Земельный налог у застройщика

Опубликовано: 10.05.2024

Автор: Кислов С. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Некоторые налоговые органы до сих пор продолжают доначислять застройщикам МКД земельный налог в отношении участков, на которых расположены жилые дома. Застройщики – арендаторы земельных участков нередко конфликтуют с администрациями по поводу сумм арендной платы. Какие аргументы помогут доказать незаконность начисления указанной задолженности?

Земельный налог

Актуальность проблемы неоднократно признавала ФНС. В одном из последних писем на эту тему (Письмо ФНС России от 03.09.2019 № БС-4-21/17604@) центральный аппарат призвал сотрудников местных налоговых органов изучить Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 11642/11 по делу № А55-17896/2010 и Определение ВС РФ от 21.03.2018 № 305-КГ18-1112 по делу № А41-6047/2017.

Также в письме сообщается: в указанных судебных актах на основании ст. 36 ЖК РФ, пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ и ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ содержится вывод о том, что с момента государственной регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок в силу федерального закона поступает в долевую собственность собственников помещений в доме, даже если прекращение предшествующего права застройщика на этот земельный участок не было зарегистрировано в установленном порядке.

При осуществлении проверок сотрудники налоговых органов будут учитывать эту информацию. Это позволяет надеяться на значительное снижение количества налоговых споров.

Если же у застройщика возникла необходимость доказывания незаконности начисления налоговой недоимки, организация, наряду с названными документами (Письмо № БС-4-21/17604@, Постановление Президиума ВАС РФ № 11642/11 и Определение ВС РФ № 305-КГ18-1112), может ссылаться:

на Письмо ФНС России от 15.08.2017 № ЗН-4-21/16064@ (в нем сказано, что обязанность застройщика по уплате земельного налога в отношении участка, занимаемого многоквартирным домом, прекращается с момента перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений жилого дома или при наличии иных предусмотренных гражданским законодательством оснований);

на письма Минфина России от 11.04.2019 № 03-05-06-02/25856, от 22.08.2016 № 03-05-06-02/48918 (в письмах сделан вывод: с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников этих помещений. От себя добавим, что это, соответственно, влечет прекращение обязанности застройщика уплачивать земельный налог в отношении такого участка);

на судебную практику (например, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 № 10АП-20893/2017 по делу № А41-70590/17 и др.).

Арендная плата

Упомянутое выше Постановление Президиума ВАС РФ № 11642/11, на которое часто ссылаются Минфин, ФНС и суды, касается спора не о расчете земельного налога, а о начислении арендной платы. Поэтому позиция Президиума ВАС актуальна для застройщиков-арендаторов.

Обратите внимание: с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в общую долевую собственность, а мэрия и застройщик утрачивают права на него (Постановление Президиума ВАС РФ № 11642/11).

Несмотря на то, что эта позиция была сформулирована еще в 2012 году, арендодатели до сих пор начисляют застройщикам задолженность по арендной плате и пени. Правда, суды встают на сторону организаций, указывая, что с момента первой регистрации права собственности на помещение в жилом доме у арендатора прекратилась обязанность по внесению арендной платы за пользование земельным участком под жилым домом.

Важно, что к такому выводу приходят арбитры и в случаях, когда на одном земельном участке строится несколько жилых домов. В этих ситуациях застройщик обязан вносить арендную плату только за ту часть земельного участка, которая не перешла в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Решения в пользу застройщиков имеются во всех округах. Назовем реквизиты некоторых постановлений:

АС МО от 04.09.2019 № Ф05-11869/2019 по делу № А40-302392/2018;

АС ЦО от 08.02.2018 № Ф10-153/2018 по делу № А23-8333/2016;

АС УО от 14.02.2019 № Ф09-9359/18 по делу № А60-14838/2018 (Определением ВС РФ от 14.06.2019 № 309-ЭС19-7780 отказано в передаче дела на пересмотр);

АС СЗО от 28.12.2015 № Ф07-3371/2015 по делу № А56-51801/2014;

АС ПО от 25.09.2017 № Ф06-24488/2017 по делу № А55-21396/2016.

Чтобы правильно определить доли участков, суд может назначить экспертизу. Например, в Постановлении АС ЦО от 28.08.2019 № Ф10-3153/2019 по делу № А84-4722/2017 указано:

тот факт, что земельные участки под жилыми домами не сформированы, не свидетельствует о продолжении действия договора аренды после регистрации прав первых собственников на помещения в этих домах;

арендодатель вправе требовать арендную плату только за землю, которая находится непосредственно у застройщика, то есть под объектами незавершенного строительства;

представленный расчет задолженности по арендным платежам сделан исходя из общей площади земельных участков, переданных в аренду, без учета земельных участков, на которых расположены уже сданные в эксплуатацию жилые дома;

с целью определения площадей земельных участков следует провести экспертизу.

Таким образом, чтобы доказать необоснованность начисления арендной платы, застройщику необходимо ссылаться на Постановление Президиума ВАС РФ № 11642/11, а также судебную практику, прежде всего своего округа.

В случае излишнего внесения платы (за период после регистрации права собственности участника на помещение в доме, за весь участок) застройщик вправе обратиться к арендодателю и в суд с требованием о возврате соответствующей суммы (см, например, определения ВС РФ от 13.04.2017 № 304-ЭС17-3001 по делу № А45-6590/2016 и от 06.12.2016 № 305-ЭС16-16174 по делу № А40-130924/2014).

ПРАВА НА ЗЕМЛЮ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ

Видео по теме

Содержание

Вопрос о правах на землю под МКД остается насущным, в первую очередь - для собственников помещений. Одна из причин заключается в том, что он имеет ключевое значение для определения момента возникновения обязанности по уплате земельного налога, а также для произведения расчетов за аренду этой земли. О практических проблемах, связанных с законным владением земельными участками под МКД, свидетельствует многочисленная арбитражная практика, в том числе на уровне Президиума ВАС РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, возникает у собственников помещений в МКД в силу закона:

  • с даты вступления в силу ЖК РФ (с 01.03.2005) - в отношении участков, которые сформированы до введения в действие ЖК РФ и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет;
  • с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета - в отношении участков, не сформированных до 01.03.2005
--------------------------------

МКД, введенные в эксплуатацию после 01.03.2005, принимаются комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие дома.

Если быть точнее, законодатель выбрал формулировку "участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД". Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13147/09, такая передача земли в общую долевую собственность не предусматривает издания уполномоченным органом нормативного акта. Об этом же четко сказано в п. 66 Постановления N 10/22 : каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Постановление Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".

Права на землю под новостройками

28 марта 2012 г. на сайте ВАС РФ было опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 N 11642/11, в котором были сделаны важные выводы относительно статуса земельного участка под домом, введенным в эксплуатацию. Так, застройщик получил землю в аренду для возведения МКД. После того как дом был построен, а помещения - переданы дольщикам, застройщик и публичный собственник земли подписали соглашение о расторжении договора аренды и акт приема-передачи участка арендодателю. Однако управление Росреестра отказало в погашении регистрационной записи об аренде. Обоснование чиновников было следующим: на момент обращения в реестр были внесены не все записи о государственной регистрации прав на помещения в МКД, в связи с чем право аренды земли осталось обремененным ипотекой в пользу участников долевого строительства. Суды трех инстанций поддержали застройщика. Президиум ВАС РФ отменил эти судебные акты, отметив: хотя выводы судов и не противоречат закону, ими не были учтены еще некоторые важные положения, а именно приведенные выше нормы о возникновении права собственности на землю под МКД и, кроме того, правило о признании регистрации права собственности на помещение в МКД одновременной регистрацией права общей долевой собственности на общее имущество (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ), а также разъяснения, данные в Постановлении N 10/22. Все эти нормы позволили Президиуму ВАС РФ заключить: земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участниками долевого строительства на объект долевого строительства. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц, а мэрия утрачивает право на распоряжение им. Таким образом, заключение соглашения о расторжении договора аренды между застройщиком и мэрией и возврат участка мэрии невозможны. Недопустимо и распоряжение этими лицами участком. Более того, с момента возникновения у собственников помещений в доме общей долевой собственности на земельный участок договор аренды этого участка должен считаться прекратившим свое действие на основании ст. 413 ГК РФ , поскольку возникновение права собственности на помещения влечет не только возникновение права общей долевой собственности на землю, но и переход к собственникам помещений права аренды этого участка. Поэтому и застройщик, и мэрия, и любой из собственников участка вправе обратиться в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прекращения договора аренды.

В данной статье сказано о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице.

Позиция Президиума ВАС РФ. Сформированный и поставленный на кадастровый учет земельный участок под вновь построенным домом поступает в общую долевую собственность собственников помещений в нем с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в МКД.

Кстати, именно из этого принципа исходят арбитры в спорах о взыскании представителем публичного собственника земли сумм арендной платы с застройщика после ввода МКД в эксплуатацию. Подробней об услуге "оформление земли под зданиями". Они полагают, что земля перешла в собственность бывших дольщиков, соответственно, застройщик перестал пользоваться земельным участком, а публичное образование утратило право на взыскание арендной платы (Постановления ФАС ПО от 28.02.2011 по делу N А49-2793/2010, ФАС СЗО от 08.02.2012 по делу N А56-66160/2009, от 27.12.2011 по делу N А56-7453/2011). Если застройщик возводит несколько МКД (корпусов в жилом комплексе) на предоставленном ему в аренду земельном участке, по мере ввода в эксплуатацию каждого дома арендные правоотношения прекращаются в соответствующей части, взыскивать арендную плату за весь первоначально предоставленный под застройку участок нет оснований (Постановления ФАС МО от 23.05.2011 N КГ-А40/4023-11, ФАС ПО от 29.04.2011 по делу N А12-14473/2010). Также нельзя продлевать договор аренды в отношении всего участка, часть которого занята сданными в эксплуатацию МКД (Постановление ФАС ДВО от 26.04.2011 N Ф03-1190/2011).

Примечательно, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.01.2012 N 11642/11 пришел к выводу о переходе в собственность собственников помещений земельного участка, сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет еще до возведения МКД и предоставленного в аренду с целью строительства дома. Этот момент весьма важен, поскольку формирование участка именно для эксплуатации дома, а не для его строительства может стать необходимым условием для возникновения права общей долевой собственности на землю под МКД. Кстати, в споре, рассмотренном ФАС ЗСО (Постановление от 24.06.2011 по делу N А70-8899/2010), представитель публичного собственника обосновал свое требование о взыскании арендной платы с застройщика именно тем, что под сданным в эксплуатацию МКД земельный участок не формировался (участок был сформирован в 2002 г., до сдачи дома в эксплуатацию), следовательно, он не мог перейти в собственность дольщиков. Однако арбитры отвергли эти доводы, указав, что нет требований о формировании иного участка земли. Что касается ФАС СКО, то он в аналогичной ситуации посчитал подобные аргументы существенными и указал: введение в эксплуатацию жилого дома (расположение на части земельного участка жилого дома) не является достаточным обстоятельством, позволяющим определить, в какой части прекратилось арендное правоотношение, поскольку земельный участок. сформирован для целей проектирования и строительства, но не для целей использования многоквартирного дома. Застройщик не подтвердил, что площадь для эксплуатации жилого дома и объектов, входящих в состав общего имущества, соответствует общей площади арендованного земельного участка, поэтому нельзя считать, что у собственников помещений в МКД возникло право собственности на землю, следовательно, арендные правоотношения не прекращены. Таким образом, требования арендодателя о взыскании с застройщика арендных платежей были удовлетворены (Постановление от 26.08.2011 по делу N А32-7776/2010).

Правило о возникновении права общей долевой собственности на сформированный земельный участок под новостройкой работает, даже если такой участок находился в собственности не у публичного образования, а у частного лица (например, у застройщика). После первой по времени регистрации права собственности на помещение в МКД право общей долевой собственности возникает у собственника, одновременно прекращается право собственности на землю у застройщика. Это подтверждает Постановление ФАС СЗО от 31.03.2011 по делу N А56-39901/2010 (оставлено без изменения Определением ВАС РФ от 26.07.2011 N ВАС-9209/11), в котором был признан недействительным отказ управления Росреестра в регистрации прекращения права собственности застройщика на землю. Застройщик мотивировал подачу заявления в Росреестр отказом от права, а суды уточнили: такое заявление застройщика фактически направлено на прекращение в соответствии со ст. 238 ГК РФ права собственности на имущество, которое не может ему принадлежать.

Использование земли собственниками нежилых помещений

Ранее, когда вся земля в жилой застройке принадлежала публично-правовым образованиям, существовала практика заключения договоров аренды (в том числе с множественностью на стороне арендатора) с собственниками нежилых помещений в МКД. Такие договоры, заключенные до введения в действие ЖК РФ, нельзя признать недействительной сделкой, однако они прекращаются совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ) в момент возникновения права общей долевой собственности на землю. Соответственно, если участок был сформирован до введения в действие ЖК РФ, обязательство собственника помещения в доме по внесению арендной платы прекращается с 01.03.2005, а если позднее - с даты формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета. Перечисленные начиная с этой даты арендные платежи подлежат возврату собственникам помещений как неосновательное обогащение. Если договор аренды датирован более поздней датой по сравнению с моментом возникновения права общей долевой собственности на землю, он является недействительной сделкой, соответственно, платежи по нему также подлежат возврату собственникам помещений. Эти выводы подтверждают арбитры (см. Постановления ФАС ЗСО от 11.07.2011 по делу N А27-15998/2010, ФАС СЗО от 23.05.2011 по делу N А52-3071/2010, ФАС СКО от 31.08.2011 по делу N А32-15425/2010, от 11.07.2011 по делу N А53-23530/2009, от 22.04.2011 по делу N А32-8569/2010, ФАС УО от 17.11.2011 N Ф09-6843/11, от 26.08.2011 N Ф09-5312/11).

При этом важно учитывать статус нежилого помещения. Например, в Постановлении ФАС МО от 21.07.2011 N КГ-А40/7441-11 решающим фактором при решении спора в пользу арендодателя земли стало то обстоятельство, что нежилое помещение было признано пристройкой, но не частью МКД (нежилое помещение ответчика имеет самостоятельное назначение, не имеющее отношения к жилому дому в смысле положений ЖК РФ, поскольку пристройка имеет отдельный вход, является обособленной и может использоваться автономно от всего дома, несмотря на то что ее наземная часть пристроена к наружной капитальной стене жилого дома и конструктивно (технически) связана с домом частью подвальных помещений, встроенных в жилой дом), а арендованный земельный участок не являлся участком, необходимым для эксплуатации МКД. Следовательно, суды пришли к выводу, что собственник этой пристройки обязан оплачивать аренду земли. Кстати, собственник может использовать выводы арбитров о том, что его помещение не имеет отношения к жилому дому, в решении вопроса об участии в осуществлении расходов на содержание общего имущества в МКД.

Если же участок не был сформирован и в отношении его не был проведен государственный кадастровый учет, земля под МКД находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Данный вывод подтвержден в п. 67 Постановления N 10/22. А это уже свидетельствует о правомерности взимания с собственников нежилых помещений платы за пользование землей (см. Постановления ФАС УО от 19.03.2012 N Ф09-474/12, от 03.06.2011 N Ф09-10686/10-С6). Вместе с тем в Постановлении N 10/22 судьи заключили, что собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под МКД. В частности, муниципалитет не вправе согласовывать размещение на таких участках новых объектов (например, магазинов) (Постановление ФАС ПО от 20.10.2010 по делу N А72-18244/2009). Поскольку собственники помещений в МКД не стали собственниками земли, они также не вправе распоряжаться ею. Получается, что до формирования участка и проведения его кадастрового учета все проекты, связанные с размещением на придомовой территории каких-либо объектов, будут заморожены.

Кроме того, в п. 67 Постановления N 10/22 указано: хотя собственники помещений в МКД и не являются собственниками несформированного земельного участка, они вправе владеть и пользоваться им в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В данном случае собственники помещений являются законными владельцами земельного участка под МКД и имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (ст. 305 ГК РФ).

Плательщики земельного налога

Впрочем, собственникам помещений в МКД не придется уплачивать земельный налог до тех пор, пока в реестре зарегистрировано право собственности на участок за застройщиком. Застройщик утрачивает обязанность по уплате земельного налога в отношении части земельного участка, соответствующей доле собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, после внесения изменений в реестр в части уменьшения размера земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на долю собственника помещения в праве общей собственности на земельный участок (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-06/1/837, от 13.12.2011 N 03-05-05-02/64). Однако вспомним Постановление ФАС СЗО от 31.03.2011 по делу N А56-39901/2010, в котором суд признал, что управление Росреестра обязано зарегистрировать прекращение права собственности застройщика на земельный участок (при условии что дом сдан в эксплуатацию, все помещения переданы дольщикам, право собственности хотя бы одного из них зарегистрировано) на основании заявления застройщика об отказе от права собственности. Полагаем, как только из реестра исключается упоминание о праве застройщика на землю, плательщиками земельного налога становятся собственники помещений в МКД.

Для возникновения права общей долевой собственности на земельный участок под МКД не требуется издания каких-либо специальных актов органами власти, главное - формирование участка и проведение его кадастрового учета. Если это условие выполнено, собственники помещений становятся собственниками и земельного участка. А это означает, что прекращается ранее существовавшее право собственности на эту землю у публично-правового образования или частного лица (застройщика). Соответственно, у публично-правового образования нет оснований для взыскания арендных платежей ни с застройщика, ни с собственников нежилых помещений в МКД, даже если срок действия ранее заключенных договоров аренды еще не истек. Если же участок не сформирован, он по-прежнему находится в собственности публично-правового образования, которое, однако, не вправе распоряжаться землей в той части, которая необходима для эксплуатации жилого дома.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в строительстве

Строительная организация приобрела земельные участки, не предназначенные для жилищного строительства. В связи с этим производилось изменение их целевого назначения.

С какого момента организация вправе применять пониженную ставку земельного налога? Когда прекращается обязанность застройщика по уплате земельного налога?

Порядок определения налоговой базы
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно разъяснениям чиновников, приведенным в письме Минфина России от 5 мая 2009 г. № 03-05-05-02/25, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом).

Она не может изменяться для целей налогообложения в течение налогового периода, в том числе в зависимости от изменения вида разрешенного использования земельного участка. Исключением являются случаи исправления технических ошибок, судебного решения и т. п. Они вносятся обратным числом на указанную дату.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющее на величину кадастровой стоимости земельного участка и происшедшее в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ установлена пониженная ставка земельного налога в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. В то же время в отношении участка, приобретенного для жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства.
При этом трехлетний срок строительства, в течение которого применяется повышающий коэффициент 2, должен исчисляться начиная с месяца выдачи свидетельства о госрегистрации права на земельный участок с измененным видом разрешенного использования «под строительство жилого дома» (см. письмо Минфина России от 12 февраля 2009 г. № 03-05-05-02/05).

ПРИМЕР
Организацией 4 марта 2008 года приобретен земельный участок с назначением «под строительство торгово-развлекательного комплекса» площадью 1700 кв. м. Кадастровая стоимость участка -
1 500 000 руб., установленная ставка земельного налога - 1,5 процента. В декабре 2008 года изменено назначение участка «под строительство жилого дома» и уменьшена его кадастровая стоимость до 1 100 000 руб., а также получено новое свидетельство о госрегистрации права на земельный участок.

В 2008 году налогообложение производится исходя из вида разрешенного использования «под строительство торгово-развлекательного комплекса». Учитывая, что возникновение права собственности на земельный участок произошло 4 марта, то есть в течение налогового периода, сумма налога исчисляется с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Так как право собственности на участок приобретено до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения прав принимается за полный месяц.
В 2008 году сумма земельного налога составит:

1 500 000 руб. х 1,5% 5 10 мес. : 12 мес. = 18 750 руб.

В 2009 году земельный налог будет равен:

1 100 000 руб. х 0,3% х 2 = 6600 руб.

При этом трехлетний срок строительства, в течение которого применяется повышающий коэффициент 2, исчисляется с декабря 2008 года.

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВЗИМАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования. Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат госрегистрации в Едином государственном реестре. Следовательно, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок. К таким документам относится свидетельство о государственной регистрации прав.

Исполнение обязательств застройщиком
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. » застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, предусмотренного договором. Этот срок должен быть единым для дольщиков, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома или блок-секции дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
При этом обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (ст. 12 Федерального закона № 214-ФЗ).

ПРИМЕНЕНИЕ ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПРЕКРАЩАЕТСЯ
Право собственности дольщика на объект долевого строительства подлежит государственной регистрации на основании документов, подтверждающих факт его постройки (разрешение на ввод в эксплуатацию), и передаточного акта или иного документа о передаче объекта. Исходя из этих норм, финансисты сделали вывод (см. письмо от 5 мая 2009 г. № 03-05-05-02/25), что обязанность организации-застройщика по применению повышающих коэффициентов прекращается «с момента исполнения этой организацией обязательств перед всеми участниками долевого строительства в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона № 214-ФЗ».

С КАКОГО МОМЕНТА МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ?
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

При этом, как отметили судьи в постановлении ФАС Уральского округа от 17 октября 2007 г. по делу № Ф09-8428/07-С1, «публичная обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, находящийся под многоквартирным домом, у отдельного собственника жилого помещения в названном доме отсутствует».
Таким образом, основанием для госрегистрации перехода прав на земельный участок будет являться совместное заявление застройщика и собственников помещений в многоквартирном доме или их представителей (п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минюста России от 14 февраля 2007 г. № 29). В частности, представителями собственников могут являться председатель или иной член правления товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Следовательно, обязанность организации-застройщика по уплате земельного налога прекращается с момента государственной регистрации собственниками (ТСЖ) прав общей долевой собственности на объекты недвижимости.

КТО СТАНОВИТСЯ СОБСТВЕННИКОМ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА?
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, и др.
При этом следует учитывать, что до определения границ и площади земельного участка, а также его кадастрового учета этот участок не может быть передан в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме (постановление ФАС Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-2332/09-С3).

2020 год принес существенные изменения, которые коснулись плательщиков земельного налога. Главной новостью стала отмена предоставления налоговых деклараций, начиная с отчетного периода 2020 г. Отчет, который организации сдают в текущем году за период 2019 г. – последний.

Земельный налог 2020: когда нужно отчитаться за прошлый год

В текущем году необходимо отчитаться по земельному налогу следующим организациям (п.1 ст.388 НК РФ):

  • имеющим земельный участок в собственности (на балансе);
  • если участок находится в бессрочном пользовании.

Нет обязанности подавать декларацию организациям, если участки;

  • получены в пользование по договору аренды;
  • находятся на праве безвозмездного пользования.

По итогам 2019 г. организации обязаны самостоятельно рассчитать земельный налог для юридических лиц, а также подать декларацию в ИФНС. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость участка, числящаяся в Росреестре по состоянию на 01.01.2020 г. Уточнить стоимость можно:

  • зайдя на официальный сайт Росреестра (сервис «Публичная кадастровая карта»);
  • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра, либо в офисе ведомства, а также через МФЦ.

Если организация пользуется налоговыми льготами по земельному налогу, установленными ст.395 НК РФ, то из кадастровой стоимости вычитается сумма льготы, и остаток умножается на ставку налога.

Размер ставок устанавливается местными органами власти, с учетом верхней границы, регламентируемой ст.394 НК РФ. Для уточнения ставки, действующей в конкретном регионе, плательщикам необходимо обратиться в свою ИФНС. Это поможет избежать переплаты по налогу. Применять ставки, указанные в ст.394 НК РФ можно только в том случае, если на местном уровне ставки не были введены. Аналогично и со льготами: их точный перечень, применимый на территории субъекта, а также список подтверждающих документов необходимо уточнять в местной налоговой инспекции или на ее сайте.

Поскольку ставки и размер льгот – фиксированные величины, то для уменьшения суммы земельного налога в 2020 году к уплате организация может попытаться снизить кадастровую стоимость. Сделать это можно в следующих случаях:

  • при изменении качественных и количественных характеристик участка (изменение площади или присвоенной категории земель);
  • если в данных Росреестра содержатся ошибочные сведения;
  • по решению суда.

За 2019 год заплатить земельный налог для юридических лиц надо не позднее 01.02.2020 г. Но поскольку дата выпадает на выходной день, срок переносится на 03.02.2020 г. Это самый ранний срок, когда муниципалитет может требовать внесения платы за землю. Но на местном уровне могут устанавливаться и более поздние даты, а также периодичность уплаты (квартальные авансы или единый годовой платеж). Это также уточняется в местной ИФНС.

Уплачивается налог по месту нахождения участка, вне зависимости от того, где зарегистрировано юридическое лицо-собственник. Если участок относится к разным муниципальным образованиям, платеж распределяется пропорционально площади, относящейся к каждому из них. Соответственно, внести платеж придется несколькими платежными поручениями в разные ИФНС.

Изменения по земельному налогу с 2020 года

В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

  • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
  • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
  • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
  • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
  • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка - в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

  • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
  • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
  • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
  • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
  • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС - такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Случаи нецелевого использования земель далеко не редкость. Сельхозземли не возделываются и зарастают бурьяном, земли под жилищное строительство – не застраиваются.

В этой связи вполне понятно стремление государства (в лице налоговых органов) ограничить применение пониженной ставки земельного налога при использовании участков не по назначению.

В частности, можно считать сформировавшейся судебную практику по дачным участкам[1].

Суды в этих делах (со ссылкой на Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») пришли к заключению, что пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.

В деле, рассмотренном Конституционным Судом РФ (Определение от 23 июля 2020 г. № 1707-О), даже наличие у налогоплательщика статуса некоммерческой организации (товарищество собственников недвижимости - ТСН) не позволило применить пониженную ставку налога.

Суды установили, что спорные участки использовались товариществом в коммерческих целях (для перепродажи), а не для ведения дачного хозяйства или дачного строительства.

В ходе обследования было обнаружено, что дачные строения, сооружения на обследуемых территориях отсутствуют, земельные участки не используются для выращивания плодовых, овощных и сельскохозяйственных культур. На территории участка отсутствуют водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газификация, дороги, водонапорные башни, общие ворота, заборы, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения. Земельные участки не используются для дачного хозяйства (садоводства и огородничества). Обследованные земельные участки покрыты плотной сорной растительностью естественного происхождения, с остатками травостоя прошлых лет (высохшая трава), с преимущественным видовым составом сорняков: пырей, пижма, лебеда, осот, полынь и др.

Постановление 10ААС от 12.12.2019 по делу №А41-25410/19

Конституционный Суд, отказывая в принятии жалобы налогоплательщика, указал, что пп.1 п.1 ст.394 НК РФ[2]

предполагает возможность применения предусмотренной им налоговой ставки лишь в отношении указанных в нем земельных участков, в том числе при соблюдении любым собственником участка установленных ограничений по его использованию

Но на практике вырванные из контекста отдельных судебных актов фразы начинают применяться правоприменителем и в ситуациях, когда само целевое использование земельного участка налицо.

Причем происходит смешение отдельных, самостоятельных оснований для пониженной ставки: выводы из дел по «дачным» участкам применяют в делах по жилищному строительству.

Вот реальный пример.

В 2019г. Застройщик приобрел земельные участки с разрешенным использованием «под индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС).

Заказал проект планировки и план благоустройства и озеленения коттеджного поселка; размежевал участок, подвел все коммуникации, построил дороги, детские и спортивные площадки и т.д. По заказу покупателей (которые выбирают приглянувшийся участок и проект дома) стал возводить и продавать коттеджи.

Полагая, что все условия соблюдены (вид разрешенного использования под ИЖС + осуществление жилищного строительства) – применил пониженную ставку земельного налога 0,3% (вместе с повышающим коэффициентом 2).

Но налоговый орган пересчитал налог по общей ставке (1,5%).

Объяснение простое: раз участок под ИЖС – воспользоваться пониженной ставкой налога по таким участкам могут лишь граждане, которые строят «для себя» (много ли тех, кто может и, главное, хочет самостоятельно заниматься строительством своего дома – большой вопрос). А застройщик использует участок в предпринимательской деятельности, прибыль извлекает.

Действительно, с 01.01.2020 законодатель ввел прямой запрет (оправданность которого - тем для отдельной дискуссии) на применение ставки 0,3: в отношении участков под ИЖС, используемых в предпринимательской деятельности (пп.1 п.1 ст.394 НК РФ):

приобретенных (предоставленных) для жилищнгого строителства

приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности

Очевидно, что указанная норма ухудшает положение налогоплательщиков и в силу п.2 ст.5 НК РФ не имеет обратной силы.

Следовательно, запрет на применение пониженной ставки земельного налога для земельных участков, использующихся в предпринимательской деятельности, не распространяется на прошлые периоды.

В проверяемом периоде (речь про 2019 год) указанная норма не содержала ограничений в отношении субъектов, которыми приобретены (предоставлены) данные земельные участки (юридические или физические лица).

Поэтому ставка налога 0,3% (до 01.01.2020) должна применяться в отношении всех земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, независимо от того, юридическим или физическим лицом приобретен (предоставлен) такой земельный участок.

Тем не менее, налоговый орган отказал в применении ставки 0,3% в 2019г.

И это несмотря на подход Верховного Суда РФ[3] о том, что в качестве «прививки» от злоупотреблений и нерасторопности в освоении земель под жилищное строительство (а согласно классификатору[4] ИЖС – это подвид жилищного строительства) законодатель предусмотрел повышающий коэффициент (х2 в течение 3 лет, далее – х4) к «жилищно-строительной» ставке, а не применение общей ставки земельного налога.

К чему приводит такое расширительное толкование (вопреки буквальному содержанию пп.1 п.1 ст.394 НК РФ и экономическому обоснованию земельного налога) условий применения пониженной «жилищно-строительной» ставки земельного налога?

Очевидно, к удорожанию стоимости загородного жилья (ставшего особенно актуальным в период пандемии) – ведь в конечном счете все свои издержки застройщик перекладывает на покупателя.

[1] Определения Верховного Суда РФ от 18.05.2015 №305-КГ14-9101, от 29.02.2016 №305-КГ15-13502, от 20.04.2017 №305-КГ17-3265, от 15.01.2018 №305-КГ17-20424, от 21.12.2018 №307-КГ18-20670

[2] Справедливости ради надо отметить, что в Определении Суд привел редакцию пп.1 п.1 ст.394 НК РФ, действующую с 01.01.2020. Тогда как в деле налогоплательщика речь шла о 2017г.

[3] Определения ВС РФ от 04.02.2020 по делу №А53-21469/2017, от 15.10.2020 по делу №А60-50402/2019

[4] Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. №540

Читайте также: