Значение налогообложения в экономике государства

Опубликовано: 16.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Налоги – неотъемлемый элемент экономики. Они составляют основу государственных доходов, являются эффективным инструментом регулирования социально-экономических процессов в обществе. При помощи налогов государство воздействует на функционирование национального хозяйства и внешнеэкономическую деятельность.


    Понятие

    Налоги – платежи, осуществляемые физическими и юридическими лицами в пользу государства и поступающие в бюджеты различных уровней. Признаки налогов:

    • обязательность – выплаты взимаются принудительно;
    • безвозмездность – налоговые поступления имеют односторонний характер: часть дохода налогоплательщика безвозвратно переходит в собственность государства;
    • индивидуальная безэквивалентность – государство не несет обязательств по предоставлению налогоплательщику эквивалента, равного его платежу;
    • регулярность – платежи осуществляются периодически, в определенные сроки.

    Налоги – это не только экономическая категория, но и правовая. Они устанавливаются на основании закона, уклонение от выплат влечет за собой юридическую ответственность.

    Функции

    Сущность налогов проявляется в их функциях:

    1. Фискальной – аккумулировании денежных средств для решения общественно значимых проблем: содержания государственного аппарата, развития науки и техники, обеспечения социальной поддержки тем, кто в ней нуждается.
    2. Экономической – регулировании процессов производства и обращения, поддержке занятости, стабилизации внутреннего рынка.
    3. Социальной – поддержании социального равновесия путем сглаживания неравенства между отдельными социальными группами.

    Налоги воздействуют на экономику опосредованно, через участие государства в перераспределении ВВП. С их помощью государство направляет капитал в наиболее перспективные или малорентабельные, но социально важные отрасли.

    Структура

    Элементный состав налога закреплен законодательно. Это необходимо для того, чтобы граждане точно знали, какие налоги, как и когда они должны выплачивать. Элементы налога:

    • субъектналога– лицо, обязанное платить налог: работник, хозяйствующий субъект, владелец капитала;
    • объект налогообложения – товар, услуга, прибыль, имущество, действия или события, предполагающие уплату налога;
    • источник налога – доход или капитал;
    • налоговая база – стоимостная, количественная или физическая характеристика объекта налогообложения;
    • налоговая ставка – размер налога на единицу объекта налогообложения;
    • налоговый оклад – сумма налога;
    • налоговый период – отрезок времени, на который рассчитывается сумма налога;
    • порядок начисления – последовательность действий для определения суммы платежа;
    • порядок уплаты – последовательность действий, совершаемых налогоплательщиком для исполнения налоговой обязанности;
    • сроки уплаты – дата или период, в течение которого должна быть осуществлена выплата.


    В законе о каждом налоге эти сведения должны быть конкретными и исчерпывающими. Неполнота, нечеткость формулировок может привести к уклонению от уплаты на законных основаниях.

    Налоговая система

    Совокупность действующих в государстве налоговых платежей образует налоговую систему. Ее элементами являются:

    • виды налогов – принимаются и утверждаются законодательно на различных уровнях государственного управления;
    • субъекты налогообложения – круг лиц, уплачивающих налоги и сборы;
    • законодательная база – законы, постановления, распоряжения, инструкции о правах, обязанностях и ответственности субъектов налоговых взаимоотношений;
    • институты изъятия и контроля – налоговая служба, таможенная служба.

    Многообразие видов налогов классифицируют по различным основаниям:

    • по способу взиманияпрямые, выплачиваемые субъектами налога, и косвенные, переносимые на потребителя товаров и услуг;
    • по уровню налогообложения – в России принята трехуровневая система налогообложения, различают налоги федеральные, региональные и местные;
    • по субъектуналоги с граждан, с предприятий и организаций, смешанные налоги;
    • по порядку введенияобщеобязательные, взимаемые на всей территории страны, и факультативные, вводимые органами местного самоуправления;
    • по целевой направленностиобщие, формирующие бюджет, и специальные, вводимые для финансирования конкретных государственных затрат;
    • по методу исчисленияпрогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые;
    • по периодичности выплатрегулярные, взимаемые с определенной периодичностью, и разовые, связанные с определенными событиями.


    Налоговая политика государства должна быть справедливой, эффективной и гибкой. Повышение налогового бремени снижает предпринимательскую активность, вызывает рост теневой экономики и налоговых махинаций, что в перспективе снижает экономический рост. Снижение налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономическую деятельность, но влечет за собой потери налоговых поступлений в бюджет. Поэтому государству необходимо выстраивать налоговую политику таким образом, чтобы достичь баланса интересов государства и населения.

    Роль налогов в обществе

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в государстве. Отчужденная и присвоенная посредством политического принуждения часть доходов населения превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности. Благодаря аккумулированным денежным средствам государство влияет на рыночную экономику:

    • контролирует темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства;
    • воздействует на динамику и структуру общественного производства, на состояние научно-технического прогресса;
    • регулирует спрос и предложение через платежеспособность основной массы населения;
    • оказывает социальную поддержку малоимущим слоям населения;
    • ограничивает деятельность монополий;
    • регулирует инфляционные процессы;
    • оказывает поддержку развивающимся предприятиям;
    • стимулирует инвестиционную активность.

    Государственный бюджет формируется главным образом за счет налоговых поступлений. Средства из него идут на бесплатное образование, здравоохранение, культуру, науку, охрану окружающей среды, содержание полиции и армии.

    Заключение

    Налоги необходимы для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на него социально-экономических функций. Адекватная, продуманная налоговая политика способствует экономическому росту и социальной защищенности граждан.

    План ответа по теме «Налоги и их роль в экономической жизни общества»

    1. Налоги как элемент экономики.

    2. Понятие налогов. Признаки:

    • обязательность;
    • безвозмездность;
    • индивидуальная безэквивалентность;
    • регулярность.

    3. Функции налогов:

    • фискальная;
    • экономическая;
    • социальная.

    4. Элементы налога:

    • субъект налога;
    • объект налогообложения;
    • источник налога;
    • налоговая база;
    • налоговая ставка;
    • налоговый оклад;
    • налоговый период;
    • порядок начисления;
    • порядок уплаты;
    • сроки уплаты.

    5. Элементы налоговой системы:

    • виды налогов;
    • субъекты налогообложения;
    • законодательная база;
    • институты изъятия и контроля.

    6. Классификация налогов:

    • по способу взимания;
    • по уровню налогообложения;
    • по субъекту налога;
    • по порядку введения;
    • по целевой направленности;
    • по методу исчисления;
    • по периодичности выплат.

    7. Роль налогов в обществе.

    8. Важность правильно выстроенной налоговой политики.


    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 30.05.2016 2016-05-30

    Статья просмотрена: 3436 раз

    Библиографическое описание:

    Кильметьев, И. Ф. Роль системы налогообложения в экономике государства / И. Ф. Кильметьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 773-776. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30954/ (дата обращения: 19.05.2021).

    Налоги представляют собой неотъемлемый элемент хозяйственной жизни общества. От налогов, в большинстве своем, зависит уровень жизни населения, эффективность деятельности организаций, а значит и государства в целом. В виде определенной системы налоги являются экономической категорией. Исторически, налоги появились вместе с возникновением государства и выполняли ряд общегосударственных функций и задач.

    Налоги невозможно сводить лишь к денежным отношениям. Налоги, прежде всего, представляют собой совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения доходов. Данное перераспределение необходимо для решения общегосударственных задач.

    Наиболее правильным и верным с точки зрения теории можно считать следующее определение налогов. «Налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента» [2, c. 21].

    Налоги представляют собой основной источник формирования бюджета. Налоги являются частью валового внутреннего продукта, который создается в процессе взаимодействия различных видов ресурсов: человеческого ресурса, капитала, а также природных ресурсов. Обычно государство обладает незначительной собственностью на средства производства. Именно поэтому изъятие части внутреннего валового продукта у других субъектов производственного процесса является основой формирования бюджета. Сущность налога заключается в изъятии государством определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества.

    Экономическое содержание налогов заключается во взаимосвязи государства и субъектов хозяйствования (юридических или физических лиц), возникающей в результате финансирования государства. Налоговые отношения, находясь внутри финансовых отношений, постоянно видоизменяются.

    Функция налога — способность выражения им его свойств, проявление сущности налога в действии. Каким образом происходит реализация общественно значимого назначения экономической категории и показывает функция. Среди экономистов не существует единого мнения по поводу функций налогов. Но в большинстве своем выделяют фискальную функцию. Благодаря этой функции возможно осуществление главной цели существования налогов — формирования и перераспределения финансовых ресурсов государства для обеспечения функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Посредством реализации фискальной функции государство оказывает влияние на производственные процессы, стимулируя или наоборот, замедляя его развитие, стимулирует или ослабляет накопление капитала, повышая или понижая платежеспособность населения [1, c. 5]. Другие экономисты считают, что налоги выполняют фискальную, распределительную, контрольную, регулирующую и поощрительную функции.

    Распределительная функция заключается в перераспределении части внутреннего валового продукта субъектов экономической деятельности среди разных слоев населения. Осуществляется передача средств более слабым и незащищенным слоям населения. Налоговое бремя, при этом, возлагается на более «сильные» слои населения.

    В регулировании экономических отношений, экономических процессов заключается регулирующая функция налогообложения. Данная функция ориентирована на решение тех или иных задач налоговой политики с применением налоговых механизмов. С помощью налоговой политики регулируются экономические процессы. При этом можно выделить следующие подфункции:

    Стимулирующая подфункция — поддержание и развитие различных экономических процессов. Данная подфункция осуществляется на основе системы льгот и освобождений. Благодаря данной подфункции осуществляется поддержка отдельных отраслей, видов деятельности.

    Диссимулирующая подфункция, в свою очередь, ориентирована на установление повышенного значения налоговой ставки, а значит высокого уровня налогообложения. Осуществляется данная подфункция с целью ограничения занятий какими-либо конкретными видами деятельности. Ярким примером выступает игорный бизнес.

    Воспроизводственная подфункция накапливает финансовые ресурсы на восстановление используемых ресурсов. Примеров данной подфункции является плата за использование различными природными ресурсами. Государство возмещает использование таких ресурсов, так как они ограничены.

    Регулирующая (экономическая) и фискальная функции существуют в противоречии друг с другом. Это происходит за счет того, что одна подфункция предусматривает увеличение налогов, а другая подфункция выступает за их снижение. Благодаря налогам государство реализует функцию контроля над финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. Наряду с этим, также осуществляется контроль над источниками формирования доход и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов появляется возможность количественного сопоставления и сравнения показателей доходов с необходимостью государства ресурсах финансового характера. Таким образом, контрольная функция позволяет оценивать эффективность функционирования механизма налогообложения. Благодаря этому осуществляется контроль над видами деятельности и финансовыми потоками.

    Поощрительная функция заключается в адаптации механизмов налогообложения в целях решения социальных задач государства. Смешивание функции экономической категории и роли, которой она выполняет не приемлемо.

    Экономический механизм системы налогообложения может достичь поставленной цели в результате создания равных и справедливых экономических условий для всех организаций с различными формами собственности. Данный механизм обеспечивает заинтересованность экономических субъектов в достижении большего дохода. Для этого используются такие элементы налогов, как ставки, льготы, сроки уплаты. Применение данного механизма позволяет решить ряд задач:

    ‒ насыщения услугами и товарами рынка потребления;

    ‒ ускорения научно-технического прогресса;

    ‒ возможность обеспечения различных социальных потребностей населения.

    Налоги влияют на экономику не напрямую, а опосредованно. Данное влияние происходит с определенным опозданием, так как осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта. Налоги являются серьезным инструментом в борьбе с экономическими циклами в экономике. Также они являются регулятором инвестиционной привлекательности. При помощи регулирования налогов государство создает определенные условия для ускорения накопления капитала в тех отраслях, где просматривается наибольшая перспектива с точки зрения научно-технического прогресса, а также в малорентабельных и непривлекательных, но социально необходимых сферах производства. В настоящее время в мировой практике разработано и применяется множество различных форм налогов, отличающихся по объектам обложения, формам взимания, источникам уплаты и т. д. Разнообразие налогов позволяет в большей мере охватывать все разновидности доходов плательщиков налога, воздействовать определенным образом на различные стороны их хозяйственной деятельности и, вместе с этим, снижать отрицательное воздействие налогового пресса благодаря перераспределению налогов.

    Проведение анализа основных макроэкономических теорий позволяет определить зависимость между изменением налоговой нагрузки на производственный сектор экономики и уровнем инфляции и социальной дифференциации.

    Многие страны придерживаются определенного разделения между бюджетно-налоговыми и кредитно-денежными методами регулирования экономики. Они используют наиболее подходящий из методов управления в тех областях, где он будет наиболее эффективным. К примеру, бытует мнение, что в экономике уровень цен и величина сбережений должны определяться при помощи инструментов кредитно-денежной политики, а регулирование краткосрочных колебаний совокупного спроса, уровня и перераспределения дохода в экономике наиболее эффективно осуществлять с помощью мер бюджетно-налоговой политики. При определенных условиях фискальная политика может быть таким же эффективным инструментом борьбы с инфляцией, как и кредитно-денежная.

    Разделение бюджетных и денежных мер в результате регулирования экономических процессов основывается в основном на классических экономических теориях. К примеру, количественная теория денег описывает связь между темпом роста цен в экономике с темпами роста денежной массы в условиях неизменных темпов роста доходов и скорости обращения денег. Таким образом, регулирование инфляции должно производиться кредитно-денежными методами.

    Классическая экономическая теория предполагает, что в результате налоговой политики сдерживания в долгосрочной перспективе происходит рост инвестиций и сокращение реальной ставки процента, но никак не влияют на уровень инфляции.

    На основании монетаристских теорий, главными причинами инфляции являются рост денежной массы и ожидания экономических агентов по поводу темпов изменения цен. В границах данных теорий, основной причиной инфляции в России выступает дефицит государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета покрывается посредством выпуска денег и, на основании этого, повышение уровня налогов должно способствовать сдерживание роста цен.

    Таким образом, вышеописанные теории не связывают причину инфляционных процессов с нагрузкой налогового бремени на экономику и не считают налоговую политику достаточно эффективным инструментом борьбы с инфляцией.

    Несмотря на это, имеют место и альтернативные подходы к рассмотрению причин роста цен. Сочетание моделей IS-LM и AD-AS раскрывает, что при росте величины взимаемых в государстве налогов в краткосрочном периоде происходит падение дохода и выпуска, а также ставки процента. Снижение уровня дохода при любом заданном уровне цен приводит к сдвигу кривой совокупного спроса и вызывает дефляцию. Поэтому, зависимость изменения уровня налоговой нагрузки и цен отрицательна.

    Кривая Филлипса и теория адаптивных рациональных ожиданий детерминируют отрицательную связь инфляции, с одной стороны, и циклической безработицы, — с другой. Кривая Филлипса доказывает, что в краткосрочной перспективе повышение налогового бремени в конечном счете приводит к спаду производства, повышению уровня безработицы, снижению доходов в государстве и сокращению инфляции спроса [3, c. 49].

    Повышение налогового бремени экономических может привести к инфляции в результате смещения не только кривой спроса, но и предложения. Причина инфляции предложения связана с резким изменением условий в экономике. Данное изменение затрагивает издержки производства товаров, в результате чего осуществляется рост цен на производимую продукцию. Данный фактор вызывает сдвиг кривой совокупного предложения и представляет собой основу для одновременного снижения уровня производства и роста цен, или стагфляции.

    Резкие изменения уровня налоговой нагрузки могут вызвать «инфляцию издержек», что может привести к «шоку предложения» в целом по экономике и росту инфляции. «Инфляция издержек» как экономический феномен появляется тогда, когда осуществляется рост цен на сырье и материалы, применяемых в большинстве отраслей. Это затрагивает издержки производства значительной доли товаров.

    Подобное явление имело место в Российской экономике в период с 2008 по 2012 год. Повышение тарифов естественных монополий, а именно на электроэнергию и железнодорожные перевозки, с одной стороны, и повышение внутренних цен на газ и бензин, — с другой, привели к росту немонетарных причин и факторов, способствующих инфляции.

    Таким образом, в государстве инфляционные процессы могут изменяться при помощи мер, как только кредитно-денежной, так и бюджетно-налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика представляет собой более эффективным инструментом управления инфляцией. Это утверждение верно, если:

    ‒ происходит резкое повышение налогового бремени субъектов экономической деятельности, производящих продукцию, которая выступает сырьем для производства большинства товаров в экономике;

    ‒ вызванное ростом налоговой нагрузки повышение цен в ряде отраслей экономике приводит к тому, что вклад немонетарных причин и факторов в формирование инфляции достаточно значителен.

    В случае, если рост цен происходит опережающими темпами в отраслях, производящих продукцию, представляющих собой значительную долю потребления для низкодоходных слоев населения, повышение налоговой нагрузки на такие отрасли способствует социальной дифференциации.

    Таким образом, в статье была рассмотрена роль системы налогообложения в экономике государства. Налоги невозможно сводить лишь к денежным отношениям. Налоги, прежде всего, представляют собой совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения доходов, необходимых для решения общегосударственных задач.

    При определенных условиях фискальная политика может быть таким же эффективным инструментом борьбы с инфляцией, как и кредитно-денежная.

    1. Зарук Н. Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978–5-16–011742–3
    2. Дадашева А. З. Финансы: Учебник / Дадашева А. З. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 178 с. (Переплёт) ISBN 978–5-9558–0457–6
    3. Гринберг Р. С. Экономика общественного сектора: Учебник/Р. С. Гринберг, А. Я. Рубинштейн, Р. М. Нуреев; Под ред Белоусовой О. М. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 440 с. (Высшее образование: Магистратура) (Переплёт) ISBN 978–5-369–01432–5

    ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

    Нало́г - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований. Налоги бывают официальными и скрытыми.

    Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

    Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

    Налоги подразделяются на несколько видов.

    Прямые и косвенные

    Налоги делятся на прямые, т.е. те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства, и косвенные, т.е. налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные.

    К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.

    Аккордные и подоходные

    Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

    Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

    Подоходные налоги сами делятся на три типа:

    • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает[1]. (См. Прогрессивное налогообложение).
    • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента ставка падает и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.
    • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

    Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

    • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной.
    • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).
    • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

    В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    Ø Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и. д.

    Ø Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    Ø Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

    Ø Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    В современном государстве налоги играют наиважнейшую роль в функционировании и благополучии страны, региона и соответственно каждого города. В сложное для нашей страны время налоги являются одними из главных рычагов в улучшении экономической, политической стабильности.

    Стабильность правоотношений, государственная гарантия свободы, благополучие и экономическая надежность в развитии страны во многом зависят от экономической сущности и функции налогов. Надо сказать, что неправильный подход к этому вопросу, как правило, приводит к инфляции, кризису, падению экономики, безработицы.

    В основе любой стабильности лежит соблюдение принципов законодательства (в том числе и налогового законодательства), при этом суммы денежных средств, изымаемых законно в пользу государства, не должны достигать той отметки, при которой ухудшалось бы материальное положение налогоплательщика и нарушались его права и принципы, провозглашенные Конституцией Российской Федерации. С другой стороны, суммы изъятий должно хватать для реализации основных задач и функций государства.

    Таким образом, нарушение баланса между налогоплательщиком и государством может создать экономическую и социальную напряженность в стране.

    В результате появляются:

    • высокий уровень налоговых правонарушений,
    • уменьшение процента собираемости налога,
    • экономическая нестабильность и хаотичность в налоговых отношениях.

    Для пресечения таких негативных последствий государство должно действовать по принципу сочетания как своих интересов, так и интересов населения в лице налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей и организаций).

    Проанализировав основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг., можно сделать выводы, что в среднесрочной перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики направлены на создание налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость государства[2].

    Существующая система налогообложения выполняет свои главные функции: фискальную, контрольную, поощрительную, регулирующую и распределительную (социальную)[3].

    В кризисный период, особое значение имеет распределительная (социальная) функция. Резкое расслоение общества по уровню дохода – угроза стабильности, тревожный сигнал для государства. Благодаря перераспределению общественного продукта между различными категориями населения, в целях снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе можно предложить несколько внедрений в налоговую систему:

    • табачные изделия,
    • повышение налогового бремени на богатые слои населения,
    • повышение ставок на товары, вредные для здоровья, такие, как алкоголь, и использование льгот по налогам для малоимущих слоев населения.

    В современном обществе налоги должны представлять собой инструмент органов публичной власти, направленный на нивелирование социальных противоречий между высоко- и низкодоходными категориями населения и на уменьшение дифференциации в социально-экономическом развитии регионов.

    Использование налогов является одним из экономических методов управления и самое главное - обеспечением взаимосвязи государственных интересов с интересами связанных на коммерческой основе индивидуальных предпринимателей и организаций. Государство должно пытаться минимизировать налоговое бремя налогоплательщиков.

    Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных доходов в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней.

    Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности. Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана.

    Для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСНО) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН)[4].

    То, как осуществляется налогообложение субъектов малого бизнеса, имеет огромное значение для развития экономики государства: ведь высокие налоги и сложные схемы снижают привлекательность предпринимательства, вынуждают небольшие фирмы уходить «в тень», а некоторые вообще прекратить деятельность. Главная же задача эффективного налогообложения - не допустить этого, а, наоборот, стимулировать развитие малого бизнеса.

    Деятельность мелких фирм и частных предпринимателей регулируется ФЗ «О развитии малого предпринимательства. » № 209 от 24.07.2007 (посл. изм. от 29.12.15).

    В соответствии с этим нормативным актом к сегменту малого бизнеса относятся юридические лица и предприниматели, которые отвечают следующим критериям:

    • доля других обществ в их учредительном капитале не превышает 25%;
    • среднегодовая численность работников в штате предприятия не больше 100 человек включительно;
    • годовой размер выручки не должен превышать 800 млн руб. (в соответствии с недавним постановлением Правительства РФ от 13.07.15 г.).
    • Налоги для малого бизнеса должны стимулировать развитие этого сегмента экономики с тем, чтобы:
    • активизировать развитие инновационных видов деятельности;
    • повысить привлекательность занятия бизнесом среди населения, чтобы в итоге снизить уровень безработицы;
    • обеспечить рост квалификации работников, занятых в сегменте малого предпринимательства;
    • способствовать притоку зарубежных и отечественных инвестиций в сегмент малого бизнеса;
    • повысить уровень конкуренции на рынке, а значит, стимулировать рост качества предоставляемых услуг и реализуемой продукции.

    Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу разработаны на законодательном уровне, так как это является необходимым для четкого определения малых предприятий при оказании государственной поддержки развития малого бизнеса, а также это нужно для применения налогообложения малого бизнеса.

    С 2016 г. с целью снижения налоговой нагрузки местные органы власти получили право уменьшать ставку налога в зависимости от частного предпринимателя и вида его бизнеса.

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента появления государства, ибо развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Каждый из нас знает, что в современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    Налоговая система также является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

    Таким образом, из всего вышесказанного следует, что система налогообложения должна быть переориентирована на приоритет интересов развития экономики нашей страны, с дополнением мер по организационно-методическому совершенствованию функционирования самих налоговых органов. Всё это будет способствовать повышению эффективности налогового регулирования, созданию необходимых предпосылок для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор. В обществе должна быть создана атмосфера уважения к налогу, которая основана на понимании того, что существование налоговой системы и установленные государством правила взимания конкретных налогов — экономическая необходимость. Бесспорно, без всего этого экономический подъем России просто невозможен.

    Но при этом следует руководствоваться правилом: «Хорошее государство — не то, которое имеет много доходов, а то, которое дает возможность иметь много доходов обществу».

    [1] Налоговая политика государства: Учебник и практикум для академи­ческого бакалавриата / Под ред. Н. И. Малис. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 61.

    [2] Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 гг. URL: http://minfin.ru/

    [3] Тарасова В.Ф., Владыка М.В., Сапрыкина Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник / Под общей ред. В.Ф. Тарасовой. 3-е изд. 2016. С. 14-16.

    1.2 Принципы налогообложения

    В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

    бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

    Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

    «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

    Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

    Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

    Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

    Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

    Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

    Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

    Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

    • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
    • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

    • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
    • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

    • всеобщность налогообложения;
    • равномерность налогообложения.

    Принципы налогового администрирования:

    • определенность налогообложения;
    • удобство уплаты налогов;
    • максимальное уменьшение издержек взимания.

    Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

    Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

    Первое направление — экономические принципы.

    Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

    и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

    Вертикальный аспект предполагает, что:

    • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
    • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

    Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

    В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

    Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

    Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

    Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

    Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

    Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

    Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

    Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

    Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

    Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

    Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

    Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

    Третье направление — юридические принципы налогообложения.

    Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

    Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

    В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

    Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

    Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

    Читайте также: