Жители афин которые за право жить в афинском государстве должны были платить налог в казну

Опубликовано: 07.05.2024

Афины прославились демократией, философскими школами и театрами. Римские императоры уважали и одаривали афинян подарками за древнюю славу города.

Ранняя история Афин

Предметом национальной гордости афинян в Классическую эпоху был тот факт, что они считали себя коренным населением Аттики. В отличие от спартанцев, аргосцев и коринфян, пришедших и захвативших свои земли в ходе переселения дорийцев.

Первым мифическим царем Афин считался Кекроп, сын богини Геи и обладатель змеиного хвоста вместо ног. Ему приписывали ряд установлений вроде начала жертвоприношений богам и правил брака.

Афины существовали уже в Микенскую эпоху, но тогда они еще не претендовали на лидерство в греческом мире, как Микены, Аргос или Тиринф. Поселения в Аттике существовали уже в 3 тысячелетии до н. э. Во 2 тысячелетии до н. э. сами Афины были скромным поселением, но по-настоящему крупным центром был Элевсин.

В Темные века, последовавшие за падением Ахейской Греции, возник знаменитый афинский синойкизм. Этим словом эллины называли объединение нескольких полисов в один. Основоположником синойкизма древние называли легендарного царя Тесея. Скорее всего, это был процесс, растянувшийся во времени. Локальные культы поселений Аттики переносили на Акрополь Афин, где они становились частью афинской религии. Объединение Аттики закончилось в 7 веке до н. э. покорением Элевсина, который стал частью Афинского государства, но с некоторыми правами. В Элевсине проходили знаменитые религиозные мистерии, за организацию которых отвечали аристократические роды этого города.

1.jpg

В 8 веке до н. э. в Афинах, как и в большинстве полисов, была ликвидирована царская власть. Детали скрыты туманом. Популярным был сюжет о последнем царе Кодре, который пожертвовал собой ради Афин. Его сын Медонт отказался от царского звания и стал первым пожизненным архонтом. Позже архонты стали избираться на 10 лет, а с 7 века до н. э. — на один год. Потомки Кодра, Кодриды, остались в Афинах как один из знатнейших и уважаемых родов. К ним относились законодатель Солон, тиран Критий и философ Платон.

По сути, царская власть была распределена между несколькими должностями. Басилей (царь) ведал культовой сферой, архонт — политическими вопросами текущего момента, а полемарх — военной сферой.

В 7 веке до н. э. были составлены законы Драконта. Затем, в 590-е годы до н. э. провел реформы законодатель Солон. В конце 6 века до н. э. следующий законодатель Клисфен провел новую программу реформ, которыми были заложены основы демократии. Полностью демократическая система сложилась к середине 5 века до н. э.

Греко-персидские войны

Греко-персидские войны стали не только испытанием для всех греков, но и событием, с которого началось возвышение Афин. В 507 году до н. э. афинское посольство побывало у персидского сатрапа Артаферна. При заключении союза афинские послы, вероятно не до конца поняв смысл этого жеста, предоставили формулы «земли и воды». Она означала признание персидской власти над Афинами. Соответственно, давала и повод для войны — подчинение взбунтовавшегося полиса.

В 490−480-е годы до н. э. в Афинах действовало несколько влиятельных политиков. У каждого из них были свои предпочтения во внешней политике и способах борьбы с угрозой нашествия. В 490 году до н. э. самым влиятельным был Мильтиад, который видел защиту в развитии пехотного войска. Под его руководством афиняне выиграли битву при Марафоне. Через год он возглавил морскую экспедицию против Пароса, потерпел поражение, был осужден, приговорен к штрафу и вскоре умер.

После его ухода на первый план вышел Фемистокл. Его главной идеей было развитие военного флота. Вскоре после Марафонской битвы афиняне нашли в Лаврионских рудниках новую серебряную жилу. Фемистокл убедил сограждан не разделить серебро между жителями полиса (как это делалось обычно), а пустить его на строительство флота. В итоге, к нашествию Ксеркса афиняне смогли подготовить около 200 кораблей.

Афиняне понимали, что не смогут уберечь город от захвата. Поэтому население было эвакуировано на остров Саламин и в дружественный полис Трезен. Боеспособные мужчины должны были пополнить экипажи военного флота.

Перед началом войны был создан Эллинский союз для отражения нашествия. Главенство в нем получила Спарта, а ее полководцы — верховное командование. Собравшийся у мыса Артемисий в 480 году до н. э. флот состоял из 271 корабля, и 127 из них были афинскими. Командующий афинской эскадрой Фемистокл был вторым человеком в командовании объединенным флотом.

2.jpg

Командующий флотом Эврибиад хотел отступить, но Фемистокл убедил его принять бой. Морская битва при Артемисии закончилась ничьей. Из-за прорыва на суше объединенный флот отступил к Саламину. Персы взяли опустевшие Афины.

Флот у Саламина насчитывал уже 380 кораблей, 180 из которых были афинскими. Эврибиад снова хотел отступить, чтобы защищать Пелопоннес. Фемистокл, как пишет его биограф, пошел на то, что через доверенного раба посоветовал Ксерксу блокировать выход из залива. Греческий флот был вынужден пойти в бой и победил.

Афиняне вернулись в город. Оставшийся в Греции полководец Мардоний пытался заключить с Афинами сепаратный мир. Они отказались, и персы повторно взяли Афины, а население вновь было эвакуировано.

В 479 году до н. э. через год после Саламина греки одержали две победы над персами. В Беотии была выиграна битва при Платеях, где в рядах общегреческого ополчения сражались 8 тысяч афинян под командованием стратега Аристида. Одновременно у берегов Малой Азии при Микале была одержана еще одна победа, где сражались и афиняне под началом стратега Ксантиппа.

После победы население вернулось в опустошенный город. Афиняне начали строить новые стены. Спартанцы выступили против сооружения афинянами настолько мощных укреплений. Фемистокл прибыл в Спарту и тянул время переговорами, пока сограждане спешно достраивали стены. Так была заложена основа могущества Афин — военный флот и Длинные стены.

После изгнания захватчиков объединенный флот освободил полисы островов и Малой Азии. Вскоре после этого Спарта вышла из Эллинского союза, и Афины возглавили борьбу с Персией уже на ее территории.

Афинский морской союз: расцвет культуры и могущества

Делосский союз, пришедший на смену Эллинскому, был первоначально оборонительным и направленным на борьбу с Персией. Постепенно Афины становились сильнее, и союз утрачивал равноправный характер. В 454 году до н. э. союзная казна была перенесена с Делоса на Афины, и с этого времени говорят уже об Афинском морском союзе.

К 454 году до н. э. в союз входило около 200 полисов, к 431 — около 300. Члены союза, имевшие привилегированный статус, выставляли корабли в союзный флот, остальные — платили налог (форос). Для уплаты фороса территория союза была разбита на 5 округов. Доходы от союзников шли на укрепление военного флота и самих Афин.

Политика Афин в отношении союзников не всегда была мягкой. Восстания подавлялись, и восставшие теряли привилегированный статус. В подвластных городах иногда размещали гарнизоны. С 446 года до н. э. союзники были обязаны пользоваться только афинскими монетами. Чтобы решить проблему перенаселения и бедности афинян — они получали землю вне Аттики, оставаясь гражданами Афин.

5.jpg

Прибыли позволили фактическому правителю Афин Периклу организовать строительные работы и привлечь для этого мастеров со всей Греции. Задачей была перестройка Акрополя, чтобы сделать его достойным сильнейшего города Греции. Возведением храма Парфенона руководители архитекторы Иктин и Калликрат. Автором монументальной скульптуры Афины в храме был скульптор Фидий.

Враги говорили об Афинах, как о городе-тиране. И это было справедливо. В 431 году до н. э. Афины начали войну со Спартой. В ходе войны они потеряли всех союзников и были разбиты на море.

Афины проиграли Пелопоннесскую войну. По условиям мирного договора они теряли все — Длинные стены, флот и морской союз. В 4 веке до н. э. афинянам удалось восстановить морской союз, но он тоже просуществовал недолго.

Между Македонией и Римом

Хотя Афины проиграли войну Филиппу II, полис сохранил независимость. Все время похода Александра на Восток афиняне готовились к возобновлению войны. После смерти царя Афины и несколько других полисов объявили Македонии войну, вошедшую в историю под названием Ламийской (в честь крепости, сыгравшей в ней важную роль).

Хотя на первом этапе эллинам удалось добиться некоторых успехов, а на море афиняне собрали самый большой флот в своей истории, война была проиграна. Город переживал смуты, оказавшись между соперничающими полководцами Александра.

В 317 году до н. э. полководец Кассандр навязал афинянам правителя-философа Деметрия Фалерского. Через 10 лет он был изгнан Деметрием Полиоркетом, сыном полководца Александра Антигона. В почестях, которые граждане Афин дали своим освободителям проявилась новая эпоха, когда прежний гордый аттический город вынужден был раболепствовать перед царями.

Афиняне назвали Антигона и Деметрия богами-спасителями. На некоторое время должность архонта-эпонима была заменена на должность жреца этих богов. На пеплосе Афины, который ткали к каждому празднику Панафиней, были изображены цари-освободители города. На месте, где Деметрий впервые сошел с колесницы, возвели жертвенник. Наконец, к 10 аттическим филам прибавили еще две — Антигониду и Деметриаду. Поскольку от каждой филы заседало 50 членов Совета, этот орган власти из Совета Пятисот стал Советом Шестисот.

Позже Деметрий потерял Афины, затем — снова вернул. В 287 году до н. э. Афины вернули себе свободу, изгнав гарнизон Деметрия, но теперь они жили в изменившемся мире. Пирей, по-прежнему, контролировал македонский гарнизон. Афины зависели от внешних поставок зерна, которое им привозили теперь из Египта.

Афиняне пользовались поддержкой потомков Птолемея I все время существования его государства. Афинские послы регулярно участвовали в Птолемеях, праздниках в память основателя династии в Александрии. Представители Египта участвовали в афинских празднествах, таких как Панафинеи или Птолемеи в честь Птолемея III. В Афинах была учреждена 13-я фила Птолемаида, а члены правящего дома были ее почетными гражданами.

3.jpg

Древнему городу помогали не только Птолемеи. Царь государства Селевкидов Антиох IV в юности несколько лет прожил в Афинах. Став царем, он оплатил возобновление строительства храма Зевса, начатое еще в 6 веке до н. э.

Помогали афинянам и цари Пергама. Афиняне учредили религиозный культ царя Аттала I, ввели 14-ю филу Атталиду и сделали членов царского дома своими почетными гражданами. На средства Эвмена II была возведена Стоя Эвмена, дававшая укрытие от дождя посетителям театра.

В 279 году до н. э. в Грецию вторглись полчища галатов. Полисы должны были снова объединиться для отражения угрозы. Битвы между греческими войсками и кельтами шли в Фермопилах и позже около Дельф. Эллинам удалось отразить нашествие.

Афины послали в общегреческое войско отряд из тысячи гоплитов и пятисот всадников под командованием полководца Каллипа. Портрет Каллипа позже висел в зале заседания Совета пятисот, а щит самого доблестного из воинов, Кидия, с эпиграммой о нем был выставлен в стое, посвященной Зевсу.

Хотя независимость Афин была восстановлена, часть Аттики и Пирей контролировали гарнизоны Македонии. Попытка вернуть Пирей привела к новой войне, в которой Афины вновь попали под македонскую власть в 262 году до н. э. Через 33 года они вернули свободу, а позже и контроль над своими землями.

Когда Греция попала в орбиту политики Рима, Афины стали его союзниками. Они поддерживали Рим в его войнах с Македонией, Селевкидами и Ахейским союзом.

В 1 веке до н. э. Афины несколько раз оказывались между двух огней. Граждане и правители города раз за разом поддерживали проигравшую сторону, и только слава древних афинян спасала их потомков от мести римлян. Когда в Грецию вторглись полководцы Митридата VI, афиняне поддержали понтийцев.

После напряженных боев в 86 году до н. э. римский полководец Сулла взял Пирей и Афины. Впервые после персидского нашествия город был взят и разграблен. Римский полководец позволил солдатам грабить Афины, но приказал не разрушать дома.

Многие произведения искусства были вывезены из Аттики и оказались в Италии. Так по приказу полководца в Рим была отправлена библиотека Аристотеля и его ученика Феофраста. Колонны храма Зевса были увезены, чтобы стать колоннами Капитолия. Часть сокровищ, в их числе — картина художника Зевксиса, утонули у берегов Италии.

В 49 году до н. э. началась война между Цезарем и Помпеем. Полем боя стала Греция, и почти все полисы вынуждены были поддержать Помпея. Небольшая афинская эскадра пополнила его флот, а афинское ополчение — войско. Поэт Лукан в эпической поэме «Фарсалия» писал, что призыв опустошил Афины. Скорее всего, он преувеличивал, но несколько тысяч афинян были призваны в войско.

После победы при Фарсале Цезарь принял афинских послов. Он простил их, но спросил, сколько еще их будет спасать слава предков. Афиняне ответили возведением статуи Цезаря.

В 44 году до н. э. в Афины прибыли убийцы диктатора Брут и Кассий. Афиняне поддержали их — статуи Брута и Кассия поставили рядом со статуями древних тираноубийц Гармодия и Аристогитона. Через два года Брут и Кассий потерпели поражение и погибли, но победители не наказали афинян.

Афины были одной из резиденций Марка Антония. Он ходил по городу без знаков отличия, участвовал в философских диспутах и религиозных обрядах, исполнял магистратуры и заслужил любовь горожан. В 32 году до н. э. Клеопатра пожаловала дары городу, чтобы заслужить благосклонность афинян. Когда афинские послы в свою очередь вручили ей почетный декрет, Антоний был в их числе как афинский гражданин.

Афины под властью Рима

После победы Октавиана над Антонием при Акциуме афиняне построили на Акрополе храм в честь богини Ромы и Августа, надеясь вернуть этим расположение принцепса. Август, его жена Ливия и дочь Юлия удостоились божественных почестей. Афиняне также воздвигли памятники Августу как богу-спасителю.

Божественных почестей Афины, наряду с другими полисами, удостоили Гая Цезаря, внука императора. Римляне платили древнему городу заботой и уважением. Ряд уважаемых римлян в эпоху Августа даровали Афинам зерно или деньги. Римляне жили в Афинах, включались в списки граждан и исполняли афинские магистратуры. Сохранилось упоминание, что римская весталка Вибидия удостоилась в Афинах статуи в качестве жрицы этого города.

В дополнение к унаследованным от Классической эпохи в Афинах проводились новые фестивали — в честь новых владык. Афиняне воздвигли памятники Траяну и Адриану.

В 1 веке н. э. Афины посетил апостол Павел. Хотя его возмутил город, «полный идолов», апостол прочитал афинянам проповедь, а также подискутировал с философами-эпикурейцами.

Тогда же в Парфеноне случился пожар. Вероятно, немного пострадала статуя Афины, которую удалось отреставрировать. С работами по восстановлению статуи связывают появление ее многочисленных уменьшенных копий, сделанных в то время.

Император Адриан был известным любителем эллинской культуры. Он не мог оставить без внимания крупнейший центр эллинского образования. По его приказу воздвигли несколько великолепных зданий. В 112 году н. э. император Адриан исполнил магистратуру архонта-эпонима Афин.

Афиняне попросили его о новом государственном устройстве. И Адриан дал им его — основанное на древних законах Драконта и Солона. По его приказу были завершены 600-летние работы по строительству храма Зевса, начатые еще Писистратом и продолженные Антиохом Епифаном и Августом. Также был построен храм Геры и достроена библиотека.

Император сделал Афины административным и религиозным центром Панэллинского союза. Этот союз должен был объединять не только эллинов, живущих в Европе, но всех эллинов — островитян и жителей азиатских полисов. Построенный в Афинах храм верховного бога стал центром нового союза.

Греки почитали Адриана как воплощение Зевса Олимпийского, и Афины не стали исключением. В Греции императора звали Адрианом Зевсом Себастом Олимпийцем. Прозвание Олимпиец имело особое значение для Афин, потому что такое прозвище было у их древнего политика Перикла, который ассоциировался с золотым веком.

После гибели в Египте любовника Адриана Антиноя многие греческие города почтили его память обожествлением. В афинском Элевсине в честь юного вифинца устроили праздник.

4.jpg

После того как христианство стало государственной религией, в Греции начлась борьба христиан и язычников, которых было много среди образованных эллинов. По приказу Феодосия I храм Парфенон был закрыт, а на его ворота наложена печать.

В 395 году н. э. в Грецию вторгся со своими войсками готский король Аларих. Готы опустошили Македонию, Фессалию и Беотию, после чего Аларих повел их на Афины.

Историк Зосим, один из последних язычников, писал, что король хотел взять и разграбить древний город. Перед Афинами ему открылось видение самой богини, готовой защищать город, и героя Ахиллеса, каким он был после гибели Патрокла. Якобы, устрашенный Аларих отказался от попытки взять город и заключил с афинянами мир. Ему позволили войти в Афины, где гот и эллины обменялись подарками.

Несмотря на это, другие авторы писали, что Аттика подверглась нашествию, а сами Афины были ограблены. Был сожжен храм Деметры в Элевсине. Вероятно, афиняне просто откупились от грозного вождя.

После раздела империи 395 года н. э. Афины стали частью Восточной Римской империи. Греция постепенно приходила в упадок и превращалась в регион, жители которого жили воспоминаниями о славной древности.

По приказу Юстиниана закрытые Парфенон и Эрехтейон превратили в христианские базилики. Бывший языческий храм Афины стал храмом Богородицы и епископской церковью. Его украсили мозаичными изображениями. Для архиерейского места из бывшего театра Диониса перенесли мраморное кресло.

Эпиграмма, обращенная к афинянам, подчеркивает отношение к ним как к людям, живущим памятью о прошлом своего города. Ее автор из Константинополя пишет афинянам, что на устах у них только древние философы, от которых остались одни гробницы. В Константинополе же можно найти новую возвышенную мудрость.

Онлайн тест 5 класс. В гаванях афинского порта Пирей.

История Древнего мира 5 класс.

Навигация (только номера заданий)

0 из 8 заданий окончено

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8

Информация

В гаванях афинского порта Пирей. Онлайн тест по истории Древнего мира 5 класс с ответами.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Рубрики

  1. История 5 класс 0%

Поделитесь в соц. сетях

максимум из 8 баллов
Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

Афинскими гражданами по закону считались

  • все жители Афин
  • коренные афиняне, у которых хотя бы один родитель был гражданином Афин
  • коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами Афин

Правильный ответ: 3

Афинское население в 5-м веке до н. э. состояло из

Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.

  • граждан
  • переселенцев, постоянно проживавших в Афинах
  • рабов-должников
  • рабов

Правильный ответ: 3

Рабы в Афинах (укажите несколько позиций)

  • не могли иметь семью
  • могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
  • не могли участвовать в управлении государством
  • использовались только в земледелии и ремесленных мастерских
  • не могли менять место жительства

Правильный ответ: 135

Постоянные жители Афин, которые за право жить в Афинском государстве должны были платить налог в казну

  • переселенцы
  • рабы
  • граждане

Правильный ответ: 1

В военном флоте могли служить

  • все жители Афин
  • коренные афиняне, у которых хотя бы один родитель был гражданином Афин
  • коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами Афин

Правильный ответ: 3

Налоги в казну Афинского государства платили

Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.

  • переселенцы за право жить в Афинах
  • купцы за право торговать в Афинах
  • афинские граждане за право жить в Афинах

Правильный ответ: 3

Рабы в Афинах (укажите несколько позиций)

  • не могли участвовать в выборах Совета пятисот
  • участвовали в выборах в Народное собрание
  • не могли иметь семью
  • использовались только в домашнем хозяйстве
  • часто теряли имя

Правильный ответ: 135

Коренные жители Афин, мать и отец которых были афинскими гражданами, — это

  • граждане
  • рабы
  • переселенцы

Правильный ответ: 1

Таблица лучших: Тест. В гаванях афинского порта Пирей

максимум из 8 баллов
Место Имя Записано Баллы Результат
Таблица загружается
Нет данных

Предложения интернет-магазинов

Похожие страницы:

  1. Тест 14. Фникия
  2. Тест. Возникновение земледелия и скотоводства
  3. Тест. Письменность и знания древних египтян
  4. Тест. Чему учил китайский мудрец Конфуций
  5. Тест. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск
  6. Итоговый тест по теме «Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н. э.»

Рубрики

На сайте собраны школьные учебники для учеников младших классов, а также для старшеклассников. Здесь вы можете в ознакомительных целях совершенно бесплатно просмотреть онлайн учебник по любому школьному предмету.

Онлайн библиотека вмещает в себе более 3000 учебников, которые вы можете посмотреть абсолютно бесплатно. База постоянно обновляется и пополняется. К сожалению учебников так много, что все их не удалось разместить к 1 сентября. Вам больше не придется искать в интернете часами: скачать учебник или скачать книгу. Мы сделали все за вас, теперь вы можете просматривать книги прямо с сайта, не скачивая программ для просмотра, или выполняя другие операции. Учебный процесс станет еще приятнее и удобнее. Наш сайт также доступен с мобильных устройств, поэтому вы можете пользоваться учебниками прямо на уроке.
Все учебные пособия взяты в открытом доступе или присланы нашими посетителями. Если у вас есть электронные версии учебной литературы не представленной на нашем сайте и вы готовы поделиться с другими, мы с удовольствием их добавим. Школьные учебники можно читать онлайн с телефона, компьютера (ПК) и планшета.

1. Военный союз приморских греческих государств, созданный Афинами для борьбы с персами, называют Афинским … союзом:
а) морским +
б) сухопутным
в) воздушным

2. Почётная обязанность богатейших граждан Афин:
а) приобретать дорогие товары
б) за свой счёт снарядить по боевому кораблю +
в) платить налог за право жить в Афинах

3. Сосуд из обожжённой глины, в котором греки хранили вино и масло:
а) горшок
б) вазон
в) амфора +

4. Что афиняне покупали в торговой гавани у заморских купцов:
а) слоновую кость +
б) мраморные статуи
в) сосуды из глины

5. Что афиняне покупали в торговой гавани у заморских купцов:
а) коз, овец
б) мраморные статуи
в) рабов +

6. На военных афинских кораблях служили:
а) отпущенные на свободу рабы
б) только афинские граждане +
в) наёмные воины

7. Из Афин на продажу в основном везли:
а) слоновую кость
б) золотые изделия
в) глиняные сосуды +

8. Из Афин на продажу в основном везли:
а) изделия из серебра +
б) говядину
в) драгоценные камни

9. Рабы в Афинах:
а) могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
б) использовались только в земледелии и ремесленных мастерских
в) не могли иметь семью +

10. Рабы в Афинах:
а) могли быть безнаказанно убиты афинскими гражданами
б) не могли менять место жительства +
в) использовались только в земледелии и ремесленных мастерских

11. Афинскими гражданами по закону считались:
а) коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами Афин +
б) коренные афиняне, у которых хотя бы один родитель был гражданином Афин
в) все жители Афин

12. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) порох
б) папирус +
в) бумагу

13. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) рабов +
б) мясо
в) песок

14. Из Египта и причерноморских колоний в Афины везли:
а) хлопок
б) лен
в) зерно +

15. Рабы в Афинах:
а) не могли участвовать в выборах Совета пятисот +
б) использовались только в домашнем хозяйстве
в) участвовали в выборах в Народное собрание

16. Рабы в Афинах:
а) использовались только в домашнем хозяйстве
б) часто теряли имя +
в) участвовали в выборах в Народное собрание

17. Узкие немощеные улочки, спёртый воздух, глухие стены домов с запертыми калитками – это район Афин:
а) Акрополь
б) Эрехтейон
в) Керамик +

18. На Агоре находились(лся):
необходимо указать лишнее.
а) шумный рынок
б) гончарные мастерские +
в) круглое здание для дежурных Совета пятисот

19. Иногда афинские рабовладельцы отпускали своих рабов на свободу. Такие люди назывались:
а) вольными
б) вольноотпущенными
в) вольноотпущенниками +

20. Плата купца за право торговать в Афинах:
а) взнос
б) пошлина +
в) дань

21. Что продавали афиняне в торговой гавани заморским купцам:
а) вино +
б) апельсины
в) папирус

22. Что продавали афиняне в торговой гавани заморским купцам:
а) лимоны
б) оливковое масло +
в) зерно

23. Какой город являлся главным портом Афинского государства в V (5) веке до н.э.:
а) Херсонес
б) Ольвия
в) Пирей +

24. Как называлась глиняная бочка для хранения зерна:
а) кувшин
б) пифос +
в) амфора

25. Переселенцы должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве, так ли это:
а) иногда
б) нет
в) да +

26. Как назывался сосуд для хранения вина и масла:
а) гидрия
б) амфора
в) килик

27. Как назывались помещения, где рабочие чинили старые и строили новые корабли:
а) верфи +
б) мастерские
в) цеха

28. Что такое кариатиды:
а) дорогие украшения
б) стрелы
в) каменные фигуры юных девушек +

29. Что такое Эрехтейон:
а) храм, посвящённый Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею +
б) один из холмов Афин
в) здание, в котором располагался совет пятисот

30. Что такое портик:
а) фронтон здания
б) полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали колонны +
в) главный храм Зевса


А вы хорошо знаете историю? Слышали, что в древних Афинах только самые богатые люди платили прямые налоги, и они шли на финансирование самых важных национальных расходов города-государства: флота и почестей богам. Хотя сегодня это может показаться удивительным, большинство из этих крупнейших налогоплательщиков не только были полностью всем довольны, но и хвастались тем, сколько они заплатили.

Деньги были так же важны для древних афинян, как и для большинства людей сегодня, так что же объясняет эту восторженную реакцию на большой налоговый счет? Афинская финансовая элита чувствовала себя так, потому что заслужила общественное уважение со стороны других граждан своего полиса.


Современные потребности, современные финансы

Афины в пятом и четвертом веках до нашей эры имели население, состоявшее из свободных и порабощенных людей, превышающее 300 000 человек. Экономика в основном была сосредоточена на международной торговле, и Афинам приходилось тратить большие суммы денег, чтобы поддерживать порядок – от национальной обороны до бесчисленных общественных фонтанов, постоянно изливающих питьевую воду по всему городу.


Налогов на богатство не существовало

Большая часть этих доходов поступала от государственных сельскохозяйственных угодий и серебряных рудников, которые сдавались в аренду наиболее выгодным покупателям, но Афины также облагали налогами импорт и экспорт и взимали пошлины с иммигрантов и проституток, а также штрафы, налагаемые на проигравших во многих судебных делах. В общем, прямых налогов на доходы и богатство не существовало.

По мере того как Афины становились международной державой, строился большой и дорогостоящий флот, состоящий из нескольких сотен деревянных военных кораблей, называемых триремами (буквально это означает "трехрядные корабли"). Триремы стоили огромных денег, дорого их было построить, оборудовать и экипировать, и афинская финансовая элита оплачивала это.

Поддержка спасения Афин

Топ-1 % владельцев недвижимости мужского пола отвечали за безопасность Афин, а также поддерживали "сотерии" путем выполнения особого вида государственной службы, называемой "лейтургия", или литургия. Они брали на себя обязанности командира триремы или "триерарха", который лично финансировал эксплуатационные расходы в течение целого года и даже руководил экипажем во время миссий.

Эта общественная услуга была недешевой. Чтобы финансировать свою литургию в качестве триерарха, богатый налогоплательщик тратил то, что квалифицированный рабочий зарабатывал за 10-20 лет постоянной оплаты. Вместо того чтобы уклоняться от этой ответственности, большинство принимало ее.


Финансирование гражданской милиции

Управление военными кораблями было не единственной обязанностью богачей по отношению к национальной обороне. Когда Афины были в состоянии войны, а это было большую часть времени, богатые должны были платить взносы наличными, называемые "эйсфораи", чтобы финансировать гражданскую милицию. Эти взносы основывались на стоимости их собственности, а не на их доходах, что делало их в некотором смысле прямым налогом на богатство.

Служение богам

Для древних афинян физическая военная мощь была лишь частью уравнения. Они также верили, что спасение государства от внешних угроз зависит от менее ощутимого, но столь же важного и дорогостоящего источника защиты - милости богов.

Чтобы удержать на своей стороне этих могущественных, но непостоянных божественных покровителей, афиняне строили сложные храмы, совершали большие жертвоприношения и устраивали оживленные публичные религиозные праздники. Эти грандиозные зрелища включали в себя музыкальные феерии и театральные представления, которые посещали десятки тысяч людей, и были чрезвычайно дорогими для проведения.


Как и в случае с триремом, самые богатые афиняне платили за эти праздники исполнением праздничных литургий. Например, работа в качестве руководителя хора означала оплату обучения, костюмов и расходов на проживание для больших групп исполнителей в течение нескольких месяцев подряд.

Горжусь тем, что плачу

Никто из финансовой элиты древних Афин не гордился тем, что мошенничал с афинским эквивалентом налоговой службы. Как раз наоборот: они платили и даже хвастались публично, что часто платили больше, чем требовалось, когда служили триерархом или хормейстером.

Конечно, не каждый представитель сверхбогатых Афин вел себя как патриотический чемпион. Некоторые уклонисты пытались избежать своих богослужений, утверждая, что другие люди с большим имуществом должны нести расходы вместо них, но эта попытка уклониться от государственной службы никогда не становилась нормой.

Так что же стояло за этой гражданской, налоговой гордостью?

Древние афиняне открывали свои кошельки не только ради общего блага. Они рассчитывали получить высокий доход в общественном мнении от инвестиций в их общину, которые представляли собой их налоги.

Этот социальный капитал был так важен, потому что афинская культура высоко ценила гражданский долг. Если богатый афинянин копил свое богатство, его высмеивали и называли жадным человеком, который берет взаймы у гостей, живущих в его доме, и когда он продает вино другу, то продает его разбавленным!


Социальное, а не денежное богатство

Социальные выплаты, которые получали богатые, приносили им долгую жизнь. Литургист, финансировавший хор, получивший премию, мог построить себе впечатляющий монумент на видном месте в центре города, чтобы объявить о своем превосходстве всем желающим на все времена.

Прежде всего афинские богачи платили налоги, потому что они жаждали социального успеха, который исходил от их соотечественников, публично идентифицирующих их как граждан, которые хороши, потому что они полезны. Получение почетного звания полезного гражданина может показаться сегодня банальным.

Быть богатым налогоплательщиком, который был добр и полезен своим согражданам, значило даже больше, чем деньги в банке. И эта неоценимая государственная служба приносила пользу всем афинянам, поддерживая их демократию век за веком.

Кирьянова Ирина Сергеевна

ВложениеРазмер
02_02_5klass_v_gavanyah_afinskogo_porta_pirey.docx 52.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В гаванях афинского порта Пирей.

Цель урока: показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства;

Развивать у уч-ся умение работать с учебником и тетрадью, с историческими документами, умение выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Воспитывать у уч-ся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-путешествие с элементами лабораторной работы.

Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», на доске – маршрут путешествия, карточки с новыми понятиями, документ (неск-ко экземпляров по количеству уч-ся)

Орг. момент: Приветствие, настрой к предстоящей работе, д/з -§ 36,

Оформление доски – маршрут путешествия

гавань


« В торговой гавани»

Группы населения Афин :

1) граждане; 2) переселенцы;

что привозили? 3) рабы.

что вывозили? стр. 164

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Афинский порт Пирей и передвигаться мы будем не совсем обычным образом – не на самолете, поезде, машине, а на триере по морю и колеснице по суше – единственных средствах передвижения в то время.

Наш транспорт отправляется по маршруту: «Рассказкино-Новознайкино». Промежуточные станции – «Картинкино-Читалкино», «Документалкино», «Изучалкино».

Целью нашего путешествия будет знакомство с жизнью населения главного афинского порта Пирей.

Итак, отправляемся в путь!

Мы в Древней Греции. Наши триеры прибыли на станцию Рассказкино.

Давайте вспомним, с чего мы начинаем знакомство со страной?

-Где же располагается страна, в которую мы попали?

- Какая область находится в Средней Греции? Какой самый крупный полис был в Аттике?

После побед под при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать от персов захваченные ими острова Эгейского моря и города Малой Азии.Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств. Этот союз называют Афинским морским союзом.

Афинский морской союз довел войну до победного конца.

В 5-м веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5— 6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились две военные и одна торговая гавань.

В военных гаванях.

Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. Размещенный в гаванях афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только афинские граждане.

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя — как отец, так и мать — были гражданами.

В гаванях можно было встретить как бедных граждан, так и зажиточных.

- Как вы думаете, зачем бедные граждане приходили в военную гавань? Зачем приходили богачи?

Бедные граждане приходили сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например землевладельца или купца. Он пришел, чтобы выполнить почетную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счет снарядить по боевому кораблю.

Наше путешествие продолжается и мы прибываем на станцию «Картинкино-Читалкино». Находится эта станция в торговой гавани. Эта станция позволит нам узнать чем торговали афиняне и с кем?

Торговая гавань самая обширная из гаваней Пирея, куда прибывало множество кораблей из разных стран и городов.

-Давайте внимательно рассмотрим картину и ответим на вопрос: Чем торговали в этой гавани?

-А теперь, чтобы убедиться в нашей правоте, давайте найдем подтверждение в учебнике, который мы захватили с собой в путешествие.

Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки — слоновую кость, из причерноморских колоний — зерно, соленую рыбу и рабов.

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевшись так же, как и остальные афиняне, поклонились тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

Отправляемся дальше. Следующая станция – «Документалкино». На этой станции нам как настоящим путешественникам предстоит поработать с историческим документом. Эта работа позволит нам узнать об еще одной категории населения, проживающей в Афинском полисе.

К сожалению в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом.

Давайте вспомним, откуда брались рабы в Афинском государстве? Могли ли афинские граждане попасть в рабство? (Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами.)

Где применялся труд рабов в Греции?

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскаленному металлу тяжелым молотом.

Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землей, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

А теперь приступаем к изучению документов.

За один день работы в 5-м веке до н. э. свободным афинянам платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3 — 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.

Цены на рабов в Афинах в 5-м веке до н. э.:

погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм;

…Во всех ремеслах… нужны бывают соответствующие для них инструменты…и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие – одушевленными… раб же является в известной степени одушевленной частью собственности….(Аристотель. Политика)

- Как обращались с рабами? Все ли граждане могли позволить себе иметь рабов?

Садимся в колнсницы и отправляемся на следующую станцию – «Изучалкино». На этой станции мы должны с вами сделать вывод на какие группы делилось население Афин?

  1. Граждане
  2. Переселенцы
  3. Рабы.

И снова в путь! Мы на последней станции – «Новознайкино». На этой станции мы не будем ничего изучать, мы будем делиться впечатлениями о путешествии и вспоминать все, о чем узнали.

_Что нового мы сегодня узнали? Какие новые слова появились в нашем словаре? Что больше всего понравилось, запомнилось?

На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь вам было интересно. А сейчас мы возвращаемся в класс, где наши самые активные путешественники получат вознаграждение в виде оценок.

Читайте также: