуг) собственного производства на экспорт или другим резидентам СЭЗ, освобождается от обложения налогом на прибыль.

2. Налог на недвижимость

Резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость:
2.1. по объектам налогообложения, приобретенным в 3-летний период с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ;
2.2. по объектам налогообложения этим налогом, расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования. Льгота предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализации товаров (работ, услуг) собственного производства на экспорт или другим резидентам СЭЗ.

3. Земельный налог (арендная плата за землю)

Освобождаются от земельного налога (арендной платы) за земельные участки резидентов СЭЗ, расположенные в границах СЭЗ:
3.1. предоставленные им после регистрации в качестве резидентов СЭЗ для строительства объектов, но не более пяти лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ;
3.2. независимо от их целевого назначения. Льгота предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествующем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась реализация товаров (работ, услуг) собственного производства на экспорт или другим резидентам СЭЗ.

4. Таможенные платежи (ввозная таможенная пошлина и НДС, взымаемый таможенными органами)

Резиденты СЭЗ не уплачивают таможенные платежи:
4.1. при ввозе в свободную таможенную зону (определяется по заявлению предприятия-резидента) для целей реализации заявленного инвестиционного проекта строительных материалов, оборудования, а также сырья, материалов и комплектующих для производства продукции;
4.2 при вывозе за пределы таможенной территории ЕАЭС иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в неизменном состоянии, а также произведенной с использованием иностранного сырья (материалов, комплектующих) продукции.
4.3. НДС, взимаемый таможенными органами, при вывозе на таможенную территорию ЕАЭС продукции, произведенной с использованием иностранных товаров (сырья, материалов, комплектующих), помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Таможенные платежи уплачиваются при вывозе на таможенную территорию ЕАЭС иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в неизменном состоянии, а также продукции, произведенной с использованием иностранных товаров (сырья, материалов, комплектующих).

5. Иные льготы и преференции для бизнеса:

Резиденты СЭЗ освобождаются от:
5.1. платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ;
5.2. пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Особенно актуальны эти льготы иностранным инвесторам.

Резиденты СЭЗ не осуществляют
5.3. компенсационные посадки и компенсационные выплаты стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира при строительстве в границах СЭЗ объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, с правом удаления, пересадки объектов растительного мира.

Более подробно изучить льготные условия для бизнеса и особенности регулирования деятельности резидентов СЭЗ можно в разделе «Законодательство».

Если вы реализуете крупный инвестиционный проект – то обдумайте возможность стать резидентом одной из шести свободных экономических зон Беларуси.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – это часть территории РБ площадью не менее 50 га с четкими границами и специальным правовым и налоговым режимом. СЭЗ существуют, чтобы привлекать иностранные инвестиции, развивать импортозамещение и внедрять новейшие технологии. В пределах СЭЗ действуют более благоприятные условия для деятельности предпринимателей и бизнесменов.

Свободные экономические зоны в РБ:

«Брест» - создана в 1996 году;

«Витебск» - появилась в 1999 году;

«Гомель-Ратон» - работает с 1998 года;

«Минск» - образована в 1998 году;

«Гродноинвест» - организована в 2002 году;

«Могилев» - создана в 2002 году.

Срок работы существующих белорусских СЭЗ ограничен до 31 декабря 2049 года.

Кто может стать резидентом СЭЗ?

Резидентом (участником) СЭЗ могут стать ИП и юридические лица, если:

  • ведут бизнес на территории СЭЗ;
  • их инвестиционный проект направлен на создание/развитие предприятия с применением инноваций;
  • их продукция направлена на экспорт/импортозамещение;
  • проект требует на реализацию не менее 1 млн евро или 500 тыс. евро (если инвестиции будут реализованы в течение 3 лет после вхождения резидента в СЭЗ).

Кто не может стать резидентом СЭЗ?

Вы не можете быть резидентом СЭЗ, если:

  • вы владеете предприятием общественного питания;
  • занимаетесь игорным бизнесом;
  • занимаетесь торговлей;
  • проводите операции с ценными бумагами;
  • организуете и проводите электронные интерактивные игры;
  • вы владеете небанковской кредитно-финансовой организацией;
  • вы владеете страховой компанией;
  • вы реализуете работы и услуги, которые оказываете с применением основных средств другого резидента СЭЗ.

Льготы в СЭЗ для резидентов

Все льготы и преференции участников СЭЗ, мы разделили на: налоговые льготы, таможенные льготы и другие льготы и преференции.

Льготы в свободной экономической зоне на налоги

Налог на прибыль в СЭЗ

  • С 1 января 2012 года новые резиденты 10 лет не платят налог на прибыль – 10 лет считаются с момента появления валовой прибыли.
  • С 2017 года, если вы стали резидентом до 2012 года – то дополнительно 5 лет не платите налог на прибыль. В этом случае срок предоставления льготы не связан с получением валовой прибыли.
  • После истечения льготного периода 10/5 лет, вы платите налог на прибыль по сниженной на 50% ставке. Но минимальная ставка налога на прибыль при этом должна составлять не менее 12%.

Налог на недвижимость в СЭЗ

  • Вы не платите налог на недвижимость 3 года после того, как стали резидентом. Льгота распространяется только на ту недвижимость, которую вы купили в эти 3 года.
  • Вы не платите налог на недвижимость раз в квартал, если в прошлые 4 месяца экспортировали ваш продукт или продавали его другим резидентам.

Земельный налог (арендная плата за землю)

  • С 1 января 2017 по 31 декабря 2021 года вы не платите аренду за землю, которая находится на территории свободной экономической зоны. Льгота предоставляется в квартале, если в прошлые 4 месяца вы экспортировали продукт или продавали его другим резидентам.
  • Вы не платите налог на землю, пока составляете проект для строительства на ней и ведете стройку. Льгота на земельный налог по этому условию действует не более 5 лет с даты регистрации вашего бизнеса.

Льготы на ввозную таможенную пошлину и НДС, взымаемый таможенными органами

  • Вы ввозите в свободную экономическую зону без пошлины строительные материалы, оборудование, сырье, материалы и комплектующие.
  • Вы ввозите в СЭЗ без таможенных платежей иностранные товары из Евразийского таможенного союза (ЕАЭС), (ссылка), если товары помещены под таможенную процедуру. Товары должны быть из иностранного сырья и в своем первоначальном состоянии.
  • Вы ввозите без уплаты НДС товары на территорию ЕАЭС. Продукция должна быть из иностранных материалов и комплектующих (по Указу Президента РБ от 30.12.2016 №508).

Другие льготы и преференции

Резиденты свободной экономической зоны освобождены:

  • от обязательной продажи валюты;
  • от платы за заключение договора аренды земли в СЭЗ для строительства и обслуживания на ней недвижимости;
  • от пошлины за разрешение на работу в РБ для иностранных граждан, которых резидент привлекает для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ.

Мы надеемся, что наша информация будет для вас полезной. И желаем знать все права на льготы и уметь ими вовремя воспользоваться.

Проект индустриального парка «Великий Камень». Фото с сайта industrialpark.by
Проект индустриального парка «Великий Камень». Фото с сайта industrialpark.by

Критерии распределены по приоритетности следующим образом:

1. Освобождение от уплаты налога на прибыль (льготная ставка налога).

2. Освобождение от уплаты налога на недвижимость.

3. Освобождение от обязательной продажи валютной выручки.

4. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (при реализации товаров, работ, услуг).

5. Освобождение от уплаты таможенных платежей (НДС и таможенных пошлин) на ввозимое оборудование, комплектующие и запасные части к нему.

6. Льготирование при начислении и уплате отчислений в ФСЗН.

7. Льготирование ставки подоходного налога с физических лиц.

8. Освобождение от уплаты земельного налога.

9. Льготирование ставки налога на доходы иностранных организаций без постоянного представительства.

10. Освобождение от уплаты таможенных платежей (НДС и таможенных пошлин) на ввозимые сырье и материалы.

11. Освобождение от компенсационных выплат за вредное воздействие на объекты растительного и животного мира при строительстве.

12. Иные льготы и преференции, имеющие важное значение для улучшения показателей ведения бизнеса компании.

1 место. Парк высоких технологий

Документ: президентский Декрет от 22.09.2005 №12 «О Парке высоких технологий».

Условия: резидентам предоставлены уникальные для страны налоговые и неналоговые льготы, которые стимулируют развитие ИТ-отрасли:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на недвижимость;
  • освобождение от обязательной продажи иностранной валюты;
  • освобождение от уплаты НДС и таможенных пошлин при импорте оборудования, комплектующих, запасных частей;
  • подоходный налог с работников предприятий на сегодня составляет 9% (при стандартной ставке – 13%);
  • льготы при начислении ФЗСН на доходы работников резидентов парка;
  • освобождение от оффшорного сбора.
Фото с сайта nashamebel.by
Фото с сайта nashamebel.by

В феврале 2015 Минфин предложил увеличить ставку подоходного налога для работников ПВТ до 10% и в 3 раза увеличить базу для расчета отчислений в ФСЗН для компаний-резидентов Парка. Представители ИТ-отрасли считают, что это может привести к снижению конкурентоспособности белорусских разработчиков на мировом рынке и оттоку ИТ-специалистов из Беларуси.

Окончательного решение по вопросу увеличения налоговой нагрузки на резидентов ПВТ пока не принято.

2 место. Белорусско-Китайский индустриальный парк «Великий камень»

Проект парка «Великий Камень». Фото с сайта zviazda.by
Проект индустриального парка «Великий Камень». Фото с сайта zviazda.by

Документ: президентский Указ от 30.06.2014 №326 «О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень».

Условия: Парк возводится в 25 км от Минска. На территории около 80 км 2 планируется разместить производственные и жилые зоны, офисные и торгово-развлекательные комплексы, финансовый и научно-исследовательский центры. Акцент будет делаться на создание высокотехнологичных и конкурентоспособных инновационных производств с высоким экспортным потенциалом. Для стимулирование их работы будут предоставлены льготы:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на недвижимость, земельного налога в течение 10 лет, и последующие 10 лет – уплата 50% от стандартной ставки налога;
  • освобождение от обязательной продажи иностранной валюты;
  • разрешение на расчеты в иностранной валюте при строительстве объектов Парка;
  • освобождение от НДС и таможенных пошлин при импорте оборудования, комплектующих, запасных частей;
  • подоходный налог с работников предприятий составляет 9% (при стандартной ставке – 13%);
  • льготы при начислении взносов в ФЗСН на доходы работников резидентов парка;
  • нулевая ставка налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство.

3 место. Августовский канал

Фото с сайта grodno.in
Фото с сайта grodno.in

Документ: президентский Указ от 26.05.2011 № 220 «О создании специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал».

Условия: Для резидентов парка предоставлены весьма значительные льготы, что делает реализацию проекта на этой территории весьма привлекательной.

  • освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты получения валовой прибыли, последующие годы – уплата 50% от стандартной ставки налога на прибыль;
  • освобождение от уплаты налога на недвижимость;
  • освобождение от НДС при продаже товаров (работ, услуг) в Беларуси и т.д.

Кроме того, государство взяло на себя обязательство по финансированию работ по созданию инфраструктуры парка при реализации крупных инвестиционных проектов с объемом инвестиций более €5 млн.

4 место. СЭЗы, малые города и сельские населенные пункты

СЭЗ «Брест». Фото с сайта business-valley.org
СЭЗ «Брест». Фото с сайта business-valley.org

Совокупность льгот при налоговых режимах в свободных экономических зонах, а также малых городах, сельских населенных пунктах примерно сопоставимы для инвестора.

Условия: Реализация проектов в СЭЗах и малых городах предоставляет налоговые льготы:

  • по налогу на прибыль (СЭЗ – 5 лет, малый город и сельский населенный пункт – 7 лет);
  • освобождению от налога на недвижимость, земельного налога;
  • льготный НДС при продаже товаров (работ, услуг) резидентом СЭЗ;
  • освобождение от обязательной продажи иностранной валюты для организаций, которые работают в малых городах и сельских населенных пунктах.

Не имеют право на льготы города Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.

5 место. Припятское Полесье

Документ: президентский Указ от 29.03.2010 №161 «О Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010-2015 годы».

Условия: Припятское Полесье включает три района Брестской области (Пинский, Столинский и Лунинецкий) и четыре района Гомельской области (Житковичский, Петриковский, Мозырский и Наровлянский). Некоторые из них сильно пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС. Многие территории стали зонами отселения. Основные льготы для организаций, которые работают в этих районах:

  • освобождение от налога на прибыль в течение 5 лет;
  • освобождение на 5 лет от уплаты иных налогов и сборов (за исключением налога на добавленную стоимость, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов, налогов, исчисляемых, удерживаемых и перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента).

Кроме того, инвесторам, решившим реализовать проекты в Припятском Полесье, предоставляются значительные финансовые преференции:

1. Организациям, которые берут кредиты для выполнения мероприятий Программы, в 2010-2021 годах возмещается часть процентов за пользование банковскими кредитами в размере 1/2 ставки рефинансирования Нацбанка по кредитам в белорусских рублях, и 6% годовых – по кредитам в иностранной валюте.

2 Организациям, привлекающим финансирование для выполнения мероприятий Программы, Брестский и Гомельский облисполкомы в 2010-2021 дополнительно возмещают часть процентов за пользование банковскими кредитами в размере до 0,25 ставки рефинансирования Нацбанка по кредитам в белорусских рублях и до 3% годовых – в иностранной валюте.

Строительство частного завода по переработке масляничных культур в Лунинце. Фото с сайта media-polesye.by
Строительство частного завода по переработке масляничных культур в Лунинце. Фото с сайта media-polesye.by

6 место. Инвестиционный договор

Документ: Президентский декрет от 06.08.2009 №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»

Льготы предоставляются через заключение договора между инвестором и Республикой Беларусь. Это действенный инструмент: сегодня заключены сотни инвестиционных договоров, по которым реализованы или реализуются инвестиционные проекты.

В то же время, множество инвестиционных договоров были расторгнуты. Многие инвесторы, которых привлекли всевозможные льготы, переоценили свои финансовые и кредитные возможности. Основными льготами являются:

  • освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС при импорте оборудования;
  • возможность осуществления параллельного проектирования и строительства зданий и сооружений при реализации проектов.

Из-за того, что многие инвесторы закупают зарубежное технологическое оборудование для организации бизнеса, заключение таких договоров стало нормой при реализации проектов.

7 место. Придорожный сервис

Документ: президентский Указ от 15.05.2008 №270 «О мерах по развитию придорожного сервиса».

Условия: Для развития проектов в области придорожного сервиса инвесторы получают налоговые льготы:

  • освобождение от налога на прибыль и налога на недвижимость на 2 года после ввода в эксплуатацию объекта придорожного сервиса;
  • льготные инвестиционные кредиты для организации бизнеса: 2/3 ставки рефинансирования Нацбанка для кредитов в белорусских рублях и 8% годовых по кредитам в иностранной валюте.
Фото с сайта kraism.by
Фото с сайта kraism.by

А вот как выглядит топ режимов льготного налогообложения именно по налогу на прибыль (по продолжительности действия льготы в годах).

К важнейшим целям развития СЭЗ относятся стимулирование создания и развития производств, основанных на новых и передовых технологиях, увеличение числа рабочих мест, объема экспорта. Как и во всем мире, специальный таможенный, регистрационный и налоговый режим СЭЗ предоставляет предприятиям возможность работать в особых льготных условиях.

В настоящее время в Беларуси функционируют шесть свободных экономических зон (по одной в каждом областном административном центре, включая г. Минск):


Справочно. В качестве резидентов СЭЗ зарегистрировано 440 компаний, на которых занято свыше 135 тысяч человек. Реализуются проекты с привлечением инвестиций на сумму порядка 7 млрд долл. США из более чем 30 стран мира.

Для всех белорусских СЭЗ установлен единый специальный правовой режим деятельности их резидентов.

Для получения статуса резидента СЭЗ необходимо выполнение следующих условий:

объем инвестиций в реализацию проекта не менее 1 млн. евро (или 500 тыс. евро при условии их инвестирования в течение 3 лет с даты регистрации).

создание и (или) развитие производства, ориентированного на экспорт и (или) импортозамещение.

Справочно. Резидентам СЭЗ запрещена следующая деятельность:

производство, переработка, хранение, реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств; радиоактивных и наркотических средств, психотропных веществ;

производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива;

производство табачных изделий;

изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

лотерейная деятельность;

подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;

лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;

лечение животных с особо опасными заболеваниями;

деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за границей.

Резидентам СЭЗ предоставляются следующие льготы и преференции:

1. прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства на экспорт или другим резидентам белорусских СЭЗ, освобождается от налога на прибыль;

2. освобождение от налога на недвижимость:

в течение трех лет с момента регистрации в СЭЗ по зданиям и сооружениям, возникшим (приобретенным) в этот период;

по зданиям и сооружениям, расположенным на территории соответствующей СЭЗ, независимо от направления их использования (при условии реализации продукции на экспорт и (или) другим резидентам белорусских СЭЗ);

3. освобождение от уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки:

на период проектирования и строительства объектов, но не более пяти лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ;

независимо от направления их использования (при условии реализации продукции на экспорт и (или) другим резидентам белорусских СЭЗ);

4. освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым резидентом СЭЗ для реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

5. финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ, в первоочередном порядке за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах, в случае реализации резидентом СЭЗ инвестиционного проекта с заявленным объемом инвестиций более 10 млн. евро.

Справочно. Особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на банки и страховые организации, общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, операции с ценными бумагами; реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории.

Основные документы, регулирующиедеятельность СЭЗ в Республике Беларусь

1. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З ”О свободных экономических зонах“;

2. Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 ”О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь“;

3. Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 66 ”Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон“;

4. указы Президента Республики Беларусь о создании СЭЗ
(от20 марта 1996 г. № 114 О свободныхэкономических зонах на территории Республики Беларусь“; от 2 марта 1998 г. № 93 О создании свободных экономических зон Минск“ и Гомель-Ратон“; от 4 августа 1999 г. № 458 О создании свободной экономической зоны Витебск“; от 31 января 2002 г. № 66 О создании свободной экономической зоны Могилев“; от 16 апреля 2002 г. № 208 ”О создании свободной экономической зоны Гродноинвест);

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (статьи 382 и 383).

Таможенное регулирование

Основными документами, регламентирующими порядок и условия применения таможенного законодательства для резидентов СЭЗ, являются:

Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.;

Таможенный кодекс ЕАЭС.

Единую таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее − таможенная территория Союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Армения. Пределы таможенной территории Союза являются таможенной границей Союза.

Для каждого резидента СЭЗ по его заявлению, решением администрации СЭЗ по согласованию с таможней, в регионе деятельности которой находится резидент СЭЗ, определяются пределы свободной таможенной зоны (далее − СТЗ).

При помещении товаров под таможенную процедуру СТЗ товары размещаются и используются в пределах территории СТЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

Справочно.Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус товаров таможенного союза.

Товары, изготовленные (полученные) из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров таможенного союза, не помещенных под таможенную процедуру СТЗ, приобретают статус товаров Таможенного союза.

Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров таможенного союза, приобретают статус иностранных товаров.

Таможенные льготы при вывозе товаров за пределы территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ:

1. освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, при помещении резидентами СЭЗ под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, изготовленных (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ;

2. освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (по сырью, помещенному под таможенную процедуру СТЗ) при вывозе готовой продукции за пределы таможенной территории Союза.“

Читайте также: