Жители римских провинций не уплатившие налоги становились рабами

Опубликовано: 15.05.2024

DELETED

Вообще, история с рабством куда сложнее и запутаннее, чем кажется. На самом деле, мы довольно слабо представляем себе, как именно функционировала римская экономика. Для меня (как для профессионального экономиста, с детства увлеченного историей) это является предметом особого интереса, но чем глубже я туда закапываюсь, тем больше возникает вопросов, и тем более далекой от истины кажется "традиционная" версия, изложенная в школьных учебниках.

Самый простой пример. Если следовать марксистской логике в описании функционирования рабовладельческой экономики, как объяснить тот факт, что после Сицилийских восстаний и восстания Спартака и до самого конца античного мира (а это добрых полтысячелетия!) мы не видим больше рабских выступлений сопоставимого масштаба?

Дальше - еще интереснее. Если зарыться поглубже в то, что нам известно о том же самом Спартаке и сицилийцах, выясняется, что и с ними далеко не все так просто и однозначно. У многих современных историков на Западе есть серьезные сомнения на предмет того, насколько вообще "рабскими" были эти восстания по своему характеру. То, что рабы в них участвовали - это сомнения не вызывает (они неизбежно участвовали везде, где была возможность побесчинствовать и пограбить). А вот то, что рабы были основной движущей силой этих восстаний (Спартак), или что основными мотивами восстания были мотивы социальные, а не национальные (Сицилия) - очень даже вызывает.

Восстание Спартака многие сейчас считают последним рецидивом Союзнической войны. Предполагается, что оно было более италийским, а конкретно - самнитским, чем рабским. Рабским же его объявил Сенат по причинам идеологического характера (римлянам не хотелось официально признавать тот факт, что сопротивление италиков еще не было подавлено на 100%). Как предлог был использован действительно имевшй место факт наличия беглых рабов в рядах повстанцев.

Касательно самого Спартака, есть серьезные сомнения в том, что он был а) фракийцем ("фракиец" - это вообще-то специализация гладиатора, которая совершенно не имела отношения к его реальному происхождению); б) рабом (гладиаторы в ту эпоху - совершенно не обязательно рабы, и даже чаще - не рабы, а свободные наемники-профессионалы, хоть и подписывавшие кабальные по условиям контракты на определенный срок). Скорее всего, он был италиком или даже римлянином, весьма вероятно - ветераном римской армии (дело-то происходит вскоре после войн Суллы), возможно - уроженцем Капуи или близлежащих мест (уж очень хорошо он их знал).

DELETED

Еще немного информации к размышлению. До сих пор расхожей и популярной является теория о "непроизводительности" рабского труда. Мне ее приходилось слышать в том числе и из уст преподавателей экономической теории. Так вот, должен разочаровать всех любителей простых и универсальных объяснений - данная теория имеет политическое, а не экономическое происхождение, и всецело является пережитком идеологии аболиционистского движения XIX века. Экономически же она обоснована лишь весьма поверхностно.

Два крупных современных американских экономиста, Фогель и Энгерман, подробно исследовали данный вопрос (применительно к рабству в южных штатах США в XIX веке, но их выводы вполне применимы и к античности), и изложили свои выводы в книгах "Time on the Cross" и "Without Consent or Contract". Книги эти наделали огромный шум в западной экономической науке и публицистике, авторов пытались обвинить в ревизионизме, расизме, фашизме и прочих грехах, но научно обоснованно опровергнуть их выводы никто так и не смог.

В чем эти выводы заключаются? Фогель и Энгерман очень подробно и скрупулезно, с цифрами в руках, с привлечением всевозможных графиков и диаграмм доказывают следующее:

1. Рабство в сельском хозяйстве не только не является непроизводительным - при условии правильной организации труда оно по своей производительности оставляет далеко позади свободное фермерское хозяйство.

2. Аграрное рабовладельческое хозяйство (опять-таки, при условии правильной организации и грамотного управления) является гиперрентабельным объектом капиталовложений, который с успехом может поспорить по выгодности для инвестора с железными дорогами и промышленностью (напомню, Ф. и Э. пишут об Америке середины XIX века).

3. Рабство вполне совместимо с современным (т.е., опять-таки, образца середины XIX века) уровнем технического оснащения и механизации труда. Более того, оно совместимо с промышленным производством - в южных штатах в 1850-е годы были удачные эксперименты по применению рабского труда, например, на металлургических заводах, и только Гражданская война помешала дальнейшему развитию этой тенденции.

4. По сути, все реальные причины отмены рабства в XIX веке носили неэкономический характер - политический, культурный, религиозный, какой угодно, только не экономический.

Штука в том, что все вышеизложенное с тем же успехом, что называется, "легким движением руки", может быть применено и к античности. кроме тех самых "культурно-религиозных" факторов, которых в Риме не было и в помине. Заставляет несколько иначе взглянуть на экономику Рима, не так ли?

Darkangel Шнайдер

DELETED

DELETED

""Рабство в сельском хозяйстве не только не является непроизводительным - при условии правильной организации труда" - что это за правильная организация труда ? Где и когда был этот, так сказать, идеал ?"

Напомню, что я пересказываю своими словами мнение экономистов Фогеля и Энгермана, изложенное в упомянутых мной выше книгах. Одна из них, кстати, у меня имеется в электронном виде (на английском), если интересно - могу поделиться.

"Правильная организация рабского труда", о которой я говорил, имела место на хлопковых плантациях Юга США в середине XIX века, она подробно описана у Фогеля и Энгермана.

Если в двух словах, то местами она напоминала поточное производство в промышленности, с четким разделением производственных функций (высокая специализация внутри бригады). Плюс постоянный прессинг (как физический, так и моральный - подбадривание, прикрикивание и т.д.) со стороны профессиональных надсмотрщиков (с характерным названием "drivers"), заставляющий бригаду работать в очень высоком темпе. Плюс своеобразное "социалистическое соревнование" между несколькими бригадами, с поощрением победителей. Плюс максимальное задействование труда даже не полностью трудоспособных рабов (старики плетут корзины и чинят инвентарь, женщины преклонного возраста няньчатся с детьми, высвобождая родителей для работы в поле, больные тоже что-нибудь полезное делают, а не просто лежат и болеют). При условии хорошего менеджмента такое хозяйство было весьма эффективно и по производительности легко затыкало за пояс свободных фермеров (примерно так же, как мануфактура, даже небольшая, затыкает за пояс ремесленников-кустарей).

"хотелось бы подробней узнать об этих экспериментах и где в 1850-х годах на юге была промышленность."

В 1850-х на Юге был промышленный бум (капиталы, вырученные от беспрецедентных продаж хлопка, активно инвестировались в железные дороги и заводы). Развивалась сталелитейная промышленность, судостроение. Конечно, Юг отставал по промышленному развитию от Севера, но на общемировом уровне выглядел вполне прилично. По состоянию на 1860 г., если брать его как отдельное государство (отдельно от Севера), Юг был четвертой промышленной державой в мире (после Великобритании, Северных Штатов и Франции, опережая Пруссию; про Россию вообще лучше молчать, чтобы не расстраиваться).

Эксперименты с использованием рабского труда имели место, в частности, на металлургических заводах Tredegar Iron Works в Ричмонде, Вирджиния. Дело в том, что методика организации труда на плантациях (см. выше) не сильно отличалась от того, что требовалось для промышленного конвейера. Точно такая же специализация, разбиение сложного процесса на множество простых действий, по принципу - один человек, одно действие. Никакой особой "технической квалификации" на низовом уровне не требовалось (в чем, собственно, и был секрет эффективности мануфактур в сравнении с традиционными ремесленниками). Только обычная сноровка, реакция и т.п. Рабы прекрасно с этим справлялись.

Эксперименты прекратили с началом Гражданской войны, поскольку опасались саботажа или бунта со стороны рабов под влиянием аболиционистской пропаганды (как потом выяснилось - зря опасались, никаких серьезных рабских волнений или восстаний на Юге во время войны не было).

"Вообще всё это напоминает какой то "новый взгляд" на историю, это конечно интересно, но не более того."

Фогель с Энгерманом за свое исследование, вообще-то, Нобелевскую премию получили. Они одни из основателей современной клиометрической методики в истории экономики. Буря эмоций, конечно, была страшная - в чем их только не обвиняли в Штатах, в расизме, фашизме, ревизионизме, и т.д., только все без толку - потому что никакого расизма у них там нет, конечно, зато есть масса цифр, которые никому за 20 лет так и не удалось опровергнуть. Сейчас это уже солидная классика западной экономической теории.

Казалось бы, простейший вопрос – сколько было рабов в Древнем Риме? Однако, оценки историков колеблются от 8 до 33 процентов от всего населения Рима. Почему такой разброс и с чем он связан? Сами римляне не вели учёт всех рабов, так что прочитать о числе рабов в Древнем Риме у Тацита или Светония, мы, к сожалению не можем. Учёным приходится использовать иные, косвенные методы и поиск ответа на такой, вроде бы совсем простой вопрос, превращается в почти детективное расследование.

Рабы составляли основу экономики Древнего Рима задолго до того, как Рим стал Империей. Рим – классическое рабовладельческое государство. А какова численность рабов, принадлежавших римлянам? Ответить непросто, хотя бы потому, что сам Рим в разные моменты своей истории был совершенно разным, как по географическим размерам, так и по численности населения. Доля рабов среди жителей римского государства также колебалась из-за самых разных факторов. Например, после удачных завоевательных походов, количество рабов, разумеется, увеличивалось. Пленных, а также какую-то часть завоёванного народа, римляне обращали в рабство и этим увеличивали количество рабочей силы в своей стране – гастарбайтеров ещё не изобрели, сами римляне предпочитали воевать и управлять, в крайнем случае сидеть на вэлфере (тогда это называлось иначе, но суть была примерно та же), но не вкалывать на прочистке акведуков, не говоря уже о починке городской канализации. Внешний приток рабов для римлян - традиционный простой, надёжный и эффективный метод подъёма экономики.

Начать следует с подсчёта всего населения Древнего Рима. Римское государство периодически проводило переписи населения, но увы, вёлся учёт только полноправных римских граждан, детей не считали вообще. У историков есть и иные способы подсчёта населения Рима. Чтобы обеспечить народу “хлеба и зрелищ!”, нужно знать, сколько именно хлеба надо испечь и сколько для него нужно пшеницы, которая привозилась в основном из Сицилии и Африки (например, Египта, бывшего колонией римлян и ставшего основной житницей Империи). Но это для прокорма только римского плебса, а сколько человек жило по всей Италии? Не говоря уже о других римских провинциях. Кроме того, есть ещё вопрос, кого вообще считать римлянином. Формально, рабы вообще не римляне, поскольку не имеют римского гражданства. Римский гражданин рабом быть не может, это одна из фундаментальных норм Римского права. Рабы – не граждане, но при этом жители Римской Империи, так же как и прочее её население, не имеющее гражданства. А получить гражданство не-гражданину, даже если все его предки и он сам всегда жили в Италии, было совсем не просто. Римское гражданство – привилегия, не всем доступная.

Во время расцвета Рима, барьеры при получении гражданства практически рухнули и в граждане записывали не только всех италиков (то есть уроженцев апеннинского полуострова), но и жителей новоприобретённых провинций, причём зачастую целыми городами, без разбора. Количество граждан Римской Империи уже к первому веку новой эры превысило 4 миллиона, но при этом привилегии граждан сокращались и урезались. Всё население столицы Империи, самого города Рима, максимально составляло до 700 тысяч горожан, т.е. в десять раз меньше, чем в нынешней Москве. А всех центральных провинций (Италия, Сардиния, Сицилия и Корсика) – примерно столько же, сколько москвичей, 7-8 миллионов человек.

В Римской империи, кроме полноправных граждан и их рабов, жило множество самого разного народа – от мигрантов из других стран до зависимых крестьян (так называемые “колоны”, в позднем Риме они составляли большинство крестьянского населения Италии), которые формально рабами не были, но и свободными гражданами тоже. По статусу их обычно сравнивают с крепостными из более позднего феодального общества. Получается, что численность населения Римской Империи в целом, известна лишь приблизительно, плюс-минус миллион-другой. А количество рабов?

Как ни странно, их сосчитать несколько проще. Наименьшую часть рабов составляли “домашние рабы”, прислуживавшие в богатых семьях. Но семей, могущих себе позволить купить и содержать таких рабов, было очень мало относительно огромной массы населения Римской Империи. Сколько-то рабов принадлежали не частным лицам, а ремесленническим цехам, в которых они выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Но основная масса рабов трудилась на латифундиях, точно так же, как и в американских южных штатах 19-го века. Именно в сельском хозяйстве труд раба был самым выгодным для его хозяина. Как раз в период расцвета крупного землевладения в Древнем Риме, рабство в нём стало основой экономики. Зная количество и размеры латифундий, и количество рабов, необходимое для работ на латифундии определённого размера и специализации (например, выращивают на ней зерно или же виноград), можно определить примерное количество рабов, трудившихся в римском сельском хозяйстве.

В провинциях, особенно удалённых, крупных землевладений было не так уж много и рабов там было в разы меньше, чем в Италии и других центральных землях Римской Империи.

Если говорить о сколько-нибудь точных цифрах, то по нынешним оценкам, из 65 миллионов населения Древнего Рима в период его максимального расцвета (2-й век нашей эры), рабов было максимум 11 миллионов, из них около 4 млн. проживало в городах, а 7 млн. в сельской местности. Для сравнения, городского пролетариата, свободных, но неимущих горожан, по всей Римской империи насчитывалось примерно 8.5 млн. человек, крестьян-арендаторов, не имеющих землю в личной собственности, было около 40 млн. Да, рабов у римлян было очень много. Но они составляли далеко не половину, и даже не четверть всего населения Древнего Рима, а лишь одну шестую его часть.

Римский историк Кассий Дион Коккеян в начале III в. до н. э. следующим образом доказывал обоснованность налогов: «Откуда же взять необходимые средства на содержание армии и на покрытие остальных государственных расходов? Я объясню это вам, но сначала хотел бы подчеркнуть, что даже в том случае, если бы у нас была демократия, деньги для государственного бюджета все равно понадобились бы. Ибо без солдат государство существовать не может, а без денежного довольствия мы не в состоянии содержать армию. Итак, налогообложение вовсе не отличительная черта монархии, любая форма правления требует взимания налогов. Нам следует облагать сборами любую собственность, приносящую прибыль ее владельцу, и для этого станем взимать налоги в империи повсеместно. Ведь вполне справедливо то, что ни одно лицо и ни одна местность не останутся свободными от налогов, в то время как сами они, подобно всем остальным, пользуются благами, которые государство представляет всем посредством взимания налогов. »

Во времена, когда Рим был небольшим городом-государством, его общественные расходы были невелики, избранные магистраты выполняли свои должности безвозмездно. Tributum - налог на военные цели, мог быть возвращен из трофеев в случае победы. Он был разновидностью поземельного налога, взимавшегося в денежной форме.

Определение суммы налогов называлось цензом (census) и проводилось каждые 5 лет специально избранными чиновниками высокого ранга - цензорами. Они же составляли списки граждан и военнообязанных. Цензоры делили людей на классы в соответствии с их имущественным положением.

К 250 г. до н.э. Риму принадлежала вся Средняя Италия с многочисленными городами. Это повлекло усложнение налоговой системы Рима. В городскую казну поступали доходы от сдачи в аренду земель, сбора пошлин и других коммунальных налогов с горожан. Эти налоги и повинности назывались «numera». Определение суммы налога, как и в Риме, производилось каждые пять лет. Кроме того, жители привлекались к уплате государственного налога - «tributum».

После окончания третьей Македонской войны в 168 г. до н. э. в руки Рима попали богатые трофеи и «tributum» на длительное время был отменен.

Доходы от зависимых государств и вновь приобретенных провинций полностью покрывали текущие расходы. Поэтому граждане Рима были полностью освобождены от уплаты поземельного налога.

В завоеванных Римом государствах, ставших его провинциями, сохранялись действовавшие там налоговые системы, только налоги теперь поступали в Рим. Если же на провинцию распространяли действие законов Рима, то его жители приобретали римское гражданство и освобождались от уплаты поземельного налога.

Так как стройной административной системы на ранних стадиях развития Рима не было, в провинциях не существовало государственных финансовых органов. Поэтому для сбора налогов привлекали откупщиков (publicani), что порождало коррупцию и злоупотребления властью.

Позднее, при императоре Августе Октавиане в I в. н. э., в провинциях были созданы филиалы фиска в виде финансовых учреждений, контролирующих определение суммы налога и его взимания.

Для проведения оценки налоговых возможностей провинций, более справедливого распределения налогового бремени и повышения налоговой отдачи проводились провинциальные цензы. Для этого составлялись карты провинций, уточнялось местонахождение городов, дорог, рек, землевладений.

Обмерялись земельные угодья каждой городской общины. Составлялись кадастры по каждому городу империи, содержащие сведения о землевладельцах и другую налоговую информацию. Затем проводился сам ценз - перепись имущественного состояния граждан. Он проводился раз в 20 - 30 лет. Главным налогом был поземельный, составлявший примерно одну десятую доходов. Кроме того, облагались налогом фруктовые деревья, виноградные лозы, дома и строения, скот и рабы, другие ценности; каждый житель провинции должен был платить подушную подать. Финансовый прокуратор отвечал за взимание и других налогов:

- с оборота в размере 1% от стоимости товаров;

- с торговли рабами - 4%;

- на освобождение рабов - 5%;

В 6 г. н. э. император Август Октавиан ввел налог с наследства - 5%. Им облагались только граждане Рима, но не провинций. Налог имел целевой характер - на выплату пенсий профессиональным солдатам; их родственники были от налога освобождены. Августом были введены новые таможенные пошлины со всех ввозимых и вывозимых товаров. В среднем ставка составляла 5%, но дифференцировалась в зависимости от вида товара. Император Диоклетиан устанавливает промысловый налог.

Но налоговых чиновников было мало и они поручали сбор налогов общинам. Годовой объем бюджета Римской империи равнялся почти миллиарду сестерциев, при численности населения около 60 млн. человек. В среднем с человека бралось около 15 сестерциев в год, или в натуральном выражении примерно 40 кг пшеницы.

Военные расходы составляли около 400 млн. сестерциев в год. Пограничные провинции, где размещалась большая часть армии, получали из бюджета больше, чем вносили в него. Приток денег способствовал ускорению и углублению процесса урбанизации в пограничных провинциях. За счет бюджета строились крепости, дороги, мосты, акведуки, морские и речные порты, общественные здания.

Налоговую систему и другие хозяйственные традиции и законы Римской империи унаследовала Византия. В ней до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог; подушная подать; налоги на оснащение армии; налог на покупку лошадей; налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от военной службы; пошлина на продажу товаров (от 10 до 12,5%); пошлина на выдачу государственных актов и т.д.

Если построенное здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф - «налог на воздух». Особые налоги платили сенаторы, чиновники и офицеры, получившие повышение в должности

Рассмотрим вопрос о налогах как главном источнике доходов Древнего Рима.

Во времена ранней республики римские граждане не уплачивали постоянного налога с поземельной собственности. Однако за пользование общественной землей они должны были платить налоги в денежной и натуральной форме.

Союзники (италийские общины) тоже не платили налогов, но они были обязаны за свой счет содержать пехоту и конницу, которые выставлялись по требованию Рима. Освобождение италиков от необходимости уплаты поземельного налога в государственную казну (зародилось во времена республики) они понимали как своё право.

В Древнем Риме для реализации военных нужд римские граждане были обязаны платить так называемый трибут (согласно спискам по трибам). Подобный платеж можно рассматривать как своеобразный заем государства, который впоследствии возвращался с прибылью в связи с захватом земель, имущества и рабов у поверженного соперника.

В период империи отмечается усиливающееся взыскание прямых налогов в натуральной форме. Император Максимин (235-238 гг. н.э.) определил для северной части Италии обязанность поставлять для его двора в Милане припасы (аннону). Остальные области передавали Риму дерево, известь, овощи, вино.

Провинциалы уплачивали так называемый стипендиум, под которым понималась подать, налагаемая сенатом на всю провинцию. Данная поголовная подать фактически представляла собой продолжающуюся военную контрибуцию. Они также платили декуму, под которой понималась поземельная подать в размере 1/10 части от земельного продукта.

Указанный платеж следует рассматривать как своеобразную арендную плату владельцев земли её собственнику, т.е. Риму.

Денежные налоги с крестьян-ремесленников подкреплялись натуральными повинностями: строительство мостов, прокладка и ремонт дорог, строительство и ремонт императорских дворцов. Особенную тяжесть для населения имела квартирная и постойная повинность.

Кроме прямых налогов имелись и косвенные налоги, которые взимались с предметов потребления. К косвенным налогам периода республики следует отнести таможенные пошлины. К ним также относилась пошлина за отпускаемых на волю рабов (размером 5% их стоимости).

При императоре Августе стали облагать налогом наследство (в размере 1/20 части с каждого наследства). Этот налог уплачивал наследник при получении и принятии имущества.

В Древнем Риме ряд категорий населения имели определенные государственные повинности. Например, корабельщики были обязаны перевозить морем в Рим определенное количество хлеба. Купцы и торговцы уплачивали пошлину за получение права на торговлю.

Специального аппарата для сбора налогов в Древнем Риме не было. Они взимались путем применения откупной системы. Её суть состояла в том, что так называемые публиканы (откупщики), объединённые товариществом, заблаговременно вносили в государственную казну некую сумму денег, а потом взимали её с населения. Подобные права откупщики приобретали на аукционах, которые проводились цензорами в Древнем Риме.

Крупные откупные компании привлекали некоторое количество служащих: писцов, агентов. Они имели свои корабли и провинциальные конторы.

В период консульства Цезаря (59 год до н.э.) налоговая система Древнего Рима продолжает совершенствоваться. В результате происходит ограничение деятельности и доходов откупщиков-публиканов. Отныне данная система подвергается серьезному контролю. При этом откуп на косвенные налоги сохраняется, но прямые налоги в некоторых провинциях начинают поступать в казну напрямую от самих общин. В Галлии подать (трибут) собирают не публиканы, а вожди соответствующих племён, что облегчает положение налогоплательщика.

При императоре Августе откупа не были окончательно упразднены, но удельный вес откупов существенно сократился, поскольку многие налоги начали собирать непосредственно прокураторы.

В городах или муниципиях финансовые доходы поступали благодаря сдаче городских земель в аренду. Вторым источником доходов стали пожертвования местных магистратов (декурионов), которые после своего избрания осуществляли те или иные затраты в знак благодарности за оказанное им доверие. Отмечалась постоянная тенденция на усиление императорского контроля над городскими финансами и доходами.

При императоре Константине фискальная политика была отражена в изданных эдиктах (316-325 гг. н.э.), которые закрепостили куриалов (городскую верхушку). Куриалы были обязаны исполнять муниципальные повинности до своей смерти и даже передавать данную обязанность по наследству.

В Древнем Риме лишь небольшая часть городских общин была освобождена от налогов и не подчинялась власти руководителя провинции.

При императорах из династии Антонинов – Нерве и Траяне вводится должность городского куратора, который должен был контролировать состояние городских финансов и доходов. Правительство нацелилось на то, чтобы сделать города полностью ответственными за все сборы. Ещё в начале империи городам передается обязательство по сбору прямых налогов и формированию доходов.

В итоге правительство возлагает материальную ответственность за взимание налогов в каждом городе и округе на декурионов, а точнее на десять высших членов совета. В Древнем Риме провинциальные города уплачивали прямой налог, который назывался стипендией либо трибутом.

Ряд городов, которые считались союзными для Рима, не платили налогов. Правители провинций (проконсулы и пропреторы) реализовывали фискальные функции на местах.

Жители провинций подвергались жестоким поборам правителями, которых туда посылал Рим. Вымогательства данных правителей нередко их полностью разоряло. Иногда императоры великодушно прощали недоимки в отдельных провинциях. Однако это происходило в тех случаях, когда недоимки уже было невозможно взыскать.

1.7. Долговое рабство в Древнем Риме

Одно из наиболее ужасных и отвратительных последствий ростовщичества — долговое рабство, т.е. превращение должника в раба заимодавца. В истории древнего мира это был второй по значимости источник рабов после военных захватов пленных.

История долгового рабства восходит к Древнему Вавилону. Правда, законы Хаммурапи ограничивали срок пребывания человека в долговом рабстве тремя годами; после этого он опять становился свободным, а его долг считался погашенным. При этом кредитор не мог продавать раба-должника иным лицам. Заемщик в качестве обеспечения своих обязательств мог предложить свою жену, но и она должна была быть возвращена по истечении трех лет.

В Древней Греции должник лишался гражданства, при необходимости вместе с членами своей семьи мог обращаться в рабство. Однако срок пребывания в рабстве ограничивался пятью годами. Раб-должник при этом имел некоторые права в отличие от обычного раба.

Существовало долговое рабство и у древних евреев. Мы читаем в Ветхом Завете (Книга Притчей Соломоновых): «Богатый властвует над бедным, а должник делается рабом заимодавца». Правда, в том же Ветхом Завете мы читаем, что взимание процента у древних евреев запрещено (по крайней мере, в случае дачи займа еврею; такого запрета нет в случае дачи займа инородцу). Но в случае невозвращения основной суммы займа еврей также мог быть обращен в рабство. Однако у евреев существовали так называемые «юбилейные годы», когда долги обнулялись и долговые рабы получали свободу[56].

Многие нормы римского права, имевшие отношение к проблеме долга и должников, учитывали практику других стран. Прежде всего — Древней Греции. Но в целом римские нормы были более жесткими.

В ранние периоды римской истории наказания должников за неполную и несвоевременную выплату долга были очень жестокими — даже хуже, чем обращение в рабство. Договор займа, по которому средством обеспечения являлось «мясо и кровь», назывался пехит (лат.), что значит «кабала». При нарушении ссудополучателем условий договора кредитор «налагал на должника руку» — заточал его в оковы, помещал в долговую яму. В течение 60 дней должник находился в колодках, и ему трижды предлагалось погасить долг. После этого должника могли предать смерти. Если у должника было несколько кредиторов, то его могли разрубить на части. Мы не знаем, в какой мере практически проводилась в жизнь такая мера (разрубание на куски), но нам известно, что Уильям Шекспир в своей пьесе «Венецианский купец» обыграл этот древний обычай, когда ростовщик Шейлок потребовал от должника фунт его плоти.

Как следует из древних источников, должник мог обращаться в раба и поступать в хозяйство кредитора или продаваться кредитором на рынке. При этом рабство могло быть пожизненным, раб-должник ничем не отличался от обычного раба, добытого в войнах.

Правда, римские законодатели оспаривали право ростовщиков превращать в рабов свободных граждан. Закон Петилия-Папирия (326 г. до н.э.) запретил обращать римских граждан в рабов за долги. Впрочем, этот закон не распространялся на жителей провинций, а также жителей метрополии, не имевших римского гражданства. Как отмечают исследователи, в провинциях, где ростовщичество действовало без тех ограничений, которые вводились в Риме (в провинциях процент достигал 48% в год), долговое рабство существовало еще несколько веков после принятия указанного закона.

Следует иметь в виду, что долговое рабство в провинциях возникало не только на почве ростовщического кредита, но также в результате неуплаты налогов в римскую казну. Впрочем, две эти причины долгового рабства в провинциях были тесно между собой связаны: в случае если налогоплательщик в провинции оказывался не способным уплатить налог или часть его, ростовщик (или откупщик налогов) предлагал этому человеку кредит. А через некоторое время, когда налогоплательщик (и он же должник по кредиту) окончательно оказывался неплатежеспособным, то его превращали в раба. Когда по распоряжению Сената Рима у Никомеда, царя Вифинии (северо-запад Малой Азии), потребовали выделить отряд ополченцев для римской армии, он ответил, что у него нет здоровых подданных, ибо все они забраны в качестве рабов римскими откупщиками налогов[57].

В любом случае должник не освобождался от необходимости уплаты долга: он должен был погашать его личным трудом. При необходимости использовался также личный труд членов семьи должника.

Также подлежало взысканию за долги имущество должника. Как правило, наиболее ценным имуществом была земля. Ростовщичество стало эффективным средством перераспределения земли в Древнем Риме в пользу ростовщиков (всадников), а отчасти и аристократов-землевладельцев. В конечном счете ростовщичество способствовало имущественной поляризации и люмпенизации римского общества.

Развитие ростовщичества оказывало влияние на все стороны жизни римского общества. История Древнего Рима — это не только история борьбы между патрициями и плебеями, свободными и рабами, аристократами и всадниками и т.п., но также история противостояния ростовщиков и их должников. Законодательные нормы, регулировавшие порядок выдачи и погашения ссуд, ответственность кредиторов и должников, менялись в зависимости от соотношения сил между этими социальными группами римского общества.

Также следует иметь в виду, что в римском классовом обществе длительное время существовала система «двойных стандартов». Те наказания, которые применялись в отношении должников-плебеев, не распространялись на должников-патрициев. Ответственность последних ограничивалась их имуществом, но не личной свободой.

Кстати, такую же систему «двойных стандартов» в сфере кредитно-долговых отношений мы имеем и сегодня. Если частное лицо имеет непогашенные долги (по банковским кредитам, по налогам, по коммунальным платежам и т.п.), то оно несет ответственность перед кредитором всем своим личным имуществом, а если его оказывается недостаточно, — то может оказаться в тюрьме. Это случай «личного банкротства».

А могут быть случаи «корпоративного банкротства». Те граждане, которые являются акционерами (пайщиками, партнерами) в компаниях, в случае банкротств этих компаний чаще всего выходят «сухими из воды». Как правило, это компании «с ограниченной ответственностью». Это означает, что не происходит взыскания с акционеров их личного имущества, они отвечают по своим обязательствам в пределах величины акционерного капитала и корпоративного имущества. Уголовная ответственность руководителей и хозяев компании возникает лишь в случаях откровенного мошенничества.

Жертвами «личных банкротств» становятся миллионы простых граждан. Долг каждой такой жертвы может исчисляться сотнями или тысячами (долларов, рублей, фунтов стерлингов и т.п.) При этом могут ломаться их жизни: они становятся «бомжами», нищими, пополняют ряды преступного мира, проводят многие годы в тюрьмах, продают себя в рабство и т.д.

Таким образом, в вопросах долговой ответственности современные законы и суды также четко дифференцируют граждан на две группы — «плебеев» и «патрициев». И это идет со времен Древнего Рима. Как гласит римская поговорка, «Quod licet Jovi, поп licet bovi» («Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку»).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Попытаемся понять рабство в Риме

Попытаемся понять рабство в Риме Как возможно, чтобы такое утонченное, развитое и продвинутое общество, как римское, столь уважающее право, столь любящее философию и искусство, оставившее нам шедевры во всех областях человеческого гения, могло принимать как данность

11.5. Берестяные грамоты в «Древнем Риме»

11.5. Берестяные грамоты в «Древнем Риме» После всего сказанного совсем другое звучание приобретает тот факт, что БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ В ЯКОБЫ ДРЕВНЕМ РИМЕ. Как мы теперь начинаем понимать, «античные» римские берестяные грамоты также писались отнюдь не в

ТОМ II – РАБСТВО В РИМЕ Глава первая. СВОБОДНЫЙ ТРУД И РАБСТВО В ПЕРВЫЕ ВЕКА РИМА

ТОМ II – РАБСТВО В РИМЕ Глава первая. СВОБОДНЫЙ ТРУД И РАБСТВО В ПЕРВЫЕ ВЕКА РИМА Выводы, к которым мы пришли на основании изучения истории общественных отношений в Греции, касающихся влияния рабства, могут быть проверены и найдут себе подтверждение в истории Рима. Число

В Древнем Риме

В Древнем Риме Вопрос 7.1Fides, pietas и virtus римляне считали тремя благородными устоями, тремя добродетелями, которые должны были быть присущи доброму римлянину старого закала.Помогите мне, пожалуйста, перевести эти слова на русский язык.Вопрос 7.2С чего начинались выборы

В Древнем Риме

В Древнем Риме Ответ 7.1Соответственно «верность», «благочестие» и «мужество».Ответ 7.2Приносили жертвы и молились богам.Ответ 7.3Молодые римляне, начиная свою политическую карьеру, выступали в судах с обвинительными речами.Ответ 7.4Надо было стать полководцем, одержать

1.4. Истинные масштабы рабства в Древнем Риме

1.4. Истинные масштабы рабства в Древнем Риме С легкой руки классиков марксизма у нас Древний Рим ассоциируется исключительно с рабовладением. В сознании среднестатистического россиянина Древний Рим — общество, в котором есть лишь рабовладельцы и рабы. По многочисленным

Глава IV. Современный ростовщический капитализм и долговое рабство

Глава IV. Современный ростовщический капитализм и долговое рабство Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца. Притч. 22:7 Деньги — это новая форма рабства, которая отличается от прежней своей безличностью. Поскольку между хозяином и рабом

4.9. Современное долговое рабство: формы и масштабы

4.9. Современное долговое рабство: формы и масштабы Как бы там ни было, но сегодня таких долговых тюрем «нового поколения» (пока) нет. А вот долговое рабство существует. Чаще всего оно незаметно, но при этом очень многообразно, всепроникающе и очень масштабно. По своей

Глава II Война и религия в Древнем Риме

Глава II Война и религия в Древнем Риме Тот, кто внимательно прочитал предыдущую главу, очевидно, понял, что отношение римлян к войне изначально определяли два главных обстоятельства. Это, во-первых, крестьянская тяга к земле, а во-вторых, стремление аристократии к славе.

§ 1. Возникновение государства в Древнем Риме

§ 1. Возникновение государства в Древнем Риме Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕМ РИМЕ А Август (лат. Augustus — «возвеличенный богом», 23.09.63 г. до н. э. в Риме — 19.08.14 г. до н. э. в Ноле) — сын дочери сестры Цезаря, Юлии; внучатый племянник Гая Юлия Цезаря, усыновленный им в завещании, с 27 г. до н. э. — император. Сопровождал Цезаря во время

§ 19. Развитие частного права в Древнем Риме

§ 19. Развитие частного права в Древнем Риме Система римского права С развитием преторского права, и особенно юриспруденции, римское право из хаоса исторических законов и традиций стало превращаться в стройную систему. Уходил в прошлое надобщественный характер

Читайте также: