Земельный налог в 2015 г

Опубликовано: 16.05.2024

Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ внесены поправки в главу 31 «Земельный налог» НК РФ, которые вступят в силу с 01.01.2015 г.

Так, в п. 2 ст. 387 НК РФ уточнено, что у станавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют:

- налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, для всех налогоплательщиков;

- порядок и сроки уплаты налога только в отношении налогоплательщиков-организаций.

В перечень объектов, не признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, включены земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (новый пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ).

По общим правилам, установленным п. 1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

С 01.01.2015 г. уточняется, что в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Кроме этого, пункт 1 ст. 391 НК РФ дополнен нормами, регулирующими порядок определения налоговой базы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка.

1) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах;

2) изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка;

3) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Уточнен перечень лиц, имеющих право на налоговый вычет в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. К таким лицам относятся инвалиды I и II групп инвалидности без каких-либо дополнительных оговорок (пп. 2 п. 5 ст. 391 в новой редакции ).

В новой редакции изложен порядок исчисления налога и авансовых платежей в случае возникновения или прекращения у налогоплательщика права на земельный участок не с начала налогового периода (п. 7 ст. 391).

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении вышеуказанного коэффициента.

Долженко Д. А.,
ведущий юрист
ООО Актуальный менеджмент

Земельный налог за 2015 год

Земельный налог за 2015 год должны уплачивать владельцы земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельный налог зависит от кадастровой стоимости земли и варьируется в разных регионах в зависимости от стоимости земли. Ставки налога также могут варьироваться в зависимости от использования земли.

На основании ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Согласно положениям ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка, в которых кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации в течение 10 рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (Разъяснение Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 Разъяснения Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости).

Однако вопрос установления кадастровой стоимости является достаточно спорным. В практике существуют случаи, когда два одинаковых земельных участка через дорогу оцениваются по кадастровой стоимости совершенно по-разному. Один участок может оцениваться в 1 млн рублей, а через дорогу – уже в 3 млн рублей. В этой связи совершенно обычной является практика обжалования кадастровой стоимости земельных участков.

Поэтому целесообразно обратить внимание на постановление Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 № 28 О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, которым руководствуются нижестоящие суды.

По общему правилу, кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных предусмотренных федеральными законами Российской Федерации случаях.

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года – административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и(или) кадастровой ошибки (далее – заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии.

В настоящее время ФНС России проводится работа с Росреестром в части внесения изменений в действующие формы и формат обмена сведений, определенные приказом ФНС России от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11@ Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества.

Если комиссия или суд пересмотрят кадастровую стоимость, то налоговая база будет определяться с новой кадастровой стоимости.

Например, индивидуальный предприниматель в 2014 году уплачивал налог на землю в сумме 102 тыс. руб., в 2015 году из-за увеличения кадастровой стоимости земельный налог также значительно вырос и составил 984 тыс. руб. Предприниматель обратился в суд в июле 2015 года для пересмотра кадастровой стоимости. Решение о пересмотре было принято в октябре 2015 года. Если налоговым органом получено от налогоплательщика решение комиссии или суда об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, датированное 2015 годом, а от регистрирующего органа такая информация в налоговый орган не поступала, налоговому органу необходимо в рамках межведомственного взаимодействия обратиться в органы Росреестра для подтверждения предоставленной налогоплательщиком информации об изменении кадастровой стоимости. Таким образом, налогообложение земельным налогом в 2015 году должно осуществляться с учетом ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ, а именно: если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в суд в 2015 году, то земельный налог исчисляется по новой кадастровой стоимости начиная с 01.01.2015. Аналогичный вывод применительно к 2014 году был сделан в письме ФНС России от 03.12.2015 № БС-4-11/21155@.

Но есть и другая правовая позиция. Если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 01 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр. Данная позиция изложена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 03.07.2014 № 1555-О. Исходя из вышеизложенного, при условии вступления в силу судебного акта 13.12.2015 исчисление земельного налога по новой кадастровой стоимости начинается с 01.01.2016 (письмо ФНС России от 06.11.2015 № БС-4-11/19464).

Установленная судом или комиссией по рассмотрению споров стоимость применяется начиная с периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты, когда оспариваемая стоимость была отражена в кадастре.

- Постановление Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 № 28.

Изменения в порядке определения налоговой базы с 01.01.2015

Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс, которыми предусматривается, что индивидуальные предприниматели с 01.01.2015:

  • уплачивают земельный налог по земельным участкам, используемым в предпринимательской деятельности, на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговыми органами
    (п. 4 ст. 397 НК РФ);
  • освобождаются от уплаты авансовых платежей за отчетные периоды;
  • освобождаются от подачи налоговых деклараций по земельному налогу.

Теперь для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей налоговая база по земельному налогу определяется и исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 и п. 3 ст. 396 НК РФ). До внесения соответствующих изменений индивидуальные предприниматели были обязаны самостоятельно рассчитывать земельный налог.

Физлица должны заплатить транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ранее эти суммы нужно было перечислить не позднее 01 октября (Федеральный закон от 23.11.2015 № 320-ФЗ). Это важно для тех предпринимателей и компаний, которые решили переоформить земельные участки на учредителей.

Налоговая ставка

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать ставки, установленные НК РФ.

Обратите внимание: спорным моментом является применение пониженной налоговой ставки, если земельный участок не используется по прямому назначению.

Использование льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика, поэтому ошибки, которые не привели к неуплате налога, не являются существенными.

Если земельный участок не используется по назначению, то возникает ситуация, когда налоговый орган может доначислить земельный налог. И часто суды поддерживают налоговиков. Например, в определении Верховного суда РФ от 12.05.2015 № 305-КГ15-3869 суд согласился с неправомерным применением пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, составляющих общую долевую собственность пайщиков закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости. Суд указал, что земельные участки не использовались для сельскохозяйственного производства, понятие "дачное хозяйство" связано с правоотношениями, возникающими в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества, а также правовым положением садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а общество является коммерческой организацией, занимающейся управлением инвестиционными фондами и по характеру своей деятельности не может вести дачное хозяйство, призванное удовлетворять личные потребности граждан. В постановлении Арбитражного суда Московского округа от 25.09.2014 № Ф05-10332/14 суд пришел к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога (0,3% вместо 1,5%) на основании ст. 2 Закона города Москвы от 24.11.2004 № 74 "О земельном налоге", поскольку земельный участок, предоставленный для эксплуатации объектов спорта, в этих целях налогоплательщиком не используется, а сдается в аренду. Доказательств использования расположенного на земельном участке физкультурно-оздоровительного центра по целевому назначению налогоплательщик не представил.

Но еще более негативным последствием, помимо повышенной ставки налога, может быть изъятие земли, не используемой по назначению. Возможность изъятия земельного участка, который не используется более трех лет, предусмотрена ст. 284 ГК РФ. В соответствии с указанной нормой право собственности на землю может быть принудительно прекращено, если участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, не используется для данной цели в течение трех лет, если иной срок не установлен законом. В. В. Путин в "Послании Президента Федеральному собранию" 03.12.2015 заявил: "У недобросовестных владельцев следует изымать землю и продавать ее на аукционах тем, кто готов ее развивать".

Контрольные соотношения по заполнению земельной декларации приведены в письме ФНС России от 30.05.2014 № БС-4-11/10399 "О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по земельному налогу".

Контрольные соотношения

Рассчитать налог достаточно просто. Необходимо кадастровую стоимость умножить на ставку налога. На основании полученных сумм необходимо заполнить декларацию по земельному налогу. После этого нужно перепроверить данные на основании контрольных соотношений. Например, вы используете налоговые льготы по п. 2 ст. 387 НК РФ. Если вы неправильно указали код льготы, то контрольное соотношение декларации будет следующим:

Р2 ст. 070 = 0 и Р2 ст. 080 > 0.

Налоговый орган вычислит, даже если вы неправомерно используете налоговые льготы. Для самопроверки проверьте следующие контрольные соотношения:

Если Р2 ст. 180 > 0 и при условии обязательного заполнения Р2 ст. 200 и Р2 ст. 210 или Р2 ст. 220 и Р2 ст. 230.

Контрольные соотношения являются не догмой, а лишь рекомендациями для налогоплательщика.

Контрольные соотношения позволяют определить и неправильно установленную налоговую базу по ст. 396 НК РФ.

Для этого нужно проверить следующие контрольные соотношения:

Р2 ст. 280 = Р2 ст. 170 – Р2 ст. 210.

Если Р2 ст. 280 > Р2 ст. 170 – Р2 ст. 210, то неправильно определена исчисленная сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период.

Если Р2 ст. 280 Р2 ст. 170 – Р2 ст. 230, то неправильно определена исчисленная сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период.

В большинстве случаев налоговый орган направляет организации письменное уведомление налогоплательщику о представлении в течение пяти дней пояснений или внесении соответствующих исправлений.

Налоговые правонарушения и ответственность за них

Если вы не уплатили налог в установленные сроки, то это грозит штрафом по ст. 133 НК РФ. Напомним, что при этом срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 398 НК РФ, а именно ранее февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть ранее срока, предусмотренного для представления налогоплательщиками налоговых деклараций по земельному налогу. Штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки (в отношении налогоплательщика); от 4000 до 5000 руб. (в отношении должностных лиц налогоплательщика) (ст. 15.8 КоАП РФ).

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ) наказывается штрафом в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), совершенная умышленно (ст. 122 НК РФ), влечет штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающих коэффициентов в порядке, установленном п. 15 ст. 396 НК РФ. При этом предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ коэффициент 4 следует применять с начала налогового периода, поэтому он, возможно, будет использован в расчете налоговой базы по земельному налогу за 2016 год (если в 2015 году построенный объект недвижимости не будет зарегистрирован).

Общество с ограниченной ответственностью "Проспект" имеет земельный участок кадастровой стоимостью 900 000 руб. Используется данный участок для выращивания лекарственных растений, то есть для сельхозназначения.

Налогоплательщик уплачивает налог по ставке 0,3%.

Сумма налога составила 2700 руб.

Теперь на основании вышеуказанных данных необходимо заполнить декларацию. Целесообразно начать заполнение декларации с раздела 2, то есть с конца.

Раздел 2 заполняется отдельно:

  • по каждому земельному участку (доле земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), доле в праве на земельный участок), принадлежащему на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения организации;
  • в отношении земельных участков (долей земельных участков, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), доли в праве на земельный участок), используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.

Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (руб.), указывается по строке 280. Сумма, рассчитанная как:

  • разность значений по строке 170 и значения по строке 250 при заполнении раздела 2 организациями, имеющими право на льготы по земельному налогу в виде уменьшения суммы налога.

Показатель строки 280 определяется как:

стр. 280 = стр. 170 – стр. 250;

  • разность значений по строке 170 и значения по строке 270 при заполнении раздела 2 организациями, имеющими право на льготы по земельному налогу в виде снижения налоговой ставки.

Заполненная декларация будет выглядеть следующим образом.

Обратите внимание, что основными параметрами данного раздела будут:

  • кадастровая стоимость;
  • применяемая ставка налога;
  • сумма налога к уплате.

Если участок используется не по назначению, то будет применяться повышенная ставка налога.

После этого заполняем раздел 1.

В нем важно показать сумму налога и авансовые платежи, то есть платежи за каждый квартал.

Очень часто спрашивают: положен ли налоговый вычет при покупке жилья, если человек, который приобрел недвижимость, не работает, но получает пенсию. К сожалению, нет, вернуть назад часть уплаченных денег не удастся. Так что ссылки в письмах читателей на то, что в налоговой инспекции им "немотивированно" отказывают, необоснованны. Дело в том, что эта льгота предоставляется государством в виде возвращения части уплаченного гражданином подоходного налога (налога на доходы физических лиц). Если человек работает - он платит подоходный налог в размере 13% от своих заработков. Но пенсионеры от уплаты подоходного налога освобождены, этот налог с их пенсий не удерживается. Соответственно, и возвращать пенсионеру, потратившемуся на приобретение жилья, нечего. Единственное исключение - работающие пенсионеры. Они могут воспользоваться этой льготой, вернув суммы подоходного налога, уплаченного с их зарплаты.

А теперь - о новациях, которые произошли в нынешнем году с уплатой земельного налога.

После многолетних обсуждений в правительстве, министерствах, в экспертном сообществе вместо введения единого налога на недвижимость, о котором так много говорилось в последнее время, осенью 2014 года был принят закон, изменяющий порядок начисления и уплаты земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.

"Единый налог на недвижимость решено не вводить, - поясняет ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. - Поправками Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ установлено, что и земельный налог (глава 31 НК РФ), и налог на имущество физических лиц (глава 32 НК РФ) уплачиваются отдельно. При этом оба рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельного участка и принадлежащего на праве собственности гражданину жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машино-места, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иного здания, строения, сооружения, помещения".

Эти поправки в Налоговый кодекс, вступили в силу с 1 января 2015 г. Таким образом, с начала нынешнего года прекращено действие Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" и начали действовать положения главы 32 НК РФ о налоге на имущество физических лиц.

"Одна из новелл нового закона - теперь земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения земельным налогом, - поясняет Дмитрий Гордеев. - Раньше такого изъятия не было".

"В прошлом году такой налог платить было нужно, - говорит Гордеев. - А в 2015 году он отменен, и оплачивать его не надо. Но не запутайтесь: в текущем году мы оплачиваем налоги за предыдущий год. То есть в 2015 году нам пришлют расчетные квитанции за 2014 год, когда требование об уплате такого налога действовало. Напомню, что собственник квартиры в многоквартирном доме является также собственником доли в земельном участке, на котором расположен дом, и эта доля пропорциональна площади его квартиры. Исходя из этого и рассчитывается сумма земельного налога. Уплатить его будет нужно в срок до 1 октября 2015 года. А вот в 2016 году этот налог уже никто платить не будет".

Правда, по мнению эксперта, не стоит рассматривать это решение законодателей, освободивших граждан-собственников от необходимости платить земельный налог за свою долю в "общем" участке, как щедрость государства.

"Согласно Жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, при условии, если его границы указаны в документах государственного кадастрового учета, входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, - уточнил Дмитрий Гордеев. - То есть стоимость такого земельного участка учитывается в стоимости квартиры. А собственник квартиры обязан платить налог на имущество физических лиц.

Единственное, что можно констатировать, это то, что государство не будет дважды облагать налогом долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом".

  • О компании /
  • Полезные статьи /
  • Земельный налог в 2015 году

Информация о компании

Компании и рынка

Помощь в любых вопросах

Документы и справки

Документы и справки

Земельный налог в 2015 году

Среди различных налогов, которые платят юридические и физические лица в Российской Федерации, особое место занимает земельный налог. Следует отметить, что он возник еще в древнем Риме, и это один из самых справедливых налогов (владение землей приносило собственнику значительные выгоды и подчеркивало его статус в обществе).

Сегодня земельные ресурсы Российской Федерации представляют главную часть ее национального богатства. Много земельных участков принадлежит физическим и юридическим лицам. На начало 2014 г. в собственности частных лиц находилось 132,9 млн. га земли, что составляет 7,8% от общего земельного фонда страны. Согласно одному из основных принципов земельного законодательства, использование земли является платным. На основе этого принципа все, кто владеет земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, должны платить налог на землю.

Земля является главным богатством местных общин, поэтому логично, что земельный налог в Российской Федерации относится к местным налогам (поступления от него идут на пополнение местных бюджетов). Общие положения о земельном налоге закреплены в главе 31 Налогового кодекса РФ [1]. Но в данной главе определено, что земельный налог устанавливается кодексом и нормативными актами местных представительных органов. Это означает, что конкретные ставки, порядок и сроки уплаты налога определяются в каждом муниципальном образовании отдельно, но в рамках положений НК РФ.

Давайте рассмотрим более детально ключевые моменты относительно уплаты земельного налога в 2015 г. Рассмотрим, кто является плательщиками налога, что является объектом налогообложения, как вычисляется налоговая база, какие установлены ставки налога, льготы, как начисляется и платится этот налог. Если вы хотите купить земельный участок, обязательно нужно разбираться во всех этих нюансах.

Основные элементы налога на землю: плательщики налога, объект налогообложения, налоговая база

Налогоплательщики – лица, которые обязаны уплачивать налог. Платить налог на землю обязаны все юридические и физические лица, которые владеют земельными участками на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования. Плательщиками налога не являются лица, владеющие земельными участками на праве безвозмездного пользования или аренды.

Объект налогообложения – это обстоятельство, с возникновением которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Объектом налогообложения по земельному налогу является возникновение права собственности (наследуемого владения, бессрочного пользования) на земельный участок – предмет налога.

Объектами налогообложения по налогу с земли не являются следующие земельные участки:

1) изъятые из оборота;

2) ограниченные в обороте (земли под особо ценными объектами культурного или археологического наследия, земли под историко-культурными заповедниками, музеями, земли, занятые под объектами всемирного наследия);

3) ограниченные в обороте и занятые водными объектами в государственной собственности;

4) из состава земель лесного фонда;

5) принадлежащие к общему имуществу многоквартирного дома.

Налоговая база – это стоимостное, количественное или физическое измерение предмета налогообложения. Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для новообразованных участков в качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость на момент регистрации такого участка.

Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется окончательный размер налогового обязательства. По земельному налогу налоговый период составляет 1 календарный год.

Налоговое обязательство – сумма налога к уплате по истечении налогового периода. Для земельного налога исчисляется как процентная доля налоговой базы, рассчитанная путем умножения базы на налоговую ставку.

Ставка земельного налога 2015

Ставки налога на землю в 2015 г. не изменялись. Нужно сказать, что для каждого муниципального образования (сельского, городского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения и др.) налоговые ставки устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления этих образований. Для городов Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – законами этих городов. Установленные ставки не должны превышать размеры, определенные в Налоговом кодексе. Граничные ставки налога на землю:

0,3% по отношению к следующим земельным участкам:

1) отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения (соответствующая категория земель), или к землям сельскохозяйственного назначения в населенных пунктах (вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства);

2) занятым жилыми зданиями и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретенным для жилищного строительства;

3) приобретенным или предоставленным для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, дачного хозяйства;

4) ограниченным в обороте в соответствии с законами РФ, а также предоставленным для нужд обороны, безопасности или таможенного контроля.

1,5% по отношению ко всем прочим земельным участкам.

Налоговые ставки органами местного самоуправления могут быть установлены дифференцировано для различных категорий земель и видов разрешенного использования, а также в зависимости от расположения объекта налогообложения (только для внутригородских территорий, включенных в состав города Москва).

Земельный налог для физических лиц

Главным нововведением по уплате налога на землю в 2015 г. стала отмена самостоятельного определения налоговой базы предпринимателями. С 1 января 2015 г. налоговая база для них, как и для других физических лиц, определяется налоговыми органами. Сведения о земельных участках, принадлежащих физическим лицам, о кадастровой стоимости и переходе права собственности на такие участки передаются в налоговые органы Росреестром – органом, который осуществляет государственный кадастровый учет и ведет государственный кадастр недвижимости, осуществляет регистрацию прав на земельные участки.

Некоторые физические лица имеют право на уменьшение налоговой базы на сумму 10 тыс. руб. Это такие категории граждан:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

2) инвалиды I и II групп;

4) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий;

5) физические лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

6) физические лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок;

7) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний ядерных установок.

Для уменьшения налоговой базы данные лица должны до 1 февраля года, следующего за налоговым периодом, подать в налоговые органы документы, подтверждающие соответствующее право на уменьшение налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. О начислении налога физическим лицам направляются уведомления.

Земельный налог для юридических лиц

Налогоплательщики-организации должны определять налоговую базу и исчислять сумму налога на землю самостоятельно. Для этого они используют данные государственного кадастра недвижимости по каждому земельному участку, принадлежащему им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Отчетными периодами для налогоплательщиков юридических лиц являются первый, второй и третий квартал календарного года.

До 1 февраля года, следующего за отчетным, налогоплательщики юридические лица обязаны подать в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию.

За 2014 налоговый год подать декларацию по земельному налогу должны были и налогоплательщики-предприниматели. Но начиная с 2015 г. определение суммы налога для них будут производить налоговые органы. Подавать декларации не нужно.

Льготы по земельному налогу

От уплаты налога на землю освобождаются следующие категории собственников и других владельцев:

1) религиозные организации по отношению к земельным участкам, на которых находятся здания и сооружения религиозного и благотворительного характера;

2) учреждения и организации уголовно-исправительной системы по отношению к земельным участкам, непосредственно предназначенным для выполнения их функций;

3) все организации по отношению к земельным участкам, занятым государственными автодорогами общего пользования;

4) общероссийские организации инвалидов по отношению к земельным участкам, используем для осуществления уставной деятельности (только для организаций, в составе членов которых инвалиды составляют не менее 80%);

5) организации, в уставном капитале которых не менее 50% составляют вклады указанных общероссийских организаций инвалидов, по отношению к земельным участкам, используемым для производства и реализации товаров, работ и услуг (не менее 50% работников таких организаций должны быть инвалидами, их доля в фонде оплаты труда должна составлять не меньше 25%);

6) организации, полностью основанные на капитале общероссийских общественных организаций инвалидов, по отношению к земельным участкам, используемым для образовательных, лечебно-оздоровительных, спортивно-физкультурных, информационных, научных целей, а также для реабилитации, социальной защиты, оказания правовой и другой помощи инвалидам;

7) организации народных художественных промыслов по отношению к земельным участкам, используемым для производства и реализации таких промыслов на территории их традиционного бытования;

8) отдельные представители и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока по отношению к земельным участкам, используемым для сохранения и развития традиционного образа жизни, промыслов, хозяйствования;

9) организации – резиденты особых экономических зон по отношению к земельным участкам, расположенным на территории таких особых экономических зон, и которые пребывают в собственности не более 5 лет;

10) управляющие компании в инновационном центре «Сколково» по отношению к земельным участкам, расположенным на территории этого центра;

11) судостроительные организации – резиденты особых промышленно-производственных экономических зон по отношению к землям, используемым для строительства и ремонта судов (сроком на 10 лет с момента регистрации резидентов такой зоны);

12) организации – участники свободной экономической зоны по отношению к земельным участкам, расположенным на территории такой зоны (сроком на 3 года с момента приобретения).

Как видим, все предусмотренные законом льготы в основном касаются организаций и юридических лиц. Местные органы самоуправления могут самостоятельно при установлении налога определять налоговые льготы для других категорий лиц.

Особенности расчета налоговой базы по земельному налогу

Как влияет изменение кадастровой стоимости земельного участка на исчисление налоговой базы? Важно, что налоговая база исчисляется только как кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода. Если на протяжении налогового периода произошло изменение кадастровой стоимости участка (обычно повышение), то это не учитывается при расчете налоговой базы для применения ставки налога. Изменение кадастровой стоимости вследствие технической ошибки учитывается при расчете и перерасчете суммы налога на землю с того периода, когда была допущена ошибка. Изменение кадастровой стоимости по решению специальной комиссии или решению суда является основанием для изменения налоговой базы с того периода, кода было подано заявление на изменение кадастровой стоимости, но не ранее, чем оспариваемая кадастровая стоимость была установлена.

Как влияет переход права собственности (наследуемого владения, постоянного пользования) на земельный участок на протяжении налогового периода на исчисление суммы налога? Исчисление суммы налога (авансового платежа) в таком случае происходит с учетом следующего коэффициента: число полных месяцев владения участком, разделенное на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если право на землю оформлено до 15 числа месяца включительно или право прекращено после 15 числа, то данный месяц считается полным месяцем владения. Если право оформлено после 15 числа или право прекращено до 15 числа включительно, то при расчете коэффициента данный месяц не учитывается как полный месяц владения участком.

Как рассчитывается сумма налога на землю в случае возникновения или прекращения права на льготу на протяжении налогового периода? – Начисление сумы налога производится с учетом коэффициента, рассчитанного как отношение количества полных месяцев, когда отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Месяц возникновения и прекращения права на льготу принимается за полный месяц.

Если земельный участок перешел по наследству? – Налог будет насчитываться с момента открытия наследства, а не с момента регистрации права собственности на него.

Если физическое лицо приобрело или ему был предоставлен земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства? – С момента регистрации права на земельный участок на протяжении 10 лет, но до момента регистрации права на построенный объект недвижимости, сумма налога рассчитывается с применением коэффициента 2. То есть на протяжении 10 лет, если не построить на земельном участке дома и не зарегистрировать право собственности на него, предусматривается двукратное увеличение суммы налога.

Как рассчитывается сумма налога в случае приобретения в собственность юридическими и физическими лицами земельных участков для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства)? – Законом предусмотрено установление коэффициента 4 (четырехкратного увеличения суммы налога на землю) в случае незавершения строительных работ и нерегистрации прав на построенный объект недвижимости в течение 3 лет. На протяжении 3 лет строительства к сумме налога применяется коэффициент 2 (двукратное увеличение налога). Если объект построен менее чем за 3 года, то осуществляется пересчет уплаченной суммы налога по коэффициенту 1.

Сроки уплаты земельного налога

Порядок и срок уплаты налога на землю устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Для налогоплательщиков организаций срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за отчетным. Для юридических лиц органами местного самоуправления может быть предусмотрена обязательная уплата авансовых платежей по земельному налогу за 1-й, 2-й и 3-й кварталы. По окончании года организации подают налоговую декларацию и осуществляют уплату оставшейся части налога.

Казначейством России при распределении поступлений в бюджетной системе РФ применяется временная Таблица соответствия КБК по земельному налогу, применяемых в 2014 и 2015 годах.

Данная Таблица временно применяется территориальными органами Федерального казначейства до реализации в прикладном программном обеспечении Казначейства России Таблицы соответствия КБК, применяемых в 2014 и 2015 годах, подготовленной Минфином России.

Временная таблица применяется в целях недопущения роста невыясненных поступлений и недоперечисления платежей в бюджеты муниципальных образований.

Кроме того, Федеральное казначейство сообщает о необходимости последующего уточнения вида и принадлежности платежей по земельному налогу, поступивших от физических лиц.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 13 февраля 2015 г. N ЗН-4-1/2190

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЬМА ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе письмо Федерального казначейства от 30.01.2015 N 42-5.4-09/2 о применении временной Таблицы соответствия кодов бюджетной классификации.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО

от 30 января 2015 г. N 42-5.4-09/2

О ПРИМЕНЕНИИ

ТАБЛИЦЫ СООТВЕТСТВИЯ КОДОВ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Федеральное казначейство сообщает, что в целях недопущения роста невыясненных поступлений и недоперечисления платежей в бюджеты муниципальных образований до реализации в прикладном программном обеспечении Федерального казначейства Таблицы соответствия кодов бюджетной классификации, применяемых в 2014 и 2015 годах (далее - Таблица соответствия), подготовленной Министерством финансов Российской Федерации, территориальными органами Федерального казначейства при осуществлении распределения поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации будет применяться временная Таблица соответствия кодов бюджетной классификации по земельному налогу, применяемых в 2014 и 2015 годах (далее - временная Таблица соответствия) (прилагается).

Кроме того, Федеральное казначейство сообщает о необходимости последующего уточнения вида и принадлежности платежей по земельному налогу, поступивших от физических лиц.

СООТВЕТСТВИЯ КОДОВ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ

НАЛОГУ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В 2014 И 2015 ГОДАХ

Код бюджетной классификации

Наименование кода бюджетной классификации

Код бюджетной классификации

Наименование кода бюджетной классификации

182 1 06 06011 03 1000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06031 03 1000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06011 03 2000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06031 03 2100 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06011 03 3000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06031 03 3000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06012 04 1000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06032 04 1000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06012 04 2000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06032 04 2100 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06012 04 3000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06032 04 3000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06013 05 1000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06033 05 1000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06013 05 2000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06033 05 2100 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06013 05 3000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06033 05 3000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06013 101 000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений

182 1 06 06033 10 1000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений

182 1 06 06013 10 2000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений

182 1 06 06033 10 2100 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений

182 1 06 06013 10 3000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений

182 1 06 06033 10 3000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений

182 1 06 06021 03 1000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06031 03 1000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06021 03 2000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06031 03 2100 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06021 03 3000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06031 03 3000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения

182 1 06 06022 04 1000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06032 04 1000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06022 04 2000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06032 04 2100 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06022 04 3000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06032 04 3000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов

182 1 06 06023 05 1000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06033 05 1000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06023 05 2000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06033 05 2100 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06023 05 3000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06033 05 3000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах межселенных территорий

182 1 06 06023 10 1000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений

182 1 06 06033 10 1000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений

182 1 06 06023 10 2000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений

182 1 06 06033 10 2100 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений

182 1 06 06023 10 3000 110

Земельный налог, взимаемый по ставкам, установленным в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах поселений

182 1 06 06033 10 3000 110

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений

Читайте также: