Объект обложения налога на сверхприбыль недропользователя

Опубликовано: 15.05.2024

date image
2015-07-21 views image
796

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



(В Главу 46 внесены изменения ЗРКот 16.11.2009 N 200-IV)

Статья 347. Общие положения

1. Налог на сверхприбыль исчисляется за налоговый период по каждому отдельному контракту на недропользование, по которому недропользователь является плательщиком налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 347-1 настоящего Кодекса.

2. Для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе:

1) чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

2) налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

3) совокупный годовой доход по контракту на недропользование;

4) вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль;

5) корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование;

6) расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование.

Статья 347-1. Плательщики

1. Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование, за исключением контрактов на недропользование, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Не являются плательщиками налога на сверхприбыль, установленного настоящей главой, недропользователи по деятельности, осуществляемой на основании следующих контрактов на недропользование:

1) указанных в пункте 2 статьи 308 настоящего Кодекса;

2) на разведку, разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых;

3) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей.

Статья 348. Объект обложения

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 348-1 настоящего Кодекса по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенных в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса.

Статья 348-1.Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль определяется как разница между налогооблагаемым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенным в соответствии со статьей 348-2 настоящего Кодекса, и корпоративным подоходным налогом по контракту на недропользование, исчисленным в соответствии со статьей 348-5 настоящего Кодекса.

2. Для нерезидентов, осуществляющих деятельность по недропользованию в Республике Казахстан через постоянное учреждение, чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль дополнительно уменьшается на расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения, связанного с данным контрактом на недропользование, исчисленного в соответствии со статьей 349 настоящего Кодекса.

Статья 348-2. Налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налогооблагаемый доход в целях настоящей главы определяется как разница между совокупным годовым доходом по контракту на недропользование, определенным в соответствии со статьей 348-3 настоящего Кодекса, и вычетами для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенными в соответствии со статьей 348-4 настоящего Кодекса, с учетом уменьшения на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса.

Статья 348-3. Совокупный годовой доход по контракту на недропользование

Совокупный годовой доход по контракту на недропользование определяется недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование в порядке, установленном настоящим Кодексом для целей исчисления корпоративного подоходного налога, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса.




Статья 348-4. Вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль

1. Для целей исчисления налога на сверхприбыль вычеты по каждому отдельному контракту на недропользование определяются как сумма:

1) расходов, отнесенных в отчетном налоговом периоде на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога по контрактной деятельности в соответствии со статьями 100 - 114, 116 - 122 настоящего Кодекса;

2) следующих расходов в пределах:

фактически понесенных в течение налогового периода расходов на приобретение и (или) создание фиксированных активов;

по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах;

понесенных в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов;

расходов недропользователей, подлежащих отнесению на вычеты путем начисления амортизации в соответствии со статьями 111 и 112 настоящего Кодекса;

3) убытков, понесенных недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование, определенных в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса.

2. Отнесение на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль расходов, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется по усмотрению недропользователя частично или полностью в текущем или любом последующем налоговом периоде.

Данные расходы, отнесенные на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в отчетном налоговом периоде, не подлежат отнесению на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в других налоговых периодах.

3. При использовании права, установленного пунктом 2 настоящей статьи, при исчислении налога на сверхприбыль в соответствующем налоговом периоде недропользователь обязан исключить из суммы вычетов, определенных в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, сумму амортизационных отчислений, отнесенных на вычет при исчислении корпоративного подоходного налога такого налогового периода по расходам, относимым на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи.

4. В случае, если одни и те же расходы предусмотрены в нескольких видах расходов, установленных пунктом 1 настоящей статьи, то при исчислении налога на сверхприбыль указанные расходы вычитаются только один раз.

Статья 348-5. Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование

Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование определяется за налоговый период по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование как произведение ставки, установленной пунктом 1 статьи 147 настоящего Кодекса, и налогооблагаемого дохода, исчисленного по такому контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 139 настоящего Кодекса, уменьшенного на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков по контракту на недропользование, переносимых в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса.

Статья 349. Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование

Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование для целей настоящей главы определяется за налоговый период как произведение ставки налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, установленной пунктом 5 статьи 147 настоящего Кодекса, и объекта обложения налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, исчисленного по контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 199 настоящего Кодекса.

Статья 350. Порядок исчисления

1. Исчисление налога на сверхприбыль за налоговый период производится посредством применения каждой соответствующей ставки по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, к каждой части объекта обложения налога на сверхприбыль, относящейся к такому уровню, с последующим суммированием исчисленных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням.

2. Для применения положений пункта 1 настоящей статьи недропользователь:

1) определяет объект обложения, а также объекты, связанные с обложением налогом на сверхприбыль по контракту на недропользование;

2) определяет предельные суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке:

для уровней 1 - 6 - как произведение процента для каждого уровня, установленного в графе 3 таблицы, приведенной в статье 351 настоящего Кодекса, и суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль;

в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль больше суммы, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль и суммой, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль;

в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль меньше или равна сумме, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как ноль;

3) распределяет фактически полученный в налоговом периоде чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль по уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке:

если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период превышает предельную сумму распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для первого уровня;

если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период меньше предельной суммы распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период.

При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится;

если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням превышает или равна предельной сумме распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для этого соответствующего уровня;

если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням меньше предельной суммы распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна такой разнице. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится.

Общая сумма распределенных по уровням частей чистого дохода должна быть равна общей сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период;

4) применяет соответствующую ставку налога на сверхприбыль к каждой распределенной по уровням части чистого дохода в соответствии со статьей 351 настоящего Кодекса;

5) определяет сумму налога на сверхприбыль за налоговый период суммированием рассчитанных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса.

Статья 351. Ставки налога на сверхприбыль, уровни и размеры процентов для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем по скользящей шкале ставок, определяемых в следующем порядке:

№ уровня Шкала распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль, процент от суммы вычетов Процент для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль Ставка (в %)
меньшее или равное 25 процентам не устанавливается
от 25 процентов до 30 процентов включительно
от 30 процентов до 40 процентов включительно
от 40 процентов до 50 процентов включительно
от 50 процентов до 60 процентов включительно
от 60 процентов до 70 процентов включительно
свыше 70 процентов в соответствии с подпунктом 2)¤пункта 2 статьи 350 настоящего Кодекса

Статья 352. Налоговый период

1. Для налога на сверхприбыль налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря.

2. Если контракт на недропользование был заключен в течение календарного года, первым налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу и до конца календарного года.

3. Если действие контракта на недропользование истекло до конца календарного года, последним налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени с начала календарного года до дня завершения действия контракта на недропользование.

4. Если действие контракта на недропользование, вступившего в силу после начала календарного года, истекло до конца этого календарного года, налоговым периодом для исчисления налога на сверхприбыль по такому контракту является период времени со дня вступления контракта на недропользование в силу до дня завершения действия контракта на недропользование.

Статья 353. Срок уплаты налога

Налог на сверхприбыль уплачивается в бюджет по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Статья 354. Налоговая декларация

Декларация по налогу на сверхприбыль представляется недропользователем в налоговый орган по месту нахождения не позднее 10 апреля года, следующего за налоговым периодом.

Под сверхприбылью понимается прибыль, которая по своим размерам существенно превышает размер стандартной прибыли, получаемой той или иной организацией.

Как правило, получение сверхприбыли становится возможным в результате неравномерного распределения показателей спроса и предложения, либо в случае искусственного завышения стоимости реализуемых продукции, товаров, работ и услуг.

Факторы формирования сверхприбыли

Сверхприбыль любого действующего предприятия формируется в случае воздействия на его работу следующих факторов:

внутренние факторы. Внутренние факторы, в свою очередь, делятся на факторы экстенсивные и интенсивные. К экстенсивным факторам относятся: колебание уровня торговых надбавок, изменение в графике работы предприятия, среднесписочная численность работников предприятия и т.д. Под интенсивными факторами подразумеваются различного рода оптимизации процесса производства и обслуживания клиентов. Кроме этого, немаловажную роль в формировании сверхприбыли играет качественное соблюдение законодательства и хозяйственной дисциплины.

внешние факторы, которые не зависят от специфики профессиональной деятельности предприятия, но играют существенную роль в формировании уровня его финансовых доходов: инфляция, резкие скачки тарифов и цен, нарушения договоров постоянными поставщиками и т.п..

Отметим, что факторы формирования сверхприбыли могут меняться в зависимости от финансово-экономической ситуации, складывающейся на международном торговом рынке в тот или иной момент времени.

Функции сверхприбыли

Основными функциями сверхприбыли являются:

формирование основного финансового капитала предприятия, позволяющего не прибегать к помощи различного рода инвесторов, а пользоваться денежными средствами из собственных источников;

выражение яркого экономического эффекта, который был получен в результате профессиональной деятельности компании;

формирование различных финансовых бюджетов, служащих для увеличения объемов товарного производства и выплаты заработной платы сотрудникам;

качественное повышение уровня благосостояния рабочих и собственников компании.

Стратегии получения сверхприбыли

В настоящее время существуют следующие основные стратегий получения сверхприбыли:

Стратегия низких цен. Такая стратегия считается одной из самых гибких стратегий получения сверхприбыли. Стратегия низких цен целесообразна в том случае, если затраты на производство быстро покрываются получаемой прибылью. Стратегия низкого ценообразования не дает повода конкурентам производить аналогичный товар, так как его продажи не дадут особой прибыли, что позволяет компании, используемой метод низких цен, осуществить стратегию с максимальной эффективностью.

Стратегия средних цен. Такая стратегия может использоваться практически на всех стадиях развития предприятия. Данную стратегию часто применяют те компании, которые ставят перед собой цель получить максимальную по размеру прибыль и минимально снизить расходы на производство. Преимущество стратегии средних цен заключается в том, что ее использование полностью исключает вероятность возникновения «войны цен» и уменьшает вероятность появления какого-либо давления со стороны конкурентов. Кроме того, метод среднего ценообразования способствует расширению клиентской базы и увеличению объемов реализации товаров.

Стратегия высоких цен. Данная стратегия применяется в том случае, когда компания уверена в том, что найдутся покупатели, готовые платить за предлагаемые товары или услуги завышенную цену. Как правило, такой подход используется при выводе на рынок уникального, не имеющего аналогов, продукта или же продукта, считающегося жизненно необходимым.

Стратегия льготных цен. Суть стратегии заключается в получении сверхприбыли за счет резкого увеличения объема продаж. Подразумевает регулярное проведение распродаж и применение скидок. Льготное ценообразование позволяет повысить интерес покупателей к теряющему популярность товару.

Стратегия целевых цен. Особенностью данной стратегии является то, что масса получаемой сверхприбыли всегда остается постоянной вне зависимости от изменения цен и объемов продаж. К такому методу получения высокого дохода прибегают крупные корпорации.

Стратегия «следования за лидером». Суть данной стратегии исключает установление цен на реализуемые товары в рамках привычной политики ценообразования той или иной компании. Использующие эту стратегию предприятия ориентируются на политику цен лидера своей отрасли.

Стратегия «связанного» ценообразования. Компании, использующие эту стратегию, стараются ориентироваться в своей работе на ту потребительскую цену, которая равняется суммарной стоимости товара и денежных расходов на его эксплуатацию.

Значение сверхприбыли:

Значение сверхприбыли заключается в следующем. Сверхприбыль:

позволяет выработать правильную целевую установку предприятия;

является источником формирования всех внутренних бюджетов предприятия,
является основным финансовым источником, служащим для качественного расширения производства;

предоставляет возможность сформировать главный оценочный показатель профессиональной деятельности предприятия путем анализа размера его общих доходов за тот или иной период времени.

Налог на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль – дополнительный прямой корпоративный налог или акциз, который компании выплачивают помимо стандартных налогов с прибыли, оборота и т. д. Он применяется к части прибыли компании или предприятия, превышающей ее средний размер за определенный предшествующий период.

Заключение

Сверхприбыль – это прибыль, значительно превосходящая среднюю норму прибыли предприятия.

В целом сверхприбыль играет огромную роль не только для самого предприятия.

Высокие доходы крупных компаний позволяют быстро и эффективно укреплять финансово-экономический рынок всей страны, так как чем выше доход предприятия, тем больше финансовых средств оно отчисляет в государственную казну.

На сегодняшний день существует четкая программа, подразумевающая тесное сотрудничество государственных структур с корпорациями, размеры доходов которых регулярно выходят на уровень сверхдоходности.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:00, реферат

Краткое описание

Налог на сверхприбыль (НСП) является налогом, взимаемым с дополнительных доходов, полученных недропользователем сверх нормативов, установленных налоговым законодательством. Впервые в современном виде НСП был введен в США во время Первой мировой войны в качестве налога на сверхприбыли корпораций, поставляющих вооружение. В Казахстане, до введения Налогового кодекса, с аналогичной для НСП целью применения действовали фиксированные (рентные) платежи. Они применялись к крупным предприятиям, добывающим нефть, газ и уголь, добыча которых, по оценкам специалистов, являлась высокорентабельной в сравнении с добычей других полезных ископаемых.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги реферат.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. АМАНЖОЛОВА

Кафедра «Финансы и учет»

На тему: «Налог на сверхприбыль»

По дисциплине «Налоги и налогообложение»

Ст. преподаватель Т.К. Тураров

Выполнила студентка Т.В. Кулькина

Налог на сверхприбыль (НСП) является налогом, взимаемым с дополнительных доходов, полученных недропользователем сверх нормативов, установленных налоговым законодательством. Впервые в современном виде НСП был введен в США во время Первой мировой войны в качестве налога на сверхприбыли корпораций, поставляющих вооружение. В Казахстане, до введения Налогового кодекса, с аналогичной для НСП целью применения действовали фиксированные (рентные) платежи. Они применялись к крупным предприятиям, добывающим нефть, газ и уголь, добыча которых, по оценкам специалистов, являлась высокорентабельной в сравнении с добычей других полезных ископаемых.

До недавнего времени мало кого интересовал вопрос, связанный с исчислением НСП. И на это были свои причины. НСП - сравнительно новый вид налога. В Казахстане он был законодательно установлен в 1995 году, с введением в действие нового Налогового кодекса 1 . До этого положения, касающиеся НСП, устанавливались только в контрактах на недропользование.

1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года № 2235.

Причиной введения НСП в Казахстане явилась невозможность с высокой точностью прогнозировать цены и себестоимость добычи полезных ископаемых, добываемых в рамках контрактов на недропользование. Несмотря на то, что в момент заключения контракта цены и себестоимость добычи могут быть неизвестны, но они способны оказать большое влияние на баланс экономических интересов сторон, т.е. на распределение доходов между государством и недропользователем.

Баланс экономических интересов сторон определяется в ходе налоговой экспертизы на основании технико-экономических расчетов. При этом расчетная внутренняя норма прибыли (далее - ВНП), в соответствии с налоговым законодательством, не может превышать уровня 20% и регулируется путем установления размеров ставок роялти и бонусов. Таким образом, определить ВНП можно только достаточно приблизительно и НСП, в данном случае, служит для государства страховочным элементом и не позволяет недропользователям иметь независящие от их деятельности высокие доходы, необложенные дополнительным налогом.

С другой стороны, НСП может служить сдерживающим фактором для использования недропользователями новейшего оборудования и технологий, которые позволяют наращивать добычу, снижая себестоимость добываемой продукции.

В настоящее время, особую актуальность приобрел вопрос определения НСП для компаний, осуществляющих деятельность в Казахстане по контрактам на недропользование, а именно, связанным с добычей углеводородного сырья. Причиной, послужившей задуматься о том как избежать непланируемой, на основании технико-экономических расчетов, уплаты НСП явилось резкое повышение мировых цен на сырую нефть (с 11 USD за баррель в декабре 1998 года до уровня 34 USD за баррель в 2000 году), что не наблюдалось со времен Карибского кризиса. Естественно, такое повышение цен не могло не отразиться на доходах нефтедобывающих компаний. Поэтому, автор данной статьи решил уделить особое внимание обзору налогового законодательства Республики Казахстан, касающегося НСП, и описать методику исчисления данного налога, а также затронуть проблемы, существующие при его исчислении.

Как указывалось выше, в Казахстане НСП был установлен в 1995 году в Налоговом кодексе. Однако, до 1997 года методика исчисления НСП определялась индивидуально в контрактах на недропользование. Только постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 сентября 1997 г. № 1330 был установлен «Порядок определения внутренней нормы прибыли для исчисления налога на сверхприбыль» (далее - Постановление № 1330) и инструкцией Министерства финансов Республики Казахстан «О налогообложении недропользователей» № 41 от 29 декабря 1997 г. (далее - Инструкция № 41) была утверждена детально разработанная методика исчисления НСП.

В настоящее время в Казахстане, в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса, НСП облагаются все недропользователи, за исключением осуществляющих свою деятельность по контрактам «О разделе продукции» и по контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых. НСП взимается с чистого дохода по каждому отдельному контракту на недропользование за отчетный год, в котором ВНП превысила 20%. Пунктом 5 статьи 5 Налогового кодекса ВНП определяется, как коэффициент окупаемости производимых инвестиций. Расчет ВНП осуществляется кумулятивно, начиная с года вступления контракта в силу. Например, если контракт вступил в силу в 1996 году, а отчетным годом является 2000 год, то ВНП рассчитывается за период в пять лет с первого года действия этого контракта.

Налог на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль исчисляется за налоговый период по каждому отдельному контракту на недропользование, по которому недропользователь является плательщиком налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 347-1 Налогового кодекса.

Для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе:

1) чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

2) налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

3) совокупный годовой доход по контракту на недропользование;

4) вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль;

5) корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование;

6) расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование.

Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование, за исключением контрактов на недропользование, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Не являются плательщиками налога на сверхприбыль, установленного настоящей главой, недропользователи по деятельности, осуществляемой на основании следующих контрактов на недропользование:

1) указанных в пункте 2 статьи 308 Налогового кодекса;

2) на разведку, разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых;

3) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, определенного для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 348-1 Налогового кодекса по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая сумму, равную 25 процентам от суммы вычетов недропользователя для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенных в соответствии со статьей 348-4 Налогового кодекса.

Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

Чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль определяется как разница между налогооблагаемым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенным в соответствии со статьей 348-2 Налогового кодекса, и корпоративным подоходным налогом по контракту на недропользование, исчисленным в соответствии со статьей 348-5 Налогового кодекса.

Для нерезидентов, осуществляющих деятельность по недропользованию в Республике Казахстан через постоянное учреждение, чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль дополнительно уменьшается на расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения, связанного с данным контрактом на недропользование, исчисленного в соответствии со статьей 349 Налогового кодекса.

Налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налогооблагаемый доход в целях настоящей главы определяется как разница между совокупным годовым доходом по контракту на недропользование, определенным в соответствии со статьей 348-3 Налогового кодекса, и вычетами для целей исчисления налога на сверхприбыль, определенными в соответствии со статьей 348-4 Налогового кодекса, с учетом уменьшения на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 Налогового кодекса.

Совокупный годовой доход по контракту на недропользование

Совокупный годовой доход по контракту на недропользование определяется недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование в порядке, установленном настоящим Кодексом для целей исчисления корпоративного подоходного налога, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 Налогового кодекса.

Вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль

Для целей исчисления налога на сверхприбыль вычеты по каждому отдельному контракту на недропользование определяются как сумма:

1) расходов, отнесенных в отчетном налоговом периоде на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога по контрактной деятельности в соответствии со статьями 100 - 114, 116 - 122 Налогового кодекса;

2) следующих расходов в пределах:

фактически понесенных в течение налогового периода расходов на приобретение и (или) создание фиксированных активов;

по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах;

понесенных в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов;

расходов недропользователей, подлежащих отнесению на вычеты путем начисления амортизации в соответствии со статьями 111 и 112Налогового кодекса;

3) убытков, понесенных недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование, определенных в соответствии со статьями 136 и 137 Налогового кодекса.

Отнесение на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль расходов, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется по усмотрению недропользователя частично или полностью в текущем или любом последующем налоговом периоде.

Данные расходы, отнесенные на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в отчетном налоговом периоде, не подлежат отнесению на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в других налоговых периодах.

При использовании права, установленного пунктом 2 настоящей статьи, при исчислении налога на сверхприбыль в соответствующем налоговом периоде недропользователь обязан исключить из суммы вычетов, определенных в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, сумму амортизационных отчислений, отнесенных на вычет при исчислении корпоративного подоходного налога такого налогового периода по расходам, относимым на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии с подпунктом 2) пункта 1настоящей статьи.

В случае, если одни и те же расходы предусмотрены в нескольких видах расходов, установленных пунктом 1 настоящей статьи, то при исчислении налога на сверхприбыль указанные расходы вычитаются только один раз.

Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование

Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование определяется за налоговый период по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование как произведение ставки, установленной пунктом 1 статьи 147 Налогового кодекса, и налогооблагаемого дохода, исчисленного по такому контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 139 Налогового кодекса, уменьшенного на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 Налогового кодекса, а также на сумму убытков по контракту на недропользование, переносимых в соответствии со статьями 136 и 137 Налогового кодекса.

Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование для целей настоящей главы определяется за налоговый период как произведение ставки налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, установленной пунктом 5 статьи 147 Налогового кодекса, и объекта обложения налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, исчисленного по контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 199 Налогового кодекса.

Порядок исчисления налога на сверхприбыль установлен статьей 350 Налогового кодекса.

Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем по скользящей шкале ставок, определяемых в следующем порядке:

Шкала распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль, процент от суммы вычетов

Процент для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ — это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, в 70-е гг. снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры и целей других стран, оказало сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен почти на все. Это же изменение стало катализатором серии правительственных акций, например, попыток регулирования температуры в общественных местах распределения топлива, установления нормативов на эффективность использования топлива, введения налогов на сверхприбыль нефтяных компаний, учреждения крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран. [c.115]


Возмещение налога на сверхприбыль (1946) [c.56]

Чрезвычайные налоги — это обязательные налоги и сборы с физических и юридических лиц в государственный бюджет, вводимые при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств (война, стихийное бедствие и т.п.). Широкое распространение чрезвычайные налоги получили в периоды Первой (1914—1918) и Второй (1939—1945) мировых войн в форме налога на сверхприбыль, резкого повышения ставок прямых и косвенных налогов. Многие чрезвычайные налоги впоследствии стали функционировать в качестве обычных налогов. Это относится, в частности, к подоходному налогу с физических лиц. [c.189]

Налог на прирост прибылей представляет собой разновидность налога на сверхприбыль. Этот временный чрезвычайный налог был установлен в России 13 мая 1916 г. (должен был взиматься на основании Положения Совета министров Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором ). [c.189]


Курс правительства на свертывание новой экономической политики проявился во введении налога на сверхприбыль, налога с наследств и дарений, индивидуального обложения кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом. [c.214]

В СССР налог на сверхприбыль введен в 1926 г. с целью изъять доходы частно-капиталистических элементов, полученные в результате применения спекулятивных цен . Плательщиками налога являлись владельцы торговых предприятий, предприятий отдельных отраслей промышленности (кожевенной, текстильной, маслобойной, мукомольной, рыбной и т.п.), а также торговые посредники и маклеры. Объектом обложения была прибыль за данный год, превышавшая норму, исчислявшуюся исходя из установленных цен. Норма прибыли определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли. Размер налога не должен был превышать 50% оклада подоходного налога. [c.214]

Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий — общественных органов, создававшихся в помощь финансовым (налоговым) инспекторам и исполнительным комитетам местных Советов с целью наиболее полного учета плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. В налоговые комиссии входили представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по два рекомендованных исполнительным комитетом плательщика. В 1921— 1923 гг. были образованы налоговые комиссии по подоходно-поимущественному налогу, промысловому налогу и сельскохозяйственному налогу. В 1926 г. по промысловому и подоходному налогам учреждены объединенные комиссии (участковые, уездные, окружные, губернские), которые рассматривали также дела по налогу на сверхприбыль, гербовому сбору. Налоговые комиссии определяли оклады налогов, налагали штрафы за нарушение налоговых правил, разрабатывали нормы для исчисления доходов при отсутствии прямых данных об их [c.218]


Доходы государственного бюджета формировались за счет поступлений от социалистического хозяйства и платежей населения (налоговых платежей). Основным источником доходов бюджета были денежные накопления государственных объединений, предприятий, хозяйственных органов. Эти платежи объединялись в следующие группы 1) в обобществленном секторе — налог с оборота, платежи из прибыли, подоходный налог с кооперации, налог с нетоварных операций предприятий обобществленного сектора, налог с оборота кинотеатров, налог с совхозов, единая пошлина и другие платежи 2) в частном секторе — промысловый налог, подоходный налог с частных лиц, налог на сверхприбыль, сельскохозяйственный налог, подоходный налог с колхозов, самообложение, единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового [c.228]

К налогам, взимавшимся с частного сектора, относились косвенный промысловый налог, налоги, взимаемые с доходов, — подоходный налог с частных лиц, налог на сверхприбыль, сельскохозяйственный налог (впоследствии замененный подоходным налогом с колхозов), единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, поимущественные налоги — налог со строений, земельная рента, государствен- [c.233]

Обложение доходов частного сектора как до налоговой реформы 1930 г., так и в результате ее проводилось главным образом в форме подоходного налога с частных лиц и налога на сверхприбыль. [c.235]

Налог на сверхприбыль имел весьма малое и постоянно снижающееся фискальное значение поступления по нему в бюджете 1931 г. составили 18 млн руб., а в бюджете 1933 г. всего 6 млн руб. Как отмечалось специалистами по налогообложению того периода, большая сложность этого налога (в частности, необходимость определения для отдельных частных предприятий какой-то нормальной прибыли) [c.236]

Когда ведешь бизнес в чужой стране, самое трудное — постоянное изменение правил. Чаще всего источником риска являются изменения в политике, в том числе в составе правительства, и в налоговых правилах. В некоторых странах изменения происходят чрезмерно часто. В демократических странах, к примеру, есть обычай изменять законы, затрагивающие бизнес, буквально после каждых выборов. При этом с точки зрения изменчивости и непредсказуемости налоговых законов США весьма далеки от идеала. Здесь очень резво был установлен налог на сверхприбыль, но, когда деловые условия изменились, правительство и не подумало о смягчении своей позиции. [c.167]

История налогообложения знает и так называемый налог на сверхприбыль, которым облагается часть прибыли сверх определенных [c.317]

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ КОРПОРАЦИЙ - дополнительный налог на прибыль, величина которого намного превышает установленные нормы прибыли. [c.193]

Дополнительный налог на сверхприбыль добывающих компаний (в сфере нефтегазодобычи), взимаемый путем увеличения ставок налога либо увеличения доли углеводородов (сырой нефти, природного газа), подлежащей распределению в пользу государства. [c.306]

Акциз - налог на прибыль в виде фиксированного платежа с реализованной единицы продукции. Акцизом облагаются высокоприбыльные производства, и он рассматривается как налог на сверхприбыль. Однако практически акцизная ставка обычно включается производителем в цену продукции и акциз оказывается косвенным налогом на потребителя. [c.159]

Налог на сверхприбыль (дополнительную прибыль от нефтегазовых операций) распространен в развитых нефтедобывающих странах как элемент системы специального налогообложения. НДД вносит элемент прогрессивности в налоговую систему. Подобные налоговые механизмы при создании адекватной системы управления ресурсами обычно позволяют государству изъять более высокую долю рентных доходов с высокорентабельных месторождений [c.44]

В каждой из названных стран были выбраны различные подходы к определению базы для специальных налогов. В Норвегии специальный налог стал взиматься с чистого дохода (после взимания налога на прибыль) нефтегазовых компаний. Специальный налог в норвежской системе стал налогом на сверхприбыль. В Великобритании правительство ввело налог на нефтегазовые доходы (ННД), который сокращал базу налога на прибыль. Таким образом, структуры систем налогообложения в двух странах существенно различаются, но и в том, и в другом случаях системы налогообложения НГС были модифицированы с целью более полного изъятия ренты, повышения гибкости и создания условий для получения нефтегазовыми компаниями определенного уровня прибыли. [c.86]

При введении любых видов налогов на сверхприбыль необходимо принять во внимание невозможность эффективно контролировать их собираемость в российских условиях. [c.78]

Ограничение негативных последствий деятельности монополий ведется по нескольким направлениям. Среди них — прогрессивное налогообложение доходов фирм, налоги на сверхприбыль. Во всех практически странах действует антитрестовское законодательство. Например, законы Германии устанавливают правила конкуренции и создают благоприятные условия для развития свободной конкуренции. Так, законодательно запрещены договоры о ценах между предпринимателями. Правомочность слияния различных предприятий определяется федеральным ведомством по картелям на основании заключения независимой комиссии из ученых и экономистов, ибо в основе рыночных отношений должна лежать свободная конкуренция. К этим же мерам относится повсеместная поддержка предприятий малого бизнеса. [c.265]

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ —НАЛОГ С КОРПОРАЦИЙ [c.69]

НАЛОГОВЫЕ КОМИССИИ —общественные органы, создававшиеся в помощь финансовым инспекторам (см.) и местным исполкомам с целью наиболее полного учета облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. В состав комиссий входили представители местного исполкома, объединения профсоюзов и по два рекомендованных исполкомом плательщика. В 1921 — 1923 гг. были созданы Н к. по промысловому, подоходно-поимущественному, с.-х. налогам в 1926 г. по промысловому и подоходному налогам учреждались объединенные комиссии (участковые, уездные, окружные, губернские), к-рые рассматривали также дела по налогу на сверхприбыль, гербовому сбору и ряду др. Н. к определяли оклады налогов, налагали штрафы за нарушение налоговых правил, разрабатывали нормы для определения доходов при отсутствии прямых данных, рассматривали жалобы трудящихся по вопросу о взимании с них налогов. Н. к. по подоходному [c.86]

Фирма может воспользоваться управлением риском, чтобы снизить среднюю ставку подоходного налога за период времени, поскольку предельная ставка подоходного налога в большинстве налоговых систем обычно растет по мере увеличения дохода. Фирмы способны сделать свои доходы более стабильными и снизить свою подверженность наивысшим предельным налоговым ставкам путем управления риском с целью сглаживания дохода во времени . В особенности, это имеет место, когда фирма сталкивается с налогом на сверхприбыль, или когда уровень прибыли превышает нормальный. [c.1119]

В 1926 г. система подоходного обложения городского населения подверглась коренным изменениям было устранено деление подоходного налога на основной (классный) н дополнительный (прогрессивный) введено обложение по совокупному доходу (кроме доходов рабочих и служащих) усилена прогрессия ставок подоходного налога и повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих с 75 до 100 руб. в месяц установлено дополнительное обложение капиталистических элементов налогом на сверхприбыль. [c.186]

По всем этим соображениям были сохранены три основных платежа — подоходный налог, налог на сверхприбыль и промысловый налог. В подоходном налоге были унифицированы три ранее существовавших платежа (в том числе квартирный налог), в промысловом налоге — 32 платежа (в том числе 12 акцизов). Взамен ряда мелких платежей пошлинного характера (гербовый сбор, судебные пошлины, нотариальные сборы н. др.) была установлена единая государственная пошлина. [c.280]

Основу этой системы дала налоговая система дореволюционной России — промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения единый натуральный налог, сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенный дискриминационный характер индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог. [c.207]

В 1926 г. система подоходного обложения городского населения подверглась коренным изменениям, направленным на усиление дифференциации налога и профессии обложения, для чего было устранено деление подоходного налога на основной (классный) и дополнительный (профессивный) введено обложение по совокупному доходу, а не по отдельным источникам доходов для рабочих и служащих был сохранен старый порядок исчисления и взимания налога по каждому получаемому доходу в отдельности, усилена профессия ставок подоходного налога и повышен необлагаемый минимум с 75 до 100 руб. в месяц для капиталистических элементов в дополнение к подоходному налогу был введен налог на сверхприбыль. [c.443]

Как и в других странах Западной Европы, освоение ресурсов природного газа в Голландии осуществляется на концессионной основе, а система налогообложения построена на принципах экономического подхода. Государство участвует в большинстве проектов по добыче газа с долей до 40 50%. Основными видами налогов являются специальный налог (доля государства в прибыли — State Profit Share и налог на сверхприбыль от добычи газа (табл. 3.11). Налог на добычу (роялти) не играет существенной роли в голландской налоговой системе. [c.94]

В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост пршбыли нефтяных компаний от снятия контроля за внутренними ценами на нефть. Базой налогообложения служила разница между фактической продажной ценой нефти и ее базовой ценой. [c.269]

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ —в капита-листич. странах налог на часть прибыли акционерной компании или предприятия, превышающей ее средний размер за какой-то определенный период времени. В годы первой и второй мировых войн Н. на с. был введен в США, Германии, Англии и нек-рых др. странах. В США в годы второй мировой войны этим налогом облагалась прибыль корпораций, превышавшая ее средний размер за четыре предвоенных года, причем средняя прибыль принималась на уровне не ниже 8% всего инвестированного капитала. Максимальная ставка налога достигала в 1943—1945 гг. 90% сверхприбыли. Однако монополистич. объединения, используя всякие лазейки в налоговом законодательстве, уклонялись от уплаты налога или платили его со значительно меньшей суммы. Большую часть военных прибылей монополии утаивали во всякого рода резервах, списаниях на амортизацию и др, Так, Юнайтед Стейтс стил корпорейшн отчислила в различные резервы с 1942 по 1944 г. 122 млн. долл. Сверхприбыли скрывались от обложения также путем выплат из прибыли колоссальных вознаграждений директорам и членам правлений акционерных компаний (корпорация Дженерал моторс выплатила в виде тантьем за 1940— 1945 гг. ок. 49 млн. долл.). Утаивание буржуазией прироста своих прибылей от обложения привело к тому, что поступления по Н. на с. составили незначительные суммы. Напр., в гитлеровской Германии Н. на с. дал гос-ву за три года (1941/42—1943/44 гг.) всего лишь 1 млрд. марок, в то время как по налогу с заработной платы за тот же период поступило 13,7 млрд. марок. Значительная часть уплаченного налога после его отмены с окончанием войны была возвращена монополиям. В США они получили обратно 16% уплаченного ими налога, в Англии — 20% (см. также Налог на прирост прибылей). [c.69]

Большое значение для обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами потребностей социалистич. индустриализации страны имело широкое использование разнообразных методов мобилизации средств населения. При активнейшей поддержке трудящихся была найдена и внедрена новая форма государственного кредита — выпуск массовых займов, облигации к-рых размещались среди населения путем предварительной подписки с рассрочкой оплаты (Первый, Второй и Третий займы индустриализации, заем Пятилетка в четыре года>) по инициативе трудящихся были созданы органы общественного контроля — комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу (комсоды). Было увеличено обложение налогами капиталистич. элементов города и деревни путем усиления классовой дифференциации при обложении подоходным и промысловым налогами, введения налога на сверхприбыль, индивидуального обложения кулачества сельхозналогом, сборов на нужды хозяйственного и культурного строительства в городах и сельских местностях. [c.538]

В 1927 г. сверхприбыль стала определяться как результа спекулятивного повышения накидок на себестоимость товаров ил на их покупную цену, т. е. как превышение нормативно устано ленной прибыли. Размеры изъятия (от 6 до 50%) зависели о отношения сверхприбыли к нормальной . Завышенные размер] нормальной прибыли (например, по Московской области — 16-18%, Брянской — 23%) снижали эффективность налога и был затем уменьшены. Поступления по налогу на сверхприбыль ее ставили в 1927/28 г.— 21,7 млн. руб., в 1928/29 г.— 19,1 млн в 1929/30 г.— 18,9 млн. руб. Дальнейшее уменьшение поступж ний, отражавшее вытеснение частного капитала из всех отрасле хозяйства, привело к превращению налога (в 1934 г.) в надбавк к окладам подоходного налога для части плательщиков третье расписания — владельцев торговых и промышленных предпрш тий, частных торговых посредников и т. п. [c.188]

Смотреть страницы где упоминается термин Налог на сверхприбыль

Смотреть главы в:

Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) -- [ c.69 ]

Настольная книга бухгалтера и аудитора (1998) -- [ c.224 ]

Энциклопедия российского и международного налогообложения (2003) -- [ c.412 ]


ТАСС-ДОСЬЕ. Как сообщили источники ТАСС, помощник президента РФ Андрей Белоусов выдвинул идею изъятия сверхдоходов в размере около 0,5 трлн руб. ежегодно у предприятий горно-металлургической и химической отраслей. Предложение обосновывается тем, что ставка налогообложения в этих отраслях ниже, чем у нефтяных компаний, а рентабельность выше. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, что такое сверхприбыль и о международном опыте применения налога на сверхприбыль корпораций.

Налог

Налог на сверхприбыль (англ. excess profit tax) - дополнительный прямой корпоративный налог или акциз, который компании выплачивают помимо стандартных налогов с прибыли, оборота и т. д. Он применяется к части прибыли компании или предприятия, превышающей ее средний размер за определенный предшествующий период. Налог вводится в том случае, если правительство считает, что увеличение стандартной налоговой нагрузки для всех участников рынка неприемлемо, но конкретная отрасль или фирмы, используя удачную конъюнктуру, зарабатывают достаточно, чтобы за счет нее можно было увеличить отдачу в бюджет. Как правило, налог на сверхприбыль взимается в периоды острого бюджетного дефицита и служит инструментом восполнения недостающих финансовых средств. При этом его ставки могут достигать 80-100%.

Применение

Впервые такой налог был введен во время Первой мировой войны в Великобритании с целью пополнения бюджета за счет существенных прибылей, получаемых промышленниками, которые они зарабатывали на военных поставках. Он действовал в 1915-1921 годы для финансирования расходов на оборону, ставка колебалась от 40% до 80%. Затем этот опыт был применен Российской империей, США, Германией и Японией.

Налог на сверхприбыль активно взимался в годы Второй мировой войны. Так, в США в 1943-1945 годы его ставка составляла 80%, в Великобритании - 100% (прибыль, облагаемая этим налогом, высчитывалась в сравнении декларированной довоенной прибылью компаний). В период Корейской войны в 1950-1953 годы в США ставка налога на сверхприбыль достигала 82% (налог обеспечивал до 1/3 всех налоговых поступлений).

В начале 1980-х годов, когда в связи с ростом цены на нефть резко повысились и доходы нефтяных компаний, в США был введен дополнительный налог на избыточные доходы от реализации нефти (windfall profit tax). Ставка налога для всех американских нефтяных компаний составляла от 22,5% до 70% в зависимости от типа месторождения и категории производителя. В 1988 году в условиях снижения цен на нефть этот налог был отменен.

В 1997 году Великобритания ввела дополнительный налог на прибыль для компаний, которые с 1984 года участвовали в приватизации госпредприятий, работающих в телекоммуникационной сфере, ЖКХ, авиа- и железнодорожного сообщения. По мнению правительства, приватизация была осуществлена по ценам ниже рыночных, что позволило получить значительную прибыль. Налог на сверхприбыль затронул, в частности, такие компании, как ВАА (оператор семи крупнейших аэропортов Великобритании), British Gas, British Telecom, Scottish Hydro plc (крупнейший энергопоставщик на севере страны). Изъятые 5 млрд фунтов были направлены на социальное обеспечение и инвестиции в образование.

В конце ХХ в. в большинстве стран с развитой налоговой системой налог на сверхприбыль трансформировался в специальные налоги на прибыль, которые вводятся на определенный период или с определенной целью и являются дополнительным источником бюджетных поступлений. Например, в Европейском союзе в настоящее время распространено дополнительное налогообложение для электрогенерирующих компаний. В частности, в странах Северной Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия) эта мера действует с 2008-2009 годы для компаний гидро- и атомной энергетики.

В 2001-2013 годы схожие налоги и дополнительные тарифы были введены в Испании, Болгарии, Греции и Румынии для компаний, работающих в области солнечной энергетики. Это связано с тем, что из-за их деятельности начали нести убытки электростанции, работающие на углеводородных ресурсов. Фактически такие меры в ЕС направлены не на пополнение госбюджетов, а на устранение дисбаланса в энергетической системе.

В Норвегии (с 1975 года) действует специальный налог для нефтяных компаний со ставкой в 50%, который они выплачивают помимо общего налога на прибыль в 25% (до 2017 года 28%). Таким образом, реальная ставка налога для компаний нефтяного сектора составляет 75%.

Специальный налог на сверхприбыли существует в Казахстане (до 60%) - он распространяется на компании, занимающихся добычей природных ископаемых (в их числе "Актобемунайгаз", "Мангистаумунайгаз", "Казгермунай").

В России понятие сверхприбыли в налоговом кодексе отсутствует.

Читайте также: