Зоны льготного налогообложения в китае

Опубликовано: 29.04.2024


В условиях усиления конкуренции между странами и территориями за инвестиционные потоки, а также высокой мобильности капитала повышается значимость инвестиционного регулирования и стимулирования со стороны государства [1, с. 103]. В международной практике меры по стимулированию, как правило, связаны с высвобождением дополнительных средств у предприятий для финансирования инвестиций собственными средствами. Такие меры направлены на повышение инвестиционной привлекательности и повышения предпринимательской активности [2].

В системе мер государственного стимулирования инвестиций особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из эффективных инструментов привлечения прямых (в том числе, иностранных) инвестиций на определенные территории путем создания благоприятных условий для компаний-резидентов. При этом, на современном этапе, можно говорить о том, что ОЭЗ отличает инновационно-промышленный вектор развития, который подразумевает стимулирование инновационной активности на определенной территории и концентрацию научного, а также бизнес-потенциала.

Для России основной целью создания особых экономических зон можно назвать развитие депрессивных территорий страны за счет создания определенных «точек» или «полюсов» роста, основанных на имеющемся на данной территории потенциале: геополитическом положении, природно-ресурсном богатстве, существующих научных или промышленных комплексах. Помимо этого, одной из целей создания можно назвать потребность и необходимость в создании производственной и логистической инфраструктуры [3].

К началу 2016 года в Российской Федерации было зарегистрировано 33 особые экономические зоны, в том числе: 9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые и 15 туристско-рекреационного типа. Несмотря на высокие показатели отдельных ОЭЗ, в целом данный инструмент, на сегодняшний день, признан в России неэффективным.

Так, Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2016 года №978, а также Постановлением Правительства от 29 сентября 2016 года №980 прекращена деятельность десяти неэффективно функционирующих особых экономических зон, в том числе восьми зон туристско-рекреационного типа. Перечень закрытых ОЭЗ может пополниться в самое ближайшее время, однако, несмотря на это, механизм ОЭЗ остается достаточно перспективным для России. По мнению авторов, крайне важно модернизировать данный институт в соответствии с существующим успешным зарубежным опытом.

На сегодняшний день инвестиционный механизм ОЭЗ наиболее эффективно реализован в Китайской народной республике (КНР). Особенно ценно, что КНР сопоставима с Россией по ряду экономических и политических показателей, и, как следствие, указанный опыт может быть применен на территории российских регионов.

В Китае запуск особых экономических зон приходится на 1970–е годы, и непосредственно связан со сменой экономического и политического курса. Так, с 18 по 22 декабря 1978 года в Пекине состоялся 3–й пленум ЦК КПК 13–го созыва, на котором было принято решение о начале реализации политики реформ и открытости, с чего начался исторический переход политического курса Китая к экономическому строительству и внешней открытости [4].

Уже в 1979 г. руководством КНР было принято решение о создании особых экспортных районов в Шэньчжэне, Чжухае, Шаньтоу и Сямэне в качестве эксперимента. В данном случае ключевое значение имела ограниченность территории экспериментальных районов, которая предохраняла экономику Китая в случае, если политика экономической открытости окажется неудачной. На тот момент, только в особых экономических районах был легализован обмен товарами и капиталом с соседними государств.

Помимо привлечения иностранных инвестиций и технологий, ОЭЗ в Китае планировались в качестве площадок для подготовки квалифицированных кадров, получения управленческого опыта, внедрения новых технологий и проведения рыночных реформ, направленных на либерализацию национальной экономики.

Расположение китайских ОЭЗ было крайне выгодно – на границах с Гонконгом, Макао и Тайванем, которые являлись первичным источником капитала и технологий для материковых ОЭЗ.

Стоит отметить, что к началу политики реформ в Китае наблюдался ряд серьезных структурных проблем. В частности, около трети ВВП приходилось на аграрный сектор (при этом в нем было занято 70 % населения страны), уровень урбанизации составлял 18 %, 67 % населения проживало за чертой бедности [5]. Иными словами, государство не обладало внутренними резервами для значительного изменения сложившейся социально-экономической ситуации, что стало одним из основных толчков к изменению региональной политики.

В первые годы после введения политики реформ и открытости создание специальных экономических зон изменило траекторию развития экономики страны, а также сыграло роль в формировании нормативно-правовой базы, ориентированной на развитие рыночной экономики и расширение внешних экономических контактов.

В 1981 году на долю четырех ОЭЗ пришлось 60 % притока ПИИ в Китай, причем 51 % ПИИ пришлись на долю зоны, расположенной в Шенжене, на остальные зоны – приблизительно по 3 % совокупного притока ПИИ в страну. Спустя 3 года на долю ОЭЗ все еще приходилось 26 % от совокупного ПИИ, полученного государством. К концу 1985 года 20 % совокупных прямых иностранных инвестиций (около 1,2 млрд. долларов) приходилось на четыре СЭЗ [6].

В то же время, данные результаты не столь однозначны. В течение всего переходного периода реформ китайские вложения в ОЭЗ были значительно выше, чем зарубежные инвестиции. В частности, в период с 1980 по 1987 гг. государственные капитальные вложения в развитие всех особых зон составили 15,6 млрд. юаней, в 3 раза превысив сумму, первоначально планировавшуюся на период до 2000 г [6]. Фактически, вся необходимая инфраструктура ОЭЗ создавалась за счет внутренних средств, среди которых превалировали государственные инвестиции.

В дальнейшем фактическое участие иностранного бизнеса также выросло не настолько сильно: на территории особых экономических зон Китая лишь незначительная доля (менее 10 %) добавленной стоимости приходилась на предприятия с иностранным капиталом. Большая часть предприятий была представлена в виде своеобразного механизма ГЧП – партнерства китайских государственных корпораций и иностранного бизнеса. В этой связи, можно говорить не только о привлечении иностранных инвестиций, но и о перераспределении внутренних финансовых потоков.

В качестве негативных эффектов от реализации политики особых экономических зон в середине 1990-х годов необходимо отметить резкую дифференциацию уровня развития в районах с особым режимом и по всей остальной территории страны.

Изначально предполагалось, что уровень развития ОЭЗ станет локомотивом для дальнего развития всех регионов Китая. В 1994–1995 гг. стало очевидным, что разрыв в уровне развития лишь усиливается, а объем предоставляемых в ОЭЗ льгот и преференций становится выше ожидаемого от них эффекта. Указанное обстоятельство стало основной причиной, обусловившей сворачивание существенной части льгот для резидентов ОЭЗ. Этот процесс усилился после вступления КНР во Всемирную торговую организацию в 2001 г., одним из основных правил которой является предоставление единого таможенного режима для всех иностранных инвесторов, что поставило под вопрос возможность дальнейшей работы ОЭЗ в прежнем режиме.

Тем не менее, несмотря на некоторое снижение оборотов торговли, на сегодняшний день механизм ОЭЗ в КНР продолжает эффективно работать На долю пяти непосредственных ОЭЗ в 2014 году пришлось 15,15 % в общем объеме внешней торговли КНР (табл. 1). Стоит отметить, что большая часть стоимостного объема оборота товаров приходится на ОЭЗ «Шэньчжэнь» (487,76 млрд. долл. из общей суммы в 651,78 млрд. долл). Это позволяет сделать вывод, что, несмотря на единую систему льгот и преференций в Китае, особые экономические зоны развиты не в одинаковой мере. Развитие каждой из ОЭЗ во многом зависит от внутреннего управления, и от реализуемой государственной политики.

За период с 1976 года особые экономические зоны в Китае существенно усложнились и образовали единую систему, особенности которой охарактеризованы в табл. 2.

Помимо перечисленных ОЭЗ, в Китае также функционирует разветвленная сеть иных особых экономических зон, в частности:

– 14 зон свободной (беспошлинной) торговли (Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай, Шэньчжэнь);

– 114 новых и высоких технологий (в том числе наиболее известные: технопарк «Чжунгуньцунь» в Пекине; парк высоких технологий «Чжанцзян» в районе Пудун г. Шанхай; парк высоких технологий в г. Тяньцзинь; открытая зона высоких технологий в г. Нанкин; открытая зона высоких технологий в г. Чэнду; открытая зона высоких технологий в г. Гуанчжоу).

Помимо этого, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт и прочие [5].

В каждом из видов особых экономических зон существует собственная система льгот, но в целом их можно сформировать в виде следующих агрегированных групп:

– внедрение в хозяйственный механизм ОЭЗ принципов рыночного регулирования;

– высокая степень самостоятельность властей зон в решении экономических вопросов, гибкая система управления, самостоятельная ответственность за результат;

– льготная налоговая и таможенная политика (например, ОЭЗ «Пудун» предоставляет субъектам предпринимательской деятельности особые налоговые льготы: отмена оплаты налога на добавленную стоимость, отмена оплаты потребительских налогов, отмена оплаты налогов на доход иностранных трудовых ресурсов, отмена оплаты подоходного налога на пять лет, оплата в течение последующих трех лет 50 % подоходного налога.);

– административно-правовой режим, направленный на привлечение иностранных и отечественных инвесторов (упрощенная система регистрации резидентов и снижение количества государственных проверок);

– доступ к международным транспортным коридорам, предпочтительно к морским, трансокеанским;

– особая законодательная база, способствующая привлечению зарубежных инвесторов.

Внешняя торговля особых экономических зон в Китае*

Стоимостной объем, в млрд. долл.

Доля в объеме внешней торговли КНР в 2014 г., в %

Библиографическая ссылка на статью:
Тужилин А.Д. Развитие особых экономических зон в Китае // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62513 (дата обращения: 23.04.2021).

Введение.

Наиважнейшей целью создания специальных экономических зон является привлечение прямых инвестиций в экономику страны, создание благоприятных условий для развития компаний. Можно утверждать, что специальные экономические зоны стали одним из ключевых факторов экономического роста КНР в 20-21 веке.

В настоящее время Китай является одной из лидирующих стран в мировой экономике, достигнув невероятных результатов всего за 30 лет экономических реформ. Опыт Китая в создании особых экономических зон бесценен для мировой экономики. Тема специальных экономических зон является объектом изучения экономистов со всего мира.

Роль СЭЗ в экономике Китая

Не существует конкретного определения понятия особых (специальных) экономических зон, хотя бы потому, что создание каждой специальной экономической зоны преследует уникальную цель. Можно выделить основные факторы, характерные для большинства ОЭЗ:

  • обособленная территория;
  • предоставление экономических преференций определенным категориям компаний с целью развития национальной экономики;

Одним из ключевых факторов успеха функционирования специальных экономических зон является стабильность политической системы в стране, выступающей гарантом безопасности вложенных инвестиций. В этом аспекте Китай имеет преимущества, являясь страной со стабильной, жестко регулируемой политической системой, способной обеспечить безопасность прямых инвестиций, имея для этого политическую волю и необходимые механизмы воздействия, например, эффективную судебную систему. Не менее важным фактором успеха той или иной экономической зоны является наличие долгосрочной стратегии развития региона – необходима продуманная кластерная система развития территорий с учетом их географического положений и территориальных особенностей. К целям создания специальных экономических зон в Китае можно отнести:

  • приток капитала;
  • сокращение безработицы, рост экспорта;
  • стимулирование экономического роста и роста потребительских доходов;
  • кластерное развитие территорий;
  • привлечение и освоение современных технологий, как производства, так и управления;
  • использование новейших зарубежных и отечественных технологий; ускорение внедрения результатов НИОКР;
  • концентрация научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;
  • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний. [1]

Китай использовал СЭЗ в качестве экспериментальной площадки для освоения

новых методов регулирования экономики и методов хозяйствования. Создание ОЭЗ и политика открытости являются лишь частью экономических реформ, начатых в 1978 году.

Руководство КНР проводило политику открытости, предполагающую привлечение иностранного капитала и предоставление иностранным инвесторам более выгодных условий, чем национальным. Решение о создании экспериментальных экономических зон было принято в рамках проведения реформ. 6 июня 1979 года партийный комитет провинции Гуандун предложил создать специальные экспортные зоны в городах Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу. В 1980 году экспортные зоны в этих городах были изменены на особые экономические зоны, в то же время были открыты еще две особые экономические зоны в городах Гуандун и Сямэнь. Выбор этих районов был не случайным: уровень жизни в них был крайне низким, жители этих регионов нуждались в скорейших изменениях. К тому же, важным фактором, повлиявшим на выбор именно этих территорий в качестве особых экономических зон был тот факт, что именно города Чжухай, Шэньчжэнь, Шаньтоу и Сямэнь являлись исторически сложившимися торговыми центрами.

Каждая из СЭЗ имеет свой уникальный путь развития. Зона Шэньчжэнь в настоящее время демонстрирует потрясающие темпы экономического роста – ВРП этой территории со времен ее основания увеличился со 190 миллионов юаней до 820 миллиардов. Примечателен тот факт, что первая китайская фондовая биржа была создана именно в Шэньчжэне. ОЭЗ Чжухай ориентирована на развитие высоких технологий и защиту окружающей среды. Решение о развитии этих было принято в 1983 году. Главной целью создания зоны Шаньтоу является реструктуризация государственных предприятий и изменение способов экономического развития. Зона Сямэнь, расположенная в провинции Фуцзянь, была создана для особой задачи – развитие экономических взаимоотношений с Тайванем. Для данной ОЭС было разработано местное законодательство, регламентирующее общие принципы заимодействия, а также механизмы предоставления особых преференций и льгот тайваньским компаниям. К 1984 году руководство Китая открыло для иностранных инвестиций 14 прибрежных городов: Вэньчжоу, Далянь, Циньхуандао, Нинбо, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Чжаньцзян, Ляньюньган, Фучжоу, Бэйхай, Наньтун, Шанхай, Гуанчжоу. Начиная с 1985 Правительство основало новые особые экономические зоны, включающие следующие территории Китая: Ляодунский полуостров, дельты рек Янцзы, провинция Хэбэй, Гуанси, полуостров Шаньдун, Чжуцзян. Начиная с 1986 года было принято решение о начале регулирования притока инвестиций в отдельные отрасли экономики. Основной задачей такой политики было стимулирование притока инвестиции в экспортно-ориентированную и высокотехнологичную отрасли. Высшим руководством КНР было принято Положение о поощрении иностранных инвестиций, согласно которому принимались меры стимулирования развития приоритетных отраслей – предприятиям, ориентированным на экспорт своей продукции за рубеж предоставлялись дополнительные льготы. В качестве основных задач, стоящих перед Правительством было создание необходимой инфраструктуры, необходимой для развития строящихся в ОЭЗ предприятий.

Дальнейшим этапом развития специальных экономических зон стало создание

особых открытых для инвестиций районов. В 1990 году такой статус получил район «Pudong» в центре Шанхая, а также несколько городов, расположенных на берегах реки Янцзы. Шанхайский район «Pudong» стал главным финансовым центров Китая. Новые районы были ориентированы на развитие на их территории компаний, работающих в финансовых и консалтинговых секторах экономики. Следующим этапом стало открытие большого количества прибрежных городов, а также столиц провинций и автономных районов. Это произошло в 1992 года по решению Государственного Совета. В городах были открыты следующие зоны:

- 15 зон свободной торговли;

- 32 зоны экономического и технологического развития;

- 53 зоны, направленные на развитие высоких технологий.

После вступления Китая в ВТО начался новый этап развития специальных экономических зон. К этому времени экономика КНР имела высокие показатели роста и ряд конкурентных преимуществ перед другими странами. В следствии сложившейся конъюнктуры Китай снизил ограничения по списку отраслей, к которым могли бы получить доступ иностранные инвесторы – был открыт доступ в различные сферы услуг, в том числе постепенно были снижены ограничения для иностранных компаний работающих в банковском секторе.

Виды ОЭЗ в Китае.

В КНР существуют различные виды специальных экономических зон. В первую очередь различие заключается в целях их создания. Можно сказать, что ОЭЗ были в какой-то степени экономическим экспериментом руководства Китая, в ходе которого определялись наиболее эффективные методы управления экономикой. Проведение политики по созданию СЭЗ проходило постепенно, каждая создаваемая зона была уникальна и была направлена на решение своей задачи.

К преференциям для иностранных инвесторов – резидентов СЭЗ относились следующие условия:

- срок регистрации нового предприятия занимал не более 1 недели;

- ставка налога на прибыл была зафиксирована на уровне 15 %;

- освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе оборудования;

Первый тип СЭЗ – это зоны технико-экономического развития, всего в Китае

насчитывается 54 ОЭЗ такого типа. В рамках этих зон создавались условия и вся необходимая инфраструктура для привлечения передовых зарубежных технологий и практик управленческого опыта ведущих мировых компаний, а также создание благоприятной инвестиционной среды. Такие специальные экономические зоны являлись базой для дальнейшего развития национальных высокотехнологических отраслей экономики. Зоны технико-экономического развития являлись одними из главных центров кластерного развития национальных производителей. В то же время важно отметить наличие ограничений на создание предприятий – одним из таких ограничений являлась стоимость проекта, которая не должна превышать сумму в 30 миллионов долларов.

Второй вид специальных экономических зон– зоны приграничного экономического сотрудничества. В настоящий момент функционирует 15 зон приграничного экономического сотрудничества.

Третий вид особых экономических зон – бондовые зоны, функционирующих по принципу зон свободной торговли. Всего в Китае насчитывается 15 зон подобного типа. Резиденты бондовых зон имеют наибольшее количество льгот, по сравнению с другими ОЭЗ. В подобных экономических зонах существуют другие механизмы таможенного и валютного контроля, характеризующиеся большей гибкостью, чем на остальных территориях Китая, отсутствуют ограничения на оборот иностранной валюты.

Четвертый вид ОЭЗ – это зоны высокотехнологичного производства, основная задача которых сводится к привлечению высокотехнологичных зарубежных компаний и создание совместных производств для перенятия опыта, научно-технических достижений. Льготы, которые получают иностранные предприятия, работающие в зонах подобного типа субсидируются Министерством науки и технологий Китая. В настоящее время в Китае функционируют 53 зоны высокотехнологичного производства.

Пятый вид ОЭЗ – зоны экспортной обработки, созданные в 2000 году. На территориях этих зон открываются предприятия экспортной обработки, а также объекты, необходимые для обслуживания предприятий этой отрасли.

К шестому типу СЭЗ относятся открытые города. В 1984 году было создано 14

зон подобного типа, а к 1992 такой статус приобрели все столицы провинций и города в приграничных районах. Отличительной особенностью от всех остальных

специальных зон является наличие расширенных полномочий у местных органов управления – так местные власти имеют право проводить собственную независимую экономическую политику, на местном уровне принимать необходимые законы и поправки к ним, самостоятельно проводить политику касательно привлечения иностранных инвестиций – предоставлять дополнительные преференции.

Последний тип СЭЗ – свободные торговые зоны. Первой свободной торговой

зоной стал район Pudong в Шанхае, а к 1990 году такие свободные торговые зоны были созданы в Гуанчжоу, Шэньчжэне и Шаньтоу. Экспортируемые товары облагались более низкими налогами по сравнению с товарами для продажи на внутреннем рынке Китая, ввозимые с территорий свободных торговых зон.

Влияние развития ОЭЗ на динамику роста основных экономических показателей Китая.

После создания экономических зон в 80ые годы наблюдалась следующая отраслевая структура привлеченных инвестиций: около 80% вложений было направлено на строительство инфраструктуры, легкую и тяжелую промышленность, ресурсодобывающие отрасли – добыча нефти и угля, 16,2% пришлось на сферу услуг и 3,8% – на сельское хозяйство.[2]

Создание в Шанхае нового открытого района Pudong, ставшего в дальнейшем финансовым центром всего Китая привело к значительному росту притока иностранных инвестиций. Темпы роста ПИИ в 1992 и 1993 годах составили 252% и 249,9%. Для иностранных инвесторов стала доступна сфера страхования и банковских услуг, в Шанхае была создана фондовая биржа. В 2003 году отраслевая структура инвестиций выглядела следующим образом: первое место занимала горнодобывающая промышленность – 36,9 млрд. долл, на втором месте – сектор финансовых услуг – 5,2 млрд. долларов, третье место – недвижимость – 3,1 млрд. долл.[3]

После длительного периода предоставления значительных льгот власти Китая

стали постепенно менять подход к специальным экономическим зонам, постепенно

снижая их привлекательность для иностранных инвесторов и предоставляя благоприятные условия для национальных компаний. Проводимая в течении 30 лет политика открытости внесла значительный вклад в развитие национальной экономики Китая, сформировав мощную базу для дальнейшего стабильного роста.

Второй по счету, но не по значению задачей стоявшей перед специальными экономическими зонами было стимулирование развитие международной торговли и

развитию экспортно-ориентированных отраслей экономики. Эксперты с уверенностью констатируют, что эта задача была решена.

На первом этапе развития особых экономических зон инвесторы вкладывали деньги в быстро окупаемые проекты, большую долю в экспорте занимали товары первичной обработки. На дальнейших этапах развития ОЭЗ наблюдался рост более технологичных отраслей экономики, значительно увеличился импорт. В настоящее время очевидно, что проводимая политика открытости была правильной и эффективной. К концу 80-ых годов торговый баланс СЭЗ сбалансировался и составил 10,6 млрд. долларов. К этому времени изменилась и отраслевая структура экспорта Китая – сократился экспорт товаров первичной обработки и увеличился экспорт готовой продукции. Следующие значимые изменения произошли после открытия новых экономических зон в начале 90-ых годов. После вступления КНР во Всемирную торговую организацию были либерализованы многие отрасли экономики, что стимулировало не только приток капитала в страну, но и увеличение темпов роста экспорта и импорта. В 2001 году темп рост роста экспорта возрос с 7,08% до 22,01%, а темп роста импорта увеличился с 8,3% до 20,84%. C 2001 по 2008 год абсолютный прирост экспорта составил 1,27 млрд. долл. Как видно из приведенных данных, специальные экономические зоны внесли значительный положительный вклад в развитие экономики Китая, задача, стоявшая в начале проведения реформ была выполнена.

Современный этап и перспективы ОЭЗ.

На настоящем этапе специальные экономические зоны утрачивают свое первоначальное предназначение – привлечение иностранного капитала. Для иностранных инвесторов экономические преференции сводятся на нет, нивелируется разница между налоговой политикой для иностранных и национальных компаний. Руководством Китая постоянно корректируется список приоритетных отраслей, а также отраслей в которых запрещено создание новых предприятий с иностранным капиталом.

К приоритетным направлениям политики Китая относится повышение качества жизни населения, снижение разницы в доходах, повышение уровня образования -

формирование среднего класса. Кроме того, экономика, развивающаяся по интенсивному пути не может основываться только на зарубежных научных достижениях, поэтому КНР взял курс на отечественные инновации и развитие национального сектора НИОКР. Так же будет осуществляться переход от неравномерного развития города и деревни к урбанизации и развитию отстающих провинций. Для этого руководство Китая снижает инвестиционную привлекательность регионов с развитой экономикой, предлагая большее количество льгот в отсталых провинциях. Для того чтобы сохранить конкурентные преимущества компании переносят свои производства в другие регионы, новые ОЭЗ, таким образом способствуя развитию территорий, повышению уровня жизни населения. Все больше и больше компаний ориентируются не на экспорт своей продукции за рубеж, а на реализацию на внутреннем рынке. На повестку дня встает вопрос о поддержке национальных производителей и снижении преференций для компаний с иностранным капиталом, в тех отраслях, в которых китайские предприятия могут конкурировать на равных.

В связи со сменой экономической стратегии Китая, меняется и стратегия привлечения иностранного капитала. Все сферы экономики поделены на следующие 4 категории с точки зрения привлечения китайских инвестиций

• поощряемые, в которые входят:

  1. развитие сельского хозяйства
  2. транспорт
  3. энергетика
  4. инфраструктурное строительство
  5. электроника
  6. машиностроение
  7. легкая промышленность
  8. проекты комплексного использования природных ресурсов
  9. экспортные отрасли

Для Китая на первое место выходят качественные показатели привлеченных инвестиций, нежели количественные. В первую очередь Китай приветствует привлечение инвестиций с целью дальнейшего заимствования передовых технологий, а также перенятия опыта и повышения квалификации кадров. Так же прослеживается смещение приоритетов относительно отраслей экономики, на первый план выходят сферы, относящиеся к первичному и вторичному секторам экономики, такие как сфера услуг, энергосбережение, биотехнологии, фармацевтика, телекоммуникации, а также многие другие.

Заключение.

Формирование специальных экономических зон дало сильнейший толчок развитию всей экономики Китая. В результате политики открытости Китаю удалось привлечь огромное количество зарубежных инвестиций, необходимых для формирования основы национальной экономики. Особые экономические зоны создавались в специально выбранных регионах, многие из которых имели очень низкий уровень развития. В течении 30 лет уровень жизни в этих регионах значительно возрос, СЭЗ стали региональными центрами, точками экономического роста, стимулирующие развитие соседних регионов.

По средствам создания ОЭЗ Китай перенял международный опыт в различных сферах – не только экономике, но также и управлении, образовании. Специальные экономические зоны стали отличными площадками для проведения экономических экспериментов, снижая риски неправильных реформ, если бы они проводились в масштабах всей страны. В целом, создание экономических зон было своевременным и эффективным решением – в дальнейшем, ОЭЗ выступили локомотивом развития многих территорий Китая.

[1] Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. – М: Юнити, 2005 – 14-15с.

[2] Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. – М.: Квадрига, 2010 – 578с.

[3] Дин Жуджунь, Ковалев М.М., Новик В.В. / Феномен экономического развития Китая. – Минск: Издательский центр БГУ, 2008 – 298с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Высокий уровень экономического развития Китайской Народной Республики связан с регулярными налоговыми платежами, которые поступают в государственную казну. Правительство страны, проведя ряд реформ, избавилось от понятия теневая экономика. Граждане КНР и иностранцы платят налоги, освободиться от них мигранты не могут.

Система налогообложения в Китае

Налоговая система отличается сбалансированностью, что обеспечивает высокие позиции Китая в мировом ВВП. Система обложения состоит из трех уровней:

  • Центральный – это таможенные сборы, НДС от проводимых таможенных операций, налоги на бизнес, хозяйственную, финансовую, банковскую и торговую деятельность, госпредприятия.
  • Совместный – все виды НДС, кроме таможенного, бизнес-налоги, поступления от ценных и банковских бумаг, страхования.
  • Местный – налог на прибыль и недвижимость, гербовый сбор, подоходный с граждан страны.

Радикальное реформирование системы происходило в 1994 г. После этого изменения вносятся точечно.

Сбором налогов управляет Главное государственное налоговое управление, в подчинении которого находятся центральная и местная подсистемы налогов.

Какие налоги платят в Китае – виды

Платят китайцы и нерезиденты страны немало налогов. Общее их число составляет 25 видов, разделенные на группы:

  • С оборота. Размер определяется объемом проданной продукции.
  • Ресурсные – использование госземли.
  • На прибыль – платят физлица, китайские и иностранные компании.
  • Целевые – за пользование с/х землями, вложение средств в проекты, за проживание в мегаполисах и крупных населенных пунктах.
  • Недвижимость и имущество.
  • Пользование автомобилем и водным транспортом.
  • Передача имущества.
  • Доходы от ведения сельскохозяйственной деятельности.
  • Таможенные сборы за экспортные и импортные операции.

Есть и уникальные налоги – добычу сырой нефти, железной руды, газа, природных ископаемых. Налог на нефть не взимается, когда ее используют для восстановления скважин.

Налоги в Китае для физических лиц

Физлица платят сборы на доходы, которые получены на территории Китая и из-за границы. Налоговая ставка определяется видом дохода:

  • Работа по найму, которая приносит человеку зарплату, оклад, премии, бонусы, субсидии, компенсации, прибыль с дохода предприятия. Ставка варьируется от 3% до 45%, в зависимости от размера зарплаты (т.н. прогрессивная шкала налогообложения).
  • Проценты, дивиденды, роялти, сдача недвижимости в аренду – 20%.
  • Индивидуальные торгово-промышленные хозяйства и доходы от ведения деятельности по контракту подряда – от 5 до 35%.

С доходов, которые возникают в работе по найму, налог удерживают работодатели. Налог с роялти, процент взимает налоговый агент. Остальные виды налогов физлица платят самостоятельно.

Подоходный налог (прогрессивный)

Существует размер заработной платы, когда китаец платит всего 5% от суммы дохода. Так, если человек получает меньше 825 долл. США, то они платят 5%, если оклад доходит до 1000 долл. США, то ставка повышается до 10%. Заработок в размере 1350 долл. повышает ставку подоходного налога до 15%.

Другие тарифы указаны ниже:

  • От 5 тыс. до 20 тыс. юаней – 20%.
  • От 20 тыс. до 40 тыс. юаней – 25%.
  • От 40 тыс. до 60 тыс. – 30%.
  • От 60 тыс. до 80 тыс. юаней – 35%.
  • От 80 тыс. до 100 тыс. юаней – 40%.
  • Больше 100 тыс. юаней – 45 %.

Для каждой суммы месячного заработка есть своя сумма разовых отчислений.

Подобная прогрессивная система налогообложения позволяет равномерно распределять доходы по стране.

Налогом не облагается заработная плата, которая меньше 750 долл. США.

Отчисления на пенсию

В Китае существует накопительная пенсионная система, которая формируется за счет отчислений работодателя и работающего. Размер сборов равен 28%: из них 8% платит работник, а 20% – работодатель.

Государственная пенсия положена только людям, которые проработали на местную экономику не меньше 15 лет.

Налоги в Китае для бизнеса

Этот сбор идет в государственную казну в процессе ведения хозяйственной деятельности. Платят предприятия, которые созданы за счет иностранных вложений. Единой ставки нет, поскольку учитывается характер работы компании или фирмы.

Платится каждый месяц. Виды выплат:

  • Предприятия, занимающиеся транспортом, выплачивают 3% от прибыли.
  • Строительство и инженерные работы – 3%.
  • Финансовые услуги – почти 8%.
  • Спортивная деятельность, культурная работа, телекоммуникации – 3%.
  • Услуги, продажа недвижимости и покупка нематериальных активов – 5%.
  • Развлечения – от 5% до 20%.

Подоходный налог в Китае для иностранцев

Все нерезиденты в республике обязаны платить налоги. При найме на работу все иностранные граждане заключают договор о двойном налогообложении в Китае. Размер сборов зависит от периода проживания в стране:

  • Меньше 180 дней – никаких налогов платить не надо. Для этого между страной, откуда приехал мигрант, и КНР должен быть заключен договор о двойном налогообложении.
  • От 180 до 360 дней – вносят в казну налог для физических лиц.
  • От 1 года до 5 лет – индивидуальный подоходный налог со всех поступлений, полученных на территории Китайской Народной Республики.
  • От 5 лет – надо отчислять сборы с прибыли и зарплаты.

Иностранцы декларируют свои доходы путем подачи декларации в налоговую, но только если сумма заработанных средств больше 120 тыс. юаней (около 17,5 тыс. долл. США). Отчисления надо делать со всего размера заработной платы. Исключение – доход, который тратится на аренду жилья, командировку и обучение в школе.

Иностранцы должны платить налог на недвижимость – от 3% до 5%. Сборы за ведение фермерства или с/х зависит от отрасли и доходов предприятий. Средний размер составляет 15%.

Иностранные компании получают большие размеры налоговых льгот от государства, что стимулирует дополнительные потоки финансов в казну. Льготное налоговое законодательство разработаны и для иностранных ученых.

Размер НДС в Китае

Налог на добавленную стоимость применяется к продаже товаров, предоставлению услуг по обработке и ремонту, импорту товаров в Китай. Ставки зависят от размера выручки, от продаж, типа товара, типа сектора экономики.

Ставка налога составляет 16% (снижена в мае 2018 года). Другие ставки:

  • Ставка для малых налогоплательщиков – 3%.
  • Льготная ставка для обычных налогоплательщиков – 13%.
  • Реализация средств б/у – 2%, но нельзя вычитывать входной НДС.
  • Реализация товаров, которые были получены по итогам комплексного использования ресурсов – 0%.
  • Экспорт товаров также налогами не облагается.

Когда реализуются определенные услуг на территории Китая, то взимается особый вид НДС, который называется предпринимательский налог. Его размер варьируется от 3% до 50% от доходов. Платиться этот вид налога только при наличии специальной лицензии, которая нужна на продажу сигарет и алкоголя.

Нарушение налогового законодательства – последствия

Уклоняться в Китае от выплаты налогов не рекомендуется, поскольку нарушитель попадает под серьезную сумму штрафа. Сумма составляет пятикратную сумму невыплаченного налога.

Кроме того, налоговые органы имеют право забрать лицензии у предприятий и бизнесменов, забирать средства. Если иностранец сомневается в правильности выплаты налогов, лучше сходить в налоговый орган за консультацией, чтобы потом не платить штрафы за нарушение законодательства.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Идея построить бизнес на перепродаже китайских товаров не нова. Однако такая незатейливая бизнес-модель не теряет своей актуальности. Аргументов в пользу сотрудничества с Китаем можно привести множество, ограничимся самыми основными.

  1. Поднебесная постоянно расширяет свои производственные возможности и осваивает все новые ниши. Здесь вы найдете товары практически любой категории: от резинок для волос до промышленного оборудования.
  2. Постоянно совершенствуется экспортный менеджмент. Как известно, Китай — это фабрика мирового масштаба, поэтому система производства и поставок товара здесь отлажена до автоматизма.
  3. Местные предприятия предлагают гибкую линейку цен, производя товары от совсем бюджетных до дорогостоящих позиций европейского качества. Импортируя товары отсюда, вы можете занять сразу несколько ценовых ниш.
  4. Ни для кого не секрет, что наши государства являются друзьями, партнерами и активно развивают двусторонние отношения в политике, культуре и бизнесе. Обе стороны способствуют предпринимателям, которые за счет своей деятельности укрепляют процесс налаживания деловых связей, поэтому направление очень перспективное.

В этой статье поговорим об открытии торговой компании на территории Китая с целью экспорта товаров в Россию.

С какими налогами столкнется российский предприниматель, решивший организовать такое дело, рассказала Ольга Коновалова — эксперт по бизнесу с Китаем и основатель Торгового Дома «Цайшень».

Основные налоги для бизнеса в Китае:

Вид налога

Ставка

Срок уплаты

Налог на прибыль

Налог на дивиденды

Гербовый сбор (от суммы всех контрактов за год)

Социальное страхование сотрудников

Накопительный фонд или налог на недвижимость (в дополнение к соцстрахованию)

Налог на прибыль в Китае составляет 25%, и компания должна заплатить его до 31 мая. Иногда налоговая инспекция устанавливает сроки самостоятельно, и они могут быть изменены.

Для некоторых малорентабельных предприятий существует пониженная ставка 20%. Льготная ставка 15% также предусмотрена для предприятий из сфер высоких технологий, биомедицины и науки.

Налог на дивиденды будем платить, соответственно, при выводе дивидендов — здесь все стандартно.

Социальное страхование сотрудников. Сумма распределяется между работодателем и сотрудником в таком соотношении: на компанию приходится 27,16%, а на работника — 10,5%.

Здесь существуют зафиксированные пределы: нижний предел составляет 1856 юаней, верхний — 9277 юаней. В этот пакет входят пенсионное и медицинское страхование, страхование от безработицы, травматизма и рождаемости.

Распределение соцстрахования

Компания, ставка (%)

Сотрудник, ставка (%)

Накопительный фонд, или налог на недвижимость. В России аналогичного налога нет — тем интереснее.

Здесь также имеет место распределение сумм между сторонами: 7% платит компания, 7% — сотрудник. Этот фонд создается для ситуации, когда работник захочет купить жилье и воспользоваться ипотечным кредитом. По задумке, именно из данного фонда государство будет брать финансы для погашения процентов за заемщика.

Хитрость заключается в том, что налог платит каждый, а вот ипотечный кредит одобрят далеко не всем желающим китайцам.

Нижний предел составляет 338 юаней, верхний — 3 290 юаней.

Отдельно рассмотрим НДС. Если вы открываете компанию, которая будет работать исключительно на экспорт продукции из Китая, то НДС вы платить не будете, а, наоборот, будете возвращать НДС после продажи товара за границу.

Возврат НДС в Китае работает четко, как часы, главное — подтвердить все документы. Такая система разработана для поощрения экспорта из Китая и привлечения к сотрудничеству большего числа иностранных предпринимателей.

Ставки возврата НДС разные — от нуля до 13%. Ежегодно эти ставки пересматриваются. Если государство считает, что объемы экспорта какого-то вида товара надо увеличить, то могут поднять ставку до максимальной или, наоборот, снизить.

На некоторые виды товаров и природные ресурсы (например, ферромарганец, боксит) есть заградительная пошлина. То есть экспортировать их невыгодно, вы уплатите НДС при покупке внутри Китая в полном объеме, получите нулевой возврат и вдобавок заплатите налог при вывозе из страны.

Но если ваша компания будет заниматься торговлей внутри Китая, то платить НДС будете в размере 13%. Еще два года назад ставка НДС была 17%, но за два года правительство КНР понизило ее два раза — сначала до 16%, затем до 13%, таким образом они стимулируют экономику и компенсируют потери от снижения ВВП.

Для малых предприятий существует ставка НДС 3%.

Подоходный налог в Китае, в отличие от России, считается по прогрессивной шкале в зависимости от суммы дохода. Также отличие от России в том, что считается этот налог только от дохода, то есть за минусом всех налогов, а не с полной заработной платы.

Есть минимальный порог, который не облагается доходом, — 5000 юаней в месяц. То есть люди, получающие менее 50 000 руб. в месяц, НДФЛ не платят — довольно справедливо для малообеспеченных граждан.

Существует статистика, которая анализирует, сколько часов в среднем тратят на подсчет и оплату налогов в разных странах.

Китай и Гонконг занимает третье место в мире среди самых удобных для бизнеса налоговых систем. Она направлена, в первую очередь, на «открытие Китая внешнему миру и развитию национальной экономики».


В Китае и Гонконге действуют три основных налога (на прибыль, на недвижимое имущество и на заработную плату) с общей ставкой до 24.5%. Разницу между налоговыми системами Гонконга и Китая эксперты объясняют тем, что изначально законы Гонконга создавались с учетом его будущего статуса низконалогового финансового центра.

Налоговые поступления в Китае – это основной источник доходов бюджета. Налоговые доходы составляют около 95% финансовых доходов страны. Это главный источник поступлений госбюджета Китая. Эти финансовые ресурсы направляются, в том числе, на поддержку развития сельских районов, охрану окружающей среды и экологическое строительство, содействие развитию социальной сферы.

Правительство Китая определило главными принципами налогообложения: справедливость при налогообложении (разницу в налоговых ставках необходимо применять только для различных видов производства, а не различных форм собственности) и простоту при исчислении и взимании налогов.

Кто занимается налогами? Государственные органы, контролирующие налоговое законодательство.

Нормативные документы принимают:

Государственное налоговое управление

Комитет тарификации и классификации при Государственном совете

Главное таможенное управление

Порядок применения законов о налоге разрабатывает Государственный Совет.

Непосредственно разрабатывают, принимают и вводят налоговые законы – Всекитайское Собрание народных представителей.

В Китае платят налоги, от этого максимально зависит состояние и благосостояние Поднебесной. Анализируя штрафные санкции можно найти такие вежливые строки «Правительство Китая не приветствует уклонения от налогов». При нарушении правил налогообложения, включая незнание, просрочку, саму неуплату – штраф – погашение основного обязательство плюс сумма до пяти раз выше долга. При откровенном нарушении закона конфискуются средства и отбираются лицензии.

Основные налоги

В Поднебесной всего 25 налогов. Условно их можно разделить на 8 групп:

· Налоги с оборота: НДС, налог на потребление (налог с продаж), налог на предпринимательскую деятельность.

· Налоги на прибыль (доходы): налог на прибыль отечественных предприятий, налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий и налог с физических лиц.

· Ресурсные платежи: ресурсный налог и земельный налог (плата за пользование землями городов и районов).

· Целевые налоги и сборы: налог на содержание и строительство городов, налог за пользование сельхозугодьями, налог на инвестиции в основной капитал, налог на реализацию земли.

· Имущественные налоги: налог на имущество, налог на недвижимость,

· Налоги с операций (действий): налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, гербовый сбор, налог на передачу имущества.

· Сельскохозяйственные налоги : налог на земледелие и налог на содержание и разведение скота.

· Пошлины на все товары, ввозимые / вывозимые на / с территории Китая.

Рассмотрим налоги для предприятий с иностранными инвестициями, иностранных предприятий и иностранных граждан.

Для иностранцев налогов меньше – всего 14. Их тоже можно условно разделить на несколько групп: центральные налоги, совместные налоги, местные налоги:

Центральные налоги
— таможенные пошлины (0% — 270% в зависимости от импорта-экспорта определенных товаров);
— потребительский налог (3%-50%. Налог платят все, осуществляющие производство, переработку или импорт налогооблагаемых товаров на территории КНР. Экспортируемые потребительские товары освобождены от налога. В итоге оплачивается конечным потребителем);
— НДС, взимаемый таможней;
— налог на хозяйственную деятельность, который взимается с банков, финансовых организаций, государственных предприятий и иностранных торговых корпораций.

Совместные налоги
— НДС 0%- 13%-17% в зависимости от объекта налогообложения (например: экспортируемые товары за исключением особо оговоренных – 0%; продукция сельского, лесного, животноводческого, водного хозяйства – 13%; нефть – 17%);
— налог на использование природных ресурсов;
— налог на ценные бумаги;
— налог на хозяйственную деятельность, взимаемый с других банков и страховых организаций.

Местные налоги
— налог на прибыль предприятий (25%, существуют льготы);
— налог на хозяйственную деятельность от других источников;
— налог на недвижимость;
— подоходный налог с физических лиц;
— гербовые сборы
— налог на наследство;
— налог на повышение стоимости земли.

Налог на прибыль предприятий: льготы

Налоговые льготы могут предоставляться следующим предприятиям с иностранными инвестициями:
— предприятиям производственного характера;
— предприятиям, деятельность которых ориентирована на экспорт;
— предприятиям технологической направленности;
— предприятиям, которые учреждены в специальных экономических зонах, зонах экономического и технологического развития, прибрежных открытых экономических зонах и в зонах развития промышленности высоких технологий, определенных государством.

Налогом может не облагаться доля прибыли иностранных юридических лиц в случаях, если доход полностью или частично направляется на:
— реинвестирование в компанию (на увеличение уставного капитала);

— создание новой компании или же ее представительства на территории Китая.

В Китае существуют свободные инвестиционные экономические зоны:

Различают следующие виды свободных инвестиционных экономических зон:

· специальные экономические зоны – города на юге КНР: Сямень, Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай, Хайнань. Эти города имеют право на принятие своего законодательства по вопросам экономики. Ставка налога на прибыль – 15%.

· открытые города – города–ворота на восточном морском побережье КНР. Местные власти этой зоны также имеют право самостоятельно принимать свои правила по вопросам бизнеса. Приоритетным направлением открытых городов является развитие новых технологий. Именно поэтому здесь расположилась еще одна инвестиционная зона – зоны развития высоких технологий, которые обычно располагаются недалеко с университетами. Бизнес – проекты этой зоны контролируют Министерство науки и техники Китая. Ставка налога на прибыль – 15%.

· зоны развития экономики и техники – города в северных и прибрежных районах КНР. Местные власти регулируют собственные проекты стоимостью до $30 млн. Ставка налога на прибыль: 15% – для капиталовложений со сроком более 10 лет и 24% – менее 10 лет.

· свободные торговые зоны – порты и близлежащие к ним районы вдоль восточного морского побережья, основной деятельностью которых является экспорт и хранение грузов. Преимуществом этой зоны является отсутствие пошлин на экспорт и импорт, также совершение платежей, как в национальной, так и в иностранной валюте. Ставка налога на прибыль – 15%.

· частные инвестиционные зоны – совместные китайско-иностранные проекты, но с предоставлением в аренду больших земельных участков. Согласно Закона КНР «О предприятиях с иностранными инвестициями» и инструкции по его применению деятельность предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями «должна быть полезной для развития китайской экономики, приносить ощутимую экономическую выгоду»

Читайте также: