Тарифная льгота предполагает льготное налогообложение в связи с взиманием

Опубликовано: 03.05.2024

В современной таможенно-правовой области применяется такое понятие, как «таможенные льготы». Оно используется во всех случаях, когда речь идёт об отступлении от пунктов, действующих на настоящий момент таможенных правил.

Таможенные льготы

Рассмотрим вопрос, в каких ситуациях применимы льготы по уплате таможенных сборов и кто может на них рассчитывать.

  1. Понятие «таможенная льгота»
  2. Виды таможенных льгот
  3. Льготы по уплате таможенных платежей
  4. Льготы по уплате пошлин
  5. Льготы по уплате таможенных платежей (НДС, акцизы, таможенные сборы)
  6. Льготы и преференции Таможенного Союза
  7. Льготы при добровольном переселении
  8. Документы, необходимые для оформления таможенной льготы

Понятие «таможенная льгота»

Таможенные льготы

Если говорить о льготах в общих чертах, то всегда имеются ввиду некие преимущества, связанные с установившимися порядками: ценами, правилами и т. п. Что касается таможни, то в данном случае понятие применимо к тому, что экспортируется и импортируется через границу, а также провозится через неё транзитом. Это могут быть не только товары в больших или малых объёмах, но и личные вещи туристов или мигрантов, оборудование, лекарства и т.д. Как известно, на таможнях различных стран действует большое количество ограничений и запретов, цель коих состоит в обеспечении экономической, политической и гражданской безопасности.

В таможенной сфере льгота означает абсолютное освобождение от необходимости выплачивать пошлину.

Полезно знать: таможенные льготы, предусмотренные для физических лиц, не облагаемы налогом на доходы.

Следует заметить, что в таможенном сегменте понятие может иметь отношение не только к упразднению пошлин на провоз определённых предметов определёнными лицами, но и выражаться в упрощении механизма провоза вещей или товаров через государственную границу.

Виды таможенных льгот

Таможенные льготы

Изучая льготы, предоставляемые таможней, отметим, что в зависимости от их применения, они сегодня классифицируются следующим образом:

  • применимые в отношении личных вещей частных лиц, а также товарной продукции;
  • применимые непосредственно при осуществлении таможенной проверки на границе;
  • тарифные преференции (такое название стало использоваться в таможенной практике совсем недавно).

Льготная политика предоставляет возможность оплачивать пошлину со сниженными ставками, рассчитывать на возврат ранее внесённых денег или вовсе не платить пошлину.

Если рассматривать возврат средств, то в данном случае речь идёт о таких ситуациях:

  1. Когда возвращается часть средств оплаты полного размера пошлины.
  2. По договорённостям между Российской Федерацией и СНГ. Производители СНГ при соблюдении условий этих договорённостей, получают льготы при экспорте своих товаров на территорию России. Это не снимает с них обязанности прохождения на территории СНГ регистрационной процедуры. Государство-производитель должно подтвердить свой статус предоставлением декларации либо сертификата на транспортируемую через границу продукцию.

Льготы по уплате таможенных платежей

Таможенные льготы

Для обозначения данного типа также используют термин «тарифные льготы». В зависимости от применения, подразделяются на:

  1. Собственно тарифные, когда рассматривается цель ввоза либо же вывоза товаров или категория вывозимого.
  2. Преференциальные, когда за основу берётся государство происхождения товара.

Чтобы проще было разобраться, преференции – это и есть тарифы привилегированного характера. Они могут применяться к полностью производимым товарам или частично производимым, когда имела место переработка. Под продуктами производства определённых стран рассматриваются:

  • результаты морского промысла;
  • животные;
  • растения;
  • полезные ископаемые;
  • производное из вышеперечисленного.

Для того чтобы товарная переработка была признана достаточной, в результате её проведения должна быть изменена позиция по ТН ВЭД (уровень первых 4 знаков). Также берётся во внимание правило адвалорной доли.

Льготы по уплате пошлин

Таможенные льготы

При таможенном оформлении используется такое понятие, как «пошлина». Под нею рассматривается взимаемая за перевозку сумма. Она может быть экспортного или импортного характера.

Чаще всего этот вид льгот применяется в отношении государств, находящихся в статусе развивающихся. Есть ряд требований, применимых к перевозимым предметам, и, в случае их соответствия этим требованиям, делающих их ввоз/вывоз беспошлинным.

Полное освобождение от уплаты пошлин имеет место, когда ввозятся в страну автотранспортные средства, участвующее в международных перевозках. Сюда же относятся ГСМ, снаряжение и предметы технического снабжения для этого транспорта. Это же оборудование не облагается пошлиной и при вывозе из страны, когда речь идёт об обслуживании отечественных транспортных средств за рубежом.

Пошлиной не будут облагаться:

  • транзит;
  • материалы и оборудование, ввозимые и вывозимые для реализации социальных программ;
  • гуманитарная помощь;
  • товары, которые ввозятся, согласно заключённым контрактам по лизингу;
  • пожарно-технические изделия;
  • отечественная и иностранная валюта и т. д.

Полный перечень и его обоснование, можно найти в Законе «О таможенном тарифе».

Льготы по уплате таможенных платежей (НДС, акцизы, таможенные сборы)

Освободиться от необходимости платить НДС можно лишь, соблюдая сроки провоза товаров. Освобождение может быть применено к следующим позициям:

  • медтехника;
  • техническое оборудование, комплектующие, а также запасные части, ввозимые как взнос в капитал юридических лиц.

НДС всего 10% применяется, когда ввозятся:

  • предметы, имеющие лечебное назначение;
  • лекарственные препараты;
  • учебники и книги научного характера;
  • детские товары;
  • товары продовольственного назначения.

Акцизы разрешается не уплачивать при ввозе:

Таможенные льготы

  • предметов, стоимость которых при переводе на отечественную валюту, не превышает 100 EUR;
  • личных вещей иностранных дипломатов;
  • гуманитарных грузов;
  • комплектных объектов;
  • предметов, от которых отказался декларант.

Что касается таможенных сборов, то есть платежей, взимаемых за проведение таможенных манипуляций, их взимают с наследия, транспорта, персональных вещей и т. д. Декларанты освобождаются от уплаты, когда указывают в декларации статус, как взнос в общее имущество юридического лица. Помимо декларации должно быть предоставлено документальное подтверждение такого статуса.

Льготы и преференции Таможенного Союза

Союз предполагает беспошлинный обмен ресурсами, товарами, услугами и т. д. На сегодняшний день насчитываются десятки подобных межгосударственных объединений. В данном случае могут быть применены следующие виды договоров:

  • преференции;
  • льготы;
  • иные таможенные процедуры и льготы.

При создании Таможенных Союзов на правительственном уровне формируются Комиссии, которые решают, в отношении каких товаров будут предусмотрены преференции и льготы, и как будут осуществляться таможенные процедуры в отношении партнёров.

Льготы при добровольном переселении

Таможенные льготы

По российскому Законодательству, беженцы и переселенцы, перемещающиеся по странам ТС, не платят налоги при перевозке персональных вещей. Перевозимое должно быть приобретено до обретения статуса переселенца или до даты въезда в Россию.

Если гражданин получил наследство за пределами РФ, он может быть освобождён от уплаты сбора, если к наследству прилагается свидетельство. Допускается беспошлинный обратный ввоз товара, но при условии, что он находится в первичном состоянии.

Когда перевозкой предметов по заданию российского гражданина занимается компания, товар весом менее 31 кг и стоимостью в национальной валюте менее 1 000 EUR пошлиной не облагается.

Если гражданин возвращается на родину после временного нахождения за рубежом и провозит вещи, стоимость которых в рублях менее 5 000 EUR, пошлина не платится.

Документы, необходимые для оформления таможенной льготы

Таможенные льготы

Для получения освобождения от уплаты сборов и пошлин, необходимо предоставить соответствующие документы. Список зависит от статуса гражданина, пересекающего границу и характера объекта декларации. Документы должны подтвердить:

  • дату приобретения и стоимость, если речь идёт о личном имуществе переселенцев и лиц, возвращающихся на родину;
  • законное обретения наследства, когда речь идёт о перевозимом наследстве;
  • статус дипломатического лица, беженца или переселенца;
  • долю в уставном капитале;
  • производственную принадлежность и т. д.

Напоследок отметим, что с 2015 года отменены таможенные льготы в отношении граждан Украины.

Следует различать понятия "таможенная льгота" и "тарифная льгота". Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льготы по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы, таможенные сборы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота).
Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы. Например, товары, происходящие с таможенной территории Украины, подпадают под действие тарифных преференций, предусмотренных в статье 36 Закона РФ "О таможенном тарифе", однако это не означает, что такие товары освобождаются от таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. Не означает это также и того, что товары, страной происхождения которых является Украина, освобождаются от уплаты всех таможенных платежей.
Таможенное законодательство стимулирует целевое использование товаров, по которым предоставляются тарифные льготы. Для этого используется условный выпуск, под которым понимается выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий (ст. 18 Таможенного кодекса РФ).
Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам (в том числе по уплате таможенной пошлины), могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование условно выпущенных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством.
В комментируемой статье Закона РФ "О таможенном тарифе" определены основные характеристики тарифных льгот.
1. Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом РФ "О таможенном тарифе" и предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием соответствующего постановления или распоряжения Правительства РФ.
Предоставление льгот по уплате таможенной пошлины не должно входить в противоречие с фискальным предназначением таможенной пошлины. Игнорирование этого обстоятельства приводит к негативным последствиям для финансовой системы: активное использование льготного налогообложения ведет к налоговым "недопоставкам" в бюджет.
Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 31-ФЗ "О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности" (ст. 1) отменил все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, НДС, акцизами, за исключением предоставленных в соответствии с Законами РФ "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизах" и Таможенным кодексом РФ. Принятый впоследствии Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1199 "О таможенных льготах" признал недопустимым принятие федеральными органами исполнительной власти решений о продлении сроков действия льгот по уплате таможенных платежей и выплате дополнительных компенсаций.
Федеральный закон "Об акцизах" от 06.12.1991 N 1993-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ. --------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 11. Ст. 942.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4771.
В рамках мероприятий по укреплению бюджетной дисциплины был принят Указ Президента РФ от 18 сентября 1996 года N 1363 "Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей" , в котором запрещалось финансирование социальных программ и каких-либо иных мероприятий путем предоставления льгот по таможенным платежам либо отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в порядке, отличном от предусмотренного действующим таможенным законодательством.
--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 39. Ст. 4529.
2. Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот). Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации (ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Заметим также, что в Налоговом кодексе РФ (п. 2 ст. 3) действует норма, запрещающая устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
В целях усиления контроля за использованием предоставляемых льгот по уплате таможенных платежей в каждом нормативном акте, издаваемом ГТК России, не имеющем общего характера и содержащем тарифную льготу, должна указываться следующая информация (Приказ ГТК России от 16 января 1997 года N 17 "О нормативных актах ГТК России по вопросам предоставления таможенных льгот"):
- федеральный закон (закон РФ), указ (распоряжение) Президента РФ, постановление (распоряжение) Правительства РФ, на основании которого предоставляются льготы по уплате таможенных платежей;
- сведения о документах (письмах министерств, ведомств и т.п.), подтверждающих соблюдение условий предоставления льгот;
- конкретные наименования, стоимость и количество товаров, в отношении которых льготы предоставляются;
- номер, дата внешнеторгового договора, а также сведения о лицах, заключивших договор (в случае отсутствия договора - наименование и номер товаросопроводительного, транспортного или иного коммерческого документа), в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации;
- срок действия нормативного акта ГТК России о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей; срок действия указанного акта ГТК России, как правило, не должен превышать одного года с момента его издания.
3. Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). В соответствии со статьей 38 комментируемого Закона норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.
4. В Законе РФ "О таможенном тарифе" закреплены основные виды тарифных льгот:
а) возврат ранее уплаченной пошлины;
б) освобождение от уплаты пошлины;
в) снижение ставки пошлины;
г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами:
реимпорт товаров (ст. 34 Таможенного кодекса РФ): при реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза российский таможенный орган возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин;
таможенный склад (ст. 45 Таможенного кодекса РФ): при помещении под режим таможенного склада товаров, предназначенных для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, таможенные пошлины, уплаченные за такие товары, возвращаются, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров;
переработка товаров на таможенной территории (ст. 58, 63 Таможенного кодекса РФ): при заявлении под таможенный режим переработки на таможенной территории иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки в срок не позднее двух лет со дня перемещения через таможенную границу Российской Федерации;
свободный склад; свободная таможенная зона (ст. 84 Таможенного кодекса РФ): при ввозе товаров, предназначенных для вывоза за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, в свободные таможенные зоны или при помещении их на свободные склады, таможенные пошлины, уплаченные за такие товары, возвращаются, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров; фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня возврата таможенных пошлин;
переработка товаров вне таможенной территории (ст. 93 Таможенного кодекса РФ): товары, вывозимые на переработку, облагаются вывозными таможенными пошлинами с последующим возвратом их сумм при выпуске продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации при условии соблюдения положений главы 13 Таможенного кодекса РФ;
реэкспорт товаров (ст. 100, 101 Таможенного кодекса РФ): иностранные товары, заявленные под режим реэкспорта, вывозятся с таможенной территории Российской Федерации с возвратом ввозных таможенных пошлин при условии, если:
реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза;
реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.
Освобождение от оплаты пошлиной относится к особой разновидности налоговых льгот - изъятиям. Под изъятиями понимается льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения.
Исчерпывающий перечень случаев освобождения от уплаты таможенной пошлины содержится в статье 35 комментируемого Закона.
Отметим, что действие отдельных пунктов статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" может быть приостановлено в соответствии с законом о федеральном бюджете на текущий год. Так, в соответствии с пунктом 14 Приложения 38 к Федеральному закону от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" действие пунктов "к" и "м" статьи 35 Закона РФ "О таможенном тарифе" было приостановлено на 2001 год (см. также письмо ГТК России от 22 января 2001 года N 01-06/2256).
Снижение ставки пошлины - одна из основных льгот в механизме таможенно - тарифного регулирования. Так, в соответствии со статьей 36 комментируемого Закона тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины может предоставляться в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ от 11 апреля 1996 года N 413 определено, что с 15 мая 1996 года такие товары облагаются по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.
Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - специфическая для внешнеторговой деятельности налоговая льгота. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины .
--------------------------------
Таможенные ведомости. 1995. N 7. С. 138.
Рассмотрим в качестве примера Постановление Правительства РФ от 28 июля 2000 года N 572 "О тарифном регулировании импорта сахара - сырца" . В соответствии с этим актом с 16 декабря 2000 года по 31 декабря 2001 года установлена тарифная квота (3,65 млн. тонн) на сахар - сырец. Тарифная квота распределяется среди российских участников внешнеэкономической деятельности путем ее аукционной продажи на товарных биржах . В рамках квоты применяется ставка в размере 5% таможенной стоимости. В отношении сахара - сырца, ввозимого сверх установленной тарифной квоты, применяется повышенная ставка таможенной пошлины, имеющая фактически заградительный характер: 30%, но не менее 0,09 евро за 1 кг.
--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 33. Ст. 3392.
См.: Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 года N 1299).
Следует отметить, что в практике таможенно - тарифного регулирования встречаются и иные формы льгот по уплате таможенных пошлин, помимо тех, что упомянуты в статье 34 комментируемого Закона. Так, в статье 121 Таможенного кодекса РФ предусматривается, что в исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации. За ее предоставление взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам. Лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей, отсрочка или рассрочка таких платежей не предоставляется.
Еще одна форма таможенно - тарифной льготы, встречающаяся на практике, - применение единых ставок таможенных платежей. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей (Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 года N 783 "Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации" , Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 года N 814 "Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации" , Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 года N 815 "Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации "). Единые ставки таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их обложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ (в последнем случае применение таможенных платежей определяется международными договорами Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами российского законодательства). Если таможенное законодательство предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка таможенно - тарифного регулирования.
--------------------------------
Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3751.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 10.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 5.

Работодатели обязаны уплачивать с зарплаты и других выплат своих работников страховые взносы. В 2021 году многие компании вправе применять льготные тарифы.

Страховые взносы платят по общим, льготным и дополнительным тарифам.

Общие тарифы страховых взносов в 2021 году

Тарифы страховых взносов установлены в зависимости от вида платежа:

  • обязательное пенсионное страхование (ОПС) – 22%, 10% – при превышении предельной базы на ОПС;
  • обязательное медицинское страхование (ОМС) – 5,1%;
  • обязательное социальное страхование (ОСС) – 2,9%.

Общая сумма отчислений в 2021 году по-прежнему составляет 30%.

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, размер которых зависит от классов экономического риска для разных видов деятельности, в 2021 году остались без изменений в диапазоне 0,2-8,5%.

Предельная величина базы для начисления взносов на ОПС в 2021 году равна 1 465 000 рублей. Предельная величина базы для начисления взносов на ОСС в 2021 году равна 966 000 рублей. Предельной величины базы для начисления взносов на ОМС нет.

Дополнительные тарифы

Компании обязаны перечислять дополнительные страховые взносы.

Это касается выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах вредных и опасных работ. Такие работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии. То есть к основному тарифу добавляется дополнительный, и суммарная ставка получается выше, чем для «обычных» сотрудников.

Тариф дополнительных страховых взносов для опасных работ установлен статьей 428 Налогового кодекса:

  • для выплат в пользу лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяется доптариф в размере 9%;
  • на работах, перечисленных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», - в размере 6%.

Здесь тарифы дополнительных страховых взносов зависят от специальной оценки условий труда.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Льготные тарифы для малого и среднего предпринимательства

В 2021 году для компаний и ИП, которые включены в реестр МСП, установлены пониженные тарифы страховых взносов. Для них тарифы взносов установлены так:

  • взносы на ОПС – 10% (как с выплат в рамках предельной величины, так и со сверхлимитных выплат);
  • взносы на ВНиМ – 0%;
  • взносы на ОМС – 5%.

Эти пониженные тарифы применяются только к той части выплат в пользу каждого конкретного физлица, которая по итогам месяца превышает федеральный МРОТ. В 2021 году МРОТ установлен в размере 12 792 рублей.

Зарплата в размере МРОТ (или ниже) облагается по общей ставке 30%.

При этом взносы не нужно считать нарастающим итогом. Нужно каждый месяц считать с учетом МРОТ и выше МРОТ.

Применять тариф взносов 15% могут только компании и ИП, внесенные в реестр субъектов МСП. Начать применять пониженный тариф можно с 1-го числа месяца, в котором сведения о фирме или ИП внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения из реестра тариф 15% не применяют с 1-го числа месяца, в котором компания была исключена из реестра МСП.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

«Льготники» страховых взносов

В 2021 году для определенных компаний сохранили возможность уплачивать страховые взносы по сниженным тарифам и даже по нулевой ставке.

Их полный перечень установлен статье 427 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • ИТ-компании;
  • компании сферы интеллектуальной деятельности;
  • плательщики, выплачивающие трудовые вознаграждения экипажам судов, зарегистрированных в «Российском международном судовом реестре»;
  • участники проекта «Сколково»;
  • предприятия киноиндустрии;
  • участники свободной экономической зоны Крыма и Севастополя;
  • резиденты территории опережающего социально-экономического развития;
  • резиденты порта Владивосток;
  • резиденты особой экономической зоны в Калининградской области.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Какие льготы могут применять субъекты малого предпринимательства? Какие преференции могут получить бизнесмены, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики?

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);
  • патентная система налогообложения (была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г.) в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/2664@, Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2019 года, если по итогам девяти месяцев 2018 года доходы не превысили 112,5 млн рублей (ст.346.12 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Важно!

В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов,плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.

Условием применения льготной ставки 10% является соотношение выручки, которая должна составлять по указанным видам деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% от общей суммы.

Налоговые каникулы

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Например, Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ). При этом регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное страхование ограничивается только тем налоговым периодом, в котором они были уплачены (пп.1 п.2 ст.346.32 НК РФ). Соответственно, сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, которая фактически уплачена в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (Письма Минфина РФ от 24.10.2018 г. №03-11-11/76242, от 24.10.2018 г. №03-11-06/3/76236).

Льготы для плательщиков, работающих на патенте

Патентная система налогообложения (далее по тексту - ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производства кожи и изделий из кожи;
  • производства молочной продукции;
  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков - ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

Суть льготы состоит в том, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.

Компании уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

  • для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;
  • научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Налоговые льготы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Дополнительные льготы по региональным налогам могут быть установлены региональным законодательством.

Региональные налоговые льготы регламентируются Областным законом от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» (далее – Областной закон).

По налогу на прибыль организаций статьей 10 Областного закона установлены пониженные ставки в части сумм, зачисляемых в областной бюджет:

1. В размере 13,5 процента (12,5 процента на период 2017-2020 годов) для:

инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ростовской области;

общественных организаций инвалидов;

организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Указанные ставки действуют до 01.01.2023 в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

2. В размере 0 процентов для:

  • организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Действует в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;
  • организаций, указанным в статье 25.16 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (заключивших специальные инвестиционные контракты с участием Российской Федерации). Применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.9 Налогового кодекса Российской Федерации.

Областным законом от 01.08.2019 № 176-ЗС введен инвестиционный налоговый вычет (это сумма затрат налогоплательщика, позволяющая уменьшать сумму налога на прибыль организаций) для:

  • организаций приоритетных для Ростовской области видов деятельности;
  • организаций-участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»;
  • организаций, осуществляющих пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры клубного типа, государственным областным и (или) муниципальным музеям и библиотекам, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала.

Общие условия предоставления инвестиционного налогового вычета в региональной части налога на прибыль организаций определены Налоговым кодексом Российской Федерации:

  • вычет не может превышать 90 процентов расходов на основные средства третьей - десятой амортизационных групп (за исключением относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств);
  • ставка налога на прибыль для определения предельной величины вычета - 5 процентов;
  • возможен перенос остатка вычета на будущий период до 2027 года;
  • решение об использовании инвестиционного налогового вычета принимается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в его учетной политике;
  • по объектам, используемым для вычета, амортизация не применяется;
  • налогоплательщик вправе отказаться от применения инвестиционного налогового вычета только по истечении трех последовательных лет после решения об его использовании;
  • в случае выбытия основного средства, в отношении которого был применен инвестиционный налоговый вычет, налогоплательщик восстанавливает сумму налога и уплачивает пени.

Право на применение инвестиционного налогового вычета не предоставляется инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ростовской области в соответствии с Областным законом «Об инвестициях в Ростовской области», в отношении прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на производственных мощностях, созданных (приобретенных) в рамках реализации инвестиционного проекта, в порядке, установленном Правительством Ростовской области, применяющим пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль.

Применяя право на вычет, можно уменьшить и федеральную часть налога на прибыль организаций.

По налогу на имущество организаций статьей 2 Областного закона установлены пониженные ставки:

Областным законодательством установлены пониженные ставки.

В размере 1,1 процента:

в отношении имущества организаций, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, при условии вложения инвестиций (капитальных вложений) в объеме 0,5 млн рублей и более, за исключением имущества организаций, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование;

в отношении имущества организаций, созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование, при условии вложения 140 млн рублей и более;

в отношении имущества организаций - собственников торговых центров (комплексов) и (или) помещений в них, предоставляющих имущество в аренду (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020);

в отношении имущества организаций - собственников гостиниц (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020);

в отношении имущества организаций, осуществляющих деятельность по выращиванию овощей защищенного грунта (тепличных хозяйств) (на период с 01.01.2020 по 31.12.2020).

В размере 1,6 процента:

в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, на 2020-2021 годы.

Кроме того, пунктом 1 статьи 4 Областного закона освобождены от уплаты налога следующие категории налогоплательщиков:

организации - в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, за исключением имущества организаций, предназначенного для эксплуатации другими лицами и переданного в аренду или иное возмездное пользование, при условии вложения инвестиций в сумме 300 млн рублей и более.

в отношении имущества организаций, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, реализуемого на территории индустриального (промышленного) парка, расположенного на территории Ростовской области - независимо от объема инвестиций (капитальных вложений).

организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», – в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, на срок пять лет с первого числа месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на баланс в качестве основного средства.

организации, на балансе которых в качестве основных средств учитываются стадионы, переданные в государственную собственность Ростовской области в рамках Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, - в отношении указанных объектов недвижимого имущества на срок пять лет с первого числа месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на баланс в качестве основных средств.

По транспортному налогу в соответствии со статьей 7 Областного закона от уплаты освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, а также созданные ими и состоящие из них общественные объединения (организации), использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности;
  • граждане, подпадающие под действие статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», имеющие на праве собственности легковые автомобили;
  • граждане, которым предоставлено в собственность автотранспортное средство (микроавтобус) в соответствии со статьей 121 Областного закона от 22 октября 2004 года № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области»;
  • категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанные в Законе Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • граждане из подразделений особого риска, указанные в пункте 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска»;
  • общественные организации инвалидов;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
  • налогоплательщики в отношении транспортных средств, в которых в качестве моторного топлива используется природный газ (по 31 декабря 2022 года включительно).

В отношении отдельных категорий транспортных средств - мотоциклов, мотороллеров или легковых автомобилей от уплаты транспортного налога освобождаются:

  • инвалиды I и II группы, инвалиды с детства;
  • инвалиды III группы в отношении транспортного средства с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно;
  • один из родителей, опекун или попечитель, имеющий в составе семьи трех и более несовершеннолетних детей и проживающих совместно с ними;
  • один из родителей, опекун или попечитель, имеющий в составе семьи ребенка-инвалида и проживающий совместно с ним;
  • опекун инвалида с детства, признанного судом недееспособным.

По упрощенной системе налогообложения

Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, статьей 11 Областного закона установлена пониженная налоговая ставка в размере 10 процентов.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в определяемых Правительством Российской Федерации отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, установлена налоговая ставка в размере 1 процента при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы», в размере 5 процентов - с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующих отраслях российской экономики определяется по коду вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Данная льгота действовала с 01.01.2020 по 31.12.2020.

для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении отдельных видов деятельности, определенных Областным законом, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

Данная льгота - налоговые каникулы, действует в течение двух налоговых периодов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (действует до 01.01.2021).

По патентной системе налогообложения:

для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении отдельных видов деятельности, определенных Областным законом, установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

Данная льгота - налоговые каникулы, действует в течение двух налоговых периодов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (действует до 01.01.2021).

для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей по видам деятельности, относящимся к определяемым Правительством Российской Федерации отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в два раза снижен размер потенциально возможного к получению годового дохода.

Осуществление индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствующих отраслях российской экономики определяется по коду вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Данная льгота действовала с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Читайте также: